Лиса, птичка и ворон (ненецкая сказка) 8156
Сидит на дереве птичка. А в гнезде у неё четыре птенчика. Вдруг бежит мимо лиса, увидела птичку и говорит: — Дай мне одного птенчика, я есть хочу. — Не дам я тебе своего птенчика! Ищи в другом месте. — Если не дашь, — говорит лиса,- я срублю твоё дерево. Видишь, у меня с собою сабля в меховом мешке. Подняла лиса хвост и стала им размахивать, как будто дерево рубит…
Мышка (ненецкая сказка) 9097
Настала весна. Солнце землю согрело, взломало на реке лёд. Звенят льдины, громоздятся одна на другую, плывут вниз по реке. Услышала мышка шум, выскочила на пригорок, закричала: — Ледок, ледок, подальше, от берега плыви! За мысом моё жилище! Смотри не разори его! Ответила мышке самая большая льдина: — Когда лёд идёт, его не остановишь. Рассердилась мышка, шерсть у неё ощетинилась…
Сова и куропатка (ненецкая сказка) 6040
Сидит у своего жилья сова. Прилетел ястреб и сел против неё на кочку. Говорит ей: — Сестрица совушка, на юг лететь пора! Скоро бураны начнутся, замёрзнешь в тундре. Отвечает сова: — На юг я не полечу. У меня только-только детишки вывелись. Как я маленьких оставлю? — А какая тебе от детишек польза? Их кормить надо, а ты сама с голоду пропадёшь…
Почему рыбы живут в воде? (ненецкая сказка) 13359
Давно это было. В ту пору рыбы на земле жили. Однажды рыбка заболела. Лежит она в своём чуме и стонет: — О-ох! О-ох! Слушал, слушал её сынок и вышел из чума — помощи искать. Вышел и видит: на суку сидит старая ворона. Ворона тоже увидела его и спрашивает: — Сынок рыбки, почему ты такой печальный? — Мать заболела. Не знаю, что делать.
Как волка проучили (ненецкая сказка) 7226
Слыхали про злого волка, про Сармика? Натерпелись от него лесные жители. А как-то раз вот что с ним случилось. Грыз он оленью кость и так жадно её обгладывал, что язык себе прокусил. Распух язык, раздулся, как бревно, во рту едва помещается. Что только волк ни делал: и студёной водой полоскал, и снег прикладывал, даже еловой смолой мазал — ничего не помогает…
Как щука и язь воевали (ненецкая сказка) 6600
На солнечной стороне озера жили язь и щука. В этом месте водорослей на дне много было. Вот язь и щука никогда и не встречались. А раз встретились. Щука говорит: — Что ты в моей воде делаешь? — А ты что в моей воде делаешь? — спрашивает язь. — Я тут живу, — отвечает щука. — Как так живёшь! — сказал язь, — Это моё место. — Нет, моё! — закричала щука. — Нет, моё! — закричал язь.
Человек и собака (ненецкая сказка) 15393
Жила в лесу собака. Скучно ей стало одной жить. Пошла она себе товарища искать. Идёт раз собака по лесу, а навстречу ей бежит заяц. Собака и говорит: — Зайчик, давай вместе жить! — Что ж, — отвечает зайчик, — давай! Стали они жить вместе. Настал вечер. Легли спать. Вот ночью собака залаяла. Заяц проснулся, испугался и говорит: — Зачем ты лаешь? Придёт волк и съест нас.
Жители двух чумов (ненецкая сказка) 4967
На лесной поляне стоял чум. В чуме жили лисица, корова и ястреб. На краю леса другой стоял чум. Жили в нём медведь, росомаха и волк. В одном чуме корова хозяйничала: огонь разводила, еду готовила. Лиса и ястреб на охоту ходили. Вечером вернутся, корова их встречает. В чуме чисто прибрано, еда вкусная в котле кипит. В другом чуме волк хозяйничал…
Источник: https://zooclub.ru/skazki/narodov-rossii/index.shtml
Читать онлайн Сказки народов России страница 2. Большая и бесплатная библиотека
Подлинный гуманизм отразился и в нганасанской сказке «Чина-Барангуй».
Главная мысль её в том, что все имеют право на жизнь, ни для кого нельзя жалеть еды, даже для нечистой силы, для баруси, который приходил ночью и воровал самые жирные куски оленины.
Чина-Барангуй выследил и убил его и за это поплатился тремя людьми своего племени. «Если бы он не пожалел еды для баруси, если бы не стрелял в него, были бы люди живы», — говорит сказитель.
https://www.youtube.com/watch?v=cMiL401l-2g
Замечательно отношение древних северных охотников к животным.
Убитую нерпу охотник «кормил» и «поил», то есть подносил к её морде остатки своей еды и обливал морду пресной водой; он просил у неё прощения за то, что убил, объяснял, что вынужден был это сделать, чтобы накормить людей своего племени; он верил, что убил нерпу не совсем, убил только её тело, а душа её вернётся в море и обретёт новое тело.
В более позднее время сформировались бытовые, сатирические сказки. В них народ, как и в волшебных сказках, прославляет трудолюбие, смекалку, товарищескую взаимопомощь, а также знание ремёсел и вообще знание, высмеивает лень, жадность, зазнайство, обжорство, осуждает обман, трусость, предательство.
В бытовой сказке мы видим картины жизни недавнего прошлого. Так, в превосходной русской сказке «Алтрапка» действие происходит, по всем приметам, совсем недавно, в XIX веке. Эта сказка — остросатирическая, бичующая взяточников.
В бытовой сказке народ мстит угнетателям: помещикам, купцам, служителям культа (попам). Мужик или солдат в столкновении с ними всегда выходит победителем. В нашей книге есть селькупская сказка, где паренёк Ичекочко побеждает богатого купца Корсэ. Особенно интересна нивхская сказка «Белый хорёк».
Купцы нещадно эксплуатировали неграмотных охотников, обманывали их, за бесценок скупали дорогую пушнину. В сказке охотник берёт долгожданный реванш.
Он сам ловко и умело торгует драгоценными собольими шкурками и забирает у купца сначала все его деньги, потом все дома и лодки с товарами, потом слуг, потом детей и жён и наконец за последнюю, самую лучшую шкурку покупает самого купца!
Особняком в фольклоре стоят сказки о животных. Их возникновение относится к далёким временам первобытно-общинного строя, ко временам тотемизма, когда группа людей — обычно род — связывала своё происхождение, родство с каким-нибудь животным — тотемом. Тотем был покровителем рода. Охотники перед началом охоты рассказывали о нем сказки, чтобы им повезло.
Этот обычай сохранился в некоторых местах вплоть до нашего века. Тувинский фольклорист Д. С. Куулар пишет о том, что сказитель Тулуш Баазанай, даже если охотился один, всю ночь, сидя у костра, рассказывал сказки. Он говорил: «Хозяин тайги послушает сказку и пошлёт мне навстречу зверя».
Первобытный человек не выделял себя из природы, он ставил себя в ряд с животными у и поэтому в древних сказках нет резкой грани между человеком и животным. Некоторые персонажи сказок являются одновременно и животными и людьми.
Так, герой керекской сказки ворон Кукки одновременно и ворон и человек, он ведёт человеческий образ жизни — живёт в яранге, добывает нерпу, ему нужны оленьи шкуры для одежды и постели. Обратим внимание на лиса из эвенкийской сказки «Пройдоха-лис».
Сюжет этой сказки широко распространён, встречается у всех на родов, нам хорошо известна русская сказка о лисе, обманувшей волка у проруби. Но в русской сказке лиса и есть лиса. Мужик, увидев её на дороге, обрадовался: вот лиса старухе на воротник. Эвенкийский лис ничем не отличается от человека.
Характерный эпизод: лис, спасаясь от мести волков, убегает; он проголодался, погрыз валявшиеся оленьи рога, сломал зуб, после этого заходит в чум и садится вместе с пирующими людьми. Волки прибегают к чуму. Как узнать, кто из сидящих — лис? Оказывается, его можно отличить от людей только по сломанному зубу. Вожак решает всех рассмешить, чтобы увидеть, у кого не хватает зуба. Но хитрый лис, когда смеётся, прикрывает рот. Волчий вожак тоже хитрый, он понимает: кто прикрывает рот, тот и есть лис!
В сказке «Ленивая, строптивая Сирим» героиня пришла в землянку, где живут медведи, но они одновременно и люди, — сказитель говорит: девушки-медведицы. Сама Сирим несомненно человек, и при этом она — дочь ворона Кутха, главного героя всего ительменского сказочного эпоса. Ещё характерней старуха Кытна из корякской сказки, свободно принимающая облик то человека, то волчицы.
У других народов сказки о животных на протяжении веков преображались и дошли до нас в виде аллегорических рассказов, басен, сказок для малышей, а также этиологических сказок, то есть объясняющих те или иные особенности внешнего вида или поведения животных («Почему у горностая кончик хвоста чёрный»).
Кроме познавательной и воспитательной сторон есть у сказки и третья сторона — эстетическая. Народные сказки — это произведения высокой поэзии. Они создавались творческим воображением многих талантливых сказителей, шлифовались от поколения к поколению и обрели безукоризненную, совершенную форму, благодаря которой сказка пленяет нас в любом возрасте.
Здесь собраны сказки 34 народов Российской Федерации. О каждом из них в конце книги можно найти короткую этнографическую справку.
Марк ВАТАГИН
Русские сказки
Василиса премудрая и морской царь
На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки. По дереву ходит вещий кот Баюн. Вверх идёт — песню поёт, вниз идёт — сказку сказывает. Вот бы поглядеть да послушать! Это ещё не сказка, только присказка. А сказка-то вся впереди!
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею. Царь на охоту ходил, дичь стрелял. Вот идёт он раз по лесу, видит: на дубу молодой орёл сидит. Царь, не долго думая, лук вскинул, прицелился. Вдруг орёл говорит:
— Не стреляй, царь-государь. Придёт время — я тебе пригожусь.
Царь думает: «На что ты пригодишься?» И снова прицеливается. Орёл говорит:
— Опусти лук, царь-государь. Придёт пора — тебе полезным буду.
Царь думает: «Какая от тебя польза!» И снова стрелу на орла наводит. Орёл говорит:
— Я ранен. Возьми меня домой, дай поправиться. Три года корми, а уж я в долгу не останусь.
Опустил царь свой лук, взял орла домой. Начал его кормить. А орёл зараз барана съедает, на три дня быка ему не хватает!
Год прошёл. Стадо царское поредело. Царь думает: «Что сами-то есть будем?» Орёл говорит:
— Отвези меня, царь, к лесу, к высоким дубам. Силу свою хочу испробовать.
Царь отвёз его к лесу. Поднялся орёл к тёмной туче, а потом кинулся вниз и с разгону ударил грудью в могучий дуб. Дуб раскололся надвое. Орёл говорит:
— Нет, царь, не обрёл я прежней силы. Корми ещё год.
Второй год прошёл. У царя не осталось ни овцы, ни коровы. Говорит он орлу:
— Нечем больше тебя кормить. Всю мою живность ты прибрал.
Орёл говорит:
— Отвези меня, царь, к лесу, снова силу свою испробую.
Там взвился он к белому облаку, а потом ринулся вниз — ударил грудью в могучий дуб. Раскололся дуб на мелкие части.
— Нет, царь, — говорит орёл, — не набрал я ещё прежней силы. Корми последний год.
Третий год прошёл. Царь отвёз орла к лесу, к высоким дубам. Взвился орёл выше белого облака, а потом со свистом ринулся вниз — ударил в самый могучий дуб, расшиб его в щепки с верхушки до корня! Лес кругом зашатался. Орёл говорит:
— Спасибо тебе, царь-государь, выкормил ты меня, выходил, обрёл я прежнюю силу. Время пришло расплачиваться. Садись-ка на меня, полетим вместе.
Сел царь на орла, они полетели. Внизу остались леса зелёные, потом горы белые, а вот и море синее. Летят над морем, орёл спрашивает:
- — Скажи-ка, царь, что позади, что впереди, что вверху, что внизу?
- Царь отвечает:
- — Позади — земля, впереди — вода, вверху — небо, внизу — море.
Тут орёл встрепенулся и царь свалился. Только он ногами воды коснулся, подошвы намочил, орёл его подхватил, на крыло взял. И спрашивает:
- — Что, царь-государь, увидел страх?
- — Ох, увидел, — отвечает царь, — думал, конец мне пришёл.
- Дальше летит орёл, до середины моря долетел и спрашивает:
- — Скажи-ка, царь, что там позади, что впереди, что вверху, что внизу?
- Царь отвечает:
- — Позади — вода, впереди — вода, вверху — небо, внизу — море.
- Опять орёл встрепенулся, царь свалился, долго падал, по пояс в воду ушёл, и тут орёл снова его подхватил. И спрашивает:
- — Что, царь-государь, видел страх?
— Ох, видел, — отвечает царь. — Когда падал — сердце зашлось. Я всё думал: «Авось не пропаду, авось орёл меня поймает».
Дальше летит орёл. Другой берег моря уже виден.
В третий раз орёл встрепенулся, свалил царя, тот в воду упал, с головой ушёл, воды хлебнул, и тут орёл его выхватил, на крыло взял. И снова спрашивает:
— Что, царь-государь, каков он, страх?
— Ох, страшен твой страх, — отвечает царь. — Я падал и всё судьбу молил, чтоб ты меня подхватил, от смерти спас. За что ж мука такая?
— За старое, царь-государь, за старое. Я трижды смертному страху в глаза глядел, когда ты в меня, раненого, целился. Теперь за зло мы в расчёте. Давай за добро рассчитаемся.
Полетим в гости к моей старшей сестре. Живёт она в медном городе.
Захочет тебя сестра моя одарить, будет предлагать злато-серебро, а ты ничего не бери — ни злата, ни серебра, ни камня самоцветного, проси только медный ларчик с медным ключиком.
Источник: https://dom-knig.com/read_267214-2
Сказки народов России
Ава́ры (греч. Άβαροι, Ουαρχωννιται; лат. Avari; др.-рус. О́бры) — кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI—IX вв.).
Адыги (самоназвание — адыгэ) — народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи — собирательный термин западно-адыгских субэтносов.
Алеу́ты (самоназвание — унаңан / unangan) — коренное население Алеутских островов. Большая часть живёт в США (Аляска), часть в России (Камчатский край).
Балка́рцы (карач.-балк. таулула — дословно: «горцы») — тюркоязычный народ на Северном Кавказе, коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном её горные и предгорные (т. н.
Балкария) районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом — урусбиевцы) и Малка. Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части.
Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.
Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья.
Численность в мире — около 2 миллионов человек. В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 1 584 554 башкир. Национальный язык — башкирский.
Традиционная религия — ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.
Буря́ты (Буря́т-монго́лы; самоназвание буряадууд) — народ в России, Монголии и КНР.
Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, селенгинские буряты (сартулы, цонголы, табангуты), хамниганы, а также по территориальному признаку, т.е.
западных, восточных, шэнэхэнских. Бурятов, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными.
Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие — православные.
Ингуши́ (самоназвание — ингуш. ГIалгIай — мн.число, ГIалгIа — ед.число) — вайнахский народ на Северном Кавказе. Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы.
Ительме́ны (ительмен. — ительмень, итэмэн) — одна из коренных народностей полуострова Камчатка. Язык — ительменский. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).
Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) — субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. В Кабардино-Балкарской республике составляют 45,3 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Разговаривают на калмыцком и русском языках.
Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года), имеются также небольшие диаспоры за границей.
Основная религия среди верующих калмыков — тибетский буддизм школы Гелуг.
Каре́лы (общее самоназвание — карел. karjalaizet) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области, Тверской области и в восточной Финляндии.
Кере́ки (самоназвания анкалгакку — «приморские люди», аракыкку — от чук. кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России. По переписи 2010 года кереками себя записали 4 чел. (в 2002 году — 8 человек). В 1959 году насчитывали около 100 чел.
В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами, подверглись ассимиляции с их стороны.
Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек», мн. ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки, енисейцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.
Коря́ки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России.
Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.
Мордва́ — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Самоназвание мокшан мокш. мокшет, эрзян — эрз. эрзят. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы: эрзян — шокша, мокшан — каратаи.
Проживают в Российской Федерации, около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской. Относятся к коренному населению Центральной России.
Верующие — в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.
Нана́йцы (нанайск. нанай, нани; кит. 赫哲族; устаревшее гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.
Нганаса́ны (нган. нгана́саны́ — «люди», самоназвание няа, ня — «товарищ») — самодийский народ в Сибири. Термин нганасан (от нанаса, нанасан — человек) был введён cоветскими лингвистами в 1930-е годы как ошибочное обобщение известного многим народам Севера употребления слова со значением «человек» в качестве эндоэтнонима.
Негидальцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин — местные люди; амгун бэйэнин — люди реки Амгунь) — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье.
Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
Ни́вхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) — малочисленная народность на территории Российской Федерации. Самоназвания: нивх — «человек», нивхгу — «люди».
Нога́йцы (самоназвание — ногай [noɣaj], мн.ч. — ногайлар [noɣajlar]) — тюркоязычный народ на Северном Кавказе. Численность в РФ — 103,7 тыс. чел. (2010).
Оро́ки (самоназвание: ульта́, уйльта, на́ни) — тунгусо-маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Российской Федерации.
О́рочи (самоназвание орочисэл, ороч, а также нани (утраченное, старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: «на» — земля, «ни» — человек, перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) — народ в России.
Осети́ны (иронск. ир, ирӕттӕ, ирон адӕм, дигор. дигорӕ, дигорæнттæ; др.-рус. яси, ед.ч. ясинъ, яс) — народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия — Алания и Южная Осетия.
Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).
Общая численность в мире — до 700 тыс. человек, из них в России — 528,5 тыс. (по переписи 2010)
Саа́мы (саа́ми, лопари́, лапла́ндцы; самоназвание — кильд. са̄мь, с.-саамск. sámit, sampelaš; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) — малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы.
Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей».
Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой».
Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами.
Респу́блика Ко́ми (коми Коми Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа. Ко́ми — группа народов, проживающих на севере Российской Федерации: коми-зыряне (часто просто ко́ми), коми-ижемцы, коми-пермяки, коми-язьвинцы.
Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.
Тофала́ры (ранее их называли — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.
Туви́нцы (самоназвание — тыва, множ. число — тывалар; устар. названия: сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы, таннутувинцы) — народ, основное население Тувы (Тывы). Говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. Верующие — буддисты; сохраняются также традиционные культы (шаманизм).
Удэге́йцы — один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, антропологически относятся к байкальскому типу монголоидов. Язык — удэгейский, относящийся к амурской группе тунгусо-маньчжурских языков, наиболее схож с орочским, практически вытеснен русским языком.
Ульчи (самоназвание — нани, ульча — «местные жители» (общее для ряда народов Приамурья), устаревшее: мангуны, ольчи). С 1926 года принято официальное название ульчи.
Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди.
Чече́нцы (самоназв. но́хчий) — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни.
Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах Дагестана, Сунженском и Малгобекском районах, Ингушетии, Ахметском районе Грузии.
Общая численность чеченцев во всём мире — 1 550 000. Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.
Чу́кчи, или луораветланы (самоназвание — ԓыгъоравэтԓьэт, оравэтԓьэт), — немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюй. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.
Эвенки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая.
Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная.
Каждый диалект подразделяется на говоры.
Эве́ны (эвенск. эвен, устар. ламуты; муж.род — эвен, жен.род — эвенка) — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.
Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — малочисленная самодийская народность численностью менее 300 человек. Верующие — православные, сохраняются традиционные верования. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.
Эскимо́сы (эскимос. ᐃᓄᐃᑦ) — народ, составляющий коренное население территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность — около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.
Антропологи считают, что эскимосы — монголоиды арктического типа (арктическая раса). Их основное самоназвание — «инуи́ты». Слово «эскимос» (эскиманциг — «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков.
Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.
Юкаги́ры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алаи) — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.
Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование.
Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.
Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́, самоназвание — якут. саха́; якут. сахалар) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков.
Много монголизмов (примерно 30 % слов монгольского происхождения), также имеется около 10 % слов неизвестного происхождения, в более позднее время присоединились русизмы. Около 94 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1c1. Общий предок всех якутских N1c1 жил 1300 лет назад.
По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях.
Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии (второй по численности — русские — 37,8 %) и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.
Источник: https://xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b/to-kids/fairytales/skazki-narodov-rossii.html