Пришвин. рассказы о природе для 2 класса читать

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Мои
молодые друзья! 

Мы хозяева нашей природы, и она для
нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. 
Мало
того, чтобы сокровища эти охранять – 
их надо
открывать и показывать. 
Для рыбы
нужна чистая вода – 
будем
охранять наши водоемы.

В лесах
степях, горах разные ценные животные – 
будем
охранять наши леса, степи, горы. 
Рыбе –
вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. 
И
охранять природу – значит охранять родину. 

Михаил
Пришвин

Вся жизнь Михаила Михайловича
Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он так любил лес и все живое,
что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем
она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как
будто она разумное существо.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873
года в имении Хрущево Орловской губернии в купеческой семье. 

Михаилу Дмитриевичу Пришвину, отцу писателя, досталось
богатое наследство, которое он проиграл в карты. Мать Пришвина, Мария Ивановна,
осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что ей
удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

Первое образование Михаил получил в деревенской
школе. Затем учился в Елецкой мужской гимназии, откуда был исключен «за
свободомыслие» и конфликт с учителем географии. Лишь через 10 лет, сдав
экстерном экзамены за седьмой класс реального училища, Пришвин продолжил
образование в Рижском политехникуме.

В 1897 году был арестован за участие в
революционном студенческом кружке марксистов, и заключен на год в тюрьму. После
выхода из тюрьмы в 1900 году уехал за границу, где учился в университете
Лейпцига.

Там он получил диплом агронома. Вернувшись на родину, Михаил работал
агрономом.

Но вскоре оставил эту профессию и увлекся фольклором и этнографией,
стал корреспондентом в газетах «День», «Русские ведомости», «Утро России».

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Большую часть жизни Пришвин провел в путешествиях и
охотничьих скитаниях. Он объездил и обошел чуть ли не всю страну, наблюдая и
изучая природу. Писатель не раз бывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, в
степях Казахстана, в горах Крыма, в дремучих заволжских лесах и в старых
дубравах на привольной Оке. Все впечатления от путешествий, записанные им
тогда, легли в основу его книг.

«Певец русской природы», – так кратко
охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все
произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей
его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. Как поэтична его
первая книга – «В краю непуганых птиц» (1907).

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Первозданная красота природы стала его темой на
долгие года. Он отправлялся «За волшебным колобком» (1908), совершая
«путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим»,
где в нетронутом виде живет древняя Русь с ее вечными сказочными героями.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Дважды Михаил Михайлович был женат – от первого
брака с крестьянкой Ефросиньей имел трёх сыновей. В 1940 году женился на
Валерии Лиорко, которая стала верной спутницей Пришвина до конца жизни. После
его смерти Лиорко работала с архивами мужа.

  • Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года
    в Москве от рака желудка.
  • Хочется отметить, что в честь писателя
    названы:
  • –       астероид №9539, открытый 21
    октября 1982 года;
  • – пик высотой 2782 м в
    отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро;
  • –  мыс на восточной
    оконечности острова Итуруп в Курильской гряде;
  • –  улицы в Москве, Донецке,
    Липецке, Ельце и Орле.

Писателю
установлены памятники в городе Елец (автор – Н. Кравченко) (фото5), в селе
Па́льна-Миха́йловка (скульптор – Ю.Д. Гришко)

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

в Сергиевом Посаде
(скульптор – Ю. Хмелевский)

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Всё творчество писателя пронизано любовью к природе
и восхищением ею. Когда читаешь рассказы
Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повел за собой; видишь,
словно своими глазами, все, о чем в них написано, учишься еще лучше любить и
понимать родную природу.

Хотите узнать, от чего луг
становится золотым? Читайте рассказ «Золотой
лу
г».

Золотой
луг.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

У нас с братом,
когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем
куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

Сережа! — позову я
его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он
начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти
неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать
открытие.

Мы жили в деревне,
перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это
было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг — золотой.

Однажды я рано
встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я
возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать.
К вечеру луг опять позеленел.

Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось,
что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони
были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло,
я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять
золотым.

  1. С тех пор одуванчик
    стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики
    ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
  2. А из рассказа «Еж» вы узнаете,
    о повадках ежа и как он обустроился в человеческом жилище.
  3. Еж.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом
заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень
похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком
сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

— А, ты
так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно
ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо
щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс
домой.

Мышей у
меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и
ловит мышей.

Так
положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё
смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик
развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место
под кроватью и там совершенно затих.

Когда
стемнело, я зажёг лампу, и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он,
конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят
бегать по лесным полянкам.

Читайте также:  Внеклассное занятие по басням крылова в начальной школе, 3-4 класс

И так
он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял
трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и
облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику:
он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.

Прочитав
газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я
всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой,
зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже
не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не
сплю, раздумывая:

„Зачем
это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и
прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел
себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Тут я и
понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для
гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и
сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего
жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.

Я
подпустил облака и спрашиваю:

— Что
тебе ещё надо? Ёжик не испугался.

— Пить
хочешь?

Я
встал. Ёжик не бежит.

Взял я
тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то
опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.

— Ну
иди, иди, — говорю. — Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот
тебе вода…

Смотрю:
будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он
двинется, и я двину, да так и сошлись.

— Пей,
— говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл,
будто погладил, и всё приговариваю:


Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:

— Давай
спать. Лёг и задул свечу.

Вот не
знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю
свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко.
Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял
мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся
и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот
и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе
на стол и то молока ему налью в блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест.

Эти и многие другие тайны природы
и животных откроются при прочтении замечательных произведений Михаила
Михайловича Пришвина.

А в библиотеке №16 «Маяк» по ул.Керченская, 6 вы сможете заглянуть в «Литературный сундучок» – цикл выставок и мероприятий,
посвященный писателям и книгам юбилярам 2018 г.

В этом «Литературном
сундучке» найдете выставку книг «Певец русской природы – Михаил Пришвин». Она предлагает
читателям познакомиться с произведениями М.М.

Пришвина и открыть для себя красоту
природы и сокровища леса, проникнуться теплотой и любовью, с которой автор
рассказывает о простых вещах.

Эти книги учат бережному отношению ко всему
живому и будут интересны не только детям, но и взрослым.

Татьяна Володкина, 

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2018/02/blog-post_94.html

Рассказы Пришвина о природе. Рассказы для детей :

Кто не помнит своих первых книжек? Вероятно, не найдется такого человека. С первых толстых страниц «малышкиных» книжек начинается знакомство детей с миром, окружающим их.

Они узнают о жителях леса и их повадках, о домашних животных и пользе их для человека, о жизни растений и временах года.

Книги постепенно, с каждой страницей приближают малышей к миру природы, учат беречь ее, жить с ней в гармонии.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Особое, уникальное место среди литературных произведений, предназначенных для детского чтения, занимают рассказы Пришвина о природе. Непревзойденный мастер короткого жанра, он тонко и понятно описывал мир лесных обитателей. Иногда для этого ему хватало нескольких предложений.

Наблюдательность юного натуралиста

Еще мальчиком почувствовал свое призвание к писательству М. Пришвин.

Рассказы о природе появились еще в первых заметках собственного дневника, начало которому было положено в детстве будущего писателя. Он рос любознательным и очень внимательным к мелочам ребенком.

Небольшое имение, где провел свое детство Пришвин, находилось в Орловской губернии, славившейся густыми лесами, порой непроходимыми.

Увлекательные рассказы охотников о встречах с обитателями леса с раннего детства будоражили фантазию мальчика. Как ни просился юный натуралист на охоту, впервые его желание исполнилось только в 13 лет. До этого времени ему позволялось гулять только в округе, а для такого уединения он использовал любую возможность.

Первые лесные впечатления

Во время любимых прогулок по лесу юный фантазер с наслаждением заслушивался пением птиц, внимательно приглядывался к малейшим изменениям в природе и искал встречи с его таинственными обитателями.

Нередко ему попадало от матери за долгое отсутствие. Но рассказы мальчика о его лесных открытиях были настолько эмоциональны и полны восторга, что родительский гнев быстро сменялся на милость.

Все свои наблюдения маленький натуралист сразу записывал в дневник.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Именно эти первые записи впечатлений от встреч с тайнами природы вошли в рассказы про природу Пришвина и помогли найти писателю те точные слова, которые стали понятны даже малышам.

Проба пера

Писательский талант юного любителя природы был впервые по-настоящему замечен в Елецкой гимназии, где учителем географии в то время работал писатель В. Розанов. Именно он отметил внимательное отношение подростка к родной земле и умение точно, кратко, очень понятно описывать свои впечатления в школьных сочинениях.

Признание учителем особой наблюдательности Пришвина впоследствии сыграло важную роль в принятии решения посвятить себя литературе. Но принято оно будет только к 30 годам, а все предшествующие годы копилкой натуралистических впечатлений станет его дневник.

Из этой копилки появятся многие рассказы Пришвина о природе, написанные для маленьких читателей.

Участник экспедиции в северные края

Тяга будущего писателя к биологии проявилась сначала в желании приобрести профессию агронома (учился в Германии). Затем он успешно применял полученные знания в сельскохозяйственной науке (работал в сельскохозяйственной академии Москвы). Но переломным событием в его жизни стало знакомство с академиком-языковедом А.А. Шахматовым.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Всеобщий интерес к этнографии подтолкнул писателя отправиться с научной экспедицией в северные районы России для изучения фольклора и собирательства местных сказаний.

Природа родных мест победила сомнения

Девственность и чистота северных пейзажей оказала на писателя неизгладимое впечатление, и этот факт стал переломной точкой в определении его предназначения. Именно в этом путешествии его мысли часто уносились в детство, когда мальчиком он хотел убежать в далекую Азию.

Читайте также:  Ролевая игра в начальной школе в 3 классе. сценарий

Здесь, среди нетронутых лесных просторов, он понял, что родная природа стала для него той самой мечтой, но не далекой, а близкой и понятной. «Только тут впервые я понял, что значит жить самому и самому за себя отвечать», — писал на страницах дневника Пришвин.

Рассказы о природе составили основу впечатлений от того путешествия и вошли в натуралистический сборник «В краю непуганых птиц». Широкое признание книги распахнуло для ее автора двери во все литературные общества.

Получив в своих путешествиях неоценимый опыт натуралиста, писатель одну за другой рождает книги.

Путевые заметки и очерки натуралиста лягут в основу таких произведений, как «За волшебным колобком», «Светлое озеро», «Черный араб», «Птичье кладбище» и «Славны бубны».

В русских литературных кругах «певцом природы» будет признан именно Михаил Пришвин. Рассказы о природе, написанные к этому времени, уже были очень популярны и служили примером для изучения словесности в начальных классах гимназий.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Певец природы

В 20-е годы появляются первые рассказы Пришвина о природе, положившие начало целой серии коротких зарисовок о жизни леса – детские и охотничьи.

Натуралистические и географические заметки на этом этапе творчества получают философско-поэтическую окраску и собираются в книгу «Календарь природы», где «поэтом и певцом чистой жизни» становится сам Пришвин. Рассказы о природе теперь полностью посвящены воспеванию красот, окружающих нас.

Добрый, гуманный и простой для понимания язык повествования не может оставить равнодушным никого. В этих литературных зарисовках маленькие читатели не только открывают для себя новый мир лесных обитателей, но и учатся понимать, что значит внимательное отношение к ним.

Нравственный стержень детских рассказов М. Пришвина

Получив определенный багаж знаний в первые годы жизни, дети продолжают пополнять его, переступив порог школы. Бережливость к природным богатствам земли формируется как на этапе познания, так и в процессе их творчества.

Человек и природа в рассказах Пришвина – та самая основа воспитания нравственных ценностей, которая должна быть заложена с раннего детства. А особое воздействие на хрупкие чувства детей оказывает художественная литература.

Именно книга служит платформой знаний, опорой для будущей цельной личности.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Ценность пришвинских рассказов для нравственного воспитания детей заключена в его собственном восприятии природы. Главным персонажем на страницах коротких рассказов становится сам автор.

Отражая свои детские впечатления посредством охотничьих этюдов, писатель доносит малышам важную мысль: охотиться надо не за животными, а за знаниями о них. Он уходил на охоту за скворцами, перепелками, бабочками и кузнечиками без ружья.

Объясняя такую странность для бывалых лесников, он говорил, что главный его трофей – находки и наблюдения. Охотник за находками очень тонко подмечает любые изменения вокруг, и под его пером между строк природа наполняется жизнью: она звучит и дышит.

Живые страницы со звуками и дыханием

Со страниц книг писателя-натуралиста доносятся настоящие звуки и говор лесной жизни. Обитатели зеленых просторов свистят и кукуют, орут и пищат, гудят и шипят. Трава, деревья, ручьи и озера, тропинки и даже старые пни — все живут настоящей жизнью.

В рассказе «Золотой луг» простые одуванчики засыпают на ночь и пробуждаются с восходом солнца. Так же как люди. Знакомый для всех гриб, с трудом поднимающий на своих плечах листву, сравнивается с богатырем в «Силаче».

В «Опушке» дети глазами автора видят ель, похожую на облаченную в длинное платье даму, и ее спутниц – елочек-голоножек.

Пришвин. Рассказы о природе для 2 класса читать

Рассказы Пришвина о природе, так легко воспринимаемые детской фантазией и заставляющие малышей смотреть на мир природы глазами радости и удивления, бесспорно говорят о том, что писатель до старости сохранил в своей душе мир ребенка.

Источник: https://www.syl.ru/article/184391/new_rasskazyi-prishvina-o-prirode-rasskazyi-dlya-detey

Михаил Пришвин — Кладовая солнца. Рассказы о природе

В книгу вошли самые лучшие рассказы писателя для детей о природе и животных: «Вася Веселкин, „Ярик“, „Первая стойка“, „Ужасная встреча“, а также сказка-быль „Кладовая солнца“.

Моя родина

(Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Перепелку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Когда снег весной сбежал в реку (мы живем на Москве-реке), на темную горячую землю везде в селе вышли белые куры.

– Вставай, Жулька! – приказал я.

И она подошла ко мне, моя любимая молодая собака, белый сеттер в частых черных пятнышках.

Я пристегнул карабинчиком к ошейнику длинный поводок, намотанный на катушку, и начал Жульку учить охоте (натаскивать) сначала по курам. Учение это состоит в том, чтобы собака стояла и смотрела на кур, но не пыталась бы курицу схватить.

Читайте также:  Детские поделки из бумаги. мухомор своими руками

Вот мы и пользуемся этой потяжкой собаки для того, чтобы она указывала место, где спряталась дичь, и не совалась за нею вперед, а стояла. Такое поведение собаки называется у охотников стойкой: собака стоит, а он сам стреляет или накрывает сеткой дичь.

Непонятная сила, влекущая собаку к курице, у охотников называется потяжкой. Только не надо думать, что собаку тянет желание полакомиться курицей или какой-нибудь другой птицей. Нет, ее тянет страстное желание остановить в самом движении все живое, все способное двигаться, бежать, плыть, летать.

Вот так и вышли на черную горячую землю белые куры, и Жульку к ним потянуло. Медленно приближаясь, Жулька остановилась перед одной курицей в двух или трех метрах.

Когда же она так сделала стойку, я перестал отпускать поводок и крепко зажал его в руке.

Постояв некоторое время, Жулька сунулась, чтобы схватить курицу, и та с криком взлетела, а я так сильно дернул за поводок, что Жулька опрокинулась на спину.

Так сурово, для острастки, я поступил только раз.

– Лежать! – крикнул я в следующий раз, когда она опять сунулась.

И она, приученная к «лежать!» еще зимой в комнате, легла.

И пошло так у нас изо дня в день, и в какую-то одну неделю я натаскал Жульку отлично по курам. Свободно пуская собаку, я иду по деревне, она делает стойку по курице и одним глазом глядит на нее, а другим следит за мной: как только я начну выходить из ее поля зрения, она бросает курицу и бежит ко мне.

Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. Мы живем на берегу Москвы-реки, повыше Рублевского водохранилища, обеспечивающего Москву-столицу питьевой водой. Чтобы не загрязнять воду, у нас в деревне запрещено держать водоплавающую птицу. И я, хорошо натаскав Жульку по курам, совсем упустил из виду, что в селе на другой стороне реки один хозяин держит гусей.

Вот и не могу сейчас сказать, по какому это праву он их держит и почему никто не вступится за чистоту московской питьевой воды.

Думаю, скорее всего, люди в колхозе были очень заняты, им было не до гусей, да и гусиный хозяин, может быть, неплохой был человек, ни с кем не ссорился – вот и терпели гусей до поры до времени.

Я и сам совсем забыл об этих гусях и спокойно шел, пуская Жульку свободно бегать перед собою справа налево и обратно, слева направо.

Ничего худого не подозревая, мы вышли в конце деревни в прогон к реке. Небольшой холмик разделял нас от реки, и по нему кверху поднималась по травке белая тропка – след больших и маленьких человеческих ног, босых и обутых. Жулька пустилась вверх по этой тропе. На мгновенье она показалась мне вся вверху на фоне голубого неба.

У нее была поза именно такая напряженная, как бывает у собаки на стойке. Не успел я ей крикнуть свое обычное «лежать!», как она вдруг сорвалась и бросилась со всех ног вниз по другой, невидимой мне, стороне холма.

Вскоре потом послышался всплеск воды и вслед за тем крик, шум, хлопанье по воде крыльев такое, будто бабы на помосте вальком лупили белье.

Я бежал наверх и вслед за ударами сердца своего повторял про себя:

«Ая-яй! Ая-яй! Ая-яй!»

Это потому я так испугался, что очень много в своей жизни страдал. Задерет собака какую-нибудь животину, и ничем не откупишься: так изругают, так осрамят, что весь сморщишься, как сушеный гриб.

Добежав до вершины холма, я увидал зрелище, потрясающее для учителя легавой собаки: Жулька плавала по воде, делая попытки схватить того или другого гуся. Смятение было ужасающее: гусиное гоготанье, хлопанье крыльев, пух гусиный, летающий в воздухе.

  • Звук моего свистка и крики были совершенно бессильны: настигнув одного гуся, Жулька пускала из него пух, а гусь, подстегнутый щипком, набирал силу и, помогая себе крыльями, частью водой, частью по воздуху уклонялся от второго щипка. Тогда Жулька повертывалась к другому гусю, пускала пух из него…
  • Пух, как снег, летел над рекой.
  • Ужасно было, что в разлив воды еще невозможно было сделать обычные мостки через реку, и я не мог приблизиться хоть сколько-нибудь к месту действия: все происходило на самой середине широко разлившейся Москвы-реки.

Всех гусей было восемь. Я не только успел всех сосчитать, но положение каждого гуся представлял себе, как представляет полководец положение всех частей его войска.

У меня вся надежда была на гусей – что какой-нибудь гусак, раздраженный наконец, озлится и сам попробует Жульку щипнуть.

Она такая трусиха! Если бы хоть один гусь сделал такую попытку! Жулька бы немедленно пустилась ко мне под защиту от клюва храброго гуся…

И вот, казалось мне, один гусак как будто и догадался, и, наверно, все бы кончилось хорошо. Но в этот момент выбежал из кустов Витька с ружьем, сын хозяина гусей, и прицелился в плавающую голову Жульки…

Сердце у меня оборвалось. Но почему я не крикнул, не остановил мальчишку? Мне кажется теперь, как будто все было во сне, что от ужаса я онемел. На самом же деле, конечно, я бы крикнул, если бы только было мгновенье для крика. Все произошло так скоро, что крикнуть я не успел.

  1. Грянул выстрел.
  2. Я успел все-таки увидеть, что чья-то рука из кустов толкнула Витьку в плечо и дробь хлестнула по воде далеко от места побоища.
  3. Витька хотел стрелять из второго ствола, но голос из кустов остановил его:

– Что ты делаешь? Собака законно гонит гусей: тут водоохранная зона; не собака, а гуси тут незаконные. Ты, дурак, своего отца подведешь!

Тут, конечно, и у меня язык развязался, да и Жулька опомнилась от выстрела, услыхала мой зов, поплыла к моему берегу.

Конечно, я тут не растерялся до того, чтобы открыть Жульке свою радость спасения. Напротив, я ждал ее на берегу мрачный и говорил ей своим видом, как я умею разговаривать с собаками.

– Плыви, плыви, – говорил я, – ты мне ответишь за гусиный пух!

Выйдя на берег, она, по собачьему обыкновению, хотела укрыть свое смущение посредством делового встряхивания, фырканья, катанья своего по песку. Но как она ни старалась, гусиный пух с ее носа и рта не слетал.

– Ты мне ответишь за гусиный пух! – повторил я. Наконец и ей надоело притворяться, обернулась ко мне, и я прочитал по ее виду:

– Что же делать, хозяин, я уж такая…

– Нет, матушка, – отвечал я, – ты не должна быть такая.

– Что же делать? – спросила она и сделала шаг в мою сторону.

Источник: https://nice-books.ru/books/detskaya-literarura/detskaja-proza/209015-mihail-prishvin-kladovaya-solnca-rasskazy-o-prirode.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector