Классный час тренинг на сплочение коллектива для 10 класса

Занятие, посвященное сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, можно проводить на разных этапах учебного года: после каникул, при изменении состава класса, для лучшей адаптации новичков. Учитель сам определит, какую педагогическую задачу ему помогут решить предложенные упражнения.

Педагогическая задача тренинга

Мой новый восьмой класс, в котором я являюсь классным руководителем, был сформирован из вновь поступивших в школу ребят.

С самого начала я уделяла особое внимание формированию классного коллектива, проводила с ребятами групповые занятия, беседы, внеклассные мероприятия, часть из которых они организовывали сами (конечно, в контролируемых и специально созданных условиях).

В итоге образовался достаточно дружный коллектив, в котором микрогруппы доброжелательно взаимодействовали друг с другом; не осталось ребят, совсем исключенных из классной жизни.

Но в последнее время групповая динамика изменилась, стали выделяться ответственные и инициативные ребята, наверное, более трудолюбивые, на которых остальные начали «сваливать» внеклассные дела, поручения и организацию их собственных праздников.

Классный час тренинг на сплочение коллектива для 10 класса

На мой взгляд, это неправильная тенденция для коллектива, который просуществует еще минимум три года, поэтому я решила провести специальное занятие, направленное на сплочение коллектива.

Были подобраны упражнения, выполнение которых не требует явного лидера, но невозможно без сплоченной работы всей команды, а успех команды зависит от успеха каждого участника.

Все упражнения достаточно активные.

Время проведения: 60 минут. Необходимое оборудование: линии на полу, веревка, связанная в кольцо (ее длина должна быть достаточной, чтобы все участники могли взяться за веревку руками), доска.

Упражнения на сплочение классного коллектива

Разминка

После вступительного слова ведущего каждый участник по кругу называет свое имя и продолжает по своему усмотрению фразу: «В людях я ценю…».

Конечно, ребята проучились вместе больше полугода и знают, кого из них как зовут. Но произнесение своего имени в начале фразы акцентирует внимание на том, что это мнение конкретного ученика, что именно он так считает. Возникает ситуация ответственности за свои слова, когда сложнее сказать откровенную глупость или отделаться неуместной шуткой.

После того, как все высказались, учителю важно подвести итог, резюмировать сказанное, по возможности подчеркивая качества, актуальные для цели занятия («Вы видите, что многие из нас ценят в людях честность, готовность прийти на помощь, умение дружить…»).

Упражнение «Крестики-нолики»

На доске расчерчено поле – 6×6 клеток. Группа делится на две команды по произвольному принципу (например, в зависимости от того, как они сидели – справа или слева от ведущего). Каждая команда выбирает капитана, который будет от ее лица выполнять ход – вписывать «Х» или «0» в одну из клеток.

Ведущий объясняет, что каждая команда должна стремиться получить наибольшую выгоду, заработать максимальное количество очков, то есть заполнить как можно больше полных строк или столбцов. Ходы выполняются по очереди, за ход можно поставить только один знак.

В данном упражнении много тонкостей. Во-первых, в инструкции нет никаких указаний на конкуренцию, нет запретов договариваться с другой командой, но именно стратегию конкурирования чаще всего избирают команды, и, конечно, обе не получают ни одного очка.

Затем подсчитывается итог, неутешительный для обеих команд. Дальше педагогу нужно не напрямую в ходе обсуждения подтолкнуть ребят к идее, что максимальная выгода для каждой команды – это по 3 очка каждой, а если одна из команд начнет «вредничать», то сама проиграет.

Затем проводится второй раунд игры.

Это упражнение – этап предъявления проблемы. По его результатам нужно дать ребятам возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы стратегий конкуренции и кооперации.

Упражнение «Досчитать до десяти»

Упражнение выполняется с закрытыми или опущенными глазами и в тишине, чтобы участники не могли переглядываться и договариваться заранее. Ребята все вместе должны досчитать до десяти, но таким образом, чтобы каждую цифру называл только один человек. Если какую то цифру произносят одновременно несколько подростков, счет начинается заново.

Это классическое упражнение, и ученики моего класса выполняли его регулярно. Оно очень хорошо для введения в тему командообразования и сплочения, а также в качестве разминки. Его вполне можно использовать многократно. После каждой неудачной попытки стоит напоминать ребятам, что с этим упражнением невозможно справиться без внимания друг к другу, умения слушать.

Упражнение «Единый шаг»

На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага. Ребятам дается задание: перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе, одновременно. Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться.

Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: некоторые берут часть команды на плечи, упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.

Упражнение «Фигуры из веревки»

Участники встают в круг, каждый берется за веревку, связанную в большое кольцо. Ведущий объясняет ребятам, что их задача – по команде закрыть глаза и молча придать веревке форму той фигуры, которая будет названа. Затем все снова откроют глаза и увидят, что получилось.

Дальше участникам предлагается сделать квадрат, ромб, овал, трапецию (любые плоские фигуры). Если упражнение проходит очень хорошо, можно усложнить задачу и предложить сделать пирамиду или куб.

Конечно, выполнить более сложное задание с закрытыми глазами невозможно, и за этим правилом нужно следить только вначале, на простых фигурах. К концу упражнения главной задачей становится поиск решения, что гораздо важнее. Если кто-то проявляет себя слишком авторитарным, старается руководить всеми и не прислушивается к мнению команды, можно напомнить о запрете на разговоры.

Упражнение «Путаница»

Классный час тренинг на сплочение коллектива для 10 классаУчастники встают в круг, близко друг к другу. По команде ведущего все закрывают глаза и вытягивают руки, а по следующей команде каждый берется за чью-нибудь руку. Затем учитель проверяет, все ли взялись за руки попарно, и если нет – исправляет. После этого ребятам разрешается открыть глаза. Задача – распутаться, не отпуская рук.

В этом упражнении школьники получают возможность тактильного контакта, что так важно в подростковом возрасте. Упражнение невыполнимо без внимательного и бережного отношения друг к другу, слаженной совместной работы, умения слушать друг друга.

Итоговое обсуждение

Ведущий благодарит участников за работу, поощряет сплоченность, отмечает наиболее удачные, на его взгляд, моменты. Ребятам предлагается подумать над вопросами и при желании высказаться вслух:

– Что было проще или сложнее всего и почему? – Что понравилось или не понравилось и почему? – Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?

– Какие эмоции сейчас преобладают?

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/trening-na-splochenie-classa.html

Тренинг на сплочение класса (игры для тренинга)

В копилку классного руководителя 5 класса

Классный час тренинг на сплочение коллектива для 10 класса

Дружный класс — мечта любого классного руководителя. Если в классе имеется сложившийся коллектив, с ним гораздо легче работать педагогам, да и самим детям в школу ходить приятнее и радостнее, а значит, и учеба становится более продуктивной. Поэтому в педагогике очень часто используются специальные коммуникативные игры на сплочение класса, повышающие социализацию.

Во время тренинга на сплочение коллектива школьники смогут показать свои лучшие стороны, иногда неожиданно для себя и для всей группы. В будущем классному руководителю наверняка будет приятно напоминать им об этих качествах, ненавязчиво развивая их и усиливая атмосферу дружбы и взаимовыручки в классе.

  • Сплоченный коллектив — понятие многоплановое:
  • * это показатель психологической совместимости группы;
    * это единство или близость ценностей ее участников;
    * это общность целей и мотивации в делах;
  • * это дружеские отношения, сотрудничество, взаимопомощь, а значит, привлекательность группы для тех, кто в нее входит.

Факторы, оказывающие воздействие на сплочение коллектива, зависят от индивидуальных особенностей его членов, личных убеждений, уровня развития. Потому тренинг на сплочение коллектива для младших школьников будет довольно значительно отличаться от методов, применяемых в среднем звене, и тем более – в старшем.

Классный час тренинг на сплочение коллектива для 10 класса

Каким может быть психологический тренинг на сплочение коллектива

Тренинги для школьников на сплочение коллектива по методам и формам проведения могут быть разными. Хорошую эффективность обычно дают программы из нескольких занятий или классных часов, следующих друг за другом без больших временных промежутков (не больше недели).

Разовые тренинги и игровые упражнения помогают решать возникшие конкретные проблемы или поддерживать хорошие взаимоотношения и в целом психологический климат в классе.

Самые яркие впечатления у школьников оставляют тренинги, проводимые на выезде: необычность обстановки, оторванность от привычных ориентиров, с одной стороны, помогают раскрепоститься, а с другой – создают ряд трудностей, вызывая реакции, к которым не готовы, как непривычные к такой практике педагоги, так и точно так же неподготовленные дети. Тем не менее, принятые почти во всех учебных заведениях осенние выезды классов на природу многие вспоминают весь год, а кто-то — и всю жизнь.
Как провести тренинг для 5 класса на сплочение

Особенно эмоционально такие мероприятия воспринимают дети, перешедшие из начальной школы в среднюю. Для пятиклассников многое сейчас в новинку: и педагоги, и предметы, и режим, они изменяют их привычную жизнь.

Поэтому тренинг на сплочение коллектива 5 класса во время осеннего выхода на природу будет отличным началом «совместной жизни» для классного руководителя и для самих детей.

Важно грамотно поставить цель и задачи, выстроить последовательность интересных упражнений, игр — и продуктивный положительный контакт с детьми обязательно возникнет.

Главная цель такого тренинга — достичь хороших взаимоотношений между детьми. Известно, что в каждой группе есть уже сложившаяся структура, свои «звезды» и «вороны», «подпевалы» и «одиночки».

Важно каждому дать право быть тем, кто он есть, и в то же время показать, что в группе они могут достигнуть большего.

На это ориентировано огромное количество упражнений и заданий, которые могут использовать как профессионалы-психологи, так и люди, имеющее любое педагогическое образование.

Учитывая, что у выпускников начальной школы новый учебный год вызывает определенный стресс, тренинг для 5 класса на сплочение должен вести хорошо подготовленный ведущий. В том случае, когда учитель не имеет опыта тренингов, лучше обратиться к профессионалу.

Если учитель (классный руководитель) будет работать в паре с психологом (пусть даже студентом, но имеющим опыт участия в тренингах и ведения психологических упражнений), это непременно даст положительные результаты и поможет в его дальнейшей работе со школьниками.

Но еще лучше, если педагог будет в одной команде с детьми, чтобы поровну делить с ними трудности, возникающие во время выполнения упражнений и игр.

Читайте также:  Беседа о вреде курения для подростков. сценарий

Он может подсказывать и направлять (только не следует этим увлекаться, необходимо предоставить детям право применить их опыт и попробовать реализовать собственные решения).
Веревочный курс как эффективный тренинг для коллектива детей

Удачный вариант тренинга на сплочение коллектива школьников представляет собой веревочный курс. Он применим для разных возрастов — от младших школьников до старших; его используют и для студентов, и для сотрудников серьезных компаний — все зависит от уровня сложности упражнений.

Важно, чтобы участники команды в ходе тренинга сами находили решения и претворяли их в жизнь.

Сплочение команды детей происходит во время преодоления трудностей различного плана: от необходимости пройти часть пути с закрытыми глазами (вот где в качестве проводника идеален классный руководитель!) до «спортивных» преград вроде задания пройти по натянутой веревке или прыгнуть за заграждение с помощью «тарзанки».

Пример тренинга на сплочение класса для классного часа

Если вы все еще не знаете, как сплотить коллектив, предлагаем вашему вниманию разработку тренинга, провести который может классный руководитель, школьный психолог на классном часе или внеклассном мероприятии. Нужно последовательно выполнить предложенные игры на сплочение класса и провести анализ выполняемых действий.

Цель тренинга: повысить сплоченность и самооценку у детей в классе.

План тренинга

Приветствие
— Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшнее занятие буду вести я. Оно будет немного необычным, но обещаю, что вам очень понравится. И прежде, чем начать, давайте все вместе поприветствуем друг друга.

Для этого нужно рассчитаться на первый-второй.
Отлично! А сейчас давайте все дружно встанем и отодвинем свои стулья, чтобы нам ничего не мешало.

Те, кто в первой группе, встают за мной в одну линию, а вторая группа встает в такую же линию прямо напротив нас.

Приветствие будет заключаться в следующем: каждый по очереди поворачивается и жмет руку стоящему за ним в колонне. Как только обе колонны закончат это делать, нужно будет обменяться приветствиями между колоннами. Для этого мы все будем идти «змейкой» и обмениваться рукопожатиями.

Погружение
— А теперь внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Нужно поднять руку тем, у кого сейчас отличное настроение. А теперь тем, у кого, наоборот, настроение не очень. И в заключение пусть поднимут руку вверх все, у кого в классе есть товарищи.

Данное задание считается выполненным успешно, если с ним справились все ученики. Не имеет значения скорость выполнения и качество. Главное, чтобы задание было выполнено всеми.

— А сейчас послушайте одну историю. В некотором селе жила-была семья, глава этой семьи был уже стар. И перед смертью он дал своим сыновьям веник и попросил их его сломать. Как ни пытались его сыновья сломать его, ни один с этим не справился.

Потом старец разрезал бечевку, которая связывала прутья воедино, и предложил сломать их по отдельности. С этим сыновья справились без особых усилий. И тогда глава семьи дал своим детям такой наказ: когда его не станет, они должны всегда держаться друг за друга и всегда быть вместе, тогда им будут не страшны никакие беды.

И на этом занятии мы постараемся понять, каким дружным является ваш класс.

Строй
— Для вас не составит труда, если я скажу, что за минуту нужно выстроиться в ряд по росту.

А если я скажу, что за минуту нужно выстроиться по цвету волос? В начале ряда должен стоять тот, у кого волосы самые светлые, а за ним по порядку те, у кого волосы все темнее и темнее.
С этим заданием вы справились.

А сможете ли вы построиться по алфавиту первых букв своих имен, не произнося ни одного слова вслух?

И с этим справились! Отлично!

Путаница
— А сейчас каждый из вас должен встать в круг и поднять вверх свою правую руку. Этой рукой нужно ухватиться за руку одного из своих одноклассников. Сложность состоит в том, что нельзя брать за руку стоящих рядом людей.

Как только все ухватились друг за друга, и не осталось ни одной свободной правой руки, нужно сделать аналогичное с левой рукой. Произошла вот такая путаница.

Теперь задача состоит в том, чтобы распутаться из всех этих «цепей», а делать это необходимо не расцепляя рук.

Ботинки
— Теперь всем нужно разуться и раскидать обувь по всему классу. Теперь снова все встаем в круг и крепко держим друг друга за руки. Задание состоит в том, чтобы каждый смог обуть свою обувь. Расцеплять руки нельзя.

Когда всем удастся вернуть свою обувь, нужно спросить детей о том, понравилось ли им такое задание, как у них получилось его выполнить, и кто оказывал им помощь.

Почеши спинку
— Сейчас всем нужно образовать два круга: один побольше — внешний, другой поменьше— внутренний. А теперь каждому нужно повернуться направо. Получилось так, что сейчас каждый стоит спиной к своему товарищу и видит спину другого товарища. Игра заключается в том, что нужно почесать, помассировать, пощипать или погладить спинку тому, кто стоит перед тобой.

Превращение
— А сейчас мы будем развивать свое воображение. Я называю животное, известного человека или любой предмет, а вы должны его изобразить. При этом нужно проявлять свою фантазию и показывать персонажа с разных сторон: движениями, звуками, повадками и т.д.
Итак, сейчас мы превращаемся в: корову, стол, сову, Аллу Пугачеву, плаксу, учителя, поэта, гитариста, клоуна.

Здорово, вы отлично справились с заданием! Настоящие артисты!

Стекло
Продолжаем тренировать ваши актерские способности и навыки общения. Сейчас вы должны разбиться на пары и встать друг напротив друга. Ваша задача поговорить с одноклассником, стоящим напротив, на какую-нибудь тему. Сложность в том, что нельзя произносить ни слова, все нужно изображать жестами. Представьте, что между вами звуконепроницаемое стекло.

Какие вы молодцы! И с этим заданием справились.

Поезд
— А сейчас мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Мне нужно 5 человек, которые должны построиться друг за другом и взяться за талию впереди стоящего обеими руками. Это поезд. Ученик, стоящий впереди колонны, будет машинистом, остальные — вагоны поезда.

Ребята вне поезда разбегаются по классу и выполняют роль препятствий. Все, кроме машиниста, закрывают глаза. Он должен провести поезд через все препятствия, встречающиеся на пути. Как только он проедет свой круг, нужно поменяться.

  1. Игра продолжается до тех пор, пока все не побудут в составе поезда.
  2. Обобщение
    А сейчас я прочитаю всем вам пару строк, а вы попробуйте задуматься над их смыслом каждый для себя.

*Никогда не опускайте руки! Тот, кто это делает, заранее обречен на неудачи.
*Никогда не бойтесь проиграть! Тот, кто боится, обречен на поражение.
*Проявляйте усердие! Только так вы добьетесь своих целей.

*Прежде чем что-то сделать, подумайте, и так вы сможете избегать ошибок.
*Никогда не обманывайте, и вас будут окружать верные и преданные друзья.

*Будьте честными сами с собой, старайтесь чаще смотреть на себя со стороны, и вы многое сможете понять, а другие начнут относиться к вам с уважением.

*Будьте всегда самими собой, не сворачивайте с выбранного пути. И тогда вы добьетесь успеха.

Надеюсь, что каждый внимательно выслушал эти слова, и сделал для себя выводы.

Итоги
— Настало время подвести итоги.
Для заключительного задания нам всем снова нужно встать в круг. У меня в руках клубок ниток. Сейчас каждый по очереди будет делиться своими впечатлениями об этом занятии, после чего, обмотав нить себе вокруг пальца, передавать клубок дальше.

Все высказались, умнички! И теперь мы с вами являемся частью одного большого целого. Если я опущу руку вниз, то и вам придется друг за другом опустить руку вниз, ведь все мы связаны этой нитью. Мы — команда.

Прежде чем мы разомкнем этот круг, я попрошу вас сказать мне, хотелось ли вам хоть когда-то поблагодарить кого-нибудь просто за то, что вы провели время вместе?
Так вот сегодня вы можете это сделать.

Сейчас я буду передавать клубок обратно, чтобы мы могли тем же путем, распутать этот круг, но теперь каждый, у кого в руках клубок, говорит свои слова благодарности и передает клубок следующему.

Итак, ребята, спасибо вам за такой прекрасный день. Я вижу, что уже все распутались. Теперь можно вытянуть руки вперед так, чтобы наши пальчики соприкасались друг с другом. И давайте скажем друг другу: «До свидания!»

Лагунова Татьяна

Источник: https://xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/trening-na-splochenie-klassa-igry-dlja-treninga/

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

        Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

        Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.

 В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков.

Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

        Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

        Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты  труда каждого педагога и коллектива в целом.

Читайте также:  Классный час «бардовская песня», 10-11 класс

Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
  •  Тренинговое занятие «Мы вместе»
  • Цель: сплочение  коллектива и построение командного взаимодействия.
  • Задачи:
  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия  в коллективе;
  • сплочение  коллектива.
  1. Участники:  коллектив Центра.
  2. Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).
  3. Использованная литература:
  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

        А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе.  Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Упражнение «Шкатулка»

        Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

        После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

        Анализ упражнения:

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?
  • Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
  • Упражнение «Комплимент»
  •         Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.
  •         Психолог произносит слова из стихотворения:
  • Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
  • Высокопарных слов не стоит опасаться.
  • Давайте говорить друг другу комплименты,
  • Ведь это все любви счастливые моменты…!

        Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

        Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я…» (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

Например:

— Галина, ты очень отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

— А у тебя Оля, такие красивые глаза!

        Анализ упражнения:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение  «Цепочки»

   Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей.

 Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук).

В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем  коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

         Цель  упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

        Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

Анализ упражнения:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?
  1. Упражнение «Тарелка с водой»
  2.         Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.
  3.         Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.
  4.         Анализ упражнения:
  5.         В результат, при передачи  развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Завершающий этап (рефлексия)

Упражнение: «Подарок»

 Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе.

Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

«Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с  коллективом организации.

Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного  процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру.

Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться,  пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

  • Допишите незаконченные предложения.
  • Сегодня я узнал(а)________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • Мне понравилось_________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • Сегодня я научился(ась)___________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  1. Допишите незаконченные предложения.
  2. Сегодня я узнал(а)________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________
  4. Мне понравилось_________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________________
  6. Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________
  7. ________________________________________________________________________
  8. Сегодня я научился(ась)___________________________________________________
  9. ________________________________________________________________________
  • Допишите незаконченные предложения.
  • Сегодня я узнал(а)________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • Мне понравилось_________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • Сегодня я научился(ась)___________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  1. Допишите незаконченные предложения.
  2. Сегодня я узнал(а)________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________
  4. Мне понравилось_________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________________
  6. Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________
  7. ________________________________________________________________________
  8. Сегодня я научился(ась)___________________________________________________
  9. ________________________________________________________________________
Правила работы в группе

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивать.
  • Быть искренним и открытым.
  • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
  • Говорить только от своего лица.
  • Избегать критики при выполнении упражнений.
  • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
  • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).

Источник: https://zabota039.msp.midural.ru/deiatelnost-u039/obuchenie-sotrudnikovx/stranichka-psihologax/trening-na-splochenie-kollektiva.html

Программа «дружный класс» (на сплочение коллектива класса в начальной школе)

Пояснительная записка

Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в
системе образовательной и профессиональной школы.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности,
закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств.
Переход из дошкольного учреждения в школу это всегда важный и сложный момент в
жизни школьника. Для успешной адаптации ребенка в новой обстановке важно
создать условия для формирования классного коллектива, установить нормы взаимоотношений
детей со сверстниками.
В любом учебном коллективе возникает вопрос, связанный с групповой
сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива,
степени его сплоченности зависит эффективность работы класса, а также
психологический комфорт каждого его члена.
Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит
через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники,
родители — Взрослые и Дети. Поэтому в настоящее время перед учителями возникла
необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждение и
преодоление разногласий в учебном коллективе, педагогической дезадаптации.
Предлагаемая программа рассчитана на коллектив находящийся в стадии
образования, направлена на развитие коммуникативной культуры детей. На занятиях
учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении
приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Программа составлена специально для учащихся 1 классов, т.к. переход из ДОУ в
школу является для них кризисным периодом и поэтому необходимо облегчить
преодоление этого периода.

^ повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как
целостного группового субъекта.

Задачи:

  • Развитие сплоченности учебного класса через совместную игровую деятельность;
  • Формирование коммуникативной компетентности у детей, необходимой для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогом.Контингент: Программа рассчитана на учащихся 7– 8 лет. Режим занятий: Программа состоит из 7 занятий. Продолжительность одного занятия – 1 академический час. Занятия проводятся регулярно – 1 раз в неделю. Всего: 8 часов Основное содержание.
  • Тема: «Давай знакомится»
    • Цели:

    Источник: https://www.schoolpsiholog.ru/2015/12/blog-post_67.html

    Классный час. Тренинг на сплочение коллектива

    • Классный час 1 Тренинг на сплочение детского коллектива
    • Цель: способствовать сплочению детей и их сотрудничеству.
    • План проведения:
    1. приветствие

    2. повторение правил

    1. игра «Река»

    2. игра «Ученый»

    3. игра «Хрустальный шар»

    4. игра «Барометр настроения»

    5. игра «Доброе тепло»

    1. Ход тренинга
    2. Педагог приглашает детей занять место в кругу. Музыка звуки леса
    3. Вступительная часть

    — Ребята, сегодня занятие проведу я. Зовут меня Любовь Алексеевна. Но для начала давайте поздороваемся друг с другом. А делать это мы будем следующим образом. Для того чтобы поприветствовать друг друга.

    Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А сейчас поприветствуем друг друга общим рукопожатием. Теперь вместе обнимем друг друга и поделимся хорошим настроением с товарищами.

    У всех хорошее настроение? А теперь займите свои места.

    — Я попрошу быть вас очень внимательными, потому что сейчас я буду говорить о правилах поведения. Ребята, мы сидим в кругу, а это значит – по определенному правилу, по закону. Для тех, кто сидит в кругу, существует правило. «Когда говорит один, остальные слушают его и понимают». Давайте это правило повторим дружно вместе.

    А почему бы нам не использовать это правило везде? А кто понял это правило? Кто собирается выполнять? Отлично. Следующее правило, правило «Когда говорит один – остальные слушают и пытаются понять»». Я думаю, что это правило в легко запомните. Ведь оно говорит о том, будет очень хорошо если на нашем занятии вы будите говорить, то что думаете и чувствуете.

    Этому мы будем учиться вместе. Давайте это правило повторим дружно вместе.

    Основная часть. 

    — Теперь давайте поиграем. Первая наша игра называется «Река». Нодля начала послушайте правила. Сейчас все встанетев колонну.

    Вы все большая река, которая в одном месте «разливается» на 2 рукава: две маленькие речки. В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и показывая, как разливается река, развести их в разные стороны.

    Остальные по очереди расходятся в разные стороны по желанию. Кому не понятны правила игры?

    …………………………………

    — Хорошо, тогда давайте отодвинем стулья в сторону и выберем 2 человек, который встанут в начале колонныи зададут направления двум маленьким речкам. А остальные по желанию расходятся в разные стороны, вставая за лидерами. — Молодцы! Понравилась вам игра?

    ………………………………..

    — А вот следующая игра, я знаю, вам точно понравится и называется она «Ученый». Я объявляю себя ученым, а все остальные капельки. Рассредоточимся по всей комнате. Мне необходимо составить очень важное вещество- и отправить в космос.

    В колбу, я буду капать 3 разных жидкости: желтую, зеленую и красную. После каждого «вливания» цвета капельки (а это дети группы) начинают двигаться и сливаться(братья за руки), пока ученый не скажет: «стоп» и так 3 раза.

    Капельки во время эксперимента сливаются по 2 – 3- 6 и т.д

    — Думаю, вы устали. Поэтому следующая наша игра менее подвижная. Сейчас присядем на стульчики. Наша игра будет называться «Хрустальный шар». У меня есть «волшебная» коробочка, а в ней хрустальный шар. Мы сейчас с вами будем передавать его по кругу, рассказывать о своих эмоциях по поводу сегодняшнего дня. Давайте попробуем.

    — У вас прекрасно получилось. И в награду я хочу предложить измерить ваше настроение. Измерять настроение мы будем руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

    Молодцы!  Я очень рада что у вас хорошее настроение!

    Поиграем еще в одно игру «Доброе тепло» Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму руку своему соседу с права руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

    • А теперь то же самое, но с закрытыми глазами А сейчас попрошу занять всех свои места.
    • Релакс с музыкой и словами.
    • Заключительная часть. 

    — Сейчас я буду задавать вопросы и передавать этот клубочек по кругу. Например, я передаю клубочек… , он должен ответить на мой вопрос и передать его …. . Но прежде чем передать клубочек …. Должен намотать ниточку на пальчик (показывает, как). Игра будет продолжаться до тех пор, пока клубочек не окажется снова у меня.

    Примеры вопросов.

    Понравилась вам сегодняшнее занятие? Почему?

    — Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то ….. тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.

    — Распутываться мы будем следующим образом… Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?

    ………………………….

    — Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня.

    — Я хочу сказать всем спасибо.

    — А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину: «Спасибо нам, до свиданья»  

    Источник: https://compedu.ru/publication/klassnyi-chas-trening-na-splochenie-kollektiva.html

    Тренинг на сплочение

    • Занятие – тренинг на сплочение классного коллектива
    • «Класс глазами каждого»
    • Цель:
    1. Сплочение классного коллектива;

    2. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

    Участники тренинга расположены по кругу.

    Психолог: Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним правила тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем …..»

    1-упражнение: «Мы похожи с тобой тем…..»

    Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой отличаемся тем … » затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.

    Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?

    2-упражнение: «Салфетка»

    Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый угол ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

    3-упражнение: «Модель идеального класса»

    Беседа

    — Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В анкете (Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический климат. В результате анкетирования ваша средняя оценка – 4. Самая отрицательная оценка – 8. Чем меньше оценка, тем лучшая психологическая обстановка в классе. Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь другу?

    Зачем ходят в школу? Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо.

    Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве.

    В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов.

    Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

    Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» чем ближе она к центру, тем каждому в классе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.

    Дальнейшая работа строиться на обсуждении, как улучить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить класс, не изменяя себя»

    4-упражнение: «Понятия»

    Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человека сидящих в кругу говорят, какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку. На листах формат А3 написаны слова — «ВЗАИМОПОМОЩЬ», «ДРУЖБА», «КОНФЛИКТ», «РАВЕНСТВО».

    Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:

    1. Нарисовать эмблему, символ.

    2. Написать понятие этого слова.

    3. Девиз, лозунг к этому слову.

    4. Плюсы и минусы этого понятия.

    Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.

    5-упражнение «Пожелания»

    Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными и позитивными.

    1. Рефлексия занятия – тренинга
    2. — Кому, что понравилось, что не понравилось?
    3. — Какие выводы сделали для себя? (высказывания каждого ученика)
    4. Ритуал прощания «Подсолнух»
    5. Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.
    6. Анкета
    7. 10 «А» класс
    8. а) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
    9. б) есть отдельные друзья и товарищи;
    10. в) скорее всего я здесь одинок;
    11. а) дорожу классом;
    12. б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
    13. в) хотел бы перейти в другой класс
    1. Психологическая атмосфера в классе:

    Дружелюбие Враждебность
    Согласие Несогласие
    Удовлетворенность Неудовлетворенность
    Увлеченность Равнодушие
    Продуктивность Непродуктивность
    Теплота Холодность
    Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
    Взаимная поддержка Недоброжелательность
    Занимательность Скука
    Безразличие Сочувствие

    Источник: https://multiurok.ru/files/trieningh-na-splochieniie-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector