Конспект внеклассного занятия «Насекомые», 1 класс.
Черных Елена Валерьевна Должность: учитель начальных классов Описание: внеклассное занятие «Насекомые» будет интересно учителям начальных классов. Занятие дает детям первоначальные сведения о насекомых; способствует развитию внимания, памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, речи. Оборудование: рисунки с изображением насекомых, модель гусеницы. Цели: формирование представлений об отличительных особенностях строения насекомых. Задачи: углубить знания учащихся о насекомых; научиться сравнивать тела различных насекомых; узнавать насекомых на рисунке; развивать внимание, память, мышление, воображение, речь; формировать познавательную активность первоклассников через внеурочную деятельность. Учитель: Посмотрите на доску и скажите какое животное лишнее?
Ученики: Белка лишняя, потому что она- зверь, а остальные- насекомые. Учитель: Правильно! Сегодня мы поговорим о насекомых, об их отличительных особенностях строения. Вести занятие нам поможет забавная гусеница, у которой каждое звено представляет собой кружок с заданием, которое нам предстоит выполнить. Гусеница- это личинка бабочки. Обладая хорошим аппетитом, личинка усиленно питается, растет и после нескольких линек превращается в куколку, из которой, в свою очередь, появляется бабочка.
А вот и первое задание. Берем кружок –звено гусеницы и читаем задание. Угадай название бабочки по первым буквам слов животных: аист, дятел, мышь, игуана, рак, анаконда, лиса.
Ученики: адмирал.
Учитель: Верно. Молодцы! Какие названия бабочек вы еще знаете? Ученики: капустница, крапивница, лимонница, мотылек, махаон, павлиний глаз… Учитель: Второе задание: узнай насекомое. В словах-названиях насекомых «сбежали» гласные буквы. Ж.к, м.ль, к.м.р, бл.х., стр.к.з., м.р.в.й, т.р.к.н, кл.п, к.зн.ч.к. Ученики выходят к доске и вписывают гласные буквы: жук, моль, комар, блоха, стрекоза, муравей, таракан, клоп, кузнечик.
Учитель: Третье задание- загадки.
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
Ученики: бабочка.
Учитель: Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу. Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. Ученики: жук.
Учитель: Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком, он поделится медком. Ученики: пчела.
Учитель: Много-много мастеров дом срубили без углов. Ученики: муравьи. Учитель: Не солнце, не огонь, а светит. Ученики: светлячок. Учитель: Не зверь, не птица, нос, как спица. Летит-кричит, сядет-молчит. Ученики:комар. Учитель: Гудит мохнатенький, летит за сладеньким. Ученики: шмель. Учитель: Устанет, день-деньской летая над водой, и, как на островке, сидит на поплавке. Ученики: стрекоза. Учитель: Молодцы! Знаете ли вы, чем насекомые отличаются от других животных? Ученики: У насекомых 6 ног. Учитель: Верно. Они также имеют голову, грудь, брюшко. Тело насекомых покрыто сетью полосок, как будто насечено. Отсюда и название- «насекомые». В мире огромное количество насекомых. Их места обитания находятся повсюду: на земле, под землей, на воде, под водой… Некоторые насекомые приносят пользу человеку, некоторые- вред. Следующее задание- игра «Похлопаем-потопаем». Я буду читать высказывание. Если вы считаете, что оно утверждает, будто насекомые приносят пользу человеку,-похлопайте в ладоши. Если считаете, что высказывание указывает на приносимый человеку насекомым вред, то потопайте ногами. -Насекомые опыляют растения. (хлопают) -Насекомые повреждают растения. (топают) -Дают мед. (хлопают) -Переносят возбудителей болезней. (хлопают) -Дают молоко. (топают) -Дают шелк. (хлопают) -Дают сырье для лекарства. (хлопают) -Насекомые служат кормом птицам зимой. (топают)
Учитель: Молодцы! Последнее задание называется «Перевоплощение». Включите свое воображение и попробуйте стать каким-нибудь насекомым. Вам помогут картинки на доске. Расскажите, где живете, чем питаетесь, как выглядите, чем любите заниматься.
Дети по желанию выходят и рассказывают про свое насекомое.
Рефлексия:
Учитель: Молодцы! Что нового узнали? Как вы считаете, как вы работали на уроке? Выберите зеленый кружок- если занятие вам понравилось, красный кружок- если нет. Конспект занятия по теме «Шов «ручная строчка» для 1 класса Игра — путешествие 1 класс. Конспект Сценарий театрализованной игровой программы для 1 класса Внеклассное занятие для учащихся 1-3 классов. Урок доброты
Разработка занятия по внеурочной деятельности по программе Л.А. Ефросининой «В мире книг», 1 класс
- Внеклассное занятие в 1 классе по коррекции речевого развития
- Методическая разработка внеклассного занятия для 2-3 класса по окружающему миру
- Сценарий внеклассного мероприятия для 1-2 класса по теме Зима
- Сценарий внеклассного занятия для 1-2 класса по сказкам
Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-valerevna-chernyh/vneklasnoe-zanjatie-nasekomye-1-klas.html
Урок окружающего мира по теме "Насекомые" 1 класс
Урок окружающего мира. Тема «Насекомые».
- Цели урока:
- образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;
- развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;
- воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.
- Ход урока.
1.Организационный момент.
1.Психологический настрой. Прозвенел звонок, Начался урок. Я желаю вам,
- Чтоб пошел он впрок.
- 2. На уроке разрешается:
- Грамотно отвечать устно;
- Давать правильные и полные ответы на вопросы;
- Помогать друг другу, поддерживать друг друга;
- Приветствуется активность, грамотность, чёткое изложение мыслей.
- — Вы с хорошим настроением пришли на урок?
- — Ваше здоровье в порядке?
- — Вы готовы к интересным, творческим заданиям?
- Тогда нам пора.
- Сейчас мы отправимся в путешествие на солнечную поляну и познакомимся с её жителями. Слайд 2
- А что мы возьмём с собой в путешествие?
II. Повторение изученного.
Прежде чем мы с вами откроем секрет, давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем?
— Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)
На экране (доске) карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха). Слайд 3.
Задание 1. Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы.
— Проверьте свои высказывания. Слайд 4.
— Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц. (Число ног — 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).
-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц.
— Главным героем какой известной сказки К. Чуковского является муха?
— А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, послушав отрывок из любимой вами сказки «Муха – цокотуха» К. Чуковского. Послушайте отрывок и запомните животных, которые были в гостях у мухи.
Прослушивание отрывка сказки (до появления паука). Чтение учителем (подготовленным учеником).
Задание 2. Назвать животных, которые были в гостях у мухи.
(По мере называния на экране по щелчку появляются изображения насекомых: таракан, блоха, пчела, бабочка) Слайд 5.
— Рассказать, где наблюдали этих животных. Что их объединяет?
— Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.
Узнать название этой группы вам поможет кроссворд.
Задание 3. Рабочая тетрадь №2, с. 19, №12. Кроссворд. Работа в парах.
— Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые). Слайд 5,6.
Задание 4. Что бы хотели узнать о насекомых? Слайд 7
- Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, разнообразие.
- Ребята, а почему таких разных животных объединили в одну группу?
- -Нам нужно выяснить, почему насекомые так называются, и определить, чем они отличаются от других животных.
Задание 5. Проведём маленькую исследовательскую работу. Сейчас мы с вами будем исследователями и свои наблюдения будем записывать в печатную тетрадь на с. 19 № 13
Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых.
Давайте на примере нескольких насекомых постараемся назвать основные части тела насекомых.
У вас на столах лежат коробочки с насекомыми. Возьмите эти коробочки и посчитайте сколько ног у насекомых.
Определение признаков насекомых.
1признак «6 ног» — У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания
— Так чем же отличаются насекомые от других групп животных? (количеством ног)
— Но не только этим отличаются насекомые от других животных.Посмотрите на насекомое и попробуйте найти части его тела.
2 признак Давайте попробуем назвать части тела насекомых. Слайд 8— Какие части тела насекомого вы видите? — голова- грудь — брюшко
- Значит, тело насекомого состоит из 3 частей (насечек)
- Работа в ТПО
Название класса « Насекомые» произошло от слова насекать (на теле есть полоски, колечки напоминающие насечки) .Проверим правильно ли вы выполнили задание. Слайд 9
А что ещё есть у насекомых? (усики)
3 признак … (наличие усиков) — А чем питаются ночные бабочки? (нектаром). — Как вы думаете, как ночью бабочки находят цветы? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. Оказывается, бабочки находят их по аромату, ведь все цветы издают чудесный аромат.- Но как они его чувствуют, ведь носа у насекомых нет. Они улавливают запахи с помощью усиков.
— Усики- характерный признак многих насекомых
4 признак… (наличие двух пар крыльев) -Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных? — Что помогает их передвижению? — У животных, какой группы тоже есть крылья? Сколько их? (у птиц 2 крыла)- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?
Появляется табличка «две пары». Но у всех ли насекомых есть крылья? Есть и такие, у которых их нет( муравьи, тараканы и другие).
- Итак, повторите характерные признаки всех насекомых:(голова, грудь, брюшко, 6 ног, усики, 2пары крыльев)
- Физминутка
- Утром стрекоза проснулась,
- Потянулась, улыбнулась
- Раз-росой она умылась
- Два-изящно покружилась
- Три нагнулась и присела
- На четыре-полетела
- У реки остановилась
- Над водою закружилась.
IV. Закрепление.
Сейчас, используя знания о строении тела насекомых, выполните следующее задание. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся картинки с изображениями животных, относящихся к самым разным классам. Проанализируйте их и отберите только картинки с насекомыми. (работа детей в парах)
-А теперь объясните, каких животных вы отнесли к насекомым ? Почему?
А слышали ли вы какие звуки издают насекомые?
V. Питание насекомых.
— Подумайте, а чем питаются насекомые? (Ответы детей)
— Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки — кровью человека и животных.Итак, мы познакомились с новым классом животных – классом «Насекомые». Их называют хозяевами планеты Земля.
Это самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Они живут повсюду. Они ползают, бегают и летают, могут часами парить на одном месте, описывать в воздухе сложные движения. Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному.
Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.
Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Они могут защищаться, кусаться, жалить, прокалывать кожу.
— А сейчас давайте проверим, как вы запомнили представителей группы насекомых и поиграем в игру «Угадай насекомое». Провести её нам поможет компьютер.
-Назовите вредных насекомых (колорадский жук, комары, муха цеце, бабочка капустница, тля, моль) — Назовите полезных насекомых. ( пчела, муравьи, жуки, бабочки).
- Какую пользу приносят эти насекомые? (пчела добывает мёд, муравьи и жуки рыхлят почву, бабочки опыляют растения)
- Так, если среди насекомых есть не только полезные, но и вредные насекомые, может быть их нужно уничтожать? (ответы детей)
- Сказка «Спор животных»
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе.
Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища.
Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… — Что решили животные? Вывод: насекомые все нужны.
А как надо относиться к насекомым?
Ребята, посмотрите на свои парты.
Кто из животных лежит и скучает? Наверное, пауку тоже не терпится узнать , к какому классу же он относится? Сейчас вы проведёте исследование и найдёте сами ответ на вопрос: является ли паук насекомым? Будете отвечать на этот вопрос, пользуясь знаниями, полученными на уроке. Работаете в парах. На карточке рассмотрите рисунок с изображением паука. Вспомните существенные признаки насекомых. Докажите друг другу в паре:
- Паук – это насекомое, потому что …
- Паук – это не насекомое, потому что …
- А затем выберите в паре, кто будет выступать.
Пауки принадлежат к классу паукообразные. У них 8 ног и нет крыльев. Тело состоит из 2 частей. На брюшке есть несколько бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити – паутины.
— Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали?
— Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.
— Наука о насекомых называется “энтомология”. Слайд 10.
— Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.
— А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (реклама энциклопедий). Слайд 11.
И помните, всё что нас окружает надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения. И занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков.
Задание 13.В конвертах даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в группах по уровню сложности.
1 уровень – Вспомнить и спеть песню «В траве сидел кузнечик».
Что можно узнать из песни о кузнечике?
2 уровень – Найти ошибку художника. Рабочая тетрадь с. 19, рисунки к заданию №12 (стрекоза нарисована с 1 парой ног), исправить. ( Обратить внимание на то, что все ноги у насекомых крепятся к груди).
3 – уровень – из пластилина смоделировать насекомое, учитывая полученные знания.
Оцените результаты своей деятельности на уроке. Выберите смайлик на слайде. Слайд 13
- Оценивание работы учителем.
- Пора подвести итог нашего путешествия.
- Кто живёт на солнечной полянке?
- Что интересного вы узнали о насекомых?
Рефлексия. Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске).
- — Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок)
- — Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный цветок)
- — Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик)
- — Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый цветок)
- — Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!
- Спасибо за старание.
- Ведь главное — желание,
- А навыки и знания
- С годами к вам придут.
- Прозвенел звонок с урока —
- Поиграть пришла пора.
- Что узнали на уроке,
- Не забывайте никогда!
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-nasiekomyie-1-klass
Урок-игра по теме "Кто такие насекомые?", 1 класс, "Школа России"
-
МОУ
средняя общеобразовательная школа г.
Мурманска -
Учитель
начальных классов Сущенко Елена
Николаевна -
Урок
окружающего мира в 1 классе («Школа
России») -
Тема:
«Кто такие насекомые?» -
Тип
урока: закрепление
знаний. -
Форма
проведения: урок-игра
с элементами театрализации. -
Технологии:
игровые,
информационно-коммуникационные. - Цели:
- Познакомить детей с многообразием насекомых, расширить представления об их образе жизни. Закрепить умение отличать насекомых от других групп животных.
- Развивать наблюдательность, мышление, речь, память.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- На центральной доске красочно оформленная тема урока, изображение луга, на боковой доске изображения насекомых на магнитах.
- Игрушка «божья коровка».
- На партах у детей по 3 конверта с заданиями, по 2 вырезанных из бумаги цветка (красный и синий), два цветных карандаша (красный и черный).
- Компьютер, телевизор.
- Маски кузнечика, божьей коровки, костюм гусеницы — бабочки.
Подготовительная
работа:
со всеми детьми разучить ритмичную
физкультминутку, с отдельными детьми
разучить загадки, сообщения, подготовить
сценку.
Ход
урока:
-
Организационный момент – эмоциональный настрой
—
Поприветствуем гостей, улыбнемся друг
другу.
-
Сообщение темы и целей урока
– Сегодня
на урок я пришла не одна, а с помощниками.
Вы их узнаете и назовете, когда послушаете
мой рассказ:
На
планете Земля их огромное количество,
бесчисленное множество. Самых маленьких
из них едва увидишь, а самый крупный
помещается на ладони взрослого человека.
Одни из них ползают, другие — прыгают,
третьи – плавают, четвертые – летают.
Некоторые вызывают у нас отвращение, а
другие заставляют нас восхищаться ими.
На их теле насечки.
—
Верно, это насекомые.
—
Сегодня на уроке мы продолжим тему «Кто
такие насекомые?». А вот и они. Учитель
открывает доску.
—
Мои помощники приготовили для вас
задания и игры, которые помогут вам
лучше узнать их. Заданий будет столько,
сколько ног у насекомых.
—
Верно, шесть заданий. Постарайтесь
справиться, ребята! (По
мере выполнения каждого задания учитель
прикрепляет на доску ромашку-смайлик.)
- III. Работа по теме урока
-
Первое
задание. -
—
Насекомые хотят поселиться на этом
чудесном лугу.
—
Отгадайте загадки и послушайте рассказы
о них. (Дети,
отгадав загадку, подходят к доске и
«заселяют» насекомое на луг.)
-
Настя
приготовила первую загадку: -
Такие
нежные крылья, -
Словно
цветков лепестки, -
Покрыты
нектаром, как пылью. -
На
теле ее волоски. -
Она,
как нарядный цветочек, -
Всегда
наш порадует глаз. -
И
ты назовешь непременно, -
Кому
посвящен мой рассказ. (БАБОЧКА)
—
Бабочки не только украшают луга. Они
пьют нектар из цветков, при этом переносят
пыльцу с цветка на цветок. Бабочки –
насекомые-опылители. Посадите бабочку
на цветок.
—
Следующая загадка звуковая. Послушайте
и скажите, чей это звук. (Дети
узнают по звуку КОМАРА – приложение
1.)
—
Верно, его пронзительный писк невозможно
спутать ни с каким другим звуком. Это
кровососущее насекомое, поэтому мы его
не любим.
—
Но есть хищное насекомое, которое
питается комарами, живет у пруда, летает, как вертолётик. (СТРЕКОЗА)
—
Какое насекомое в сказке К.И.Чуковского
имело прозвище Цокотуха? (МУХА).
-Узнайте,
а кто эти звуки издает? (Звук
– стрекочет КУЗНЕЧИК – приложение 1.)
—
Послушайте, что нам расскажет кузнечик.
В роли кузнечика выступает Алеша.
—
Про меня сочинили песенку «В траве сидел
кузнечик. Совсем как огуречик зелененький
он был». Это правда. Такая окраска
помогает мне скрываться в траве от
моих врагов.
А вот слова «Он ел одну лишь
травку» — неправда! Я ведь ем мелких
букашек и даже маленькой бабочкой могу
полакомиться. А знаете ли вы, чем я звуки
издаю? Это я потираю левое надкрылие о
правое.
Такими звуками я сообщаю другим
кузнечикам, что здесь моя территория –
я здесь охочусь!
—
Ребята, покажите, чем вы слышите. Это
орган слуха. У людей это уши, расположены
на голове. А вот у кузнечика орган слуха
на ногах.
- Саша приготовил загадку:
-
Что
за домик на поляне -
Из
иголок и листвы? -
Подойдем
поближе, взглянем, -
Чья
постройка у сосны? -
В
этом доме оживленье, -
День-деньской
в нем напролет -
Трудится
все населенье: -
Кто-то
веточку несет, -
Кто-то
муху еле тянет, -
Кто-то
крошечку гриба, -
Кто-то
домик охраняет -
От
возможного врага. -
В
дом ведет дорожек много, -
В
нем не место для лентяев. -
И
скажу тебе я строго: -
«Ты
не обижай хозяев!» - (МУРАВЕЙ)
—
К муравьям нужно относиться бережно,
потому что они уничтожают вредных
насекомых. К тому же муравьи рыхлят
почву и переносят семена растений.
-
—
Доскажи словечко: -
Все
жужжит она, жужжит, -
Над
цветочками кружит, -
Села,
сок с цветка взяла. -
Мед
готовит нам… ПЧЕЛА. -
Те,
с кем рядом я жужжала, -
Помнят:
у меня есть жало -
И
на брюшке полоса, -
Потому
что я … ОСА. -
Полоски
словно у осы, -
На
брюшке капельки росы. -
Смотри-ка,
плюхнулся на хмель -
Большой,
мохнатый, толстый …ШМЕЛЬ.
—
Шмеля и пчелу мы посадим на цветы. Они,
как и бабочки, питаются нектаром и
опыляют растения. А вот оса – хищное
насекомое. Она, конечно, любит сладкие
плоды, но в основном питается вредными
насекомыми.
Физкультминутка-релаксация
(Можно
под музыкальное сопровождение)
-Закройте
глазки. Представьте себе летний солнечный
день. Вы идете по лугу, любуетесь красотой
природы.
-
Посмотри
на летний луг, -
Приглядись
внимательно, -
Ты
поймешь, что жизнь вокруг -
Очень
занимательна. -
И
зеленая картинка -
Сразу
оживает: -
Сел
кузнечик на травинку, -
Бабочка
порхает, -
Полосатый
шмель гудит -
Радостно
и звучно… -
Целый
день здесь жизнь кипит, -
Здесь
совсем не скучно.
—
Кто наблюдательный? Взгляните на наш
луг. Что изменилось? (появились МАЙСКИЙ
ЖУК и БОЖЬЯ КОРОВКА)
—
Какой жук получил свое название по
названию месяца, в котором он появляется?
(майский жук)
—
А этот всем знакомый жучок сам расскажет
о себе. Конечно, с помощью Саши.
—
Меня вы легко узнаете по пятнышкам на
спинке. Коровкой меня прозвали за то,
что умею выделять оранжевое «молочко».
На самом деле это кровь. Она у меня едкая
и неприятно пахнет.
Из-за этого меня не
едят ни птицы, ни ящерицы. Своей яркой
окраской я предупреждаю врагов: «Не
прикасайтесь! Я несъедобная!» Зато меня
любят садоводы и огородники.
Ведь я
питаюсь тлёй, которая поедает растения
и портит урожай.
—
Что вас удивило?
—
Молодцы! Вы справились с первым заданием.Вы
узнали, какие разные насекомые! И питаются
они по-разному: одни едят растения,
другие – мельчайшую живность, третьи
– и то, и другое. Некоторые питаются
кровью. Одни умеют летать, другие – нет!
Одни жужжат, другие пищат, третьи
стрекочут.
—
Вспомните, по каким же признакам их в
одну группу объединили? Вывешивается
схема строения муравья – приложение
2. (6
ног, на теле насечки, тельце состоит из
3 частей: головы, грудки и брюшка.)
Второе
задание – в конверте от божьей коровки.
(Приложение
3.)
—
Найди, какую из трех божьих коровок
художник изобразил верно, и раскрась
ее.
Проверка:
кто раскрасил первую? Кто вторую? Кто
третью? Почему выбрали вторую?
-Молодцы!
И с этим заданием справились!
—
Третье
задание:
первый вариант возьмет конверт с желтой
бабочкой, второй — с голубой. Будете
выполнять задание по вариантам. Достаньте
из конверта три картинки.
1
вариант: голубь,
воробей, стрекоза.
2
вариант: паук,
бабочка, кузнечик. (Приложение 4.)
-Догадайтесь,
кто из трех животных лишний? Поднимите
картинку. Обоснуйте свой выбор. (Ученик
выходит к доске, называет лишнего,
доказывает.)
-Вы
отлично поработали! Давайте отдохнем!
Ритмичная
физкультминутка
Дети
поют песенку и выполняют танцевальные
движения под музыку. (Приложение 1.)
-
Вот
полянка, а вокруг -
Липы
выстроились в круг. -
Липы
кронами шумят, -
Ветры
в их листве гудят. -
Чок
– чок, каблучок! -
В
танце кружится сверчок.
-
А
кузнечик без ошибки -
Исполняет
вальс на скрипке. -
Под
веселый гопачок -
Лихо
пляшет паучок. -
Звонко
хлопают ладошки!
Всё!
Устали наши ножки!
—
Назовите, о ком пели песенку? Это все
насекомые?
Задание
№ 4
-Божья
коровка предлагает вам сыграть в игру
«Называй – не зевай»
Нужно
передавать по кругу игрушку, называя
насекомое. Кто не смог назвать или
повторил сказанное, выбывает, садится
на место. Побеждает последний участник.
(Аплодисменты.)
Задание
№ 5
—
Развитие насекомых в природе происходит
с превращениями. Посмотрите сценку,
которую приготовили Ира и Настя. После
этого вам нужно будет ответить на вопрос:
«Какие превращения происходили в этой
сказке?»
Сценка
по мотивам рассказа Берестова «Честное
гусеничное» (Приложение
5.)
Дети
отвечают на вопрос: «Какие превращения
происходили в сказке?»
—
Молодцы! Вы были внимательны! Оказывается,
в природе происходит так: сначала бабочка
откладывает яйца, из яиц появляются
гусеницы. Гусеница усиленно питается,
растет и превращается в куколку. Из
куколки в свою очередь появляется
бабочка.
Задание
№ 6 в конверте от гусеницы:
(Приложение
6.)
—
Сложите бабочек и узнаете их названия.
Работайте в
парах.
Проверка: как называется самая светлая бабочка?
(КАПУСТНИЦА) Ее так назвали потому, что
ее гусеницы поедают листья капусты.
Какую бабочку вы узнаете по красным
полосам на темном фоне? (АДМИРАЛ) В
старину у военных начальников – адмиралов
– были темные костюмы с красными лентами.
За это сходство эту бабочку так и назвали.
Бабочка МАХАОН считается одной из самых
красивых бабочек нашей страны. К
сожалению, стала редкой. Берегите ее!
-
—
Вот вы и справились со всеми заданиями. -
–А
теперь предлагаю полюбоваться красотой
бабочек. -
Показ
видеофильма «Бабочки»
IV. Итог урока (Подвести
детей к выводу, что все насекомые нужны.)
—
Гусеницы — это злостные вредители, они
уничтожают растения, а бабочки приносят
пользу: собирая нектар с цветов, они
опыляют растения.
—
Может быть, надо уничтожить всех гусениц?
Что тогда произойдет? (не станет бабочек,
не будет корма птицам).
-
—
Это значит, что как бы мы ни относились
к насекомым, все они имеют право на
существование, все они нужны. - V. Рефлексия
-
—
Если вам было интересно выполнять
задания, то возьмите красный цветок. -
—
Было трудно – синий. -
—
Давайте украсим поляну цветами.
—
Еще краше стал наш луг! Я рада, что вам
было интересно на уроке.
—
Для вас, ребята, ученики 4 — го класса
сделали подарки своими руками. (Оригами:
бабочка, в сложенном виде – рыбка.)
—
Какой будет тема следующего урока? Дети
формулируют тему: «Кто такие рыбы?»
Источник: http://pedsovet.su/load/241-1-0-12557
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Насекомые",1класс | Открытый класс
Submitted by Ирина Владимировна Викторенко on вс, 12/01/2014 — 17:35 |
Данные об авторе Викторенко И.В.
МБОУ «СОШ №17» Характеристики урока (занятия) начальное профессиональное образование Учитель (преподаватель)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемые учебники и учебные пособия: Плешаков,Окружающий мир,1класс Используемое оборудование: компьютер, плакат «Не губите насекомых», презентация Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема: «Насекомые». Цели урока: Предметные: формирование новых знаний о насекомых, создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Задачи урока: Познакомить обучающихся с разнообразными насекомыми. Актуализировать первичные знания о насекомых. Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности. Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой. Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы. Воспитывать у школьников положительные личностные качества. Оборудование: компьютер, плакат «Не губите насекомых», презентация
I. Организационный момент. |
II. Актуализация знаний.
- — Когда вы слышите слово «животное», то кого представляете?
- 1-й слайд(Появляется слово «животное»).
- — Понаблюдаем, а сколько ног у животных. Например:
- у птицы – 2 ноги
- у зверей – 4 ноги
- у пауков и скорпионов – 8 ног
- а у жука — ? (6 ног)
(последовательно появляются картинки и карточки с цифрами)
— А у каких животных еще 6 ног? Отгадайте.
- 2-й слайд(появляются картинки).
- 1.
- Долговатая хозяйка- Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком –
- Он поделиться медком. (Пчела)
- 2.
- На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
- 3.
- Чёрен — да не ворон, Рогат – да не бык,
- Шесть ног – да без копыт. (Жук)
- 4.
- Самого не видно, А песню слышно. (Комар)
- 5.
- Целый день летает Всем надоедает Ночь настанет
- Тогда перестанет. (Муха)
- — Как называют эту группу животных? (Насекомые)
- — По какому признаку можно отличить насекомых от других животных? (у них у всех шесть ног)
- — Как по-другому их можно назвать? (шестиногие)
Работа по учебнику: с.20.
3-й слайд(появляется слово «шестиногие»).
III. Сообщение темы.
— На основе картинок сформулируйте тему сегодняшнего урока.
IV. Объяснение нового материала.
— Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются «насекомые», от слова «насечка», «насекать».
- 4-й слайд(постепенно появляется схема).
- 5-й слайд(постепенно появляются картинки).
- — Живут эти животные везде:
- на воде и под водой;
- на земле и под землей;
- в густой траве;
- и в старом пне.
— По способу питания делятся на две группы. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют «растительноядными».
6-й слайд(появляется слово «растительноядные»).
— Как называют другую группу насекомых, узнаете позже.
— К растительноядным относится одно из самых красивых насекомых на земле. Отгадайте, кто это?
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка)
7-й слайд(появляется картинка).
— Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Рот бабочки – длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нектар со дна цветка.
Всего в мире насчитывается более 140 тыс. видов бабочек.
8-й слайд(появляется картинка и название).
-В нашей стране самая крупная бабочка – большой ночной павлиний глаз. Замечателен необыкновенный рисунок на крыльях. Кажется, что художник изобразил на каждом крыле бабочки яркий глаз, срисовав его с павлиньего пера.
- 9-й слайд.
- — Небольшая нежная бабочка зорька как будто несет на крыльях отсветы зари.
- 10-й слайд.
- — Бабочка адмирал украшена красными полосами, напоминающими ленты адмиральского мундира.
- 11-й слайд.
— Около 1000 видов голубянок живет на Земле. Не все голубянки голубого цвета, есть в семействе красные, оранжевые, зеленые, фиолетовые, коричневые бабочки. Они так нежны, что напоминают лепестки цветов.
- 12-й слайд.
- — Перламутровки имеют замечательное украшение – сверкающий перламутровый узор.
- 13-й слайд
- — Переливница получила свое название из-за того, что крылья у нее переливаются – от коричневого цвета, до сине-фиолетового.
- 14-й слайд.
— Капустница – незваный гость наших огородов. На капусте, частенько, попадаются ее гусеницы.
15-й слайд.
— Крапивница – одна из самых известных бабочек. Название дано бабочке потому, что ее гусеницы кормятся листьями крапивы.
16-й слайд.
— Пестрянки – небольшие бабочки, но такие яркие и пестрые, что заметны издалека. Своей яркой окраской предупреждают они птиц о том, что несъедобны.
V. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Объяснение нового материала.
— А вы знаете, как появляется бабочка? Давайте рассмотрим схему развития бабочки.
17-й слайд(последовательно появляются картинки и подписи).
В середине лета бабочка откладывает яйца. Она старается разместить их на тех растениях, которые полезны для нее.
Из яиц появляются крошечные личинки – гусеницы. Они начинают много есть и быстро расти.
В определенный момент гусеница чувствует, что пришло время измениться: она сплетает маленький кокон вокруг себя. Появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев. В это время в ней происходят изменения.
Пригреет в апреле солнышко и выберется из куколки молодая бабочка. Но в первое время она не летает. Сидит несколько часов, расправляя свои крылья. Когда они высохнут и окрепнут, оны взмахивает ими и улетает.
- — Вы знаете, какая бабочка появляется весной самой первой?
- 18-й слайд(фото + название), (рассказ ученика).
- Крапивница
Только пригреет весеннее солнышко, появляется бабочка-крапивница. А знаешь ли ты, почему это насекомое появляется весной первым?
Если ты посмотришь рисунок, то обратишь внимание, что бабочка появляется из куколки. Большинство бабочек зимуют как куколки, и только весной из куколки появляется бабочка. А бабочка-крапивница появляется из куколки осенью, поэтому зимует уже бабочкой!
Помнишь, осенью на лесном собрании бабочка-крапивница рассказывала, что будет зимовать под крышей старого сарая! Теперь, когда пригрело весеннее солнышко, она и вылетела на волю.
— Как называются насекомые, которые питаются растительной пищей? Есть среди них, которые питаются другими насекомыми.
19-й слайд(схема).
— Как называется эта группа насекомых? (хищники).
- — Один из самых прожорливых хищников это …
- Голубой аэропланчик — Сел на белый одуванчик. (стрекоза)
- 20-й слайд(фото +название).
-Л.А. Плешаков в одной из книг писал «Однажды сидел я у реки. Над зарослями желтой кубышки летали стрекозы. А рядом купались ребята. Вот они выбрались из воды, обсохли немного и… начали вдруг охотиться на стрекоз. Сбивали их рубашками, ловили шапками». Оказывается, они делали это просто так.
А зачем? Ведь стрекоз надо беречь. Почему? Да просто потому, что они красивые, а человек не может прожить без красоты. К тому же нельзя забывать, что, погубив одну-единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек.
А ведь у стрекоз комары и мошки любимая еда.
-Послушайте об этом рассказ. (выступление ученика)
Стрекозы
He все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых — стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами.
Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху — садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах.
Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.
- — Кто из вас когда-нибудь ловил бабочек?
- — Почему этого нельзя делать? (Это часть окружающей нас природы, давайте относиться к ней бережно)
- 21-й слайд(плакат «Не ловите…»).
-Помогите природе, как своему настоящему другу. Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь.
Дерево, цветок, трава и птица. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом. Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь, Как ландыши в траве зелёной В реку смотрят удивлённо. Береги свою планету!
Ведь другой такой на свете нету!
VII. Закрепление.
- Работа в тетрадях. Игра «Кто на какой цветок сядет?» (стр. 46)
- Работа по карточкам.
- 1-е упражнение «Кто это?»;
- 2-е упражнение «Какие превращения происходят при развитии насекомого?».
VIII. Рефлексия (итог урока).
-Вот и закончилось наше первое знакомство с насекомыми.
- Что вам запомнилось больше всего?
- О каких насекомых вы узнали?
- Как мы будем беречь, охранять их?
- Методика пяти пальцев.
- üМЕЗИНЕЦ – Мыслительные процессы (какие знания я получил)
- üБЕЗЫМЯНЫЙ – Цели: чего я достиг.
üСРЕДНИЙ – Состояние духа. Каким было мое настроение.
üУКАЗАТЕЛЬНЫЙ – Услуга – помощь, которую я оказал другим.
üБОЛЬШОЙ – Бодрость (физическое состояние).
IX. Домашнее задание.
— Закройте глаза и представьте летний луг. А дома нарисуйте представленную вами мысленно картину на бумаге.
» Tags for document:
»
Источник: http://www.openclass.ru/node/436802