- ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
- Тема: Сюжетно-ролевая игра на уроках математики в начальных классах .
- Оглавление
№ п/п | Страница | |
1. | Введение. Сюжетно – ролевая игра. | 3 |
2. | Основная часть. Урок математики во 2 классе. | 4 |
3. | Заключение. | 8 |
4. | Литература. | 9 |
5. | Приложение. | 10 |
Введение
К числу наиболее актуальных проблем современности относится проблема детей — сирот и детей, лишенных родительского попечения. Как правило, у этих детей наблюдается задержка психического развития (ЗПР) или недоразвитие высших познавательных процессов в различной степени.
По моему мнению, для разрешения данной проблемы необходимо использовать игровые технологии в профессиональной деятельности, которые являются одним из наиболее подходящих и эффективных средств, и которые обеспечили бы успешную социальную адаптацию данной категории детей. Игровые технологии способствуют успешной адаптации детей-сирот в детском доме — школе: снижается уровень агрессии, повышается степень включенности в группу- класс, увеличивается уровень социальной активности.
В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра — это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [3, с.138].
Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм.
Она комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом.
Посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни за пределами стен детского дома-школы.
В данном виде игровой деятельности дети-сироты усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи.
В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.
Математика.
2 класс
Тема: Числа от 1 до 100. Письменные вычисления. Закрепление.
Цель: отработка письменных вычислений в столбик.
Задачи:
-
Отрабатывать вычислительные навыки, умение решать задачи.
-
Развивать воображение.
-
Прививать любовь к предмету через игру; воспитывать патриотизм.
Оборудование:
- карточки с цифрами 2 и 3;
- фуражка пограничника, летчика, танкиста;
- рисунки собаки-овчарки, танка, самолета, парашютов;
- текст задачи на карточках.
- Ход урока
- I. Организационный момент
- Мы будем считать и задачи решать
- Мы знаем, что в жизни без точного счета
- Не сдвинется с места любая работа.
- II. Чистописание
- — Я загадала число, которое меньше 24, но больше 22.
- — Какие цифры потребуются для записи числа 23?
(Напоминаю и показываю написание цифр в числе. Дети пишут 3 раза.)
- — Сколько в нем десятков и единиц?
- — Значит, какое это число?
- — Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
- — А что еще напоминает вам число 23?
(23 февраля отмечается праздник- День Защитника Отечества. Ежегодно в Армии проходят учения, где разные войска отрабатывают свои действия по защите нашей Родины.)
- — Сегодня у нас на уроке будут учиться отрабатывать свои действия…
- Отгадайте, кто:
- Ночью, в полдень, на рассвете
- Службу он несет в секрете.
- На тропе, на берегу
- Преграждая путь врагу.
- — Правильно, это пограничник.
- (Выходит ученик в фуражке пограничника с картинкой собаки.)
-
- — А кто пограничнику помогает? (Собака)
- III. Устный счет
- 1.- Посмотрите, ей нужно пробежать по всем треугольникам
- — Кто поможет овчарке?
- — Сколько всего треугольников? (4)
2.- Найдите лишнее число, под ним спрятался диверсант-враг.
4 1 9 6 14 2
— Почему оно лишнее?
3.- А здесь минное поле, надо помочь ей быстро пройти его. И если мы поможем быстро пройти, то узнаем, кто следующий будет отрабатывать свои действия.
- 14 – 6 + 9 + 8 – 2 + 7= (30-танкисты)
- (Выходит ученик в шлеме танкиста и выносит танк с числом 30)
-
- IV. Закрепление материала
1) — И вот в ход пошла тяжелая техника. Танк должен пройти через холм. И, если мы решим правильно уравнение, то условные враги не заметят танк.
- х+5=15
- — Прочитайте уравнение.
- — На что обращаем внимание?
- — Как называются числа при сложении?
- — Что нам неизвестно?
- — Как найти неизвестное слагаемое?
- (Дети решают в тетрадях, а один ученик у доски)
- 2) Физминутка
- Раз, два — выше голова,
- Три, четыре — руки шире,
- Пять, шесть — тихо сесть,
- Семь, восемь – лень отбросим!
- 3) — Слышишь, моторы гудят в вышине,
- С неба привет посылают стране,-
- То быстроходный летит самолет,
- Летчик отважный машину ведет!
- (Выходит ученик в фуражке летчика с самолетом)
-
- — Помогите летчику выполнить мертвую петлю. (Ученик показывает)
- — Для этого мы должны решить задачу:
«В учениях участвовало 8 танков, а самолетов на 4 больше. Сколько всего боевой техники участвовало в учениях?» (Чтения с листочка учеником)
- — Сколько танков участвовало в учениях?
- — А самолетов?
- — Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
- — Почему?
- — А можем мы узнать, сколько самолетов участвовало в учениях?
- — Как?
- (Решение задачи с места с комментированием)
- 4) Самостоятельная работа
– Посмотрите, самолет сделал петлю и выпустил десант. Помогите им приземлиться на свое поле. Для этого нам надо решить примеры, которые записаны на парашютах.
— Спишите примеры в столбик и решите их самостоятельно.
45+23 57-32 26+37 64+36 40-18
(Проверка. Дети читают пример и опускают парашютистов на свое поле).
- V. Рефлексия:
- — Вот и закончились наши учения.
- — Учения, какого рода войск вам больше всего понравились?
- — Чем?
- — Давайте закончим наш урок словами, которые записаны на доске:
- (Чтение хором)
- Чтобы защитником Родины стать,
- Надо, друзья, математику знать!
- — Как вы понимаете эти слова?
- Заключение
Я работаю по общеобразовательной программе,адаптированной для детей с ЗПР. Она является коррекционно-развивающей.
У детей с ЗПР гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы.
Слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточно развитых для его возраста умений сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы.
Предлагаемый урок — одна из форм нестандартного повторения и закрепления учебного материала по математике, который также способствует воспитанию патриотических чувств у детей – сирот.
Дети побывали в образе танкиста, летчика и пограничника, что пробудило интерес и активность детей на уроке. Дети были эмоциональны.
Через такие уроки прививается любовь и преданность Отечеству, стремление защищать интересы Родины, развивается кругозор, воображение.
Литература
-
Моро, М. И. Математика. 4 класс. [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.И. Моро. — М. : Просвещение, 2009. – 112 с.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно — развивающее обучение [Текст] : Начальные классы. / под редакцией С. Г. Шевченко. М., «Школьная Пресса», 2004. – 273 с.
-
Словари. Энциклопедия. М., 1997. – 138 с.
- Приложение
Источник: https://urokimatematiki.ru/syuzhetnorolevaya-igra-na-urokah-matematiki-v-nachalnih-klassah-3806.html
Педагогические игры для классного часа в начальной школе
В младшем и среднем школьном возрасте важно научить детей ладить с окружающими и строить комфортные взаимоотношения. Без этого у ребенка могут возникнуть психологические проблемы вплоть до неприятия школы. В этом материале мы собрали 5 простых игр для классного часа, которые помогут учителю выстроить здоровую атмосферу в классе.
Школа является принципиально новой эмоциональной средой для ребенка, в которой ему может быть сложно выстроить комфортные отношения с окружающими. Учитель начальных классов или классный руководитель прикладывают множество усилий, чтобы атмосфера в классе была дружелюбной и комфортной, ведь от психологического состояния детей зависит во многом и их успеваемость.
Игры не займут много времени, не потребуют сложного дополнительного реквизита и помогут ребятам от 7 лет и старше:
- позитивно воспринимать себя и сверстников;
- эмоционально децентрироваться («не все вокруг происходит ради меня и для меня, есть другие люди со своими желаниями и эмоциями»);
- научиться строить гармоничные коммуникации и любить окружающих.
Игра 1. Театр
Главная цель: способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.
Ход игры
Классный руководитель: Давайте побудем немного актерами! Вы знаете, что делают актеры в театре или в кино? Дети: Играют разные роли, изображают кого-то. Педагог: Правильно. Так и человек в своей обычной жизни играет самые разные роли. И для каждой из них он использует определенные жесты, фразы, костюмы, интонацию голоса.
Как вы думаете, какие роли есть у нас с вами, у наших близких? Дети: Мама на работе — программист, а дома — мама.
Сейчас я ученик 3 «Б», а дома буду сын, а на физкультуре днем — футболист! Педагог: Вот и я сейчас для вас — учитель, а дома буду мамой (дочерью, женой), вы сейчас — ученики, а в какой-нибудь игре будете эльфами, супергероями, принцессами, кем угодно.
Если работа ведется с детьми младшего подросткового возраста, можно ввести дополнительную терминологию — «социальные роли», «профессии», «семейные роли». Если нет — ограничиться только наименованием роли.
Далее классный руководитель спрашивает у детей, не хотят ли они поучиться актерскому мастерству, и с какой роли, по их мнению, стоит начать. Каждый ребенок может выбрать не только роль, но и настроение и состояние. Например: добрая мама, расстроенный учитель, злой ученик, вежливый продавец и т.д.
Ученик выходит вперед и разыгрывает выбранную роль, обязательно следя за тоном голоса, мимикой, жестами и другими внешними выражениями роли и состояния. Детям младшего школьного возраста может быть сложно импровизировать, так что педагогу лучше заранее подготовить набор фраз-реплик, которые будут произноситься детьми в разных ролях.
Игра 2. Сердце нашего класса
Главная цель: сформировать позитивное восприятие одноклассников, научиться видеть хорошее.
Ход игры
Педагог заранее вырезает из бумаги или картона сердце и прикрепляет его к доске (можно нарисовать на доске контуры сердца, но тогда результат не получится сохранить).
Дети должны вспомнить все хорошие качества, которые есть у учеников класса, и записать их фломастерами (или мелом) внутри сердца. По окончании игры сердце переносится на классный стенд.
При возникновении конфликта классный руководитель может попросить обратить не него внимание и вспомнить, как много хорошего есть внутри каждого человека.
Игра 3. Волшебное спасибо и волшебное пожалуйста
Главная цель: помочь детям научиться видеть хорошее в окружающих, относиться к ним внимательно и с пониманием.
Ход игры
Педагог: Знаете ли вы, что существуют слова, которые нужно произносить с особым чувством? Дети (предлагают варианты): Я тебя люблю, спасибо, пожалуйста.
Педагог: Сегодня мы будем с вами учиться вкладывать в слова «спасибо» и «пожалуйста» особый смысл, прятать его там, как маленький, но очень важный секрет! Уверена, у вас получится, ведь вы чуточку волшебники.
Когда мы с вами произносим эти слова, вместе со звуком или текстом мы посылаем другому человеку нашу признательность, теплоту и благодарность. Давайте попробуем!
Один из детей должен подойти к другому и сказать «Спасибо!», обязательно глядя в глаза, улыбаясь и стараясь вложить в слово всю свою благодарность и любовь. Второму ребенку надо так же искренне ответить «Пожалуйста!».
После этого второй участник выбирает из класса любого, кому он хотел бы сказать «Спасибо».
Учитель может модерировать процесс, если кто-то оказывается без волшебных слов, но ни в коем случае не заставлять говорить их кому-то — так дети поймут, что искренность — не обязательный элемент волшебных слов. Лучше начинать диалог с ребенком самостоятельно.
Игра 4. В какой я роли?
- Главная цель: способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить способность понимать чувства и намерения других.
- Эту педагогическую игру можно проводить после «Театра», а можно отдельно.
- Ход игры
Дети по очереди выходят вперед, про себя задумывая какую-либо роль (не очень сложную, например: мамы, врача, учителя, ученика, директора, лидера музыкальной группы).
Затем им необходимо произнести одну любую фразу, которая бы позволила остальным учащимся понять, кого загадал «актер».
Варианты фраз:
— Это я запишу тебе в дневник! — Как ты себя чувствуешь, милый? — Кто опять выбился из ритма и фальшивит?
- — У вас хороший сон и аппетит?
- Многие фразы могут принадлежать одновременно врачу и маме, учителю и папе, так что ученику-актеру необходимо следить еще и за интонацией и мимикой.
Игра 5. Про кого мы так говорим?
Главная цель: развивать умение видеть хорошие качества в окружающих и в себе, способствовать развитию самоуважения и желания говорить другим приятное.
Ход игры: Перед проведением занятия педагогу необходимо вырезать из бумаги сердце, на котором написаны различные положительные качества людей. Например: доброта, отзывчивость, смелость, открытость, дружелюбие, веселость, исполнительность, общительность, аккуратность, обязательность, терпеливость, честность и т.д.
Сердце располагается так, чтобы всем участникам игры были видны надписи. Один ученик выходит к сердцу и загадывает одного из одноклассников, при этом не называя имени. Затем он «нажимает» на сердце некоторые из качеств, показывая, что у загаданного им человека они есть.
Остальным ребятам необходимо понять, кого именно загадал ведущий. Педагог может сам участвовать в игре, подсказывая или выдвигая собственные теории.
Продолжение следует… #ADVERTISING_INSERT#
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/pedagogicheskie-igry-dlya-klassnogo-chasa-v-nachalnoy-shkole/
Сюжетно-ролевые игры
Подборка сюжетно-ролевых игр для дошкольников и младших школьников.
- «ЛОВИШКА, БЕРИ ЛЕНТУ!»
- В процессе игры у детей развивается ловкость, воспитывается честность, справедливость при оценке поведения в игре.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. По сигналу воспитателя «Беги!» разбегаются по площадке, а ловишка бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу «Раз, два, три — в круг быстрей беги!» дети строятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Игра повторяется с новым ловишкой.
ПРАВИЛА
Бежать можно только по сигналу «Беги!». Лента должна свободно прикрепляться на поясе ребенка. Ловишка не имеет права забирать ленту у игрока, успевшего стать в круг. Лишившийся ленточки временно выходит из игры.
- ОБОРУДОВАНИЕ
- Разноцветные ленточки из бумаги или ткани по числу детей.
- «ОХОТНИК(И) И ЗВЕРИ»
В процессе игры нужно учить детей быстро и далеко убегать от водящего, метать мяч в подвижную цель. Игра развивает ловкость, силу.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Дети, изображая разных зверей, ходят, бегают, прыгают по площадке. По сигналу воспитателя «Охотники!» звери разбегаются по площадке, залезают на скамейки, лестницы. Охотники стараются попасть в них мячом (снежком), бегая 4—5 раз.
ПРАВИЛА
Разбегаться и залезать на снаряды можно только по сигналу. Охотники должны бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места). Играющие могут менять положение (переходить на новое место), когда охотник берет новый мяч.
- ОБОРУДОВАНИЕ
- Гимнастические скамейки, лестница, мячи, шапочки зверей (медведь, зайчик, лиса, волк, дикий кабан и др.)
- ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ
Игра упражняет детей в беге, развивает пространственно-слуховую ориентацию. При оценке игры следует отмечать детей, удачно выполнивших роль жмурки, проявивших смелость, выдержку.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Дети идут по кругу и произносят, обращаясь к стоящему в центре круга жмурке:
Мы по кругу идем, колокольчик несем. Ты глаза не открывай, где звонили — угадай!
По сигналу «Угадай!» дети разбегаются, а жмурка ловит ребенка с колокольчиком.
- ВАРИАНТ
- Можно глаза завязывать и ловящему н убегающему.
- ПРАВИЛА
Жмурке нельзя поднимать повязку и смотреть из-под нее. Бегающий с колокольчиком звонит не все время, а с перерывами. Если жмурка не может долго поймать, выбираются новые игроки.
- ОБОРУДОВАНИЕ косыночка, колокольчик.
- «ДВА МОРОЗА»
- В игре дети упражняются в беге, развивают пространственную ориентировку, быстроту, ловкость.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
- Играющие располагаются в «домике» на одной стороне площадки. Двое водящих — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос обращаются к детям:
Мы два брата молодые, два Мороза удалые: Я — Мороз Красный нос, Я — Мороз Синий нос. Кто из вас, друзья, решится в путь-дороженьку пуститься?
Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.
И по сигналу «Мороз!» перебегают в «домик» напротив. Оба Мороза стараются их заморозить — коснуться рукой.
ПРАВИЛА
Перебегать в дом можно лини, после окончания слов текста. «Морозить» игроков за чертой дома нельзя.
«РЫБАК И РЫБКИ»
Игра упражняет детей в беге с увертыванием, развивает быструю двигательную реакцию. ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Все дети (рыбки) плавают в реке (бегают), минуя преграды (камешки, ямки) и стараясь увертываться от рыбака. Рыбак (с завязанными глазами) старается поймать рыбок. По сигналу «Глубоко!» рыбак обходит преграды; если дети произносят слово «Мелко», значит, река чистая.
Поймав рыбку, рыбак должен назвать ее имя (имя игрока). Если назвал правильно, пойманный становится рыбаком; а если ошибся, дети кричат: «Лягушку поймал!», и рыбак отпускает игрока.
ПРАВИЛА
По сигналу «Глубоко!» все рыбки должны убегать в домики, куда рыбак не имеет права заходить. В домике может находиться только одна рыбка. Пойманную рыбку (игрока) необходимо узнать, назвать но имени, не снимая повязки.
ВАРИАНТ
Рыбок можно ловить сетью. По сигналу ведущего «Лови!» старший рыбак бросает конец веревки второму рыбаку, окружая сетью рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место. Закинув 3—4 раза сеть, производят подсчет пойманных рыбок. Игра повторяется. ПРАВИЛА
- Пойманные рыбки выбывают из игры и возвращаются после смены рыбака.
- ОБОРУДОВАНИЕ
- Мел, кубики, косынка, веревка.
- «СОВУШКА»
- В процессе игры дети упражняются в беге, лазании, воспитывается выдержка, организованность.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу ведущего «День» дети, изображающие жучков, бабочек, лягушек, двигаются по площадке, залезают на гимнастическую стенку, прыгают и т. п. По сигналу «Ночь наступила» ребята останавливаются («засыпают»), а совушка вылетает на охоту. Заметив пошевельнувшегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в свое гнездо.
ПРАВИЛА
Совушка может вылетать из гнезда только по сигналу «Ночь». Она не имеет права подолгу наблюдать та одним игроком. При повторении игры каждый игрок должен принимать новую позу.
- ОБОРУДОВАНИЕ
- Гимнастическая стенка, лестница, скамейка, доски, большие кубы, шапочки совы и других птичек, жучков, бабочек, лягушек.
- «РЫБАКИ И РЫБЫ»
- Игра развивает у детей ориентировку в пространстве, воспитывает честность, справедливость при оценке поведения в игре.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сторонам площадки чертятся круги диаметром 0,8—1 м (ямки) по числу играющих или на 1—2 меньше. Рыбы (дети) находятся в кругах. По сигналу воспитателя (удар в бубен, звук колокольчика) рыбы начинают плавать по всей реке (бегать по площадке).
По сигналу «Рыбаки!» рыбы стараются спрятаться в ямки, а два рыбака, взявшись за руки, стремятся их поймать. Находиться в ямке может только одна рыба. Как только другая рыба вбежит в ямку, первая должна ее оставить. Пойманные рыбы помогают ловить остальных рыб.
ПРАВИЛА
Рыбки начинают плавать в реке и прятаться в домики (ямки) только по сигналу. В ямке может находиться только одна рыбка.
- ОБОРУДОВАНИЕ Бубен (колокольчик), мел.
- «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»
- В процессе игры дети упражняются в беге, лазании, прыжках; развивают ориентировку в пространстве, ловкость.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу воспитателя «Солнышко!» дети, изображая птиц, бегают по залу. По сигналу «Ветер, буря!» — поднимаются на гимнастическую стенку, наклонные лестницы, доски. ПРАВИЛА
Птицы должны вылетать из своего дома только по сигналу и летать по всей площадке: при подъеме на лестницу и спуске не пропускать перекладин, спрыгивать с нижней ступеньки. Но сигналу ведущего («Раз два-три!». хлопок в ладоши) птицы, не успевшие залететь в дом, выбывают из игры.
- ОБОРУДОВАНИЕ
- Гимнастическая стенка, лестница, наклонные доски, шапочки птиц.
- «КАРУСЕЛЬ»
- В процессе игры совершенствуются умения детей ходить и бегать в умеренном и быстром темпе, с поворотом кругом, не останавливаясь, вырабатывается правильная осанка, дети приучаются действовать организованно.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
- Дети идут по кругу, взявшись за шнур правой рукой, и выполняют движение соответственно тексту:
- Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
- А потом кругом, крутом, все бегом, бегом, бегом,
- бегут два раза по кругу и по сигналу воспитателя «Поворот» меняют направление движения, взявшись за шнур девой рукой. Продолжают произносить слова:
- Тише, тише, не спешите!
- Карусель остановите!
- Раз-два, раз-два!
- Вот и кончилась игра!
По сигналу «Кончилась играл опускают шнур на пол (землю) и расходятся. По сигналу воспитателя (удар в бубен, три хлопка) игра повторяется.
ПРАВИЛА
Выполнять движения согласно тексту, ритмично двигаясь и сохраняя интервал в круге. Занимать места в «карусели» можно только по звонку. Игрок, не успевший занять место после 3-го звонка, выбывает из игры.
- ОБОРУДОВАНИЕ Шнур (длина 8—10 м), бубен.
- «ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ»
- (По произведению С. Маршака «ПОЖАР»)
- Задачи игры — упражнять в ходьбе по наклонной доске, в беге и лазании; действоват ь согласованно, по сигналу.
- ОПИСАНИЕ ИЕРЫ
По сигналу начальника пожарной части (роль играет воспитатель или ребенок) пожарные машины выезжают на задание (в каждой машине 1 водитель и 4—5 пожарных). По сигналу «Тушить пожар!» пожарные быстро взбираются по наклонной и вертикальной лестницам (по канату, шесту пли перекладине), выносят детей (кукол). По сигналу «Отбой!» пожарные занимаю1 места с машинах и уезжают.
В конце игры отмечают, как справились с заданием пожарные каждой команды (машины). ПРАВИЛА
Выполнять задания точно по сигналу. Подниматься по снаряду и спускаться установленным способом.
- ОБОРУДОВАНИЕ
- Гимнастическая лестница (стенка), приставная лестница (доска), куклы, шнур, каски пожарных.
- «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»
- Задача игры — упражнять детей в быстром беге, прыжках на месте и в длину с разбега, гтерелезании; развивать смелость, внимание, выдержку.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки, становятся на скамейки и др.). Домик волка — сбоку площадки. Воспитатель или все дети вместе произносят слова:
- Зайцы скачут — скок, скок, скок да на беленький снежок (на зелененький лужок).
- Греют лапки, греют ушки,
- ставят ушки на макушке,
- Приседают, слушают: не идет ли волк!
С началом текста зайцы выпрыгиваю: из домиков и разбегаются по площадке, выполняя движения в соответствии с текстом. По сигналу воспитателя «Волк!» зайчики перепрыгивают речку (бревно, ров) и скрываются в лесу, в своих домиках. Волк старается их поймать.
ПРАВИЛА
Зайцы перепрыгивают речку • а двух ногах. В домике зайцев ловить нельзя. Пойманные зайцы идут в дом волка.
- ОБОРУДОВАНИЕ
- Мел, гимнастические скамейки, шапочки волка и зайчиков.
- «УДОЧКА»
- В процессе игры дети упражняются в прыжках на одной и двух ногах на месте, вырабатывают правильную осанку.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Дети стоят по кругу, воспитатель — в центре. По сигналу «Раз, два, три!» воспитатель начинает вращать удочку (шнур с привязанным на конце мешочком с песком) по кругу над полом (землей). Дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. и меняют положение ног по сигналам воспитателя «На обеих», «На левой», «На правой».
ПРАВИЛА
Подпрыгивать только при приближении удочки. Менять положение ног только по сигналу ведущего.
- ОБОРУДОВАНИЕ Удочка (веревка).
- «НЕ НАМОЧИ НОГ»
- Игра развивает у ребят координацию движений, учит выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели.
- ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу воспитателя «Вперед!» первые игроки из каждой команды должны переправиться через «болотоv с помощью двух дощечек. Каждый следующий игрок начинает переправу тогда, когда предыдущий перейдет «болото».
Источник: http://nachalo4ka.ru/syuzhetno-rolevyie-igryi/
Сюжетно-ролевые и деловые игры в начальной школе. Зачем нужно проводить такие игры? Примеры сюжетно-ролевых игр в начальных классах
Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:
- выполнять различные социальные роли;
- выражать разные гражданские позиции;
- организовывать или влиять на поступки других участников;
- устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
- решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.
В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.
Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений
Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:
- готовность к сотрудничеству;
- толерантность;
- терпимость к чужому мнению;
- умение вести диалог;
- умение находить компромиссное решение.
В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни.
Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях.
Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.
Психическое развитие детей
Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.
Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.
Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры
Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.
Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.
Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:
- определен круг ролей, которые должны играть школьники;
- указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
- описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
- существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.
Что такое ролевая игра?
Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:
- конкретных взрослых или детей;
- представителя определенного типа профессий;
- семейные роли;
- этнографические;
- роли сказочных или литературных героев.
Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:
- предметное воссоздание содержания деятельности;
- выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.
Виды ролевых игр в начальной школе
Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:
- созидательные;
- связанные с профессией;
- связанные с открытием;
- маршрутные, т.е. путешествия;
- связанные с искусством;
- военизированные;
- сказочные;
- фантастические.
Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.
Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе
Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.
Игра «Планета друзей»
Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет.
Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории.
Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:
- Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
- Составить правила совместного проживания на планете.
- Описать, какие события происходят на планете.
- Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.
- «А вдруг?» Ольга Тихомирова
- После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.
- В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.
- Школьникам нужно описать:
- какую ситуацию они проиграли;
- какую тему затронули;
- как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.
Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.
Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.
Игра «Зоопарк»
Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:
- фигурки различных животных;
- материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
- природный материал для создания эффекта парка;
- кассовые билеты.
Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.
Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.
Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.
Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.
Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.
Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.
На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.
Игра «Журналисты»
Источник: http://pedsovet.su/ns/6322_rolevye_i_delovye_igry_v_nachalnoy_shkole
Ролевые игры для школьников
Интеллектуальная игра «Школа»
Идея данной игры родилась на стыке интеллектуальных игр, КВНа и КТД. В деятельности педагога присутствуют следующие компоненты: 1. постановка цели 2. диагностика 3. подбор методов 4. выстраивание последовательности методов 5. рефлексия
На каждый из этих пунктов и было подобрано задание.
Цели:
1) совместная работа групп 2) развитие интеллектуальных способностей
3) моделирование педагогической деятельности
Инструкция: -«Вы — ученики школы развития. Каждая группа получает задание, какое-то время готовиться, и подает свое решение, Жюри оценивает оригинальность и реальность ответов.»
Ход игры: группу разбивают на несколько микрогрупп. Жюри создает соревновательный момент и, самое главное, дает оценку реальности и действенности предложенных решений.
Задания:
1) Вспомнить или придумать (а можно что-то и провести) по 3 игры на поднятие настроения (на «разогрев») 2) придумать новые способы: · наказания (не забывая о гуманности) · диагностики уровня культуры и т.п. 3) ваши родители вас 13 лет учат. Если бы Вы поменялись местами, чему бы вы захотели научить их. 4) придумать и показать короткую заставку кинофильму «Как мы учили детей» 5) проанализировать, что в этой игре было серьезно и может быть Вами использовано и будет «работать» в будущем в делах6) если бы Вы в отряде на 4-5 сборов заменили ведущих, что и как Вы бы сделали. |
Ролевые игры
Ролевые игры представляют из себя некоторую модель окружающей действительности. В момент проведения игры ребята получают необходимый опыт действия в самых разных ситуациях. Причем этот опыт потом обсуждается и, в отличие от реальной жизни, человек видит, что можно изменить.
И в реальности его действия становятся более эффективными. Кроме того существуют обучающие игры, где в игровой форме ребята получают какие-то знания и навыки. Поскольку они тут же в игре и могут их применить, то усвоение идет гораздо эффективнее.
Обычно ролевые игры подготавливаются ведущими, когда хочется проиграть какую-то проблему.
РОЛЕВАЯ ИГРА «ЛИЦЕЙ»
Игра была сделана по книге В.П.Крапивина — «Голубятня на желтой поляне».
ЦЕЛИ ИГРЫ:
1) воспитание активной позиции 2) сплочение гриппы 3) развитие умения разобраться в сложной ситуации и действовать самостоятельноТехника: игровые карабины с патронами, меловые клинки, текст легенд и т.д. Инструкция: -«Вы — учащиеся морского лицея, в котором оказались после того, как ваши родители погибли в результате войны между двумя берегами реки, которая длилась уже давно, и о причинах которой уже никто не помнил. Ход игры (кратко): в игре участвуют учителя-надзиратели лицея, среди которых есть пришельцы-маникены, которые внешне неотличимы, но из оружия не убиваются. Их цель — поссорить ребят между собой, поскольку так ими будет проще управлять. (см. книгу) Игра состоит из 3-х этапов, переходящих один в другой.
Первый этап: цель мастеров — поссорить ребят с разных берегов. Для этого им сообщаются разные сведения, обвиняющие другой берег, надзирателями приветствуется ябеднечество, за провинности одного учителя наказывают группу (причем с другого берега) и т.д. У лицеистов идут занятия, причем достаточно неинтересные и ведут их очень жестко.
Между уроками есть перемены, на которых группы могут выяснять отношения. После занятий наступает «ночь», когда ребята находят склад с карабинами. (До этого у них были лишь меловые клинки). Оружие они используют в течение игры по своему усмотрению — стреляя друг в друга или в надзирателей.
Второй этап: цель — восстание групп против надзирателей. Надзиратели начинают вести себя все более жестко, «вынуждая» группы к объединению и восстанию.
(Кстати, надзиратели вооружены парализаторами и 1-2 карабинами) Обычно, часть группы стихийно восстает, но поскольку основная масса надзирателей — пришельцы, и убить их невозможно, то восстание жестоко подавляется. Третий этап:
цель — объединение групп. В игре есть информация (в виде легенды), что пришельцев можно уничтожить при помощи барабанного боя, но если отбивать его всем вместе. (но впрямую об этом не говориться) После разгрома восстания надзиратели уходят (якобы на совет), чтобы дать возможность группам договориться и потренироваться. Совместное отбивание ритма, изгоняющее пришельцев создает сильные эмоции и сплочение, что и требуется.В конце игры самая важная часть — обсуждение: (Кто как действовал, есть ли параллели с жизнью, когда нужно бороться, когда ненужно и как это делать. Hапример, среди надзирателей может быть один «хороший», помогающий ребятам, но потом его выгоняют. Можно обсудить его позицию — мелкая помощь или сопротивление и т.д.)
- В реальности игра происходила в соответствии с описанием, только группы быстрее вышли на второй этап, объединившись между собой.
- РОЛЕВАЯ ИГРА «3 ЛОДКИ»
ЦЕЛЬ: проигрывание проблемной ситуации выбора (риск и помощь нуждающимся) обучение взаимодействию, контактности и быстрому принятию решений в критической ситуации на выделение лидеров Оборудование: «лодки» т.е. куски материи размером примерно 1х2 метра. Кол-во — 1 кусок на 5-6 человек (они должны плотно стоять на половине ткани).
Стробоскоп, фонари, шум моря. Ход игры: в начале группе сообщается, что вся она плывет на корабле по океану. Проводятся какие-то «морские» игры на вхождение в ситуацию, поются песни. Через некоторое время, неожиданно для группы гаснет свет, включается стробоскоп, пиротехника, включается шум шторма, мелькают лучи фонарей.
Группу быстро собирают вместе и сообщают, что корабль потерпел крушение, быстро надвигается шторм. Группа высаживается на «лодки» (т.е. куски материи), и пытается доплыть до берега (об передвижения и взаимодействие лодок группа продумывает самостоятельно.
) Касаться стен, пола — запрещено, В случае малейшего касания группа возвращается в исходную точку. Передвигаться им должно быть трудно. Задачу можно усложнить, завязав кому-то глаза или запретив разговаривать. (То есть «в результате контузии» появились «немые» и «незрячие»).
Через некоторое время, когда группы прошли примерно 2/3 пути, сбоку и чуть позади появляется мастерская лодка. (Это несколько, обычно более старших, ребят, которые заранее во время «крушения» ушли в соседнюю комнату. Их количество таково, что одна лодка всех спасти не сможет — 5-6 человек.) Лодка начинает подавать подавать сигналы помощи (т.е.
просто кричат). Группам сообщается, что эта лодка налетела на рифы и тонет. Каждая группа решает, стоит ли несмотря на усталость, идти спасать лодку. Обсуждение проводится по следующим моментам:
1) Как высаживались на лодки: пропустили ли девушек в перед, а пропустив, подумали ли кто будет управлять и двигать лодку. 2) Кто лидировал на лодках, как осуществлялось передвижение, взаимодействовали ли лодки. 3) Кто и как принял решение плыть к тонущей лодке (если поплыли), кого забрали с нее в первую очередь.
4) Как вел себя лидер, слушал ли других, какие неприятные (или приятные) эмоции у кого остались и т.д.
Примечание:
а) плыть должно быть действительно трудно
б) «самоубийство» моделируется выливанием стакана воды за шиворот. :-))
- РОЛЕВАЯ ИГРА «ГОРОД»
- Цели:
· развитие активной позиции · постановка моральной проблемы вмешательства и невмешательства в ситуациюИнструкция: вы плыли на корабле, и ваш корабль сломался. Вы подплыли к ближайшему городу, где вы по группам будете ходить и искать детали для починки. Ход игры:
Источник: https://pivan-school.net.ru/uchitell/kuroku/klass/538—-
Торжественные сценарий
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наше занятие с пожелания добра друг другу. Повернитесь друг к другу лицом и скажите: Мы желаем друг другу добра.
Основная часть занятия.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку и вы узнаете кому он принадлежит.
- Воспитатель: Кто в дни болезней всех полезней?
- Лечит нас от всех болезней?
- Дети: Доктор.
Воспитатель: Этот сундучок принадлежит доктору. А как вы думаете что в нём находится? (В нем лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы.) Ребята давайте посмотрим эти инструменты и назовём их (фонендоскоп, шприц, градусник, капли в нос, шпатель…) Молодцы.
Воспитатель: А как вы думаете в какую игру мы сейчас с вами будем играть? (В больницу)
Воспитатель обращает внимание детей на кукол в игровом уголке.
— Посмотрите, какие грустные наши куклы. Что с ними случилось? Может быть они заболели? Вспомните, как называют врача который лечит детей? (Педиатр) . А каких вы ещё врачей знаете? ( лор, хирург, терапевт)
— А с кем вы ходили к врачу? (ответы детей) .
- — Вот и наших кукол нужно отвести в больницу на приём к детскому врачу (педиатру)
- Давайте сделаем физминутку, а потом распределим с вами роли
- Физкультминутка.
- Мы в автобусе сидим, и в окошечко глядим.
- Глядим назад, глядим вперед, ну что ж автобус не везет.
- Колеса закружились, вперед мы покатились
- Пускай автобус нас, везет, мы едем, едем все вперед.
- (Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за педагогом слова).
Воспитатель: давайте выберем с вами доктора. В первый раз им будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.
Воспитатель предлагает доктору выбрать себе медсестру.
Затем выбираются: медсестра в регистратуру, пациенты с больными куклами (воспитатель раздаёт детям игрушки просит пожалеть и успокоить их, предлагает им взять карточку в регистратуре и встать в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.
) А теперь нам нужно выбрать очень главную роль — это санитарка, ведь она следит за чистотой во всей больнице, работа её очень важна — ведь если не будут убираться в больнице посетителям будет неприятно туда приходить.
Воспитатель объясняет каждому его роль. Дети расходятся по своим игровым зонам (аптека, больница, регистратура). Одевают халаты, готовят свои рабочие места.
- Диалог в регистратуре:
- Дети здороваются, называют свою фамилию имя и просят карту больного.
- Регистратор выдает карту больному. ( по геометрическим фигурам, которые находятся на карточках и на пациенте)
В поликлинике начинается прием. Воспитатель напоминает «посетителям», чтобы те заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться рассказать, что болит у вашей дочки?
- Диалог в больнице больного и доктора:
- П: Здравствуйте.
- Д: здравствуйте, что болит у вашей дочки?
- П: у неё высокая температура, болит голова.
- Д: не беспокойтесь, сейчас я осмотрю её и назначу лечение.
- Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и предлагает медсестре сделать жаропонижающий укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке.
Посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Пока пациенты ждут свою очередь у дверей появляется санитарка, которая моет пол. Она старательно всё моет и просит посетителей не сорить.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо и до свидания».
Окончание игры
Поликлиника закрывается: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите, кто не успел рецепты, и зайдите в аптеку за таблетками и витаминами. Нужно отвести детей домой и уложить в кроватки. Вот теперь у нас в группе полный порядок.
- В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать.
- Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.
- Воспитатель: ребята давайте и мы с вами сделаем зарядку (Дети выполняют зарядку под муз
- Солнце глянуло в кроватку,
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Все мы делаем зарядку,
- Надо нам присесть и встать.
- Руки вытянуть пошире,
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Наклониться — три, четыре.
- И на месте поскакать.
- На носок, потом на пятку.
- Все мы делаем зарядку.
- (Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)
Воспитатель: Ребята во что мы сегодня с вами играли? (Больницу) Что вам понравилось больше всего в нашей ирге?
Воспитатель: Ребята, я желаю вам здоровья. Сейчас я вам раздам вкусные полезные фрукты. (Детям раздаются яблоки)
Источник: http://torzhestvennyj-scenarij.ru/scenarij-syuzhetno-rolevoj-igry-v-nachalnoj-shkole/
Детско-родительские игры в начальной школе
Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений.
Не обошли эти изменения и негосударственную школу. В работе школьного психолога тоже появились новые стандарты работы. Но, как показала практика, это не означает, что работа школьного психолога меняется кардинально.
Основные направления работы остаются теми же.
Переход на новые стандарты позволяет психологической службе школы больше внимания уделять работе с родителями и их детьми. Форм и способов такого взаимодействия в рамках школы немного, но они есть, и очень эффективные. Это детско-родительские игры.
У некоторых психологов и других специалистов такое направление деятельности может вызвать недоверие: «Что это они все играют, когда дел невпроворот…» (на самом деле количество отчетов и разных бумаг значительно прибавилось). Поэтому приведем несколько доводов действенности игры, охватывающей разные направления работы психолога: диагностическая, просветительская, консультационная и др.
Во-первых, само словосочетание « детско-родительская игра» не вызывает напряжения у родителей. Играть лучше, чем ходить на родительские собрания. Даже папы идут с удовольствием, только спрашивают: «А еще папы будут? Если будут, я приду…» — и приходят.
Во-вторых, на игру может прийти любой член семьи — от мамы до прабабушки или сестры. Это вызывает у ребенка чувство его значимости в семье.
В-третьих, пока родители собираются, можно что-то важное обсудить со всеми вместе или по отдельности.
В-четвертых, классный руководитель или школьный психолог предстает перед детьми и родителями в новой роли, может быть более позитивной. Он не контролирует игру, а просто в ней участвует. Он тоже играет с детьми и может за ними наблюдать как изнутри, так и со стороны.
И родители видят своих детей в разных игровых ролях, а не только в роли ребенка, ученика.
Очень часто родители приятно удивляются, открыв своего ребенка с иной стороны: «Я и не знал, что моя дочка такая артистичная» или « Я увидела, как относятся ребята к моему сыну, оказывается, наш класс очень шумный и дружный» и т.д.
Можно наблюдать, как общаются дети в неформальной обстановке, и много интересного почерпнуть из взаимодействия родителей со своими детьми. Эти материалы пригодятся в дальнейшей уже индивидуальной работе с ребенком и родителями.
И в-пятых, детско-родительская игра проходит всегда весело и очень живо. Все уходят с положительными эмоциями, родители становятся ближе к своим детям.
Часто после игры весь класс с родителями продолжает праздник за стенами школы, что важно для сплочения классного коллектива.
Игру можно приурочить к какому-то празднику и значительно облегчить работу учителя. Часто нет времени подготовиться к школьному празднику, а здесь можно и поиграть, и соблюсти все школьные требования, не нарушая планового хода школьных мероприятий. Игру психологи придумывают исходя из потребностей класса и особенностей возраста.
Предлагаем вашему вниманию сценарии игр, которые мы проводили с первого по четвертый класс. Сценарий можно модифицировать и использовать для других возрастов.
Обычно об игре родителям и детям сообщается за неделю до мероприятия. И желательно, чтобы игра проходила не в классе, а в другом помещении. Это тоже делается с психологическим умыслом, чтобы сменить обстановку и дать ученикам возможность изменить роли.
Психолог встречает родителей, объясняет им их роль в игре, потом идет за детьми.
В 1–2-м классах родители садятся вместе со своими детьми ( дети чувствуют себя комфортнее), в 3–4-м классах дети и родители становятся участниками разных команд. Это продумывается психологом заранее.
Если дети этого возраста сидят вместе со своими родителями, то сильно зажимаются, — это мы наблюдали во время проведения игр.
Можно подготовить презентацию и украсить помещение, но это по возможности, если у психолога есть время.
Сценарий игры для 1-го класса «Я — школьник»
Цель
Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/detsko-roditelskie-igry-v-nachalnoi-shkole.html