Пришвин «разговор деревьев» текст распечатать

  • Внимательное и бережное отношение писателя к миру.
  • М. Пришвин «Разговор деревьев»
  • Урок литературного чтения, 3 класс
  • Тип урока – урок деятельностного типа
  • Цели урока:
  • обучающая: формирование умения анализировать рассказ через наблюдение за его образными, интонационными, конструктивными особенностями;
  • — развивающая: развитие целостного, системного представления о мире на основе анализа рассказа как особого жанра литературы;
  • — воспитательная: воспитание чуткого и бережного отношения к природе.
  • Планируемые результаты обучения:
  • — личностные:
  • проявлять интерес к содержанию и форме художественного произведения;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к прочитанному;

— метапредметные:

  • принимать и удерживать учебную задачу, контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы;
  • слушать и использовать в работе другую точку зрения

 -создать условия для развития у учащихся

  • навыков фиксировать информацию, полученную путем анализа текста;
  • умения строить устные высказывания и формулировать собственное мнение;
  • умения работать в паре и в группе.

— предметные:

  • осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер;
  • овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
  • понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
  • уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте;
  • высказывать собственные оценочные суждения.

Технология развивающего обучения.

Ресурсы:

  • Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­тельский дом «Федоров», 2012.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, презентация SMART Notebook, карточки желтого цвета (для работы в парах), карточки голубого цвета (для составления плана) по количеству учеников, конверты и задания (для каждой группы), вырезанный из зеленой бумаги березовый лист, выставка книг М. Пришвина, буквы О, Ч, Е, Р, К (в процессе урока прикрепляются на доску).

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

  1. — Закройте глаза и послушайте.
  2. Включаю «Звуки леса».
  3. — Что вы представили себе, слушая эти звуки?
  4. — Назовите одним словом то, что вы перечислили.
  5. = природа
  6. — Как вы думаете, какое отношение природа имеет к сегодняшнему уроку чтения?
  7. = наверно, будем читать произведение о природе

2. Этап проблематизации и актуализации знаний.

1) разгадывание фамилии автора

— Кто же автор того произведения, с которым мы познакомимся? Разгадайте запись на экране.

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

= Пришвин

2)чтение учителем высказывания об авторе

— «Если бы природа могла чувствовать благо­дарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо­дарность выпала бы на долю Михаила При­швина», — считал писатель Константин Паус­товский. По его мнению, Пришвин — «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе».

3) разгадывание названия произведения

— Название произведения Пришвина спряталось здесь (на экране):

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

  • = Разговор деревьев
  • 3.Этап целеполагания и планирования
  • 1) формулирование темы
  • — Назовите тему урока.
  • = М. Пришвин «Разговор деревьев»

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

— Я хочу уточнить тему (появляется запись на экране): «Внимательное и бережное отношение писателя к миру. М. М. Пришвин «Разговор деревьев». На примере этого литературного произведения мы попробуем доказать, что писатель действительно относится к природе внимательно и бережно.

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

  1. 2) постановка первой части цели
  2. — Сформулируйте цель урока: познакомиться…
  3. = познакомиться с произведением М. Пришвина «Разговор деревьев»
  4. 3) словарная работа в парах

— Положите перед собой карточки желтого цвета. Вам предстоит поработать в парах. Михаил Пришвин писал в разных жанрах. Определения некоторых из них записаны в таблице. А что это за жанры?

  • самостоятельная работа в парах (не более 2 минут)
Жанр Определение
Повествовательное произведение устного народного творчества или литературы о вымышленных лицах или событиях.
Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.
Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
  • фронтальная проверка – дети читают определение и называют жанр (сказка, рассказ, последний неизвестен)
  • 4) постановка второй части цели
  • — Сформулируйте вторую часть цели: узнать, …
  • = узнать, в каком жанре написано изучаемое произведение
  • 4.Этап основного содержания
  • планирование деятельности
  • индивидуальная самостоятельная работа

— Положите перед собой карточку голубого цвета. Определите верную последовательность плана, по которому мы будем работать. Пронумеруйте в первом столбце.

Оценка работы на уроке
Анализ произведения
Обмен впечатлениями
Слушание произведения
Знакомство с особенностями творчества писателя
  • фронтальная проверкаодин ребенок определяет верную последовательность на экране

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

— Каждый выполненный пункт плана мы будем отмечать знаком «+», а я буду показывать вам букву названия жанра.

— Посмотрите на фотографии. На них изображен (делаю паузу) … Пришвин.

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

— Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на эти фотографии? Что он любил? О чем любил писать?

  • обсуждение в группах (2 минуты)
  • высказывание мнений детей
  • комментирование учителя

Михаил Михайлович При­швин (1873 – 1954) родился в Орловской гу­бернии. О своем детст­ве он рассказывает в романе «Кащеева цепь». Жилось семье трудно — мать оста­лась вдовой с пятью детьми. Всякое быва­ло в жизни будущего писателя. Однажды он даже убежал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию», но его вернули обратно.

В немецком городе Лейпциге Пришвин окончил универси­тет, стал агрономом. Он собирался зани­маться наукой, даже писал агрономичес­кие книги, но к трид­цати годам твердо решил стать писа­телем.

Пришвин внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только на­блюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была осо­бенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом:

«После чаю я уходил на охоту за перепел­ками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь — в наход­ках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Хозяйство мое было большое, тропы бес­численные».

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору — принадлежали ему самому или его друзьям.

Он очень любил этих животных и даже немно­го завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи!»

А еще писатель увлекался фотографией: сам снимал и сам печатал.

Особенно нравилась Михаилу Михайлови­чу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, — в деревне Дунино, недалеко от Звени­города, — давно стал музеем. Вы можете самостоятельно познакомиться с этим музеем в Интернете, у него есть свой сайт http://prishvin.ru/ .

(Открываю ссылку)

Отмечаем выполненный пункт плана, выставляю букву Р.

  • слушание произведения
  • установка на слушание, высказывание предположения

— Попробуем предположить, о чем могут разговаривать деревья и как они делают?

  • чтение текста учителем (с. 133 – 134), учебник у детей закрыт.
  • обмен впечатлениями
  1. — Поделитесь впечатлением об услышанном.
  2. — Приходилось ли вам бывать в такой обстановке и чувствовать то же, что почувствовал Пришвин?
  3. — Подтвердились ли наши предположения?
  4. Отмечаем выполненные пункты плана, выставляю букву К, Ч.

— Откройте учебник с. 133 – 134.

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

  • — Какого дерева, упомянутого в произведении Пришвина, здесь нет?
  • = тополя
  • Показываю иллюстрацию тополя.

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

— Какое время года описывает писатель? Докажите цитатой из текста.

  1. = «Почки раскрываются», «черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками».
  2. — Какие воспоминания вызывает весенний лес у писателя?
  3. = воспоминания детства
  4. — Перечислите художественные приемы, которые автор использовал в своем произведении.
  • выбор с помощью интерактивного задания художественного приема (сравнение, олицетворение, эпитеты), примеры которого нужно найти в тексте (работа в группах)

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

  • каждой группе выдается два конверта: в первом дано определение выбранного художественного приема, во втором – карточка – подсказка. Учитель предупреждает, что на работу дается 3 минуты, а воспользоваться подсказками можно только в крайнем случае

Сравнение.

Конверт 1. Что это такое?

Художественный приём, основанный на сопоставлении явления с другим явлением с целью выделить какой – либо особо важный в художественном отношении признак. Сравнение вводится с помощью слов «как», «словно», «будто».

Конверт 2. Подсказка.

Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится об осинке.

Какой образ почек создаётся с помощью слов «хвостик», «клювик»? Как называется такое сравнение?

Эпитет.

Конверт 1. Что это такое?

Образное красочное прилагательное, которое даёт художественную характеристику явлению или предмету. Не всякое прилагательное является эпитетом.

Конверт 2. Подсказка.

