- «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
- РЕБЁНКА В СЕМЬЕ»
- Цель: формирование педагогической культуры родителей.Задачи:
— раскрыть содержание основных нравственных аспектов семейного поведения;- развивать умения семейного воспитания;- дать конкретные рекомендации по вопросам нравственного воспитания детей в семье;- провести анкетирование с целью дальнейшего изучения нравственного микроклимата семей учащихся;- продемонстрировать родителям творческие успехи детей. Ход собрания:- Уважаемые родители, я хотела бы начать наше собрание с небольшой разминки.
- Назначение:
- — создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимой для решения последующих более сложных задач;
- — сплочение коллектива.
Игра «Вопрос-ответ». Родители становятся в круг. У одного из них в руках мяч. Задается вопрос, например: «Какое у вас настроение сегодня?», «Что вы ждете от сегодняшнего собрания?» Каждый участник, поймавший мяч, должен перебросить его другому, но при этом в свою очередь должен ответить на вопрос. Желательно, чтобы классный руководитель участвовал в разминке.
Семейное воспитание – вопрос не простой. А родители, к сожалению, не всегда владеют методами воспитательной работы с детьми.
Чаще всего они полагаются на свой опыт, не разбираясь в вопросах детской психологии, не задумываясь о том, что неверное воспитательное воздействие на ребенка может вызвать нежелательные последствия.
Отсюда и неумение общения с детьми, неумение разрешить конфликтную ситуацию, недооценка личного примера родителей и т.д.
К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».
Однако если вы обладаете знаниями и умеете применять их на практике, делаете правильный выбор мер воздействия на ребенка, если условия семейного воспитания находятся на должном уровне, если вы обладаете таким качеством, как терпение, и вам свойственно чувство ответственности за судьбы своих детей, то это поможет вам, и формировать личность ребенка в детстве, и оказать влияние на его нравственное развитие в последующие годы.
Родственная привязанность, любовь, особый, неповторимый характер семейных отношений с его доверительностью и эмоциями оказывают решающее влияние на нравственное становление ребенка. Огромен воспитательный потенциал семьи, и ничем нельзя заменить ее воспитательное воздействие при условии сохранения в семье здорового морального климата, ничем не омраченного.
Именно такой климат семьи формирует у детей гуманистическое отношение к людям, уважение к родителям и самоуважение.Разные семьи – разные дети. Одни замкнуты и необщительны. Другие же наоборот, грубы и агрессивны.
И у тех, и у других могут не сложиться взаимоотношения с окружающими их людьми, а значит, и жизненные проблемы, многие из которых впоследствии «разрешаются» или иллюзорно смягчаются при помощи сигарет, алкоголя и т.д. Полноценное развитие личности не может состояться при таких условиях.
Несложившиеся взаимоотношения приводят зачастую к озлобленности на весь белый свет, к застенчивости, которая может перерасти в трусливость. Подобное положение вещей может привести также к безразличию и полнейшему равнодушию.А ведь все начинается с родительского равнодушия, невнимания к своему ребенку.
Находите ли вы время поговорить со своим ребенком? Не вызывают ли его вопросы у вас чувство раздражения? Ведь он ждет от вас внимания, сопереживания, обсуждения его успехов и проблем. Иногда, ребенок подходит к вам за пониманием, сочувствием, а в ответ получает окрик, грубость или даже наказание. Так появляется чувство отчуждения.
Однажды, отмахнувшись от его «приставаний» или подавив его свободу угрозой и жестокостью, вы рискуете больше не услышать его «тайн», не проникнуть в мир его проблем и просмотреть его уход из семьи в дворовую компанию. Поговорите с ребенком, не оставляйте его один на один с такими простыми, с высоты своего возраста, и такими важными для него проблемами.
Найдите, за что его похвалить. Ведь вы не думаете, что ласка и одобрение нужны только малышам. Если вы чувствуете, что некоторые вопросы воспитания ребенка идут «как-то не так», найдите в себе мужество оглянуться, признать свои недоработки, взвесить все, найти время и силы для исправления своих ошибок.
Не забывайте о великой силе родительского примера в формировании нравственности детей. Родительское желание, чтобы дети поступали правильно, велико. Но всегда ли они сами поступают так, как нравоучительно говорят об этом детям? Если нет, то таким образом они дают своим детям яркий пример безнравственности, потому что зачастую говорят одно, думают другое, делают третье.
И дети становятся этому свидетелями. Мало сказать ребенку «не кури», «не пей» или словесно удерживать его от другого плохого поступка. Важно дать ему все необходимые сведения о последствиях его безнравственного поступка или пагубного пристрастия. И самим быть добрым примером того хорошего, о чем вы говорите, в чем вы убеждаете своего ребенка. Не приходилось ли вам слышать от детей такую фразу: «А почему ты сам (сама) не ……?» требовательность к себе и к детям, разве она может быть разной?
Сегодня, мне хотелось бы поговорить с вами о доверии между родителями и детьми. Только тогда, когда в семье сохраняются доверительные отношения можно говорить об эффективном воспитании.
Тренинг.
Родители выбирают себе ведущего-«поводыря», задача которого в течение 5-7 минут водить группу с завязанными глазами по комнате. Участники держат друг друга за талию или плечи. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, степень доверия поводырю. Поводырь делится своими чувствами, касающимися руководства и ответственности за благополучие других.
Доверие к людям очень легко подорвать, и очень тяжело заслужить. Желаю вам доверительных отношений с вашими детьми. И в заключении, прошу вас заполнить анкеты.
Анкета 1. Считаете ли вы, что правильно воспитываете своего ребенка?1) Да 2) Нет 3) Не знаю2. Что мешает вам правильно воспитывать детей в семье?1) Занятость2) Отсутствие специальных знаний3) Разногласия по вопросам воспитания родителей4) Другие причины3. Есть ли у вашего ребенка постоянное трудовое поручение?1) Да 2) Нет4.
Какую оценку вы можете дать нравственному климату в вашей семье?1) Отличную2) Хорошую3) Удовлетворительную4) Неудовлетворительную5. Как часто вы разговариваете со своим ребенком, обсуждая его проблемы?1) Часто2) Редко3) Реже, чем мне бы этого хотелось6. Имеете ли вы единое требование в семье по вопросам нравственного воспитания?1) Да 2) Нет 3) Не по всем7.
Всегда ли ваши собственные слова, поступки и требованияк ребенку в вопросах воспитания совпадают?1) Да2) Нет3) Чаще да4) Чаще нет8. Считаете ли вы, что являетесь хорошим примером для вашего ребенка?1) Да2) Нет3) Не во всем4) Не всегда9. Вы считаете, что ваш ребенок добрый? По отношению к кому?1) К родителям2) К друзьям3) К родственникам4) К животным5) К другим людям10.
Вы совершали какие-то добрые дела вместе со своими детьми по отношению к другим людям?1) Да2) Нет3) Не помню
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/11/27/roditelskoe-sobranie-nravstvennoe-vospitanie-rebenka-v
Доклад к родительскому собранию на тему «Воспитание нравственных привычек младших школьников»
На родительское собрание
«Воспитание нравственных привычек младших школьников»
Уважаемые родители, сегодня мы проводим разговор о детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа − это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как: союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением.
Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых − отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка − чтобы его любили таким, какой он есть.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он − избалован семьей, а затем нередко вырастает деспотом семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он − «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Каждый ребенок сегодня, как и вчера, по сути, неповторим и уникален. Он одаренный и талантливый.
В силу выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижениях, творческого или продуктивного мышления, общении и лидерстве, художественной и двигательной деятельности.
Это расценивается как само собой разумеющееся. И все же раскрыть и сохранить природные задатки – наша первоочередная задача. Как бы в суете сует не забыть о ней.
Как не забыть и о том, что наряду с «успешными» в нашей школе учатся и ни в чем не блистающие – скромно получают свои «хорошо» и «удовлетворительно», но по-своему благодарные ученики за теплоту и заботу, которыми их одарили и учитель, и родители.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности.
Младшему школьнику свойственны первые проявления чувства долга и ответственности; желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми.
Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.
Младший школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом.
Разрозненные усилия учителей и родителей не дадут ощутимых результатов.
Это и понятно: их ученики постоянно общаются с другими ребятами, которые не выполняют соответствующих правил и в среде которых нередко существует мнение, что вежливость, точность, аккуратность не обязательны.
Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьной столовой, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью.
Родителям нужно знать, какие требования к поведению детей существуют в школе, и в этом же направлении вести работу дома, в семье. Дети из семей с недостаточным культурным уровнем родителей, но хорошо воспитанные в школе, могут и сами стать проводниками культурного поведения дома.
Поскольку учитель начальных классов стоит у самого начала этой работы, поэтому он тщательно продумывает и представляет себе весь круг тех знаний, которые должны усвоить дети. Прежде всего это знания и правила, связанные с личной гигиеной, вежливостью и культурной речью, с поведением на улице, в гостях и в общественных местах.
Работа по этим темам охватывает основные стороны жизни младшего школьника. Культура начинается с умывания лица. Трудно представить себе культурного человека грязным и неряшливым. Поэтому детей важно научить и приучить к выполнению многих гигиенических навыков: умению быть аккуратным и опрятным, красиво носить свою одежду, приучиться правильно и красиво держаться, ходить.
Вежливость — это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.
Учащиеся начальных классов не могут сразу усвоить такие общие требования, как «будь вежлив», «веди себя прилично». Ребенок должен сначала узнать, что значит быть вежливым и как надо поступать в целом ряде конкретных случаев.
Так, правило «будь вежлив» прежде следует расчленить для младшего школьника на многие отдельные правила: обращайся к взрослым на «вы», называй их по имени и отчеству, уступай им место; не забывай при просьбах говорить «пожалуйста», благодарить за услугу, говорить «спасибо» и т. д.
Младшие школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.
Воспитанием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно, представляя себе содержание и последовательность работы от I до X класса. Приучение школьников к нравственному поведению от случая к случаю не дает устойчивых результатов.
В результате систематического выполнения определенных правил постепенно вырабатываются навыки и привычки культурного поведения. Эти привычки при дальнейшем своем развитии становятся качествами личности.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях.
В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п.
Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.
В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок.
И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…Для воспитания навыков и привычек культурного поведения необходимо позаботиться об организации упражнений в поступках.
Упражнение – это не просто повторение. Оно требует, чтобы ребенок знал, что у него получается, что – нет; стремился овладеть каким-либо действием. Для успешности закрепления, необходимо, чтобы повторение сопровождалось положительными эмоциями. Это и молчаливое одобрение взрослого, и эмоциональное поощрение товарищей. Ребенок должен сам захотеть поступать правильно.
Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием. Занятия по культуре поведения проводятся, как правило, во внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над усвоением знаний, формированием навыков и привычек.
Работая над какой-либо определенной темой, учитель не выпускает из поля зрения и то, насколько усвоены правила предыдущей темы, как полно и ярко они проявляются в деятельности и поведении учащихся. Сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы учителя – важное условие успешного воспитания.
Если на занятии дети видят сценку: идет с тяжелой сумкой учительница, а ученики, шагающие рядом, не догадываются помочь, то, конечно, сценка эта не сформирует навыка. Но она поможет детям посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, сделать для себя вывод. И, наверное, затем, в специально или случайно созданной ситуации, ребенок задумается и определит свое поведение.
Всю эту сложную, огромную работу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять им правильные методы воспитания и договариваться о единой линии педагогического воздействия. Участие родителей может быть непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих большой предварительной работы (декорации, костюмы, проведение репетиций…)
Самое главное – привлечь родителей к систематическому контролю за выполнением правил культуры поведения в повседневной жизни. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, необходимо, чтобы в воспитательном процессе приоритет отдавался сотрудничеству, терпению и заинтересованному участию родителей и педагогов в судьбе воспитанника.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-k-roditelskomu-sobraniyu-na-temu-vospitanie-nravstvennykh-privychek-mladshikh-shkolnikov.html
Родительское собрание для 4 класса на тему "Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей"
- Родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей.
- Уроки этики поведения для детей и родителей.»
- Задачи: обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данных проблем для становления характера их ребенка, его взглядов.
- Вопросы для обсуждения: что значит быть культурным человеком; критерии культуры личности.
- Ход собрания.
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого готовы на все, если ребенок учится в семье рисовать только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги- помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения.
-Какие качества характера присущи культурному человеку?
-Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?
Суть социально-нравственного воспитания состоит в формировании отношений и поступков детей по отношению к природе, к людям, к самому себе. Важно, чтобы дети освоили нормы и правила поведения, которые существуют в человеческой культуре и общении с другими людьми.
Формирование моральных качеств- процесс сложный.
Ведь тети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми исходит из опыта взаимодействия, прежде всего со своими же родителями. Взрослый, находящийся рядом, это и пример для ребенка, и помощник в формировании образа мира.
Задача родителей и педагогов-помочь ребенку понять окружающий его мир, создать условия для развития бережного к нему отношения, развивать у детей чувство собственного достоинства, знакомить с правилами общения, научить оценивать поступки других людей.
Первые нравственные понятия, регулирующие поведение ребенка «можно», «нельзя» вводятся уже на первом году жизни, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Затем, когда ребенок начинает обретать способность к волевым усилиям, необходимо ввести понятие «надо». Оно означает «Ты не хочешь делать, но это необходимо, надо для тебя и для окружающих».
Сегодня мы затронем проблемы, которые могут возникнуть при воспитании детей. Мы хотим помочь родителям вспомнить свое детство с его радостями и огорчениями, помочь разобраться в природе детских поступков и найти не только педагогические, но и демократические методы воспитания.
Активность.
Дети все разные, каждый из них имеет свои особенности и индивидуальные черты характера. Есть дети активные (непоседы).
Такая активность детей частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было чинным и благородным, в то же время для ребенка движение-это и праздник, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.
В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, так как видят реакцию взрослых недовольных их поведением.
Но действительно ли это проблема, а не естественная потребность в движении? Взрослым необходимо сначала понять это и выяснить причина. Что же делать с непоседами? Как направить чрезмерную активность в нужное русло? Что же предлагает нам педагогическая наука. Как предотвратить проблему:
-важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению;
-информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся и будем пообедаем. Надевай сапожки, куртку и пойдем»;
- -по возможности придерживайтесь режима дня-сон, еда, прогулка в одно и то же время;
- -научитесь видеть положительные стороны в активности детей: он быстро включается в действие и быстро выполняет работу;
- — не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.
- Как справится с проблемой, если она уже существует?
- -слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим;
- -Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придержите его рукой за плечи, двумя руками за предплечья;
-как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверно, ты сейчас гордишься собой?»;
- -поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности- собрать всех к столу, принести необходимый предмет.
- Обман.
- Следующая проблема тоже встречается нередко-ребенок часто обманывает.
Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают это потому, что не считают это чем-то недопустимым и безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания.
Никакие нотации и внушения тут не помогут. Лучше всего взрослым не ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать «чтобы спасти свое лицо». Иногда дети просто фантазируют, и к обману это не имеет никакого отношения.
Но что делать, если такая проблема существует, как же предотвратить?
Как предотвратить проблему:
-при всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмана интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, потом сняли фильм;
-постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться, не спрашивайте: «Почему ты так сделал?». Лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?»;
-у ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
- Как справится с проблемой, если она уже есть:
- -если ребенок врет прямо в глаза, не ругайте;
- -если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную, занимательную историю»- давая ему понять, что отличаете ложь от правды;
- -никогда не спрашивайте у ребенка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана;
- -упорное вранье-сигнал того, что ребенок сильно не уверен в себе. Он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих;
-если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай решим, как нужно сделать».
Воровство.
Давайте рассмотрим еще одну проблему-воровство.
Если только ребенка не подучивали это делать кто-то из взрослых, то он это делает только потому, что чувствует себя обделенным в чем-то. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей.
Если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова.
Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное.
- Как преодолеть проблему:
- -позаботьтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием, заботой;
- -помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.
- Как справиться с проблемой, если она уже есть:
- -подозреваете, что ребенок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, сто ребенок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь;
- -если вы поймали ребенка на воровстве, то спокойно попросите положить предмет на место, не стыдите его, не унижайте;
- -предоставляйте ребенку больше возможности выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости;
- -если другим детям становится известно, что ребенок ворует, поговорите с ним о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой;
-обсудите вместе с другими членами семьи, с учителями возможные причины такого поведения. Вместе их найти проще.
Проблемы, о которых шла речь, могут возникнуть в любой семье. Но я хочу сказать: все поступки детей должны быть прощенные. И еще: всегда верьте в своего ребенка. Если не верить в своего ребенка, он не поверит в свои возможности, и едва ли будет успешен в жизни.
А сейчас разберем несколько конкретных ситуаций из семейного воспитания.
-
Вике шестой год. Она хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму».
Также как мама девочка нежно относится к своей маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, обращается приветливым тоном.
Зато тон обращения с бабушкой у Вики совсем другой: пренебрежительный: «Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают». Эту фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.
О чем необходимо помнить в общении с детьми?
Почему воспитание детей надо начинать с самовоспитания?
Дети полностью копируют поведение и поступки взрослого. В данном случае-мать не воспитана, подала дочке дурной пример.
- В таких случаях следует останавливать детей тактично, объяснять правила приличия и культурного поведения при общении со взрослыми и незнакомыми детьми.
- А теперь наша заключительная рубрика «Словарик нравственности».
- Мы часто говорим «Нравственное воспитание» — это активный процесс формирования нравственных чувств, привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
«Привычка» — это потребность человека совершать определенные действия. Есть нравственные привычки (хорошие, полезные) –здороваться, чистить зубы по утрам. Есть вредные привычки (сосать палец, брать в рот грязные предметы).
Все слышали выражение «Моральный облик» — поступки и поведение, умение соблюдать нормы морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии к
контроля .
Первые нравственные понятия, регулирующие поведение ребенка: «можно», «нельзя», «надо». Понятие «нельзя» вводится на первом году жизни, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Когда ребенок начинает обретать способность к волевым усилиям, необходимо ввести понятие «надо». Оно означает: «Ты не хочешь делать, но это необходимо, надо для тебя и окружающих».
В заключении я хочу сказать мудрую мысль: «Если не воспитаны разумные привычки и навыки – значит воспитаны другие, и надо уже не воспитывать, а перевоспитывать, а это всегда значительно труднее, а иногда и невозможно». А.С.Макаренко.
Работа с памяткой для родителей и ее обсуждение
-
Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
-
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
-
Не говорите о своих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
-
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребенку.
-
Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
-
Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
-
Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Источник: https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-dlia-4-klassa-na-tiemu-ka.html
Родительское собрание «Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка»
Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка.
Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателя
Антона Семёновича Макаренко, который говорил родителям: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, а плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Ведь, Семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.
Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка также принимают активное участие и школа, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.
Так что же такое «культура поведения», и как происходит ее формирование в семье?
Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.
Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей.
Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
(Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).
Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей. Здесь все имеет значение.
Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют.
Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.
Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка. Вырастить ребёнка – дело нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий, выдержки, терпения, воли, знаний.
Работа школы по воспитанию у детей навыков и привычек культурного поведения может быть успешной только в том случае, если в нём будут принимать участие родители, если учитель и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований к культурному поведению учеников.
Как хорошо бы ни работала школа, но её требования не будут поддерживаться дома, в семье, процесс воспитания чрезвычайно осложнится и не всегда даст положительный результат.
В первую очередь, в семье надо приучить ребёнка к чистоте и соблюдению порядка. Для этого родители должны научить детей самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.
Порядок в квартире, чистота и уют, точное соблюдение режима дня способствуют воспитанию необходимых навыков и привычек к опрятности, к аккуратности, точности и обязательности.
И наоборот, ребёнок, воспитанный в неряшливой обстановке, сам будет неряхой, перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи, связанные с перевоспитанием такого ребёнка. С разрушением сложившихся дурных привычек.
А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.
Значительно труднее воспитать культурные навыки у ребёнка, если в его семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят.
Некоторые родители удивляются, откуда у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей, окружающих людей, школу и учителей и далеки от мыслей, что виноваты прежде всего сами, их обычное поведение в семье.
Важную роль в воспитании навыков вежливого поведения имеет характер отношения между родителями. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п.
Но если, например, отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её после обеда, то он даёт плохой урок своим детям, в такой семье дети обычно вырастают невнимательными в отношении между собой.
Если родители по малейшему поводу ссорятся, кричат, возбуждённо спорят, ссылаясь на особенности своего характера. Такое поведение перенимают и дети. Родители должны быть едины в своих требованиях к детям.
Если один из родителей требует от ребёнка аккуратности, другой должен поддержать требования.
Только повседневная согласованная требовательность родителей, их терпение и настойчивость, личный пример -дадут хороший результат.
Ежегодно, принимая в стены школы десятки учеников, мы на первых же уроках знакомим, напоминаем им правила поведения в школе, напоминаем правила вежливости, требуем выполнения их. Огромную помощь в этом должны оказать нам родители.
Очень важно следить, чтобы дети были вежливы не только по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми.
Раздражённый тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях к культуре речи. Случается, что родители в присутствии детей нецензурно выражаются.
Ничего удивительного, что сын или дочь со временем переймёт эту манеру.
Немаловажную роль в воспитании культуры поведения играют общественные места – улицы, магазины, автобусы, кинотеатры, и т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов, должны строго следить сами родители и требовать того же от детей.
Идя по улице с ребёнком, старайтесь обратить его внимание на факты, которые заслуживают подражания : вежливое объяснение, как найти улицу, соблюдение правил перехода. Выразите своё отрицательное отношение к проявлениям некультурного поведения людей.
Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите детей правильному поведению и во дворе.
Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам. Личный пример родителей, участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми, надзор за ними помогут решить задачу.
Из всего сказанного хочется сделать вывод: хороший пример родителей – первое и основное условие воспитания культурного человека. Только при совместной, систематической работе учителя и родителей можно добиться положительных результатов в нравственном воспитании школьников.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/primer_roditelej_osnovnoe_uslovie_uspeshnogo_vospit_163606.html
Родительское собрание «Воспитание привычек у ребенка»
Особая трудность воспитания в том, что его ошибки,
неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве
вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это
автоматизация действия). Привычка — потребность выполнять данное действие так,
как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой
игрушки, посуду и многое другое).
Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение:
ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой,
создает привычку быть аккуратным; научившись готовить — привычку обеспечивать
себя завтраком, ужином.
Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно
закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно
держать карандаш, неправильно говорить).
Когда и в какой последовательности возникают новые
привычки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше.
К
3—4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих
иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к
определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия
засыпания, др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент
будущей личности ребенка.
Ребенок 3—4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь
привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7— 9 годам
убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10—13 годам овладеть видами
физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую
привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает
новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи,
новые обязанности и т.д.
Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем
тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.
Не
позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку — и вместо нее может
стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
Привычки воспитываются делами. Действие превращается в
привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи,
поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки.
Большинство действий
носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями),
приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному
результату эти действия быстро становятся привычными.
Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы
результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно
важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.
Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это
может привести к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания
от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться вопреки своим
ощущениям).
Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно!
Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство — время бессознательных
обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное
отношение ко всему и всем.
Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не
«видики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с
ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д.
можно превратить
в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ для
ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком.
Для взрослых — это единственный
способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.
Искоренение вредных привычек. От привычки одним
обещанием «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует
определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в
безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.
Распространено заблуждение: привычку надо разрушить,
искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности.
С течением жизни
меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с
годами исчезают, привычки не вечны.
Потому что когда исчезает потребность,
лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть
актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к
исчезновению привычки.
Воспитание
привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных
качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера,
когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными
интересами.
Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо
цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для
того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает
совместную жизнь комфортной и приятной).
Источник: http://detsadmickeymouse.ru/publ/roditelskoe_sobranie/scenarii/roditelskoe_sobranie_vospitanie_privychek_u_rebenka/14-1-0-1290
Нравственное воспитание школьников. Родительское собрание в 5 классе
Нравственное воспитание школьников
(родительское собрание в пятом классе)
2
…наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспи
тание – это наше будущее горе, это
наши слезы, это наша вина перед
другими людьми…
А. С. Макаренко
Сегодня мы продолжим разговор о причинах недисциплинированности детей.
Одной из причин является неправильное отношение со стороны родителей к
друзьям и товарищам детей. «Нашел с кем дружить! Неужели ты не можешь найти
себе товарища получше!»
Нередко родители вместо того, чтобы, опираясь на возникшие дружеские
связи, заставить друзей вместе заниматься и помогать друг другу, вовлечь их в
полезный труд, пытаются разъединить их. В результате подростки встречаются
потихоньку от родителей и свободное время посвящают пустым шалостям. А
дома, в знак протеста, они ведут себя совершенно нетерпимо.
Если же у ребенка нет друзей, это не может вас не тревожить. Взрослый
человек, у которого нет близких друзей, не может не считаться здоровым
физически и эмоционально. Такие люди постоянно попадают в конфликтные
ситуации, вынуждены обращаться к невропатологам. А дети? Дети должны
учиться дружить в раннем возрасте. Чем старше они становятся, тем труднее им
заводить друзей.
Научите своего ребенка разговаривать. Не болтать, перескакивая с одной
темы на другую и не заботясь о том, понимает ли его собеседник, приятно ли это
ему, а именно разговаривать: формулировать свои желания, намерения,
выслушивать другого человека. Друзья появляются у тех детей, которые умеют
общаться.
Научите ребенка улаживать и предотвращать конфликты. Если он хочет,
скажем, чтото получить без очереди, пусть по крайней мере постарается
объяснить, что даёт ему право торопиться: нужно для урока и так далее…
Следите, чтобы ребенок говорил не «дай мне», а «можно я возьму».
Подскажите ребенку, что нужно не только стараться привлекать внимание к
себе, но и обращать внимание на окружающих. Если у него обновка, можно,
конечно сказать: «А у тебя новые кроссовки!», но отлично, если он заметит и
чужую: «О, у тебя новое…».
3
Создавайте ситуации, чтобы ваш ребенок мог заниматься чем – то вместе с
другими детьми. В детстве делать чтото вместе важнее, чем говорить о чемто.
Дети получают удовольствие от общения именно в совместной деятельности.
Учите ребенка знакомиться и заводить друзей.
Знакомство – дело непростое,
и ребенку нужно буквально подсказать, что именно он должен делать для того,
чтобы оно удавалось. Даже много раз подсказать, если понадобится.
Чем труднее ребенку даются знакомства, тем важнее научить его этому
умению. И здесь вы очень можете помочь своему ребенку, а другие почти не
могут.
Поговорим о требованиях со стороны членов семьи.
Бывает, что отец взыскателен, он следит за тем, чтобы дети выполняли
правила учащихся, но мать или бабушка в отсутствии отца не обращает внимания
на то, что школьники несвоевременно садятся за уроки, задерживаются на
прогулке, не желают ни в чем помочь старшим, до позднего часа сидят за
компьютером.
Эти дети ведут себя неровно и в школе. На уроках более строгого учителя
они сидят смирно, а на уроках других – шалят. Если не изменить систему
воспитания в семье, из них могут вырасти двуличные люди.
Поэтому одним из очень важных средств воспитания дисциплинированности у
подростков является установление для них правильного режима дня.
Необходимо широко использовать убеждение. Подростки нередко совершают
те или иные поступки сгоряча, не подумав, и лишь после разъяснения взрослых
начинают понимать, что поступили нехорошо. Очень важно своевременно
приходить им на помощь, показывать неправильность их поведения.
Подростки еще не умеют сочувсвовать другим членам семьи.
Обычно они
полны жалости к себе, когда обсуждают их поступки. Поэтому не старайтесь во
что бы то ни стало скрыть свои собственные беды от детей. Да, дети пугаются,
когда видят плачущую маму. Но вы даёте ребенку возможность пожалеть вас,
возможность выразить сочувствие. Не злоупотребляйте такими ситуациями, но и
не избегайте их совсем.
Не забывайте, что любой положительный пример старших членов семьи –
важнейшее средство воспитания дисциплинированности.
Немного о наказаниях и поощрениях.
Справедливое наказание положительно влияет на подростков, потому что
дети этого возраста обычно самолюбивы, воспринимают даже небольшое наказание
чрезвычайно остро и чаще всего пересматривают своё поведение. Поощрениями
следует пользоваться умело. Если с ребенком нет проблем, нет необходимости его
расхваливать.
4
От наказания нельзя отказываться. Дети должны знать, что если они будут
нарушать требования родителей, грубить, хулиганить, то родители с этим не
примерятся.
Необходимо вызвать осуждение поступка школьника со стороны всех членов
семьи, дать ему понять, что он огорчил родителей.
Нередко подросток,
совершивший проступок, начинает в нем сразу раскаиваться.
Если он плохо поступил впервые, его можно простить. Но многие дети,
нарушая дисциплину, надеются, что признание своей вины избавит их от
наказания.
Нельзя допускать, чтобы у них создавалось мнение, что можно грешить и
каяться, и тогда все будет в порядке.
Какой вы родитель? – Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос!
Именно поэтому я предлагаю вам тестигру. Отметьте те фразы, которые вы
чаще всего употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста!
3.
Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. И в кого ты только уродился!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похож!
7. Я в твоё время!
8. Ты моя опора и помощник!
9. Ну что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А как ты думаешь, сынок?
13. У всех дети как дети, а ты?
14.
Какой ты у меня сообразительный!
2б
1б
1
2
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно,
вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел,
ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
78 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и
уважает вас.
Ваши отношения способствуют становлению его личности.
910 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает
вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
5
1112 баллов. Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы
пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит
любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем
от вас.
1314 баллов. Вы и сами чувствуете,что идете по неверному пути.
Между вами и ребёнком существует недоверие.
Пока не поздно,
постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его
словам!
6
7
Источник: https://znanio.ru/media/nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov_roditelskoe_sobranie_v_5_klasse-44685