Классный час «бардовская песня», 10-11 класс

Cлайд 1

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс БАРДОВСКАЯ (АВТОРСКАЯ) ПЕСНЯ УРОК — КОНЦЕРТ

Cлайд 2

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Был очень талантлив: актер, певец, прозаик, драматург, киносценарист. Стал неугоден власти из – за своих остросатирических песен. Он критиковал социальные устои общества. Вынужден был эмигрировать в Париж. А. ГАЛИЧ

Cлайд 3

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Б. Окуджава Продолжил традиции XIX века- дух декабристов, когда честь и достоинство были превыше всего. Главные темы его творчества – Любовь, Вера, Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости.

Cлайд 4

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Владимир Высоцкий и после смерти продолжает своим творчеством оказывать влияние на развитие бардовской песни. Его по праву называют «сердцем» авторской песни. В. Высоцкий

Cлайд 5

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Ю.М. Визбор родился в Москве, на Сретенке, учился в МГПИ, где ему было суждено стать основоположником своеобразной школы туристической и студенческой песни. Был одним из тех, кто основал радиостанцию “Юность”, выпустил звуковой журнал “Кругозор”. А такого вида радиожурналистики, как песни-репортажи, до него не существовало. Юрий Визбор

Cлайд 6

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Песни пишет с 1978. Начал выступать в составе дуэта вместе с Петром Старцевым. Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», с которой Митяев стал лауреатом Ильменского фестиваля (1978), является своеобразным гимном бардовского движения. Олег Митяев

Cлайд 7

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Розенбаум — не только поэт и исполнитель авторских песен. Розенбаум — композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и ее музыкальным сопровождением. Розенбаум — профессиональный артист эстрады и этим все сказано.

Cлайд 8

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс

Cлайд 9

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Тематика авторской песни красного цвета – героизм, гражданственность и средство их выражения. Понятие оранжевого цвета в радуге: сила, добро, щедрость и свобода человека. Понятие мечты, фантазии, стремление к новому, к неизвестному; романтика странствий в «жёлтых» песнях бардов. Зеленый цвет в радуге: чувство любви к природе, ее красота. Это песни- картины, песни- раздумья, разговор с природой. Понятие голубого цвета радуги: прозрачности любви, средства её выражения в бардовской песне. Понятие синего цвета в радуге: воспоминание, чувство тоски об ушедшем, о прошлом. Великая Отечественная война: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Cлайд 10

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Что ждет современную популярную музыку, бардовскую песню в будущем? 1вариант – через много лет люди совсем забудут о бардовской песне, ее вытеснит современная популярная песня. 2 вариант – Возрастет интерес к бардовской песне, ее будут слушать гораздо больше, чем современную популярную музыку. 3 вариант – другое мнение.

Источник: https://bigslide.ru/muzika/21770-bardovskaya-avtorskaya-pesnya-urok-koncert.html

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов Вечер бардовской песни

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Дождитесь публикации материала и скачайте свидетельство

о публикации в СМИ бесплатно.

Опубликует не менее 15 материалов в методической библиотеке портала и скачайте

документ бесплатно.

Свидетельство участника экспертной комиссии

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс

Оформить бесплатно документ можно здесь

13.11.2014

Внеклассное мероприятие (для учащихся 10-11 классов) Вечер бардовской песни. На фоне музыки («Профессионал») звучит стихотворение. У поэта соперников нету Ни на улице и ни в судьбе И когда он кричит всему свету, Это он не о вас — о себе. Руки тонкие к небу возносит, Жизнь и силы по капле губя, Догорает, прощения прости: Это он не за вас -за себя Но когда достигает предела И душа отлетает во тьму…. Поле пройдено. Сделано дело. Вам решать: для чего и кому. То ли мед, то ли горькая чаша, То ли адский огонь, то ли храм- Все, что было его,- нынче ваше. Все для вас. Посвящается вас. (Булат Окуджава) (Песня «Здравствуйте, люди») Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит… руки невольно вскидываются на воздух.… Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка… (Н.В.Гоголь) -Добрый вечер! Со строчек Н.В. Гоголя нам хотелось начать наш разговор о наших любимых бардовских песнях. Сегодня мы вместе можем пообщаться, поговорить и просто спеть под гитару. -Основное качество бардовской песни- это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. -Что же такое бардовская песня? -Бардовская песня-это живая песня. Она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Бардовскую песню еще называют авторской самодеятельной. Авторы песен, так называемые барды, хорошо знают психологию слушателей. Они бьют наверняка: здесь и неразделенная любовь и одиночество, и личная неустроенность, и благородная романтика. Ходят по стране песни. Они передаются из уст в уста. Их поют студенты и педагоги, туристы и геологи, физики и лирики. Почему? -Их сила – в оптимизме, в лиричности, сердечности. -Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах. Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями друидов преклонялись. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца-друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник получал звание –бард. Теперь он мог идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу. -Авторская песня-тут уже без обмена, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно- на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. «…Нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

-Бардовская песня не пишется на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема. Да, бард занимается песенным творчеством. Но он должен «пахать глубоко». Самый главный вопрос, который ему необходимо разрешить, это основной вопрос жизни человека,-

Оценить

1197

Также вас может заинтересовать

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/vneklassnaja-rabota/75283-vneklassnoe-meroprijatie-dlja-uchaschihsja-10

Презентация на тему: Авторская бардовская песня

Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс Описание слайда:

Исследовательская работа – «Авторская, бардовская песня» Цель исследовательской работы – поближе познакомиться с жанром авторской песни; приобщиться к бардовской песне и её основателям, раскрыть тематику песни; показать её огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Описание слайда:

Задачи исследовательской работы: Проанализировать исторический материал по раскрытию данной темы; Овладеть умениями и навыками поиска, систематизация и комплексного анализа исторической информации.

Описание слайда:

Текст, перевод и аккорды “Изгиб гитары желтой” Олег Митяев Em Am H Em Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, Am D G Струна осколком эха пронзит тугую высь. E Am D G Качнется купол неба большой и звездно-снежный .Am Em H G Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

E Am D G Am Em H Em Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет. Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись! И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Описание слайда:

Именно авторская песня оказывается сегодня общественно востребованной, поэтому актуальной является задача ознакомления детей и подростков с авторской песней, историей её возникновения, этапах развития, с творчеством признанных классиков бардов.

Описание слайда:

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали Ваганты.

Описание слайда:

Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни.

В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов.

         

Описание слайда:

Уже в IX веке в Исландии существовала поэзия скальдов. В X-XV веках миннезингеры, мейстерзингеры и трубадуры оставили записи своих стихов и нотных знаков. В крупных городах средневековой Германии появляются своеобразные клубы, где ремесленники исполняют свои собственные сочинения.

Описание слайда:

В 1157 году в Киеве появилась пергаментная книга- песенник, где над строками кириллицы были воспроизведены музыкальные знаки. 1187 год – дата создания знаменитого «Слова о полку Игореве», написанного в ритмически – напевной форме. В XVI веке появился стихирарь «Творения Царя Иоанна, деспота Московского», в котором тексты и музыка написаны собственноручно Иваном Грозным.

Описание слайда:

Слово «бард»  укоренилось: им до сих пор продолжают называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре.

 Почему людей, поющих собственные песни под гитару, часто называют именно бардами, а не иначе? Английское слово bard — кельтского происхождения.

Барды — это древние певцы-сказители у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии. В середине хх века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня.

Это своеобразный городской фольклор, который называют по разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах.

Описание слайда:

ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СТОРОНЕ… Музыка Д. Тухманова, Перевод Л. Гинзбурга, из вагантов (11 -13 вв.) Во французской стороне на чужой планете, предстоит учиться мне в университете. До чего тоскую я, — не сказать словами… плачьте ж милые друзья, горькими слезами.

На прощание пожмем мы друг другу руки, и покинет отчий дом мученик науки. Вот стою, держу весло — через миг отчалю. Сердце бедное свело скорбью и печалью. Тихо плещется вода, голубая лента… Вспоминайте иногда Вашего студента. Много зим и много лет прожили мы вместе, сохранив святой обет верности и чести.

Ну так будьте же всегда живы и здоровы! Верю, день придет, когда свидимся мы снова. Всех вас вместе соберу, если на чужбине я случайно не помру от своей латыни. Если не сведут с ума Римляне и греки, сочинившие тома для библиотеки.

Если те профессора, что студентов учат, горемыку школяра насмерть не замучат, Если насмерть не упьюсь на хмельной пирушке, обязательно вернусь к вам, друзья, подружки…

Описание слайда:

Самодеятельная песня зародилась в конце 50-х в Московском государственном педагогическом институте, где одновременно учились и писали свои песни-стихи Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, центральная фигура ранней авторской песни. История развития авторской песни на современном этапе пришелся на 60-70-е годы. Наравне с именами уже известных авторов зазвучали песни В. Высоцкого, А. Дольского, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Суханова, В. Долиной, Ю. Лореса.

Описание слайда:

Высоцкому присущ мощный «лавинный» темперамент; его подлинно трагический герой — сильная личность, бунтарь-одиночка.

В комических жанрах Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных «зарисовок с натуры».

В «серьезных» песнях и драматических ролях пробивалась наружу глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости. Присвоена Государственная премия СССР (в 1987году, посмертно)

Описание слайда:

Александр Моисеевич Городницкий (родился в 1933году, в Ленинграде), это российский автор и исполнитель собственных песен. В 1957 окончил Ленинградский горный институт им. Плеханова.

Доктор геолого-минералогических наук, заведует лабораторией в Институте океанологии им. Ширшова РАН. Побывал во многих геологических и океанологических экспедициях.

Его песни: «Вечер бродит», «Песня полярных лётчиков», «Снег», «Над Канадой».

Описание слайда:

Юрий Лоза (р. 1 февраля 1954, Свердловск, ныне Екатеринбург) — эстрадный певец и автор песен. В 1971 поступил в Казахский государственный университет на геофак, но через год бросил учебу, затем служил в армии, в 1975-76 учился на отделении ударных инструментов музыкального училища в Алма-Ате, которое также не закончил. Его песни: «Плот», «Я умею читать», «Одинокий человек»

Описание слайда:

С 1977 работал в ИНТЕГРАЛЕ (вместе с Б. Алибасовым), в 1983 перебрался в Москву и в конце года начал играть и петь в группе ЗОДЧИЕ (вместе с В. Сюткиным и Ю. Давыдовым). С 1987 начал официальную сольную карьеру.

Однако именно Юрию Лозе принадлежит один из самых знаменитых подпольных магнитоальбомов советского периода — Путешествие в рок-н-ролл (1983), причем название было придумано друзьями певца, которые подклеили в начале записи следующий текст: Для вас поет свои песни группа ПРИМУС.

Описание слайда:

Булат Окуджава ОКУДЖАВА Булат Шалвович (9 мая 1924 — 12 июня 1997), русский поэт.

В стихах (сборники «Март великодушный», 1967, «Арбат, мой Арбат», 1976, «Посвящается вам», 1988, «Милости судьбы», 1993) и прозе (повесть «Будь здоров, школяр!» В авторских песнях Окуджавы, звучавших нравственным камертоном в эпоху застоя, сквозь романтически преображенные картины будничной жизни, мягкую доверительную интонацию и тонкий лиризм проступает твердость этических ориентиров, безупречная верность высокому духовному выбору. Песни: «Ваше благородие», «Бери шинель», Грузинская песня»

Описание слайда:

Памятник Булату Окуджаве (скульптор – Г.Франгулян, архитекторы И. Попов, В.Прошляков) открыт 8 мая 2002 года. Событие приурочено сразу к двум важным датам в жизни поэта — дню Победы, ради которой он 3 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, и дню рождения – 9 мая 2002 года ему исполнилось бы 78 лет. М: Смоленская.

Описание слайда:

Розенбаум Александр Яковлевич (р.

13 сентября 1951, Ленинград), российский эстрадный певец, исполнитель собственных песен, художественный руководитель театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума»; Народный артист России (2001). Родился в семье врачей.

Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки.

Читайте также:  Внеурочное мероприятие в начальной школе на тему: здоровье

Описание слайда:

Песни начал писать в 1968 году для студенческих спектаклей, капустников, вокально- инструментальных ансамблей и рок-групп с 1980 года. Был участником группы «Аргонавты». С 1983 года выступает с сольными концертами. На творчество молодого Розенбаума сильное влияние оказал Владимир Высоцкий.

Особое место в его творчестве заняла военная тема из «Афганского цикла», которые дали Розенбауму широкую и прочную популярность. Его творчество очень разнообразно: от фолк-оперы и рок-н-ролла до лирических песен и песен о родном Петербурге.

Розенбаум автор более двадцати песенных альбомов, записанных в 1982-1999 годах Его песни: «Вальс Бастон», «Гоп-стоп», «Казачья», «Летят утки».

Описание слайда:

ВИЗБОР Юрий Иосифович (20 июня 1934, Москва — 17 сентября 1984, там же), российский поэт, композитор, бард, журналист, сценарист. Один из самых ярких представителей авторской песни. В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт.

Первые песни, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики». К началу 60-х годов известна песня — «Домбайский вальс» В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор».

Песни: «Как здорово», «Солнышко лесное», «Ты у меня одна», «Наполним музыкой сердца».

Описание слайда:

Татьяна и Сергей Никитины НИКИТИНЫ — российские исполнители авторской песни. Сергей Никитин — автор музыки, заслуженный деятель искусств России (1995). Оба — выпускники физического факультета Московского университета (Татьяна — кандидат физических наук). С 1968 года неоднократные лауреаты фестивалей авторской песни.

Описание слайда:

Песни Сергей Никитин начал писать песни в 1963. Позднее Сергей руководил самодеятельным квинтетом физиков, в составе которого была его жена Татьяна. С 1974 года Татьяна и Сергей Никитины поют дуэтом, совмещая песенное творчество с научной работой. С 1987 года Сергей Никитин профессионально занимается музыкальной и концертной деятельностью.

Описание слайда:

Виктор Цой Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде, в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича.

Описание слайда:

В 1974-77 годы посещает среднюю художественную школу. В 1978 году, окончив восемь классов, поступил в художественное училище им. В. Серова, где возникает группа «Палата №6» во главе с Максимом Пашковым.

В 1979 году Виктор поступает в СГПТУ №61 на специальность резчика по дереву. Летом 1981 года возникает группа «Гарин и Гиперболоиды». Состав: Виктор Цой, Алексей Рыбин, Олег Валинский.

Поёт в группе «Кино»

Описание слайда:

Макаревич Андрей Вадимович (р. 1954), российский эстрадный музыкант, композитор, заслуженный артист Российской Федерации. С 1969 года художественный руководитель группы «Машина времени». Автор музыки и слов многих популярных песен из репертуара группы.

Записал сольные акустические альбомы (1983, 1985). Снимался в кино («Начни сначала» (реж. А. Стефанович, 1986), «Рок и фортуна. ХХ лет «Машине времени» (реж. Н. Орлов, 1988)).По образованию художник-график, выставляется на профессиональных выставках. Автор книги «Все очень просто» (1992).

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.

Описание слайда:

Группа «Машина Времени« в составе : Андрей Макаревич — Александр Кутиков — Петр Подгородецкий — Валерий Ефремов — Александр Бутузов

Описание слайда:

Сергей Трофимов (родился 4 ноября 1966, Москва) — российский автор-исполнитель песен, музыкант, поэт, Заслуженный артист РФ(2011г.). Более известен под псевдонимом Трофим- сделал прорыв на бардовском направлении.

Описание слайда:

На современном этапе, в последние годы появились имена многих талантливых авторов, чьи песни, возможно, тоже станут классикой: Галина Хомчик, Вадим и Валерий Мищуки, М. Коноплев, Наталья Муратова, А. Софронов.

Описание слайда:

Основные мотивы авторской песни: Лирический герой авторской песни – это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов. Его мир — это горы, тайга, нехоженые пространства. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.

Описание слайда:

Фестивали авторской песни Авторская песня хороша в «живом» исполнении. Чтобы послушать любимых бардов, а также пожить «палаточной» жизнью, поклонники «песни у костра» посещают различные фестивали авторской песни.

Вот лишь некоторые из них: Международный фестиваль авторской песни «Петербургский аккорд»; Всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле»; Смоленский фестиваль авторской песни; Новокузнецкий фестиваль авторской песни; Ильменский фестиваль авторской песни; Орский фестиваль авторской песни.

Описание слайда:

В 1968 году Образовался Грушинский фестиваль .

Каждый год в начале июля тысячи людей из разных концов страны заполняют небольшое пространство на Мастрюковских озерах, между Самарой и Тольятти, разбивают лагеря, жгут костры и поют песни.

Так проходит настоящий праздник авторской песни – Грушинский фестиваль, носящий имя Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, автора-исполнителя, погибшего на реке Уде, спасая детей с перевернувшейся лодки.

Описание слайда:

Творцов сегодняшней бардовской песни, современных борцов, теперь знают, они стали популярными, стали даже “звездами”, их записывают на пластинки, показывают по телевидению, им помогают крупнейшие музыканты, да и сам музыкальный уровень их песен стал высок.

Прелесть этой песни, на каком бы языке она не звучала, — это её простота, доступность, камерность, напевность, в том, что это песни для души, для пения в кругу друзей. Дарование их многостороннее и удивительно цельно.

Именно это Сущность самодеятельной песни, где музыка, поэзия и исполнительство неразделимы -совмещаются в одном лице.

Описание слайда:

Современные авторы своих песен:

Описание слайда:

«Семь цветов радуги» — это тематический спектр авторской песни. Индивидуальная цветовая ассоциация: Понятие «красного» цвета – героизм, гражданственность, патриотизм. Понятие оранжевого цвета в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.

Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов. Понятии «зелёного цвета, песня размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия. Понятие голубого цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение нежность.

Понятие синего цвета радуги, верность, благородство драматизм неразделённой любви. Понятие фиолетового цвета радуги, печаль, скорбь, утрата.

Описание слайда:

Самое главное отличие авторской песни – это ее индивидуальность. В каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме. Песни могут быть абсолютно разные: грустные и веселые, любовные и геройские.

Авторская песня несет в себе:                   — помощь в понимании человеческих ценностей,  —  помощь в понимании единства человека и Мира,         —  авторская песня очищает наши сердца,                  —  музыка авторской песни обогащает своей красотой,                 —  она призывает к высоким чувствам, помогают  духовному становлению.

Описание слайда:

«С младенчества дух песен в нас горел, И дивное волненье мы познали, С младенчества две музы к нам летали, И сладок был их лаской наш удел: Но я любил уже рукоплесканья, Ты гордый пел, для муз и для души. Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья, Ты гений свой воспитывал в тиши…» Пушкин Александр Сергеевич

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Библиография: 1. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб, 1997. 2. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. 2000. CD. 3. Булат Окуджава. Музыка души. Предисловие к Антологии авторской песни «Наполним музыкой сердца». М., СК, 1989. 4. Периодическая печать 1991-1997 гг.

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/avtorskaja-bardovskaja-pesnja.html

Библиотечный урок «Встреча в музыкально-поэтической гостиной «Наполним музыкой сердца»

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22
  • п. Беркакит Нерюнгринского р-на РС(Я)
  • Библиотечный урок
  • «Встреча в музыкально-поэтической гостиной
  • «Наполним музыкой сердца»
  • (для учащихся старших классов)
  • Ануфриева Елена Николаевна,
  • педагог-библиотекарь
  • 2017

Авторская или бардовская песня – огромный пласт российской культуры. Появившаяся много лет назад, она и в ХХI веке остаётся очень популярной, т.к. эти песни учат любить поэзию, чувствовать её всем сердцем, чтобы в дальнейшем она стала частицей души и частицей биографии того, кто с ней знаком. Человек, познакомившийся однажды с этим видом творчества, становится духовно богаче, по-новому начинает ценить живое поэтическое слово, умеет сопереживать радости и боли другого человека, готов по зову сердца идти неизвестными дорогами. Возможно, здесь и кроется один из секретов актуальности выбранной тематики.

По словам одного из основателей бардовского движения Булата Окуджавы, «авторская песня – это особая форма духовного общения единомышленников». В нашей школе некоторые ребята старших классов занимаются гитарной песней, но практически не знают ни названия песен, ни имён авторов, чьи песни они исполняют.

В коллективе педагогов есть учителя, которые интересуются и исполняют авторские песни под гитару, а так же знакомы с творчеством поэтов-бардов.

Таким образом, чтобы познакомить учащихся с творчеством бардов, чтобы научить ценить поэтическое слово, а так же обогатить духовно учащихся старших классов, и возникла идея проведения данного мероприятия, посвящённого «духовному общению единомышленников».

  1. Цель: познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня и с творчеством авторов-исполнителей.
  2. Задачи:
  3. расширять кругозор учащихся;
  4. — формировать представления об авторской песне;
  5. — развивать интерес к творчеству поэтов-бардов;
  6. — прививать нравственно-эстетические качества;
  7. — побуждать к раскрытию своих способностей и талантов.
  8. Форма проведения: музыкально-поэтическая гостиная.
  9. Оформление: электронная презентация, включающая фотографии и материалы о творчестве авторов-исполнителей, записи и тексты бардовских песен.
  10. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, гитара, имитация костра (электрический огонь).
  11. Ход мероприятия
  12. Слайд 1

Библиотекарь: Сегодня мы собрались, чтобы поближе познакомиться с авторской песней. Что же такое авторская песня? Точного определения этому понятию дать невозможно. В разные времена эти песни именовались по-разному: туристскими, студенческими, самодеятельными, бардовскими.

Но какое бы название они не имели – всё это песенный жанр, в котором и слова, и музыка, и исполнение, и музыкальное, чаще всего гитарное сопровождение, принадлежат одному человеку. Ни один фестиваль бардовской песни не обходится без костра.

И сегодня у нашего имитированного костра мы познакомимся с некоторыми именами авторов-исполнителей и их песнями.

  • 1 ученик
  • Сегодня в школьном нашем зале
  • О бардах поведём рассказ
  • И песни, что хоть раз слыхали,
  • А может видели, читали
  • Споём все вместе мы сейчас.
  • 2 ученик
  • И кто участвовал в походах,
  • Сидел когда-то у костра,
  • Как космонавт без кислорода,
  • Без песни жить не может сроду.
  • Гитара – верная сестра!
  • 3 ученик
  • Пусть струны звонкие гитары
  • Для всех сегодня прозвучат
  • И, может, песен этих старых
  • Мотивы просто как подарок
  • И в ваши души постучат!

Библиотекарь: Гимном авторской песни в России уже давно стала песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И этой песней я предлагаю сегодня открыть нашу встречу.

Слайд 2. /На слайде текст песни. Все поют песню под гитарное сопровождение/. /Приложение 1/

Библиотекарь: История данного жанра началась ещё в 30-х годах 20-го столетия. Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского. А общепризнанными лидерами данного жанра по праву считаются Булат Окуджава и Владимир Высоцкий /Слайд 3/.

Определяя сущность авторской песни, Б. Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару», а В. Высоцкий говорил, что это «поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.

Таким образом, увлечение песенной поэзией, начавшееся с отдельных успехов, стало впоследствии ярким явлением нашей отечественной культуры.

Слайд 4

1 ученик. «Патриархом» авторской песни по праву стал Булат Шалвович Окуджава. Главные темы его творчества – Любовь, Вера, Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости.

2 ученик. Булат Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.

1 ученик. Окуджава в середине 20-го века стал создателем совсем нового жанра авторской песни, подхваченного многими и совсем нового представления о песенном поэтическом тексте.

Нелёгкая эпоха, нелёгкая судьба вошли в песни Окуджавы, но они полны уверенности в превосходстве и конечной победе добра.

Песенная поэзия этого яркого представителя авторской песни – упрямое объяснение в любви жизни, людям, добру.

2 ученик. Когда Окуджава выходил с гитарой на сцену, зал вставал. В своих песнях Булат обращался не к массе, не ко всем, а к каждому в отдельности. Да и сама манера его исполнения была спокойной и проникновенной. Он, скорее, не пел, а напевал свои песни, как будто тихо и искренне беседовал с вами.

Слайд 5 /Звучит песня «Пожелания друзьям» в исполнении Б. Окуджавы. На слайде текст песни, все присутствующие подпевают.) /Приложение 2/

Библиотекарь: Особое место в творчестве Булата Окуджавы занимает война, т.к. он сам принадлежал к фронтовому поколению и был участником Великой Отечественной. Булат написал много песен об этой бесчеловечной войне. И сегодня мы не можем не затронуть эту важную тему, т.к. в ней слились воедино скорбь и память, гордость и слава непобедимого русского народа.

Слайд 6 /Звучит песня Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим». Текст песни на слайде, все подпевают/ /Приложение3/

  1. Библиотекарь: Много лет прошло с той романтической эпохи,сейчас мы живём другой жизнью, в которой нет с нами Булата Шалвовича Окуджавы, но почему-то каждый год, 9 мая, в день его рождения, на Трубную площадь к Театру современной пьесы в Москве приходят люди и поют его песни, но поют уже без него.
  2. Слайд 7 /Звучит «Грузинская песня» Окуджавы. Текст песни на слайде, все желающие подпевают/ /Приложение 4/
  3. Слайд 8

Библиотекарь: А теперь перейдём к другому лидеру авторской песни, поэту-песеннику – Владимиру Высоцкому. Он прожил всего 42 года, но вознесён всенародной любовью выше всех. Его по праву называют «сердцем» авторской песни.

Высоцкий умел почувствовать образ изнутри, слиться с ним. Он был художником неповторимой индивидуальности. В своих песнях, стихах, кино, актёрских работах на сцене Высоцкий раньше других сказал людям правду.

Читайте также:  Конспект занятия в средней группе на тему «безопасность на дороге»

На его песнях выросло целое поколение.

1 ученик: Высоцкий-поэт не играл в жизнь, а жил по-настоящему. У него не слова ложились на бумагу, а сама душа. Он был неординарной личностью и ни на кого не похожим. Но именно таким его любили.

2 ученик: Нет, он никогда не был на войне, а ветераны войны писали ему письма и благодарили его за песни. Его творчество и сегодня помогает нам выжить своим оптимизмом, своей верой в собственные силы.

3 ученик. К песням Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или не принимать. Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать!

Слайд 9 / Звучит «Песня о друге» В. Высоцкого/ /Приложение5/

Слайд 10

Библиотекарь: Одним из самых любимых бардов в народе был и остаётся Юрий Визбор. Он прожил недолгую, но очень яркую и интересную жизнь. Он пел свои песни и говорил в них о жизни. Рассказывал о своём понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своём, а люди в его песнях узнавали себя.

  • 1 ученик:
  • Какая музыка была,
  • Какая музыка звучала!
  • Она совсем не поучала,
  • А лишь тихонечко звала.

2 ученик: О Визборе говорили: «Душа всякой хорошей компании. Не тамада, не кумир, а именно душа. Его обаяние действует само по себе, без усилий».

  1. Библиотекарь: Визбор считал своей единственной профессией журналистику. Но, несмотря на его фанатичное отношение к единственной профессии, его творческая энергия расплёскивалась в самые неожиданные стороны:
  2. Слайд 11
  3. 1 ученик: Визбор – альпинист и тренер по горнолыжному спорту.
  4. 2 ученик: Визбор – поэт, певец, автор трёхсот песен.
  5. 3 ученик: Визбор – актёр, драматург, написавший несколько пьес и киносценариев.
  6. 4 ученик: Визбор – художник, автор замечательных акварельных рисунков.
  7. Библиотекарь: И всё же главное, за что его помнят и будут помнить всегда – это его песни.
  8. Слайд 12 /Песня Ю. Визбора «Ты у меня одна»/ /Приложение 6/
  9. Слайд 13

Библиотекарь: Авторские песни – это песни, рождённые дорогами и путешествиями, экспедициями и комсомольскими стройками, любимой работой, размышлениями о высоких чувствах, идеалах и стремлениях. Авторскую песню сочиняют люди самых разных занятий и профессий.

1 ученик: Жанр бардовской песни раскрыл великое множество абсолютно непохожих друг на друга талантов и индивидуальностей. Каждый из наших «больших» бардов создал свой могучий песенный и душевный мир.

  • Слайд 14
  • 2 ученик: Среди них: Александр Галич, Юлий Ким, Александр Городницкий, Юрий Кукин, Олег Митяев, Виктор Берковский, Александр Розенбаум и многие другие авторы-исполнители.
  • 3 ученик: Авторской песней движет романтика, заставляет мечтать, творить, стремиться крылатой мыслью туда, где ты ещё никогда не был… Горы, подъемы, перевалы, штурмы вершин, покорение и … возвращение домой, где всегда тебя помнят, ждут и верят в твою победу.
  • Слайд 15 /Песня «Дом»/ /Приложение7/
  • Слайд 16
  • 1 ученик: Авторская песня и в ХХI веке продолжает своё существование, включая в понятие жанра студенческий, туристический и армейский фольклор. /Песню из армейского репертуара исполняют учащиеся 10-го класса)

Библиотекарь: У бардов существует такая традиция: когда не все песни ещё спеты, но есть желание их петь, то гитара идёт по кругу. Каждый, кто захочет что-то сыграть на гитаре, называет своё имя и название исполняемой песни. Итак, гитара отправляется в путешествие … (Гитара передаётся по кругу между ребятами и гостями, умеющими играть на гитаре)

Библиотекарь: За нашим имитированным костром мы познакомились с авторскими песнями и провели незабываемые минуты. Но время неумолимо движется вперёд, и каждая встреча всегда заканчивается расставанием.

Слайд 17 / Песня Ю. Визбора «Милая моя»/ /Приложение 8/

Библиотекарь: Сегодня мы познакомились с творчеством только некоторых авторов-исполнителей. Впереди ещё новые встречи и новые знакомства. Огромное спасибо всем за участие!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/bibliotechnij_urok_vstrecha_v_muzikalnopoetichesko_073112.html

Бардовская песня | открытый класс

Данные об авторе Каташевская Е.В.

МОУ » СОШ с. Синенькие Саратовского района Саратовской области», учитель технологии,  ИЗО, МХК, 

Саратовская область

Характеристики урока (занятия) среднее (полное) общее образование

Учитель (преподаватель)
Мировая художественная культура

Знакомство с жанром авторской песни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):  8

Используемая методическая литература: 

  • портреты “бардов”,
  • сборники авторских песен,
  • записи песен.

Используемое оборудование: 

  • Компьютер,
  • мультимедийный проектор.

Урок предназначен для знакомства учащихся 11 класса с жанром авторской песни, её самыми популярными исполнителями и авторами.

Урок – концерт « Бардовская песня»

Цель: знакомство с жанром авторской песни.

  • показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры   страны;
  • показать значение творчества поэтов;
  • совершенствовать навыки анализа произведения в   аспекте его жанрового своеобразия;
  • помочь учащимся раскрыть богатство, глубину   поэтического мастерства поэта;
  • Задачи:
  • 1) познакомить с жанром авторской (бардовской) песни как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры, как проявлением народного творчества, одним из самых массовых видов творчества;
  • 2) через жанр авторской песни воспитывать любовь к отечественной культуре, литературе, способствовать становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
  • Оборудование урока:
  • портреты В.Высоцкого, А.Галича, Б.Окуджавы, Ю.Визбора; аудиозаписи и видеозаписи      песен;
  • Сборники стихов поэтов;
  • электронная презентация с демонстрацией фотографий, автографов, выступлений.

Бард  он — не то альпинист, не то геолог,
А может просто поэт.
Бывает физик или эколог,
Но случайных поверьте – нет.


С.Шубин

.

  1. Вступительное слово учителя(Исполняется песня О.Митяева « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»)         

      Все туристы и все хорошие компании, причем, не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают эту песню: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Эта песня — один из гимнов бардовского движения, некоторые считают ее вообще единственным гимном.

Незатейливая мелодия, отсутствие аранжировки, слова, наполненные глубоким смыслом, рождающие отклик в сердцах и душах слушателей…  Вот, пожалуй, главная особенность авторской песни.  Как говорил Владимир Высоцкий, “авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза.

И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как, и мне рвут душу и скребут по нервам несправедливость и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии.

Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать”.

Почему людей, поющих собственные песни под гитару, часто называют именно бардами, а не иначе? Английское слово bard — кельтского происхождения.

Барды — это древние певцы-сказители у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.     Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами.

Аккомпанировали они сами себе на струнном смычковом инструменте — кроте. Барды пели различные песни: героические песни-баллады, религиозные, боевые, лирические и сатирические.

     Но не всегда барды были обыкновенными бродячими песенными сказителями. Такими они стали со временем. А когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племен. Высшая власть у кельтов принадлежала друидам. Друиды были главными духовными руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители кельтских богов — евбаги.

Они выполняли обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда исполняли обязанности судей.
     И третьим звеном были барды — мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и провозглашавшие мир и любовь. Проще говоря, барды пропагандировали учение друидов, были посредниками между жрецами-друидами и народом.

Роль этих певцов была огромна, как и уважение, которым они пользовались. Многие из кельтских вождей и королей с гордостью носили почетное звание «бард». Существует предание о том, как враждующие станы, готовые к сражению, при звуке лиры-кроты именитого барда складывали оружие и, прослушав песню, из врагов превращались в друзей.   Нынешние барды – это авторы  и  исполнители авторской песни.

Но, что- же это за песня такая, как — будто у других песен нет авторов?

     Бардовская   песня основана на жизненной позиции автора и его мировоззрении. Это не направление музыки как: фолк, блюз, рок-н-ролл, джаз и др.

В них каждый может проследить характерный оттенок звуков для любого из этих направлений музыки. Авторская песня может вмещать в себя все стили и течения музыки.

При условии, что у данной песни любого стиля и направления будет только один автор музыки и текста. Но так, чтобы текст не был второстепенным.

   Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень  быстро распространялись по стране и становились народными .

    Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир авторской песни, познакомимся с поэтами, стоявшими у истоков жанра.    Авторская песня стала общественным движением 50-90 годов 20 века, существует она и сегодня.

Но пиком развития стали именно годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни “неофициальные”, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст.

Это песни Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Юлия Кима, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича и многих других.

(Прослушивание песни А.Галича «Когда я вернусь»)

Сообщение учащегося: Он так никогда больше и не вернулся. В июне 1974 г. Александра Галича фактически изгнали из Советского Союза, он был вынужден покинуть Родину.

Год жил в Осло, где записал диск «Крик шепотом». Вступил в НТС (Народный Трудовой Союз), работал на радиостанции «Свобода» с 1975 г. в Мюнхене, в конце 1976 г. в Париже руководил секцией культуры. В конце 1976 г.

снял документальный фильм «Беженцы XX века».

Но делом всей его жизни были песни. Особые – по жанровому разнообразию, напряжённости и глубине содержания, далёкие от приятной, мурлыкающей напевности, песни, которые трудно и петь и зачастую трудно слушать. Музыка в них откровенно и полностью подчинена содержанию.

Разнообразные по жанру – песни-сатиры, песни-пародии, песни-стилизации, песни-романы, песни-трагедии – тем не менее объединены общим – они глубоко гражданственны.

Автор в любой форме – шуточной, сатирической, патетической – всегда борется против насилия, жестокости, корысти, лицемерия и лжи.

Песни эти, широко расходившиеся в магнитофонном самиздате, весьма существенно сдерживали процесс деградации общественной морали, с ними гораздо труднее двурушничать, лжесвидетельствовать, жить по двойной шкале нравственных ценностейАлександр Аркадьевич родился в Москве, детство провел в Севастополе, до эмиграции жил в Москве.

Окончил театральную студию им. К.С.Станиславского (1938). Актер, поэт, драматург. Автор около 20 пьес и сценариев фильмов. Лауреат нескольких отечественных и международных премий, лауреат Сталинской премии, Государственной премии СССР (1987), посмертно. С 1955 г. член Союза писателей СССР, исключен из СП и из Литфонда в 1971. С 1958 г.

член Союза кинематографистов (исключен в 1972 г.)

Писать начал до войны для знаменитого студийного спектакля «Город на заре». Песни сочинял с конца 50-х г. на свои стихи. Выступал в Израиле, США, Западной Европе.3 декабря 1977 г. дал последний концерт в Венеции. Скончался в Париже, похоронен на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа. Он так никогда и не вернулся.

Учитель: Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в её исполнении.

Исполнитель должен прежде всего открыть и показать духовно богатый, чувственный мир песни. Этим в совершенстве владел один из основоположников бардовской песни – Булат Шалвович Окуджава.

 (Прослушивание песни Булата Окуджавы  « Давайте восклицать!» в исполнении учащихся ).

Сообщение учащихся: Булат Шалвович Окуджава. Родился в Москве 9 мая 1924. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс.

Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», зав.

отделом поэзии в «Литературной газете», с 1962 года член Союза писателей СССР.

Стихи писал с детства, первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось…» появилась в 1943 году. Первая, ставшая известной песня «Неистов и упрям…» была написана в Тбилисском университете в 1946 году.

Следующие песни «На Тверском бульваре», «Зеленая скамья» и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни «Союз друзей»: «Возьмемся за руки, друзья…

» – стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик.

Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассеты, компакт-диски.(Прослушивание песни Б. Окуджавы “О Володе Высоцком”).

  1. Учитель:
  2. Эта песня посвящена тоже поэту, композитору, актёру, отдавшему свой талант, свои силы, свою жизнь людям.
  3. То ли мёд, то ли горькая чаша,
  4. То ли адский огонь, то ли храм…
  5. Всё, что было его – нынче ваше
Читайте также:  Классный час по правилам дорожного движения, 1 класс

Всё для вас. Посвящается вам.

Сообщение учащихся:

Поэт. Композитор. Певец. Актёр театра и кино. Но, главное, по словам режиссёра Станислава Говорухина, “был гражданином своей страны. Он выбрал трудный путь и до конца прошёл его достойно”.Он родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего.

Ещё учась в школе, посещал драмкружок в Доме учителя, где заметили его актёрское дарование и посоветовали пойти учиться в театральное училище. Там же он научился играть на гитаре, петь песни.

Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа.

“Незадолго до окончания школы-студии, — вспоминал Высоцкий, — я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает её более выразительной и доходчивой”.  Владимир Семенович Высоцкий

Источник: http://www.openclass.ru/node/468330

«Бардовская песня» Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «Клуб. — презентация

1 «Бардовская песня» Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «Клуб любителей гитары» Голещихина Елена Октябриновна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Томская область г. Колпашево 2012 г. 1

2 2

3 Цель : знакомство с бардовской песней. Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с бардовской песней, с лучшими представителями этого песенного жанра.

Развивающая: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся.

Воспитательная: использовать силу воздействия бардовской песни на формировании личности учащихся, их нравственных убеждений, негативного отношения к низкопробным образцам массовой музыкальной культуры. 3

4 «И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души» Юрий Визбор 4

5 Бард вселял в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней 5

6 Бардовская песня способствует работе души, а следовательно, ее исцелению. Бардовская песня — это язык сердца и души. Бардовская песня — это песня не для развлечения. Бардовская песня не пишется на заказ. В бардовской песне во главу ставится поэтический текст. 6

  • 7 7
  • 8 8
  • 9 9
  • 10 10
  • 11 11
  • 12 12
  • 13 13
  • 14 Конец 60-х — начало 70-х годов 14
  • 15 15
  • 16 16
  • 17 17
  • 18 18
  • 19 Семидесятые- восмидесятые годы 19
  • 20 20
  • 21 21

22 Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись! И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним…

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь, Качнется купол неба – большой и звездно-снежный Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! 22

23 Что петь, а не как петь – вот в чем суть авторского исполнения. 23

Источник: http://www.myshared.ru/slide/620209/

Внеклассное мероприятие Вечер бардовской песни

  • Вечер бардовской песни
  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня
  • собрались!»
  • (звучит песня «Ты да я, да мы с тобой, на экране горит костёр)
  • «И сама по себе не играет гитара
  • А дана человеку как голос души…»
  • Ю. Визбор
  • «Я вытяну дожди в шесть разноцветных струн
  • И пальцами ветров возьму аккорд зари…»

Бардовские песни, песни под гитару, негромкие, искренние, идущие из самых сокровенных глубин человеческой души. «Бродячие» (как их еще называют) авторские песни – это те, от которых веет в зале дымом костра, запахом свежевыпавшего снега, ароматом предстоящей дороги… Что важно в песнях бардов? По-моему, доброта, человечность, честь, милосердие, любовь. Настоящий бард – это всегда личность.

  1. «Пусть наш круг не будет тесен,
  2. В мире нет другого средства –
  3. С душ соскабливайте плесень,
  4. Выметайте пыль из сердца.
  5. На планете миллиарды
  6. Ждущих факела в ночи,
  7. Доставай гитары, барды,
  8. Души музыкой лечи…».
  9. Когда же появились эти врачеватели человеческих душ?

Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей Земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной.

Расскажу одну притчу. Еще задолго до Рождества Христова на Земле жили люди, которых назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами.

Перед знанием материального и духовного мира друидов преклонялись многие народы, населяющие тогда Землю, Чтобы получить звание начальной степени друида, Избранные должны были обучаться этому 20 лет у жреца – друида. Пройдя обучение, испытания и посвящение Избранный назывался Бардом.

Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей Свет и Истину, своей песней, словами формируя образы, исцеляющие душу …

Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается.

Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно – образный мир песни, необходимо создать свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа.

Работа мысли, чувств, памяти, сердца, работа души.

Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры нашего времени появился в 50-60 годах XX века. В это время такие песни называли студенческими и туристическими, потому что сочинялись и распевались они в институтских общежитиях и туристических походах. На фоне бодряческой трескотни и барабанного боя молодежь заметила и подхватила первые авторские песни.

Объединение в одном лице поэта, музыканта и исполнителя привело к тому, что родился новый вид искусства, где творчество перестало быть разделено между несколькими творцами. Самодеятельные авторы являлись талантливыми и  оригинальными людьми, но их мало интересовала реклама своих песен. Их творчество пришлось по душе людям разных возрастов и профессий. 

Благодаря творчеству таких известных бардов, как булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Татьяна Визбор, Вероника Долина, Александр Дольский, Юлий Ким, Александр Городницкий, Олег Митяев, Сергей Никитин, Александр Розенбаум, Александр Суханов, Ариадна Якушева, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Олег Митяев – артист, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, энергичный человек, Юлий Ким – один из основоположников жанра авторской песни, Вероника Долина – поэтесса, Татьяна Визбор – журналист.

Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – это живая песня. Она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Авторская самодеятельная песня – один из самых массовых и демократических видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины.

Самый известный из них – это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни, который традиционно проходит в первые выходные июля в г. Самара. Фестиваль посвящен памяти Валерия Грушина, студента из г.

Куйбышева, туриста и автора песен, геройски погибшего в горной реке при спасении тонущих детей.

  • ВЕДУЩИЙ:
  • Сегодня в школьном нашем зале
  • О бардах поведем рассказ,
  • И песни, что хоть раз слыхали,
  • А может, видели, читали,
  • Споем все вместе мы сейчас.
  • ВЕДУЩИЙ:
  • И кто участвовал в походах,
  • Сидел когда-то у костра,
  • Как космонавт без кислорода,
  • Без песни жить не сможет сроду.
  • Гитара — верная сестра!
  • ВЕДУЩИЙ:
  • Пусть струны звонкие гитары
  • Для всех сегодня прозвучат,
  • И, может, песен этих старых
  • Мотивы просто как подарок
  • И в ваши души постучат!

Бардовская песня не пишется на заказ. Эти песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким-либо стресс-фактором.

Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски, надежды, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

Есть среди таких песен одна из самых любимых. Она, наверное, известна каждому из вас. Это песня ЮРИЯ ВИЗБОРА «МИЛАЯ МОЯ».

  1. Она прозвучит в исполнении учащихся 8Б класса. Желающие могут присоединиться.

Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом.

Гитара, как никакой другой инструмент подходит для бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской, самодеятельной песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в камерном зале любителей классической музыки.

Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам

  1. Видео фрагмент «Донбасский вальс»

Бардовская песня задевает чувственный мир человека и приносит пользу силою самой природы. В душе каждого человека есть нечто сокровенное, духовное, слишком глубоко запрятанное, которое освобождается, будучи произнесенным, затронутым.

Мне кажется, что нужны не только глубокие, философские, красивые и сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, но которые вызывают добрые эмоции. Каждому – свое, и каждому времени и настроению – своя песня.

  1. Приглашается 9А класс с песней «Перевал»

Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть, так сказать, «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души.

  1. Песню Владимира Высоцкого нам исполнит 10 класс «Песня о друге»

Духовные песни рассказывают нам о том, что трудно выразить словами. Песни о душе – это песни – состояния. Главное в них ощущение себя как духовной личности, которая то взмывает вверх, то вынуждена страдать. Что такое душа. Это и свет, и любовь, и молитва, и счастье. Поэтому песни о душе – это песни о счастье и свете, молитве и любви.

Ведущий: И чем больше существует песен о душе, тем больше у людей появляется шансов почувствовать в себе душу.

Ведущий: Песни души, словно встреча близких друзей, потому что настоящая дружба может быть только тогда, когда у них близкие души. Отдавать людям песни души – это особенный дар, дающийся каждому, кто способен открыть свою душу.

  1. «Изгиб гитары жёлтой», песня которую знает каждый. Её мы споём вместе с 9Б классом

  1. Ведущий: Песни души светят людям, как маленькие звездочки с небес, как небесные искорки, согревающие сердца.
  2. Как ангелы, звуки садятся на руки,
  3. На плечи, на слезы, на боль и на муки,
  4. На радость, страданье, на счастье без меры,
  5. На поиски смысла и проблески веры;
  6. На миг, на секунду, надолго, на время,
  7. На сны и на мысли, на доброе семя,
  8. На все, что не выразить взглядом, словами.
  9. Так ангелы звуки сплетаются с нами
  10. Я приглашаю сюда 11 класс с песней, которая каждому из вас тоже очень хорошо известна. Эта песня даёт надежду, дарит мечту, а главное говорит о настоящей дружбе, без которой не бардовской песни

ВЕДУЩИЙ: В 1968 году на Сахалине была написана Валерием Канером песня «А все кончается, кончается, кончается…». Она сразу стала любимой не только у молодых, но и людей разного возраста.

Я предлагаю именно этой песней закончить нашу с вами встречу. Наш вечер бардовской песни подошёл к финалу, но наша любовь к этой песне не заканчивается. Она будет жить в наших сердцах, она будет нас окрылять, вселять веру, надежду, а главное лечить наши души.

Видео «А всё кончается» и все поддерживают исполнение этой песни.

Автор разработки учитель

русского языка и литературы О. И. Самойлова

  • А всё кончается, кончается, кончается!
  • Едва качаются перрон и фонари,
  • Глаза прощаются, надолго изучаются —

И так всё ясно, слов не говори…

  1. А голова моя полна бессонницей,
  2. Полна тревоги голова моя —
  3. И как расти не может дерево без солнца,
  4. Так не могу я быть без вас, мои друзья!
  5. Спасибо вам, — не подвели, не дрогнули,
  6. И каждый был открыт — таким, как был.
  7. Ах, дни короткие за сердце тронули,

Спасибо вам прощайте — до Курил…

  • А всё кончается, кончается, кончается!
  • Едва качаются перрон и фонари,
  • Глаза прощаются, надолго изучаются —
  • И так всё ясно, слов не говори.
  • Мы по любимым разбредёмся и по улицам,
  • Наденем фраки и закружимся в судьбе,
  • А если сердце заболит, простудится —
  • Искать лекарства станем не в себе.
  • Мы будем гнуться, но наверно не загнёмся, —
  • Не заржавеют в ножнах скрытые клинки!
  • И мы когда-нибудь куда-нибудь вернёмся
  • И станем снова с вами просто мужики!
  • А всё кончается, кончается, кончается!
  • Едва качаются перрон и фонари,
  • Глаза прощаются, надолго изучаются —

И так всё ясно, слов не говори…

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-51866318.html

Ссылка на основную публикацию