Правила вежливости для детей

Правила вежливости для детей

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.

Правила вежливости для детей

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.

Правила вежливости для детей Правила вежливости для детей

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи».

Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации.

Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества.

Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком.

Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.

Правила вежливости для детей

Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.

Правила вежливости для детей

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.

Правила вежливости для детей

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.

Правила вежливости для детей Правила вежливости для детей

При соблюдении правил вежливости общение становится приятным, доставляет позитивные эмоции, настраивает на положительный лад, формирует позитивный взгляд на жизнь.

Обучающий мультфильм для детей о том, что такое вежливость, смотрите далее.

Источник: http://wlooks.ru/etiket/pravila-vezhlivosti/

Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека

Правила вежливости для детей

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Правила вежливости для детейВежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: «Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец».

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Правила вежливости для детейЧасто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей.

Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя.

Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап.

Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же.

Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры

Правила вежливости для детей

Например:

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро, “С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться? (аналогично: это не я…)

  • У кого из вас в порядке, Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)
  • Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место?
  • Кто из вас молчит, как рыба, Вместо доброго “спасибо”?
  • Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает?

«Вежливые» загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

Правила вежливости для детей

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др.

После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости.

Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».

Читайте также:  Бианки «плавунчик» читать текст

Правила вежливости для детей

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской «азбуки вежливости»

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д.

Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет.

За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

Правила вежливости для детей

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры. Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
  • Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
  • Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
  • Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Источник: https://myintelligentkids.com/uchim-rebenka-xoroshim-maneram-i-vospityvaem-vezhlivogo-cheloveka

Правила вежливости для детей

Каждый заботливый родитель всегда будет заботиться о будущем своего ребенка и стремиться дать для воспитания все самое лучшее.

Он всегда помнит о том, что одним из важнейших качеств, развитие которого необходимо для малыша, является вежливость, а работать над ее формированием не так уж и просто.

Объяснить маленькому человеку, почему так необходимо соблюдать манеры и правила хорошего тона — задача не из легких, а значит подробно разберем ее в этой статье. 

Правила вежливости для детей

Вежливый человек — какой он?

Комфортная жизнь в социуме невозможно без выстроенных взаимовыгодных отношений, поддержки близких и отсутствия напрасных конфликтов. Достичь такой гармонии возможно только через соблюдение правил вежливости, которыми, к сожалению, многие привыкли пренебрегать в связи с самыми разными причинами.

Вежливость связана с такими понятиями, как нравственность и поведение. Человек, обладающий таким драгоценным качеством, не лишен чувства такта и умения вести беседу в уважительном тоне. Он знает, как прийти к компромиссу и обойти стороной конфликтные ситуации, умеет слышать и слушать собеседника, принимая его точку зрения.

Конечно, принципы вежливости могут разительно отличаться в зависимости от того, в какой культуре растет человек, но эти умения — основа, без которой никак.

Вежливость в том понимании, которое приведено в тексте, позволяет людям с любыми взглядами вести эффективный и успешный диалог, а также использовать этот инструмент для достижения самых разных целей. 

Вырастить такого человека из малыша можно только развивая естественную вежливость, знание этикета и манер. Вежливость — это своего рода граница. Граница, которая не позволяет человеку причинять вред, дискомфорт и зло другим людям. Ведь каждый наш поступок, совершенный в сторону общества, всегда будет неким образом влиять на других людей. 

Правила вежливости для детей

Когда начинать воспитывать вежливость?

Воспитание самых лучших человеческих качеств нужно начинать в самом раннем возрасте, а лучше всего — с младенчества. С первых месяцев жизни ребенок начинает понемногу впитывать знания и навыки, из которых потом формируется личность. Если вы не хотите потом исправлять ошибки раннего воспитания (а сделать это будет непросто), то начинайте подходить к развитию вежливости комплексно.

Разделите весь процесс на четыре этапа:

  1. Взгляд на мир через пример домочадцев ( с младенчества до двух-трех лет).
  2. Использование игр для понимания принципов вежливого общения (до четырех лет).
  3. Начало этического воспитания и развитие ценностей (с четырех до семи лет).
  4. Применение всех накопленных знаний на практике, в жизни (с семи лет).

Каждый этап будет характеризоваться своими определенными принципами работы, которые помогут воспитать в ребенке вежливое поведение и понимание того, почему стоит следовать установленным нормам. 

В самом начале, когда ребенок только родился, все, что он может — смотреть на поведение взрослых, которые его окружают, и копировать их поведение в самых разных мелочах.

Малыш будет смотреть на своих домочадцев и усваивать их особенности общения между собой и другими людьми.

До двух с половиной-трех лет чада будет закладываться важнейшее понимание того, какие слова считаются вежливыми, а какие — нет. 

Чуть позже, с возраста примерно трех лет, ребенок начнет использовать хороши слова вежливого человека в играх, в том числе ролевых. Такие занятия помогают перенести реальные ситуации из жизни в более понятный малышу игровой формат.

Выглядит это как игра в дочки-матери с куклами или чаепитие с любимыми мягкими игрушками: вы должны показать ребенку, какие вежливые слова стоит использовать в диалоге в той или иной ситуации, будь то выражение благодарности, просьба о помощи и извинение.

Игру можно перенести и в жизнь, показывая ребенку, как можно вести себя на улице, в общественном транспорте, магазине и других подобных местах. 

Малыш подрастает, и с четырех лет можно начинать рассказывать ему о том, почему людям стоит общаться друг с другом вежливо, и какую пользу мы можем получить от такой коммуникации. Можно обсуждать вежливые нормы поведения на собственном примере, который будет понятен ребенку. 

С семи лет дети начинают ходить в школу, а значит от теоретических основ пора переходить к практическим: знание норм поведения и вежливость помогут ему контактировать с учителями, одноклассниками и другими людьми, с которыми он будет встречаться, пока вас нет рядом. К этому времени важно развить в детях умение контролировать свои эмоции, подбирать правильные и вежливые слова, корректно высказывать свои мысли. 

Любой из перечисленных нами периодов важен в становлении вежливой личности. Нельзя просто взять и пропустить развитие вежливого поведения в какой-либо возрастной период, иначе велик риск не справиться с воспитанием в будущем. 

Правила вежливости для детей

Учим ребенка быть вежливым

Способы воспитания вежливости в ребенке достаточно просты и основываются на необходимости использовать вежливое поведения в повседневной жизни на постоянной основе: причем не только ребенком, но самими родителями. Согласитесь, пытаться сделать ребенка образцом поведения, но при этом самим им не являясь — затея практически безнадежная. 

Родители как пример поведения

Главная роль в формировании правильного поведения у ребенка выпадает его родителям и всем взрослым и домочадцам, с которыми он контактирует. Ребенок запоминает и копирует именно те особенности общения, которые он слышит ежедневно в комфортной домашней обстановке. 

Важно, чтобы каждый член семьи, даже не принимающий участие в воспитании, старался соблюдать правила вежливого поведения и общаться уважительно с каждым человеком.

Малыш должен понять на примере близких, что за помощь нужно благодарить, во время обеда желать приятного аппетита и говорить “Спасибо”, просить о чем-либо с помощью фраз “Будь добр” и “Пожалуйста”.

Как только вежливое поведение станет нормой в семье, ребенок начнет естественным образом следовать ему и считать чем-то, что само собой разумеющееся. 

Семьи, в которых вежливость всегда была нормой поведения, дети очень рано начинают употрелять правильные хорошие слова в своей речи. Уже в два-два с половиной года можно услышать от малышей из таких семей “Спасибо” или “Пожалуйста”.

Примерно к трем годам дети уже начинают понимать, что существуют последствия каждого их действия, а значит словарный запас пополняется словами “Извини”, “Прости” и прочими.

Для того, чтобы ребенок понял, в каких случаях уместны такие извинения, не забывайте и сами порой извиняться перед ним за какие-то свои поступки. Помните, что с возрастом атмосфера и поведение членов семьи все сильнее влияет на формирование вежливости в малыше.

Этот опыт, полученный в стенах дома, потом будет переноситься им в общение с друзьями и прочими людьми.

В дошкольном возрасте около четырех-шести лет дети начинают наблюдать за тем, как ведут себя другие взрослые и дети, начиная перенимать у них некоторые черты.

Наверное, многим семьям знакома ситуация, когда их ребенок возвращается домой с прогулки и детского сада со знанием матерных слов — при том, что в семье подобные выражение под запретом.

Выясняется, что подхватить подобные высказывания можно где угодно, но ругать за такое не стоит. Ваш вариант — сесть и поговорить с ребенком, объяснить, что такие слова никак не вписываются в понятие вежливого поведения, и малыш неправ, высказываясь так.

Предложите ребенку вспомнить случаи, когда брань звучала в разговорах домашних: он тут же задумается над тем, стоит ли дальше так разговаривать — ведь родители, пример для подражания, себя так никогда не ведут. 

Читайте также:  Топиарий из кофейных зерен своими руками

Контролировать нужно не только поведение ребенка, но и свое собственное, что порой намного сложнее.

Как только чувствуете, что ваши эмоции выходят из под контроля и спокойствие улетучивается, старайтесь взять себя в руки и не демонстрировать малышу плохой пример.

Дети отлично чувствуют настроение взрослых, а значит увидев, что мама ведет себя спокойно и вежливо в кризисной ситуации, кроха поймет, что так и надо себя вести по жизни. 

Запомните несколько правил, которые помогут вам достичь поставленных целей:

  • используйте вежливые слова с каждый вашим собеседником, особенно при ребенке;
  • не унижайте своего собеседника и не используйте бранных и оскорбительных слов в его адрес;
  • соблюдайте те правила и нормы, которые приняты в обществе, и которые вы хотите привить своему ребенку;
  • ведите диалог с малышом, понятным языком объясняйте важность вежливого поведения в обществе.

Правила вежливости для детей

Вежливость в играх

Примерно с двух лет игра становится самым понятным и доступным способом познания мира для ребенка. Игровой формат воспитания дает отличный результат по сравнению с нотациями и заучиванием правил.

Теперь предметная деятельность начинает сменяться ролевыми играми, в которых можно разыгрывать самые разные ситуации, прототипами которых являются случаи из реальной жизни.

Роли выдаются любимым игрушкам — они и помогут малышу понять, как важно и необходимо вежливо общаться друг с другом. 

Каждый раз, когда в игре участвуют куклы, плюшевые зверушки и другие персонажи, старайтесь вместе раздавать им роли. Придумывайте ситуации, в которых будут нормы вежливости станут неотъемлемой частью диалога.

Малыш должен понять, что представляют собой эти нормы. Создавайте игры, в которых герои приветствуют друг друга при встрече, говорят “До свидания”, прощаясь.

Благодарность, просьба и другие фразы необходимо также отработать в игре. 

Разыгрывание ситуаций — отличная возможность поработать над манерами. С помощью определенных концепций игры вы сможете научить малыша правилам поведения за столом и в общественных местах (школе, магазине, поликлинике), а также общению с людьми.

Простую игру можно превратить в тренировку навыков и легкое разучивание шаблонов поведения, которые пригодятся малышу на первых порах развития.

Метод стоит отрабатывать часто и систематично, не делая больших пауз — только так чадо быстрее освоит вежливость и превратит ее в свое качество. 

Правила вежливости для детей

Книги и мультфильмы

Детские рассказы, сказки и мультфильмы тоже могут помочь родителям сформировать у детей правильное понимание того, что такое вежливость.

Через знакомство с новыми историями, сюжетами и ситуациями, в которых герои ведут себя должным образом, ребенок может обучиться всем необходимым знаниям и навыкам.

На основе прочитанного и просмотренного материала вы сможете вместе проанализировать поведение героев сюжета, оценить важность вежливости в жизни. Любимые художественные произведения помогут малышу наглядно понять, как стоит вести себя с другими людьми. 

Советы по воспитанию вежливости у ребенка

Самое важное, что вы должны сделать, обучая ребенка нормам вежливости — доступно объяснить, в чем смысл использования вежливых слов в повседневной жизни. Ответы вроде “Потому что” или “Так надо” здесь не подойдут. Дети соблюдают только те правила, что им понятны, и когда есть мотивация. 

Вежливым ребенок будет только тогда, когда вежливы его родители. Правила будут накрепко усвоены малышом только в том случае, если он видит, что его семья тоже им следует. 

Творчество и произведения искусства помогут наглядно показать чаду, почему быть вежливым — это красиво и необходимо. 

Ругань и крики при несоблюдении правил не сработают: вместо этого начинаете разъяснительную спокойную беседу с ребенком, которая выявит причины неподобающего поведения.

Источник: http://top100deti.ru/blog/vospitanie-detej/pravila-vezhlivosti-dlja-detej

Правила вежливости для детей

С хорошо воспитанным, культурным, образованным, вежливым человеком всегда приятно общаться! От нашего умения повести себя в отношении к другим людям в жизни зависит очень многое, и нередко мы этого не понимаем или недооцениваем. Круг друзей и знакомых, репутация в коллективе, успех в бизнесе, гармония в личной жизни — благополучие в любой из этих сфер, согласитесь, во многом зависит от того, как мы общаемся и ведем себя с другими людьми.

Быть вежливым на самом деле не всегда легко. Многие из нашего окружения или даже из посторонних не очень нам нравятся или откровенно не симпатизируют, часто повести себя сдержанно и адекватно мешают неурядицы в личной жизни, усталость, стрессы.

Но одним из самых важных качеств успешного современного человека является самообладание и вежливость. Вот почему так важно, чтобы наши детки учились этому с самого раннего детства. Вежливого ребенка всегда предпочтут грубому и хамоватому, даже и особенно тогда, когда он вырастет.

И ковать железо нужно, пока оно горячо, то есть обучать детей правилам вежливости необходимо с малых лет.

Правила вежливости для детей

Правила вежливого поведения и общения для детей

Самым универсальным, наверное, правилом может быть всем известное: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Но дети далеко не всегда сознательно хотят, чтобы с ними здоровались или чтобы обращали на них малейшее внимание. Однако без этого в формировании вежливости не обойтись.

Пожалуй, начать следует из того, что объяснить ребенку, что такое вежливость, какие вежливые детки и почему лучше и даже очень важно быть именно вежливым.

Затем постепенно перейти к практике и начать применять полученные знания в повседневной жизни.

Очень удобным подспорьем для родителей являются правила вежливости для детей в картинках, правила вежливости для детей в стихах и множество других изданий, найти и купить которые сегодня не составит больших трудностей.

Вряд ли возможно четко и по пунктам изложить все правила вежливого поведения, ведь практически в каждой жизненной ситуации или мелком эпизоде себя можно повести определенным образом.

Но отправной точкой может стать изучение, понимание и применение так называемых волшебных слов, слов вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «благодарю», «извините», «разрешите», «пожалуйста», «будьте добры» и так далее.

А вот применять их можно в совершенно разных ситуациях. Например, извинения просят не только, когда поступают плохо, неправильно, доставляют кому-то неудобства или чувствуют за собой вину.

Слово «извините» может быть и просьбой (например, при попытке продвинутся вперед в большом столпотворении людей или желании спросить что-то), и способом привлечь к себе внимание (например, включаясь в разговор других людей).

Правила вежливости для детей

Пользоваться вербальными (то есть словесными) инструментами вежливости будет получаться все лучше по мере увеличения жизненного опыта ребенка: чем больше он встречается и общается с другими детьми и взрослыми, тем больше он может практиковаться.

Отдельного внимания заслуживают слова благодарности.

Благодарить нужно не только за предоставленные подарки или сюрпризы, причем это следует делать даже в тех случаях, если презент не пришелся по вкусу.

Словами благодарности нужно отвечать на сказанный в свой адрес комплимент, на предоставленную услугу или помощь. Между прочим, помогать другим — это тоже признак вежливости. 

Быть не/вежливым возможно, даже не употребляя этих особенных слов. Малышу нужно объяснять, что недопустимо обзываться, высмеивать или придумывать другим людям прозвища, акцентировать на их недостатках, выражать вслух свое недовольство или злость.

Взамен этого нужно говорить другим комплименты и выражать похвалу, отмечать достоинства и хорошие качества, уметь слушать и интересоваться личными делами других.

К примеру, после ответа на заданный ребенку вопрос, как у него дела, будет вежливо поинтересоваться об этом же у своего собеседника.

Даже не произнося ни слова (а нередко дети не хотят отвечать на приветствие или прощание), можно повести себя вежливо или некрасиво. Искренняя улыбка в ответ способна заменить слова, которые, бывает, так нелегко произнести. Та же улыбка в соответствующей ситуации может быть совершенно неуместной и говорить о плохом воспитании.  

Вежливый ребенок должен знать и понимать, что других нужно уважать (особенно взрослых и еще больше — учителей), что нельзя думать только о себе и своем комфорте, что перебивать без крайней надобности или кричать, громко разговаривать в общественных местах — некрасиво, так же, как и ковыряться в носу или грызть ногти.

Существует множество других правил вежливости, среди которых можно назвать еще некоторые основные:

  • Всегда здоровайся первым и отвечай на приветствие. 
  • Улыбайся, будь в хорошем настроении. 
  • Не перебивай, когда разговаривают другие. 
  • Заходя в закрытую дверь, стучись.
  • Выходя из закрытой двери, придерживай ее рукой.
  • Кашляя или чихая, рот следует прикрывать ладонями.
  • Зевнув или икнув во время разговора с собеседником, нужно извиниться.
  • Спрашивай разрешения, если в чем-то не уверен. 
  • Используй слово «можно»: можно Вас попросить? позвольте спросить? разрешите пройти?
  • Не показывай, что тебе неинтересно. 
  • Не спорь, избегай конфликтов. 
  • Не отвечай грубостью на грубость. 
  • Помни: вежливый человек никогда специально не обидит другого и не создаст ему неприятностей. 

Правил вежливости для детей и взрослых существует большое множество. Но ребенок, воспитывающийся в культурной, образованной семье, многие из них будет ощущать интуитивно, даже без специального акцентирования на них со стороны взрослых.

Как воспитать вежливого ребенка: правила для родителей

Наверное, многие родители согласятся, что дети быстрее и легче учатся плохому, нежели хорошему. Стоит отправить малыша в детский сад или погулять во дворе возле «дурной» компании, как в культуре поведения и общения ребенка уже есть, над чем поработать.

Правила вежливости для детей

Между тем, правда также и в том, что как мы ни воспитывай своих детей, а они все равно будут похожими на своих родителей. А это значит, что воспитание ребенка, обучение его вежливому общению и поведению не имеет никакого смысла, если мы сами поступаем иначе. Хотим мы того или нет, замечаем мы этого или нет, но дети всегда копируют своих мам и пап, хоть и не всегда в одинаковой степени.

Так что правила вежливости существуют не только и не столько для детей, как в первую очередь — для родителей. И самое основное, самое главное из них — быть для ребенка лучшим примером!

Вы можете тысячу раз повторять малышу о том, что заводить споры и ругаться — некрасиво и недостойно, но стоит один раз поскандалить в магазине с толкнувшим Вас мужчиной, как ребенок возьмет себе за образец именно такое поведение.

Научитесь контролировать свои мысли, эмоции и поступки в любой ситуации и сохранять хороший тон поведения, независимо от обстановки.

А начинать, между прочим, нужно именно с общения с ребенком: употреблять при обращении к нему слова вежливости, иметь терпение дослушивать до конца и не перебивать, уметь просить прощения и искренне быть благодарными.

Стараясь привить ребенку правила хорошего тона, следуйте рекомендациям, которые помогут достигнуть желаемой цели и не получить обратного результата:

  1. С первых дней Вашего с малышом общения стройте теплые, родственные, доверительные отношения. Тогда Вы будете авторитетом для ребенка, он будет прислушиваться к Вашим наставлениям, будет обращаться к Вам за помощью и советами. 
  2. Начинайте обучение вежливости с раннего возраста: даже не говорящие дети все прекрасно понимают!
  3. Используйте игровую форму обучения: ролевые игры, чтение тематической литературы, обсуждение изображений или жизненных ситуаций.
  4. Не навязывайте детям правил вежливости. Не заставляйте их поступать или говорить определенным образом, не ругайте за «неправильное» поведение и не кричите.
  5. Предоставляйте выбор поступить так или иначе, но при этом объясняйте преимущества одной тактики и недостатки, последствия другой.
  6. Объясняйте, почему следует поступить так, а не иначе.
  7. Не вычитывайте, не браните и не читайте нотаций в присутствии других людей.
  8. Не стыдитесь из-за поведения ребенка и не стыдите его самого. Акцентируйте на том, как следовало поступить, критикуйте поведение, но ни в коем случае не ребенка. 
  9. Всегда учитывайте особенности характера и темперамента малыша, его настроение и самочувствие. Личность Вашего ребенка, его переживания должны быть превыше устоявшихся в обществе правил. 
  10. Хвалите за вежливость и культурность. Отмечайте, как Вам это приятно. 
Читайте также:  Конспект занятия в 1 младшей группе. правила дорожного движения

Обучение детей вежливости должно быть ненавязчивым, гармоничным, приносить взаимное удовольствие. В этом процессе совершенствуется не только ребенок, но и взрослый. Вежливым людям легче находить общий язык, а это ведь так важно!

Специально для nashidetki.net- Екатерина Власенко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/pravila-vezhlivosti-dlya-detej.html

Как научить детей правилам вежливости? | Азбука воспитания

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе — поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, что такое этикет. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно.

К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус.

«жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания — домочадцы, и в первую очередь — родители. То, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, а позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» — «пожалуйста», «доброе утро» — «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра — это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для обучения его необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите его приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните, по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости — совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Опытные педагоги считают, что такое поведение — результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ — конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения — проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым — это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Только наедине с ребёнком вы можете отчитать его за недостойное поведение и сделать «работу над ошибками», то есть тщательно разобраться в том, что произошло, и определить возможные варианты правильного поведения.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-nauchit-detejj-pravilam-vezhlivosti

Правила вежливости для детей

Всех нас с самого раннего возраста учили тому, что следует быть вежливым: здороваться, прощаться, извиняться, благодарить и т.д. Однако очень часто многие родители жалуются, что их дети не соблюдают самые простейших правил вежливости, чем вызывают чувство неловкости и стыда у родителей. Чтобы исправить ситуацию, родители пытаются исправить допущенную «погрешность» в воспитании чада, чаще всего не представляя, как это правильно сделать. В данной статье, мы с огромным удовольствием обсудим вопрос воспитания детей и посоветуем, как правильно и доступно привить ребенку основы правил вежливости. 

Начнем с того, что обучение должно проходить в спокойной обстановке, без упреков и требований. Запомните – ваш малыш тоже личность, которая требует такого же обращение к себе, как вы требуете от него.

Возможно, ваш малыш просто не понял пока, зачем нужно здороваться, особенно в моменты, когда ему интереснее поиграть с детворой. Вы, как взрослый и любящий родитель должны доступно объяснить малышу, зачем нужны слова приветствия, почему нужно благодарить, когда стоит извиниться и т.д.

Все объяснения должны быть простыми и понятными малышу, без назиданий и упреков. Поймите, что скандалы и повышенный тон в воспитании вежливости просто бесполезны. Для того, чтобы ваш ребенок понял, что такое этикет, вам потребуется немало сил и терпения, определенного подхода и полного спокойствия в действиях.

Не пытайтесь ускорить события и за один «присест» выполнить максимальную программу обучения. Такой подход не принесет результата, а только вызовет раздражение у малыша.

Главное правило в воспитании вежливости малыша – это родительский пример. Самые первые уроки этикета малыш получает в домашней обстановке, наблюдая за поведением взрослых.

Помните, что ребенка воспитывают обычные семейные будни, поэтому старайтесь быть доброжелательными в семье, тем самым, подавая пример вашим детям. Таким образом, ежедневно наблюдая за взрослыми, ребенок подражает им.

И совсем не удивительно, если спустя некоторое время малыш сам, без напоминаний начнет приветствовать прохожих или знакомых и научится элементарным нормам поведения.

В будущем, все эти нормы должны перерасти в моральные принципы малыша. Поэтому прививайте хорошие манеры ребенку в спокойной форме, не принуждая, но периодически напоминая о правилах и нормах поведения.

Рассмотрим несколько вариантов обучения малыша нормам и правилам этикета.

  Вариант № 1

Вы можете научить ребенка правилам вежливости, объяснив ситуацию в форме игры. Возьмите любимые игрушки ребенка, поиграйте с ним, приветствуя друг друга. Обыграйте ситуацию, где игрушки благодарят, извиняются, приветствуют и прощаются друг с другом. Спустя некоторое время ребенку будет легко перейти с игрушек на ситуации с реальными людьми.

  Вариант № 2

Объясняя малышу правила и нормы этикета, не забывайте применять похвалу. Восторженность и похвала в адрес малыша, мотивируют ребенка и развивают чувство уверенности в себе.

  Вариант № 3

Дайте малышу возможность выбрать из ситуации приветствия тот вариант, который ему по душе. Однако объясните малышу, что означают слова приветствия и как себя чувствует человек, когда его обделили этими словами.

В заключение отметим, что все дети намного быстрее и охотнее воспринимают важную информацию, когда она подается в форме игры. Воспользуйтесь этой «шпаргалкой», проявите свою фантазию, общайтесь с ребенком, играйте и будьте уверены – ваш малыш вырастет воспитанным и добрым человеком!

Удачи вам и всего самого наилучшего!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5977b015256d5c29de8b1830/598c6c559d5cb3f1b5db5457

Ссылка на основную публикацию