Выполнить задание вам помогут следующие слова: почки, ягоды, берёзка, осинка.

Олицетворение.

Конверт 1. Что это такое?

Художественный приём, когда о неодушевлённых предметах говорится как о живых.

Конверт 2. Подсказка.

Найдите и прочитайте третий абзац. Что говорится о неодушевлённых предметах?

  • самостоятельная работа в группах (3 минуты)
  • поинтересоваться, какие группы не воспользовались подсказкой
  • проверка (выступают три группы, остальные три работают на дополнение)

Ответы

Сравнение: осинка, как зеленая свечка; метафора – клювик и хвостик, как у птички (показываю иллюстрацию набухшей почки).

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

  • Эпитет: почки шоколадные, ягоды черно-лаковые, березка белая, осинка молодая.
  • Олицетворение: деревья начинают шептаться между собой, береза белая с другой березой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
  • — С какой целью в этом небольшом произведении писатель использует такое обилие художественных средств?
  • = чтобы точнее передать красоту природы, показать, что она живая, и относиться к ней нужно бережно, автор любит природу и стремится передать частичку своей любви читателю.
  • — Что помогло писателю услышать шепот леса?
Читайте также:  Развивающие игры для детей от 1 года до 1,5 лет дома

— С помощью чего деревья в лесу переговариваются? Докажите цитатой из текста.

— Как вы думаете, важнее узнать, о чем говорят деревья, или научиться воспринимать их как живых?

Отмечаем выполненный пункт плана, выставляю букву О.

5.Этап рефлексии.

— Остался последний пункт плана.

— Вернемся к теме урока. Удалось ли нам доказать, что писатель внимательно и бережно относится к природе?

  1. — Сумели ли мы достичь поставленных целей?
  2. = нет, мы не узнали название жанра

Выставляю букву Е и прошу составить слово (очерк). Еще раз акцентируем внимание на определении жанра.

Беру зеленый бумажный листочек и объясняю, что передам листок кому-нибудь из ребят, а тот должен ответить на вопрос, появившийся на экране. Ученик отвечает и передает листок следующему.

  • Вопросы (появляются при нажатии на цифру)
  • *Что тебе сегодня удалось?
  • *Что тебя сегодня удивило?
  • *Что тебе сегодня понравилось при работе в паре?
  • *Чей ответ тебе сегодня особенно запомнился?
  • *Кому ты хочешь сказать спасибо?

— Поднимите руку, кому захотелось познакомиться с другими произведениями М. М. Пришвина.

  1. Обращаю внимание на выставку книг.
  2. — Какое домашнее задание вы хотели бы получить?
  3. Выбираю один из вариантов, предложенных детьми.
  4. Приложения
  5. /data/files/r1524320510.mp3 (Звуковой файл для начала урока)
  6. /data/files/h1524320465.rar (Раздаточный материал к уроку)

/data/files/h1524320420.notebook (М. Пришвин «Разговор деревьев»)

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vnimatelnoe_i_berezhnoe_otnoshenie_k_miru_m_prishv_161654.html

Разговор деревьев

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

Почки Почки раскрываются, шоколадные, с зелё­ными хвостиками, и на каждом зелёном клю­вике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе аро­матной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспом­нишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться.

И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой изда­ли перекликаются; осинка молодая вышла на     

jpg»>
поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить — мы звуками пере­кликаемся, а у них — аромат.

МОЛОДЫЕ ЛИСТИКИ

Ели цветут красными свечами и пылят жёлтой мучицей.

У старого, огромного пня я сел прямо на землю; пень этот внутри — совершенно труха и, наверно, рассыпался бы вовсе, если бы твёрдая крайняя древесина не растрескалась дощечками, как в бочках, и каждая дощечка не прислонилась бы к тру­хе и не держала бы её. А из трухи выросла берёзка и теперь распустилась. И множество разных трав ягодных, цветущих снизу, под­нималось к этому старому, огромному пню.

Пень удержал меня, я сидел рядом с берёз­кой, старался услышать шелест трепещущих листиков и не мог ничего услыхать. Но ветер был довольно сильный, и по елям приходила сюда лесная музыка волнами, редкими и могу­чими.

Вот убежит волна далёко и не придёт, а шумовая завеса упадёт, откроется на короткую минуту полная тишина, и зяблик этим восполь­зуется: раскатится бойко, настойчиво.

Радостно слушать его — подумаешь, как жить хоро­шо на земле! Но мне хочется услышать, как шепчутся бледно-жёлтые ароматно-блестящие и ещё маленькие листья моей берёзы. Нет! Они такие нежные, что только трепещутся, блестят, пахнут, но не шумят.

ЧЕРЁМУХА

Сочувствуя поваленной берёзе, я отдыхал на ней и смотрел на большую черёмуху, то забывая её, то опять с изумлением к ней возвращаясь; мне казалось, будто черёмуха тут же на глазах одевалась в свои прозрач­ные, сделанные как будто из зелёного шума, одежды: да, среди серых, ещё не одетых деревьев и частых кустов она была зелёная, и в то же время через эту зелень я видел сзади неё частые белые берёзки. Но когда я поднялся и захотел проститься с зелёной черёмухой, мне показалось, будто сзади неё и не было видно берёзок. Что же это такое? Или это я сам выдумал, будто были берёз­ки, или… или черёмуха оделась в то время, как я отдыхал…

 ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ

Как рожь на полях, так в лугах тоже зацве­ли все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком.

Все травы цветут, и даже подорожник. Какая трава подорожник, — а тоже весь в белых бусинках. Раковые шейки, медуницы, всякие колоски, пуговки, шишечки на тонких стебельках приветствуют нас.

  • Сколько их прошло, пока мы столько лет жили, и не узнать; кажется, всё те же шей­ки, колоски, старые друзья.
  • Здравствуйте, милые, здравствуйте!
  • БЕРЁЗЫ
  • Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а вес­ной, когда листья развёртываются, кажется, буд­то берёзы из тёмного леса выходят на опушку.
  • Это бывает до тех пор, пока листва на берёзах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев.
  • И ещё бывает осенью, когда берёзки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом.

 КРАСНЫЕ ШИШКИ

В солнечное летнее утро выхожу я в лес.

— Здравствуйте, знакомые ёлочки! Как поживаете, что нового?

  1. И они отвечают по-своему, что всё бла­гополучно, что за это время молодые крас­ные шишки дошли до половины настоящей величины.
  2. И это правда, это можно проверить: ста­рые, бурые, пустые, висят рядом с молодыми, красными, на деревьях; можно сосчитать, и выйдет как раз половина.
  3. ТЁМНЫЙ ЛЕС
  4. Тёмный лес хорош в яркий солнечный день, — тут и прохлада и чудеса световые: райской птицей кажутся дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом, как в сказках Шахерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснёт вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьёт воду. После на песке можно любоваться отпечатками её лапок и рядом — всевозмож­ных лесных жителей: вот и лисица прошла…

Оттого лес называется тёмным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не всё видит. Так вот нельзя ему увидеть барсучьи норы и возле них хорошо утрамбованную песчаную площадку, где катаются молодые барсуки.

Нор тут нарыто множество, и, по-видимому, всё из-за лисы, которая поселяется в барсучьих норах и вонью своей, неопрятностью выжи­вает барсука.

Но место замечательное, пере­менить не хочется: песчаный холм, со всех сторон овраги, и всё такой чащей заросло, что солнце смотрит и ничего видеть не может в своё небольшое окошко.

ПОЛЯНКА В ЛЕСУ

Берёзки последнее своё золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу — как остров.

На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними я сел отдохнуть.

У этих ёлок, оказывается, вся жизнь навер­ху. Там в богатстве шишек хозяйствует бел­ка, птицы клесты и, наверно, ещё много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха: это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают себе из них вкус­ные семечки. Из такого семечка и выросла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.

  • Это семечко занёс когда-то ветер, и оно упало под берёзой между её обнажёнными корнями.
  • Ёлочка стала расти, а берёза прикрывала её от ожогов солнца и морозов.
  • Теперь эта ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней, вершинка к вершинке, со спле­тёнными корнями.

Тихо я сижу под ёлкой на середине лес­ной поляны. Слышу, как шепчутся, падая, осенние листики.

Этот шелест падающих листьев будит спя­щих под деревьями зайцев, они встают и уходят куда-то из леса.

Вот один такой вышел из густых ёлок и остановился, увидев большую полянку. Слушает заяц, встал на задние лепки, огля­делся: везде шелест, куда идти?

  1. Не посмел идти прямо через поляну, а пошёл вокруг всей поляны, от берёзки к берёзке.
  2. Кто боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листы и шепчутся.
  3. Слушает заяц, и всё ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадётся.
  4. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тогда как бы ему не попасть в настоящую беду: под шум листьев за ним лисица кра­дётся; не оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схватит рыжая кумушка.
  5.  ИВАН-ДА-МАРЬЯ

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там чёрная земля. Только весной из проталин пахнет землёй, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом приню­хиваемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи на тему «сказки пушкина» в подготовительной группе

Редко, бывает, проглянет солнце на какой- нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замёрзших, но уце­левших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой.

Наклоняюсь к голубому цветку и с удив­лением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудря­вых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок, с пестиками и тычинками, только жёлтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями.

  • Дело Марьи много труднее, вот, верно, пото­му она и опала раньше Ивана.
  • Но мне нравится, что Иван перенёс моро­зы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
  • — Иван, Иван, где теперь твоя Марья?
  • ОСЕННИЕ ЛИСТИКИ
  • Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.
  • Притаиться, подождать у края — что там делается на лесной поляне!
  • В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты.

Первые же лучи солнца, являясь, убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. Мало-помалу белое всё растает, и только в тени деревьев и кочек долго ещё сохраня­ются беленькие клинышки.

На голубом небе между золотыми деревья­ми не поймёшь, что творится: уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в тёплые далёкие края.

Ветер — заботливый хозяин. За лето вез­де побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика.

А вот осень пришла — и заботливый хозя­ин убирает свой урожай.

Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.

Пришвин «Разговор деревьев» текст распечатать

Источник: http://bibliotechka.ucoz.com/publ/detskaja/prishvin_m_m/razgovor_derevev/143-1-0-3008

ЛитЛайф

  • Михаил Михайлович Пришвин
  • Лесной хозяин
  • Рассказы
  • Содержание
  • Паутинка
  • Лесной хозяин
  • Сухостойное дерево
  • Деревья в плену
  • Жаркий час
  • Разговор деревьев
  • Ореховые дымки
  • Осинкам холодно
  • Силач
  • Старый дед
  • Именины осинки
  • Старый скворец
  • ПАУТИНКА

Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый темный лес. Шел я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Как всегда в таких случаях, я сосредоточил свое внимание на стрелках и скоро заметил, что движение стрелок происходит по ветру, слева направо. Еще я заметил, что на елках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом: каждая новая лапка на елке рождалась в оранжевой сорочке, и теперь сколько лапок, столько сорочек слетало — тысячи, миллионы…

Мне видно было, как одна из этих слетающих сорочек встретилась с одной из летящих стрелок и вдруг повисла в воздухе, а стрелка исчезла.

Я понял тогда, что сорочка повисла на невидимой мне паутинке, и это дало мне возможность в упор подойти к паутинке и вполне понять явление стрелок: ветер поддувает паутинку к солнечному лучу, блестящая паутинка вспыхивает от света, и от этого кажется, будто стрелка летит.

В то же время я понял, что паутинок этих, протянутых через просеку, великое множество, и, значит, если я шел, то разрывал их, сам не зная того, тысячами.

Мне казалось, что у меня была такая важная цель — учиться в лесу быть его настоящим хозяином, — что я имел право рвать все паутинки и заставлять всех лесных пауков работать для моей цели.

Но эту замеченную мной паутинку я почему-то пощадил: ведь это она же благодаря повисшей на ней сорочке помогла разгадать мне явление стрелок. Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок? Нисколько: я же их не видел — моя жестокость была следствием моей физической силы. Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул. Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания.

ЛЕСНОЙ ХОЗЯИН

То было в солнечный день, а то расскажу, как было в лесу перед самым дождем. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность получила свое собственное, отдельное выражение.

Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у бога, просят дождя.

— А ну-ка, старик, — приказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, ехать, так ехать, начинай!

Но дождик в этот раз меня не послушался, и я вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдет дождь — и шляпа моя пропала. Но тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную елку. Росла она, конечно, в тени, и оттого сучья у нее когда-то были опущены вниз.

Теперь же, после выборочной рубки, она очутилась на свету, и каждый сук ее стал расти кверху. Наверно, и нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землей, выпустили корешки и прицепились… Так под елкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик.

Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождем, как вижу, против меня совсем близко пылает большое дерево.

Быстро схватил я с шалашика лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока.

Вокруг дерева место не было обожжено костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за пожары.

Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на дереве поджег скорей всего какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола.

Спустившись в свои детские годы, я представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь дерево.

Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился на старое место и тоже затаился.

Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запеком, смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением.

Он враждебно поглядел в сторону просеки, куда я ушел, поднял еловую шишку и, желая пустить ее в меня, так размахнулся, что перевернулся даже вокруг себя.

Это его не смутило; напротив, он, как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы, стал разглядывать место пожара и сказал:

  1. — Выходи, Зина, он ушел!
  2. Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с большой корзиной в руке.
  3. — Зина, — сказал мальчик, — знаешь что?
  4. Зина глянула на него большими спокойными глазами и ответила просто:
  5. — Нет, Вася, не знаю.

— Где тебе! — вымолвил хозяин лесов. — Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!

— Дурак ты! — сказала Зина.

  • — Правда, Зина, — сказал я, — вздумал чем хвастаться, настоящий дурак!
  • И как только я сказал эти слова, задорный хозяин лесов вдруг, как говорят, «улепетнул».
  • А Зина, видимо, и не думала отвечать за разбойника, она спокойно глядела на меня, только бровки ее поднимались чуть-чуть удивленно.

При виде такой разумной девочки мне захотелось обратить всю эту историю в шутку, расположить ее к себе и потом вместе обработать хозяина лесов. Как раз в это время напряжение всех живых существ, ожидающих дождя, дошло до крайности.

Источник: https://litlife.club/br/?b=69405&p=3

Разговор деревьев

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Читайте также:  Мероприятие день смеха в начальной школе. сценарий с конкурсами

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.

Следующая глава

«Как листья с деревьев, давно облетели…» Как листья с деревьев, давно облетели
предлоги для грусти, обиды, тревоги,
Осталась рутина рабочей недели –
будильника вкрадчивый звон,
вагоны подземной железной дороги,
газета в холодной вечерней постели
и все углубляющий

РАЗГОВОР С ДЕДУШКОЙ*
— Дедушка, что такое демократ?— Демократом, дружок, называется такой человек, который желает народовластия.— А что такое народ, дедушка?— Народ — это все мы. Все, населяющие страну.— И профессора, и шоферы?— Ну конечно.— А кого, дедушка, больше:

Разговор с бесами
Андрей Серегин. Предисловие к будущему// «Новый мир», 2000, № 6 С восхищенным изумлением читал я этот текст. Какое владение мыслью, словом, интонацией! Эрудиция какая. И форма как точно выбрана: откровения бесов на излете тысячелетия – остро, шокирующе;

РАЗГОВОР С ФИЗИКОМ
Написав рассказ «Писатель ставит опыт», в котором мы сравнивали писателя с ученым, мы решили на всякий случай показать его одному нашему знакомому физику. Вдруг мы что-нибудь напутали насчет науки?— Что касается литературы, — сказали мы ему, — тут мы

Глава II. Разговор с преподавателем В ней выясняется с помощью нигерийского племени тив, что совершенно не обязательно раскрывать книгу, чтобы высказать авторитетное суждение о ее сюжете, хотя специалистам оно может не понравиться.
Я преподаватель, поэтому мне чаще, чем

Глава III. Разговор с писателем В ней Пьер Синьяк показывает, что надо следить за своими высказываниями, если вы говорите с писателем, особенно если он не читал книгу, автором которой сам и является.
Бывают случаи похуже, чем комментировать нечитаную книгу в присутствии

Разговор с брокколи
В старом шоу Мела Брукса под названием «Двухтысячелетний человек» есть эпизод, когда психиатр говорит пациенту: «Прислушайтесь к капусте брокколи у вас в тарелке, и она расскажет, как ее надо есть». Когда я цитирую это студентам, они смотрят на меня как

Разговор о читательском праве
Маленький зал одного из московских литературных клубов 4 декабря текущего (2001) года был полон, но не переполнен. Два-три места некоторое время пустовали. Я ожидал другого, и именно недоумение навело меня на мысль написать статью о проходившем

Спор деревьев
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?Вот дуб говорит:– Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед

РАЗГОВОР С МАТЕРЬЮ
Тополь шумит над тесовою крышею,Пахнет травой-муравой…Снова, как в детстве, с волнением                                                    слышу яГолос родной.— Мама! Заждалась, соскучилась, милая,Ты уж меня извини.Служба такая у нас хлопотливая

Война деревьев
Считалось, что деревья могут и помогать людям, и мстить им за те беды, которые они несут лесу. Нельзя деревья бить, обижать или осквернять. И однажды, в незапамятное время, деревья начали настоящую войну против людей. Об этой великой войне пели вечерами при

«Ночной разговор» как сон
Не все песни Окуджавы можно интерпретировать в соответствии с описанной выше моделью поведения двух систем в нашем сознании. Различие между «Ночным разговором» и другими песнями о внутреннем разладе заключается в характере коммуникаций между

Источник: https://lit.wikireading.ru/8020

Читать онлайн "Лесной хозяин" автора Пришвин Михаил Михайлович — RuLit — Страница 3

Вот что случилось с деревьями: березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом все гнулась и наконец погрузилась в снег и примерзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

ЖАРКИЙ ЧАС

В полях тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришел жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой, прикрытой ее широкими ветками, спит заяц.

В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула.

Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая береза, как махнет рядом ветка елки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошел. И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер теплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться.

И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

ОРЕХОВЫЕ ДЫМКИ

Барометр падает, но вместо благодетельного теплого дождя приходит холодный ветер. И все-таки весна продолжает продвигаться.

За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьев, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях — нарастающее черное с поглощаемой зеленью.

Почки на черемухе сегодня превратились в зеленые копья. Ореховые сережки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.

  • ОСИНКАМ ХОЛОДНО
  • В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку.
  • Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня.
  • СИЛАЧ

Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет.

СТАРЫЙ ДЕД

У старого огромного пня я сел прямо на землю, пень внутри — совершенная труха, только эту труху держит твердая крайняя древесина. А из трухи выросла березка и распустилась. И множество цветущих трав поднимается с земли к этому огромному пню, как к любимому деду…

На самом пне, на одном только светлом солнечном пятнышке, на горячем месте, я сосчитал десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы. Вокруг высокие папоротники собрались, как гости. А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра, один папоротник наклонится к другому, шепнет что-то и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мыслями.

И снова тишина.

ИМЕНИНЫ ОСИНКИ

Шиповник, наверно, с весны еще пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчелы и осы. Басят шмели. Все летят поздравлять осинку и на этих больших именинах роски попить и домой медку захватить.

СТАРЫЙ СКВОРЕЦ

Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый скворец и поет.

Вот странно! Казалось бы, все уже кончено, самка давно вывела птенцов, детеныши выросли и улетели… Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поет?

Источник: https://www.rulit.me/books/lesnoj-hozyain-read-113950-3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector