Конспект занятия. работа с бумагой в технике рельефной аппликации «осенний натюрморт»

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Каждую осень природа дает нам возможность заняться творчеством.  Все что нам  нужно для этого лежит прям под ногами.  Осенние листья — самый популярный источник творчества. Для нашей сегодняшней поделки понадобится немного, всего лишь листочки рябины и конечно же  вдохновение.

Для изготовления нашего осеннего натюрморта нам понадобится:

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

  1. Акварельная бумага А4
  2. Шаблон  вазочки (можно скачать тут)
  3. Свежесорванные листья рябины
  4. Бумажный скотч
  5. Гуашь
  6. Кисть синтетическая №18
  7. Палитра
  8. Губки

Сначала мы должны подготовить фон для нашего осеннего натюрморта. Для этого мы увлажняем бумагу и наносим на нее точки желтой гуашевой краски с верхнего края бумаги, а  ближе к середине наносим редкие изумрудные точки. Потом мы соединяем все эти точки при помощи белил.  И у нас получается однородный фон.

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Ждем пока фон полностью высохнет.

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Когда фон полностью готов. Подготавливаем необходимый материал, а именно рябиновые листочки  и приступаем к творчеству.

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Кистью наносим на рябиновый листочек гуашевую оранжевую краску по всему его периметру . Потом берем этот листочек и прикладываем его в то место, где предположительно будет букет из листочков и аккуратно делаем там отпечаток.

  • Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»
  • Так повторяем еще с двумя листочками и у нас образуется небольшой букетик.
  • Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Дополняем наш букетик еще зелеными листочками смешивая для этих целей два цвета, зеленую и желтую гуашь. Наносим кистью на листик и отпечатываем как предыдущие.

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Когда все листочки будут отпечатаны. Приступаем уже к рисованию ягодок рябины. Для этого нам понадобятся только указательные пальчики на вашей руке.  Макаем пальчиком в красную гуашь и наносим точки в то место на нашем натюрморте, где у вас будут веточки с ягодами рябинки.

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Наш рябиновый букетик почти готов. Осталось еще сделать несколько штрихов.

Для нашего последнего штриха нам понадобится шаблон вазочки, который вы сможете скачать тут, губка, палитра и гуашь. Кладем наш шаблон на место, где будет наша ваза.

Берем губку (можно использовать для этих целей губку для мытья посуды) и наносим на нее краску — смешиваем для этого два цвета — зеленую темную и изумрудно зеленую. Хотя не обязательно брать только эти цвета.

 Вазу можно сделать и классического коричневого цвета.  Наносим сначала краску по краю вазы, а потом заполняем ее всю с помощью губки.

Когда вы заполните краской всю вазочку. Ждем пока она полностью высохнет. Потом аккуратно убираем наш шаблон.

  1. Наш осенний натюрморт штампами из осенних листьев готов!

Источник: http://tvorim-s-detmi.ru/master-klass-risuem-natyurmort-shtampami-iz-osennix-listev/

Осенние оригами. Поделки из цветной бумаги

Японская мудрость издревле гласит: «Великий квадрат не имеет пределов». Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечёт интересное дело. … И в сказочном царстве фигурок бумажных Научишься добрым, уверенным быть, И множество разных подарков приятных

Ты сможешь родным и друзьям подарить.

А. Е. Гайдаенко

Осень – творческая пора: буйство красок листвы, обилие самых разнообразных плодов вдохновляют на многочисленные сезонные поделки. Сегодня Материнство предлагает не совсем обычную подборку: осенние поделки мы будем создавать не из природных материалов, а из цветной бумаги!

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Кленовый лист в технике оригами

Нам потребуется: карандаш, линейка, клей-карандаш, краски и кисть, цветную бумагу выбираем  осенних оттенков:

Похвалялся листик клёна: Был я, как и все – зелёный, А сейчас я вот какой – Жёлтый, красный, золотой, И румяный, и резной – Ну, красавец расписной. Всё во мне, как солнце, светит, И любой меня заметит! Он не долго похвалялся. Вдруг от ветки оторвался, На полянку вниз нырнул,

Лёг удобней … и … заснул.  

  • Е. Груданов
  • Наше оригами будет собираться из модуля «трилистник». Схема его сборки:
  • Вариант 1. Сборный трилистник

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

  1. Вариант 2. Цельный трилистник
  2. Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»
  3. На основе таких модулей собираем наш кленовый лист. Посмотрите, какие стильные, и порой совершенно невообразимые кленовые листья  у вас могут получиться:

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

  • Собрать листик можно из разноцветных модулей, объединив их рисунком прожилок:
  • Декорировать однотонную бумагу можно самыми интересными способами: раскрасить цветными карандашами или красками (например, с помощью ватной палочки), сделать аппликацию, оставить оттиски и отпечатки лиственных монотипий, измять листик, декорировать под народные орнаменты, сделать рисунок-«насыпь» из круп или чаинок, приклеенных на клей.
  • Можно сделать из кленового листа радугу:
  • Из старого настенного календаря можно сделать осенний календарный листик.
  • Или украсить листок оригинальной шнуровкой.

Композиция под названием «Осенний вальс» достойна особого внимания. Она выполнена из нотной бумаги.

  1. Создать эффект яркого осеннего листа под прозрачным льдом можно при помощи блесток и стрейч-пленки.
  2. Из разноцветных осенних листьев с технике оригами можно собрать яркий венок, который украсит любой интерьер.

Оригинальный лист-гармошку выполнить еще быстрее, чем лист в технике оригами. Для его изготовления нужно сделать посередине листа цветной бумаги загиб. Сложить лист «гармошкой». По центру сделать своеобразное углубление, прикрепить к нему «черенок» листика из цветной бумаги или ниток, и затем соединить две получившиеся части листа, склеить их для прочности. 

Малыши с удовольствием участвуют в занятиях с аппликациями. Выбираем для них понравившуюся осеннюю поделку и предлагаем выполнить ее вместе. Для совсем маленьких деток, можно сделать заготовки, которые они смогут приклеить на основу, и получится осенний натюрморт:

Кусочки цветной бумаги могут сами стать листиками или частью фрукта. Для этого рисуем основу и предлагаем малышу украсить нашу поделку.

Затем можно выполнить поделку посложнее. Складываем листы цветной бумаги стопкой, затем «книжечкой». Карандашом наносим очертания будущего фрукта или овоща: яблоко, груша, тыква, арбуз, гриб и т.д.

Из ролика от туалетной бумаги и листка цветной бумаги можно сделать яблочко или даже целую яблоньку. Для этого оборачиваем ролик цветной бумагой и крепим к нему декоративные части.

Для яблочка используем половину ролика и крепим черенок, листик, по желанию — мордочку. Для дерева крепим крону, обклеенную листьями из кусочков цветной бумаги.

Для основы кроны можно использовать картон или одноразовую тарелку.

    Листья-вытынанки

    Полюбившуюся многим технику силуэтного вырезания можно использовать и в осенних поделках, открытках ко Дню учителя. Эта работа уже для школьников постарше:

    Можно пойти самым простым путем: вырезать силуэты листьев из нескольких листов цветной бумаги и собрать из них осенний букет. Как в стихотворении Т. Погореловой:

    У меня букет осенний, Разноцветный и последний.

    В нем есть клена лист резной,

    Лист калины расписной. Скромненький листок осины И алеет гроздь рябины. Вот березки желтый листик, И резной тысячелистник. У дубка лист красный, яркий, Посмотрел, и стало жарко. Свой букетик засушу,

    Осень в зиму приглашу.

    • Материнство желает вам творческих успехов!

    Источник: https://materinstvo.ru/art/ostnnie-origami

    Аппликация в дошкольном возрасте Развитие детского конструктивного творчества

    Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

    Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

    Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

    Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование.

    Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

    Резаная и рваная аппликация Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом — вырезанием, она также является базовой. Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

    Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

    Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.

    Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.

    Аппликация целыми силуэтами и раздробленная на части Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.

    Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов.

    Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

    Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

    Однослойная и многослойная аппликация Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга. Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

    Традиционный и нетрадиционный подход в аппликации В методике обучения детей аппликации выделяют несколько основных подходов. Одними из первых были исследования И. Л. Гусаровой, М. А. Гусаковой, Е. Л. Езикеевой, З. А. Богатеевой, Т. С. Комаровой. q Традиционный подход – от простого к сложному: выкладывание и наклеивание готовых форм на полосе, круге, квадрате (2 мл. гр.

    ); резание по прямой, резание с закруглением (ср. гр. ); вырезание из нескольких слоев бумаги (ст. дошк. возраст); силуэтное вырезывание (ср. гр) q Существуют нетрадиционные подходы к аппликации (Иванникова): на 1 -е место выдвигается создание выразительного образа.

    Выразительный образ можно сформировать у ребенка, если у него одновременно развиваются изобразительные и трудовые умения.

    Развитие сенсорных способностей q способность оценки цветовых сочетаний; q способность видеть характерные особенности плоскости, на которую наклеивается композиция; q способность почувствовать и изобразить ритм цветовых форм (асимметричность, симметричность); q развитие глазомера и координация руки и глаза; q умение пользоваться ножницами как изобразительным инструментом; q способность усваивать сенсорные эталоны практическим путем (цвет, форма, величина и способность их преобразовывать).

    Этапы процесса детского творчества в аппликации q 1 этап: художественное изучение реальной действительности, выявление необходимости декорирования окружающей среды. q 2 этап: возникновение замысла и разработка воображаемых моделей декоративного оформления. q 3 этап: отбор, подготовка, обработка аппликации. q 4 этап: процесс создания изображений и прикрепление их на фон.

    Педагогические условия организации образовательной деятельности q Детерминированность – индивидуальный подход к изобразительной деятельности ребенка q Занимательность и игровая форма организации образовательной деятельности. q Повторяемость (основанная на вариативности, например, материала). q Использование разнообразных методов и приемов обучения.

    Методы обучения аппликации q Поисковый метод q Информационно- рецептивный метод q Репродуктивный (метод упражнений) q Игровой метод

    Формы обучения детей аппликации q Фронтальная форма организации изодеятельности (общая, коллективная, индивидуальная работы) q Подгрупповая деятельность детей, индивидуальная форма (особенно в младшем возрасте) q Комбинированная и комплексная организация деятельности (математика и аппликация, аппликация и рисование)

    Аппликация во второй младшей группе Задачи обучения q q Учить называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры, сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу.

    Читайте также:  Мероприятие день смеха в начальной школе. сценарий с конкурсами

    Закрепить представления о форме круга, четырехугольника, об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), о величине в контрастных сопоставлениях (большой — маленький, высокий — низкий). Закрепление приемов раскладывания фигур и их наклеивания на основу.

    В декоративной аппликации развивать чувство ритма, симметрии

    Программное содержание Аппликация проводится один раз в две недели, в году -19 q Содержание аппликации необходимо связывать с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми.

    q Дети с большим интересом раскладывают и наклеивают знакомые им предметы, комбинируют их по признаку цвета, формы, величины.

    q Знания и умения конкретизируются на создании орнаментальной аппликации, где ребенок учится более точно располагать элементы узора, вырезанные в форме знакомых геометрических фигур, наклеивать по углам квадрата, в середине и по окружности круга, по горизонтали полоски, сочетая формы, цвета, чередуя элементы по величине.

    Примерная тематика работ: «Бусы на елку» , «Украсим елочку огоньками и бусами» .

    «Падают белые снежинки» , «Снежный ком на дорожке, и на него падает снег» , «Снеговик на дорожке» «Ярко светит солнышко» , «Льдины плывут по реке» , «Одуванчики расцвели на лугу» ; «Красные цветы на лужайке» , «Разноцветные цветы на клумбе» , «Огурцы на грядке» , «Грибы в лесу» Узоры «Платочек для мамы» «Тарелочка для собачки» , «Шарфик для куклы» и другие

    Аппликация в средней группе Задачи обучения q Обучить детей умению правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырехугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы. q Развивать умение объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата, что дает возможность выполнять задания разного характера (предметные, тематические и орнаментальные) q Совершенствование техники наклеивания

    Программное содержание Аппликация проводится один раз в две недели, в году — 19. q Постепенное освоение техническими приемами работы ножницами (в игровой форме).

    q Разрезание разноцветных полосок одинакового размера на квадратики, объединение их в виде узоров или предметных изображений на разном по форме и цвету фоне; из квадрата путем разрезания его пополам по диагонали слитным движением ножниц получают два треугольника.

    q Дети данного возраста осваивают вырезание округлых форм (круг, овал) путем плавного закругления углов квадрата и прямоугольника, а также силуэтное вырезывание q Несложные сюжетные композиции q Аппликации по замыслу дети выполняют в конце каждого квартала и в летние месяцы.

    Примерная тематика работ: «Праздничные флаги» «Флаги, которые мы видели на площади» «Праздничная гирлянда из разноцветных флажков» «Косынки для матрешек» «Шалаши в лесу» «Елочка» «Кто живет в этом доме: (домики для кукол, скворечник, конура для собачки)? » «Аквариум» различные мозаики из квадратов «Красивые цветы» «Самокат. Тележка. Коляски» «Светильники и лампы» «Цыпленок и гусенок» и другие.

    Аппликация в старшей группе Задачи обучения q совершенствовать навыки вырезывания и наклеивания узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы q научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны, многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода q закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях

    Программное содержание Аппликация проводится один раз в неделю, в году — около 39 q Закрепляются умения вырезать q q предметы округлой формы (листья, фрукты, овощи, грибы, цветы и т. д. ); в предметной аппликации – изображения различных игрушек (самолет, ракета, автобус, медведь, неваляшка и др.

    ) Вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, а также симметричных фигур Помимо предметной и декоративной аппликаций входят сюжетная и пейзажная (девочка с флажком, встреча зайчика с колобком; зима, избушка в снегу и др.

    ) Различные аппликации по замыслу детей Коллективные работы разнообразного содержания

    Примерная тематика работ «Осенний натюрморт» «Урожай» «Грузовики везут богатый урожай овощей и фруктов» «Улица нашего города» «Дома, украшенные к празднику» «Наш микрорайон» «Праздничный салют» «Веселые неваляшки» «Зимующие птицы» (зима) «Птицы на ветках» (весна) «Птичий двор» (лето) «Зима в лесу» «Бабочки на лугу» «Витрина игрушечного магазина» «Космический корабль летит к звездам» «Ветка вербы» «Одуванчики» «Цветущий сад»

    Аппликация в подготовительной Задачи обучения группе q Развивать умение более точно вырезать как геометрические формы, так и силуэты реальных предметов, добиваясь их сходства с натурой (цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, разнообразные строения, средства передвижения, образы птиц, животных, насекомых, рыб и т. д. ) q Использовать в аппликации разную технику вырезания, исходя из особенностей формы, строения предметов q Главная задача: превратить ножницы из технического инструмента в изобразительный (вырезать без предварительной прорисовки) q Начинать работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкими и заканчивая деталями, передающими характерные особенности q Работать быстро, аккуратно, использовать рациональные приемы вырезывания, разумно расходовать бумагу, убирать рабочее место.

    Программное содержание Аппликация проводится один раз в две недели, всего в году – 19 q Повторяются и закрепляются приемы вырезывания, которыми дети овладели в старшей группе, затем овладевают более сложным приемом силуэтного вырезывания q Закрепляются приемы вырезывания симметричных форм и вырезывания бумаги, сложенной гармошкой q Предлагается больше занятий аппликаций сюжетного и пейзажного содержания, различные тематические композиции q Декоративная аппликация приобретает более прикладной характер – украшают работы по конструированию и ручному труду аппликационными узорами по своему желанию. q Участвуют в оформлении группы к праздникам

    Примерная тематика работ «Осенний натюрморт» «Осенние мотивы» «Осень» «Терем-теремок» «Сказочный дворец» «Грузовик» «Автобус» «Легковая машина» «Теплоход плывет по реке» «Самолет» «Рыбки плавают в воде» «Воробьи клюют зерна» «Зайцы в лесу» «Весенняя песня скворца» «Золотая рыбка в бушующем море» «Сказочный город» «Пингвины на льдине» Коллективные работы по сюжетам сказок: «Колобок» , «Кот, петух и лиса» , «Три медведя» , «Два жадных медвежонка» и басням «Ворона и Лисица» , «Лиса и Журавль» Тематические коллективные работы: «Золотая осень» , «Урожай» , «Зимние картинки» , «Зимние забавы» , «Весна» , «Лето» .

    Рассматривание аппликационных работ детьми В процессе рассматривания и анализа аппликации воспитатель учит: q Замечать образное, характерное, выразительное q Самостоятельно находить ошибки q Развивает способность эстетически оценивать работу, обращая внимание на удачное цветовое решение, на красоту линий разреза, на качество работы в целом q Детские работы выставляются на обозрение, чтобы была возможность хорошо все разглядеть, полюбоваться, обменяться впечатлениями.

    Рекомендации к проведению аппликации q Во 2 -й младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте. q В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых складывается целое изображение, поэтому получают заготовки на подносе.

    q В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата. q В качестве основы для коллажа используют тонированную и цветную бумагу, цветной картон и полукартон.

    q Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.

    q Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль.

    q Все материалы для занятия аппликацией: кисти, салфетки, подкладки под бумагу — должны быть чистыми. q Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол, и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора.

    Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные. q Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.

    q Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей, следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.

    Значение аппликации в развитии конструктивного творчества q Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой – развитию творческих способностей и воспитанию личности.

    Источник: https://present5.com/applikaciya-v-doshkolnom-vozraste-razvitie-detskogo-konstruktivnogo-tvorchestva/

    Практическая работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт» — Скачать

    • Цель занятия:  выявить навыки обучающихся по пройденной теме, с помощью выполнения практической работы «Осенний натюрморт».
    • Задачи:
    • — закрепить у детей навыки работы с бумагой в технике рельефной аппликации;
    • — развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое мышление, фантазию.
    • — учить детей работать сплоченно для достижения единого результата, объединять отдельные изготовленные фрагменты в готовую композицию.
    • Оборудование и материалы:
    • — цветной картон;
    • — разноцветные столовые салфетки;
    • — картон белый А3;
    • — ножницы;
    • — клей ПВА;
    • — картины-натюрморты.
    • Организационный момент.
    • Вступительное слово.

    Педагог: «Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии мы с вами будем изготавливать панно в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт». С рельефной аппликацией мы уже знакомы. Какие материалы мы используем для работы в этой технике.

    Правильно, мы используем разноцветные столовые салфетки, картон белый или цветной, клей ПВА. А вот понятие «натюрморт» для нас пока еще не знакомо. «Натюрморт» это один из жанров в живописи, он может быть очень разнообразным, может состоять из таких предметов, как: ваза с цветами, графин с водой, стоящий на столе, блюдо с фруктами, и т.д. Слово «натюрморт» пришло к нам из французского языка, а в переводе на русский обозначает «мертвая натура», т.е. изображение неодушевленных предметов. Есть даже стихотворение о натюрморте, послушайте его, пожалуйста:

    1. «Если видишь на картине
    2. Чашку кофе на столе,
    3. Или морс в большом графине,
    4. Или розу в хрустале,
    5. Или бронзовую вазу,
    6. Или грушу, или торт,
    7. Или все предметы сразу,
    8. Знай, что это натюрморт».
    9. А. Кушнер

    Педагог: «Сегодня мы с вами тоже создадим свой натюрморт, с помощью салфеток, клея и нашей фантазии. Так как наш натюрморт осенний, значит и фрукты, которые мы будем с вами использовать для создания натюрморта, должны относиться к осеннему урожаю? Давайте назовем их: это яблоки, груши, айва, виноград и т.д. Именно эти фрукты мы и изобразим на нашем панно».

    Основная часть.

    Сортировка материала (салфеток), по размеру и цвету. Распределение между детьми определенных фрагментов.

    • Практическая работа.
    • Педагог: «Перед тем, как начать работать, давайте вспомним ТБ при работе с ножницами, клеем:
    • — какими ножницами мы пользуемся, и где они должны находиться, когда мы ими не работаем? (ножницы должны быть с тупыми концами, они должны лежать с правой стороны в закрытом состоянии)
    • — как правильно передавать друг другу ножницы? (кольцами вперед)
    • — как мы пользуемся клеем? (аккуратно, не размахивая флаконом, ничего не пачкая, а если такое приключилось, нужно незамедлительно протереть влажной салфеткой, и еще, не нужно пить клей, он не вкусный)

    Педагог: «Все правильно ребята, а теперь за дело! Для начала нам нужно сделать наброски нашего натюрморта, определить, какого цвета салфетки мы будем использовать, для того или иного фрукта.

    Ребята возьмите салфетку нужного вам цвета, разорвите ее на 16 равных частей, методом складывания. Из полученных кусочков начинаем катать комочки.

    (Выполнение детьми практической работы) А теперь, для того чтоб ваши ручки и пальчики намного отдохнули, я предлагаю вам немного поиграть».

    1. Упражнение «Солнышко» для развития моторики рук.
    2. — Как светит солнышко летом?
    3. Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.
    4. — Как светит солнышко осенью?
    5. Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.
    6. — Как светит солнышко зимой?
    Читайте также:  Конкурсы и игры на новогодний утренник в начальной школе

    Пальцы собираются в щепотку. Упражнение повторяется несколько раз.

    Педагог: «Ну что ребята, отдохнули? Значит, продолжим. Те, кто накатал достаточно комочков для своего фрукта, могут начинать заклеивание.

    Незабываем о том, что комочки на должны выходить за границы нарисованного фрукта, и что на поверхности фрукта не должно оставаться пустых мест. Клей наносим непосредственно на поверхность панно, при необходимости можно нанести небольшое количество на комочек.

    (Выполнение детьми практической работы) Ну что, «ребята – мастерята», давайте немного отдохнем, сыграем в игру «Знак вопроса»?

    Игра «Волшебный мешочек».

    В мешочек кладутся карточки с вопросами. Участники по очереди подходят и наугад достают из мешочка карточку с вопросом. По возможности отвечают самостоятельно, если ребенок не справляется, ему помогает весь коллектив.  

    • — какой материал используется при работе в технике рельефной аппликации? (цветные столовые салфетки)
    • — что такое натюрморт? (изображение неодушевленных предметов)
    • — когда собирают урожай? (осенью)
    • — что такое яблоко, груша, айва? (фрукт)
    • — что такое виноград? (ягода)
    • — что такое «Оригами»? (искусство складывания фигурок из бумаги)

    Педагог: «Для общего вида завершенности, нашей работе не хватает рамки. Рамку мы тоже сделаем из разноцветных комочков, по тому же принципу, что и вся поделка». (Выполнение практической работы)

    Рефлексия.

    В центре стола кладется «солнышко», вокруг которого будут выкладываться бумажные облака и тучки. Дети по очереди выбирают облако (все понравилось), или тучку (не очень понравилось, было скучно) объясняя свой выбор.

    Педагог: «Ребята наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось, чтобы вы поделились со мной и ребятами своими впечатлениями. А  сделаем мы это можно при помощи вот этих тучек и облаков (педагог ставит в центре стола блюдце с вышеперечисленными предметами).

    А теперь ребята, я попрошу вас выбрать тот предмет, который соответствует вашему настроению, после нашего занятия. Если вы довольны и вам все понравилось, выбирайте «облачко» и кладите его возле нашего солнышка. Ну, а если вам было скучно, или что-то не понравилось, выбирайте «тучку».

    (Выполнение рефлексии).

    Педагог: « Вот и закончилось наше занятие. Ребята, вы только посмотрите, какое замечательное панно у нас получилось, как много нового мы с вами сегодня узнали. Правда, здорово?! А еще ребята, я очень рада тому, что возле нашего солнышка совсем не видно тучек, одни облака. Это значит, что наше занятие было интересным и познавательным.

    1. «Всегда найдется дело для умелых рук,
    2. Если хорошенько посмотреть вокруг.
    3. А тот, кто дела не найдет,
    4. Пускай скучает целый год».

    М. Ивенсен.

    До свидания ребята, но прощаюсь я с вами ненадолго, а всего лишь до следующего занятия».

    По окончанию, обучающиеся наводят порядок на рабочих местах. 

    Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/prakticheskaya-rabota-s-bumagoy-v-tehnike-relefnoy-applikacii-os.html

    Непосредственно Образовательная Деятельность (НОД)

    Ходакевич Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования по информатике,  МАДОУ д/с N 55  г. Калининграда.

    Тема недели: «Дары осени»

    Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация».

    Программное содержание: Цель:Развитие творческих способностей детей через художественную деятельность. Задачи. Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое.

    Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше — ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов — многокрасочных, красивых, ярких.

    Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве. Предварительная работа (самостоятельная художественная деятельность за 1-2 дня до проведения занятия).

    Воспитатель предлагает понаблюдать, как она сама вырезает силуэты из бумаги, сложенной вдвое (использует выразительную по цвету бумагу из старых журналов, буклетов). Изготовление корзинок теми детьми, которые не присутствовали на занятии по аппликации.

    Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов, знакомство с натюрмортом как жанром живописи; рассматривание репродукций картин; составление натюрмортов из цветов, овощей, фруктов; рисование с натуры сухими художественными материалами (цветными карандашами, фломастерами).

    Материалы, инструменты, оборудование.

    Плетёные корзинки, подготовленные детьми на предыдущем занятии; квадратики и прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, жёлтого, оранжевого, синего, зелёного, персикового, фиолетового цвета), картон для фона; фактурная бумага для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеёнки; цветные карандаши и фломастеры для дополнения композиции.

    Наглядный материал: Репродукции натюрмортов: П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», «Яблоки на столе у печки», И.И. Машкова «Снедь московская: хлебы», «Натюрморт. Синие сливы», И.Т. Хруцкого «Натюрморт» (фрагмент), «Цветы и плоды».

    Ход непосредственно образовательной деятельности: Дети заходят в группу, на мольбертах помещены репродукции картин натюрмортов. Воспитатель: — Ребята, мы сегодня с вами попали в картинную галерею.

    Посмотрите внимательно, чем объединены  все эти картины, в каком жанре они выполнены? (ответы детей) — Так, что же такое натюрморт? Ребенок: — Если видишь на картине Чашку чая на столе, Или морс в большом графине, Или в розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу- Знай, что это натюрморт. Воспитатель: — Натюрморт-это картина не только об особой жизни предметов, но и о людях, которые их изготовили, вырастили, собрали, об их отношении к этим вещам и о том какие эти люди сами — добрые, трудолюбивые, заботливые, грустные или радостные, веселые или печальные.

    Дети подходят к репродукции картины

    Воспитатель: — Эта картина называется «Яблоки на столе у печки» художника П.П. Кончаловского. Посмотрите, как много яблок. Они спелые, сочные, только, что сорванные, нам кажется, что мы даже ощущаем их сладкий, медовый, тонкий аромат. Ребенок: — Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось, Видны семечки насквозь.

    Воспитатель: — А это «Натюрморт» художника И.Т. Хруцкого. Посмотрите, как много грибов в этой корзиночке, несколько даже упало, на ножках грибов еще видны остатки земли. Главное в картине – корзина с грибами, художник поместил ее в центр. Чтобы сделать натюрморт еще наряднее художник положил около корзиночки несколько зеленых огурчиков.

    Ребенок: — Белый гриб – боровик Всех грибов отличнее. Богатырь, лесовик С головой коричневой. Воспитатель: — Посмотрите на картину И.И.Машкова «Снедь московская: хлебы», она посвящена не только хлебу, но и человеку хлеборобу, землепашцу, пекарю. Потому что хлеб – это прежде всего труд, который в него вложили люди и в городе и на селе.

    Ребенок: — Вот он хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой, Вот он – теплый, золотистый! Словно солнцем залитой! Воспитатель: — А это « Натюрморт. Синие сливы.» художника И.И. Машкова. Тарелка с яркими синими сливами стоит в самом центре картины, на столе, она здесь самая главная. Сливы лежат по кругу тарелки, как бусы.

    А в центре слив, сверху лежит ярко-оранжево – красный крупный персик. Вокруг тарелки тоже красуются красные, оранжевые, желтые персики. Картина очень нарядная. Цвет фона и стола серовато – белый, он не мешает видеть фрукты, а наоборот подчеркивает их красоту. Обратите свое внимание на картину П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

    Посмотрите, какая красивая сирень. Как она хорошо смотрится собранная в один большой букет. Сирень только что собрали, чтобы поставить в вазу. Она свежая и душистая. Ребенок: — Чудным запахом сирени Напоен душистый сад.

    Гроздья крупные сирени Много звездочек хранят – Разноцветных, ярко – белых Фиолетовых, резных Нежных, свежих и душистых – Мы покажем мамам их! Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит корзина с фруктами накрытая тканью. Воспитатель: — Ребята, посмотрите, что здесь спрятано, (убирает ткань) что это? (ответы детей).

    Дети рассматривают красивый натюрморт из качественных муляжей, который помещён на столе. Воспитатель предлагает детям не спеша обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон.

    Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том, что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане груша, а если посмотреть с другой стороны, на переднем плане яблоко и т.д.). Воспитатель показывает детям два-три натюрморта в плетёных корзинках.

    Предлагает полюбоваться и напоминает, что дети уже подготовили корзинки для таких красивых натюрмортов. Воспитатель: — Сегодня на занятии мы будем вырезать разные фрукты и составлять из них красивые натюрморты в наших плетёных корзинках. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы сможем вырезать.

    Воспитатель показывает детям бумажный прямоугольник и квадрат и предлагает подумать, из какой формы лучше всего вырезать грушу, а из какой — яблоко. После ответов детей напоминает способы вырезания (аппликация симметричная, ленточная, по нарисованному контуру, обрывная). Воспитатель: — А теперь, давайте подготовим наши пальчики для работы. Десять пальцев у меня, Сколько же умею я! Если хочешь – покажу И про это расскажу Кулаки могу сжимать, А потом их открывать. Я могу переплести, А потом и спрятать, Полетать могу пустить, А потом и падать А потом сложу тихонько На коленях как котенка.

    Дети находят свои плетёные корзинки, выполненные на предыдущем занятии. Они обдумывают свои замыслы и начинают работать. Воспитатель помогает косвенными вопросами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит ребенка к способу поиска или выбору цветовой гаммы.

    Дети вырезают силуэты фруктов и помещают их в свои плетёные корзинки. Если фрукты не помещаются в корзинке, воспитатель советует частично наложить силуэты друг на друга и подвигать в поисках лучшего их размещения.

    Воспитатель подсказывает, что готовую композицию можно дополнить красивыми листочками, колосками, бабочками, стрекозами, жуками вырезать и наклеить или нарисовать цветными карандашами, фломастерами, красками. Дети любуются своими натюрмортами. Физкультминутка «Цветы».

    Раз, два, три, выросли цветы! К солнцу потянулись – Высоко: Стало им приятно и легко! Ветерок пролетал, Стебелечки качал. Влево качнулись, Низко пригнулись, Вправо качнулись, Низко пригнулись.

    Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они цветут, растут, Всем радость несут. Детям предлагаются цветочки трех цветов для самооценки.

    • После непосредственно образовательной деятельности.
    • Чтение русской народной потешки «Ваня-Ванечка»:

    Оформление выставки «Осенние натюрморты в корзинках» для родителей и детей всего детского сада.

    1. Ваня, Ванечка! Куда ходил?
    2. В лесочек!
    3. Что видел?
    4. Пенёчек!
    5. Под пенёчком что?
    6. Грибок!

    —        Хвать, да в кузовок!

    Источник: https://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia3435.html

    По теме- осенний натюрморт

    Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

    •                      Областное  государственное специальное (коррекционное)
    •          общеобразовательное учреждение для обучающихся (воспитанников)  
    •                                школа – интернат V вида г. Зернограда
    •                                           ИНТЕГРИРОВАННЫЙ   УРОК
    •            ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТРУДОВОГО  ОБУЧЕНИЯ
    •                                                            ПО ТЕМЕ:
    • «ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»
    •                                                                             ПРОВЕДЕН   ВО    2 «А» КЛАССЕ

                                  Учитель ИЗО – Устенко Л.А.

                                  Учитель трудового обучения –

                                                            Колесникова Т.С.

    1.                                                          г. Зерноград
    2.                                                                 2008г.
    3. ЦЕЛИ УРОКА:
    •  Закрепить знания детей об осени, ее признаках.
    •  Закрепить навыки работы в нетрадиционных техниках: набрызг, рисование с переходом через край.
    •  Закрепить навыки работы в технике аппликация.
    •  Развивать мелкую моторику, внимание, память, аналитические возможности глаза.
    •  Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
    •  Воспитание правильной речи.
    • ОБОРУДОВАНИЕ: осенние листья, мешочек с природным материалом, шаблоны, бумага (белая и цветная), карандаш, ножницы, клей, кисть, гуашь.
    • СЛОВАРЬ: аппликация, метод набрызга, метод рисования с переходом через край, природный материал, листопад, натюрморт.
    •                                            ХОД УРОКА:
    • — Сегодня на урок я принесла вам волшебный мешочек.
    • — Сядет тот, кто на ощупь угадает, что лежит в мешочке.
    Читайте также:  Как оценить готовность ребенка к школе

    (Игра «Отгадай, что лежит в мешочке». Каждый учащийся опускает руку в мешочек и на ощупь отгадывает, что там  лежит. Содержимое мешочка: шишки, желуди, каштаны, орехи, листья).

    — Вы угадали, что лежит в мешочке.

    1.  РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
    1. — Где вы встречали желуди, орехи, шишки, листья? (на дереве, в траве, в природе, в роще, в лесу, на улице)
    2. — Как назвать все это одним словом? (природный материал)
    3. — В какое время года его можно собрать? (осенью)
    4. — Какие приметы осени вы знаете? (желтеют и опадают листья, желтеет трава, идет дождь, люди одевают теплую одежду, улетают на юг птицы) 

    — Посмотрите на экран и скажите, какая примета лишняя? Почему?

    — Послушайте музыку и подумайте, какая из перечисленных примет больше всего подходит. (листопад)

    — Что такое листопад?

    — Все вы, конечно, наблюдали листопад и собирали опавшие листья. Сегодня на уроке они нам пригодятся.

    • — Урок у нас необычный, на одном уроке два предмета: изобразительное искусство и трудовое обучение. Сегодня мы выполним аппликацию «Осенний натюрморт»
    • — Что такое аппликация?
    • — Как вы понимаете слово натюрморт?
    • Анализ поделки:
    • — Из каких материалов состоит поделка? (цветная бумага, сухие листья, гуашь)
    • — Какими инструментами мы будем работать при изготовлении этой поделки? (ножницы, кисть)
    • — Как соединены между собой  детали?
    • — Рассмотрите внимательно работу и скажите, какие методы изображения вам знакомы? (метод аппликации, набрызга, рисования с переходом за край)
    • — Листья каких деревьев использованы в поделке? (кленовые, берёзовые, ивовые)
    1.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

    — Рассмотрите этапы изготовления аппликации «Осенний натюрморт»

    •  Обведите шаблон вазы на цветной бумаге, вырежьте, приклейте.
      •  Выполните рисование с переходом за край.
      •  Приклейте сухие осенние листья.
      •  Завершите работу методом набрызга.
    1.                                              ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
    2.                      Проводится под любую мелодию вальсового характера
    3. Листочки, листочки       Лёгкий бег на месте на носках, взмахи руками
    4. По ветру летят,
    5. У деток под ножками
    6. Тихо шуршат.
    7. И, плавно качаясь,         Ноги на ширине плеч. Плавные покачивания корпусом
    8. Ведут хоровод,                и руками, поднятыми вверх, влево — вправо.
    9. И ветер осенний
    10. Им песню поёт.
    11. То вправо, то влево        Кружатся, припадая на одну ногу.
    12. Листочки летят,
    13. Прощается с ними
    14. Весёлый наш сад.
    15. Листочки, качаясь          Лёгкий бег на месте, взмахи руками, опускаются на

    Ведут хоровод.               Корточки.

    А ветер осенний

    Им песню поёт.            

    — Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Какую поделку вы сегодня сделали? Как бы вы её назвали?

    • — Какие методы изображения вы использовали? (метод аппликации, набрызга, рисования с переходом за край)
    • Оценка работ учащихся:
    • Оценка 5 ставится, если работа была выполнена самостоятельно, без помощи учителя, аккуратно.
    • Оценка 4 ставится, если работа была выполнена самостоятельно, аккуратно, помощь учителя использовалась не более 2 раз за урок.
    • Оценка 3 ставится, если работа была выполнена с помощью учителя, неаккуратна.
    • Оценка 2 ставится, если работа была не выполнена.
    • — Оцените свою работу на уроке, вывесив поделку к соответствующей оценке.

    Источник: http://samzan.ru/112189

    Занятие по рисованию по теме «Осенний натюрморт»

    • Оборудование и материалы: бумага для черновиков (любого размера и качества); бумага плотная для живописи формата А-3, (или А-4); простой карандаш, стирка, точилка; наглядные пособия: несколько известных, простых по форме, овощей (картофель, морковь, луковица, свёкла), или их муляжи или изображения; гуашь не менее 9-ти цветов; баночки для воды; беличьи кисти (толстая — для фона, средняя — для предметов, тонкая — для обводки и мелких деталей): репродукции натюрмортов с овощами (простые но композиции), отрицательные схемы-примеры с типичными композиционными ошибками.
    • Цели занятия: закрепить понятие об овощах, познакомить с понятием «натюрморт», закрепление полученных знаний о компоновке главных предметов изображения, дальнейшее знакомство с законами композиции — учить гармонично располагать предметы на плоскости листа во фронтальной композиции с учётом свободного пространства и формата, учить рисованию простых геометрических форм и чувствовать их связь с реальным предметом, ознакомить с приёмами работы гуашью, ознакомить с последовательностью работы при рисовании красками, развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, мелкую моторику руки.
    • Ход занятия

    1. Оргмомент: проверяем наличие материалов и их готовность к работе. (Краски закрыты, вода не набирается. Открываем краски и набираем воду непосредственно перед раскрашиванием!)

    2. Сообщение темы занятия. Ребята, что мы с вами рисовали на прошлом занятии? А яблоко — это фрукт или овощ? А какие вы знаете овощи? Чем они отличаются от фруктов? Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт с овощами, как настоящие художники.

    Преподаватель показывает репродукцию живописной картины или фото­натюрморт с изображением овощей.

    Что такое натюрморт? Это изображение не живых предметов: фруктов, посуды, цветов, овощей, или сразу всего вместе. Мы с вами будем рисовать овощи. Показывает — какие именно.

    3. Тренировка. Для того, чтобы картина получилась красивой, сначала потренируемся — на листочках-черновиках попробуем нарисовать форму разных овощей. Посмотрите, ребята, какой формы картошка? Это неровные круги или овалы.

    Давайте нарисуем картошку одним движением (показывает на своём листе). Теперь попробуйте нарисовать её постепенно, из многих штрихов (показывает).

    Пока ребята пробуют рисовать на черновике, педагог помогает, напоминая, что рука расслаблена, что на карандаш не нужно сильно давить, что линия должна вернуться в ту точку, из которой вышла.

    Молодцы! Теперь, посмотрим какой формы морковь. Она похожа на сильно вытянутый треугольник, только уголки у неё не острые, а скруглённые. Преподаватель показывает на своём листе, ребята тренируются — рисуют несколько морковин разного размера.

    Примечание: для маленьких деток, с невысоким уровнем подготовки, двух видов овощей простой формы достаточно. Если занятие проводится с детьми постарше, с более высоким уровнем знаний, умений и способностью к концентрации внимания, тогда можно усложнить задачу: добавить овощей и, даже, ввести в композицию простые предметы.

    4. Исполнение работы. Преподаватель раздаёт бумагу для работ. Для отработки навыков компоновки, свободного чувства пространства листа, лучше взять для этой работы бумагу формата А-3.

    Педагог проводит посередине своего листа прямую линию и, сравнивая с репродукцией, спрашивает: Ребята, что за линию я провела? Что я нарисовала? Затем объясняет, что так обозначается плоскость стола, когда рисуем много предметов.

    Далее, показывает, как расположить овощи на столе в свободном порядке, напоминая о законе расположения главных героев в центре картины.

    Знакомит с несколькими новыми законами: о взаимосвязи горизонтального расположения предметов и горизонтального расположения листа бумаги, об эффекте загораживания дальних предметов ближними.

    Так как в этом возрасте изобразительные способности ребят только формируются, они могут плохо чувствовать связь формы, размера и взаиморасположения предметов со свободным пространством листа. В задачи обучения входит постепенное формирование этого чувства.

    С этой целью на первых занятиях педагог постепенно объясняет и показывает простейшие законы компоновки и, затем мягко контролирует их выполнение (через напоминание и обращение внимания ребёнка на ошибки) до тех пор, пока ребята не усвоят их.

    Типичные ошибки пр рисовании натюрморта и их преодоление:

    • Предметы рисуются слишком маленькими — исправляем их размер до гармоничной связи со свободным пространством листа.
    • Предметы «слеплены в одну кучу», или сильно смещены в каком либо направлении так, что в других местах лист выглядит неоправданно пустым — свободно и гармонично перераспределяем их по листу, с акцентом в центре.
    • Предметы неоправданно сдвинуты к краям листа, «выпадают» из листа, или даже обрезаны краем листа — сдвигаем их к середине так, чтобы заполненной была центральная зрительная зона, и все предметы были видны полностью.
    • Для того, чтобы избежать этих трёх типичных ошибок компоновки, целесообразно иметь схематически нарисованные отрицательные примеры таких ошибочных композиций, и показать их при объяснении -как делать неправильно.
    • Контуры предметов не замкнуты — убираем зазоры, доводим линии до точки, из которой они вышли.
    • Постоянно приходится напоминать о необходимости вытирать лишние линии там, где ближний предмет закрывает собой дальний. (Этой теме может быть посвящён отдельный урок).

    Варианты занятия: может ставить более сложную композиционную задачу -компоновка мелких овощей по периферии более крупного предмета в центре — картошка вокруг качана капусты.

    После того, как натюрморт закомпанован, можно набрать воду, открыть гуашь и приступать к раскрашиванию. На этом этапе отметим следующие существенные моменты:

    Качество бумаги, кистей и гуашевых красок — бумага должна быть плотная, подходящая для живописи; гуашь должна быть свежая, пластичная, не менее 9 цветов; кисти беличьи, мягкие, нескольких размеров для разных видов работ.

    Если качество материалов для рисования низкое (тонкая писчая бумага, синтетические кисти и 6 баночек старой засохшей гуаши, оставшихся в наследство от бабушки), ребёнок испытает радость творчества, но какого либо эстетического результата от таких занятий ждать нелогично.

    Малыши, обычно, начинают раскрашивать работу не от крупных деталей к мелким, а наоборот — не само яблоко, например, а хвостик яблока, не пейзаж за человеком, а глазки и ротик на лице человека и т.п. Эту особенность детского восприятия необходимо перестроить.

    Живописные композиции любого содержания начинаем раскрашивать с фона, последовательно переходя от. всё более крупных предметов, к мелким деталям! В данной теме, это фон за столом и плоскость стола.

    К главным «героям» композиции, в данном случае — овощам, мы переходим в последнюю очередь.

    Сразу, с первых уроков живописи, важно приучить ребят смешивать краски! Для этого педагог предлагает ребятам выбрать свой любимый цвет для фона, затем подобрать родственные цвета (например, все синие и зелёные, или все тёплые — жёлтый, оранжевый, охра) и, смешивая их в любой последовательности, закрасить фон так, чтобы создалась красочная вибрация, перетекание одного цвета в другой, соседство разных оттенков одного или нескольких цветов.

    На первых уроках педагог сам показывает, как это делается, и, затем следит и помогает ребятам освоить это живописное правило.

    То же проделывается со столом: если это деревянный стол — выбираются все цвета соответствующие дереву (все тёплые, плюс оттенки зелёного), и раздельными мазками разных оттенков передаётся фактура дерева.

    Если планируется изображать скатерть или салфетки, подбираем цвета исходя из фона и цвета овощей, с элементами несложного узора.

    • Мазки краски, как и штрихи карандашом, кладутся по форме предметов!
    • Ненавязчиво обращаем внимание ребят на наличие теней, и делаем их, добавляя холодные синие тона, или через добавление чёрного.
    • Если ребятам трудно добиться тонового и цветового контраста, и предметы «смешались» и трудно различимы — можно и нужно использовать приём обводки тёмным тоном тонкой кистью.

    5. Итог занятия.

    Дети должны закрепить понятие о фруктах и овощах, знать что такое «натюрморт», знать вышеперечисленные правила компоновки, порядок выполнения живописной работы, правило смешивания цветов, освоить рисование нескольких простых по форме овощей. В конце занятия устраивается общая выставка, работы обсуждаются. Похвалы заслуживают все, кто старался, независимо от результата.

    6. Завершение занятия: уборка рабочих мест.

    Источник: https://vscolu.ru/izobrazitelnaya-deyatelnost/zanyatie-po-izo-po-teme-osennij-natyurmort.html

    Ссылка на основную публикацию