Внеклассное занятие по басням крылова в начальной школе, 3-4 класс

Басни Ивана Андреевича Крылова изучают в каждом классе начальной школы. Список литературы на лето для 2, 3, 4 классов включает басни Крылова в обязательном порядке.

Читательский дневник для 3 класса всегда содержит анализ басен. Вы можете скачать и распечатать текст, чтобы ребёнок всегда имел возможность перечитывать снова и снова эти классические произведения русской литературы.

Скачать и распечатать подборку для 3 класса — 4 страницы (Word)

Басни И.А. Крылова для 3 класса

  • Басня Лебедь, щука и рак
  • Слушать онлайн или скачать
  • Читать текст

Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Басня Зеркало и обезьяна

Слушать онлайн или скачать

Читать текст

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,Тихохонько Медведя толк ногой:»Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!Что это там за рожа?Какие у нее ужимки и прыжки!Я удавилась бы с тоски,Когда бы на нее хоть чуть была похожа.А ведь, признайся, естьИз кумушек моих таких кривляк пять-шесть:Я даже их могу по пальцам перечесть». -«Чем кумушек считать трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:Не любит узнавать никто себя в сатире.Я даже видел то вчера:Что Климыч на руку нечист, все это знают;Про взятки Климычу читают.

А он украдкою кивает на Петра.

Басня И. А. Крылова Квартет

Слушать онлайн или скачать

Читать текст

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки -Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.»Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он все-таки на лад нейдет.»Постойте ж, я сыскал секрет, -Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд,А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры, кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:»Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть;Скажи лишь, как нам сесть!» -«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней, -Им отвечает Соловей. -А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Басня И. А. Крылова Мартышка и очки

Слушать онлайн или скачать

Читать текст

Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло еще не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Всё про Очки лишь мне налгали;А проку на-волос нет в них».Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,

  1. Что только брызги засверкали.
  2. К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,
  3. Так он ее еще и гонит.

Басня Ворона и лисица

Слушать онлайн или скачать

Читать текст

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, -Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:»Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!»Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Внеклассное занятие по басням Крылова в начальной школе, 3-4 класс

Басня Стрекоза и муравей

Слушать онлайн или скачать

Читать текст

Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела;Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает;Стрекоза уж не поет:И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:«Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!»-«Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?»-Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у нас —Песни, резвость всякий час,Так что голову вскружило».-«А, так ты…» — «Я без душиЛето целое всё пела».-«Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

Внеклассное занятие по басням Крылова в начальной школе, 3-4 класс

Басня Свинья под дубом читать

  • Слушать онлайн или скачать
  • Читать текст
  • Свинья под Дубом вековымНаелась желудей досыта, до отвала;Наевшись, выспалась под ним;Потом, глаза продравши, встала
  • И рылом подрывать у Дуба корни стала.
  • «Ведь это дереву вредит, -Ей с Дубу Ворон говорит, -Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».»Пусть сохнет, — говорит Свинья, -Ничуть меня то не тревожит,В нем проку мало вижу я;Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
  • Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, -Когда бы вверх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было,Что эти желуди на мне растут».

Невежда так же в ослепленьеБранит науку и ученьеИ все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня Волк и журавль читать

Что волки жадны, всякий знает:Волк, евши, никогдаКостей не разбирает.Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился.Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;Пришло хоть ноги протянуть!По счастью, близко тут Журавль случился.Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть и с трудностью большеюКость вытащил и стал за труд просить.»Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, -Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!А это ничего, что свой ты долгий носИ с глупой головой из горла цел унес!Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

 Басня – одна из форм эпического жанра (по Л.И.Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Д.Абрамовичу), появилась задолго до нашей эры.

Басни бывают в стихах и в прозе, но обязательным условием сочинения басен является  сатирическое или ироническое содержание, со скрытым нравоучением.

По тематике  басни разнообразны. В хрестоматии для начальной школы наряду с баснями И.А. Крылова, вошли басни Толстого Л.Н. и Ушинского К.Д. .

Следует обратить внимание родителей на то, что:

1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.

2. Краткость и выразительное описание, способствующее развитию не только воображению, но и мышлению младшего школьника .

3. Меткость  народность языка влияют на развитие речи  учащихся.

4. Басня – это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой.

5. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают глубиной заключённым в ней смыслом.

  1. В баснях главными героями  являются животные. Но в этих образах баснописец запечатлел типичные черты людей:
  2. — трусость,
  3. — лень,
  4. — лесть.

Однако детей басня привлекает, конечно, не своим скрытым смыслом, а в первую очередь живописностью образов и сцен, запоминающейся рифмой.  Обычно персонажи басни сами характеризуют себя — поступками и речевой манерой, иногда эта характеристика дополняется вторым персонажем басни.

Сам автор вмешивается в нее лишь одним-двумя словами (плутовка, волки жадны). Очень важно родителям вместе с детьми отыскать сходство людей и животных- героев басни. Проанализировать их поступки, пофантазировать как изменился бы сюжет, если бы герои басни поступили бы по-другому.

Учащиеся 3 класса очень любят читать басни по ролям. При этом выразительностью прочтения указывать на пороки того или иного героя.

Читайте басни вместе с детьми!

Читайте также:  Осенние поделки своими руками

Источник: https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/1049-basni-krylova-dlya-3-klassa

Внеклассное мероприятие 3-4 класс «Игровая викторина по басням И.А. Крылова «В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!»»

Внеклассное мероприятие среди учащихся 3-4 классов по теме:

«Игровая викторина по басням И.А. Крылова «В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!»».

Цель: Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова, продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Развивать память, внимание, воспитывать интерес к чтению.

1 ведущий: Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери.

Из – за тяжелого материального положения И. А. Крылов вынужден был работать с 14 лет. Он написал около 200 басен.

Кто из вас может мне их назвать? («Ворона и лисица», «Квартет», «Кот и повар», «Лебедь, Рак и Щука», «Лиса и виноград» и т.д.)

2 ведущий: А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? ( Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни обязательна мораль.)

1 ведущий: Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи. Назовите крылатые выражения из басен Крылова? («А Васька слушает, да ест», «Слона — то я и не приметил!», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» и т.д.)

  • 2 ведущий: А сейчас начинаем конкурс на лучшего знатока басен Крылова. Попробуйте продолжить отрывок из басни:
  • На ту беду Лиса близёхонько бежала;
  • Вдруг…(сырный дух Лису остановил).
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
  • Сказал…(и в темный лес Ягненка уволок).
  • Мартышка тут с досады и печали
  • О камень…( так хватила их.
  • Что только брызги засверкали).
  • Все прошло: с зимой холодной
  • Нужда, голод настает;
  • Стрекоза…(уж не поет).
  • Отколе ни возьмись, на встречу Моська им.
  • Увидевши слона…( ну на него метаться).
  • Однажды Лебедь, Рак и Щука…
  • (Везти с поклажей воз взялись…)
  • 1 ведущий: А теперь я предлагаю желающим инсценировать фрагмент любой басни Крылова.

(Группа ребят инсценирует фрагмент басни И. А. Крылова)

2 ведущий: А теперь приглашаю всех поиграть в веселую игру – эстафету «Змея».

Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом, плавно огибает все препятствия на своем пути.

Для этой эстафеты потребуется несколько (5 — 6) стульев или заменяющих их предметов. Их надо установить на линии движения.

Команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впереди стоящим и дружно приседают на корточки.

Задача команды – преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться во время пути и не встать в полный рост – иначе получится «разорванная змея».

1 ведущий: Следующий наш конкурс называется «Объясни выражение». Будьте внимательными и активными! В баснях Крылова много крылатых фраз. Объясните их толкование:

  1. Невежда так же в ослепленье
  2. Бранит науки и ученье,
  3. И все ученые труды,
  4. Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
  5. «Свинья под дубом»
  6. 2 ведущий:
  7. У сильного всегда бессильный виноват.
  8. «Волк и Ягненок»
  9. Когда в товарищах согласья нет,
  10. На лад их дело не пойдет.
  11. «Лебедь, Рак и Щука»

1 ведущий: В баснях чаще всего высмеиваются человеческие недостатки, но это сделано необидно для каждого человека, а от имени животных, птиц и насекомых. Поэтому в любом народе так популярны народные басни и былины, а в нашей стране – басни И. А. Крылова.

2 ведущий: А сейчас подводим итоги и самых активных участников будем награждать по номинациям:

— Победителю в номинации «Крылатые выражения» вручается медаль.

— Победителю в номинации «Лучший знаток басен И. А. Крылова» вручается медаль.

  • — Победителю в номинации «Лучшее инсценирование фрагмента басни» вручается медаль.
  • — Победителю в номинации «Толкование крылатых фраз» вручается медаль.
  • — «Самому активному участнику» викторины дарим книги (3 чел.)
  • — Всех участников этого праздника угощаем сладостями (конфетами).

Источник: https://vekor.ru/nachalnaya-shkola/vneklassnoe-meropriyatie-3-4-klass-igrovaya-viktorina-po-basnyam-i-a-krylova-v-kazhdoj-basne-est-namek-dobrym-molodtsam-urok.html

Биневская Т.Н. Брейн — ринг "Вспомним басни Крылова" (внеклассное чтение, 4 класс)

Сортировать по: старые сверхуновые сверху развернуть все

Результатов на страницу: 
1 3 5 7 9 11

  • Жакулина И.В. написал(а) 3206 дней назад (позитивно)
    Уважаемые коллеги! Архив обновлен. Ждем Ваших отзывов. Огромное спасибо Тамаре Николаевне за понимание и сотрудничество, участникам группы за участие в обсуждении данного материала. С уважением, Ирина Валентиновна.
  • Жакулина И.В. написал(а) 3212 дней назад (позитивно)
    Уважаемая Тамара Николаевна! Напоминаю, что в разделе «Новые публикации» работа может находиться лишь в течение месяца. Срок заканчивается. Если автор не обновляет материал, работа удаляется. Будете ли Вы обновлять материал? Напишите. Хотелось чтобы Вы ответили коллегам, которые написали отзыв.  С уважением, Ирина Валентиновна.

    Показать ответы (1)Скрыть ответы (1)

  • Абрамова Е.В. написал(а) 3219 дней назад (позитивно)
    Уважаемая Тамара Николаевна, спасибо за Ваш труд. Я согласна с советом Юлии Николаевны по поводу качества картинок. Хотелось бы увидеть более четкие иллюстрации.

    Показать ответы (1)Скрыть ответы (1)

  • Карышева Е.Н. написал(а) 3219 дней назад (позитивно)
    Уважаемая Тамара Николаевна, спасибо за Ваш труд по подготовке данного ресурса! Ресурс нужный, оформлен красочно, но позвольте несколько пожеланий. На мой взгляд, на некоторых слайдах (например, 3.5.6.7 и т д) Вы неудачно выбрали «эффекты для рисунков», а именно применили эффект отражения, ведь у Вас слайд имет своеобразную рамочку, а данный эффект выходит за её пределы. На слайде 12 уберите гиперссылку с иллюстрации. По конспекту. Вы сами сообщаете тему Вашего урока, думаю, можно заинтриговать учеников, чтобы они сами догадались, чем будут заниматься на таком необычном уроке внеклссаного чтения, проведённого в форме игры Брейн — ринг.
    С уважением, Елена Николаевна.

    Показать ответы (1)Скрыть ответы (1)

  • Понятовская Ю.Н. написал(а) 3227 дней назад (позитивно)
    Уважаемая Тамара Николаевна! Вы представили содержательный материал, который окажет большую помощь коллегам при проведении уроков. У меня есть несколько советов по его незначительной корректировке. 1. Картинки на одном слайде желательно использовать одного формата, т.е. если jpg, то все картинки. Анимированный рисунок с рисунком в формате jpg смотрится не очень гармонично. Некоторые иллюстрации низкого качества. 2. Мне кажется, что использовать 26 слайдов за урок очень сложно, а ведь ещё 1 минута отводится на обсуждение игороками вопроса, да ответ игроков, знакомство со следующим  вопросом. Может быть лучше несколько слайдов-вопросов убрать или разбить мероприятие на 2 урока? Подумайте. С уважением, Юлия Понятовская.

    Показать ответы (1)Скрыть ответы (1)

Источник: http://metodisty.ru/m/files/view/binevskaya_t-n-brein_-_ring_-_vspomnim_basni_krylova-_-vneklassnoe__chtenie-_4_klass-___________________

«Весёлое лукавство ума»

Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества И. А. Крылова

  • Где нужно, он навесть умеет
  • Своё волшебное стекло,
  • И в зеркале его яснеет
  • Суровой истины чело.
  • Весь мир в руках у чародея,
  • Все твари дань ему несут:
  • По дудке нашего Орфея
  • Все звери пляшут и поют.
  • Длись судьбами всеблагими,
  • Нить любезных нам годов!
  • Здравствуй с детками своими,
  • Здравствуй, дедушка Крылов!
  • П. Вяземский

И.А. Крылов в проекте «Урок в формате А4»

Презентации наPedsovet.ru иPptweb.ru

Азарова, Л. М.  «Басня – подруга жизни» : Урок литературы в 5-м классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Алексашина, А.М. «В гостях у Крылова»: Литературная композиция, посвященная 250-летию со дня рождения баснописца // Урок.РФ

Алпатова, Т. А. Уроки Ивана Андреевича Крылова [Текст] : [о баснях] / Т. А. Алпатова  // Литература в школе. – 2008. – № 12. – С. 7-11.

Алякина, И.П. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Асташова, Е.Л.И.А. Крылов и его басни : Заключительный урок-путешествие по творчеству писателя в 5-м классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Бабинский, М. Басни И.А. Крылова в школе : традиции изучения и новые возможности // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 37.

Балалыкина, Ю.А. И.А. Крылов и традиции русской басни 18 века : урок с использованием ИКТ и с презентацией // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Баринова, О.В. Поговорим о баснях И.А. Крылова : Читательская конференция / О.В. Баринова, Л.М. Семёнова // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года // К уроку литературы

Будникова, В.И. В театре Ивана Андреевича Крылова // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Быкова, В.С. Басни И.А. Крылова : Лего-фестиваль в начальной школе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

В гостях у дедушки Крылова: Урок-концерт в 5 классе // Refdb.ru

Вайль, П. Евангелие от Ивана : И.А. Крылов / П. Вайль, А. Генис // Уроки изящной словесности

Воронцова, Л.И. В гостях у И.А. Крылова : Лит. гостиная в 4 классе// Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Габдулхакова, И.З. КВН по басням И.А. Крылова // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Глушкова, А. Особенности жанра басни. Басни И.А. Крылова // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 47.  

Голенкова, Н.В. Тернистый путь к славе : лит. вечер, посвящённый И.А. Крылову / Н.В. Голенкова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 11. – С. 30-37.

Голубева, Г. Л. Комедия И. А. Крылова «Урок дочкам» [Текст] : VII класс / Г. Л. Голубева  // Литература в школе. – 2001. – № 6. – Прилож.: с. 14-15. – (Уроки литературы).

Гусева, И.В. И.А. Крылов и его басни : Внеклассное занятие по литературному чтению в начальной школе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Данильчук, Н.А. «Мораль сей басни такова…»: Урок литературы с презентацией / Н.А. Данильчук, О.А. Коняшкина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Демченко, С.И. «По страницам басен И.А. Крылова»: Внеклассное мероприятие с викториной // ИнфоУрок

Долбина, Л.Б. Своеобразие басен И.А. Крылова: План-конспект урока по литературе // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Жанузакова, Т.В. Вечер, посвящённый творчеству И.А. Крылова // Копилка уроков

Железникова, И.В. И.А. Крылов «Мораль сей басни такова…» : Урок-творческая мастерская // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»  

Знаете ли вы басни И. А. Крылова? : Он-лайн тест на сайте «Литература для школьников»

Ибатуллина, Л. Г. «Ларец мудрости» : Литературный вечер, посвященный творчеству И.А. Крылова // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Исаева, А.П.  Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями : Урок литературы в 5-м классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Ишина, Н.Н. Забавы по Крылову: Сценарий и презентация внеклассного мероприятия // Учительский портал

Калганова, Т. Анализ басен И.А.  Крылова в 5-м классе // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 1.

Карпушкина, О.А. Совершенство и мудрость басен И.А. Крылова: План-конспект урока по литературе // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Квятковская, В.В. Забавные басни И.А. Крылова: классный час в начальных классах // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Кимягарова, Р. С. «Кафтан которого длинее и камзолы» [Текст] : [О басне И. А. Крылова «Тришкин кафтан»] / Кимягарова Р. С. // Русский язык в школе. – 2000. – № 6. – С. 63-67.

Кимягарова, Р. С. «На волка только слава» [Текст] : [Анализ басни И. А. Крылова «Пастух»] / Кимягарова Р. С. // Русский язык в школе. – 2002. – № 3. – Прил.: с. 11-14. – (Русский язык в школе и дома).

Киселева, Л. Некоторые особенности поэтики Крылова-драматурга : (взаимоотношения с литературной традицией) // Классицизм и модернизм: Сборник статей. – Тарту, 1994. – С. 55-83.

Климова, О. Феномен Крылова-баснописца в Х классе [Текст] / О. Климова  // Литература в школе. – 1998. – № 6. – С. 132-134.

Клочева, С.Н. Литературный вечер, посвященный басням И.А. Крылова // Внеклассные мероприятия в школе

Коровин, В.И. Социальные идеи в сатирах Ивана Крылова // История – Первое сентября. – 1996. – № 47. – С. 12.

Королькова, Л.П. «Бессмертные творения Крылова» : внеклассное мероприятие в 5 классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Косова, А. Читаем басни Крылова… : уроки в начальной школе // Первое сентября – Начальная школа. – 2006. – № 19.

Кочанжи, Т.П. Волшебный мир басен Крылова. Конкурс на лучшую инсценировку: Интегрированный урок (литература + музыка + изо) в 5 кл. // ИнфоУрок

Краснова, Г.М. Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Куцева, Н.С. Басня И.А.Крылова «Свинья под дубом»: Открытый урок по литературе в 5 кл. с презентацией // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Лебедев, Е. И. Крылов // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983-1994. – Т. 6. – 1989. – С. 303-306.

Лебедева, О.Б. Пародийные жанры в творчестве И.А. Крылова // Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века : Учебник для вузов. – М.: Высш. шк.; Академия, 2000. 

Литературная игра по басням И.А. Крылова в 6 кл. // http://school73-kirov.ucoz.ru/_ld/0/60_ploskova1.pdf

Майорова, Т.В. «В мире басен Крылова»: Конспект и презентация урока-игры по литературе // Учительский портал

Макарова, Б.А. Баснописец, каких не было : лит. вечер к 235-летию со дня рождения И.А. Крылова / Б.А. Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 42-50.

Маслова, Е.В. Басня И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни : Урок литературы в 8-м классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Машевский, А. Парадоксы Крылова // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 19.

Мельчакова, И.Ю. И.А. Крылов. Басни : Урок в 5 классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Морозова, Е. А. Пословицы и поговорки в баснях И. А. Крылова [Текст] : Материалы к уроку / Морозова Е. А. // Русская словесность. – 2003. – № 7. – С. 19-23. – Библиогр.: с. 23 (10 назв.).

Наш Крылов : писатель на сайте Центральной детской библиотеки им. И.А. Крылова МКУК «ЦБС» г. Орла

Нечипоренко, Т.А. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» : Урок литературы в 8-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

Носова, Т.В. Знаем ли мы басни Крылова? : Лит.-познават. игра для уч-ся 5-6 кл. / Т.В. Носова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 7. – С. 43-44.

Обухова, М.А.  Изучение басни И.А. Крылова «Обоз» в 8-м классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»   

Особый цикл басен И.А. Крылова, посвященных Отечественной войне 1812 : Внеклассное мероприятие // Общественная организация ветеранов войны и военной службы Республики Татарстан  

Охрименко, О.Ю. Басни И.А. Крылова : Урок-конкурс знатоков басни в 5-м классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Парсамов, В. Михаил Кутузов и Иван Крылов [Текст] : [Отечественная война 1812 года: личность  Кутузова] / В. Парсамов // Знание – сила. – 2010. – № 11. – С. 102-108.

Пасько, Г. И. Викторина по басням И.А. Крылова // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Петросян, И.О. И.А. Крылов и его басни : урок в 5 классе с презентацией // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

Понкратова, Р.А.  «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И. Крылов : Урок–игра // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»     

Поняева, О.Г. И.А. Крылов-баснописец. Басня «Ворона и лисица» // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»  

Порядина, М. О пользе «истиннаго просвещения» : И.А. Крылов // Первое сентября – Библиотека в школе. – 2004. – № 1.

Разумихин, А. «Звери мои за меня говорят» [Текст] : о жизни и творчестве И. А. Крылова / А. Разумихин // Литература в школе. – 2008. – № 9. – С. 14-17.

Рождественский, В. Иван Крылов против Бонапарта : Как наш земляк в баснях комментировал войну 1812 года // АиФ – Челябинск. – 2012. – 11 июля.

Романенко, Т.С. Система уроков по изучению басен И.А. Крылова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»  

Рузаева, Т.С. Басни И.А. Крылова : Литературная викторина для 5–6-х классов // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»     

Рычко, Н.А. Басни И.А. Крылова: открытый урок-игра // МультиУрок

Сеина, А.А. Басни И.А. Крылова как творческое наследие потомкам // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»  

Семенихина, Е.В. «Мораль сей басни такова…» : вопросы к викторине по творчеству И.А. Крылова / Е.В. Семенихина // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 51-53.

Сергиенко, Н.Г. Иван Андреевич Крылов. Книга мудрости самого народа : урок в 6 классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок» 

Советникова, С. И. Басни И.А. Крылова: Урок литературного чтения в 4-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Соломонова, В.В. Нравственно-этические начала басен И.А. Крылова // Филологический ежегодник. – 1998. – Вып. 1.  

Стенник, Ю.В. И. А. Крылов баснописец // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983. Т. 2. От сентиментализма к романтизму и реализм. – 1981. – С. 189-203.

Тестова, Л.М. Басни И.А. Крылова : Обобщающий урок литературного чтения в 4-м классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»    

Товстик, Л.А. Художественное своеобразие басен И.А. Крылова: План-конспект урока по литературе // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Тумакова, И. Басни Крылова; играя, учимся [Текст] : [Урок литературы] / Тумакова И. // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 14. – С. 12-14.

Файрузова, Е.А. «А за меня мои звери говорят!» : Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»  

Федоринов, В. И.А. Крылов : Кроссворд // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 20.  

Форманенко, Т.И. Уроки дедушки Крылова: урок в 5 классе // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»  

Фролова, Ю.Г. Басни И.А. Крылова: Учебно-методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Черемисинова, Л. И. Мораль в баснях И. А. Крылова [Текст] : Проблемы школьной интерпретации / Черемисинова Л. И. // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 26-31. – Библиогр.: с. 31 (9 назв.).

Хабушева, Г.Н. Басни И.А. Крылова : урок-концерт по литературному чтению // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»     

Харина, Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе (По программе под редакцией А.Г. Кутузова) // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 5.

Харина, Н.Г. Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года : Урок  внеклассного чтения в 8 классе // Педагогический мир

Шелестова, З. А. Выразительное чтение басен [Текст] / З.А. Шелестова, О. С. Шелестова // Литература в школе. – 2002. – № 1. – С. 16-29.

Шиляева, Е.Г. «Здравствуй, дедушка Крылов!»: Презентация к литературной игре // Учительский портал

Штукатурова, О. Встречи с дедушкой Крыловым : Игровое занятие к 240-летию со дня рождения (викторина, игры) // Начальная школа – Первое сентября. – 2009. – № 2.

Предлагаем также виртуальную выставку «Поэт и мудрец слились в нем воедино…» : 250 лет со дня рождения И.А. Крылова.

Рожкова И.Ю.,

зав. Интернет-залом

Источник: http://www.libozersk.ru/pages/index/1412

Крылов И.А. Басни

Крылов И.А.Басни

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Лебедь, Рак и Щука

Когда в товарищах согласья нет,

  • На лад их дело не пойдет,
  • И выйдет из него не дело, только мука.
  • Однажды Лебедь, Рак да Щука
  • Везти с поклажей воз взялись,
  • И вместе трое все в него впряглись;
  • Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
  • Поклажа бы для них казалась и легка:
  • Да Лебедь рвется в облака,
  • Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
  • Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
  1. Да только воз и ныне там.
  2. Мартышка и очки
  3. Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки,

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — иены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

  • Так он ее еще и гонит.
  • Слон и Моська
  • По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас —

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, —

Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает».

«Эх, эх! — ей Моська отвечает. —

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать, она сильна,

  1. Что лает на Слона!»
  2. Лисица и Виноград
  3. Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные, как яхонты торят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

  • Тотчас оскомину набьешь».
  • Стрекоза и Муравей
  • Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».

«А, так ты…» — «Я без души

Лето целое все пела».

«Ты все пела? это дело:

  1. Так поди же, попляши!»
  2. Квартет
  3. Проказница Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!»

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

  • Всё в музыканты не годитесь».
  • Музыканты
  • Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был:

Хозяин музыку любил

И заманил к себе соседа певчих слушать.

Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова,

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало

И закружилась голова.

«Помилуй ты меня, — сказал он с удивленьем, —

Чем любоваться тут? Твой хор

Горланит вздор!»

«То правда, — отвечал хозяин с умиленьем, —

Они немножечко дерут;

Зато уж в рот хмельного не берут,

И все с прекрасным неведеньем».

А я скажу: по мне уж лучше пей,

Да дело разумей.

Источник: https://bibliotekakirov.ucoz.ua/load/4_klass/krylov_i_a_basni/6-1-0-183

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector