Как оценить готовность ребенка к школе

(23 оценок) Оценить статью

Содержание:

Скоро стартует электронная запись детей в первый класс. Большинство родителей уже выбрали школу и даже учителя, к которому пойдет их ребенок, а будущие первоклассники уже вовсю ходят на подготовку к школе. Надо ли сделать что-то еще, чтобы учеба в школе была успешной?

Как оценить готовность ребенка к школе

К содержанию

Что такое учебная мотивация

Почему по психологическим нормам следует отдавать ребенка в первый класс в семь лет? В шесть-семь лет у детей происходит переход мотивации с игровой деятельности на учебную. Готовность к школе выражается не в том, что ваш ребенок умный, а в том, что у него сформирована учебная мотивация.

Учебная мотивация — это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, настойчивостью, реакциями на неудачу и установками ученика. В школе на первом плане стоит получение знаний. Поэтому если у ребенка не сформирована учебная мотивация, ему приходится довольно сложно.

У каждого ребенка мотивация формируется своя. У кого-то это будет обучение ради успеха, кому-то понравится получать новые знания, кто-то будет учиться, потому что этого требуют родители. Учебная мотивация формируется не сама собой — без участия родителей одному ребенку ее сформировать трудно.

На консультации психолог спрашивает ребенка, что такое школа. Малыш поясняет, что это место, куда ходят учиться и получать хорошие оценки. «Какие оценки?» — «Пятерки, конечно!». Все понятно. Затем следует другой вопрос: что ребенок будет делать после того, как закончит школу? Тот отвечает, что пойдет в институт. А что такое институт? Оказывается, ребенок не знает значения этого слова.

Занимаясь формированием учебной мотивации, родителям важно знать: 7-летний ребенок не в состоянии понять взрослые ценности, такие как институт и образование вообще. Он должен знать то, что ему важно на сегодняшний день. Например, если ребенку нравится узнавать про созвездия и планеты, то родители могут сказать: «У тебя будет больше знаний о звездах и планетах, когда ты пойдешь в школу».

К содержанию

Как оценить готовность ребенка к школе

Существуют две составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Одна из них — интеллектуальная развитость. Это умение читать, считать, воспринимать новые знания. Вторая составляющая — психологическая готовность ребенка к школе.

На психологической готовности к школе хочется заострить внимание родителей. Школьное обучение — длительный и довольно жесткий процесс со своими особенностями и правилами. И ребенок должен быть готов к нему. Если ваш ребенок посещал детский сад, то некоторое представление о том, что будет происходить в школе, у него уже есть. И все равно школа сильно отличается от детского сада.

Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность включает в себя не только наличие учебной мотивации и определенный уровень интеллектуального развития ребенка, но и наличие произвольного поведения, позволяющего ученику выполнять требования учителя.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

  • не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
  • не умеет работать по правилам;
  • не может работать по образцу;
  • нарушает дисциплину.

Такой ребенок мешает учителю проводить урок. От его поведения страдает и он сам, и другие ученики в классе. Проявляется это как на уроках, так и на переменах.

И если в начале обучения к таким детям относятся довольно снисходительно, то к концу первого и началу второго класса такое поведение становится проблемой и для ребенка, и для его родителей, и для учителя.

У ребенка складывается негативное впечатление о школе, потому что его постоянно одергивают и делают замечания.

Что касается уровня интеллектуального развития ребенка, то это не только умение писать, считать, складывать, но и умение обобщать. От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка.

Обучаемость включает в себя два этапа. Первый — это усвоение новых правил работы, таких как решение задач, умение писать буквы. Второй этап — перенос усвоенных правил на аналогичные задачи.

Второй этап невозможен без умения обобщать.

Этот уровень обязательно тестируется школьными психологами и педагогами, когда они проверяют готовность ребенка к школе. Дело в том, что процесс обобщения формируется у всех детей в разное время: у кого-то раньше, у кого-то позже. Если ребенка отдать в школу раньше, чем процесс обобщения будет сформирован, то он может оказаться неуспешным учеником.

Если вам категорически не рекомендуют отдавать ребенка в первый класс, стоит уточнить, в чем суть проблем и можно ли их решить. Бывает, что родители отдают ребенка учиться вопреки мнению педагогов и школьных психологов.

В первом классе проблемы еще не так заметны, так как у всех детей идет адаптация. Во время первого года обучения сейчас используется безоценочная система, поэтому трудности становятся заметнее во втором классе.

Однако когда они проявятся, решать их будет гораздо труднее.

Как оценить готовность ребенка к школе

К содержанию

Как выбрать школу для будущего первоклассника

Теперь перейдем к вопросу выбора школы и учителя. Есть две противоположные родительские позиции. Первая — о выборе школы надо задумываться заранее и очень тщательно подходить к этому вопросу. Вторая — ребенок идет в ту школу, которая рядом с домом, чтобы проще было добираться.

У начальной школы есть очень важная функция — привить ребенку тягу к получению знаний, стремление узнавать новое. В целом во всех начальных школах учат писать, читать, считать, рассказывать стихи.

И не важно, по какой программе будет заниматься ребенок, — базовые навыки будут заложены.

И наоборот: если в начальных классах у ребенка не сформируется учебная мотивация, не появится стремление изучать и закреплять новое, то совершенно не важно, с каким уклоном будет школьная программа.

Авторская статья

Маргарита Заворотняя Олеся Покусаева

Из книги «Русские дети вообще не плюются» Как оценить готовность ребенка к школе

Комментировать статью «Будущий первоклассник: как оценить готовность к школе»

Подготовка к школе. Пообещала, что помогу ребенку подготовиться к школьному собеседованию. Сегодня говорила с знакомыми учителями из школы, в которую пойдет ребенок, в сильные классы будут отбирать по сильной познавательной активности, чтобы аж…

Что должен знать первоклашка к концу года?

Я знаю, чему ребёнок научился, но боюсь, что для школы это не очевидно и недостаточно. Сейчас он ещё болеет третью неделю, и все контрольные-проверочные-тесты Что должен знать и уметь первоклассник к школе ? Простые тестовые задания для будущих школьников.

в школе просят заключение пмпк

в школе просят заключение пмпк. Аутизм. Другие дети. Школа сейчас на детей с ОВЗ получает повышающий коэффициент. Им невыгодно вас отдавать. Получив справку из ПМПК они должны расписать занятия с вами.

подготовка к школе — ниже среднего уровня (психолог в детском саду)

Проверяется сам факт, есть ли у данного ребёнка понятие классификации или нет, говорит о А готовность к школе вообще по этим тестам узнать нельзя, это вообще совсем про другое, и не про Подготовка к школе : что должен уметь будущий первоклассник. Версия для печати.

Тестирование ребенка на предмет способностей/возможностей. Помогите пожалуйста, не знаю куда мне(((

Нужна ли детская «подготовка к школе » родителям? О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. бывает, что ребенок умеет читать, писать, считать, и при этом не готов к школе психологически в этом…

СОС!! Поделитесь, обязаны ли отправлять вы детей в школу с 6,5 лет???

«В 6,5 лет ребенок психологически готов к школе, не нужно его держать в саду до 7,5 лет. Для этого, собственно, и существуют так называемые « школы будущего первоклассника » Пояснений, как и кем будет приниматься решение, готов шестилетка к школе или нет, которые…

тесты по определению готовности к обучению

Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. А вы не совсем правы в оценке готовности к обучению в школе. тесты, наверное Детишек таких, как он, и даже моложе в первом классе было немало. к 6,5. По крайней мере детей, которым меньше 6,5, отправляют на…

Вопрос про итоговую контрольную в 1 классе

Подготовка к школе и 1 класс: чему научить ребенка в первую очередь. Про подготовку к 1 классу. Девочки,кто знает.Есть ли у нас в Тушино(или поблизости) сильная подготовка к школе и не по заоблачным ценам? Тестирование будущих первоклассников — вопросы и задания.

Что нужно знать первокласснику

Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. Занимайтесь с ребенком любя. к 4 му классу моя дочь поняла как нужно учится. учится на 4, тройки тоже бывают. Что должен знать и уметь первоклассник к школе ? Простые тестовые задания для будущих школьников.

Как мы проходили собеседование в 1-й кл. гимназии у психолога

Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. Что ребенок «хороший» и к школе готов, можно определить за 10 минут. Тестирование будущих первоклассников — вопросы и задания. Рассказ по картинке и другие умения и навыки.

Горячая линия для родителей будущих первоклассников

Родителям будущих первоклассников лицея 1571: давайте знакомиться! Первоклашки ходят в школу одни? Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. Большинство родителей уже выбрали школу и даже учителя, к которому пойдет их ребенок, а будущие …

Психологическое тестирование будущих первоклассников

Психологическое тестирование будущих первоклассников. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Психологическое тестирование будущих первоклассников. Хочу предложить будущим первоклассникам подготовиться к…

Мотивация – будущий первоклассник

Мотивация – будущий первоклассник. В следующем учебном году мой ребенок пойдет в школу ( 7 лет) Везде пишут и говорят, что у ребенка при приеме в первый класс должна быть Тут проходили тестирование на готовность к школе, тоже на следующий год пойдем.

Есть ли оценки в первом классе?

Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. 2. Ставят ли оценки в первом классе ?(или, как например, у нас — только смайлики) 3. Сколько времени должно занимать ДЗ у первоклассника и кто реально сколько делал его с детьми? Не ставят отценки.

Нижний Новгород. Диагноз: к школе готов

Подготовка к школе. Развитие, обучение. В саду занимаются по Петерсон ; летом занимаемся по пособиям Ломоносовской школы. Подготовка к школе в Белгороде. 30 апреля закончили подготовку к школе 2 группы. Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе.

Оценки у первоклашек

Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. ДЗ и оценки в начальной школе ? 2. Оценки не ставили, но наклейки и подписи оценивающие были. В конце года сдавали Кто знает, когда каникулы февральские у первоклашек, которые по старой системе учатся.

Много первоклассников?

Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. Родители первоклассников ,а много вы сдали денег в школе ??? мы вот по 10 тысяч в мае-августе(здесь и канцелярка для класса и рабочие тетради и новая дверь и новые шкафы).наша…

Вопросы для тестирования будущих первоклассников

Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. Тестирование будущих первоклассников — вопросы и задания. Английский для первоклашки : советы родителям. Вас ждет знакомство с методикой обучения, учебной программой и материалам, а маленьких…

тест для будущих первоклассников

Будущий первоклассник : как оценить готовность к школе. Тестирование будущих первоклассников — вопросы и задания. Английский для первоклашки : советы родителям. Вас ждет знакомство с методикой обучения, учебной программой и материалам, а маленьких…

HELP!! Первоклассник оказался неготов к школе

Меня бы беспокоило, если бы ребенок строчил 140. Первоклассники к концу первого класса должны читать около 80 слов в минуту, а сначала вообще не И готов ли Ваш сын уже сейчас встречать учебные трудности без мамы, решать Вам. Так ли важно, что малыш неготов к школе.

Читайте также:  Классный час «моя семья», 5 класс

Источник: https://www.7ya.ru/article/Buduwij-pervoklassnik-kak-ocenit-gotovnost-k-shkole-2017/

Как определить готовность ребенка к школе

Как оценить готовность ребенка к школеВ жизни каждой семьи наступает время, когда любимому чаду пора в школу. Как определить, когда это время пришло? В 6, 7 или 8 лет? Чтобы принять правильное решение, необходимо определить готовность ребенка к школе.

Критерии готовности ребенка к школе:

  • физическая готовность;
  • социальная готовность;
  • психологическая готовность;
  • интеллектуальная готовность.

Физическая готовность ребенка к школе

Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.

Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.

Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками.

Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться в специальных образовательных учреждениях или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии направления от медико-педагогической комиссии.

Перед тем, как отдавать ребенка в школу, следует вспомнить, что уроки в первом классе всегда проводятся в первую смену. И если ваш ребенок не посещал детский сад и не приучен к режиму, то первое время все его силы будут уходить на то, чтобы не уснуть на уроке.

Чтобы приучить ребенка вставать рано, постепенно сдвигайте время пробуждения и отхода ко сну на 10-20 минут в день. Нужно добиться, чтобы ребенок укладывался спать в 9 часов, а вставал в 7.

Приучать к режиму нужно заблаговременно, а придерживаться его постоянно. Чем раньше начнете, тем лучше. Иначе недосыпание скажется на ребенке сильнейшим стрессом. А ведь первокласснику итак очень тяжело адаптироваться: новые знания, новое общение, новый образ жизни.

После уроков ребенку необходимо устроить сончас, погулять на свежем воздухе и поиграть в подвижные игры, чтобы привести в норму уставшие мышцы и немного прийти в себя от непривычно большого количества новой информации.

Кстати, на период адаптации ребенка к школе (а у многих детей он занимает до полугода и более), не рекомендуется его записывать ни в какие кружки, секции, художественные и музыкальные школы, чтобы избежать еще большего стресса.

Социальная и психологическая готовность

Социальная готовность тесно связана с психологической готовностью к школе.

Критерии социальной готовности:

  • умение вести себя сдержанно на уроке;
  • умение взаимодействовать с учителем, подчиняться правилам поведения и дисциплины даже если не хочется;
  • умение взаимодействовать со сверстниками;
  • позитивное отношение к получению новых знаний и школе. Оно напрямую зависит от родителей. Это тот случай, когда «что посеешь, то и пожнешь».

Чтобы у ребенка развивалась правильная самооценка, не нужно сравнивать его с другими детьми, а его результаты и достижения нужно сравнивать с его же результатами, достигнутыми в другой раз. Например, «Вчера это задание у тебя получилось лучше, чем сегодня. Но если ты постараешься, то и сегодня может получиться хорошо. Давай попробуем еще раз.»

Обязательно хвалите ребенка при достижении успеха, даже самого незначительного на ваш взгляд.

Добавим еще критерии психологической готовности ребенка к школе:

  • адекватное восприятие себя (отсутствие завышенной или заниженной самооценки);
  • соответствующий возрасту уровень развития памяти, внимания, мышления.

Если вы заметили, что у вашего ребенка в первом классе начались проблемы с памятью, а именно скачки при запоминании, например, в один день ребенок все схватывает на лету, а в другой — не может запомнить и пары слов, то обратите внимание на общее состояние здоровья ребенка. Такое часто случается с ослабленными и болезненными детьми.

Контролировать свое поведение ребенок учится в течение всего дошкольного периода. И от того, насколько успешно он овладел навыками самоконтроля, зависит успешность его учебы и протекание адаптационного периода в 1-ом классе.

Излишняя строгость, так же как и чрезмерная опека могут привести к неумению выполнять требования взрослых, соблюдать правила поведения в зависимости от ситуации, регулировать свое поведение.

Навыками самоконтроля и самостоятельности ребенок овладевает в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Вы замечали, что когда ребенок чем-то увлечен, то он может заниматься этим длительное время, не отвлекаясь на посторонние факторы.

Задача родителей — прививать интерес к получению новых знаний, к процессу обучения. Важно учить ребенка доводить начатое дело до конца, даже если не очень интересно. Ребенок должен уже понимать, что бывают важные, необходимые дела, которые нужно выполнять независимо от желания, например, убирать за собой игрушки, приводить одежду в порядок, помогать маме и т.п.

В последнее время дети зачастую не проявляют восторга по поводу поступления в школу и не горят желанием учиться. А ведь это целиком и полностью заслуга родителей. Нужно очень трепетно отнестись к воспитанию у детей заинтересованности процессом обучения и школой, желанию стать учеником, уважению к учителю.

Интеллектуальная готовность

Как оценить готовность ребенка к школеИмеется ввиду подготовка к восприятию учебных дисциплин (чтение, письмо, грамматика, математика). В этом вам помогут игры и задания для подготовки ребенка к школе.

Подготовка к школе: что должен знать и уметь ребенок

  • Знать имена всех членов семьи и, конечно, свое. Уметь рассказать о себе, своих интересах.
  • Иметь представление о времени: утро, день, вечер, час, минута, неделя, месяц, год. Знать названия дней недели и месяцев, времен года. Уметь объяснять, чем одно время года отличается от другого.
  • Ребенок должен уметь классифифцировать предметы, объединять их по общему признаку: стул, стол, шкаф — это мебель; голубь, ворона, утка — это птицы и т.п.
  • Уметь обслуживать себя: одеваться, застегивать пуговицы и замки, завязывать шнурки.
  • Знать и различать цвета.
  • Уметь вести себя в общественных местах, проявлять внимательность и усидчивость на уроке.
  • Понимать значение слов «Где?», «Когда?», «Почему?».
  • Уметь общаться со старшими и сверстниками.

Подготовка к письму

  • развитие мелкой моторики;
  • умение ориентироваться в тетрадной клетке и линейке;
  • умение держать правильно ручку.

Подготовка к чтению и развитию речи

  • умение узнавать и выделять звук в слове на слух;
  • умение понимать прочитанное;
  • умение отвечать на вопросы к тексту;
  • умение выражать свои мысли.

Подготовка к математике

  • владение счетом в пределах 10;
  • развитие пространственного восприятия (вверх — вниз, слева  — справа, больше — меньше, горизонтальный — вертикальный и т.п.);
  • умение находить лишний предмет, объединять предметы в группы по какому-либо признаку.

Советы родителям по подготовке ребенка к школе

  1. Проводите занятия в форме игры или общения.
  2. Не используйте принуждение и наказание, если ребенок не хочет заниматься. Постарайтесь вызвать интерес и чувство радости от получения новых знаний.

  3.  С 5-6 лет  в качестве подготовки к школе можно проводить мини-уроки, если ваш ребенок психологически к этому готов (проявляет интерес и усидчивость. Занятие не должно длиться более 10-15 минут. Между занятиями активный отдых в течение 20 минут.
  4. Не переходите к новым знаниям, пока ребенок не усвоил предыдущее.

  5. Используйте яркие, красочные учебные материалы, красиво иллюстрированные. Сказки, тексты и задания должны быть интересны ребенку и соответствовать его возрасту.

Что еще нужно знать родителям

Закон «Об образовании» гласит:

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (Ст. 5 п.1)

Это значит, что ваш ребенок имеет право обучаться в школе, независимо от его подготовки и способностей.

Независимо от того некоторые школы устраивают «отборочные туры» при поступлении детей, мотивируя это тем, что у них углубленное изучение каких-либо предметов, и неподготовленному ребенку будет трудно у них обучаться. На самом деле, тестирование учеников можно проводить уже после поступления ребенка в школу с целью планирования индивидуальной работы.

Родители, в свою очередь, не должны забывать о своих обязанностях обеспечить ребенку условия обучения. Они должны подготовить средства обучения, спортивную и школьную форму (если это оговорено в Уставе школы). Школа со своей стороны должна предоставить учебники и учебные пособия.

Подведем итог. Умение читать еще не значит, что ребенок готов к школе. Наиболее важной здесь является психологическая готовность. Чем более психологически ребенок готов к школе, тем легче протекает адаптационный период. У неподготовленных детей зачастую появляются трудности с обучением или дисциплиной. 

Отдавая ребенка в школу раньше времени, вы подвергаете его стрессу. Дайте побыть ему еще малышом, каким бы гением он вам не казался. Если ребенок намного младше одноклассников, то у него может не сложиться общение, что может вызвать нежелание ходить в школу и негатив.

С другой стороны, задерживать поступление без весомой причины тоже не следует. Нужно понимать, что ребенок взрослеет и перестать относиться к нему как к маленькому.

Источник: https://be-happywoman.ru/razvitiye-rebenka/kak-opredelit-gotovnost-rebenka-k-shkole

Как оценить готовность ребенка к школе

Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, поскольку он является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное физиологическое созревание организма. Возрастает его физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.

Однако, для многих детей поход в школу является определенным стрессом. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры.

Поэтому надо хорошо понимать, готов ли ребенок пойти в школу. Данный вопрос особенно актуален для родителей, чей ребенок родился зимой или весной, и может пойти в школу как в 6.5, так и в 7.5 лет.

Ведь несоответствие уровня зрелости организма ребенка совершенно новым задачам, которые встают в школе, могут стать серьезной проблемой.

 Итак, выделим основные аспекты готовности ребенка к школе:

  • Биологический аспект: физиологическая готовность

В первую очередь, к моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Масса его тела не должны быть ниже 23 кг.

Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок (происходит в возрасте 5-7 лет и заключается в существенном удлинении рук и ног) уже прошел.

Проверить пропорции тела ребенка на «подготовленность» можно пройдя незамысловатый тест: надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой.

У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки.

Организм к первому классу должен обеспечивать дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, должна увеличиться работоспособность – а именно должна появиться усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут.

Читайте также:  Подарок сестре на день рождения своими руками

Также должна сформироваться способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Интересен такой факт: учителя начальных классов отмечают, что одним из физиологических признаков того, что мозг ребенка перестроился и готов к обучению в школе, является смена передних зубов.

  • Психологический аспект: психическая готовность ребенка к школе

Не менее важным аспектом является готовность ребенка к восприятию и усвоению новой информации. Школа ребенка должна привлекать не столько красивой формой, портфелем, пеналом и тетрадками, сколько возможностью получать новые знания.

К моменту поступления в 1 класс ребенок должен достаточно хорошо управлять своими эмоциями и познавательной деятельностью, то есть у ребенка должна быть развита учебная мотивация, он должен хотеть получать знания. Ну и, конечно, у ребенка должна быть развита эмоциональная устойчивость, в этом случае обучение в школе пойдет гладко.

Кроме того, его интеллект должен соответствовать необходимому уровню. Готовность к школе предполагает наличие у ребенка определенного кругозора, запаса определенных знаний и навыков:

  • уметь выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;
  • уметь определять связи между различными явлениями;
  • воспроизводить действие по предложенному образцу;
  • уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. В качестве теста: попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…»
  • уметь пересказать услышанный рассказ, сказку (короткий текст не больше 6–7 предложений)

Столь обширная и важная в дошкольном возрасте функция фантазии должна ослабевать. Ребенок должен научиться прилагать дополнительные усилия для получения и усвоения знаний.

Также важным критерием готовности к школе является уровень самоконтроля. Этому малыш должен был научиться дома и в детском саду благодаря четкой дисциплине и играм со сверстниками.

У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо, чтобы включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

В качестве теста на уровень самоконтроля можно поиграть в игру «Да и нет».

Один из участников игры задает ребенку много разных вопросов в среднем темпе, и «тестируемый» в своих ответах не должен использовать «да», «нет» («ага» и «неа» тоже недопустимы). Если ребенок отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

Если в 6 лет ребенок категорически не в состоянии выполнять определенные правила и контролировать свои действия в игре, то вам потребуется психологическая консультация.

Психологи отмечают сложность момента, когда психика и тело ребенка претерпевает существенные изменения, позволяющие малышу шагнуть на новую ступень своей жизни – пойти в 1й класс. Возрастная психология называет этот момент кризисом 7 лет.

Проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем» сознания между переживанием ребенка и его поступком, другими словами – в ребенке пробуждаются зачатки совести и осмысленности своих дейтствий, слов, мотивов. Обычные бытовые правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти.

Ребенок чувствует острую потребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос.

Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать «взрослым». Некоторые психологи называют данный этап жизни периодом рождения социального «Я» ребенка».

  • Социальный аспект: готовность коммуникативной и эмоционально-волевой сфер 

К 1му классу ребенку важно научиться входить в детский коллектив, совместно обучаться и общаться с детьми и учителем. То есть ребенок должен уже быть адаптированным к общению с детьми своего возраста и не тратить эмоции и время на размышления о том, как хорошо дома с мамой или бабушкой, а полностью увлечься учебным процессом.

Наряду с общей готовностью к обучению в школе, ребенок должен:

  • уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
  • знать правила общения;
  • уметь управлять своим поведением без проявления агрессивности;
  • уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

К моменту поступления в школу у ребенка должно сформироваться правильное отношение к школе.

Он должен быть готов выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Ребенок должен правильно понимать ситуацию урока, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы), надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку.

Очень важно, чтобы будущий первоклашка видел уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

В эмоциональном и моральном смысле настроиться на новую жизнь ученика ребенку очень помогут совместное с родителями чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе с последующим обсуждением.

Например, очень весело и полезно будет почитать или посмотреть фильмы по «Денискиным рассказам» любимого нами в детстве Виктора Драгунского.

Также поможет будущему школьнику показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу, и даже организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать важность значения книг, обучения, мотивировать ребенка узнавать новое, развиваться, расти над самим собой.

  • Надеемся, что наша статья помогла Вам убедиться в том, что сынишка или дочка полностью готовы к новому статусу первоклассника и к новой интересной, насыщенной и более взрослой школьной жизни.
  • Растите вместе с детьми и будьте счастливы!
  • Директор проекта Всесадики.ру и мама счастливого первоклашки Ильина Ксения 

Источник: http://www.vsesadiki.ru/kak-otsenit-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Готов ли ребенок к школе? Виды готовности, критерии и рекомендации родителям

Итак, выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе.

Во-первых, это общее развитие

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.

Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.

Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

Стороны готовности к школе

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

  • Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
  • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
  • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Читайте также:  Летние поделки своими руками. пчёлы

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  • ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. 25. Какие профессии ты знаешь?
  26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Источник: http://pedsovet.su/publ/231-1-0-4534

5 критериев готовности ребенка к школе

Иногда у психолога спрашивают: «Сыну в январе будет 7 лет. Он уже умеет читать, писать, решает примеры. Если еще год будет ходить в садик, боимся, что потом ему будет скучно в школе. С другой стороны, может, еще маловат… Как поступить?». Вопрос в том, когда лучше отдавать ребенка в школу, стоит перед многими родителями.

Готовность интеллектуальная — умение читать, писать, сообразительность, — конечно, важный показатель, но как обстоит дело с другими сторонами его развития, на которые не всегда обращают внимание не только родители, но и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли он справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников. К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, еще не в состоянии достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. И тогда интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции

Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Такому малышу легче найти друзей, он значительно комфортнее чувствует себя среди одноклассников.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя весьма отличаются от привычного отношения взрослых к дошкольнику.

Поэтому необходимо, чтобы первоклассник чувствовал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.

Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом.

Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата.

Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути.

Поэтому ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается, а также о том, что пока ему дается с трудом и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать.

Четвертый критерий — интеллектуальная готовность

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание.

Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего.

Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Пятый критерий — желание ребенка идти в школу

Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям.

Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика.

Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти. Школьная жизнь требует усилий, это трудоемкий и повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя.

Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определит успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход.

Важно учитывать, как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, знакомых, няни, руководителя кружков, спортивных секций), так и точку зрения специалистов (психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей).

Только благодаря такому совместному подходу можно, взвесив все «за» и «против», принять правильное для ребенка решение.

Еще один из актуальных вопросов: «Осенью наш сын пойдет в школу. Очень волнуемся, как он справится с этим событием. Хочется подготовить ребенка получше, позаниматься летом. Что вы посоветуете?»

Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка.

У него начнется действительно новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач: познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, научиться организовывать свое время, привыкнуть к новому распорядку.

Помощь взрослых, конечно, важна для малыша в этот период. И прежде всего, ему необходимы поддержка и внимание, а не давление и родительские тревоги.

Интересоваться делами первоклассника следует не эмоционально и бурно, переживая первые неудачи, а обсуждая, что можно сделать, чтобы исправить отметку, подружиться с тем, кто нравится, не бояться отвечать у доски … Ни в коем случае не стоит сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников: не спрашивайте его о том, как написали контрольную другие ребята или кто еще не смог решить задачу. Для ребенка самым полезным становится сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним, ведь даже если успехи не очень значительны, всегда есть продвижение и развитие. Такой подход помогает ребенку поверить в свои силы.

А последним «воистину детским» летом будущему ученику важно просто набраться сил, в первую очередь физических, и хорошо отдохнуть. Заниматься чтением, письмом, математикой, конечно, можно, но перегружать ребенка не стоит. Очень важно, чтобы у него не пропало желание и интерес к учебе, а за знаниями и умениями он отправится осенью.

Мы разработали курс «Психологическая готовность к школе», который поможет ребятам обрести уверенность и необходимые навыки, чтобы пойти в первый класс с удовольствием и без проблем!

Авторы — специалисты НОУ ДО «Архитектура будущего»

Источник: https://mel.fm/blog/nikita-karpov/71234-5-kriteriyev-gotovnosti-rebenka-k-shkole

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector