Педагогическая характеристика на дошкольника 6-7 лет

Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка дошкольного возраста

 Общие сведения: Ф.И.О. ребенка, дата рождения, домашний адрес, телефон (анализируются данные о семье ребёнка и его наследственности, условиях воспитания; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из родителей.),

Особенности эмоциональной сферы

эмоциональный фон (положительный, отрицательный, адекватный, уравновешенный, тревожный, депрессивный, безразличный, эйфоричный, дисфоричный);

— выраженность эмоций (внешне эмоциональные проявления отчётливо выражены и разнообразны, появляются спонтанно; эмоциональная напряжённость, утрированная серьёзность в сочетании с выраженной нерешительностью; чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций; эмоциональная индифферентность или слабая выраженность эмоций).

— эмоциональная подвижность (оценка скорости смены эмоций – эмоциональная уравновешенность, чрезмерна быстрая и частая смена настроений; эмоциональная ригидность).

Особенности коммуникативной сферы (полноценная коммуникативная направленность фразовой речи; фразовая речь со снижением коммуникативной направленности; фразовая речь со значительным снижением коммуникативной направленности ; коммуникативная направленность отсутствует ).

Особенности деятельности ребёнка

— наличие и стойкость интереса к  заданию ( выраженный, стойкий интерес от начала до конца задания; выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности; выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за чрезмерной отвлекаемости; выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за неудач или замечаний; поверхностный интерес в начале заданий, компенсируемый положительной оценкой педагога; поверхностный, слабый интерес, ничем не компенсируемый)

— понимание инструкции (инструкция понимается, сохраняется до конца задания; инструкция принимается, наблюдаются трудности вхождения в работу, некоторые правила постигаются в процессе работы; инструкция теряется, самоконтроль присутствует только в отношении части инструкции; принимается общая цель задания и элементы инструкции; до конца задания не сохраняются даже лёгкие правила; инструкция не принимается, наблюдается стихийная активность;)

— ориентировочная деятельность ( выраженная активность и целенаправленность при изучении объектов; сниженная внешняя активность при рациональном использовании стимульного материала; активность и целенаправленность постепенно ухудшаются из-за неудач или пресыщения деятельностью; сниженная активность при малопродуктивном поиске решения; выраженная внешняя активность при хаотичном, бессистемном манипулировании стимульным материалом;)

— самостоятельность выполнения задания ( самостоятельно начинает и без помощи взрослого выполняет задание; не может самостоятельно начать и/или выполнять задание из-за боязни допустить ошибку,  не может самостоятельно выполнять задание из-за неустойчивости внимания,  не может самостоятельно начать и/или выполнять задание из-за неумения построить программу действий , не может самостоятельно выполнять задание из-за поверхностного или нестойкого интереса;)

— характер деятельности  ( активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью; активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач; неустойчивости внимания, пресыщения деятельностью; недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией деятельность; очень инертная, либо бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией и разъяснением деятельность;)

— темп и динамика деятельности (умеренный или высокий темп, равномерный при выполнении всего задания; медлительность, но равномерность при выполнении всего задания; умеренный или высокий темп сменяется медлительностью, или наоборот; импульсивность, расторможенность, поспешность при выполнении задания; крайняя медлительность, заторможенность при выполнении задания;)

— работоспособность (нормальная работоспособность сохраняется до конца задания; умеренная работоспособность; мерцательный характер работоспособности; низкая работоспособность).

— особенности регуляции деятельности (ошибки при выполнении задания отсутствуют; ошибки допускаются, но исправляются самостоятельно; ошибки самостоятельно не замечаются, для правильного выполнения всего или части задания требуется помощь взрослого).

— особенности взаимодействия с игрушкам (интерес к игрушкам ; выбор игрушек ; адекватность использования игрушек; возможность организации и уровень самостоятельности игры ; характер игры; поведение во время игровой деятельности ).

Состояние двигательной сферы: оценка быстроты движений, координация, мышечная сила и состояния тонуса, точность движений; отмечается наличие синкенизий /непроизвольных движений /моторных уловок, потребность во вспомогательных средствах передвижения, характер латеральных предпочтений. (Ведущая рука правая, ведущая рука левая; работой то правой, то левой рукой).

Особенности познавательной сферы.

—  устойчивость и концентрация внимания ( внимание устойчивое, длительность сосредоточения и переключение внимания удовлетворительные; отвлекаемость наблюдается к концу задания; колебания внимания отмечаются по мере столкновения с трудностями; внимание недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, или вязкое, плохо переключаемое, организующая помощь эффективна; низкая концентрация и неустойчивость внимания; организующая помощь малоэффективна;

— произвольность внимания (наблюдается способность к длительному сосредоточению и переключению внимания; способность к концентрации внимания проявляется нестойко; концентрация внимания возможна на короткий срок; произвольное внимание не сформировано).

— зрительное восприятие цвета ( соотносит предметы по цвету, называет цвет).

— зрительное восприятие формы и величины (дифференцирует все фигуры; испытывает трудности в нахождении похожих по форме (величине) фигур; испытывает трудности в дифференциации непохожих по форме (величине) фигур; не дифференцирует фигуры; различает и соотносит все фигуры; испытывает незначительные трудности в различении фигур; испытывает значительные трудности в различении фигур; не различает фигуры).

— предметное восприятие  (образ предмета до сборки узнаётся верно; узнавание целостного образа предмета до сборки затруднено; целостный образ предмета до сборки не узнаётся; целостный образ предмета не узнаётся даже после сборки).

— предметное восприятие в необычном ракурсе (узнавание перечёркнутых предметов нарушено)

— пространственное восприятие и пространственное представление: оценка способности соотносить части и целое (могут быть варианты: все детали полученного изображения расположены верно; наблюдается незначительное искажение пространственного расположения деталей изображения; целостный образ отсутствует или изображения нет); оценка представлений о пространстве собственного тела; оценка расположения предметов в пространстве, изображений на листе бумаги, вербализации пространственных отношений). Отмечается знание и показ частей тела и лица у себя (у куклы); ориентировка в сторонах собственного тела(куклы); ориентировка нахождения предметов по отношению к телу; ориентировка на листе бумаги; определение взаимоотношений предметов между собой; дифференциация пространственных понятий (выше -ниже, дальше- ближе, справа -слева). Дифференциация правой и левой рук. Могут быть варианты: левую и правую руку различает устойчиво; различает неустойчиво; путает; не различает.

— слуховое восприятие (оценка узнавания и дифференциации звучащих игрушек, определение направления источника звука, восприятие речи в условиях диалога, выполнения инструкций; воспроизведение ритма).

— тактильное (осязательное) восприятие: отмечается характер осязательной деятельности; способность к узнаванию и называнию ощупываемых предметов.

— механическая память: оценка объёма кратковременной и долговременной памяти, качество и продуктивность запоминания.

— логическая память  (выполняет задание самостоятельно после однократной инструкции; выполняет задание при стимулирующей помощи взрослого; выполняет задание после обучающей помощи)

наглядно-действенное мышление (зрительное соотнесение; примеривание; целенаправленные пробы; хаотичные пробы; силовые пробы)

— наглядно-образное мышление (зрительное соотнесение, целенаправленные пробы; хаотичные пробы)

— словесно-логическое мышление (оцениваются операции классификации, обобщения, абстрагирования, избирательность мышления)

Особенности речевого развития.

Предречевой и речевой анамнез. Отмечается время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; стимулировалось ли развитие речи ребёнка.

Для детей с заиканием необходимо установить время появления заикания: когда родители заметили заикание; интерпретацию родителями причин возникновения заикания; как протекает заикание: стабильно, постепенно усиливается с возрастом, волнообразно; периоды обострения заикания.

Импрессивная речь.

Отмечается доступность понимания просьб, связанных с обиходным предметным миром; понимания наименований предметов, действий и признаков, поисковых и репродуктивных вопросов, вопросов косвенных падежей, поставленных к объектам действий; различения значения предлогов, грамматических форм словоизменения и словообразования; точность понимания слов. При необходимости следует указать – откликается ли ребёнок на своё имя, понимает ли запрет; понимает ли фразы, слова вне ситуации наглядного выбора, либо только в ситуации наглядного конкретного ограниченного выбора, либо вовсе не понимает обращённую речь.

Экспрессивная речь (отмечается наличие экспрессивной речи; развёрнутость; внятность; использование жестов в общении; специфические проявления (могут указывать на аутизм). У детей с заиканием дополнительно характеризуют степень проявления заикания в разных формах речи: шепотной, сопряжённой, отражённой, автоматизированной, номинативной, диалогической, монологической).

Активный словарь (отмечается объём словаря; соответствие словаря возрасту; точность употребления слов, тип лексических замен).

Грамматический строй речи (отмечается способность к словоизменению; способность к словообразованию; грамматическое оформление на морфологическом и синтаксическом уровнях; наличие и характер аграмматизма; объём и типы предложений)

Связная речь (отмечается самостоятельность повествования; логичность и последовательность; развёрнутость, полнота содержания, учёт деталей; адекватность использования лексико — грамматических средств.

Анатомо-физиологическая основа произношения.

Строение артикуляционного аппарата (отмечаются отклонения в анатомии губ (расщелина, последствия хейлопластики, увеличение размера верхней губы, выступание её и нависание над нижней губой), зубов (внутри зубной дуги, диастема); языка (макроглассия, микроглассия, укороченная подъязычная уздечка), челюстей (прогнатия, прогения, прикус прямой/перекрёстный/глубокий/открытый, сужение челюстей, микрогнатия, микрогения); нёба (расщелина, последствия уранопластики, укороченное нёбо вследствие субмукозной расщелины либо уранопластики, готическое нёбо). Строение артикуляционного аппарата без особенностей.

Моторика артикуляционного аппарата и лицевой мускулатуры (отмечается подвижность губ, языка, мягкого нёба.

Выявляется наличие/отсутствие движений, объём (полный/неполный), точность (точные/неточные), темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный), симметричность движения, способность нахождения и удержания позы, мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), наличие синкенизий, гиперсаливация, гиперкинезов, способность к переключению, тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы, отклонение кончика языка при высовывании, тип нёбно-глоточного смыкания (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный). Для лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата дополнительно отмечают особенности приёма пищи (ест самостоятельно / с помощью, (не)пережёвывает твёрдую пищу, глотает спокойно или запракидывает голову, жуёт с открытым / закрытым ртом, сопровождает ли жевание сосательными движениями губ).

Источник: https://ckroir-schuchin.schools.by/pages/harakteristika-rebenka-doshkolnogo-vozrasta

Персональный сайт — Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад

  • Фамилия, имя _____________________Дата рождения  _____________________Общее физическое развитие _________________Состояние здоровья      _____________________
  • Состав семьи              ______________________
  •  Поступил в ДОУ       ______________________

Детский сад посещает с августа 2006 года. К детскому саду адаптировался быстро.

Ребенок из  полной   семьи.  Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой.  Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует,  лего.  Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

Соматическое здоровье. Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться,  пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.

Особенности игровой деятельности: ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и  машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.

Основные трудности, отмечаемые в общении: У ребенка сформировано доброжелательное  отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

Особенности отдельных познавательных процессов: Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Читайте также:  Змея из бумаги своими руками

Речевое развитие: Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес.

С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание.  Любит похвалу и одобрение,  которое старается заслужить.

У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив. 

Психолог МДОУ №___:       __________________

Заведующая дошкольнымучреждением №___:       ___________________

Источник: http://iulyaplatonowa.narod.ru/index/0-35

Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни

Старший дошкольный возраст (6 — 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием и изменением во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований [17, с.55]. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. [9, с.72]. Главное изменение, которое происходит в работе высшей нервной деятельности в данном возрасте — это способность к дифференцировке, т.

е, к различию ребёнком воздействий, которые поступают из внешнего мира (сигналов, указании), так и ответных реакций на них [28, с.104].

М.М. Безруких считает, что самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к 6-7 годам, является усложнение системы связей между нейронами различных областей коры [11, с. 81].

В силу лёгкости распространения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга у дошкольников отмечается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. У младших школьников изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения, т.к.

к 7 годам полностью дифференцируется нервный двигательный центр, что служит основой сдерживания, самоконтроля, становится более заметным.

По мнению Г.А. Урунтаевой [37, с. 49] в данном возрасте значительно возрастает концентрация, объём и устойчивость внимания. Внимание постепенно становится опосредованным.

Однако склонность к возбуждению ещё очень велика, а торможение ещё неустойчиво, что свидетельствует о высокой истощаемости клеток коры головного мозга. Отсюда характерная непоседливость, частая отвлекаемость. Так же по данным В.П.

Герасимова ребёнок в этом возрасте не способен распределять внимание между различными видами деятельности, например, между чтением и слушанием учителя.

В этом возрасте происходит развитие памяти. По мнению Герасимова [8, с. 55] в процессе обучения ребёнка память становится более управляемой и произвольной. Под влиянием обучения в семилетнем возрасте память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объём словесно- логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения.

Согласно Алфёрову А.Д. у детей 6-7 лет происходит скачок и в развитии мышления. В данном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление. В то же время по данным Е.А. Чижиковой, среди «домашних» детей, т. е.

не посещавших дошкольные учреждения отмечается сравнительно низкий уровень развития пространственного мышления. Вероятнее всего пространственно-образное мышление формируется в результате направленного систематического обучения.

При индивидуальной оценке пространственно-образного мышления было установлено, что девочки обладают более высоким типом оперирования, чем мальчики.

Основой формирования мышления ребёнка является речь. Герасимов указывает на то, что важным моментом в развитии речи детей дошкольного возраста является увеличение количества обобщённых слов и придаточных предложений, что свидетельствует о развитии отвлечённого мышления.

Одним из наиболее важных свойств для успешной учебной деятельности ребёнка является умственная работоспособность. Показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменениям в течение учебного года, недели и дня. По мнению Лапоновой Е. Д.

подъём работоспособности отмечается с 8 до 11 часов и последующее его снижение в предобеденное и послеобеденное время. Антропова [2, с.88] же проанализировав изменение в течение учебного дня и недели пришла к выводу, что начало занятий в ранние часы не обеспечивает готовность ЦНС к восприятию информации.

Показатели умственной работоспособности в этом случае улучшаются только к окончанию занятий, к концу же учебной недели нарастает недопустимая степень утомляемости организма. Кроме того, по мнению Козак Л.М. [12, с.28] на уровень умственной работоспособности оказывают влияние режимные моменты.

В частности, длительное статическое напряжение и низкая двигательная активность в течение дня приводит к утомлению детского организма.

Ещё одним важным фактором, оказывающим влияние на умственную работоспособность детей 6-7 лет, по мнению многих авторов, являются методы и технологии обучения. Так, по мнению некоторых авторов у учащихся в новых типах учебных заведений (гимназия, лицей) по сравнению со школами умственная работоспособность резко снижается и развивается переутомление к концу рабочей недели.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 — 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания.

У ребенка 6 — 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей.

Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 — 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 — 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка.

У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е.

ребенок стремится к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 — 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении[15, c. 39].

  • Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
  • Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей.
  • Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.
  • Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения.

Так как связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов — способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных [19, c. 122].

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Любое направление в развитии ребенка подразумевает обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и пр.

Представления, процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы как сложного образования, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное существование в мире.

В развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста первостепенное значение имеет эмоционально-чувственное постижение мира. В отдельных познавательных содержаниях ребенок проявляет компетентность, т.е.

демонстрирует наличие более широких, углубленных знаний и представлений, умений оперировать этими знаниями и представлениями (рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать и пр.); желания расширять интересующую познавательную область.[23, c. 106]

Таким образом, к достижению старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности.

На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.

Источник: https://studbooks.net/1898791/pedagogika/teoreticheskie_aspekty_individualnogo_podhoda_obuchenii_detey_goda_zhizni

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.

Читайте также:  Поделки из бросового материала своими руками. ветрячки

Ф. И. О. Родился. г.

Ребенок посещает старшую логопедическую группу МБДОУ №….

Состав семьи: семья полная, мать – Ф. И. О., образование — высшее, м. работы – … .», должность – … .; старший ребенок – сын: Ф. И. О., …. г. р., ученик … класса МБОУ средней общеобразовательной школы № … города….

Семья социально благополучная, моральная обстановка удовлетворительная. Стиль семейного воспитания – демократический (строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы ребенка). Для успешного развития ребенка созданы благоприятные условия для игр и занятий.

Мальчик испытывает небольшие затруднения в речевом развитии (произношении некоторых звуков – изолированно произносит все звуки правильно). Трудности носят временный характер. Ребенку присущи следующие уровни развития:

Художественно – эстетическое развитие (средний уровень)

сформированы: — навык и интерес к слушанию художественных произведений (выразительно читает стихи, участвует в инсценировках) ; — изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы окружающей действительности на основе собственных наблюдений, — недостаточно сформированы: навыки работы с ножницами; — не всегда ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

Физическое развитие (высокий уровень) – соответствует возрастной норме. Егор участвует в играх – соревнованиях и играх – эстафетах.

Познавательно – речевое развитие (средний уровень)

Ребенок имеет достаточный запас словарных образов, использует в речи слова синонимы и антонимы, владеет формами словоизменения. Мальчик хорошо составляет простые предложения и распространяет их однородными членами. Темп речи: умеренный, речь – интонационно-выразительная.

Звуки сформированы, но произношение в игровой и свободной речевой деятельности еще не закреплено.

Егор знаком с буквами и сформирован навык чтения слогов с пройденными буквами; умеет сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам; сформированы навыки о времени года, смене частей суток, очередности дней недели и др.

Социально – личностное развитие (высокий уровень)

У дошкольника хорошо развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, подражательность. Он хорошо знаком с правилами поведения, формами общения, отзывчив, способен сочувствовать и заботиться о других. С удовольствием выполняет трудовые поручения, умеет доводить дело до конца, владеет навыками самообслуживания.

Мальчик проявляет следующие умения в продуктивных видах деятельности: — владеет разными способами лепки (умеет лепить животных, птиц, разные предметы) ; — создает композиции в технике аппликации; — умеет рисовать разными материалами по представлению и с натуры. Не всегда удается изображать предметы и явления в движении, симметричное вырезывание.

Реакция на неудачи — адекватная: проявляет усилия для преодоления трудностей. В работе с ребенком воспитатели, логопед используют индивидуальный, дифференцированный подход, а также работу с родителями для преодоления речевых трудностей в развитии ребенка.

Егор умеет управлять своим поведением, охотно реагирует на требования и замечания; может обратиться за помощью, ориентируется в окружающей обстановке. Характер деятельности устойчивый, работает с интересом.

Состояние познавательных процессов:

Восприятие соответствует возрасту. Зрительное и слуховое восприятие не нарушено; в восприятии пространственных отношений ориентируется; целостный образ предмета сформирован – разрезные картинки собирает самостоятельно; во временных представлениях ориентируется хорошо.

Память преобладает: зрительная, слуховая, моторная. Произвольное и непроизвольное запоминание развито хорошо.

Словесно-логическое мышление формируется и соответствует возрасту. Наглядно – действенное мышление соотносится с наглядно – образным.

Познавательное воображение сформировано, ребенок строит образ путем дополнения действий разнообразными деталями. Творческое воображение проявляется в сюжетно – ролевых играх. Внимание устойчивое.

Речевое развитие: словарный запас соответствует норме, грамматический строй речи сформирован, связная речь логична и последовательна, фонематический слух, звуковой и слоговой анализ соответствуют норме; звукопроизношение сформировано, но не закреплено.

Мальчик спокойный, уравновешенный, неконфликтный, активный, самостоятельный, добрый, ласковый, аккуратный и бережливый; в незнакомой обстановке проявляется робость. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные, в общение вступает легко и быстро.

Обучаемость, программный материал и интерес ребенка к получению знаний на высоком и среднем уровне. Психолого – педагогические показатели соответствуют возрасту.

  • Дата
  • Заведующий ___
  • Воспитатель ___

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s18032t9.html

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста

Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Особенно это относится к «домашним» детям.

Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Часто взрослые забывают о подобных «мелочах». Ребенок может быть развитым, обладать определенными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе.

Обязательно нужно заботиться о здоровье: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность.

Развивайте моторику, это поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами.

Умение ребенка читать и считать, исходя из моего опыта общения с детьми, их родителями и педагогами начальной школы, также не будет лишним. Сейчас издается много литературы в помощь родителям, готовящим детей к школе.

Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:

  • 1. Выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения.
  • 2. По возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации.
  • 3. Спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных первоклассников, которые приходят в школу в 6—7 лет с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа — дошкольного детства.

Особенности возрастного этапа 6—7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспита-ния, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослога./ Е.В. Буренкова; Пенз. гос. университет им. Белинского. — Самара, 2000. с. 87.

Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности.

Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется.

Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений.

Нормально развитой ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами.

Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу.

Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации.

Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.

Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Для мышления детей 6-7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития:

  • — ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится в не ситуативным;
  • — освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
  • — детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
  • — появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
  • — экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
  • — складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л.С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком в 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала.

Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней.

С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание становится опосредованным; появляются элементы после произвольного внимания.

Дошкольное детство по Захаровой Е.Л — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность.

Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения.

Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, в не ситуативными; формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и воспитания родителями своих детей: [Данные психол. исслед.]/ Н.А.Рождественская, А.В. Разумова // Вестн. Моск. университета. Сер.14, Психология. -2001. -№2. — С 48-55.

Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Читайте также:  Развивающие игры для детей от 1 года до 1,5 лет дома

Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно — вначале он замедляется до 4—6 см в год, а затем на 6—7-м году жизни ускоряется до 7—10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). В этот период особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани, методами физической культуры.

Усредняя приведенные цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого рост ребенка увеличивается на 5 см. Таким образом, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: рост ребенка в возрасте одного года + (5 см Х n), где n — возраст ребенка.

Если рост в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см.

Прибавка в весе в дошкольный период также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год.

Исходя из этого, вес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года + (2 кг Х n), где n — возраст ребенка.

Если вес ребенка в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг. К 6—7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который он имел в годовалом возрасте.

Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6—7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

К 5—6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани.

Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми.

Одновременно важно и воздействие методами физической культуры на указанный процесс развития. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой или неровной, он должен пользоваться только детской мебелью.

Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитания необходимо постепенно и осторожно.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким — к 7 годам частота дыханий — 23—25 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физ. нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс — к 5 годам до 100 ударов в 1 минуту, к 7 — до 85-90 в 1 минуту.

Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых.

Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом.

Недопустимо, например, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более.

В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных.

Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

Источник: https://studwood.ru/1281732/psihologiya/psihologo_pedagogicheskaya_harakteristika_rebenka_doshkolnogo_vozrasta

Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении

Физическое развитие

К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы.

Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными.

В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.

У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).

Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).

Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Социально-личностное развитие

К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию.

Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме.

Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем (например, ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель/, а как покупатель-мама).

Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций.

Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

Познавательно-речевое развитие

Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.

В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.

Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек.

Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.

Художественно-эстетическое развитие

В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д.

Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры.

Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение.

Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.

Источник: https://sch41.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/obrazovanie/gruppy_dou/vozrastnaya_harakteristika_kontingenta_detej_6-7_let_vospityvayuwihsya_v_obrazovatel_nom_uchrezhdenii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector