Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.
(В тексте приведены ссылки для справки).
Игры для детей 0+
♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;
♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.
♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.
♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!
♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.
♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.
♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.
♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.
‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!
Игры для детей 2+
♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.
♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.
♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.
♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).
♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.
- ♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.
- ♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).
- РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:
- ♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.
- ♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.
- РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
- ♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.
Игры для детей 4+
♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.
♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.
♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.
- РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
- ♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.
- ♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.
Способствуют развитию мелкой моторики:
♥ Игры с прищепками (в Озоне, в Май-Шопе, в Лабиринте).
♥ Наклеивание мелких наклеек.
♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.
♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.
♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.
♥ Оригами.
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.
♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.
♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.
- ♥ Эспандер (в Озоне, в Май-Шопе).
- ♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.
- ♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.
- ♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Озоне, в Май-Шопе).
Тренажеры для развития мелкой моторики
Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Озоне, в Май-Шопе)
Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.
Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе, в Озоне)
Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.
Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе, в Озоне).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)
С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.
Книги по развитию мелкой моторики
Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).
Рабочие тетради по развитию мелкой моторики
Издательство «Я могу»: Издательство «Проф-Пресс»: Издательство «Клевер Медиа Групп»:
Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей
Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!
Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.
Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!
Источник: https://www.iqchild.ru/igry-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-u-detej/
17 игр для развития мелкой моторики у детей 2-4 лет
Игры для развития мелкой моторики – необходимое условие всестороннего развития ребенка 2-3-4 лет. Также игры для развития мелкой моторики лучшие помощники для тех деток, которые с трудом осваивают речь.
Сегодня мы подобрали для вас лучшие игры для развития мелкой моторики для детей 2-3-4 лет, которые помогут сделать пальчики вашего малыша ловкими и умелыми. А главное, эти игры их можно сделать самостоятельно в домашних условиях.
Катание шариков
Задача ребенка в этой игре для развития мелкой моторики катать маленькие шарики (пластиковые, из пластилина, соленого теста) по столу или по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали.
Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
Маленький пекарь
Сделайте тесто, раскатайте его и предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей.
Также для развития мелкой моторики ребенка будет полезно выминать тесто, лепить из него шарики, жгутики или просто раскатывать по столу.
Сортировка: игры с маленькими предметами для развития мелкой моторики
Перемешайте в одной коробке на выбор: два вида бусин, горох и фасоль, ракушки и камушки, пуговицы разной формы и размера. Попросите малыша помочь вам рассортировать предметы. Сортировать можно по цвету, по форме, по размеру.
Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп. Например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую.
Важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
Игры с пластилином для развития мелкой моторики у детей 2-3-4 лет
Для развития мелкой моторики у детей 2-3-4 лет очень полезны игры с пластилином или соленым тестом. Причем для активизации работы пальцев обычный твердоватый пластилин гораздо полезнее, чем мягкий.
Можно с ребенком лепить фигуры из пластилина или делать аппликации при помощи бусин, семян, ракушек и мелких камешков.
Вырезание ножницами
Умение пользоваться ножницами — очень полезный навык для ребенка 3-4 лет. Выберите безопасные ножницы, которые подходят по размеру малышу. И предложите ему вырезать фигуры, делать прически бумажным человечкам. По ссылке вы найдете еще несколько интересных игр с ножницами.
Пересыпание сыпучих из одной емкости в другую
Предложите малышц с помощью воронки, совка или ложки пересыпать разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
Игры-шнуровки для развития мелкой моторики у детей 2-3-4 лет
Отлично развивают мелкую моторику ребенка такие игры, как деревянные шнуровки. Можно сделать шнуровку своими руками в домашних условиях: вырежьте из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделайте дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Дайте ребенку цветной шнурок и пусть продевает его в отверстия.
- Игры с бумагой для развития мелкой моторики
Давайте ребенку мять и рвать бумагу. Это поможет ему тренировать силу рук, учиться захватывать, тянуть, разрывать. Из полученных кусочков можно делать аппликации, скатывать бумажные шарики, рвать бумагу на полоски, квадраты.
Еще одна игра с бумагой для развития мелкой моторики у детей 2-3-4 лет: разворачивание и заворачивание предмета в бумагу. Поиграйте, будто вы готовите подарки игрушкам, и предложите ребенку красиво их завернуть.
Делаем бусы для развития мелкой моторики
Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок. Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля и нанизывайте их. Или же просто предложите малышу сделать бусы из макарон.
Игры с резиновой грушей для развития мелкой моторики у детей
Купите в аптеке маленькую резиновую грушу. Нажимая на нее, ребенок получит струю воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. С помощью груши можно поиграть в футбол и загнать струей воздуха ватку в ворота.
Второй вариант игры с резиновой грушей для развития мелкой моторики у ребенка 2-3-4 лет. Дайте малышу грушу во время вечернего купания, пусть он набирает ею воду и выливает обратно в ванну.
Волчки
Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
- Наматывание ниток на предметы
Дайте ребенку толстую нитку, палочку или катушку, пусть наматывает и разматывает. Можно обматывать нитками небольшие игрушечные фигурки.
Открывание и закрывание баночек
Научите ребенка раскручивать и закручивать крышки у банок. Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу.
- Читай также: Мастер-класс: игрушка для развития мелкой моторики
- Конструкторы для развития моторики у ребенка 2-3-4 лет
Важно иметь дома несколько конструкторов с разным принципом соединения деталей. Такие конструкторы помогают ребенку освоить разную степень нажима.
- Перелистывание страниц книги по одной
Покажите малышу книгу с плотными страницами. На одну страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.
- Учимся самообслуживанию
Развязывание и завязывание узелков, бантиков, плетение косичек, расстегивание и застегивание липучек, пугови, кнопок, крючков, молний, умение снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
На одежде малыша должны быть разные застежки, пуговицы разной формы и размера, кнопки.
Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть пуговицу или застежку, когда одежда лежит перед тобой или на другом человеке, чем на себе.
- Точки по контуру рисунка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер или кусок пенопласта, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
Игры с прищепками и скрепками
Для развития мелкой моторики у ребенка предложите ему игру: развешивать кукольную или настоящую одежду при помощи прищепок. Или скреплять скрепками листы бумаги, соединять их между собой в цепочку.
Катание карандаша между ладошками
Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет весело вертеться в разные стороны.
Теперь вы знаете, в какие игры можно поиграть с ребенком 2-3-4 лет для развития мелкой моторики. Пусть ручки вашего малыша будут ловкими, сильными, а пальчики умелыми и проворными!
- ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развиваем мелкую моторику: игры с песком
- ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Яркие идеи для развития мелкой моторики
- ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Игры с крупами: развиваем мелкую моторику малышей
Источник: https://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/news-39665-igry-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki/
Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет: обзор и рекомендации
Детские психологи доказали, что головной мозг находится в прямой взаимосвязи с умением малыша использовать кисти и пальцы рук, выполнять ими различные действия. Вот почему родителям нужно заниматься с детьми играми на постепенное развитие мелкой моторики. Тренировки должны проводиться регулярно, быть разнообразными и не утомлять ребенка.
Определение
Мелкая моторика представляет собой совокупность движений, выполняемых пальцами, кистями. Развивать ее крайне важно по нескольким причинам.
- Посредством таких занятий происходит воздействие на внутренние органы малыша. Тренировка благотворно сказывается на развитии головного мозга.
- Умение выполнять движения пальцами и кистями рук чаще всего является показателем того, что ребенок полноценно развивается.
- Движения пальцев напрямую связаны с центрами речи в коре головного мозга, поэтому специалисты рекомендуют тренировать кисти параллельно с развитием речи. Более того, выполнение упражнений на моторику поможет тем детям, которые страдают речевыми дефектами, начать говорить лучше.
Работу над мелкой моторикой следует начинать с самого раннего возраста. Даже младенцам делают массаж пальчиков, а детям постарше необходимо учиться производить основные действия самостоятельно. Помогут этому специальные игровые упражнения, интересные малышам и полезные для них.
Польза от упражнений
Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.
Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.
Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель.
Возраст
Врачи-педиатры рекомендуют приступать к сознательным ежедневным тренировкам с малышом, которому исполнилось 4-5 лет. Но в более раннем возрасте пальчикам необходимо уделять внимание – делать массаж, разминая активные точки, которые напрямую связаны с мозговыми центрами.
Так, для самых маленьких (до 2 лет) могут использоваться такие упражнения:
- поглаживание ладони;
- сгибание-разгибание пальцев;
- хлопки в ладоши.
Чтобы ребенку было весело, следует сопровождать занятие чтением детских стишков про Сороку-белобоку, игрой в «Ладушки».
Если малыш посещает детский сад, то занятия по развитию мелкой моторики с ним проводят воспитатели еще в младшей группе, но для родителей это не повод отказаться от домашних тренировок, которые помогут закрепить полученные умения и перевести их в навыки. Поэтому и в выходные дни нужно заниматься с малышом, используя игровую форму, предлагая ему новые интересные задания.
Правила выполнения пальчиковых упражнений
Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка.
Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой.
От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.
Совет
Начать следует с 2-3 повторов каждого упражнения, постепенно увеличивая их до 5-8. Тренировки проводятся ежедневно, при этом нескольких минут в день достаточно.
Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.
Самые популярные игры
В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.
- Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
- Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.
Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.
- «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
- Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
- «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.
Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.
Первые занятия с предметами
Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.
- Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
- Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
- Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
- Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
- Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
- Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
- «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.
Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.
Основные игры
Родителям следует заранее подготовить комплекс игр, которые будут помогать их малышу в 4-5 лет развивать умение работать пальцами, выполнять мелкие движения. Подобных упражнений существует великое множество, практически весь инструментарий можно создать из подручных средств.
Можно предложить следующие варианты увлекательных игр.
- С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Родитель берет глубокую миску, наполняет ее крупой, в которую зарывает несколько пуговиц. Задача малыша – найти и достать их.
Совет
Для данного упражнения можно использовать практически любую крупу: рис, горох, гречку.
- Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
- Лабиринт. Взрослый изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги.
Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.
Делаем тренажеры
Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза. Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками. Вариантов множество.
Птичка делается так:
- берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
- на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
- около клюва в картоне проделывается отверстие.
Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).
Аналогичным образом можно кормить червячка горохом. Тренажер с лентами можно сделать так:
- несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
- к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).
- Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.
- Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь.
- Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.
- Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.
Техника безопасности
Чтобы игры, направленные на развитие мелкой моторики, не причинили малышу вреда, родителям следует соблюдать следующие правила.
- После занятия тщательно убрать все мелкие предметы, чтобы любопытный ребенок, обнаружив знакомое «развлечение», случайно не проглотил его или не засунул себе в нос или ухо.
- На протяжении тренировки малыш должен быть под присмотром. Взрослому важно контролировать буквально каждое движение, ведь ребенок еще не понимает, что может причинить себе вред.
Эти несложные правила помогут избежать несчастных случаев.
Развитие мелкой моторики при помощи дидактических игр и упражнений должно войти в привычку и у родителей, и у детей. Необходимо каждый день тренироваться с малышом, придумывая все новые сюжеты и используя самые разные подручные средства.
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/igry-dlya-melkoj-motoriki
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет)
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками.
Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий.
Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах.
Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики.
Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.
С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.
Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.
- Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развитие речи, улучшение произношения звуков.
- Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
- Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
- Подготовка руки к письму.
- Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
- Снятие психоэмоционального напряжения.
Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность
Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:
- Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
- Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
- Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку
Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи.
Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.
Игры на развитие мелкой моторики в детском саду
Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами.
Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью.
В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.
Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.
Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов
Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ
Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики
Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела
Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик»
Игра «Царёв двор» требует хорошей координации движений
Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников
Фотогалерея: театр теней
С помощью театра теней можно показывать различных животных
Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа
Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:
- Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
- Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
- Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.
Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста
Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:
- Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
- Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
- Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
- Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
- Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
- Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.
Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке
Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.
Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой.
Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности.
И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.
Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov.html
8 игр на развитие мелкой моторики
Успешность будущего первоклассника складывается из многих показателей. Один из них — это развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенка. Она включает большое количество разнообразных движений: от самых простых (например, захват игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).
Развивать мелкую моторику нужно с рождения. Младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания: пусть ребёнок самостоятельно застёгивает и расстёгивает пуговицы на своей одежде, завязывает шнурки и так далее. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, можно организовывать как в детском саду, так и дома.
- Большой эффект в развитии моторики дают: • конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани;
- • работа с различными видами конструктора;
- • лепка.
• игры с сыпучими продуктами или мелкими деталями; • дорисовка элементов рисунка или узора, штриховка;
Число заданий в занятии зависит от потребностей ребёнка и его возможности сосредоточиваться. Успешно выполняя с каждым разом всё более сложные задания, он будет испытывать гордость за собственные достижения, станет более уверенным в своих силах. Важно помнить, что время занятия не должно превышать 15−20 минут, а рабочее место ребёнка должно быть правильно организовано.
При выполнении упражнений просите ребёнка давать полные, развёрнутые ответы. Он должен уметь объяснить, почему считает правильным данный вариант выполнения задания, есть ли другие способы выполнить предложенные задания.
Распечатайте задания и предложите ребенку выполнить их
Обведи пунктирную линию, не отрывая карандаш от бумаги (подходит для возраста 3−4 года)
- Проведи линию по середине тропинки (подходит для возраста 4−5 лет)
- Обведи рисунки точно по линиям, начиная от стрелочки (подходит для возраста 4−5 лет)
- Сделай поделку из пластилина (подходит для возраста 4−5 лет)
- Нарисуй по клеточкам (подходит для возраста 5−6 лет)
- Игры с крупой (подходит для возраста 5−6 лет)
- Игры с бумагой (подходит для возраста 5−6 лет)
- Театр теней (подходит для возраста 5−6 лет)
Не забывайте хвалить маленького ученика! Каждое выполненное упражнение — это его маленькая победа.
zlikovec/Shutterstock.com, архив пресс-службы
19 ноября 2019
5 детских игр для прогулки
«На улицу не выгонишь», «Совсем не гуляют и не играют друг с другом», «Все, что их интересует – это гаджеты». Сложно спорить: представить современного ребенка без мобильного телефона сложно, но это не уменьшает любовь детей к подвижным совместным играм. Вот несколько проверенных временем идей!
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы — непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно… Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9904