Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.
Земля, воздух, вода, огонь
Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь.
Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками.
Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.
Словесный волейбол
В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
На все вопросы – один ответ
Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.
Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра.
Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги).
Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.
Варианты вопросов и ответов:
- Как тебя зовут? – Швабра.
- А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
- Как называется твоя прическа? – Мочалка.
- А кто твои друзья? – Сковородки.
- У тебя вместо глаз что? – Ложки.
Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.
Ответы невпопад
Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу.
Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры.
Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота».
Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!
Сосиска
В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы.
Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры.
Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!
Задом наперёд
Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!
Вы поедете на бал?
Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое».
Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры.
Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.
Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»
Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:
- — Вы поедете на бал?
- — Поеду.
- — А может, дома останетесь?
- — Нет, поеду. Ой…
- — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
- — Желтого.
- — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
- — Не белая, а розовая. Ой…
- — Вы поедете в карете?
- — Скорее всего, в карете
- — Что вы оденете на бал?
- — Красивое платье.
- — Черное?
- — Голубое.
- — Его сошьют специально для этого бала?
- — Конечно.
- — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
- — Обязательно.
- — И будете целоваться со всеми подряд?
- — Нет! Ой…
Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.
Квест для мужчины: для мужа, для любимого человека, для друга на День рождения или Юбилей
Квест для женщины: для жены, для любимой девушки, для подруги, сестры, дочки или сотрудницы на День рождения (Юбилей)
- Командная квест-игра в помещении (в квартире, коттедже, офисе), или поиск спрятанного сюрприза по подсказкам
- Квест-игра, или поиск спрятанных подарков на День рождения ребёнка 6, 7, 8, 9, 10 лет
- Командная квест-игра для детей
- Новогодняя квест-игра: поиск спрятанных подарков в помещении (в квартире, коттедже, офисе)
Источник: https://super-positive.ru/vesjolye-slovesnye-igry-dlja-detej/
Дидактические игры со звуками, слогами, предложениями «Играем по дороге к Азбуке» — «Дошколёнок.ру»
Цель: закреплять знания о графическом изображении букв. Упражнять в умении соотносить звуки в словах с буквами. Развивать фонематический слух.
«Длинные и короткие слова»
Цель: закреплять умения детей определять длинные и короткие слова. Развивать интерес к звучащей речи, закреплять умение делить слова на слоги с помощью прошагивания и прохлопывания.
«Собери слово»
Цель: закреплять умения детей составлять целое из частей. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, читать слоги и слова. Закреплять акустические характеристики звука. Развивать внимание, интерес к чтению, грамоте.
«Собери букву»
Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение букв.
«Превращения слов»
Цель: упражнять детей в умении изменять слова путём замены или перестановки звуков, слогов в слове; развивать фонематический слух, мышление.
«Ребусы»
- Цель: закреплять умение детей отгадывать слово по первым звукам в названии картинок, разгадывать ребусы.
- Развивать вариативность мышления, память, речь.
«Давайте познакомимся»
Цель: упражнять детей в чтении, умении ориентироваться в тексте. Развивать внимание, связную речь (составить предложение с заданным словом, составить описательный рассказ). Развивать грамматический строй речи.
«Одень слово»
Цель: закрепить знания детей акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.
«Первая буква»
Цель: закрепить умение детей определять первую букву в слове, первый звук в слове, закрепить графическое изображение буквы. Развивать фонематический слух.
«Найди одинаковые слоги»
Цель: упражнять детей в умении анализировать слоговый состав слова, находить на слух одинаковые слоги. Развивать фонематический слух.
«На какую букву похоже?»
Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Закрепить умение соотносить букву с картинкой.
«Напиши букву правильно»
Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в написании печатных букв.
Прививать интерес к грамоте.
«Звучащий поезд»
Цель: закреплять умение детей выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух.
«Прочитай словечко»
Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов. Развивать интерес к грамоте.
«Давайте познакомимся»
Цель: упражнять детей в умении чётко произносить звуки в слогах, словах, словосочетаниях. Развивать внимание, связную речь (составить предложение с заданным словом, составить описательный рассказ).
Развивать грамматический строй речи.
«Звучащие упражнения»
Цель: упражнять детей в дифференциации звуков [ч] [ш] [щ], умении находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух, внимание.
«Что изменилось»
Цель: развивать фонематический слух детей; закреплять умение детей делать звукобуквенный анализ слова, мышление, внимание; упражнять в чтении слов по слогам.
«Азбука»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Упражнять в произношении слов разной слоговой структуры. Упражнять в умении составлять предложения с заданным словом. Воспитывать интерес к чтению.
«Зашифрованное слово»
Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов. Развивать интерес к грамоте.
«Отгадай какая буква спряталась?»
Цель: закреплять умение детей определять название буквы при помощи обследования карточек пальчиками. (карточку с буквой прячут в мешочек).
Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/1533-didakticheskie-igry-so-zvukami-slogami-predlozheniyami-igraem-po-doroge-k-azbuke.html
Игры в слова для детей: как развить устную речь дошкольника без специалистов
Игры со словами – это универсальный способ развития и исправления устной речи ребенка. Такие упражнения широко применяются в дошкольном возрасте. Ведь время, когда ребенок ходит в детский садик, – это тот период, когда происходит усвоение маленьким человеком русского разговорного языка, активное развитие всех сторон устной речи.
Поэтому на протяжении всего дошкольного периода (от 2 до 7 лет) стоит учить кроху правильно выражать свои мысли грамматически верными предложениями. Также в это время рекомендуют формировать навыки речевого общения.
После 5 лет надо уделять время развитию умения составлять рассказы по картинке или нескольким картинкам и пересказывать разнообразные тексты.
Именно словесные игры – то есть те игры, основным элементом в которых является слово, – служат для решения всех вышеперечисленных задач в любом дошкольном возрасте. Ведь в игровой ситуации малыш начинает свободно владеть устной речью.
Плюсы использования словесных игр
Игры со словами имеют и ряд преимуществ перед другими игровыми приемами:
- не требуют специальной подготовки и атрибутов;
- играть можно в любой обстановке (домашней, во время прогулки, в транспорте, в очереди);
- заниматься можно с одним ребенком и с несколькими детьми.
В любом дошкольном возрасте словесные игры позволяют развивать и познавательные процессы маленького человека (мышление, внимание, воображение, все виды памяти), и умение ориентироваться в пространстве.
К тому же, благодаря словесным играм дошкольники могут:
- научиться правильно проговаривать все звуки русского языка (особенно если взрослые акцентируют внимание малыша на его звукопроизношении);
- пополнить активный словарный запас;
- закрепить в памяти новые слова;
- извлечь изученные понятия из памяти в нужное время.
Существуют упражнения, которые следует выполнять с дошкольниками в 2-3 года, в 4-5 лет и в 6-7 лет.
Игры со словами для детей 2-3 лет
В этом возрасте взрослый должен как можно больше разговаривать с ребенком, побуждать кроху говорить в любой ситуации. Для развития двух-трехлетнего малыша прекрасно подойдут потешки, которые издавна известны русскому народу, – «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и многие другие.
Во время знакомства со стихотворным текстом лучше будет, если взрослый посадит кроху напротив себя и начнет проговаривать слова стишка и выполнять движения, описанные в нем. Затем нужно вовлечь в игру малыша, выполнять движения его ручками параллельно с проговариванием слов взрослым.
Обычно дети быстро запоминают слова потешки и движения. Взрослый также может взять чадо на руки. Когда зазвучат слова стихотворения, малыш станет самостоятельно выполнять нужные движения. После того как весь алгоритм усвоен, пусть кроха проговаривает потешку вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
Эти словесные упражнения тренируют умение запоминать и воспроизводить стихотворные тексты, а также развивают способности маленького человека:
- слушать и понимать речь взрослых;
- соотносить свои движения со словами потешек;
- отвечать на вопросы взрослого
Пусть бабушки и дедушки вспомнят все те коротенькие потешки, которые рассказывали их бабушки и дедушки. Эти стишки прекрасно подойдут и для речевого развития современных чад.
Игры со словами для детей 4-5 лет
В 4-5 лет детская устная речь активно развивается. Малыш замечает, что слова имеют разные формы, и начинает понимать, как можно образовывать новые слова. Поэтому важно как можно чаще включать в деятельность детей словесные игры. Такие упражнения обязательно заинтересуют четырех-пятилетних детей.
- Подобрать рифмы к словам. Взрослый говорит любое слово, а маленький человек пытается подобрать к нему рифму. Например, утенок – котенок, ворона – корона, санки – банки и т. д.
- Заметить в рассказе то, чего не бывает. Взрослый рассказывает какую-нибудь историю, включая в нее небылицу. После окончания рассказа ребенок должен объяснить, почему этого не бывает. Истории могут быть такими:
«Пришла теплая весна. Перелетные птицы улетели на юг. Люди видели улетающих пернатых и грустили. «Обязательно смастерим скворечники для птиц!» — сказал Андрюша своему папе. Когда сделали несколько скворечников и повесили их на деревья, пернатые поселились в своих домиках. Все люди повеселели».
«У Александры сегодня День ангела. Она принесла в группу лакомство для друзей и воспитателей: соленые карамельки, малюсенькие апельсины, горькие лимоны, пирожные с горчицей».
Взрослому стоит помнить, что вначале история может содержать только одну небылицу. Когда ребенок будет уверенно находить ее и правильно объяснять, почему так не бывает, количество небылиц стоит увеличить.
Игры со словами для детей 6-7 лет
В то время, когда дошкольник готовится идти в школу, перед родителями стоят такие задачи:
- развитие умения составлять правильные рассказы и пересказывать близко к тексту;
- активизация интереса к художественному слову;
- формирование логического мышления;
- развитие фантазии и воображения.
Вот примеры словесных игр, подходящих для старших дошкольников:
- Придумать окончание сказочной истории. Взрослый читает ребенку начало сказки, а затем просит сказать, как дальше будут развиваться события, чем сказка окончится.
- Угадать, какое это животное или растение. Лучше, если в этой игре примут участие несколько детей. Им выдаются картинки с изображением зверя, птицы или растения. Нельзя показывать изображения друг другу. Ребенок должен описать, кто у него изображен, не озвучивая название предмета. Для составления рассказа используется следующий план: цвет и особенности внешнего вида, где растет или обитает, чем питается. Дети не только учатся рассказывать по плану, но и припоминают сведения о животном или растении.
- Составить рассказ «Разными глазами». Например, нужно описать аквариум с точки зрения кота, который на него смотрит. Затем с точки зрения владельца аквариума. Потом глазами золотой рыбки, которая плавает в воде.
- Рассказать сказку с изменением характера персонажа. Берется знакомое ребенку художественное произведение. Взрослый просит рассказать сказку по-новому, потому что персонаж изменился, например, лиса стала глупой, а зайчик – храбрым.
- Вспомнить все предметы с заданными свойствами. Лучше, если в этой игре примут участие несколько детей. Взрослый называет какое-нибудь одно свойство или действие (горячее, круглое, плавает, рисует, растягивается), а участники по порядку должны назвать все предметы, обладающие таким свойством или совершающие такое действие. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
- Найти сходство и отличие двух предметов. Взрослый называет два любых предмета, например слон и дом. Просит ребенка назвать их общие признаки, а затем определить различия.
Итак, игры в слова для детей станут увлекательным занятием, если мамы и папы, бабушки и дедушки станут постоянно вовлекать свое чадо в разговор, предлагать с ними поиграть. Ребенок пока не задумывается о том, что такое времяпрепровождение идет ему на пользу, но очень скоро в его речевом развитии будут заметны существенные успехи.
Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/igry-so-slovami
Развивающие игры для дошкольников по обучению грамоте
- Обучающая задача: активизировать и пополнять знания детей об алфавите; обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов; формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
- Развивающая задача: развивать детское внимание, память, мышление, воображение, речь, звукопроизношение, фонематический слух.
- Воспитательная задача: воспитывать усидчивость.
- Материал: обручи, мяч.
1. «Сказка про алфавит»
Цель: активизировать и дополнять знания детей об алфавите, буквах.
Педагог предлагает детям послушать сказку.
— Это не простая сказка, а сказка про алфавит. (Детям предлагается вспомнить и высказаться, кто что знает про алфавит.)
Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте.
Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась А.
Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики.
Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква Я бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая.
Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.
Далее воспитатель проговаривает алфавит и показывает детям его в изображении. Все вместе рассматривают буквы, называют, кто какие знает, и т. д.
2. «Шмели — пчелы — осы»
Цель: развивать звукопроизношение, внимание, двигательную активность детей.
Материал: обручи.
Педагог делит дошкольников на три группы: шмели (они гудят Ж-Ж-Ж), пчелы (З-З-З), осы (С-С-С). У каждой группы есть свой домик (можно положить разноцветные обручи в разных углах комнаты). Днем шмели, пчелы и осы летают, гудят, на цветы садятся, резвятся, а ночью возвращаются в домики. Начинается игра: воспитатель поочередно произносит слова «день — ночь».
Следует делать акцент в игре на звукопроизношение, чтобы «насекомые» гудели своим звуком, тише, громче и так далее.
3. «Буква заблудилась»
Цель: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Воспитатель напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:
- Неизвестно, как случилось,
- Только буква заблудилась,
- Забежала в чей-то дом
- И хозяйничает в нем.
- Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.
1. Синеет море перед нами.
- Летают майки над волнами.
- 2. На виду у детворы
- Крысу красят маляры.
- 3. Сели в ложку и айда,
- Плаваем туда-сюда.
4. «Хитрые слова»
Цель: развивать понимание детьми слов-антонимов, слов-синонимов, слов-омонимов, внимание, память, мышление.
Педагог рассказывает детям о том, что среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению: большой — маленький, толстый — тонкий, веселый — грустный.
- Воспитатель предлагает, помня это правило, закончить стихи, которые он будет читать.
- Скажу я слово «высоко»,
- А ты ответишь — … («низко»),
- Скажу я слово «далеко»,
- А ты ответишь — … («близко»).
- Скажу тебе я слово «трус»,
- Ответишь ты — … («храбрец»).
- Теперь «начало» я скажу,
- Ну, отвечай — … («конец»).
После этой игры педагог рассказывает про еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. Педагог просит детей вспомнить такие слова и назвать их.
- Самолет — аэроплан.
- Ключ — родник.
- Камень — булыжник.
- Гора — скала.
И т. д.
Затем педагог объясняет дошкольникам, что есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат одинаково, а обозначают разное. Например, ключ. Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок.
Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет. Воспитатель вместе с детьми вспоминает еще такие слова.
Можно прочитать следующие стихи и попросить детей пересказать, о чем в них шла речь.
- Норка вылезла из норки
- И пошла к знакомой норке.
- В норку норкину вошла,
- Норку в норке не нашла.
- Если норки нету в норке,
- Может, норка возле норки?
- Нет нигде, пропал и след.
- Норка здесь, а норки нет.
Если игра идет динамично, то имеет смысл провести все задания вместе; если же дети испытывают затруднения, то игра разбивается на несколько. Педагог может применять отдельные задания в процессе других занятий.
5. «Слушай внимательно»
- Цель: закреплять умение группировать предметы; развивать внимание, двигательную активность детей.
- Материал: мяч.
- Педагог предлагает детям подвигаться, но не просто бегать, прыгать, ходить, а по специальному заданию:
- когда воспитатель скажет названия птиц (воробей, ворона, скворец, грач, голубь, снегирь и т. д.), то дети должны будут махать руками, как крыльями;
- если он произнесет названия животных (собака, кошка, лошадь, свинка), то детям нужно быстро бегать друг за дружкой;
- если же педагог говорит названия насекомых (паук, жук, комар, божья коровка, муха и т. д.), дети должны ползать по комнате.
После того, как все дошкольники уяснили смысл игры, воспитатель начинает давать задания.
При первоначальном проведении игры задания меняются не очень часто, затем это можно делать гораздо быстрее. Кроме того, при повторных играх можно менять содержание заданий, классификацию предметов (овощи, фрукты, ягоды; одежда, обувь, головные уборы; посуда, игрушки и так далее).
6. «Что делает предмет»
Цель: развивать внимание, формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
Педагог рассаживает детей полукругом вокруг себя и объясняет, что он будет называть разные предметы и бросать мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.
- Например:
- нож, ножницы — режут;
- карандаш, фломастер, ручка — рисуют;
- мыло — мылит;
молоток — стучит и т. д.
О. Ксенда
Источник: https://vscolu.ru/razvitie-rechi/kompleks-razvivayushhix-igr-igraem-s-bukvami-igraem-so-slovami.html
Устные игры, помогающие скоротать время
Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время.
Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди.
Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.
Города
Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.
Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.
Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.
Песни
Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ – песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.
Три истории (правда или вымысел)
Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных – угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех – сочиненная.
Ассоциации
Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего – угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:
«На кого из птиц похож этот человек: на пингвина, на воробья или на павлина?», «Если бы этот человек был домом, это была бы многоэтажка, коттедж или избушка?», «Этот человек: мак, роза или незабудка?»
Найди цвет
Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.
Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.
Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.
Найди загаданный предмет
Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает.
Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.
Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.
Я никогда не…
Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.
Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни.
Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое.
Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.
Например, если вы скажете: «Я никогда не был пилотом на самолете», вы, скорее всего, не получите не одной спички, т.к. никто из игроков тоже не был пилотом.
Но, если вы скажете: «Я никогда не ездил на велосипеде» — будьте уверены, что спичек вам дадут много. Близкие друзья, хорошо знающие друг друга, будут следить за тем, чтобы не было хитрости и обмана, т.к.
некоторые факты сложно проверить у малознакомых участников игры.
Сумка
Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко.
Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит.
Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.
Сочинялка
Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.
Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:
- В сердце у меня любовь
- Вырастает, как морковь.
- Потому и лью я слезы –
- Для полива милой розы.
Синонимы
Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.
Продолжи слово
Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:
Первый: «Пере..»
Второй: «…права. Гор…»
Первый: «од… Удо…» и т.д.
Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.
Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.
Расшифруй песню
Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.
- Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:
- Ведущий: Какая сегодня погода?
- 1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.
- Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?
- 2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.
- Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?
3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.
Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.
Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.
Игры на смекалку
В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.
От креста к параллели
Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели».
Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту.
Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.
На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.
Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.
Я беру с собой в поход…
Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.
Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:
- 1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:
- Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».
- 1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».
- 2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».
- 2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):
- Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».
- 1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».
- 2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».
- 3. начинающиеся на первую букву имени игрока:
- Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».
- 1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».
- 2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».
4. только съедобные (или только несъедобные).
5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.
Детектив
Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.
- Например:
- 1-й игрок: «Это было в большом городе?»
- Ведущий: «Да».
- 2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»
- Ведущий: «Не знаю».
- 3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»
- Ведущий: «Да».
- Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».
- Фото — фотобанк Лори
Дата публикации 26.05.2016 Автор статьи: Наталья Ворожцова
Источник: https://materinstvo.ru/art/11761
Подвижные игры для детей со стихотворным сопровождением | Чудо ребенок
Методика проведения подвижных игр для дошкольников в детском саду в этой статье.
Как утверждают единогласно выдающиеся педагоги всех времен и народов, детство без игры — неполноценное. Именно поэтому в детских садах все больше внимания уделяется физическому воспитанию детей, подвижным играм в помещении и на свежем воздухе. Ведь ребенок должен расти не только умственно совершенным, но и физически развитым, с пользой как для себя, так и для всего общества.
Подвижные игры для детей со стихотворным сопровождением
Игра «Цапли и лягушки»
Цель. Совершенствовать навыки прыжков на корточках, быстрого бега.
- Воспитывать внимание, сообразительность, умение быстро действовать по сигналу.
- Ход игры
- Детей разделяют на две одинаковые подгруппы, одна из которых становится «лягушками», а другая — «цаплями».
- Во время слов воспитателя:
- Лягушки-квакушки по берегу прыгают,
- Мошек и комариков на обед собирают.
- «Лягушки» прыгают вприсядку по всему коврику.
- Воспитатель продолжает:
- Прилетели цапли с длинными клювами,
- Смотрите, лягушки, будет беда с вами!
- На эти слова «цапли» бегают по залу, пытаясь поймать «лягушек».
Указания к игре: при повторении игры дети меняются ролями, побеждает та команда, которая поймает больше «лягушек». Пойманных лягушек отводят на другую сторону зала.
Игра «Пчела и цветы»
Цель. Совершенствовать навыки бега.
Воспитывать внимание, сообразительность и быструю реакцию на сигнал.
Ход игры
Среди детей считалкой выбирают цветовода и пчелу, остальные дети — цветы. Цветовод называет каждому шепотом, какой он цветок (ромашка, астра, мак).
Дети-цветы стоят на одной стороне площадки, пчела — на другой. Пчела подлетает к цветнику. Цветовод спрашивает:
- — Пчела, пчела, чего прилетела?
- — За цветком!
- — За каким?
- — За астрой! (к примеру)
- — Так бери!
Пчела берет за руку названный цветок и отводит на другую сторону площадки. Затем летит за другим цветком. Если такого цветка нет, цветовод говорит:
— Лети к другому цветнику!
Пчела облетает вокруг площадки и снова летит к цветнику. Игра повторяется.
Указания к игре: когда отгаданы 3-4 цветка, игра прекращается и выбирают другую пчелу и цветовода.
Игра «Пес Барбос»
Цель. Совершенствовать умение лазить по гимнастической стенке и бегать вприпрыжку. Воспитывать внимание, выносливость.
Ход игры:
На одной стороне зала стоят дети. На противоположной стороне, у «будки» сидит «Пес Барбос».
- Воспитатель декламирует:
- Пес Барбос заснул в будке
- У нашего двора.
- А веселая и задорная
- Вышла играть детвора.
- Дети вприпрыжку бегут по залу.
- Воспитатель продолжает:
- Вдруг пес проснулся, встал,
- И ловить детей он стал.
Дети бегут к гимнастической стенке, влезают на нее, а пес ловит их. Игра повторяется с другими ведущими.
Указания к игре: дети должны бегать вприпрыжку в разных направлениях, а не натыкаясь друг на друга. Напоминать детям, чтобы во время лазания на гимнастической стенке не пропускали ступеней.
Игра «Дети и волк»
Задача: бег по прямой с ловлей. Воспитание выносливости, умения выполнять движения на условный сигнал.
Ход игры
Одна сторона площадки отделяют линией. Это лес, где живет волк. Один ребенок, изображающий волка сидит в лесу, а остальные становится в ширину на противоположном конце площадки. Между воспитателем и детьми происходит диалог:
Воспитатель: Дети, дети, вы куда?
Дети: По ягоды и грибы. В лес дремучий мы пойдем, еще и орехов наберем.
- Воспитатель: В лесу голодный волк!
- Дети: А мы его обойдем.
- Дети идут в лес и собирают грибы и ягоды — приседают и касаются руками к полу. Дети подходят к линии, за которой сидит волк и говорят:
- — Ягод и грибов здесь много можно собрать , а волков, медведей здесь и не видать.
Последние слова волк, до сих пор будто дремал, встает, рычит и ловит детей. Если волк поймает 1-2 детей, игра повторяется.
Правила игры: Волк ловит детей только после слов «Не видать».
Указания к игре: Воспитатель следит, чтобы все дети вместе приседали и поднимались, собирая грибы, ягоды. В конце игры, воспитатель определяет ловкого волка. На роль волка пойманных детей не выбирать.
Игра «Дед Мороз»
Задача: ходьба по кругу, бег в разных направлениях. Воспитание быстрой ориентации в пространстве, ловкости, внимания.
Ход игры
Все дети становятся в круг и берутся за руки. Из детей выбирают Деда Мороза. Ему дают волшебную палочку, которой он будет замораживать детей. Дед Мороз становится посередине круга. Воспитатель вместе с детьми, ходя по кругу, говорит:
- — Дед Мороз, красный нос,
- Ты нам щечки не морозь,
- А мы снега наберём,
- Хорошенько нос потрём!
После этих слов дети разбегаются врассыпную, а Дед Мороз догоняет детей и старается коснуться их волшебной палочкой. К кому Дед Мороз коснулся, то замирает на месте.
Указания к игре: воспитатель прекращает игру, когда большинство детей поймано, или если Дед Мороз не слишком ловкий, а дети устали бегать.
Игра «Еж и мыши»
Задача: бег с ловлей. Воспитание сообразительности, внимания, быстрой ориентации в пространстве, ловкости.
Ход игры
Все дети становятся в круг и берутся за руки. Из детей выбирают ежа и мышку. Мышка становится посередине круга, еж вне круга. Воспитатель вместе с детьми, ходя по кругу, говорит:
- Ёжик носит не футболки,
- Не рубашки, а иголки!
- Мышку хочет он поймать,
- Чтобы ей позавтракать.
- Затем дети останавливаются, поднимают вверх руки, образуя ворота и говорят:
- Мышка, Мышка, не зевай,
- А скорее убегай!
После слов «убегай» мышка выбегает из норки, а еж начинает ее ловить. Игра заканчивается, если еж поймает мышь. При повторении игры воспитатель выбирает другого ежа и мышку.
Правила игры: Еж начинает ловить мышку на слово «убегай»
Указания к игре: Когда мышка устает бегать, воспитатель говорит: «норку закрываем». Тогда дети приседают, опуская сцепленные руки и игра заканчивается.
Игра «Зайчик-побегайчик»
Задача: бег по кругу, прямой с ловлей. Воспитание выносливости, сообразительности, внимания, памяти.
Ход игры
Среди детей выбирают зайчика. Зайчик сидит на пенечке, приуныл. Дети подходят к зайчику и между ними происходит такой диалог:
- Дети: Зайчик-побегайчик, где ты был?
- Зайчик: В лесу.
- Дети: Зайчик-побегайчик, что делал?
- Зайчик: Сено косил.
- Дети: Зайчик-побегайчик, куда клал?
- Зайчик: Под лавку.
- Дети: Зайчик-побегайчик, кто украл?
- Зайчик: А вы, дети!
После этих слов дети бегут на другую сторону площадки, а зайчик их ловит. Игра повторяется с другим зайчиком.
Правила игры: Бежать после слов «А вы, дети!»
Указания к игре: Воспитатель следит, чтобы дети не бежали раньше, чем закончится диалог. В конце игры определяет ловкого ребенка, который ни разу не был пойман.
Игра «Пчелки»
Задача: бег, приседания. Воспитание быстрой ориентации в пространстве, внимания, умения движениями отвечать на слова воспитателя.
- Ход игры
- Дети-пчелки стоят на краю площадки. На слова воспитателя:
- — Пчелки летают
- Медок все собирают
- Дети машут руками будто крыльями, бегают врассыпную, минуя друг друга. На слова воспитателя:
- — Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
- Себе цветок я найду.
Дети приседают каждый у цветка. Кому не хватило цветка, выбывает из игры.
- Игра повторяется словами:
- — Пчелки летают
- Медок все собирают
Пока дети-пчелки летают, воспитатель забирает один цветок. Игра заканчивается, когда большинство детей выбывают из игры.
Правила игры: у цветка приседать только одному ребенку.
Игра «Дети и петушок»
Задача: бег в разных направлениях. Воспитание внимания, ловкости, умения действовать по сигналу.
Ход игры
Считалкой выбирают петушка. Все остальные дети стоят за линией. Воспитатель говорит:
- — Петушок утром уже не спит
- Очень громко кричит:
- В это время петушок ходит по площадке и громко кукарекает 2 р.
Ку-ка-ре-ку! — 2р.
- Дети ему отвечают:
- — Петушок, петушок,
- Золотой гребешок.
- Почему рано так встаешь
- Детям спать не даешь
- После этих слов петушок начинает ловить детей, которые бегают по площадке.
Правила игры: когда петушок поймал большинство детей, игра прекращается и выбирается новый петушок. Пойманным считается тот, кого петушок коснулся.
Указания к игре: воспитатель следит, чтобы дети не бежали раньше, чем закончится диалог.
Игра «Коза и волк»
Задача: ходьба по кругу, бег с ловлей. Воспитывать выдержку, смелость, смекалку, ловкость.
- Ход игры
- Считалочкой дети выбирают волка и козу, все остальные — пастухи. Взявшись все за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза, и говорят такие слова:
- Ходит козочка по лугу
- Вокруг колышка по кругу.
- Съем козу и буду сыт,
- Я же волк — лесной бандит!
После этих слов коза выбегает через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а волк ее ловит. Когда волк поймает козу, игра начинается сначала.
Правила игры. Коза может забегать обратно в круг. При этом ворота закрываются. Волк имеет право ловить козу только вне круга.
Указания к игре. Воспитатель следит за тем, чтобы дети долго не бегали вне круга.
- Игра «Рыбаки и рыбки»
- Задача: бег врассыпную с ловлей, воспитание выдержки, внимания, памяти.
- Ход игры
Среди детей выбирают 2-3 рыбаков, остальные — рыбки. Рыбаки становятся на одном месте площадке, рыбки — на другом. Между ними происходят такой диалог.
- — Рыбаки, рыбаки, вяжете?
- — Сетку!
- — Кого будете ловить?
- — Рыбку.
- — Какую?
- — Карасей и щуку!
- — Так ловите!
- Рыбки разбегаются по всей площадке, каждый рыбак пытается поймать хоть одну рыбку.
Правила игры: Рыба считается пойманной, когда рыбак коснулся ее рукой. Когда рыбаки поймали хоть по одной рыбке, выбирают других рыбаков.
Указания к игре: воспитатель следит, чтобы дети бегали, не наткнувшись друг на друга, чередует бег с отдыхом.
Источник: https://chudor.ru/igry-dlya-detej/13-podvizhnye-igry-dlya-detej-so-stikhotvornym-soprovozhdeniem