Евгения Климкович
Здравствуйте, мои многоуважаемые читатели! Не в любом учебном заведении есть продлёнки, потому проблема свободного времени у младших школьников возникает в каждой второй семье. Об этой проблеме знает наше государство, потому принимает меры, чтобы российские дети в свободное внешкольное время были заняты по полной, предоставляя возможность поучиться-потрудиться и после уроков тоже.
Однако, хорошо ли это быть до вечера занятыми или всё-таки для юных учеников тяжело?
Педагоги считают, что внеурочная деятельность в начальной школе очень важна, ведь она даже предусмотрена ФГОС.
Более того, воспитание в свободное от уроков время на законодательном уровне теперь стало частью основной образовательной программы.
Но тут появляется резонный вопрос родителей: обязательно ли посещать такие мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности, или это дело добровольное: хочу – хожу, хочу – не хожу?
Зачем нам внеурочка?
Министерство образования и науки РФ нам поясняет, с какой целью оно в ФГОС предусматривает для начальной школы внеурочную деятельность:
- в первую очередь, это метод для быстрой адаптации детей 1-4 классов к учебному процессу;
- во-вторых, это способ перераспределить учебную нагрузку, тем самым улучшив условия для развития младших школьников;
- в-третьих, это возможность учесть индивидуальные особенности каждого.
Основная задача внеурочки в младшей школе – достигнуть запланированных учебным заведением результатов освоения основной программы начального общего образования.
Особенно важна она для первоклашек, когда ещё сложно семилеткам выдерживать статические нагрузки и быстро переключаться с одной деятельности на другую. Вот тут-то и помогают выходы после уроков на природу для изучения окружающего мира, посещение выставок и экскурсий для познания истории родного края, хождения на спектакли для освоения русского языка и литературы.
Как организуют внеурочку?
В рекомендациях Минобрнауки есть ряд направлений, в которых школой может быть организована внеурочная деятельность.
Спортивно-оздоровительное
Необходимое для повышения двигательной активности школьников, укрепления их здоровья и закрепления основ здорового образа жизни. Здесь вам и физкультурные состязания с праздниками, и секции с факультативами. И почему сегодня незаслуженно подзабыта такая военно-спортивная игра как «Зарница»? Помнится мне из своего школьного детства, мы очень любили эти соревнования.
Социальное
Нужное для формирования в каждом ученике личности, его понимания социально одобряемых и неодобряемых форм поведения, воспитания в школьниках патриотической жилки.
Встречайтесь с ветеранами, устраивайте поиск информации в архивах, занимайтесь волонтёрством, организуйте тематические конкурсы, смотрите патриотические фильмы, собирайте экспонаты для школьных музеев — в общем, несите добро окружающим через свою социальную роль.
Духовно-нравственное
Требуемое для осознания общественных норм, формирования правильного отношения к базовым человеческим ценностям, таким как природа, семья, мир, человек, а также с целью получения опыта самостоятельных общественных действий.
Здесь может быть всё, что связано с душой: музеи и кино, выставки и фестивали искусств, школьные театры и художественные кружки, походы и прогулки.
Общекультурное
Предполагающее ознакомление с культурным наследием и овладение творческими навыками. Познакомиться поближе со своим (и не только) краем помогают экскурсионные программы.
Привьют интерес к творчеству кружки прикладного искусства, где можно научиться вязать и вышивать, как это делали наши бабушки, резать по дереву, как это умели наши дедушки, а ещё расписывать камни и дерево, творить из бумаги и ткани.
Общеинтеллектуальное
Связанное с самостоятельным поиском новых и обработкой уже полученных знаний, их применением на практике. Это, в первую очередь, факультативы, где школьные дисциплины можно изучить изнутри, глубоко. Здесь и проектная работа, и конкурсы исследований, и всем известная «Что? Где? Когда?», и интеллектуальные марафоны и олимпиады, — всё, что развивает детский ум и повышает IQ.
Все эти направления реализует каждое учебное заведение по своему усмотрению. И совсем необязательно, чтобы всё это было в стенах школы. Могут быть организованы занятия в свободное время в учреждениях дополнительного образования. На «всё — про всё» учебными СанПиНами отводится не более 10 академических часов в неделю.
А вот теперь о том, что интересует родителей больше всего: а обязательно ли это? Для школы организация внеурочной деятельности – да, обязательна, а вот для нас, родители, её посещение — вовсе нет.
ФГОС предполагает участие во внеурочной деятельности школы исключительно на добровольной основе, предоставляя детям право выбора. Это подтверждает и Закон «Об образовании», давая «лазейку» для ленивых: обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом, а ФГОС разделяет между собой учебный план от плана внеурочного.
Но снова и снова мы в каждом отдельном городе сталкиваемся с «метлой, которая по-своему метёт»: обязаны быть и точка! В таких случаях рекомендую писать официальные заявления-отказы от участия во внеурочке на имя администрации школы.
Ну, а в случае игнорирования Ваших требований из многих наших статей о юридических аспектах организации учебного процесса Вы, наверное, уже знаете, куда и к кому идти, когда школа Вас «не слышит».
А стоит ли противиться
Хлопающим в ладоши родителям хотелось бы посоветовать не бежать стремглав писать заявления об освобождении от участия ребёнка во внеурочной деятельности. Согласна, когда у школьника есть «на стороне» кружки, секции, которые отнимают львиную долю свободного времени, тут не до внеурочки.
А вот те дети, которые ничем не заняты после уроков, вполне могли бы реализовать себя через такое дополнительное образование, организованное школой. Стоит ли указывать на то, что любые внеурочные мероприятия, в первую очередь, направлены на развитие ребёнка, а уж никак не на его перегруз «лишними» занятиями.
Стоит ли отказываться от совместных «вылазок» на экскурсии или от общих горячих диспутов о «наболевшем», от КВНов и развлекательных викторин, от спортивных соревнований и олимпиад? Вряд ли семья в полной мере сможет заменить дружный детский коллектив и научить общаться так, как этому можно научиться в школе через совместные мероприятия, когда «один за всех, и все за одного».
Надеюсь, что нам сегодня удалось разобраться со всеми сторонами внеурочной деятельности, и готова услышать ваши ответы на наболевший вопрос: «А в ваших школах внеучрока – это обязательно?». Добро пожаловать в раздел для комментаторов)
Не забудьте подписаться на новости блога и раз в неделю получайте на почту информацию о новых статьях, появившихся в «ШколаЛе».
Всего вам доброго!
Источник: https://shkolala.ru/zakonodatelstvo-o-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole/
ФГОС: внеурочная деятельность в начальной школе
В 2010 году новые ФГОС, или иначе Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, были введены во всех российских школах. Важное изменение было внесено во внеурочную деятельность начальной школы – целых 10(!) часов школьной рабочей недели должны быть заняты ей. Что же подразумевает внеурочная деятельность в начальной школе, и почему она так важна?
Внеурочная деятельность в начальной школе – это работа педагога с ребёнком в соответствии с его индивидуальными особенностями, направленная на развитие и проявление его талантов, интересов, способностей в различных сферах и видах деятельности. Существует ещё одно определение внеурочной деятельности: это такая деятельность младших школьников, проводимая вне уроков, которая даёт возможность решать задачи воспитания и социализации детей.
Но многие родители, к сожалению, считают важным и значимым лишь основную программу начальной школы, а факультативы и классные часы не являются для них чем-то важным.
Раньше, до введения нового ФГОС, школа очень мало внимания уделяла социальной жизни школьников. Но сейчас всё изменилось – именно во внеурочной деятельности ребёнок может познать свои возможности и раскрыть таланты.
Учителям начальных классов не надо ничего выдумывать – программа ФГОС уже составлена, остаётся только внедрить её в жизнь.
Родители и ученики начальных классов могут вносить свои идеи и предложения по поводу проведения дополнительных занятий и таким образом влиять на внеурочный процесс. Однако, стоит заметить, что школа не имеет права заставлять детей ходить на эти занятия, она может лишь попробовать заинтересовать школьников.
Внеурочная деятельность в начальной школе очень подходит родителям тех учеников, которые не имеют возможности водить своих детей в секции и кружки по каким-либо причинам. Однако, и те дети, которые посещают секции вне школы, могут совмещать школьную внеурочную деятельность и дополнительные занятия вне стен школы.
Часы внеурочной деятельности в начальной школе сильно отличаются от традиционного урока. Такие занятия проходят в форме кружков, экскурсий, секций, КВН, соревнований, конференций, олимпиад и пр. Главная цель таких занятий – воспитание социально активной и разносторонне развитой личности, вобравшей в себя духовно-нравственные ценности и культурные традиции России.
- Внеурочная деятельность в начальной школе может иметь различные формы и направления работы:
- • игровая деятельность (например, народные игры),
- • спортивно-оздоровительная деятельность (подвижные и спортивные игры),
- • изучение традиций и духовного наследия предков (занятия-путешествия, занятия-исследования, беседы),
- • социальная деятельность (социальные акции, ролевые игры, коллективно-творческие дела, социально-моделирующие игры),
- • проектная деятельность (создание и защита своего проекта),
- • художественно-просветительская деятельность (музыкальные кружки, театральная студия),
- • кружки по предметам (например, кружок «занимательная математика»).
- Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе используется для развития способностей школьников, что закладывает основы последующего успешного обучения ребёнка.
- Автор статьи: Терентьева Татьяна Сергеевна
Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/5048-fgos-vneurochnaja-dejatelnost-v-nachalnoj-shkole.html
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
- К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
- Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения;
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- классное руководство.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно – нравственное
- Общеинтел-лектуальное
- Общекультурное
- Социальное
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно – ценностное общение
- Досугово – развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
- Кружок
- Студия
- Секция
- Клуб
- Объединение
- Факультатив
- Научное общество
- Конференция
- Слет
- Игра
- Соревнование
- Турнир
- Встреча
- Концерт
- Спектакль
- Практика
- Экскурсия
- Культпоход
- Туристический поход
- Субботник
- Десант
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
- Посещение спортивных секций
- Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
- Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
- Участие в спортивных соревнованиях.
- Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Общекультурное:
- Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
- Проектная деятельность;
- Участие в научно-исследовательских конференциях;
- Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
- Выставки рисунков.
- Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
- Тематические классные часы.
- Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
- Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Социальное:
- Проведение субботников.
- Работа на пришкольном участке.
- Разведение комнатных растений и уход за ними.
- Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам:
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
- Беседы на различные темы
- Дискуссии
- Собрания
- Конференции
- Лекции
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
- Образно-художественные формы
- Концерты
- Спектакли
- Праздники
- КТД
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
- Трудовые формы внеурочной деятельности
- Работа на пришкольном участке
- Работа по оформлению и уборке кабинета
- Уход за комнатными растениями
- Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
- Помощь школьному библиотекарю
- Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
- Игровые (досуговые) формы работы
- Совместные праздники
- Подготовка концертов, спектаклей
- Неделя театра, танца, вокала
- Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
- Соревнования
- Конкурсы
- КВНы
- Туристические походы
- Экскурсионные прогулки в парк
- Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
- Лекции
- Беседы
- Дискуссии
- Психологические упражнения
- Консультации
- Тренинги
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
- Результаты внеурочной деятельности
- Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
- Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
- Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс | Школьник знает и понимает общественную жизнь | Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом |
Второй уровень. 2-3 классы | Школьник ценит общественную жизнь | Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Достигается в дружеской детской среде. |
Третий уровень. 4 класс | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с социальным субъектом. |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой.
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-fgos-noo
Портал педагога | Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
Печерская Лидия ВасильевнаДолжность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ «СОШ п. Садовый» Населённый пункт: посёлок Садовый Наименование материала: статья Тема: Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС. 08.01.2018 Раздел: начальное образование
- Организация внеурочной деятельности в начальной
- школе в рамках ФГОС.
- В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
- начального общего образования основная образовательная программа
- начального общего образования реализуется образовательным учреждением
- через учебный план и внеурочную деятельность.
- Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития
- ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-
- нравственных ценностей и культурных традиций.
- В требованиях к структуре основной образовательной программы начального
- общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5
- направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
- общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
- Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды
- внеурочной деятельности:
-
- Игровая деятельность
-
- Познавательная деятельность
-
- Проблемно-ценностное общение
-
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
-
- Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
-
- Трудовая (производственная) деятельность
-
- Спортивно-оздоровительная деятельность
-
- Туристско-краеведческая деятельность
- Очевидно, что ряд направлений совпадает с видами внеурочной
- деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность).
- Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как
- содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут
- быть использованы различные виды деятельности.
- Например, социальное направление может бать реализовано через такие виды
- внеурочной деятельности, как социально- значимая волонтёрская деятельность и
- трудовая деятельность.
- Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и
- через туристско-краеведческую деятельность.
- Игровая,
- познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение
- реализуются во всех направлениях.
- Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты,
- дискуссии.
- Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии,
- кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные
- общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
- общественно полезные практики и др.
- Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках
- уроков направлена на достижение результатов освоения основной
- образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение
- личностных и метапредметных результатов.
Это определяет и специфику
- внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не
- столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать
- решения и др.
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на
- воспитательные результаты.
- Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в
- деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и
- прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
- Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение
- результата.
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения,
- совершённые действия развили человека как личность, способствовали
- формированию его компетентности, идентичности.
- То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен
- благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее
- окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
- Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут
- быть трех уровней.
- Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний
- (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
- реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов
- особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в
- основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
- социального знания и повседневного опыта.
- 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и
- позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
- Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
- социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов
- особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими
- школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
- ему среде.
- 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
- социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое
- значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за
- пределами школы, в открытой общественной среде.
- 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
- Исходя
- из
- задач,
- форм
- и
- содержания
- внеурочная
- деятельность
- может
- осуществляться через:
- — учебный план образовательного учреждения,
- — дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного
- учреждения
- — образовательные программы учреждений дополнительного образования детей,
- а также учреждений культуры и спорта;
- — организацию деятельности групп продленного дня;
- — классное руководство
- —
- деятельность
- иных
- педагогических
- работников
- (педагога-организатора,
- социального педагога, педагога-психолога)
- Опираясь
- на
- данную
- базовую
- модель,
- может
- быть
- несколько
- типов
- организационных
- моделей
- внеурочной
- деятельности🙁
- м о д е л ь
- дополнительного
- образования. модель
- «школы
- полного
- дня»,
- инновационно-
- образовательная модель.)
- В
- этом
- учебном
- году
- мы
- работаем
- используя оптимизационную модель.
- Модель
- внеурочной
- деятельности
- на
- основе
- оптимизации
- всех
- внутренних
- ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации
- принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя,
- педагог-организатор)
- В
- этом
- случае
- координирующую
- роль
- выполняет,
- как
- правило,
- классный
- руководитель.
- Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа.
- По итогам опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать
- те или иные занятия, а учителями были составлены рабочие программы по
- своему направлению. Пауевой Ниной Владимировной, педагогом-
- организатором, было разработано положение о внеурочной деятельности и
- составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый
- ребёнок мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания
вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы
- из детей разных классов и некоторые дети были записаны на несколько занятий.
- Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня
- первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.
- Духовно-нравственное направление реализуется через кружок по ОРКСЭ,
который ведёт Алексеева И.В.
- Основная цель занятий — формирование творчески развитой личности ребенка
- путем совершенствования знаний и умений, формирования общей духовно
- -нравственной культуры, а также познакомить младших школьников с событиями
- Евангелия как с основой православной культуры.
- Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки: «Пишем
грамотно», «Решай-ка», которые ведёт Печерская Л.В.
- В основе кружка «Решай-ка» лежит программа О.А Холодовой «Юным
- умникам и умницам, развитие познавательных способностей», которая позволяет
- успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов,
- помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по
- предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм
- самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,
- снижается тревожность.
- Программа кружка «Пишем грамотно» позволяет развивать его личность в
- рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений. Данная
- программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и
- мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня
- при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому
языку. Цель программы : развить кругозор и мышление учащихся. Задачи:
- вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым
- явлениям, к слову; закрепить практические навыки в построении устных и
- письменных высказываний; способствовать развитию творческих способностей
- школьников.
- В основе кружка «Мой друг — компьютер» лежит программа «Информатика и
ИКТ» А. В. Горячева. Особое значение пропедевтического изучения
- информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики
- логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого
- логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по
- утверждениям психологов основные логические структуры мышления
- формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур
- протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
- Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное
- умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении
- компьютера как инструмента информационной деятельности подводит
- школьников к изучению таких тем как информация и информационные
- процессы, виды информации, организация и поиск информации.
- Общекультурное направление реализуется через кружок «Золотой голосок» ,
- который ведёт Алексеева Ирина Владимировна.
- Во время занятий в кружке «Золотой голосок» у учащихся формируется
- устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они
- приобщаются к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально-хорового
- искусства.
- Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как
- физкультурные праздники и соревнования, кружок «Спортивные игры», который
ведёт учитель физического воспитания Печерский В.В.
- В
- основу
- организации
- внеурочной
- деятельности
- в
- рамках социального
- направления
- положена
- общественно
- –
- полезная
- деятельность:
- работа
- по
- о зе л е н е н и ю
- к л а с с а ,
- школ ы ;
- о р га н и за ц и я
- д е жу р с т ва
- в
- к л а с с е ;
- профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;
- выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; участие
- ребенка
- в
- социальных
- акциях,
- организованных
- взрослыми;
- коллективное
- творческое дело; социально-образовательные проекты.
- Учащиеся приняли
- участие в таких проектах, как «Моя семья», «Моя малая
- Родина», «Молоко пьём — все рекорды побьём», «Хлеб – всему голова». Во время
- акции «Как помочь птицам зимой?», ребята изготовили кормушки и развесили их
- вокруг школы и в своих дворах.
- Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не
- механическая добавка к основному общему образованию, призванная
- компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
- Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия
- каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное,
- что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается
- как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в
- полноценное пространство воспитания и образования.
Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=27128