Классный час «что в имени твоем», 2 класс

страница 1

Классный час «Что в имени твоем», 2 классЧто в имени твоем

Классный час, 3 класс

Цель: познакомить детей с различными именами, их значением и способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка;

Задачи: 1) вызвать интерес к своему имени и именам своих друзей; 2) развивать способность ценить своё имя и имена других; 3) воспитывать уважение к семейным традициям, ценностям; Оборудование: презентация, караоке с песнями, призы – открытки по именам.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята, кто из вас помнит, чему был посвящён классный час 1сентября? О чём мы говорили? (О конвенции прав ребёнка.) Ведущий: Какое право ребёнок получает с рождения? (Право на имя.)
Ведущий: Сегодня на нашем празднике мы будем говорить об именах, которые дали нам родители. Тема нашего праздника «Что в имени твоём?» (На доске плакат со стихотворением А. Боброва «Имена», дети читают хором)

  • Имена, имена, имена –
  • В этой жизни звучат не случайно:
  • Как загадочна наша страна,

Так и имя – загадка и тайна…
Ведущий: Так для чего же человеку имя? Что оно означает в жизни каждого из нас?

Имя даётся человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Это самое любимое и приятное для него слово. Мы всегда испытываем радость и нежность в душе, когда нас называют по имени ласково. Казалось бы, имя – одно или два слова, привычных для слуха, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.

С древности считается, что смысл имени каким-то таинственным образом связан с судьбой и характером человека. Говорят, когда рождается человек, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на человека и созвездие, под которым он родился, а также имя, которое дают родители при рождении. Существует даже целая наука, которая изучает имена.

Она называется антропонимика. Эта наука даёт очень интересные сведения.

1 ученик: Первыми словами на Земле были имена существительные. Ими называли предметы окружающего мира. А затем появились имена, чтобы выделить, назвать конкретного человека. Это были скорей не имена, а прозвища. Они давались как приметы, по которым можно было отличить одного человека от другого. Древние семьи были многочисленные, и имена были как своеобразные характеристики каждого. Были числовые имена, которые давались детям в порядке их появления на свет: Первак, Вторый, Третьях, Четвертунья… Иногда человеку давали имена по внешним признакам: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш, Крепыш, Любава, Забава, Добрыня, Умник, Несмеяна, Чернавка, Светлана. Позднее эти прозвища – имена превратились в фамилии.
2 ученик: Нет, не из ситца,

  1. Не из шёлка,
  2. А из сурова полотна,
  3. Что на хозяйстве пригодится,
  4. В России сшиты имена.
  5. (Л. Васильева «Русские имена»)

3 ученик: В конце 10 века киевский князь Владимир Красное Солнышко подружился с императором Византии и согласился на крещение Руси. Русь приняла новую веру – христианство. Детей теперь крестили. С этого времени к нам пришли несвойственные русским имена. Имена были взяты из греческого, еврейского, латинского, славянского языков. Так к нам пришли имена: Иван, Марья, Пётр, Анна, Глеб, Зоя, Александр и другие.
4 ученик: С 10 века имя ребёнку стали давать при крещении. Имя подбиралось по святцам, т.е. ребёнка называли именем такого святого, день памяти которого совпадал с появлением малыша (+ — несколько дней). Считалось, что этот святой становился невидимым покровителем, заступником и защитником младенца. Ему молились и просили помощи. Крещение ребёнка было гораздо более важным, чем его рождение, поэтому праздновать было принято не день рождения (как сейчас), а день своего имени, именины.
Ведущий: Надо отметить, что в церковном календаре одни и те же имена встречаются несколько раз. Так именины Ивана 48 раз в году, Марии 9 раз, Андрея 9 раз. Вот поэтому на Руси было много Иванов и это имя считается символом Росси. Нас называют русскими Иванами (к примеру, в странах Востока много Магомедов, в Германии – Гансов, во Франции – Жаков, в Америке – Джонов). А есть имена интернациональные, которые встречаются у многих народов – Наталья, Мария, Александр, Виктор. При выборе имени по святцам не редко случались конфузы. Иногда в семье оказывалось по 2-3 Ивана, по 2 Мари. Так выпадали святцы, верующие родители выполняли требования церкви. Это было неудобством при написании документов. Иногда имена давались трудные, неблагозвучные. Вот послушайте отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Шинель».
5 ученик: Н.В.Гоголь описывает своего героя так: «Имя его было Акакий Акакиевич. Может некоторым оно покажется странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, просто сложились такие обстоятельстве, что никак нельзя было дать другого имени. Родился Акакий Акакиевич 23 марта, и матушка собралась его окрестить. Ей дали на выбор три имени: Моккий, Соссий или Хоздазад. Нет, подумала матушка, имена какие-то! Чтобы угодить, ей раскрыли календарь в другом месте и вышло опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. Вот наказание, подумала матушка. Я таких имён и не слыхала. Пусть уж Варат или Варух, а то Варахасий. Ну, уж я вижу судьба у него такая. Так пусть уж зовётся, как отец его, Акакий. Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич.»
Ведущий: Послушайте стихотворение Юрия Благова «Выбор имени».
6 ученик: Дед, стараясь для внучонка,

  • Нахватал из разных мест
  • Ряд имён, звучащих звонко:
  • Товий… Муций… Свен… Орест…
  • Зять решил по ходу прений
  • Повернуть вопрос ребром:
  • — Назовём посовременней —
  • Гелий… Атом… Космодром…
  • Дочь, захваченная спором,
  • Шумно лезет на рожон
  • С целым импортным набором:
  • Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…
  • Бабка с нехристями знаться
  • Не желает, и сама
  • Вносит лепту, глядя в святцы:
  • Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
  • Сочинительством премудрым
  • Занимаясь вчетвером,
  • Ночь проспорили, а утром
  • Мальчик назван был Петром.

Ведущий: А теперь предоставим слово ребятам нашего класса.
Девочка: Как славно девочек зовут!

  1. Вот Шейла – шёлковый лоскут,
  2. И Сильвия – листва лесная,
  3. И Стела – звёздочка ночная,
  4. И Флора – щедрая весна,
  5. И Лола – плавная волна.

Мальчик: Как славно мальчиков зовут!

  • Вот Барри – пушечный салют,
  • И Патрик – парус средь простора,
  • И Роберт – ровный рёв мотора,
  • Том – стук копыт издалека,
  • И Патер – пенье пастушка.

Ведущий: Речь идёт об иностранных именах. Но даже наши привычные имена имеют перевод, своё значение.

  1. Галина – «тихая, спокойная» (греч.)
  2. Лариса – «чайка» (греч.)
  3. Ольга – «святая» (сканд.)
  4. Сергей – «высокочтимый» (лат.)
  5. Надежда – «всё будет хорошо» (греч.)
  6. Людмила – «милая людям» (слав.)
  7. Наталья – «родная» (лат.)

Оксана – «гостеприимная» (греч.)
— А теперь ученики нашего класса расскажут о своих именах.

(Каждый из пятнадцати учащихся класса коротко рассказывает о своём имени.)

Учащиеся хором исполняют песню на мотив «Вместе весело шагать…»

Песня про имя

Припев:

  • С моим именем легко
  • Мне по жизни. (3 раза)
  • Ну-ка, имя, прозвучи

Ярче брызни. (3 раза)
1. Имена раздали с детства нам родители,

  1. Их истории узнать вы, не хотите ли?
  2. Мы расскажем вам сегодня очень весело
  3. Чтоб стихи звучали здесь, а также песенки.

Припев:
2. Должен в жизни я добиться что-то важного,

  • Вот такие мысли есть у нас у каждого.
  • Чтоб парили высоко все наши имена,
  • Чтоб гордилась именами целая страна.

Припев:
3. Быстро время пролетит, мы это знаем,

  1. А пока мы только учимся, играем.
  2. Будем сами выбирать, уж это точно,
  3. Имена сынам своим, а также дочкам!

Припев:

Ведущий: Иногда родители называют своих чад, повинуясь моде, в честь исторических событий, в честь героев книг и фильмов. После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху. В моду вошли такие имена: Тракторина, Октябрина, Электрофикация, Гертруда (герой труда), Лениниана (в честь В.И.Ленина).

Многие имена звучали не благозвучно: например, Персострат – первый советский стратостат, Лагшмивар – лагерь Шмидта в Арктике. Свежим примером может служить 2008 год. Фанаты – болельщики футбола дали своим сынам имя Гус, в честь тренера сборной по футболу. Надо помнить, что события уйдут, а человеку с этим именем жить, а мужские имена ещё станут отчествами.

Ребята, я думаю, хорошо, что вас не назвали Перестройками, Биллами, Карлсонами. Пройдут годы, вы станете родителями и будете выбирать имена своим детям. Никаких советов и законов здесь нет, это дело личное, но хотелось бы, чтобы имена ваших детей были красивые, разные, хорошо бы сочетались с отчеством и фамилией. А теперь пришло время послушать ваших родителей.

Пусть расскажут, почему они вас так назвали.

(Родители рассказывают истории имён своих детей.)
Ведущий: А теперь проведём конкурсы.
1. Скороговорки про имена:
Марина грибы мариновала,

  • Марина малину перебирала.
  • Четыре рака, да три тритона.
  • Ира Боре барбариску.
  • Захар из Харькова.

В аквариуме у Харитона,
Боря Ире дал ириску,
Прохор ехал в Харьков,
2. «Назови полное имя»:

  1. Гера – … Рита – …
  2. Родя – … Коля – …
  3. Аркаша – … Женя – …

Настя – … Лёша – …
3. Викторина:
а) Как звали трёх медведей? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)

б) Как зовут девушку, не любящую жару? (Снегурочка.)

в) Как звали самого высокого милиционера Москвы из произведения С.Михалкова? (дядя Стёпа.)

г) Как звали брата Герды? (Кай.)

4. «Самое длинное имя»
Каждый ученик произносит своё полное имя вслух. Побеждает тот, у кого больше букв в имени.

  • 5. «Тёзки»
  • 6. Ребусы «Имена»
  • Ведущий: Ну что ж, друзья, наш разговор об именах подходит к концу… Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам – своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её. И ещё мне хочется, чтобы вы запомнили такие слова: (слова написаны на плакате на доске)

Назвать имена своих известных тёзок: писателей, музыкантов, певцов, артистов и т.д. Кто больше назовёт?

«Не имя красит человека, а человек – имя»

«Плохих имён не бывает, бывают плохие люди»

«Люби своё имя, и его будут любить другие»

(Детям раздаются памятные открытки с именами и датой именин.)

(Дети читают стихотворение по две строчки:)

Наши имена

  1. Ещё с незапамятных давних времён
  2. Мы носим немало прекрасных имён.
  3. Всё самое светлое, доброе в них
  4. Вложил человек, словно в песню и в стих.
  5. В них – вера, надежда, святая любовь,
  6. Стучит в них живая истории кровь.
  7. И нам не даёт она право забыть
  8. Того, кто мы есть, и того, как нам жить.
  9. У имени есть и значенье, и цвет,
  10. Оно и с природою держит совет,
  11. Симфонией дивных созвучий своих
  12. Нас имя пленяет, как песня и стих.
  13. Но в нём есть и тайная сила своя,
  14. Не помнить об этом нам тоже нельзя.
  15. А тот, кто сумеет её разгадать,
  16. Тот сможет и счастье своё отыскать.
  17. От разных народов, из разных времён
  18. Пришло к нам немало любимых имён.
  19. И долг наш – в согласии с именем жить,
  20. Как честь, его свято беречь и хранить.

Классный час «Что в имени твоем», 2 класс

Источник: http://voeto.ru/nuda/chto-v-imeni-tvoem-klassnij-chas-3-klass-cele/main.html

Классный час "Что в имени твоем"

Классный час «Что в имени твоем».

Познавательно-конкурсное мероприятие
Цели:

  • – познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
  • – вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
  • – помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
  • – развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
  • Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

(ИМЯ)
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк.

Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка).

Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

  1. С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.
  2. Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  3. Как вы относитесь к своему имени?

Кому оно нравится? Кому не нравится?

Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

Читайте также:  Проект по литературному чтению, 3 класс

Викторина «Имена»

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
  • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).
    А что за события обозначают эти даты:
  • 25 января (Татьянин день, День студентов).

Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

14 февраля (День Святого Валентина, День всех влюбленных).
Вопрос-шутка “Про Женю”.

  1. Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?
  2. “Женя в воде в очках”.
  3. Ответ:
  4. Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).
Блиц турнир

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1.Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)
Конкурс «Вспомни песню о именах»

  • Конкурс скороговорщиков
  • Осип осип, Архип охрип.
  • Кирилл Кире подарил рыбку,
  • Кира Кириллу подарила улыбку.
  • Вареники в тарелке.
  • Все: Ставьте ушки на макушки.
  • Слушайте об именах
  • Пропоем мы вам частушки
  • Все воскликните вы: “Ах!”
  • Почему сегодня Элла
  • На уроке не шумела?
  • Подошли мы к ней все близко,
  • Зубы склеила ириска.
  • Не бывает жарко
  • Вентилятор заменяет
  • Нам вертушка Ларка.
  • Поиграть нам с бультерьером.
  • Всем, которые играли,
  • Потом пальцы пришивали.
  • Руки нужно с мылом мыть?
  • А Андрюша отвечает:
  • – Чтоб посуду не грязнить!
  • Проверял на прочность стенки.
  • Так усердно он старался,
  • Что весь в гипсе оказался.
  • – Просьбу выполни мою,
  • Сделай так, чтобы в диктантах,
  • “Чу” писалось через “ю”!
  • А теперь он стал певцом.
  • -Лучше уж частушки петь,
  • Чем от критики краснеть.
  • Выступать нам нравиться!
  • Мы – народные таланты
  • Город нами славится!
  • – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
У Клары и Валерки
Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

Мальчики:

В нашем классе никогда

Разрешила наша Вера

Девочки: Почему перед едою

Вова наш на переменке

Степан к богу обратился:

Был наш Петя сорванцом,

Все: Мы – певцы и музыканты,

Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

Источник: http://konesh.ru/klassnij-chas-chto-v-imeni-tvoem.html

Классный час «ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ?» Классный руководитель: Львова Л.Е

Антропонимика
– наука о происхождении, развитии и смысловом значении собственных имен.

Историю происхождения восточнославянских имен ученые делят на несколько
периодов: дохристианский, когда использовались самобытные имена; период после
крещения Руси, когда вместе с христианскими религиозными обрядами стали
использоваться иноязычные имена, заимствованные византийской церковью у многих
народов; период монопольного господства православных христианских имен
и, наконец, новый этап, начавшийся после революции 1917 г. с характерным
для него проникновением в именослов большого числа заимствованных имен и
активным имятворчеством.

 
          У жителей древней Руси
часто употреблялись имена – характеристики (Косой, Рябой, Молчан, Добрыня,
Тихоня).многие личные имена происходили от названий животных, растений,
отражали время и порядок появления новых членов семьи (Волк, Заяц, Щука,
Калина, Ворон, Первуха, Шестак).

Со временем на смену им приходили новые имена,
не терявшие однако отчётливой смысловой основы, понятной окружающим. Были
весьма распространёны такие имена славянского происхождения, как Владислав,
Ярослав, Святополк, Дружина, Драгомир, Боголеп, Пересвет, Милослав, Любим,
Любава и др.

 
           В 10 веке с принятием христианства на Руси
древние языческие имена стали вытесняться и были заменены христианскими,
которые не могли сначала конкурировать с родными для славян именами и
воспринимались ими как непонятные, странные, трудные для произношения.

Тем не
менее, имена, возникшие иноязычной основе, прижились, хотя со временем
подверглись многим изменениям, переделкам, были приспособлены к условиям
местного произношения, склонения, словообразования.

Пришедшие на Русь преимущественно
из древнегреческих, латинских и древнееврейских источников, одни и те же имена
получили различное звучание и употребление (в России имена Иван и Михаил звучат
в Польше как Ян и Михал, в германии – Иоганн и Михель, в Англии – Джон и Майкл,
во Франции – Жан и Мишель).

             Называют и такими именами как Дуб, Гвоздика,
имена – названия чуть ли не всех элементов периодической системы Менделеева
(Ванадий, Вольфрам, Иридий, Рутений и т.д.), географическими объектами (Алтай,
Гималаи, Казбек), всех месяцев года.

Не были обойдены вниманием некоторых
родителей и научно-технические термины: Алгебрина, Медиана, Гипотенуза, Дизель,
Комбайн, Индустрия, Турбина. Многие имена породил революционный «энтузиазм»
масс: Икки (Исполнительный комитет коммунистического интернационала), Ревдит
(революционное дитя), Ремизан (революция мировая занялась).

Но некоторые
прижились (Владлен, Вилен – Владимир Ильич Ленин, Ким – от Коммунистический
интернационал молодёжи, Донара – дочь народа, Рем – революция мировая).

 
          Далеко не оправдано и
увлечение части родителей иностранными именами. Хотя никаких запретов нет, но у
родителей должно оставаться одно из лучших человеческих качеств – постоянное
чувство гордости за принадлежность к своему народу, уважение к его традициям,
истории, к истокам его культуры.

«Иваны, не помнящие своего родства», ни у
одного народа не пользовались популярностью.

К тому же иностранные имена, далёкие
от национального языка, национальной почвы, нередко звучат диссонансом при употреблении
вместе с русской фамилией или отчеством их носителей (Беата Сидоровна, Мэрлин
Митрофановна, Рэд Попов, Сэм Зайцев).

               Заслуживает
внимание мода на имена, в результате которой в детсадах, в классах нередко
вдруг появляется масса ребятишек с одинаковыми именами. При том богатстве имен,
слепо следовать примеру других по меньшей мере не логично.

Тем более, что среди
славянских имен очень много не только красивых и благозвучных, но и которые
могли получить вторую жизнь, как бы обеспечивая добрую связь времен,
преемственность поколений ( Борислава, Светозар, Славяна, Святослав, Любомир,
Всемила, Любава).

  • Александра –
    защитница
  • Анастасия – с
    древнегреческого «воскресенье»
  • Андрей – мужественный,
    храбрый.
  • Анна –
    благодать.
  • Галина –
    спокойная, кроткая, безмятежная.
  • Дмитрий –
    принадлежащий богине плодородия и земледелия.
  • Елена –  с древнегреческого светлая, блестящая.
  • Илья –
    крепость.
  • Кристина –
  • Ксения –
    чужестранка, гостья.
  • Мария –  с древнееврейского горькая, любимая Богом.
  • Николай –
    побеждающий народ.
  • Олег –
    священный.
  • Петр – утёс,
    каменная глыба, скала.
  • Сергей –
    высокочтимый.
  • Юлия
  • семгуль – прекрасный цветок
  • Марсел – «человек с другой планеты»
Празднование именин началось на Руси с XVII ве­ка. Семья варила пиво, пекла имениннику калачи, караваи. С утра именинник с родными ходил в цер­ковь, ставил свечи и заказывал молебен за здравие. А вечером приходили гости, и устраивался празднич­ный ужин. На день рождения до сих пор поют то, что раньше пели на именинах: «Как на …(чьи-то) имени­ны испекли мы каравай». Именины — это день име­ни. А иначе день ангела. И этот ангел заслуживает того, чтобы раз в году мы нашли время поблагода­рить его за все хорошее, доброе и разумное, что он нам несет.

А

Источник: http://school3yasniy.ucoz.ru/publ/vospitatelnaja_rabota/klassnyj_chas_chto_v_imeni_tvojom/2-1-0-1

Классный час «Что в имени твоём»

16.11.2017

  • Классный час «Что в имени твоём»
  • Познавательно-конкурсное мероприятие.
  • Цели:
  • -познакомить учащихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
  • -вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
  • -развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
  • Ход урока:

1.Психологический настрой.

— Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели.

Пожелайте себе мысленно удачи, мысленно скажите: «Пусть у меня всё получится».

Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза.

— Отгадайте загадку: что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? (имя)

2.Об искусстве давать имена.

1 ведущий.

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении. Сегодня — праздник наших имён.

  1. Учащиеся исполняют песенку: Мы вас приглашаем
  2. На праздник чудесный
  3. В мир удивительный и интересный
  4. В сказочный город историй фамилий
  5. И не забудем, конечно, про имя.
  6. Припев: Наши звонкие имена
  7. Пусть услышит ветер
  8. Наши звонкие имена
  9. Вам развеют грусть
  10. Наши звонкие имена
  11. Пусть запомнят дети
  12. Наши звонкие имена (2раза)
  13. 2 ведущий
  14. — Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН?
  15. После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому появилось много новых имён Ким (сокращение: коммунистический интернационал молодёжи), Октябрина, Социал, Владлен (Владимир Ленин).

Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (лагерь Шмидта в Арктике), Цас (центральный аптечный склад), Даздраперма (да здравствует 1 мая), Электрик.

3 ведущий

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей, имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Первак.

Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка — по цвету волос, Мал за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка).

Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный археолог Арциховский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья рыбаков. Отец носил фамилию Линёв (от рыбы линь). У Линёва было 4 сына. Он оказался человеком без юмора и назвал всех сыновей «по-рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв, Судак Линёв.

4ведущий

В античные времена Платон, Аристотель и многие их современники бурно обсуждали вопрос о том, кто имеет право давать имена.

Эта проблема существует столько же тысячелетий, сколько и всё говорящее человечество.

Во многих именах до сих пор сохраняются очень сложные ритуалы наречения: имя ребёнку даёт только отец или старший представитель его рода, использовать это имя могут лишь ближайшие родственники.

Давать имя — действительно тонкое искусство. Нужно ли знать значение имени? Неплохо бы Важно ли, чтобы оно было благозвучным? О, да!

3.Сценка.

Вечер. У костра сидит один из старейшин индейского племени и рассказывает маленьким мальчикам об истории их народа.

— Это было в тот год, когда храбрый вождь Быстрая Стрела напал на форт, построенный бледнолицым, и сжёг его дотла…

— Прости, Могучий Гризли, а почему у бледнолицых такие красивые имена: Рональд, Уильям, Элизабет, а у нас такие нелепые? — спрашивает его один из мальчиков.

— Почему нелепые? Разве не прекрасно имя твоей матери — Весенний Цветок? Или имя твоего отца — Быстроногий Олень? Они прекрасны, как мир, в котором мы живём. Мы, индейцы, называем людей именами вещей, растений и животных, на которые эти люди немного похожи. Понял, Грязный Зад? И больше не перебивай меня, пока я не закончу эту историю!

4.Что в имени твоём?

  • 1 ведущий.
  • С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.
  • • Ребята, а вы знаете, сколько в нашем классе разных имён? (20)

• Как вы относитесь к своему имени? Поднимите руку, кому оно нравится? Кому не нравится?

Очень многие из распространённых в нашей стране имён пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет своё значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своём имени и заполним на доске словарь имён.

  1. 1 группа. Ксения –гостеприимство
  2. Каринэ — прекрасная
  3. Марина — морская
  4. Мадина — культура
  5. Евгения — благородная
  6. Хава — Ева, жизнь
  7. Алия — высокая, прекрасная
  8. 2 группа. Артур — медведь (кельтское)
  9. Сергей — ясный, высокочтимый Михаил — кто как бог
  10. Виктор — победитель
  11. Владислав — владеть славой
  12. Николай – победитель
  13. Никита — победитель
  14. 2ведущий. В нашем классе есть ещё необычные имена:
  15. 3 группа: две Дарьи — обладающая
  16. три Анастасии — воскресшая
  17. две Екатерины — чистота
  18. две Валерии — быть здоровой
Читайте также:  Пришвин «разговор деревьев» текст распечатать

— Как называются одинаковые имена? (тёзки).

Роман и Римма — тоже тёзки, т.к. Роман — римлянин, Римма — тоже римлянка.

5.Конкурс «Аукцион знаменитых тёзок».

Кто больше нашёл своих тёзок, известных всем?

6.Викторина «Кого как зовут?»

  • 1)Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • 2)Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • 3)Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • 4)Как ещё можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • 5)Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 20 лет 2 месяца и 19 дней. (Пятница)
  • 6)Имя Маугли в голливудском варианте? (Тарзан)
  • 7)Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, «качал ногой», когда ему и его друзьям «делать было нечего»? (Николай)
  • 8)Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • 9)Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету (Грант)
  • 10)Имя и фамилии артиста, герой которого «поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся — гипс» (Ю. Никулин)
  • 11)Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

7.Игра «Узнай кто это?»

С доски убирается имя, остается значение. По значению узнай имя.

8.Итог.

• Каждый написал, как бы он хотел, чтобы его называли ребята.(по цепочке дети читают на бейджиках ласковые имена товарища)

— Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое? Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: «Не имя красит человека, а человек имя»

• Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

Источник: http://sc0002.bulandy.aqmoedu.kz/news/open/id-30439

Классный час посвященный детским именам «Что в имени твоём…» | Я — учитель! Персональный сайт Немченко Нины Анатольевны

Мар 22

Материал предоставлен учителем, школы №39 города Белореченска, Шевелевой Светланой Николаевной. Огромное спасибо за материал.

АЛЕКСАНДРА — защитница, — древнегреческое,женская форма от имени Александр (защитница людей)
Про Шуру — Александру —
Вам кто угодно скажет,
Что грязи не бывает
В их доме никогда.
От грязи защищает,
Посуду отмывает
До чистоты немыслимой
Шурочка всегда!
Ведь Александре, Сашеньке —
Вам это нужно знать —
Положено по имени

  • Нас с вами защищать!
  • АННА — милость, благодать — древнееврейское.
    Анечка, милая Анна,
    Имя твое — как ручей,
    Звонко смеется, куда-то
    Несется, несется скорей…
    Анечка, милая Анна,
    Даже куда-то спеша,
    Помни, что к папе и маме
  • Ты с милостью неба пришла.

ВИКТОРИЯ — победа — латинское.
Хорошенькая девочка,
Цветочек озорной,
В кудряшках веет ленточка
Зеленою волной.

Виктория-малышка —
Радость для родителей,
Ее повсюду слышно,
Где слышно победителей!
Мамулю и папулю
За руки берет
Кудрявая Викуля,
И их вперед ведет!
Моё имя Виктория —
Значит победа.

Значит в жизни всегда
Побеждать предстоит.
Это имя, которое
Послано с неба.
И к победе стремиться

Оно мне велит.

ДИАНА — богиня охоты, чистоты, луны — латинское.
Весна, весна! Ура! Ура!
Все на охоту, детвора!
С утра охотится Диана
На солнце прыгая с дивана,
На талый снег и на капель.

Вот март прошел, за ним апрель,
И наступил сезон охоты
На бабочек и на цветы.

А осенью, Диана знает,
На землю листья опадают,
Зимой — охота на снежинки,
На елочки и мандаринки…
А по ночам, как подустанет,
Она  с небес луну достанет,
Ее с собой возьмет в кровать,

  1. И будет сладко-сладко спать!
  2. ЕКАТЕРИНА — чистая, благопристойная — древнегреческое.
    Катенька-Катюша
    Сегодня ждет гостей,
    Музыку послушать
    И разных новостей…
    Все сияет белизною,
    Чистотой и добротою,
    Будет вежливой беседа —
  3. Чай продлится до обеда!

ЕЛИЗАВЕТА — мой Бог, давшая обет Богу, молитва — древнееврейское
* * *
Расти и доброй будь при этом,
Красавица Елизавета!
* * *
Маленькая Лизонька
Ласкова, как кисонька.
Солнце просыпается —
Лиза улыбается.
Значит, ей вставать пора:

«С добрым утром, детвора!»

КСЕНИЯ — гостеприимство, гостья — греческое.
Гости, гости будут к нам!
В доме трам и тарарам.
Подбегает к маме Ксюша:
Мама, милая, послушай,
Напеку я куличей,
Из песка и калачей,
Новый кукольный сервиз
Им поставим.

И — сюрприз:
В каждом кукольном горшочке
Будут для гостей цветочки!
Мама улыбается,
К дочке наклоняется:
Да, конечно, мой малыш,
Правильно все говоришь,
Ты такая милая
И гостеприимная!
Только можно, я гостям
Тоже что-нибудь подам —
Угощенья и посуду?

Я тебе мешать не буду!

СНЕЖАНА — русское от «снег»или болгарское от перевода с немецкого «Снегурочка».

Все пушистые снежинки
Как малышки на пружинках,
Лишь завидят девочку,
К ней гурьбой летят!
На шапочку, на носик ей
Усесться норовят!
Оттого, что девочка
Снежанною зовется,
Дружат с ней снежинки,
А она смеется,
С ними бегает, играет,
Их с себя рукой снимает,
А сама как заводная,
Наша девочка родная.
Хрупкая и нежная —

Оттого, что снежная!

ЛИНА— это древнегреческое родовое имя и означает оно . Из греческой мифологии известно имя основателя этого рода — Лин(Линос), сын Аполлона. Европейская транскрипция имени Лина — Лайна или Лиана.

Однако надо сказать, что большинство женщин останавливают свой выбор на имени Лина и в их характере отмечается склонность к логичности, целеустремленность и вместе с тем повышенная эмоциональность.

Лина на первый взгляд проста в общении, однако чаще всего за этим скрывается ее ранимость, просто она старается не показывать своих обид или внутренних переживаний. Все правильно, ведь она привыкла играть какую-то роль!

  • АЛЕКСАНДР – защитник людей — древнегреческое
    И Шура, и Саша,
    Когда подрастают,
    Себя Александрами
  • Звать заставляют.

АНДРЕЙ — мужественный — древнегреческое.
Очень даже важно
Андрейке быть отважным.
Например, умыться с самого утра.
Или, если нужно,
До самого до ужина
Сидеть, учить уроки,
Хоть на дворе — весна.
Зато вам скажет каждый:
Андрейка наш — отважный.
И с гордостью он с папой
По городу пойдет.
Такой же важный, рослый,

Серьезный, словом – взрослый

АРСЕН — мужественный — древнегреческое.
Есть одно умение
У мальчика Арсения —
Он может закляться
Студеною зимой,
Да, да, он полотеце
Холодною водой
Намочит — обтирается.

И папа удивляется,
И мама удивляется,
А он возьмет — признается:
Я просто не хочу болеть,
В тазу горячем ноги греть,
Я лучше буду закаляться,
Чтобы в постели не валяться!
Переглянулись родители дружественно,

Сказали: ты у нас мужественный!

БОГДАН — данный Богом — славянское.
Самый удивительный,
Самый лучший мальчик,
Нам он не приснился —
Вот нос его, вот пальчик.
Откуда появился он,
Любимый недотрога?
Ответ найдем единственный:

Богдан — он данный Богом.

ВЛАДИМИР — царить + знатный — древнегерманское.
Каждым ярким белым днем
Солнце царствует огнем.
Каждой ноченькою ясной
Месяц царствует прекрасный.

Каждый день и день за днем
Мы живем и мы растем,
В каждом доме — свое царство,
Сказочное государство.
И всегда должно так быть:
Радость и любовь царить
Будут дома у тебя,
Царство — вся твоя семья.

А Володя, хоть и сын —
Самый главный господин.
Он, как солнышко, один,
Без него не будет царства,

Сказочного государства!

ВЛАДИСЛАВ — владеть + слава — славянское.
Очень славный мальчик,
Славик — Вдадислав,
Он порезал пальчик
И залез на шкаф.
Он прославился на пляже —
Чуть не утонул.
Во дворе известен даже —
Семь шаров надул!
Славный мальчик Владислав
Все везде успеет,
Имя у него такое —

Славой он владеет!

ДАНИИЛ — бог — мой судья — древнееврейское.
Умные, добрые люди
Скажут врагам:
«Бог рассудит!»
Если не так что-то будет,
То не беда, пусть бог судит.
Исстари так у людей повелось,
И потому тебе имя далось.
Древнее имя придаст тебе сил —

Мудрое, доброе — Даниил.

ЕВГЕНИЙ — благородный — древнегреческое.
На уроке наш учитель
Просит: руки поднимите
Все, кто знает, кто такой
Благородный и герой?
Тишина повисла в классе,
Словно темное ненастье.
После нескольких мгновений
Вдруг встает мой друг Евгений
И спокойно отвечает:
Про героев, мол, не знает,
Но зато про благородство
Вам ответит, это просто.
Благородный, без сомнений,

Это он — мой друг Евгений!

НИКИТА — победитель — древнегреческое.
Никита — победитель,
Никита — наш герой,
Он запросто справляется
С конфетною горой,
Он запросто справляется
С горячим шоколадом,
С компотами сражается
И с вкусным мармеладом.
Из этих испытаний,
Расскажут вам родители,
Никита обязательно

Выходит победителем!

ДЕНИС — посвященный Дионису — богу веселья, гуляний — древнегреческое.
Сидит на ветке клена, свесив ноги вниз,
Румяный и веселый мальчишечка Денис.
Он там стихи читает и песенки поет,
Частушки сочиняет, в ладоши звонко бьет.
И всем вокруг светлее, смеются все вокруг,
И говорят: Дениска — наш самый лучший друг!
Забыты неприятности и двойки в дневнике,

Залезем мы на дерево к Денису налегке!

РОДИОН — переводится с древнегреческого как «житель острова Родос», «геройский», «розовый».
Учится хорошо, но в школе нередко числится в списке нарушителей дисциплины.

Подросток, он резко меняет свое отношение к девочкам: становится их защитником, верным другом. Очень упрям, до настырности, никогда не отступает от намеченной цели, всегда борется до конца. Имеет много друзей, его любят и уважают сверстники.

Терпелив и вынослив, когда становится молодым человеком, имеет твердый характер, сильную волю.

Источник: http://i-teacher.ru/chto-v-imeni-tvoyom/

Классный час: «Что в имени твоем?»

Мордвиновская средняя общеобразовательная школа

Классный час: «Что в имени твоем?»

Учитель: Куделина Н. Н.

  • 2007-2008
  • Что в имени твоем?
  • «Из людей не бывает никто безымянным»
  • Гомер
  • Цель: знакомство учащихся с происхождением, значением, историей формирования русских имен, распространенных в нашем обществе, формирование социальной и этнической оценки личных имен.
  • Звучит фрагмент песни «Назови меня тихо по имени» группы «Любэ»
  • имя. Но кто-нибудь из вас задумывался над вопросом: «Какое имя было самым самым

Ребята! Сегодня мы будем говорить о происхождении, значении, истории формированиярусских имен, а также имен у других народов, о формировании социальной и этическойоценки личных имен. Как сказал великий Гомер: «Из людей не бывает никтобезымянным».Каждый из вас имеет имя, многие из вас знают, почему вас так назвали, что означает ваше

первым?» Кто из вас сможет ответить на этот вопрос? (Ответы ребят).

На самом деле ни первого, ни второго или десятого имени не было. В бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина.

До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку( Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Кудряш), отражали порядок появления новых членов семьи( Первой, Первуша, Третьяк, Малюта, Поздей).

Имсена отражали социальное и экономическое положение( Холоп, Бобыль, Селянин), место происхождения(Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец), церковные отношения( Богомаз, Грех, Богомол).Наши предки пользовались и иносказательными именами( Баран, Волк, Лиса, Блоха, Ворона).В летописи 15 века сохранились имена: Баран Филиппов, Паук Иванов.

Были и имена другого рода — княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир и др. Иногда в качестве имен брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар (светлый как заря), Владислав (владеющий миром), Всемила (всеми милая).

Красивых древних женских имен сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Любава. Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Так имя Прасковья осознается как имя только потому, что в быту уже едва ли кто помнит о его первоначальном значении- «пятница».

Ребята! Как вы думаете зачем нужно имя? (Ответы ребят)

Многие ответили — чтобы отличить одного человека от другого.

Это мнение одностороннее. В дореволюционной русской деревне 25% крестьян носили имя Иван. Каждый четвертый был Иваном. Почему на Руси было распространено это имя? (Ответы ребят). Оказывается, на Руси это имя в полных святцах встречается 170 раз. (Святцы или месяцесловы -это особые книги. В них на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник предлагал родителям перед обрядом крещения на выбор несколько имен, которые значились в святках.)Яна Плешевникова проанализировала и сделала вывод какие имена наиболее часто встречаются в нашей школе среди учащихся 5-11 классов, какие редко, и сравнила с данными о именах учащихся Афонинской восьмилетней школы за 1984-1985 уч. год (взяли из алфавитной книги). Яна при сравнении использовала круговые диаграммы. Слово предоставляется Яне.

Читайте также:  Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе

Ребята! А вы знаете что такое антропонимика? Ответы учащихся.

Предметом изучения антропонимики является «личное имя»…специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.У разных народов разный строй личных имен.

У нас имя пожизненно, а в Африке и в Азии у очень многих народов имена сменны в зависимости от возрастных ступеней каждого человека.

Сначала детские, как «молочные зубы», потом последующие, которые тоже отбрасывают при обряде совершеннолетия, выбирают « взрослое имя», но и его меняли при перемене общественного положения — когда становились вождем, шли в монахи и др.У ряда народов Западной Европы принято давать сразу два имени или больше — в честь старших родственников.

Немецкий писатель Гофман носил тройное имя Эрнест Теодор Амадей.

Сейчас невозможно вообразить человечество без личных имен. Личное имя обязательное условие существования современного общества. Случаи отсутствия имени тоже общественно значимы. Может вы знаете такой случай, когда у человека отсутствует имя? Ответы ребят.

Лишают имен каторжников, присваивают им номера. Этот прием переняли фашисты, стремясь превратить пленных в рабочий скот.В одном из племен Северной Америки человек, берущий в долг, теряет право на свое имя, пока не расплатится.Люди верили, что имя — сама душа человека. Нет имени — нет души. С этим связано немало суеверий.

Дошло до того, что у папуасского племени маринг — аним на острове Новая Гвинея практиковалась кровавая охота за именами: делали вылазки к соседям и требовали, убивая: «Имя!» Их объяснение — «имен не хватает». Ведь сколько имен, столько и душ: чтобы племя размножалось, надо отнимать у соседей имена вместе с жизнью.

В России революция уничтожила обязательность церковных имен. В начале 20-х годов движение за новый быт и отдых от религии обусловили решительный отказ от имен церковных, стремительно и в огромном количестве стали возникать новые.

Что это были за имена? Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространение в последующие годы. Например, Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Вольфрам, Рубин.

В качестве личных имен использовались математические термины и технические названия: Медиана, Алгебраина, Гипотенуза. В потоке новых имен были обыкновенные нарицательные слова — Авангард, Гений, Индустрия, Электрификация. Уродливые имена: Цас (центральный аптечный склад), Райтия (районная типография).

В 30-е годы приток новых имен пошел на убыль, хотя отдельные примеры продолжали возникать и позже. Сотрудницы Тамбовского областного архива загсов рассказывали: «К Нам поступил запрос воинской части уточнить имя сверхсрочного военнослужащего, родившегося в 1942 году в Хоботовском районе.

Мы нашли подлинный документ о его рождении с записью имени Винегрет»Ребята, вы, готовя сведения о своем имени, также познакомились с качествами, которыми наделен человек с этим именем. Посмотрите еще раз на качества присущие вашему имени и напишите одно самое для вас важное на доске. (Провести анализ качеств)

Викторина

1 .Кто больше назовет имен с удвоенной согласной в корне? (Анна, Алла, Геннадий и др.)2.Какое женское имя состоит из тридцати букв Я? (Зоя)3.Назовите города, состоящие из двух мужских имен? ( Борисоглебск, Петропавловск..)4.Образуйте имена из следующих сочетаний слов:Владеть миром (Владимир);Владеть всем (Всеволод);Любить мир (Любомир);Свято славить (Святослав);Милая людям (Людмила).5.Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны с женскими, а также мужскими именами. (Анисья — анис;Василий, Василиса — василек; Лилиана, Лилия — лилия; Роза, Розалия — роза; Маргарита — маргаритка; Снежана — подснежник и др. )6.Старинная задача. У одного старика по Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему?Специалисты считают, что редкое_имя подчеркивает индивидуальность человека. Ребенка с таким именем не придется с детсадовского возраста звать по фамилии, а у его школьных товарищей не возникнет желания давать ему обидные прозвища, в том числе и для того, чтобы отличить его от тезок-сверстников. В 90-х годах широко распространенными именами (20-50 на тысячу человек) считались для мальчиков имена: Андрей, Антон, Артем, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Иван, Игорь, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Роман, Станислав; для девочек — Александра, Виктория, Дарья, Елена, Ирина, Ксения, Ольга, Светлана. Мода на русскую старину продолжалась.Как же сегодня чаще всего называют детей? Увы, точный ответ получить оказалось невозможно. Статистики имен конца 90-х -начала 2000-х не велось. Единственная возможность узнать, какие имена в последнее время наиболее популярны, — это обратиться в загс. Сотрудница Царицынского загса Москвы, представившаяся Тамарой Георгиевной, рассказала, что сегодня модно называть девочек Дарьями, Анастасиями, Елизаветами и Ксениями, а мальчиков — Никитами и Данилами, Детей с экзотическими именами — Даниэль, Милана, Севостьян — регистрируют в основном иностранцы и уроженцы Закавказья.- Вот недавно девочку у нас зарегистрировали, Марсериной назвали, — вспомнила Тамара Георгиевна. — Придумали такое из своих имен — Марина и Сергей.

Существовали ли потешные имена в дореволюционной России? Ответы ребят.

Логика говорила, что у православного населения выдуманных комических имен быть не могло, ибо священник при крещении ребенка и называя его, руководствовался святцами.

Но вот среди еврейского населения, а оно к концу XIX — началу XX века в местах, близких к европейский России, становилось билингвильным, то есть двуязычным, и говорило на русском так же, как и на своем родном языке — идиш, — такие случаи бывали.

Так, в Мелитополе, небольшом городе западноевропейской России, местный аптекарь Натан Семенович назвал своих трех дочерей Агония, Рецептура и Фармакопея (Гоня, Реца и Кола).

Женихи обходили девиц с подобными именами, Мать их, жена аптекаря, ругала мужа последними словами за подобное «имятворчество» и хотела даже обращаться к высокозначительным особам (в данном случае в то время это был урядник) для «внушения» супругу, но «проклятая царская власть» в этом случае оказалась бессильна, а хорошенькие девушки так замуж и не вышли. Во время Первой мировой войны один из старых эмигрантов встретил в госпитале молодого еврея, которого звали… Баптист. Так назвал его отец, пленившийся названием секты, распространявшей в начале века новое религиозное учение среди населения России. Насколько мне известно, в еврейской среде младенцам можно давать любое имя, а не только на языке идиш или древнееврейском.

А вот примеры на необыкновенные, смешные имена в других странах.

В Польше имя Король стало повально модным после избрания Папой Римским поляка Кароля Войтылы (ныне Папа Римский Иоанн Павел Второй). Имя это традиционное, но оно сразу стало еще популярнее для младенцев мужского пола.

Но вот началось политическое движение «Солидарность», и в нескольких семьях родители пожелали назвать новорожденного мальчика именем Солидариус. Властям это не понравилось, и незамедлительно был издан официальный список имен, где вышеуказанного антропонима не было.

Пришлось родителям вести настоящий бой с властями, требуя права давать своему ребенку то имя, которое им нравится. Однако правительство настаивало на том, чтобы детей называли традиционными польскими именами, чтобы не наносить им травмы, и приводило в качестве примера следующий случай.

В Польше лет тридцать тому назад был (теперь покойный) известный писатель Ялу Курек. Он был сыном педеля, университетского служителя в Кракове. Отец был большим патриотом своей страны, а сын его, будущий писатель, родился как раз в день поражения русских на реке Ялу во время русско-японской войны в 1904 году.

Педель назвал своего сына Ялу, но сын, особенно в юности, страдал от того, что все всегда удивлялись его имени и высмеивали мальчика с неслыханным прозванием.

Иногда погоня за оригинальностью становится столь невыносимой, что власти берут на себя официальный бюрократический контроль над именами новорожденных.

Так, в эквадорской провинции Марона (Южная Америка) строго запретили называть младенцев иноязычными и экзотическими именами вроде Симфония, Мегаполис, а когда погоня за своеобразием в названии детей привела к появлению мальчиков по имени Париж и Ливерпуль и девочек, которых звали Кока- Кола и Миссисипи власти запретили давать детям такие экстравагантные имена.

Официальная формула именования человека в современном русском языке содержит три компонента: личное имя, отчество и фамилия. Правила присвоения этих именований изложены в законодательных актах, которые если расценивать их с позиций речевой деятельности — служат жесткими регуляторами наречения.

Принятая Конвенция о правах ребенка провозглашает право ребенка на имя с момента его рождение, 'Это право реализуют родители (а при их отсутствии -заменяющие их лица) во время регистрации факта рождения, Выбор личного имени своему ребенку расценивается как: личное дело родителей, которые вправе дать ребенку любое имя, какое пожелают. Однако, несмотря на то, что органы записи актов гражданского состояния не правомочны отказывать родителям на том основании, что имя отсутствует в справочнике личных имен или является сокращенным либо уменьшительно-ласкательным вариантом, попытки именного изобретательства, по свидетельству сотрудников екатеринбургских отделов ЗАГС, единичны и, как правило, снимаются на уровне просветительской беседы. Редкие факты проявления «родительской настойчивости (см., например, имя Россия, присвоенное в 2004 г. девочке из Нижнего Тагила) не грозят превратиться в массовое явление.

А вы ребята знаете, что означает ваше имя? Почему вас так назвали?(Ответы ребят)

Общие наблюдения над сводками регистрируемых в последнее время личных имен позволяют заключить, что список наиболее частотных, популярных имен,организующих ядро именного фонда, не претерпел заметных изменений, если не считать тенденции к некоторому его сокращению. Уплотнение отчасти объясняется тем, что распространенный и по сей день обычай переносить на новорожденного имя кого-либо из старших родственников продолжает действовать в условиях, когда перечень имен новых бабушек и дедушек также далек от подлинного разнообразия.Наиболее распространенны мотивы, которыми руководствуются родители, выбирая имя ребенку, достаточно хорошо известны. Наши информанты в возрасте эт 20 до 30 лет, отвечая на вопрос о причинах, по которым они уже выбрали (или выбирали бы) имя своему ребенку, подтвердили актуальность устойчивых стереотипов. Приведем полученный перечень. Имя обычно дается:- в честь старших родственников по отцовской или материнской линии («дочку назвали в честь любимой прабабушки отца»; «так звали моего деда»; «дочку назову в честь своей мамы»);- в честь человека, сыгравшего значимую роль в судьбе кого-либо из членов семьи («я назвала дочку в честь своей лучшей подруги»; «моего сына зовут так же ,как моего армейского друга»; «своего сына я бы назвала Сергеем, потому что мне это имя очень дорого»);- в честь известного или популярного человека («я бы назвала сына Юра: обожаю песни Юрочки Шатунова и его улыбку « Элвиса Пресли»)

  1. семейный кодекс российской федерации
  2. Статья 32. Право выбора супругами фамилии
  3. Заключение.
  4. Понравился ли вам классный час? (проводится рефлексия)
  5. Литература

(отрывки)1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.Статья 51, Запись родителей ребенка в книге записей рождений3. В случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка — по ее указанию.Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка .На этом классном часе вы узнали о истории возникновения имен, о формировании социальной и этической оценки личных имен. Каждый из вас рассказал о своем имени, о качествах присущих ему. Каждое ваше имя записали на шариках разных цветов. Всего их получилось десять. Давайте свяжем все шарики вместе, чтобы все себя чувствовали единым целым, дружным и сплоченным коллективом.Уходя с этого классного часа каждый должен помнить, что не только имя красит человека, но и сам человек должен поступать так, чтобы красить свое имя.

Источник: http://ru.convdocs.org/docs/index-121407.html

Ссылка на основную публикацию