Классный час по этикету для старшеклассников

  • Форма проведения: ролевая игра.
  • Цель:
  • • ознакомиться с правилами поведения, которые необходимо знать при знакомстве и представлении незнакомого человека в обществе;
  • • обсудить некоторые правила этикета.
  • Подготовка
  • Чтобы провести успешно и с пользой такой классный час, необходимо тщательно подготовиться, не надеясь на экспромт или на то, что все получится в процессе занятия, поэтому нужно:
  • • подобрать ребят, желающих разыграть сценки;
  • • отработать и отрепетировать сценарий;
  • • продумать элементы костюмов или хотя бы написать имена героев, которых они изображают;
  • • подготовить «памятки» правил этикета по данной теме для всех участников.

Содержание классного часа

  1. Вводное слово учителя
  2. Следует рассказать о том, что в нашей жизни существуют определенные правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и которым необходимо следовать в различных ситуациях.

  3. Так, например, существуют четкие правила знакомства и представления людей в обществе.

  4. Учитель: Ребята, чтобы нам лучше понять правила этикета при общении и выяснить, что мы делаем верно, а что выходит за рамки приличия, давайте разыграем несколько коротких сценок и в ходе их обсудим, что в них было правильно, а что неверно.

СЦЕНКА «В ГОСТЯХ»

  • Действующие лица:
  • Мама — Елена Ивановна
  • Папа — Петр Павлович
  • Их сын Сергей
  • Друзья сына (одноклассники) — Илья, Настя
  • Вадим и Лена — ребята из другой школы, соседи Сергея
  • Дедушка — Павел Николаевич
  • Действие первое «Привет, именинник!»
  • Не сиди дома — выходи в люди!
  • М. Генин

В центре класса стоит стол, накрытый скатертью, Около стола несколько стульев. В комнате находятся Сережа, его родители, дедушка. Мама хлопочет у стола, папа с Сережей смотрят телевизор, дедушка читает газету.

Звонок в дверь.

Сережа открывает. Входят его одноклассники — Илья и Настя.

Серёжа: Ну, наконец-то, я вас уже заждался. Что, не могли раньше прийти?!

Илья: Сережа, мы тебя поздравляем с днем рождения!

Настя: Это тебе от нас подарок.

Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Сережа проводит ребят в комнату, подарок кладет на полку.

Сережа: Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда все будет готово, а мы пока посмотрим новый журнал.

Мама: Хорошо, детки, я постараюсь побыстрее управиться. Правда, нужно еще бутерброды сделать.

  1. Сережа: Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.
  2. Сережа с одноклассниками удаляются в другую комнату.
  3. «Стоп-кадр» №1. «В чём бестактность»

Учитель: Ребята, давайте обсудим, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность?

  • Давайте вспомним самые элементарные правила поведения в гостях.
  • Памятка №1 «Правила для гостей к хозяев дома»
  • Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.
  • Ж. Лабрюйер
  • • Входя в дом, необходимо со всеми поздороваться.
  • • В гости нужно приходить в точно назначенное время, опоздание на 10—-15 минут по непредвиденной причине оправдано, но приход гостя загодя может создать неудобства для хозяина, который еще не готов к встрече.
  • • Однако хозяину дома по правилам этикета желательно приготовиться к приему гостей за 30 минут до назначенного времени.

• Хозяину дома нужно начинать разговор не с нападок и претензий за опоздание, а радостно приветствовать своих гостей. Если уж случилась задержка, гостю необходимо извиниться за опоздание, объяснив причину (транспорт, часы и др.).

  1. • Если вы пришли на праздник, день рождения или просто в гости, вручите цветы маме, а подарок — виновнику торжества.
  2. • Хозяину дома необходимо представить окружающим своих друзей поименно.
  3. • Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя, ни в коем случае не спрашивая о стоимости подаренной вещи; неприлично равнодушно оставить без внимания врученный подарок.
  4. • Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

• Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от нее. Гостей занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Примечание: Эту памятку желательно отпечатать заранее и размножить, чтобы при обсуждении сценки у ребят она была перед глазами.

Действие второе «Мы такие вежливые…»

…Если из тебя может выйти человек, не препятствуй ему в этом.

  • М. Гении
  • Учитель: Ребята, давайте повторим эту сценку в «классическом варианте», исправив допущенные ошибки.
  • Ребята отмечают, чтобы все получилось согласно сказанным правилам, необходимо изменить вводную неправильную семейную ситуацию:
  • • По хозяйству хлопочет только мама, а папа с сыном смотрят телевизор, дедушка читает газету.

• На правильную: вся семья дружно хлопочет, готовится к встрече гостей. Ребята повторяют сценку.

Звонок в дверь. Заходят одноклассники Сергея.

  1. • Ребята весело приветствуют друг друга.
  2. • Гости извиняются за опоздание, здороваются с родителями.
  3. • Сережа представляет родителям своих друзей по имени и называет по имени-отчеству, начиная с дедушки, своих родственников.
  4. • Илья вручает цветы Елене Ивановне, поздравляя ее с днем рождения сына.
  5. • Настя поздравляет Сережу и вручает ему подарок.
  6. • Сережа раскрывает подарок и благодарит ребят за внимание, отмечая их тонкий вкус, или благодарит их за то, что они помнили о его давней мечте иметь эту вещь.
  7. • Сережа в более деликатной форме и доброжелательном тоне спрашивает родителей, нужна ли его помощь в приготовлении праздничного застолья.
  8. • Мама говорит, что она управится сама.
  9. • Папа и дедушка предлагают свою помощь маме.
  10. • Родители просят Сергея занять гостей, пока будет все готово.

Примечание: В процессе действия можно повторять «стоп- кадр», делая замечания, реплики, исправления, касающиеся правил хорошего тона. В результате обсуждения рождается нужная фраза, жест. Ребята могут поменяться ролями или заменить прежних «артистов».

Действие третье «Кто там? Добро пожаловать!»

Звонок в дверь. Открывает дверь папа. Входят соседи — Вадим и Лена

  • Вадим: Здравствуйте, Петр Павлович, поздравляю вас с днем рождения вашего сына.
  • Лена: Здравствуйте, Елена Ивановна, я вас тоже от души поздравляю с днем рождения Сережи, примите этот скромный букет.
  • Вадим: А где же виновник торжества?

Папа: Проходите, ребята. Сережа со своими одноклассниками смотрит какой-то новый журнал. Присоединяйтесь к ним.

Вадим: Спасибо. Но вначале мы хотим его поздравить.

Сережа выходит из комнаты, извинившись перед одноклассниками, объяснив, что ему необходимо встретить новых гостей.

Сережа: Привет, Лена и Вадик. Рад вас видеть, я немного беспокоился, что вас нет.

Лена: Сережа, извини нас за опоздание, но случилась непредвиденная задержка — нужно было срочно купить бабушке лекарство.

Сережа: Лена, ты нашла лекарство? Нужна ли наша помощь? Может быть, посоветоваться с моим дедушкой?

Лена: Нет, не беспокойся. Теперь уже все в порядке, с ней моя мама.

Вадим: Сережа, мы с Леной хотим тебя поздравить, прими от нас общий подарок.

Сережа: Спасибо, ребята. Мне очень приятно, что вы помните о моем увлечении музыкой. Этого диска как раз нет в моей фонотеке. Пойдемте, я вас познакомлю со своими одноклассниками.

  1. Сережа: Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, Лена и Вадим.
  2. Илья подает руку Вадиму, называет свое имя.
  3. Настя подходит к Лене и представляется сама, называя свое имя.
  4. «Стоп-кадр» № 2 «Правила знаем и применяем»
  5. Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое.
  6. Джентльмен — это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения.
  7. О. Уайльд

Учитель: Ребята, давайте обсудим третье действие. Как, на ваш взгляд, прошло появление новых гостей, их приветствия со взрослыми, именинником и одноклассниками Сергея?

  • Ребята выясняют, что в этой сценке практически не было изъянов, за исключением вынужденного опоздания, о котором необходимо было предупредить по телефону.
  • Отмечают, что Сергей представил Вадима и Лену своим одноклассникам, не акцентируя внимания на том, что дружит с ними с детства.
  • Всем понравилось, что знакомство прошло дружелюбно.
  • Делают вывод, что дальнейшее общение будет удобным, интересным и взаимноприятным, что порадует именинника и его родственников, а у ребят появятся новые знакомые.
  • Учитель предлагает классу ознакомиться с правилами поведения, представленными в памятке № 2.
  • Памятка № 2 «Представимся друг другу по этикету»
  • Обожаю хорошо воспитанных людей!

Они никогда не ответят грубостью на вашу брань…

  1. М. Генин
  2. • Младших по возрасту представляют, или они сами представляются старшим.
  3. • То же при очевидной разнице в общественном положении: младший представляется старшему.
  4. • Женщина независимо от возраста и положения не представляется мужчине первой.
  5. • Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина — студентка, а мужчина — почетный профессор.
Читайте также:  Ролевая игра в начальной школе в 3 классе. сценарий

• При знакомстве принято смотреть собеседнику с глаза. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

• Первым подает руку человек, которому представили другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему (не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот). Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно ждет, когда можно будет наконец ответить взаимным пожатием руки.

• Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной. В обществе (в гостях, в театре) знакомит людей друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.

• Трудности при знакомстве возникают, если один из приглашенных приходит с опозданием. Ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Хозяин дома представит вас всем сразу и усадит на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

• Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.

• Своих жену, мужа, дочь, сына представляют словами: «моя жена», «мой сын». Знакомство с матерью и отцом — исключение из этого правила: родителям представляют знакомых, но не наоборот.

• Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

• Среди ровесников при знакомстве вполне допустимо называть только имя.

• Не говорите, представляя вашего спутника или спутницу: «Это мой друг». Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных. Просто назовите имя.

Заключение

Не руби сук, на котором кроме тебя, никто не сидит.

М. Генин

Учитель подводит итог проведенной игры. Благодарит ребят за то, что они активно участвовали в обсуждении, надеется, что знания правил этикета станут нормой жизни и они не будут у них держаться как бы «про запас».

Неверно думать, что вы знаете, как себя вести, как быть воспитанным, хотя сейчас вам это не нужно, а при надобности вы все сможете сделать так, как надо.

Эти правила необходимо вырабатывать человеку с самого раннего детства, чтобы впоследствии не чувствовать себя неловко в любой обстановке, вести себя корректно, естественно и непринужденно. Казалось бы, этикет не имеет прямого отношения к безопасности, но это отнюдь не так.

Порой от нашего поведения, умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только ваши безопасность и благополучие, но и жизнь.

Рекомендуем посмотреть:

Правила поведения в общественном транспорте

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

  • Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками
  • Правила поведения в кинотеатре
  • Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Источник: https://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/klasnyi-chas-po-yetiketu-pravila-znakomstva-10-11-klas.html

Классный час «Мир этикета»

Государственное учреждение образования «Гимназия г.Житковичи А.А. Лихоты»

  • «Мир этикета»
  • Классный руководитель Мария Михайловна ЮРЕВИЧ
  • г.Житковичи
  • 2015
  • МИР ЭТИКЕТА (Познавательная игра)
  1. Цели И задачи: познакомить с понятием «этикет», его основными видами; учить работать в микрогруппах, применять свои знания в Не­стандартных ситуациях; развивать творческое мышление, внимание, общение; воспитывать культуру общения, поведения.
  2. Основные понятия: этикет, общение, знакомство, приветствие.
  3. Ход занятия
  4. Организационный момент «Аллитерация имени»

— Сейчас мы все по порядку придумаем прилагательное на первую букву вашего имени. Например, Ксения — красивая, Вероника— веселая и т. д.

Понятие «этикет» и его виды

Само понятие «этикет» французского происхождения и связано с правлением Людовика XIV (1638 — 1715), который ввел порядок поведения приглашенных гостей, изложенный на специальных карточках Отсюда и слово этикет.

Если первоначально этикет в буквальном смысле слова озна­чал порядок поведения и правила учтивости, необходимые при дворцовых церемониях, то позже он стал означать порядок пове­дения и соблюдение норм и правил учтивости, принятых в обще­стве. Синонимами этикета являются «хорошие манеры», «хоро­ший тон».

  • Современный этикет включает следующие виды:
  • а)      общегражданский этикет;
  • б)      военный этикет;
  • в)      дипломатический этикет.

Самыми строгими по обязательности соблюдения принятых норм и правил являются военный и дипломатический этикет, самым разнообразным по формам и функциям — общегражданский этикет, который может принимать такие формы, как присутствен­ный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.); брачный этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий; корпоративный этикет; деловой этикет.

Работа в группах

— Сейчас вам предстоит подготовить мини-сообщения о ви­дах этикета, которые составляют элементарную основу общеграж­данского этикета: этикет приветствий, обращений и знакомств.

  1. Этикет приветствий
  2. Этикет приветствий сводится к двум основным формам:
  3. а)      невербальные формы приветствий (поклон, рукопожатие, приветственный поцелуй, воздушный поцелуй, приветственная поза, приветственное положение головы);

б)      вербальные формы (разнообразные словесные выражения: «здравствуйте», «до свидания», «до встречи» и т. д.).

Следует отметить, что этикет приветствий весьма многообра­зен. Если демократические манеры утвердились в Европе, то на Востоке сложились более консервативные нормы.

  • Знание этикета приветствий позволяет довольно гибко исполь­зовать его таким образом, чтобы не только не вызывать обид и поддерживать отношения на эффективном уровне, но и испы­тывать при этом достаточно приятные эмоции.
  • Этикет обращения
  • Этикет обращения включает несколько уровней: а) обращение «ты — Вы*, где принято различать обращение между хорошо знакомыми и мало знакомыми людьми; к неоднозначным формам относится обращение «ты — Вы» к ребенку: если в России не принято обращаться на «Вы» к малознакомому ребенку, то во Франции это обращение обязательно;

б)      обращение по имени-отчеству; на этом уровне этикетные нормы примерно те же, что и в случаях «ты — Вы»; но здесь наиболее ярко может проявиться степень воспитания или традиции (примеры: супруги Еорбачевы звали друг друга в официальных случаях только по имени и отчеству; в американских семьях старших могут звать только по имени и т. д.);

в)      обращения-клички («лапуля». «кисуля», «бамбина»); данная форма обращения используется при дружеских, семейных и дру­гих неформальных и близких отношениях, но по этикетной норме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих;

г)       слова-обращения к незнакомым людям: здесь речь идет о таких обращениях, как «мисс», «миссис», «сэр», «мистер», «сеньор», «сеньора», «пан», «пани», «леди и джентльмены», «дамы и господа» (в одинаковой мере как в официальной, так и неофициальной обстановке).

Этикет знакомства

— Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве помогает (особенно молодым людям) вести себя достойно, избегать не­ловких ситуаций, преодолевать стеснительность. Если мыслен­но перебрать все ситуации, то возможностей познакомиться не так много: совместные занятия спортом, пребывание на отдыхе, а также совместная работа или учеба.

Во всех других случаях правила хорошего тона требуют, чтобы был посредник в лице общего хорошего знакомого, к которому может обратиться молодой человек или девушка с просьбой, чтобы они были представлены друг другу. Если обнаружится отсутствие подобного интереса, то не следует настаивать, пре­следовать и т. п.

  1. Следует заметить, что по правилам этикета заговаривать на улице с незнакомкой так же бестактно, как, скажем, едва заняв место в театре, докучать своим соседям.
  2. Представление в обществе
  3. Подобный опыт накоплен, прежде всего, в современном евро­пейском обществе, где установлены некоторые правила представ­лений (знакомств) в обществе.
  4. Среди них можно отметить наиболее важные:
  5. а)      мужчину представляют женщине;
  6. б)      мужчину младшего по возрасту более пожилому мужчине;

в)      вновь назначенного начальника отдела организации дирек­тору этой организации (при этом сначала называется имя того мужчины, которого представляют). Существуют и особые прави­ла представления на официальных приемах.

Представление в гостях

Упорядочить собирающееся общество обязаны, прежде всего, хозяева или родственники хозяев, которые представляют гостей друг другу, если они не знакомы.

Как правило, хозяйка знако­мит между собой женщин, а хозяин — мужчин, и только после этого мужчин представляют женщинам.

Естественно, многое за­висит не только от культуры хозяев, но и от воспитанности гостей (многим знакома ситуация «опоздавших»).

Правила представления во многом зависят от состава гостей, целей их приглашения, возраста, степени знакомства приглашен­ных, от места и времени, где произошла встреча.

Викторина «Хорошие манеры»

Что принято считать хорошими манерами? (Скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои по­ступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)

Читайте также:  Рассказы о животных. скребицкий читать

В каких случаях и как можно приветствовать друг дру­га? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще все­го — «здравствуйте*; кивок и жест — при встрече в транс­порте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие — при встрече родственников или близких друзей; пожилой мужчина может приветствовать сидя наклоном головы.)

Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.)

Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен пред­ставляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, на­чальник, подчиненный? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина — мужчине, начальник — под­чиненному.)

Вы пришли по приг лашению, но в доме уже много гостей. Ваши действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклонясь, сказать: «Здравствуйте*.)

Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым? (Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садит­ся за стол первой.)

Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина.)

Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? ( Первой всегда входит дама.)

Кому отдается предпочтение при входе и выходе из обще­ственного транспорта? (Первой заходит дама, затем — мужчи­на; выходят — наоборот.)

Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице —мужчина; вниз — дама.)

Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спек­такля нужно приходить? (За 30 мин, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место соответ­ственно купленным билетам.)

Паре нужно в театре, кинозале пройти к своим местам. Кто идет первым? (Первым идет мужчина, причем лицом к сидящим.)

Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшее свободное место.)

Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовет в зрительный зал? (Вы­бросить в урну.)

Что нельзя делать во время спектакля? (Разговаривать, шуршать бумажками, ерзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.)

Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в ком­нату, где никого нет, и предложили подождать. Ваши действия? (Гость ждет стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять и полистать книгу или смот­реть, что происходит за окном.)

Кто здоровается первым при разговоре по телефону? (По­звонивший, представившись.)

Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший.)

Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник (хо­зяин)? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в раз­вернутом виде или в красивой упаковке. Именинник [хозяин] должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем.)

Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем.)

Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за сто­лом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не сидят.)

За одну минуту вы должны правильно расположить при­боры на столе: тарелку, вилку, ложку, нож. бокал, рюмку, салфетку.

(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 2—5 см; справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку; слева — вилку выпукюй стороной вниз.

Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напит­ков, справа — фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кгшдут на тарелку.)

Как берут из общего блюда хлеб? (Рукой.)

Как надо есть хлеб? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку; едят, отламывая малень­кими кусочками.)

У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очи­стить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками ши колечками, разрезав их, в свою оче­редь. пополам.)

Как едят бисквит, пирожные, слоеные пирожки и пиро­ги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порция­ми чайной ложкой. Слоеные пирожные и пироги едят, держа в руке.)

Вас угостили стаканом компота, как вы его выпьете? (Сначала надо выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, по­том положить ее па блюдо.)

С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (Не имеет значения, просто с тупого удобнее.)

Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? (Нож и вилка крест-накрест — пауза в еде; параллельно — окончание трапезы.)

Как выйти из-за стола по окончании обеда? (Выходят вмес­те с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.)

На обед второе блюдо — рыба. Как ее едят? (Рыбу едят не ножом, а двумя вилками: левой едят, а правой помогают расчленить рыбу).

Подростки идут по улице и жуют: кто ест пирожок, и повидло капает на платье, кто мороженое лижет языком, кто смакует жевательную резинку. Можно ли есть на улице? (Лучше потерпеть до дома. Единственным исключением может быть мороженое, но едят его, не высовывая языка. Нельзя входить с мороженым в транспорт. Нельзя есть на улице фрукты. )

Что такое «шведский стол»? (Прием, посетители кото­рого могут неоднократно подходить к столам, па которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают воз­можность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах.)

Вы размешали сахар в чае. Что делать с ложкой? (Поло­жить на блюдечко.)

С какой стороны подают кушанья, а с какой — забирают? (Подают кушанья с левой стороны, супы и напитки — с правой. Забирают тарелки справа.)

Куда вы положите ложку, если уже поели? (Пи во вре­мя еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку.)

Что такое стол «а-ля фуршет»? (Ассортимент блюд для такого стола — закуски «под вилку*, т. е. без использования ножа.)

В тарелке осталось несколько ложек супа. Куда накло­нять тарелку — к себе или от себя? (Все зависит от того, что вы хотите залить свой костюм или хозяйкину ска­терть. Лучше пожертвовать несколькими ложками супа, ос­тавив его в тарелке.)

Как нужно есть зеленый горошек? (Его нужно слегка прида­вить вилкой, чтобы горошины не катачисъ по тарелке, а потом подбирать.)

Чем чистят мандарин, апельсин? (Мандарин —рукой, апельсин — ножом.)

С какой стороны обходят прохожих? (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу — справа.)

Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это — вы или ваша спутница9 (Мужчина.)

Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми — мужчина или женщина? (Оба.)

Какой стороны следует придерживаться при передвиже­нии по тротуару? (Правой.)

Вы пришли в кино и пробираетесь на свое место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить — лицом или спиной к сидящим? (Лицом.)

Может ли девушка отказаться от приглашения на танец? (Этикет разрешает отказаться от приглашения, не объясняя причины.)

Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: «Извините» или «Извиняюсь»? (Извините.)

Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится еще один человек? (Вести разговор, в котором не принимают учас­тие все присутствующие, нельзя: третий может подумать, что речь идет о нем ши что ему не доверяют.)

Какие есть три основных стиля в моде? (Классический, спортивный, романтический.)

Как правильно говорить:     «звоните» или «звоните»?

(Звоните.)

Кто первым кладет телефонную трубку — мужчина или женщина? (Женщина.)

5. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодняшнее занятие мне понравилось тем, что я…

Я узнал (а), как надо себя вести при…

Для меня было открытием, что…

Источник: https://gymn-zhitk.schools.by/class/973/news/79634

Скачать материал

так то ЕНТ / Воспитательная работа / Классные часы

Открытый классный час «Правила хорошего тона» для учащихся 1 класса

05.02.2016
4320 649 Тимохина Мария Владимировна

  • Цели:
  • ·       
    Знакомство
    детей с правилами хорошего тона и манерами поведения в разных жизненных
    ситуациях,
  • ·       
    Формирование
    положительных эмоций и позитивного отношения к окружающему миру.
  • Ход классного часа
  • 1.    Организационный момент
  •     Добрый день, ребята! Вы готовы к разговору
  •     У нас сегодня гости– посмотрите.
  •     Что мы должны сказать нашим гостям?
Читайте также:  Детям о празднике хэллоуин

    Молодцы! Какие вы вежливые.

—      Все
друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

2. Постановка темы и целей урока.

— Кто из вас знает,
как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а
также в тоне, которым они сказаны.

— Как вы думаете,
вежливыми рождаются или становятся. Правильно, становятся. Доброе слово может
подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

— Итак, ребята,  о чем наш сегодняшний урок? (о вежливости).

  1. — Давайте, начнем
    наше занятие со стихотворения про вежливость.
  2. Стихоторение про вежливость
  3. Хотите, верьте, а хотите, — нет, (Боря)жила на свете Вежливость когда-то.

Воспитанная дама средних лет,
немного старомодна и  чуть странна.
Она читала много, и пенсне 
висело на серебряной цепочке.
Носила шляпку, а вуаль на ней
держалась на ручной красивой строчке.

Всех пропускала вежливо вперёд, (Владик)и повторяла ласково:- Спасибо!  

Не уходила от чужих забот,
не  обижалась, и была любима.
Но вот однажды повстречался Хам,
смеялся глупо и хамил без меры.
Её наряды изорвал он в хлам,
и обозвал безумною химерой.

Никто не защитил, и в тот же миг (Томирис)уехала  на старенькой карете.

В растерянности Хам слегка поник,
ведь Вежливость исчезла на рассвете.
И сразу люди заскучали там,
где нет прекрасной дамы с нежным взглядом.
А хамство превратило жизнь в бедлам,
когда  не стало вежливости рядом.

  • 3. Волшебные слова
  • — А давайте
    проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы
    должны закончить её вежливым словом:
  • Растает
    даже ледяная глыба
  • От слова
    тёплого…(спасибо)
  • Зазеленеет
    старый пень
  • Когда
    услышит…(добрый день)
  • Мальчик
    вежливый и развитый
  • Говорит
    при встрече…(здравствуйте)
  • Когда
    нас бранят за шалости,
  • Мы
    говорим, извините…(пожалуйста)
  • И во
    Франции, и в Дании
  • На
    прощание говорят…(до свидания)

—  Но не
только слова должны быть добрыми и вежливыми, надо чтобы и поступки ваши были
разумными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.
Послушайте стихотворение «Очень вежливый индюк» и подумайте над его
содержанием.

  1. Раз по
    30 в день (не реже)
  2. Он
    кричал: «Эй вы, невежи!»
  3. Заходите
    к нам в гости,
  4. Поучитесь
    вежливости.
  5. Я и сам
    – кричал индюк –
  6. Доктор
    вежливых наук,
  7. И жена
    моя пример
  8. Замечательных
    манер.
  9. Даже
    когда спит она,
  10. Видно,
    что воспитана.
  11. Не
    стесняйся ты, осёл,
  12. Заходи,
    садись за стол,
  13. Что же
    ты молчишь как рыба?
  14. Ты
    свиньёй не будь свинья,
  15. Только
    раньше бы умыла
  16. Ты своё
    свиное рыло.
  17. Как ни
    бился он, однако
  18. К индюку
    никто не шёл:
  19. Ни
    хавронья, ни собака,
  20. Ни
    корова, ни осёл.
  21. Посинел
    индюк от злости –
  22. Зря
    пропали все труды:
  23. «Все они
    балды, балды, —
  24. И
    добавил с высоты
  25. Своего
    величья, —
  26. Не
    усвоили они
  27. Правила
    приличья».

Ребята, вы согласны с индюком. Правильно ли он вёл себя? А почему это
стихотворение так называется?

  • — Ребята, а как вы думаете, есть ли
    специальные правила поведения в школе и в классе?
  • — А вы знаете их?
  • — Давайте вспомним их!
  • 4. Игра «Берём – не берём»
  • -На доске
    записаны качества человека. Выберите из них те, которые, по вашему мнению,
    принадлежат воспитанному человеку (хлопать в ладоши на хорошие качества, топать
    ногами – на плохие)
  • безразличие
  • -благодарность
  • -вежливость
  • -ворчливость
  • -грубость
  • -жадность
  • -злость
  • -скромность
  • -отзывчивость
  • -тактичность
  • -ябедничество
  • -доброта
  • — Теперь послушайте стихотворение, которое
    называется «Урок вежливости».
  • — Подумайте, о чём это стихотворение, о каких
    правилах поведения здесь идёт речь.
  • Медведя
    лет пяти-шести
  • Учили,
    как себя вести.
  • В
    гостях, медведь, нельзя реветь,
  • Нельзя
    грубить и чваниться,
  • Знакомым
    надо кланяться,
  • Снимать
    пред ними шляпу,
  • Не
    наступать на лапу.
  • И не
    ловить зубами блох.
  • И не
    ходить на четырёх,
  • Не надо
    чавкать и зевать,
  • А кто
    захочет спать,
  • Тот
    должен лапой прикрывать
  • Разинутую
    пасть.
  • Послушен
    будь и вежлив будь.
  • И
    уступай прохожим путь,
  • И
    старших уважай,
  • И
    бабушку медведицу
  • В туман
    и гололедицу до дома провожай.
  • Так
    мишку лет пяти-шести
  • Учили,
    как себя вести.
  • Хоть с
    виду стал он вежливым,
  • Остался
    он медвежливым
  • Он
    кланялся соседям
  • Знакомым
    и медведям,
  • Знакомым
    место уступал,
  • Снимал
    пред ними шляпу,
  • А
    незнакомым наступал
  • Всей
    пяткою на лапу,
  • Совсем
    куда не надо совал он нос,
  • Топтал
    траву и мял овёс.
  • Наваливался
    брюхом
  • На
    бабушку в метро,
  • И
    старикам, старухам
  • Грозил
    сломать ребро.
  • Медведя
    лет пяти-шести
  • Учили,
    как себя вести,
  • Но,
    видно, воспитатели
  • Напрасно
    время тратили!

—  Ребята,
о чём это стихотворение? Да, о вежливости.

— Кто главный герой и сколько ему лет? А чему
его учили? А научили ли его вежливости?

5. Физминутка

Давайте немного отдохнём. Поиграем в
игру «Не ошибись, пожалуйста!»

  1. Я буду давать команды, но выполнять
    вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
  2. Итак, начали!
  3.                                Встаньте.
  4. Встаньте, пожалуйста!
  5. Поднимите руки.
  6. Поднимите, пожалуйста, руки!
  7. Будьте добры, похлопайте!
  8. Потопайте.
  9. Попрыгайте, пожалуйста!
  10. Пожалуйста, наклонитесь вперед,
  11. Наклонитесь назад.
  12. Присядьте, пожалуйста,
  13. Будьте добры, встаньте.
  14. Тихо сядьте.
  15. Тихо сядьте, пожалуйста!
  16. 6.
    Инсценирование

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый.
Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было
домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось
стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать,
но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала
его другая грозная опасность — в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был
хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!»

И, присев на задние лапки, Кролик
вежливо сказал:

— Здравствуйте, добрая пещера!
Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея,
услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

— Входите, входите! — ответила она,
желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял,
с кем имеет дело.

— Простите, что я побеспокоил вас, —
сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! — и бросился
бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и
подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же
свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые
кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

  • 7. Работа с пословицей
  • ·        
    Вежливость ничего не стоит, но много
    приносит.
  • 8.
    Рефлексия
  •          Ребята,
    заполните анкету.
  • АНКЕТА

1.  Считаете
ли вы себя воспитанным?

Да                   Нет        

         2.
Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

Да                   Нет        

3. Какая самая главная черта воспитанного
человека?

  1. — Доброта и отзывчивость
  2. — Вежливость и тактичность
  3. — Общительность и чувство юмора

4. От кого
зависит воспитание ребёнка?

  • — От родителей
  • — От учителей, воспитателей
  • — От самого ребенка

         9. Итог урока.

— Не только всем детям, но и всем окружающим
людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы
уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечаний.

А весь секрет в том, что
только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда
хорошо, по-доброму.

Только такого человека все любят и уважают, и у него есть
верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

— Так о чём же мы сегодня говорили? А какие вы
знаете вежливые слова?

— Давайте сделаем цветок Вежливости.

         —
Ребята, так будьте же всегда вежливыми и всегда соблюдайте правила поведения, и
тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. А сейчас наш классный час
подошёл к концу. До свидания, ребята.  До
новых встреч.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Источник: https://tak-to-ent.net/load/404-1-0-20021

Ссылка на основную публикацию