Бытует мнение, что родительское собрание является обычным подходом к установлению контакта между родителями школьников и учителями. Однако данное убеждение неверно.
Прежде всего основными целями такой встречи следует считать обсуждение успехов и неудач школьников, а также эффективных приёмов воздействия на них.
Естественно, ключевая фигура данного мероприятия – классный руководитель, который должен организовать интересное и информативное родительское собрание. Как это сделать? Расскажем в сегодняшней статье.
В большинстве случаев тематики родительских собраний, будь то средняя или начальная школа, разрабатываются на год вперёд, поэтому будет отлично, если родители также примут участие в выборе интересных для них тем.
В конце последнего семестра проведите небольшое анкетирование, благодаря которому родители сами определят список вопросов, которые в обязательном порядке необходимо будет обсудить в следующем году.
Возникает вопрос: а какие же темы будут актуальными и интересными для родителей? Что ж, их спектр достаточно широк, поэтому предлагаем ознакомиться с таковыми: «Жизнь после школы или как выбрать университет», «Как справиться с трудным ребёнком», «Проблемы обучения», «Ученик в подростковом возрасте», «Плюсы и минусы школьной формы», «Распорядок дня школьника».
Что касается формы проведения встречи, то и здесь необходимо будет серьёзно подготовиться. Помните, вам нужно постараться «зажечь» пап и мам своим подходом к организации данного мероприятия.
Среди наиболее интересных форм стоит отметить: педагогический ринг (на котором сталкиваются мнения родителей и детей), различные конференции родителей, где они смогут обменяться опытом воспитания, собрания-чаепития, небольшие пресс-конференции с родителями, собрания-дискуссии и т.д.
Проведение родительского собрания
Запомните главное – любое родительское собрание должно состоять из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Время проведения – не более одного часа.
Вводная часть
Основная задача вводной части – организация родителей и создание благоприятной атмосферы для беседы, которая позволит сконцентрировать внимание как классного руководителя, так и всех остальных. Создать эту самую атмосферу можно будет путём интересного оформления кабинета.
Однако не забывайте, всё должно быть в меру: умеренный свет, негромкая музыка, аудитория не должна быть оформлена в пёстрых тонах, стулья расставлены полукругом или П-образно, чтобы было удобно делить родителей на несколько групп.
Как только папы и мамы попадут в помещение, они сразу же оценят ваши старания.
Кстати, перед собранием также советуем сделать небольшую выставку творческих работ школьников. Это могут быть как тетради отличников, так и рисунки, сделанные на уроках изобразительного искусства. Можете оформить и уголок, где родители смогут ознакомиться с текущими отметками учеников.
Заинтересовать внимание родителей поможет и такая небольшая выставка рисунков
Вы можете выбрать строгий, весёлый или непринуждённый стиль общения, но ни в коем случае не говорите с родителями поучительным тоном. Вы общаетесь со взрослыми людьми, многие из них старше вас и уж точно разбираются во многих вопросах не хуже.
Затем поблагодарите всех пап и мам за то, что они пришли. Не забывайте и о лирическом начале: музыкальный фон в виде фортепиано или гитары, а также тематические стихи позволят родителям выбросить из головы лишние мысли и настроиться на работу. Ну а сообщив интересную и интригующую тему, вы точно приятно удивите их!
Основная часть
Как правило, основная часть собрания начинается с выступления классного руководителя, рассказывающего об основных аспектах рассматриваемой темы.
Сообщение должно быть лаконичным, поскольку, как известно, устойчивость внимания к концу рабочего дня оставляет желать лучшего.
В противном случае родители пропустят доносимую вами информацию мимо ушей и начнут думать о своих делах.
Ваша главная задача – заинтересовать родителей в теме обсуждения
Таким образом, необходимо сделать так, чтобы родители ни в коем случае не становились пассивными слушателями. Старайтесь задавать им как можно больше вопросов, приводить различные примеры из личной практики, анализируйте проблемы, возникающие у современных педагогов, а также предлагайте родителям просмотр небольших документальных видео, связанных с темой собрания.
Затем перейдите непосредственно к обсуждению жизни класса. Рассказывая о нежелательных поступках школьников, не называйте их фамилии. Также не стоит предъявлять претензии к родителям и обсуждать личную жизнь конкретного ученика. Главное здесь – общими усилиями выработать несколько путей решения проблематичных ситуаций.
Будет очень хорошо, если кроме видеозаписей вы сможете предлагать родителям различные иллюстрации, графики и даже интервью детей группы.Всё вышеперечисленное позволит родителям быть максимально заинтересованными в вашем выступлении.
Закончить основную часть стоит весёлыми и интересными конкурсами, которые точно придутся по нраву папам и мамам. Например, можно провести конкурс под названием «Внимание, конфликт».
Его суть состоит в том, чтобы научиться находить компромисс в спорах и конструктивно их решать.
Предложите родителям три конфликтных ситуации, выслушайте их мнение, а затем общими усилиями найдите способы их решения.
Попробуйте сделать вместе с родителями несколько поделок из бумаги
Ещё один забавный конкурс называется «Автопортрет». Перед родительским собранием деткам необходимо будет нарисовать автопортреты. Задача родителей – угадать рисунок своего чада. Также попробуйте провести мастер-класс по изготовлению фоторамок или оригами.
Заключительная часть
В конце собрания педагог внимательно слушает вопросы родителей и отвечает на них
Заключительную часть нередко называют «разной», потому что в это время родители и классный руководитель начинают обсуждать всё, что не связано с главной темой мероприятия. В основном это финансовые и организационные вопросы, а также планы на ближайшее будущее.
По окончании подытожьте встречу, перечислив основные тезисы по решению каждого из вопросов, которые были зафиксированы в протоколе. Ну а потом можно устроить чаепитие.
Не следует готовить шикарный стол, достаточно запастись кипятком, пакетиками с чаем и сушками.
В неформальной обстановке родители будут чувствовать себя более раскрепощённо, поэтому быстро станут общительными.
- Уважайте своё и родительское время, назначая собрания как минимум за неделю до проведения. Будет лучше, если вы конкретно сообщите время начала и конца мероприятия.
- Предоставляйте информацию о возможном месте работы учащихся в летнее время, рассказывайте об их перспективах и успехах в школе.
- Не забывайте упоминать об инновациях в образовательной сфере, о лучших зарубежных и российских формах, где практикуется совсем другая форма обучения.
- Почаще хвалите родителей за хорошее воспитание ученика. Иногда можно вручить маме или папе небольшую грамоту или благодарственное письмо.
- По окончании учебного года проанализируйте вашу совместную с родителями работу за 4 семестра, а также обязательно составьте план на следующий год.
Таким образом, интересное и информативное родительское собрание позволит эффективно объединить возможности семьи и школы в воспитании и образовании учеников. Главная задача педагога – сделать родителей активными участниками мероприятия и дать им возможность задать и обсудить абсолютно любые вопросы.
Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/uchitelu/sovetyi-po-provedeniyu-interesnogo-roditelskogo-sobraniya.html
Методика проведения родительского собрания
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем.
Мы должны организовать семейное воспитание”. И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания.
Поэтому основные усилия педагогического коллектив детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Вот уже более пяти лет в детских садах нашей области используется нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировало родителей на решение проблем воспитания.
^
Ясельная группа
“О здоровье — всерьез” |
“Зачем детям нужна мама?” |
“Об упрямстве и капризах”. |
“Игра — не забава”. |
^
“Будем знакомы”. |
“О гигиене и правилах хорошего тона за столом”. |
“О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма”. |
“Истоки доброты”. |
^
“Мужская рука” — собрание отцов. |
“Путь к здоровью, силе, бодрости”. |
“Пока не поздно” — о воспитании любви к природе. |
“О любви к живому”. |
^
“Труд — лучший воспитатель”. |
“Семейные традиции”. |
“Азы воспитанности”. |
“О слове, о речи, о культуре общения”. |
^
“Помочь учиться”. |
“О воспитании интереса к чтению”. |
“Искусство хвалить”. |
Собрание бабушек и дедушек. |
Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.
^
I. Анкетирование родителей по теме собрания.
Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
- ^
- ^
- ^
- ^
- VI Приглашение сказочного героя на собрание.
- VII Написание плакатов по теме собрания.
- VIII Проведение заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. В конкурсах участвуют дети и родители. Педагог знакомит родителей с образцами работ. Все работы выставляются до начала собрания. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз. Распределение обязанностей по подготовке собрания:
ответственный за музыкальное оформление, |
ответственный за организацию конкурса, |
ответственный за проведение рейдов проверки, |
ответственный за оформление группы и столов. |
Хорошо, если до начала собрания звучит музыка. На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также — карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания. Время проведения собрания — 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
^
I. Вступление.
Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.
^
Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
^
Включаются на разных этапах собрания.
IV. Самоанализ.
Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда — желтого, не выполняется — синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.
^
Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.
^
VII. “Острое блюдо”.
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.
- ^
- ^
- ^
На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.
XI. Характеристика на детей “Ваши дети — наше мнение”. Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь — выдержать доброжелательный тон беседы.
- ^
- ^
- ^
- ^
Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз. Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей. Родители должны продолжать начатое ведущей предложение (“Мой ребенок будет успешно учиться, если я…”). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет. Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.
XVI. Заключительный этап собрания.
Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера. Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей. Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собрании отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.
Источник: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1788325.html
Педагогический совет «Методика организации и проведения родительских собраний»
Педагогический совет
- «Методика организации и проведения родительских собраний».
- «Вы, учителя и наставники, своим самоотверженным трудом
- выполняющие такую ответственную миссию, являетесь
подлинными созидателями нашего будущего». И.А. Каримов.
Формы и этапы родительских собраний. Родительские собрания могут быть:
- Организационные.
- Текущие или тематические.
- Итоговые.
- Общешкольные и классные.
Показ слайдов проведения родительских собраний.
В подготовке родительских собраний можно выделить следующие этапы.
Этап 1. Организация родительского собрания.
Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания:
— Анализ учебных достижений класса. — Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. — Психолого-педагогическое просвещение. — Обсуждение организационных вопросов. — Личные беседы с родителями.
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания.
^
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
^ . План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое. Общение родителей и классного руководителя должно быть тактичным и выдержанным.
^ Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
^
— Перед началом лучше «оставить за дверью» плохое настроение. — Отведите для собрания не более 1,5 часов. — Самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей. — Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить. — Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. — Предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям. — Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов). — Дайте понят родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться. — В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. — Доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «плохой человек». — Родители должны уйти с собрания с ощущением, что он может помочь ребенку.
Не стоит:
— Осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущее собрания. — Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов. — Давать негативную оценку своему классу. — Переоценивать значение отдельных предметов. — Использовать в общении с родителями назидательный тон. И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны. Тематику родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса. Мы хотим предложить некоторые темы.
- Взаимодействие и общение детей и родителей.
- Трудный ребенок. Так ли это?
- Конфликт поколений… Можно ли его избежать?
- Как наладить общение с ребенком в семье.
- Принуждение. Может ли оно быть эффективным?
- Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста.
Семинар-тренинг «Поощрение и наказание».
Бить или не бить – вот в чем вопрос. Парламент Великобритании решил бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпустил. А в Европе не принято даже в угол ставить. А как обстоят дела в наших семьях? Нередко наказание слишком сурово и не соответствует тяжести вины.
^
Задание для творческих групп начальной и старшей школы. Давайте с вами окунемся в детство и вспомним себя маленькими. Конечно, не у каждого из нас была подобная ситуация, но похожие происходят во многих семьях.
Мать рассматривает тетрадь своей дочери, тычет в неё пальцем и выговаривает сердито: «Ты что, дура совсем! Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет… и т.д.» Нарисуйте ситуации и ваши ощущение после того, когда вас в детстве несправедливо наказали, о потом рисунок о том, когда вас похвалили и за что Пока группы рисуют, давайте мы с вами поработаем психологами.
Тестирование для учителей. «Какой вы родитель».
Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье.
- Сколько раз тебе повторять.
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).
- И в кого ты такой (ая) уродился (лась)!
- Какие у тебя замечательные друзья!
- На кого ж ты похож(а)!
- Вот я в твоё время…
- Ты нам опора и помощник (ца)!
- Ну что за друзья у тебя!
- О чем ты только думаешь!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь?
- У всех дети как дети, а ты…
- Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!
Оцените результаты, поставьте себе по 2 балла за ответы № 1,4,6,7,9,10,13 и по 1 баллу за остальные ответы. 7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает Вас. 9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок Вас уважает, но не всегда откровенен. 11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви. 13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше внимания, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению. Перед началом педсовета мы провели анонимное анкетирование и попросили ответить детей на вопросы:
- Кого из вас наказывают родители?
- За что наказывают?
- Как наказывают?
- Как часто вас хвалят родители?
- За что хвалят?
- Какие меры поощрения используют?
Но к ответам наших детей мы вернемся позже. А сейчас мы с вами разберем, какие виды наказаний и поощрений применяют наши родители к детям.
^
Поощрение Р Наказание е б ё н о к Стихотворение. Папа вазу опрокинул. Кто его накажет? « Это к счастью, это к счастью»,- Все семейство скажет. Но, а если бы, к несчастью, это сделал я. «Ты разиня, ты растяпа»,- скажут про меня.
Наказание. Как и любое явление оно имеет положительные и отрицательные стороны. Наказание – это очень сильное средство воздействие на ребенка. Оно не несет вреда, если ребенок чувствует, что наказание относится не к его личности, а только к его поступку.
^ озлобляет. Если ребенку говорить, что он плохой, то он и будет таким.
Исследования показали, что 31 % родителей убеждены, что порка – лучшее средство поддержания дисциплины, 59% используют моральные формы воздействия. Больше всего наказывают детей в возрасте 10-11 лет.
В 74 % семей детей наказывают физически; 21% родителей находят другие способы наказания; и только 5% — предпочитают не наказывать детей вообще.
Поощрение. Это вознаграждение за его какую-либо деятельность. Самое большое поощрение – это любовь. Любить ребенка надо просто так, ни за что, а потому, что он есть, что он ваш ребенок. Любви нельзя научить в теории.
Ваши дети должны видеть, что вы умеете любить. Не стесняйтесь, показываете своим детям свою любовь. Настоящая родительская любовь — это любовь разумная, требовательная.
Она там, где учат детей самостоятельности, выражают доверие, уважение к ним.
- ^ Вам предлагаются несколько конфликтных ситуаций, и мы ждем ваших предложений по разрешению этого конфликта.
- Ситуация №1.
- Ситуация №2.
- Ситуация №3.
- ^
Источник: http://uz.denemetr.com/docs/362/index-3370.html
2. Методика проведения родительского собрания
Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать,».
из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), и воспитатели, и детский сад должны.
Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.
Наиболее эффективная форма работы педагогов и родителей — это родительские собрания, которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая.
Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует.
Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.
1. Понятие «родительское собрание», его цели.
2. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
3. Родительское собрание — это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации
4. Цели родительских собраний:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2) повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе (например, об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.);
3) содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность класса (конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
- 4) выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе.
- 2. Виды родительских собраний:
- Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов (или например, посвященные, предстоящей дальней поездки детей или подготовки к многодневному походу, или инструктивное родительское собрание, на котором знакомят родителей с изменениями в учебном процессе).
- Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями».
Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.
Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье — это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.
классный руководитель родительское собрание
Отношения «учитель — родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.
Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.
Представления друг о друге у учителя и родителей складывается со слов ребёнка, что нередко приобретает искажённый характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.
Этапы родительского собрания.
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна.
Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду.
Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;
Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях.
Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы.
Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.
Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «детских грехов».
- Избежать недопонимания, разобщённости в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные формы:
- Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
- Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
- Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
- Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учёт этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
- Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
- Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учёт их в процессе профессионального саморазвития.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Нет нужды говорить о том как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни.
Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» — это вечная головная боль всех педагогов.
Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.
Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год.
Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.
В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания.
Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Мы провели анкетирование, и нашли несколько причин нежелания посещать собрания.
Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям.
И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.
На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.
В.А. Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей».
Приняты такие формы работы с родителями: общешкольные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе. Школа молодого родителя Презентация семейного опыта воспитания. Родительский ринг Круглый стол или педагогический треугольник. Собрания-диспуты Проигрывание педагогических ситуаций Совместные собрания вместе с детьми Тематические и индивидуальные консультации Деловая игра
Общешкольные собрания рекомендуется проводим 2-3 раза в год по плану. Классные собрания — не реже 1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.
- Предлагаем вам примерную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях
- Чтобы каждый родитель почувствовал актуальность собрания, захотел в нём поучаствовать, можно ввести традиционные рубрики:
- · «из истории воспитания детей в семье»
- · «великие педагоги мира»
- · «крылатые фразы о воспитании»
- · «советуем прочитать»
· «обсудите вместе с ребёнком» и т.д.
Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход ритуалов. Например, ритуал «Волшебная шкатулочка».
К каждому родительскому собранию дети пишут письмо родителям, запечатывают его в конверт, надписывают и опускают в шкатулочку, которая стоит в помещении, где проводится собрание, в этих письмах ребята могут рассказать о том, что их волнует, рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.
Хорошей традицией собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молний», оформление коллажа, интервью и т.д.
Наиболее значимой и эффективной традицией является поощрение родителей. Поощрение родителей осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками детей. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты.
Источник: https://ped.bobrodobro.ru/60845
Приемы проведения родительского собрания
Привлечению родителей к участию на собраниях способствует разнообразие способов работы с ними во время этих коллективных встреч. Ниже приводятся примерные варианты приемов, которые можно использовать в работе с родителями.
Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому надо дать «научное» определение. Например, слово «дырка». Дырка — это отверстие на поверхности, имеющее разнообразную форму. В определении надо указать существенные и несущественные признаки. Оно должно раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других.
Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, определят для себя какие-то направления в работе с детьми.
Высказать мысль другими словами.Берется фраза, которая соответствует возрасту и особенностям участников родительского собрания. Она может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами.
Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например: Я всегда уверен в своей правоте. — Меня невозможно ни в чем переубедить. Можно предложить родителям потренироваться делать замечания детям, высказывать слова одобрения и другие.
Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное.
Можно и сам факт изменить на противоположный и пофантазировать, что получится. А далее следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все наоборот.
Например, вместо того, чтобы ругать — похвалить; вместо того, чтобы наказывать — поощрить и т. д.
Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка.
Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.
Клубок проблем. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество таких вопросов должно быть больше, чем число участников.
Каждый из родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые заматываются в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопросы. Если родитель затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят другие.
Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы.
Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках. Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой проблемы — по ассоциации или в качестве символа.
Карусель. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее решения.
Каждая группа получает по одному такому листу. В течение трех-пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой.
Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему.
Проблему целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания.
Например, тема родительского собрания «Как помочь ребенку хорошо учиться» может быть представлена такими вопросами: как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка и другие. Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации.
Чудодейственный вопрос. Участники родительского собрания располагаются по кругу. Учитель находится в центре. Он предлагает родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся.
Учитель внимательно слушает, эмоционально поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет, как выглядят нравящиеся родителям дети, как они говорят, какое у них чаще всего настроение.
Затем учитель говорит: «Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их видели, слышали, чувствовали в нашем воображении.
Что вы бы делали по-другому? Какие новые слова появятся в вашей речи? Каким будет ваш голос? Как вы будете выглядеть?» В заключение учитель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя это упражнение.
Маска, откройся. Группа родителей разбивается на подгруппы по несколько человек по желанию. В каждой подгруппе все ее члены получают карточки с указанием роли, которую они будут проигрывать. Каждая группа по очереди выполняет свое задание.
Все остальные оценивают, насколько верно сыграны роли. В завершении игры осуществляется самооценка и взаимооценка.
Этому способствуют вопросы учителя: «Что передано удачно? Что не соответствует реалиям? Как можно было сделать лучше? Чему научило данное упражнение?»
Карточки-задания.
Информационно-поддерживающего характера (дать информацию, найти информацию, поставить вопросы, объяснить или уточнить что-либо, подвести итоги), коммуникативного плана (поощрение других, гармонизация отношений, распоряжения) и индивидуально-личностного плана (блокирование и хвастливость) раздаются участникам. У каждого — конкретное задание и указана соответствующая роль, которую ему предстоит сыграть. Например, рассказать о событии, выделив его позитивные и негативные стороны, или рассмотреть событие с позиции обиженного человека. Как в этом случае было бы целесообразно строить отношения, чтобы такого не случилось? Как в такой ситуации может себя вести хвастливый человек, к чему это приведет? Что может блокировать деятельность человека в данной ситуации и т. д.?
Сказочные превращения. Учитель предлагает родителям представить, что у него в руках волшебная палочка, и он может превратить их в героев из сказок. Каждый участник может выбрать для себя какой-либо персонаж и от его имени будет выполнять конкретное задание.
Волшебное колечко. Учитель показывает участникам колечко и говорит, что оно волшебное.
Оно может быть наделено разными волшебными свойствами: давать возможность путешествовать во времени (отправить человека в прошлое; позволить заглянуть в будущее); представить себя в роли учителя, ведущего специалиста, бизнесмена; встать на позицию своего ребенка, другого человека и тому подобное. В зависимости от выбранного волшебства и от новой роли участников решается рассматриваемая проблема.
Мешок сюрпризов. Учитель кладет в мешочек все что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги, маленькие флакончики и т. д. Мешочек пускается по кругу и задается начало рассказа. Тот, к кому попадет мешочек, продолжает рассказ.
Каждый родитель вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в ткань своего рассказа. Рассказ ведется до тех пор, пока не получит свое логическое завершение. Сначала можно выбрать сюжет, а затем и связать предметы этой сюжетной линией.
Желательно сюжет связывать с темой родительского собрания.
Интервью. Вариант 1. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. Группа может задать ему 3-5 вопросов, соответствующих социальной роли сидящего в центре.
Например, вопросы задаются ему как директору школы, как классному руководителю и др. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы.
Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на родительском собрании.
Вариант 2. Желающие берут интервью у каждого члена группы. Вопросы задаются по определенной договоренности: произвольно, по обсуждаемой проблеме, личного характера. Отвечающий может ответить от себя лично, а может от имени выбранной маски. Обычно задают 4-7 вопросов каждому. Количество вопросов оговаривается заранее.
Экспедиция. Учитель говорит: «Представьте, что вы были в экспедиции и нашли неизвестный минерал, животное, растение и т.д.» Участники должны придумать название своей находке. Причем название должно быть таким, чтобы оно легко запоминалось и вызывало положительные эмоции. В названии можно использовать существительные, прилагательные или их сочетание.
Поделитесь знаниями. Учитель предлагает родителям рассказать о традициях и ритуалах, которые существуют у различных национальностей перед выполнением какого-либо дела. Затем предлагается придумать свою традицию или ритуал, которые будут соблюдаться на родительских собраниях.
Возможно, это будет ритуал встречи перед началом собраний или ритуал прощания после их окончания. Варианты могут быть предложены самими участниками. Придумывание ритуалов и традиций проводится в малых группах. Затем каждая группа проводит презентацию своего варианта. Участники выбирают наиболее понравившиеся им.
Приняв ритуалы, все участники следуют им неукоснительно.
Предупреждающие или запрещающие знаки. Рассмотрев определенный вопрос, учитель, предлагает выделить возможные сложности в данной проблеме и высказать свое мнение о том, что можно, а что не безопасно или вообще нельзя делать в такой ситуации. Это мнение надо выразить изображением (рисунком, пиктограммой) соответствующих предупреждающих или запрещающих знаков.
Решение конкретных ситуаций способствует формированию навыков анализа, умений выделять главное, слушать и взаимодействовать.
Этот вид работы позволяет показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и емко.
При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания и опыт родителей.
Диалог в форме письма. Учитель предлагает участникам родительского собрания выбрать себе партнера, с которым бы они хотели провести диалог. Этот партнер может быть реальным человеком, который находится в данной аудитории, а может быть и вне аудитории.
Можно провести диалог с конкретным предметом, растением, животным. Определив цель диалога (получить совет, поделиться сомнением, выразить благодарность и др.), учитель просит написать письмо этому субъекту или написать письмо себе от имени этого субъекта.
Затем письма обсуждаются в парах или группах, и делаются соответствующие выводы.
Письмо самому себе. Учитель предлагает родителям написать письма самим себе. Это письмо может быть от мудрого человека, от друга или родственника. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или группах. При работе в парах и группах тематику писем следует связать с общей темой родительского собрания.
Анализ собственного опыта. Рассмотрев теорию какого-либо вопроса, учитель предлагает родителям вспомнить, как это связано с их опытом, и просит привести свои примеры, подтверждающие выделенный тезис или опровергающие его.
Исследование случаев направлено на решение конкретной проблемы путем анализа рассматриваемой ситуации. Она может быть реальной и вымышленной. Участники родительского собрания отрабатывают аналитические навыки, которые им пригодятся при анализе поступков своих детей.
Фантастические добавки. Учитель сообщает участникам фантастическую идею, связанную с темой родительского собрания. Родители продолжают развивать предложенную идею. Основная цель данного приема — поиск новых идей.
Творческие задания направлены на развитие разнообразных способов выражения собственных мыслей: словом, рисунком, моделированием, игрой, песней и т. д. Разнообразные формы представления способствуют возникновению новых идей.
История с продолжением. Учитель, держа в руках какой-либо предмет, начинает рассказывать о нем. Другие члены группы по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Таким образом, можно составить любой рассказ, сказку и другие истории. Желательно идею и содержание рассказа связывать с проблемой родительского собрания.
Айсберг. Это упражнение позволяет наглядно показать, что любая проблема содержит видимую и невидимую сторону. При решении проблем важно не замыкаться только на видимой части.
Для выполнения упражнения на доске или на листе бумаги рисуется айсберг (на поверхности находится незначительная часть, примерно 0,1, а остальная, подводная — невидимая часть).
Участникам родительского собрания предлагается задание: дайте характеристику айсбергу, подумайте, с чем его можно сравнить, как избежать опасности столкновения с подводной частью айсберга. Предлагается найти ассоциации с айсбергом в реальной жизни. Как поступить в данном случае?
Победа — победа. Данное упражнение направлено на то, чтобы найти оптимальное решение проблемы, удовлетворяющее всех.
Например, родители поссорились с ребенком, наказали его, а он ушел из дома и оставил записку, что домой не вернется, а будет жить у бабушки.
Как поступить родителям? Что необходимо сделать, чтобы вернуть ребенка и при этом сохранить свой образ строгого родителя?
Моя профессия. Участникам предлагается выбрать любую профессию и описать ее.
Вариант 1. В рассказе о профессии не должно быть ничего, что явно подсказывало бы другим, какая это профессия. Однако рассказать об условиях работы и результатах труда необходимо.
Вариант 2. Одному из участников, выбравшему профессию, все остальные задают уточняющие вопросы. Он ничего не рассказывает сам об этой профессии, а только отвечает словами «да» или «нет».
Конкурс знатоков темы (проблемы). Предлагается известная тема, которую участники родительского собрания уже обсуждали на своих встречах. Участники разбиваются на две подгруппы. Каждая из них составляет вопросы и задания по изученной теме для других.
(Если тема трудная, то такие вопросы может предложить учитель.) Оценивается вопрос и ответ. Предварительно обсуждается максимальное количество баллов за вопрос и правильный ответ. Жюри выбирается из числа родителей. Учитель является ведущим и выступает только в роли арбитра.
Побеждает та группа, которая наберет больше баллов.
Аквариум. Среди участников родительского собрания выделяется небольшая группа из 3-4-х человек. Они садятся в центр круга, а все остальные участники размещаются по кругу, лицом к центру.
Группа в центре обсуждает проблему, связанную с темой родительского собрания. Все остальные молча наблюдают за ходом обсуждения. После завершения небольшой групповой дискуссии остальные участники включаются в общее обсуждение проблемы.
Малая группа как бы задает направление этой дискуссии.
Горячий стул. Приглашается один из участников родительского собрания, он садится на стул в центре классной комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной.
Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает учитель. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул.
Его место занимает тот, чей вопрос был последним.
Кресло (шляпа, перо…) автора. Учитель предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства у них связаны с этим впечатлением? Что в сегодняшнем времени напоминает им об этом? Какая у них была самая любимая игрушка? Кто ее купил, подарил? Сохранились ли у них любимые игрушки? Возможны другие вопросы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: https://zdamsam.ru/b20003.html