Марийская народная сказка «онар» читать онлайн

  • Богатырями называем
  •                                                                   Мы тех, кто смело в бой идет,
  •                                                                       В лицо своих героев знаем;
  •                                                                    Отважных любит весь народ
  •                                                                                                 Шадт Булат

      В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении многих столетий. В жизни мари крутые изменения происходили не раз, но героическая борьба нашего народа за свою землю, возможность жить согласно своим законами обычаям, шедшая на протяжении всего XVI  столетия поражала современников, а позднее историков.

      Уже в середине XIII столетия сложился союз мари – государственное образование с заметными общественными и религиозными структурами. Только имея такое государственное управление, можно было собирать на защиту независимости десятки тысяч ратников, созывать общенациональные  моления.

Марийские князья  — лужавуи  —  организовали сильные военные организации, противостоящие монголу-татарскому нашествию. Из тех далеких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров: Йыланды, Атурая, Яктевуя.

Народное движение против насильников было мощным и, к сожалению, потери марийцев были самыми горькими.

      XVI век принес новые испытания народу, так и не сумевшему до конца формировать крепкое государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация всколыхнуло гордое племя Онара.

Под знамена Мамич Бердея, Болтуша, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников – смелых, сильных молодых воинов. Языческие предводители мучительно искали выход в трудной ситуации – как сохранить свой союз, веру, землю.

  В начале их действия носили хорошо организованный характер,  и им сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость, с которой расправлялись царские дружины с мирными жителями – детьми, женщинами, стариками, пленными поверг в  ужас марийское племя.

В ходе долгой тридцатилетней войны против колонизации возникли распри между марийскими князьями, царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.

    Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей на месте современного Малмыжа, был убит Болтуш. Его воины похоронили своего предводителя на высокой горе. С тех пор это возвышение в народе называют Болтушиной горой.

Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн     Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн

Марийский князь Болтуш                      Болтушина гора      

Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн

Гибель князя Болтуша

         Потомки князя живы до сих пор,  знают о своем происхождении и носят фамилию Болдушины.

          Легенду  о героической борьбе и смерти Болтуша – историчсекую песню о последней битве князя – сохранили для потомков марийские карты. Правду о нем рассказали народу первые марийские просветители.

  1.          На первом съезде мари в Бирске 1917 году выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденев призвал свой народ ежегодно 26 апреля отмечать общемарийский праздник – День национального героя.
  2.         После войны первый раз в 1990 году по призыву движения «Марий ушем» марийская общественность отметила 26 апреля День национального героя и тогда было заявлено, что без сохранения исторической памяти не может быть национального возрождения.
  3. У каждого народа есть национальные герои, почитание которых укрепляет историческую память народа. У русских это Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, у эстонцев – Лембиту, у венгров – Янош Кошут, у мордвы – Бургас, у
  4. марийцев символами национальной гордости останутся такие мифологические и исторические национальные герои, как Болтуш, Онар, Чумбылат, Чоткар-патыр, Кокша, Мамич-Бердей, Акпарс, Акпатыр и др.
  5. АКПАРС
  6. Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн
  7. Акпарс – сотенный князь горных марийцев

          Акпарс – сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.

         Сотенный князь горных марийцев, живший, если верить преданиям, в местечке Нуженал. Но еще в 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. С именем Акпарса связаны поворотные моменты в истории марийского народа.

Стремясь освободиться от власти Золотой Орды, горные марийцы отправили несколько наиболее уважаемых своих предводителей к Ивану Грозному, с просьбой покровительства и военной поддержки.  В деле добровольного присоединения горных мари к русскому государству, большую роль сыграл именно князь Акпарс, гласят исторические предания.

По одной из легенд Акпарс предложил русскому царю, безуспешно осаждавшему Казань, свой план взятия города – сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые поставлены горящие свечи.  Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев.

Но свечи в подкопе горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и   взрыв не прогремел в урочное время. Иван Грозный, обвинив Акпарса в измене, уже выхватил саблю, но тут стены Казани с грохотом пали.        Акпарсу посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова «Марш Акпарса», драма С. Николаева «Акпарс», повесть К.

Васина «С вами, русичи!», поэма Л». Беляева «Аргамак» и др. ), живописи («Марийские послы у Ивана Грозного» А. Пушкова), музыки (сюита «Сыны Акпарса» А. Луппова).

         На Коркатовском повороте в Горномарийском  районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширниной и С.Яндубаева.     

  • Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн                  
  • Памятник Акпарсу в Горномарийском районе
  • АКПАТЫР
  • Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн    Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн
  • Акпатыр — национальный марийский герой XVI в., народный заступник и целитель 

             Акпатыр — национальный марийский герой XVI в.,  по преданию, родился в д. Кетекмучаш Малмыжского района Кировской области (совр. Акбатырево). Акпатыр выделялся среди других светлыми волосами и богатырской силой, из-за чего и получил свое прозвище.

Похоронен в поле у д. Большой Китяк (Малмыжский район Кировской области). В память о нем на его могиле ежегодно проводят моления.

Из марийской легенды об Акпатыре: «Акпатыр отличался богатырской силой, он простреливал из лука вековые дубы, сносил стрелой кочку, которая перелетала через реку Вятку».

  1. ЧУМБЫЛАТ
  2. Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн
  3. Чумбылат – князь-воин

            В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости.

Его народ считал своим северным царем. При нем сложилось традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами.

Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своейсмерти.

           Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбылату не утратило своей актуальности и в наши дни. Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбылат кў – Чумбылатов камень. Он представляет собой ничто иное, как высокий утес на берегу р.

Немды, в полуверсте от названной деревни, вниз по течению реки. 

Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн

Гора Чумбылата (Кировская область)

              Марийцы каждый год приносят жертву легендарному герою, а через два года в третий всенародно молятся ему в роще, посвященный его имени. Они рассказывают, что давно у них был славный могучий богатырь Чумбылат. Вооруженный с головы до ног появлялся он как на коне среди черемис всякий раз, когда неприятель грозил им нападением.

Долго жил он на свете, оберегая черемис от врагов, но наконец пришла пора и ему умирать. Плачущие марийцы собрались вокруг него. «Не плачьте, — говорил он им, – я и мертвый буду вам помогать против неприятеля. Когда вам придется плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Неприятель пришел!.. Я встану оборонять вас…» Умер Чумбылат.

Торжественно похоронили его марийцы на высокой горе в полном вооружении и на коне, устроили богатые поминки и горько оплакивали своего богатыря. Прошло мирно некоторое время, но вдруг неожиданно появился сильный враг. Вспомнили марийцы о своем богатыре. Прибежали к горе и начали громко звать его. Раскололась гора, появился оттуда Чумбылат на коне и бросился на врагов.

Быстро привел он в беспорядок неприятельское войско, рубил и топтал обезумевших врагов. А когда неприятель исчез, Чумбылат вернулся к своей горе: она раскрылась перед ним и поглотила его вместе с конем.           Так прошло много времени, и всякий раз Чумбылат выручал своих единоплеменников из беды.

Однажды ребятишки подсмотрели, как старшие вызывают на помощь себе Чумбылату. Начали они играть в войну, подбежали к горе и давай звать Чумбылату, а сами попрятались. Треснула гора, выехал Чумбылат на своем коне в полном вооружении. Смотрит перед собой – нет неприятеля! Глянул направо – пусто, налево нет никого… Тихо поехал он к горе и исчез.

Читайте также:  Аппликация из бумаги. голубь мира

Мальчишкам страсть это понравилось: они не замедлили повторить подобную игру. Опять выехал из горы Чумбылат и, не видя врага, с заметным неудовольствием покачал головой, сердито повернул коня к горе. Озорной детворе мало показалась и этого, она в третий раз побеспокоила богатыря.

Затряслась земля, с грохотом треснула гора и выехал оттуда разгневанный Чумбылат, а неприятеля и в помине нет, только все окрестные марийцы сбежались на шум.

Увидал их Чумбылат их и кричит: «Не цените вы моих трудов, марийцы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной издеваться начали! За это буду я теперь не защитником вашим, а лютым врагом: не оборонять вас, а сам буду всячески вредить вам. И всякая молитва, всякая жертва только на один раз спасет вас от моего гнева! Будете меня помнить!..

» Повернул своего коня Чумбылат и пропал в горе… Плохо стало теперь черемисам, Чумбылат стал посылать одну беду за другой, то неурожай, то мор на людей, то болезнь на скотину. Начали марийцы молится Чумбылату как богу, приносить жертвы. Но Чумбылат избавляет черемис от беды только за хорошую жертву, а на плохую и не смотрит. Каются теперь марийцы, что сами виноваты, если Чумбылат из защитника обратился в злейшего врага их: не надо было ребятишкам давать волю.

Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн

  •  Из года в год марийское население молятся и устраивают жертвоприношения марийскому богатырю и великому князю Чумбылату 
  • ЧОТКАР-ПАТЫР
  • Чоткар — легендарный марийский герой 

           Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл).

Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь.

      Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника.

            Как и в русских сказках, национальный герой обладал необыкновенной физической силой, добрым сердцем, мудростью и огромным патриотизмом. Даже спустя несколько веков жители деревень помнят Чоткар-патыра (чоткар – «сильный», «крепкий»). В народе складываются легенды о спасении «силачом» целого народа от гнета вражеских захватчиков.

Согласно одной из них он так защищал марийцев, что те были освобождены от налога татарам. А однажды Чоткар со своим сыном Одаем поехал к Батыю. Растроганный пением юноши, татарский хан предложил остаться и начать служить ему. Но сын Чоткара отказался и остался верен своему народу, как и его отец.

Богатырь был похоронен на горе под молодым дубом, в том месте, где река Пез впадает в Илеть. Дерева сейчас уже нет. Оно упало в XIX веке, и из уважения к памяти героя, еще долго лежало на своем месте. Возможно, точное нахождение могилы Чоткара мы больше никогда не узнаем.

Но на берегу реки Пез, где он любил когда-то отдыхать, поставлен камень памяти. На нем слова: «Душа Чоткара в сердце марийца».   

           Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят праздничные торжественные мероприятия в память Чоткара.           Помимо народных преданий о Чоткаре были созданы литературные произведения: стихотворение-легенда «Богатырь Чоткар» С. Г. Чавайна (1910—1912) и исторический роман «Чоткар» Л. Л. Яндакова (2000).

  1. ОНАР
  2. Онар – мифологический герой народа мари

          Онар – мифологический герой народа мари, отличается огромным ростом, в мифологии онары – первые люди-мари, основатели деревень, отождествляются с предками-предводителями. Марийский край называют землей Онара.

Из марийской сказки об Онаре: «Онар был великаном, головой доставал до облаков, сама Волга ему была по колено… Онар был настолько силён, что огромный дуб мог вытащить из земли вместе с корнями, точно репейник.

  Когда песок набьётся ему в лапти, присядет богатырь, вытрет пот со лба, снимет лапоть величиной с лодку, а как вытряхнет из него прах, — поднимается среди равнины курган высотой с копну. С тех пор и стоят эти курганы».

В селе Шоруньжа Моркинского района заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.

  • КОКША
  • Кокша-богатырь – марийский национальный герой

         Кокша-богатырь – марийский национальный герой, именем которого по легенде названа р. Малая Кокшага (г. Йошкар-Ола), а также п. Кокшайск и д. Кокшамары Звениговского района РМЭ.

Из марийской сказки о Кокше-богатыре: «Наделили Кокшу при рождении Кугурак, Чоткар и Акпатыр силой, ловкостью и  мудростью. С этой поры  Кокша стал расти не по дням, а по часам.

За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря».

          Список литературы:

  1. Марий талешке кече (День национального героя): Дайджест/ГУК РМЭ РДБ; Сост. Л.Л.Дроздовская.-Йошкар-Ола: Республиканская детская библиотека, 2003.-16с.
  2. Марий Эл: время, события, люди. Календарь знаменательных и памятных дат на 1995г.-Йошкар-Ола: Министерство культуры МАССР Национальная библиотека им. С.Г.Чавайна, 1994.-С.39-41.
  3. Мир духовной культуры: календарь-справочник памятных дат/ГУКРМЭ «РДБ»; сост. Л.Л.Дроздовская, Е.Н.Сорокина –Й-Ола, 2005.-С.30.
  4. Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край.-П528.Йошкар-Ола:Центр-музей им.Валентина Колумба, 2003.-440с.

Источник: https://vkm.mari-el.muzkult.ru/bogatyry_zemli_mariiskoi

Онар (fb2)

— Онар (и.с. Марийская сказка)

385 Кб, 3с.

(скачать fb2) — Автор неизвестен

Настройки текста:

Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый

Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный

Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px

Насыщенность шрифта
жирный

Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px

Показывать меню
Убрать меню

В очень давние времена на берегу широкой Волги на лесной полянке жил марийский великан со своей старой матерью. Имя его было Онар.

Онар был очень весёлый, любил ходить на Волгу да ловить рыбу. Он был так высок, что глубокая река Волга доходила ему только до колен. А когда он шёл по лесу, то самые высокие деревья были ему до пояса. Толстые дубы, словно конопля, трещали и ломались под его сильными ногами. Старая мать всегда предупреждала сына:

— Ходи, сынок, осторожней, а не то, всех людей передавишь.

— А какие они, эти люди-то? — спрашивал Онар.

— Такие же, как и мы, только поменьше нас.

— Хорошо, я буду ходить осторожно…

Однажды его одолело любопытство и он свернул в сторону со своей обычной дороги. На одной из полянок Онар увидел людей. Они были очень маленькие, и это рассмешило его.

Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн

Онар решил показать их старой матери. Посадил всех людей вместе с их лошадьми и телегами в свой карман и пошёл домой.

— Мама, посмотри, что я тебе принёс?!

Старая мать покачала головой. „Ну, как можно людей сажать в карман, да ещё с телегами и лошадьми. Отнеси их на место и никогда не трогай… А где же твой улов, ведь ты ходил на рыбалку?“

Онар смущённо улыбнулся.

— Не сердись, мама, я завтра тебе наловлю целую корзину, а сейчас отдохнуть хочу.

Растянулся он на лесной полянке и заснул. Ночью разыгралась буря. Онар так крепко спал, что не слышал, как она бушевала над лесом, ломая и выворачивая с корнем деревья. Для него сильная буря казалась лёгким свежим ветерком.

Проснувшись утром, он почувствовал, что ему что-то попало в глаз.

— Посмотри, мама, я чем-то глаз засорил.

— Пустяки, — сказала старушка, — небольшая соринка. — И помогла вынуть еловый пень, попавший в глаз во время бури.

После завтрака Онар пошёл на Волгу ловить рыбу. Ещё издалека он увидел, как кто-то возится с его корзиной и ловит рыбу. Незнакомец ростом был ниже его, но широк в плечах.

— Кто ты такой? — спросил Онар удивлённо. — Откуда ты взялся?

Незнакомец начал заносчиво браниться.

— Как ты смеешь со мной так разговаривать, мужик сиволапый; я царский сын! Убирайся вон отсюда, пока я не велел отсечь твою голову!

С Онаром никто так грубо не разговаривал. И он рассердился.

— Ах вот как! Ты берёшь чужие вещи и ловишь рыбу в нашей реке да ещё угрожаешь!

И Онар вырвал корзину из рук незнакомца. Тот схватил Омара за пояс, приподнял и хотел ударить его оземь. Онар увернулся и сам цепко схватил чужеземного богатыря.

Завязалась жестокая борьба.

Сжимая друг друга в страшных объятьях, великаны так сильно упирались ногами в землю, что она не выдерживала их тяжести и проваливалась, образуя глубокие ямы.

— Посмотри последний раз на солнце, — рычал царский сын. — Ты его больше не увидишь.

— Хорошо ли ты простился со своим отцом? — насмешливо отвечал Онар.

Долго они боролись. Лишь на третий день могучий Онар окончательно измотал силы царского сына и так рванул своего противника, что тот упал на колени. Побеждённый царский сын стал просить пощады у Онара, сулил ему много денег и даже заморское царство. Но Онар был неумолим.

Читайте также:  Внеклассное занятие «весна пришла», 1 класс

— Не надо мне твоих денег и твоего заморского царства! Я знаю: пока ты будешь жить, вечно станешь нападать на меня.

Озлоблённый Онар приподнял противника и со страшной силой ударил о крутой берег Волги. Берег обрушился, завалил реку и мёртвого царского сына.

Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн

Волга разлилась широко-широко и затопила все ямы, образовавшиеся на месте боя великанов. В них потом получились озёра.

На второй день Волга пробила себе ход и потекла по старому руслу. А на месте завала остался только островок, который потом люди назвали Казин.

Усталый Онар, тяжело ступая, пошёл в сторону от места боя. На Кадочниковом поле он сел и разулся, чтобы вытряхнуть землю из лаптей. Высыпал землю из одного лаптя — получился целый курган; высыпал землю из второго лаптя — образовался другой курган.

Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн

Эта курганы и до сих пор стоят: один на Кадочниковом поле, другой около деревни Починской.

Источник: https://coollib.com/b/252775/read

ЛитЛайф

Тяжелые были тогда времена. Ногайцы часто нападали на мордовские села. По оврагам, лесам, словно волки, крались они к селам, набрасывались внезапно. Кто сопротивлялся, того убивали, девушек угоняли в полон, дома и посевы сжигали.

У эрзян села Куз поля располагались по ту сторону реки, где меньше было лесов и не было гор. Хорошие земли, только близки к ногайцам. Селяне, когда работали на полях, ставили караульных. В одиночку немногие ходили. Здесь, в заречье, Вандол и Валда стали расчищать себе участок под поле. Лес свалили, сожгли, стали корчевать пни.

В этот день они за рекой работали одни, и набросились на них ногайцы. Человек семь схватили Вандола. Тот даже руки не успел поднять. Двое набросились на Валду, хотели связать ее, но та так их стукнула лбами, что они как подкошенные рухнули перед нею.

А Валда бросилась на помощь мужу. Ногайцы не ожидали этого, растерялись. Вырвался от них Вандол, схватил топор. Не успели ногайцы понять в чем дело, как трое были изрублены.

Победили бы Вандол и Валда тех ногайцев, которые напали на них, но из леса прискакала подмога — человек пятьдесят.

— Беги, Валда, в село! — крикнул Вандол, отбиваясь от ногайцев. — Беги, говорю! — крикнул он опять, когда увидел, что жена замешкалась. — Видишь, сколько их. Предупреди наших, беги–и!

Стрелой полетела Валда к селу. Восемь верховых ногайцев погнались за ней. Бежит Валда, текут ее слезы, вытереть некогда. Вот и лес кончается, скоро до реки добежит. Вот и село видно. Слышит — ногайцы нагоняют ее. Собрала все силы и закричала:

— Ногайть! Кекшеде! Кадодо кудонк! Кадодо! (Ногайцы! Прячьтесь! Оставляйте дома! Оставляйте!)

Бежит и кричит. Вот и река. Но в это время настигла погоня, трое схватили ее. Она вырывается и кричит громко, громко:

— Кадодо, кадодо веленть! (Оставляйте, оставляйте село!)

Посмотрела Валда в сторону села, увидела, как забегали в нем эрзяне: они услышали ее. Обрадовалась, собрала остатки сил, руками и зубами вцепилась в ногайцев и вместе с врагами бросилась с крутого берега в реку…

Старый мурза долго стоял и смотрел на то место, где исчезла женщина с его нукерами. Только ничего, кроме волн, не увидел. Скоро и волны успокоились.

— Ай да Кадада! Ай да Кадада! — дивясь, повторял мурза. — Джигит, Кадада! Джигит!

Кто знает, что хотел сказать старый мурза словом «кадада». Возможно, он думал, что так зовут эту сильную женщину. Возможно, удивлялся героической ее смерти и вспомнил ее последние слова. Кто знает. Только после этого стали называть эту реку Кададой.

Очень давно это было.

Тихо, плавно течет Кадада. Глядя друг на друга, на двух берегах ее стоят эрзянские села Валдалей и Вандол.

Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн Марийская народная сказка «Онар» читать онлайн

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ МАРИ ЭЛ[198]

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ МАРИЙСКОГО НАРОДА

У Юлы–бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы.

Юла–бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал пасти скот.

На небе травы нет, а потому скоту надо было спускаться на землю. Бог и спускал его каждый день с неба, а вместе со скотиной спускал и свою дочь. Растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю.

Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной. Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле–богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл.

ОНАР–БОГАТЫРЬ

Когда–то в далекие незапамятные времена возле Волги–реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть–чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка–радуги. Потому–то и называют марийцы радугу — Воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа–калужинка.

Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища–кудо, которое стояло на берегу Волги.

В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Неидой, впадающих в светлую Виче, как по–марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок — с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому–то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

ЧАЧАВИЙ И ЭПАНАЙ

Жил когда–то в деревне отчаянный парень по имени Эпанай. Не было во всей округе человека озорнее его. Покуда он тайком забирался в чужие огороды и погреба, мужики еще терпели. Но вот его уличили в краже лошади, это уже было настоящим преступлением.

Вора судили всем селом. Мужики, разъярившись, кричали:

— Побить его, на кол посадить, чтоб не повадно было красть!

Что и говорить, вина Эпаная велика: без лошади крестьянин что без рук: ни вспахать, ни посеять, даже дров из лесу не привезти. Нет лошади — бери суму и ступай по миру.

В ярости мужики насмерть забили бы конокрада, но, на его счастье, нашелся среди сельчан незлобивый старик Акрей, который пожалел парня за молодость. Хотя Эпанай и непутевый парень, но все же свой человек, деревенский, отец его всю жизнь честно трудился.

— Земляки! — поднял руку Акрей. — Не порочьте добрую славу деревни злым делом! Накажите его крепко, но не доводите себя до душегубства. Все–таки он вам сосед.

Мужики то ли действительно пожалели парня, то ли отнеслись с уважением к сединам Акрея, но только перестали бить парня.

Однако решили твердо:

— В деревне нашей ему не жить! Пусть убирается куда хочет.

Эпаная с позором изгнали из деревни, наказав, чтобы впредь он глаз не казал, иначе будет ему худо. Ни слова не сказал Эпанай, посмотрел, словно загнанный волк, повернулся спиной к односельчанам и зашагал прочь.

Вскоре народ узнал, что в лесах появилась разбойничья шайка, во главе которой стоял Эпанай. Грабил он всех прохожих, ни за что убивал людей. Не знал Эпанай жалости ни к старому, ни к малому.

А разбогател он как! Ходил в зеленом шелковом кафтане, обшитом золотыми позументами, алые сафьяновые сапоги на его ногах сверкали серебряными узорами, подпоясывался атаман кушаком из парчи.

Немало награбленного добра скопилось у него в лесных тайниках.

И вот задумал Эпанай бросить разбой, перевестись в купцы, а там — ищи его след! Золото и серебро все прикроют, из душегуба сделают человека именитого, почитаемого…

И быть бы Эпанаю купцом, да, на свою беду, он увидел как–то раз на базаре дочь Акрея — Чачавий. Полюбилась ему красавица Чачавий, и решил он увезти ее силком в свое лесное разбойничье логово.

Глубокой осенней ночью нагрянули лихие люди к старику Акрею. Не успел хозяин и глазом моргнуть, как его избу заполнила толпа разбойников. За поясом у каждого из незваных гостей — пистолеты и кистени.

Источник: https://litlife.club/books/238082/read?page=62

Сказки. Страница 158

Жанры книг

Читайте также:  Классный час во 2 классе. что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сортировать как: по популярности

  • По популярности
  • По новизне
  • По оценке

Как в самой настоящей сказке, в этой книге есть место волшебству, любви и предательству, испытаниям и приключениям. В королевствах живут монаршие особы и их подданные, маги и прорицатели… И конечно, у короля есть дочь, прекрасная принцесса Грёза.

А ещё всегда был рядом любимый Шут, с неосмотрительной насмешки которого и началась вся эта история. Злая колдунья мстит королю за давнюю обиду и преданно служит чёрной богине Моране, чтобы на земле повсюду воцарилось зло.

Но суждено ли осуществиться их страшным планам? Ведь в борьбу с Тёмными силами вступил сам Бергар — могущественный светлый колдун, и помогают ему весьма удивительные личности: Леди-Воин, Мужчина-в-Платье и Король-Рысь.

Повість «Небесний народ» ще раз і ще раз ставить перед читачем вічні і нелегкі запитання: що таке добро і зло, як втриматися між цими антиподами і не збочити з вірного шляху в нашому мінливому та химерному світі, як уберегти душу від гріха та в чому полягає вічне блаженство.

Головний герой книги — добрий дух природи ельф — самовіддано допомагає мешканцям лісової галявини дати відповідь на згадані питання, радіє і сумує разом з ними, бо й сам у полоні боротьби з власними сумнівами: далі безтурботно існувати в своєму комфортному світі чи випробувати долю земних істот, пізнавши таким чином справжнє людське щастя.

«Сказки для тебя» написаны режиссером, телеведущим и писателем Андреем Максимовым. Они рассказывают не о фантастических существах, а о самых простых предметах.

Они не манят в виртуальные омуты нескончаемого насилия, но пробуждают творческую фантазию, приглашают внимательно оглядеться по сторонам, научиться думать и прилагать созидательные усилия. Это – самые настоящие «Новые сказки нового времени». Добрые и мудрые, волшебные и необычные одновременно.

Рекомендуются для первоочередного прочтения взрослыми: умными папами и мамами, а также добрыми дедушками и бабушками наших малышей.

Пусть милая сказка Алексея Толстого про Буратино никогда не кончается…В книгу «Новые приключения Буратино» собраны обе сказки про деревянного человечка, написанные Викторией и Алексеем Варгин.

Эта книга познакомит вас, ребята, с творчеством современного польского писателя Л. Е. Керна. Весело и остроумно рассказывает автор о приключениях фарфорового слона Доминика и его хозяина, мальчика Пини.Мы будем рады, если герои этой повести вам понравятся и станут вашими добрыми друзьями.

Книга Уильяма Хорвуда «Ивы зимой» — продолжение книги Кеннета Грэма «Ветер в ивах».

Те же герои: мудрый Барсук, доблестный Рэт Водяная Крыса, добрый и мужественный Крот, тщеславный Тоуд Жаба, заботливый отец Выдра — живут в своих домиках, пережидают суровую зиму, помогают друг другу как могут. Пока не случается кое-что необыкновенное.

И в трудных обстоятельствах каждый из обитателей прибрежных зарослей и Дремучего Леса показывает лучшие стороны своего характера: упорство, отвагу, верность в дружбе.

Эта книжка о приключениях Ежика. В своих рассказах Ежик поделится жизненными наблюдениями и выводами от встреч с обитателями сада и его окрестностей: Хозяйкой, Червяком, Ужом, Сорокой и многими другими.Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для взрослых, которые будут читать книжку детям и внукам.

Источник: https://goldenlib.ru/knigi-detskie/skazki/page-158

Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса» | Социальная сеть работников образования

«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста.

За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков.

Это обогатит их любовь к Отчизне.

Воспитывать патриотов своей Родины необходимо на образах сильных и мужественных защитников, на примере богатырей, национальных героях воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины.

Каждый народ, большой или малый имеет богатое культурное наследие своих предков. Про богатство марийского народного творчества собиратель марийского фольклора В.М. Васильев сказал: «Если мариец хочет дать добрый совет, у него есть пословицы, поговорки; хочет загадать – загадок много; захочет спеть – песням конца нет; о сказках и говорить нечего – не наслушаешься…»

Марийские народные сказки представляют богатейший источник для воспитания у детей высоких нравственных качеств, эстетических, художественных вкусов. В них раскрываются прекрасные черты человеческого характера, взаимоотношения людей.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

Один из легендарных героев марийского эпоса, собирательный образ марийского богатыря-патыра – Онар, в честь которого Марийский край часто называют Земля ОНАРА.

В марийских легендах Онар предстает перед нами в двух ипостасях. Первый — титан – созидатель облика земли марийской. Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги, которую так и называют воротами Онара.

Самые высокие дубы были ему, как трава, самые обширные и глубокие топи – как лужицы. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок – появлялись курганы.

Есть и другой Онар — богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной.

Легендарный марийский герой — Чоткар. В сказании говорится, что родился он на берегу Илети, в семье бедного охотника. Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с медведем и всегда побеждал его. Поражались люди силой Чоткара и любили его как сына.

Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших кочевников. Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь.

Марийский национальный герой, именем которого по легенде названа река Малая Кокшага — Кокша-богатырь. Сказка гласит: «В одном лесном илеме у бедных родителей появился на свет мальчик, его назвали Кокшей.

 В первую же ночь около колыбели появился богатыри Кугурак, Чоткар и Акпарс, они одарили ребенка силой, ловкостью, мудростью. С этой поры Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря».

В легенде говорится о борьбе злого владыки Вараша с Кокша-богатырем.

По своему содержанию марийская сказка «Нончык-патырк» («Богатырь из теста») похожа на сказку Л.Н. Толстого «Липунюшка» и на «Сказку о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина. «Жили старик и старуха, а детей у них не было. Сильно они горевали. И решили сделать себе сына из теста.

Замесила старуха тесто, вылепила из него человечка, завернула в тряпицу и положила на печь. На третий день послышался голосок:- Жарко здесь! Снимите меня! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка, а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький.

Рос мальчик двенадцать дней, вырос в крепкого парня, на тринадцатый день говорит старику и старухе:-Вы меня вырастили и выкормили, теперь я буду вас кормить».

В сказке рассказывается о несправедливом отношении богатых к бедным. А также сюжет сказки построен на простом житейском понятии о том, что хлеб является основной жизни, дает такую силу, против которой не устоит никакая другая.

Работа по знакомству дошкольников с национальными героями литературного эпоса выстраивается по следующей схеме:

Предварительный этап начинается с прослушивания литературного произведения. После этого дети погружаются в содержание произведения. На данном этапе уделяется большое внимание словарной работе: толкованию сложных слов, поэтичности выражений, сравнений.

После предварительной работы проводится основной этап, в котором дети играют в народные подвижные игры, пересказывают отрывки из литературного произведения, подбирают пословицы и поговорки, объясняя их смысл, знакомятся с бытом и народным костюмом. Одним из компонентов основного этапа является изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

Завершает работу итоговый этап, который может проводиться в различной форме: в виде комплексного занятия или праздника, где обобщаются и систематизируются полученные знания.

26 апреля ежегодно отмечается марийский праздник «День национального героя». Этот день и приуроченные к нему мероприятия — замечательный повод вспомнить нашу историю, поговорить с детьми о любви к большой и малой Родине.

Использование литературного эпоса, знакомство дошкольников с национальными героями дает устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к устному народному творчеству и истории своего народа.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/06/20/znakomstvo-doshkolnikov-s-natsionalnymi-geroyami

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector