Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе

Дети 5–6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других поэтов).

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X.К. Андерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева «Малыш и Жучка»; А.

Гайдар «Чук и Гек»; Л. Толстой «Косточка»); произведения о взаимоотношениях в мире людей и животных (Л. Толстой «Лев и собачка»; Г. Снегирев «Отважный пингвиненок» и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С.

Георгиев и др.).

Как и прежде, читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад.

Уже в средней группе вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книге устойчивее.

Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»; Т.

Александрова «Домовенок Кузька»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и т. п.).

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы.

• В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

• Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова «Крупеничка» предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами-семенами).

• Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения о содержании книги. Например: «Новая сказка Бориса Заходера называется „Серая звездочка“. Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?»

Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.

  • • Вопросы воспитателя.
  • • Рассматривание иллюстраций к произведению.
  • • Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.

Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Затем он показывает рисунок.

«Это не он, – говорят дети, – у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток».

Воспитатель еще раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящх фантиков (комочки).

• Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.

• Чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:

– рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: «Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы» (К. Паустовский «Кот-ворюга»);

– рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее.

Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты… (краса ее прибавлялась)» («Финист – Ясный сокол», русская народная сказка).

Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся… (добрым людям на радость)! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты… (всем людям на угоду)!» (Н. Телешов «Крупеничка»);

– драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александровой «Домовенок Кузька»).

Домовенок. Дряпать тоже не будешь?

Наташа. А что такое дряпать?

Домовенок(смеется, прыгает, веселится). Дряпать – это царапаться.

Наташа. Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.

Домовенок. А свориться не будешь?

Наташа. Свориться – это что?

Домовенок(прыгает, пляшет, причитает). Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – все попусту, что ни спросишь – все без толку!..

Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное от занятий время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы.

Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение.

Например: «Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется „Заяц-хвастун“?» (русская народная сказка, обработка О. Капицы).

Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.

  1. Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…»
  2. Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:
  3. Так они живут, Пряники жуют, Медом запивают, Нас в гости поджидают. И я там был, Мед, пиво пил, По усам бежало,
  4. В рот ни капли не попало.

Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).

В списках литературы много стихотворений, посвященных природе. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседневной жизни (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.

  • Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися
  • Пред закатом облака.
  • И. Бунин «Первый снег»
  • Еще прозрачные леса
  • Как будто пухом зеленеют.
  • А. Пушкин «Евгений Онегин»
  • В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания и для чтения в лицах.
  • Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3–5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.

Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример.

«Чудесное стихотворение, не правда ли? – спрашивает педагог, прочитав стихотворение И. Сурикова „Зима“. – Что в нем необычного, что вам особенно запомнилось?

Как надо читать про снег, который кружится в воздухе и тихо ложится на землю? (Понизив голос, медленно, передавая интонацией кружение снега и его медленное приземление.)

  1. Давайте-ка поучимся читать это четверостишие (хоровое чтение и 3–4 индивидуальных повторения)».
  2. Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.
  3. Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: «Всю ночь падал снег, и под утро снегом… (поле забелело, точно пеленою все его одело)».
  4. Три-четыре ребенка повторяют отрывок.
  5. Педагог читает стихотворение полностью.

Третье четверостишие – самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием «Спрашиваю – отвечай!»: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной»? Вопрос адресуется 3–4 детям, запоминающим стихи медленнее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.

Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»

Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы.

В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Эти удивительные животные!», «Небывальщина да неслыхальщина», «Веселые стихи» и т. д.

  • В планы занятий можно включить:
  • • викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);
  • • драматизации небольших отрывков из 1–2 произведений (готовятся заранее);
  • • выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):
  • Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные,
  • Хотят меня зарезати.
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка,русская народная сказка
  • Мойся, Ворчунишка, Косолапый Мишка, Чтобы Мишка чистым был, Надо, чтобы Мишка мыл Коготки и пятки,
  • Спинку, грудь и лапки.
  • Т. Энгер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»
  • • чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);

• конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

Появляется Муравей.

Муравей. Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха… Она… Муха…

Все. Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!

Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.

Муравей. Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.

Все. Что? Эка невидаль – муха по полю пошла. Пусть идет.

Читайте также:  Рыленков «к родине» читать

Муравей. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.

Все. Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое – денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!

Муравей. Пошла муха на базар и купила самовар.

Все. Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!

Муравей. А вон и она.

Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.

Муха. Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.

Все. Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.

  1. Планирование занятий
  2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.
  3. В таблице указаны номера занятий, на которых решаются конкретные программные задачи.

Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе

Планы занятий

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s10351t9.html

Программа " Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе через театрализованную деятельность"

05.12.18

Кудрявцева Валерия Владимировна Воспитатель, МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка», Новосибирск

  • Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 414 комбинированного вида «Чебурашка»
  • Образовательная программа «Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе через театрализованную деятельность»
  • Кудрявцева Валерия Владимировна
  • воспитатель первой квалификационной категории
  • Новосибирск, 2018
  • Краткая аннотация программы
  • Образовательная программа «Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность» рассчитана на 1 период: старшая группа – 5-6 лет.
  • В начале учебного года мной была проведена диагностика в старшей группе детского сада «Показатели и уровни развития интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста», разработанная на основе примерной основной программы «От рождения до школы» (Приложение 1).

Выявилось, что в начале учебного года большая часть детей из группы самостоятельно не подходят к книгам в книжном уголке, неохотно вступают в обсуждение прочитанного произведения, но, скрываясь под маской героя, пробуют поделиться своими впечатлениями о его поступках, не могут пересказать содержание произведения.

Неохотно участвуют в беседе, отвечают на вопросы и задают их. Нет активного участия в играх, основанных на тексте художественных произведений.

Только у малой части детей действия разнообразны и отражают богатство действий лица, которое изображает ребёнок, активно и с желанием участвуют в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений.

  1. Таким образом, обозначила цель моей работы с детьми: «Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность» и был разработан перспективный план работы для данной возрастной группы (Приложение 2), который реализуется на практике.
  2. Ожидаемые результаты:
  3. повышение интереса детей к художественной литературе, к книге, к театрализованной деятельности;
  4. развитие творческой художественной деятельности детей: сочинение загадок и сказок, создание образа героев художественных произведений в театрализованной игре;
  5. обогащение социального опыта детей, их представлений об истории, традициях, культуре Родины;
  6. проявление в поведении детей положительных нравственных качеств;
  7. насыщение предметно-пространственной развивающей среды;
  8. формирование навыков выразительной связной речи, появление раскованности
  9. и стремления принимать участие в играх-драматизациях, в театральных постановках.
  10. Пояснительная записка.

Дети дошкольного возраста всегда проявляют интерес к театрализованным играм: и девочки и мальчики охотно перевоплощаются в разных персонажей, наряжаются в костюмы. Девочки с удовольствием кокетничают перед зеркалом: входят в образ принцесс, животных, изображают разные профессии.

Мальчики с увлечением играют фигурками настольного театра, замечательно справляются с озвучиванием драконов, машин, солдатиков. При небольшой помощи, дети организовывают коллективную театрализованную игру: объединяют сюжеты игр, сами придумывают проблему и способы ее преодоления.

В процессе педагогического наблюдения, педагогическим коллективом были выявлены следующие проблемы: у детей недостаточно сформирован интерес к художественной литературе, все чаще дошкольники предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры.

Дети не всегда употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, редко сочиняют оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, не используют словотворчество.

Большинство детей самостоятельно не подходят к книгам в книжном уголке, неохотно вступают в обсуждение прочитанного произведения. Вместе с тем, скрываясь под маской героя, они пробуют поделиться своими впечатлениями о его поступках.

Значительная часть детей не может пересказать содержание произведения, неохотно участвуют в беседе, отвечают на вопросы и задают их, не проявляют активности в играх, основанных на тексте художественных произведений.

Возрастные, гендерные и индивидуальные особенности воспитанников, огромный образовательный потенциал театра определили выбор театрализованной деятельности в качестве основного педагогического средства приобщения детей к художественной литературе и всестороннего развития личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме. Скачать публикацию Скачали: 55 раз(а)

Источник: https://konkurs2016.ru/publikacii/doskolnoe/programma-priobsenie-detej-5-6-let-k-hudozestvennoj-literature-cerez-teatralizovannuu-deatelnost

Приобщение детей к художественной литературе

Уже отмечалось, что художественная литература является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Однако в программе художественное произведение рассматривается как самоценность, и материал по приобщению детей к художественной литературе выделяется в отдельный раздел.

В средней группе следует продолжать ежедневно читать детям знакомые и новые произведения: на занятиях и вне их (перед выходом на прогулку, на прогулке, перед сном и т. д.).

Ребенок четырех лет – это уже «потребитель» всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. По-прежнему значительное место занимают произведения малых фольклорных форм.

Объемнее стали песенки, потешки, сложнее их язык: «Дед хотел уху сварить…», «Барашеньки крутороженьки…», «Лень-потягота…» и т.д. В программный репертуар включены заклички («Иди, весна, иди, красна»), считалки, загадки, скороговорки.

Отгадывать загадки дети не умеют, но старательно запоминают и проговаривают их, ощущая себя знающими и компетентными.

Выбирать ведущего с помощью считалки (это новое приобретение возраста) дети могут только при участии взрослого. Ребенок вместе с педагогом медленно проговаривает текст, а воспитатель в такт каждого воспроизведенного слова слегка касается рукой очередного игрока.

Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи пока не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слова, не получается.

Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: «Сказка ложь, да в ней намек!»

Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для чтения и рассказывания детям рекомендованы как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова-Микитова и др.), так и зарубежные («Три поросенка», английская; «Бременские музыканты» (из сказок братьев Гримм, немецкая); «Колосок», украинская; «Хитрая лиса», корякская; «Травкин хвост», эскимосская и т. д.).

Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).

Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: «Воробьишко» М. Горького, «Сказка про Комара Комаровича…» Д. Мамина-Сибиряка, «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» X.К. Андерсена и т.д.

Детям рекомендуется читать главы из «толстых» книг: «В медвежачий час» Г. Цыферова, «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна, «Мафин и его веселые друзья» Э. Хогарт, «Приключения в лесу Елки-на-Горке» М. Эгнера и других авторов.

В репертуаре много интересных рассказов: о животных (В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Воинственный Жако»; Е. Чарушин «Лисята», «Воробей») и о детях (М. Зощенко «Показательный ребенок»; Л. Пантелеев «На море»; С. Георгиев «Бабушкин садик» и др.).

Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»; Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

В программном списке много стихотворений: о природе и временах года, о животных, детских приключениях и переживаниях. Выделены стихи для заучивания. (Воспитатель может выбирать их, учитывая возможности детей и личные предпочтения.)

Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для проведения спектаклей, праздников.

К программе специально подготовлены хрестоматии. (Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 4–5 лет / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.) А московским издательством «Весть ТДА» выпущены фонохрестоматии с лучшими программными произведениями в исполнении известных актеров театров и кино с прекрасным музыкальным сопровождением.

В ходе работы с детьми 4–5 лет особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживать при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.

Условно можно выделить три аспекта анализа.

Содержательно-методический. Воспитатель должен определить, что ребенок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.

Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения.

Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они все понимают правильно. Так, многие из них считают, что заяц в сказке братьев Гримм «Заяц и еж» лучше, чем еж. Еж – обманщик, а это плохо.

Ответы на вопрос: «А разве заяц сам себя не наказал и разве не надо воспитывать грубиянов и невежд?» – были самыми разными.

Но мнение о зайце-страдальце изменяется, как только воспитатель еще раз зачитывает начало сказки, где заносчивый заяц насмехается над ежом.

При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять и пересматривать первоначально высказанную точку зрения, пытаясь аргументировать ее.

Известно, что пятый год жизни – чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.

В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: «Пришли девушки со Снегурочкой в лес.

Стали цветы… ( собирать ), венки… ( плести ), песни… ( петь ), хороводы… ( водить ). Только одной Снегурочке… ( по-прежнему не весело )». («Снегурочка», русская народная сказка, обр. А.Н. Толстого.) Или: «Темный лес что… ( шапкой ) принакрылся… ( чудной ) и заснул под нею… ( тихо, беспробудно )». (И. Суриков. «Зима».

)

Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. «Прочитайте, – просят они, прослушав „Федорино горе“ К. Чуковского, – как коза выпучила глаза, только там другое слово» («растопырила»).

Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например: «И впрямь находчивый этот Жихарка, – восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась». Воспитатель предлагает детям показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки.

Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз, но за неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года желательно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения.

Читайте также:  Осенние поделки своими руками

В начале года дети обычно называют персонажа («Прочитайте про заиньку-паиньку»), но со временем они уже способны формулировать суть отрывка («Повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути»). Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном педагогом произведении.

Воспитателю же это дает возможность проанализировать, как оно воспринято и осмыслено.

В средней группе для заучивания предлагаются небольшие динамичные стихи, часто юмористического содержания.

И все-таки, чтобы запомнить стихотворение и понять, как его выразительнее прочитать, детям нужны пояснения воспитателя.

Их необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декламировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором.

Поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение следующих друг за другом логически завершенных отрывков требует времени, но именно такая работа позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивает осмысление текста. А главное – упражнения в декламации воспринимаются детьми как приятное времяпрепровождение.

Обычно ребенок, читая стихотворение полностью на занятии по заучиванию, утрачивает выразительность (интонации), удававшуюся ему при проговаривании отрывков.

Это закономерно, ибо он вынужден одновременно решать несколько задач: вспоминать, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно.

Пока ребенок не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать, поэтому как на занятиях, так и вне их необходимо повторять стихотворение, возвращаясь к нему в течение года несколько раз.

Для того чтобы порадовать детей и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи, проводятся литературные викторины (литературные калейдоскопы).

Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения.

При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него.

Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Источник: http://indbooks.in/mirror8.ru/?p=56856

Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 7 лет (13 стр.)

А. Ремизов, П. Ершов, К. Ушинский, и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн. «Слон»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); К. Коровин. «Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.).

  • Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:
  • • устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
  • • наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
  • • заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
  • • умение некоторых детей читать самостоятельно.

Методика работы в этой возрастной группе мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы.

Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.

В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, X. К. Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.

В подготовительной группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например, сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например, В.

Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др.

Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении, но интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом их знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).

Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать.

Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти.

Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).

Литературный багаж у детей различен. Уже дошкольники шестого года жизни, как свидетельствуют наши данные, могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А. Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.

Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко.

Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать.

Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).

Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, об этом следует непременно им напомнить.

Прежде чем дать детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен внимательно рассмотреть ее: определить, на что они сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).

  1. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
  2. • ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;
  3. • специальные занятия;
  4. • свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца. Это может выглядеть примерно так:

  • 1-я неделя: чтение народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);
  • 2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;
  • 3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;
  • 4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Подбирая книги для чтения в течение недели, можно знакомить детей с произведениями одного писателя, например, со сказками А. Пушкина, рассказами М. Зощенко, стихами Д.

Хармса; делать тематические подборки произведений разных авторов, например, «Веселые рассказы о детворе», «Подрастают малыши» (рассказы о детенышах животных); использовать комбинированный вариант по принципу «про все понемногу» (например, стихотворения о зиме, знакомство со стихами С. Черного, загадывание загадок).

Проиллюстрируем эту рекомендацию примерами. (Чтение детям программных произведений в течение месяца, например, декабря.)

1-я неделя: чтение русских народных и авторских сказок («Снегурочка» (по народным сюжетам); «Василиса Прекрасная» (из сб. А. Афанасьева); В. Даль. «Старик-годовик», Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»).

2-я неделя: чтение стихотворений о зиме (Н. Никитин. «Встреча зимы»; П. Соловьева. «День и ночь»; С. Есенин. «Пороша», «Береза»; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер.

с нем. К. Орешина); чтение детьми и воспитателем своих любимых стихотворений; инсценирование стихотворения «Оркестр» Ю. Владимирова; заучивание наизусть стихотворения «Тает месяц молодой…» С. Маршака.

3-я неделя: чтение рассказов (К. Паустовский. «Кот-ворюга» (повторение); М. Зощенко. «Великие путешественники»; С. Алексеев. «Первый ночной таран»); чтение рассказов по выбору детей (повторение материала).

4-я неделя: чтение знакомой главы и новых глав из «толстой» книги (из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел», пер. со шведского Л. Лунгиной или из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

На специальных занятиях можно решить многие задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой: уточнить и систематизировать имеющиеся у них представления о каком-либо конкретном произведении, его своеобразии, жанре, языке, о произведениях того или иного писателя (художника) и т. д., шаг за шагом формировать интерес и любовь к литературе. Но продуктивность занятия во многом зависит от ежедневной работы воспитателя, связанной с чтением детям и совместным рассматриванием книг.

Приведем примеры занятий.

Александр Сергеевич Пушкин

Цель. Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения А. С. Пушкина.

Ход занятия

Педагог читает детям 2–3 фрагмента из произведений А. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье…» (из стихотворения «Осень»), «Буря мглою небо кроет…» (из стихотворения «Зимний вечер»), «У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»).

Воспитатель спрашивает у детей, не знают ли они автора этих поэтических строк. Интересуется, что они знают об Александре Сергеевиче Пушкине?

Воспитатель рассказывает детям о великом русском поэте: «В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина… Многие из вас уже слышали сказки о попе и работнике его Балде, о мертвой царевне и о семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле. Эти сказки вы услышите еще не раз, так как их часто читают по радио, играют в театрах. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочесть эти чудесные сказки. Это ли не замечательно?!

В стихотворных произведениях А. Пушкина такой яркий красивый язык, что хотелось бы сказать лучше, но не сумеешь. Вспомните описание яблока в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:

  1. …ОноСоку спелого полно,Так свежо и так душисто,Так румяно-золотисто,Будто медом налилось!
  2. Видны семечки насквозь…»

Заканчивая занятие, педагог читает детям одну из программных сказок А. Пушкина, например, «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».

Источник: https://dom-knig.com/read_227542-13

Приобщение к художественной литературе. Старшая группа

  • «ПРИОБЩЕНИЕ
    К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
  • Старшая группа
  • (от пяти до шести лет)

Продолжать
развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и
заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки,
скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по
главам).

 Способствовать формированию эмоционального
отношения к литературным произведениям.

Побуждать
рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжать
объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности
сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову;
зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями,
эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Читайте также:  Внеклассные мероприятия 2 класс. сценарии

Помогать
выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении
текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать
знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на
иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же
произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их
симпатии и предпочтения.

Примерный список литературы для чтения детям

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок…»;
«Николенька-гусачок…»; «Уж я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз,
мороз, мо- роз…»; «По дубочку постучишь — прилетает синий чиж…»; «Ранним-рано
поутру…»; «Грачи-киричи…»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка-
ласточка…»; «Дождик, дождик, веселей…»; «Божья коровка…».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н.
Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова;
«Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова;
«Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов
мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю.
Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака;
«Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г.
Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер.
О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три
золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К.
Я. Эрбена).

Произведения
поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж
небо осенью дыша- ло…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.);
А. К. Тол- стой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева. «У
кроват- ки»; С. Маршак. «Пудель»; С.

Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча
зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»; С. Черный. «Волк»; В. Левин.
«Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф.
Тютчев. «Зима недаром злится…»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Дмитриева.
«Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Кос- точка», «Прыжок», «Лев и собачка»;
Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Ал- мазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек»
(главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства»,
«Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т.
Александрова. «Домовенок Кузька» (гла- вы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер.
«Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов.
«Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев.

«Цветик-семицветик».

Произведения
поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн.
«Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про
летающую корову», пер. с англ. Б. Заходе- ра; Я. Бжехва. «На Горизонтских
островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ.
М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с
польск. С. Михалкова.

Литературные
сказки.

Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги), пер. с финск. Э. Успенского; Р.
Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуков- ского, стихи в пер. С. Маршака; А.
Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.),
пер. со швед. Л. Лунгиной.

Произведения для
заучивания наизусть

 «По дубочку постучишь…», рус. нар. песня; И.
Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин
день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М.
Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья
дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Су- риков. «Вот моя деревня».

Для чтения в
лицах

Ю.
Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне,
реченька…»; Э. Успенский. «Разгром».

Дополнительная
литература

Русские народные
сказки.

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные
народные сказки.

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как
братья отцовский клад на- шли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит.,
пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков.
«Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снеги- рев. «Пингвиний пляж», «К
морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы“»; М. Москвина. «Кроха»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия. Я. Аким.
«Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Со- вет», «Бесконечные стихи»;
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал…»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза»,
пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А.
Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные
сказки.

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая
Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги
«Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И.

Константиновой; Т. Янссон. «О
самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника»,
пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л.
Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев.

«Сказка про трех пиратов».

  1. Планировани
  2. Сентябрь – октябрь – ноябрь
  3. Русский
    фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок…»;
«Николенька‑гусачок…»; «Уж я колышки тешу…».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н.
Толстого.

Фольклор
народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю.
Григорьева; «Старушка», пер. с англ. С. Маршака.

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К.
Шаврова; «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н.
Ходзы; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной
Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева.

Произведения
поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин «Первый снег; А. Пушкин
«Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); А. К. Толстой «Осень,
обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева «У кроватки»; Б. Заходер
«Приятная встреча»; С. Маршак «Пудель»; Р. Сеф «Бесконечные стихи».

Проза. В. Дмитриева «Малыш и Жучка»
(главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил
человечков»; Н. Носов «Живая шляпа»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю»,
«Отважный пингвиненок».

Литературные
сказки.
Т.
Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая
звездочка»; Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах».

Произведения
поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском
бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер.
с англ. Б. Заходера.

Литературные
сказки.
X. Мякеля.
«Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского.

Декабрь – январь – февраль

Русский
фольклор

Песенки. «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз,
мороз, мороз…»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…».

Сказки. «Заяц‑хвастун», обр. О. Капицы;
«Царевна‑лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б.
Шергина.

Фольклор
народов мира

Песенки. «Дом, который построил Джек», пер.
с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой.

Сказки. «Как братья отцовский клад нашли»,
молд., обр. М. Булатова; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Произведения
поэтов и писателей России

Поэзия. С. Есенин. «Береза»; И. Никитин.
«Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.); А. Фет. «Кот поет, глаза
прищурил…»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная
считалка».

Проза. Б. Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар.
«Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; Л. Пантелеев. «Буква
„ты“».

Литературные
сказки.
А. Пушкин.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Л.
Петрушевская. «Кот, который умел петь».

Произведения
поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Я. Бжехва. «На горизонтских
островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба‑бах», пер.
с англ. М. Бородицкой.

Литературные
сказки.
Р. Киплинг.
«Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака.

Март – апрель – май

Русский
фольклор

Песенки. «Ранним‑рано поутру…»; «Грачи‑киричи…»;
«Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка‑ласточка…»; «Дождик, дождик,
веселей…»; «Божья коровка…».

Сказки. «Сивка‑Бурка», обр. М. Булатова;
«Финист – Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор
народов мира

Песенки. «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
«Друг за дружкой», та‑дж., обр. Н. Гребнева (в сокр.)

Сказки. «Лесная дева», пер. с чеш. В.
Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Три золотых волоска Деда‑Всеведа»,
пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения
поэтов и писателей России

Поэзия. С. Городецкий. «Котенок»; С.
Есенин. «Черемуха», А. Плещеев. «Мой садик»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»;
А. Барто. «Веревочка»; С. Маршак. «Почта».

Проза. Л. Толстой. «Лев и собачка»; В.
Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; М. Москвина. «Кроха»; К.
Паустовский. «Кот‑ворюга».

Литературные
сказки.
Н. Телешов.
«Крупеничка»; В. Катаев. «Цве‑тик‑семицветик»; А. Митяев. «Сказка про трех
пиратов». Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по
одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова; Д. Чиарди. «О
том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные
сказки.
А.
Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.),
пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть

«По дубочку
постучишь…», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина.
«Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; С.
Городецкий. «Пять маленьких щенят»; М. Исаковский. «Поезжай за моря‑океаны»; М.
Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У
лукоморья дуб зеленый…»

(из поэмы
«Руслан и Людмила»); А. Плещеев. «Осень наступила…»; И. Суриков. «Вот моя
деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров.
«Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька…»; Э.
Успенский. «Разгром».

Дополнительная литература

Русские
народные сказки.
«Никита
Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик
с трубой»; Р. Сеф. «Совет»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал…».

Литературные
сказки.
А. Волков.
«Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер.
с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у
которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом
последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде, «Шляпа волшебника», пер. В.
Смирнова.

  • К концу года дети могут:
  • • Определять
    жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.
  • • Проявлять
    интерес к объемным произведениям, которые читаются по главам.
  • • Драматизировать
    небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.
  • • Вспомнить
    2–3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку
    первые строчки), 2–3 считалки, загадки.
  • • Назвать
    любимого детского писателя.
  • Список использованных источников:

1. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2‑7 лет»

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Источник: https://nataliatra.blogspot.com/2017/12/blog-post_78.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector