Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Все родители хотят вырастить детей умными, сообразительными, поэтому часто интересуются, с какого возраста можно предлагать ребенку игры на развитие мышления.

В поисках ответа они обращаются к различным источникам и иногда закрывают хорошую страницу только потому, что споткнулись о непонятное слово. Не уходите с сайта, если что-то покажется вам трудным для понимания.

В этой статье все сложные термины будут объяснены доступным языком.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Что такое мышление?

Не нужно считать, что если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти.

Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями.

Человек со сформированным мышлением при решении различных жизненных задач использует смекалку, находит нестандартные ходы.

Несведущему человеку кажется, что разобраться в процессах формирования мышления очень сложно и эти знания доступны только специалистам. Конечно, наука о мозговой деятельности требует долгого освоения, но в основных понятиях и способах их применения при воспитании дошкольника сможет разобраться каждая мама.

В мыслительных процессах выделяют 5 основных операций.

  1. Анализ – умение разобрать предмет или явление «по косточкам», выделить составляющие части и признаки. Например, услышав слово «арбуз», человек сразу представляет себе большой круглый плод с зеленой корочкой и вкусной красной мякотью.
  2. Синтез – операция, противоположная анализу, позволяющая по отдельным определениям понять, о чем идет речь. Например, животное, которое мяукает, любит молоко и ловит мышей – кошка.
  3. Сравнение – умение найти сходство и различие между предметами или явлениями. Зима и лето – времена года, но летом тепло, а зимой холодно.
  4. Обобщение – умение понять связь между несколькими терминами и назвать их одним словом: тарелка, чашка, блюдце – посуда.
  5. Классификация – умение группировать предметы по одному признаку: материалу, цвету, форме.

Все эти стадии идут одна за другой, но чтобы мыслительные процессы развивались правильно, с ребенком нужно заниматься. Желательно заранее подбирать задания, постепенно усложняя их. Иногда малыш «застревает» на каком-то этапе развития.

Не впадайте в панику – скорее всего, через несколько дней он усвоит непонятный урок и сможет двигаться дальше. Волноваться нужно, если прошло около месяца, но никаких достижений нет.

В этом случае следует обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Как связано мышление с другими когнитивными процессами?

В любом человеке с рождения заложена тяга к познанию окружающего мира. Процессами изучения и исследования действительности занимается когнитивная психология. Эта отрасль изучает внимание, память, эмоции, мышление – то есть внутреннюю психическую деятельность человека.

Представьте ситуацию: дипломат выслушал неприятные высказывания, которые сильно затронули его чувства. В силу своей профессии он обязан быть вежливым, изображать дружелюбие и не показывать негативной реакции на выпады противников. Внешние проявления – это поведенческие реакции.

Внутри у человека все кипит, он почти готов броситься на обидчика с кулаками, но разум подсказывает, что нужно сдержаться, мозг ищет приемлемые ответы, вспоминает опыт подобных ситуаций и анализирует последствия каждого слова.

Эти невидимые глазу процессы и относятся к когнитивной сфере.

Мышление – один из видов когнитивной деятельности. Оно неразрывно связано с другими составляющими внутренней психической сферы. Если убрать остальные процессы, человек уподобится совершенному компьютеру, который может решать сложные задачи: новейшие приборы умеют обучаться и строить многоходовые логические связи, но назвать их разумными существами нельзя.

Человеку доступен целый комплекс когнитивных процессов, которые и делают его личностью:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • эмоции;
  • способность общаться;
  • внимание.

При занятиях по развитию мышления нужно задействовать все эти процессы, иначе желаемого результата получить не удастся. Если ребенок станет решать задачи равнодушно, без эмоций, этот процесс ему сразу наскучит, и малыш побежит искать более интересное дело.

Отсутствие внимания приведет к тому, что ученик пропустит важные данные в условии задачи и решение окажется неправильным. Умение общаться необходимо для обмена информацией и взаимодействия при совместной работе над решением вопроса.

Отключите остальные составляющие – и мозг окажется в вакууме, мыслительная деятельность станет невозможной.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Этапы развития мышления

Как только малыш родился, в его мозг начала поступать масса новой информации. Сначала в маленькой головке царит полный хаос, но постепенно все, что кроха видит, слышит и чувствует, приходит в определенную систему, между различными сведениями возникают связи. Мама берет на руки, расстегивает халат, грудничок чувствует знакомый запах – значит, можно пососать вкусного молочка.

Развитие мышления можно начинать уже сейчас. Возьмите ручку младенца, нажмите на кнопочку – и в комнате зажжется свет. Не молчите при этом действии, объясните: нужно нажать на выключатель, чтобы стало светло.

Когнитивная система отправит эти сведения в долговременную память, образуется причинно-следственная связь.

Не нужно рассказывать крохе теорию электромеханики, он все равно ничего не поймет, а взаимодействие «выключатель – лампочка» запомнит.

Примерно до школы мыслительные процессы будут развиваться только на основе тех знаний, которые поступают через органы чувств. Сейчас малышу бесполезно объяснять, что такое космос, электромагнитные волны, бесконечность – он не может это увидеть, потрогать, передвинуть. Абстрактные понятия станут доступны не раньше 5 лет.

Различается несколько этапов развития мышления:

  1. наглядно-действенный – от года до 3 лет;
  2. наглядно-образный – от 3 до 7 лет;
  3. абстрактно-логический – начинается в школьном возрасте.

Считается, что наглядно-действенное мышление развивается после года, но уже грудничку можно показать, что действия человека приводят к какому-то результату. Стакан был пустой, вы вдвоем налили в него воду из бутылочки – сосуд наполнился, можно попить.

Для взрослого человека исход таких действий понятен, а для малыша это настоящее открытие. Учите его наполнять игрушечные емкости песком, жидкостями, крупой.

А что произойдет, если положить в ведерко снег и принести его в теплую квартиру? Вы знаете, а для малыша это – настоящее волшебство.

После 3 лет ребенка уже не удивить включающимся светом или тающим снегом, у него начинает формироваться наглядно-образное мышление. Дети считают Деда Мороза или Зубную фею реальными существами, которые участвуют в жизни людей.

Малыш с удовольствием рассматривает картинки в книжках, фотографии, узнает на них родных людей и знакомые предметы.

Постепенно он начинает понимать, что собака – это не только Рыжик, живущий в его квартире, но и множество других животных, встречающихся на улице и на картинках.

Около 5-7 лет ребенок начинает разбираться в символах, значках, цифрах. Понятия отрываются от образов – он знает, что такое «воздух», хотя не может его ни увидеть, ни потрогать.

На основе 2-3 фактов дошкольник может сделать вывод, прогнозировать дальнейшие события. Ребенок дошкольного возраста знает, что в ненастную погоду мама заставляет его надевать сапоги.

Сегодня идет дождь – значит, выбежать на улицу в кроссовках не получится. Формируется новый этап – абстрактно-логическое мышление.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Занятия с детьми младшего возраста

У годовалого малыша полным ходом идет развитие мозговой деятельности. Он познает окружающий мир через действия: если предмет невозможно схватить, сломать, засунуть в рот, вещь редко становится интересной ребенку.

Дети стремятся попасть в любой уголок квартиры, открыть любую дверь. Они вытаскивают вещи из шкафов, пробуют на вкус мамину губную помаду.

Не мешайте детским исследованиям, просто уберите в недоступное место все опасные предметы.

Научите ребенка не только ломать, но и создавать. Многочисленные игры для дошкольников на развитие мышления дают огромный простор для творческого процесса. Можно обойтись и без дорогого дидактического материала.

Стройте башни из кубиков, лепите снеговиков. Летом возьмите на прогулку ведерко, совок и набор формочек. Даже самого непоседливого малыша можно некоторое время удержать на одном месте, если он займется игрой с песком.

Совет

Не гуляйте все время на одной и той же детской площадке, ходите по разным местам. Одинаковая обстановка не дает новых впечатлений, которые являются важной пищей для развития мышления.

В этом возрасте формированию детского мозга очень помогут развивающие центры, мобили, всевозможные шкатулки и коробочки, куда можно положить небольшой предмет.

Купите ребенку пирамидки, конструкторы для самых маленьких, кубики, игрушки, которые можно собирать и разбирать.

Мелкая моторика, необходимая для этих действий, стимулирует развитие мозга и хорошо подготовит малыша к переходу на формирование следующего, наглядно-образного типа мышления.

Совет

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Игры на развитие наглядно-образного мышления

Когда малышу исполнится 3 года, нужно развивать его наглядно-образное мышление. Родителям ни в коем случае нельзя мешать этому процессу. На прогулке малыш тянет папу к дереву показать, что у того есть глазки и ротик.

Стремящийся вложить в голову ребенка как можно больше научных знаний мужчина говорит, что большое отверстие – это дупло, а круглые точки – следы от отвалившихся веток. Волшебство пропало, сказочный дуб с добрым лицом превратился в обычное растение – и стремление находить в привычных предметах что-то новое начинает угасать.

Общаясь с ребенком, забудьте о своем возрасте, посмотрите на окружающие предметы глазами маленького человечка и вместе с малышом придумайте, на что они похожи.

Около трех лет дети иногда отвергают дорогих нарядно одетых кукол и играют со щепочкой, деревянной ложкой или старым пупсом, на котором уже не видно лица.

Такому явлению можно только порадоваться: юному фантазеру неинтересны игрушки, где все понятно и придумать уже ничего нельзя. Зато в сухой ветке он увидел такую куклу или зверюшку, которая ему нужна.

Не ругайтесь, что малыш несет домой с улицы то камень, то обломок доски, – вместе подумайте, что это такое и как этот предмет можно применить.

Некоторые дети с пеленок начинают замечать похожие признаки в совершенно разных предметах, у других такую способность нужно развивать.

Существует несколько игр, которые помогут ребенку научиться строить образные ассоциации. В магазинах можно приобрести головоломки, где из нескольких элементов нужно сложить различные фигуры.

Читайте также:  Платонов «разноцветная бабочка» читать

В домашних условиях можно использовать все, что попадется под руку, и придумать множество игр и соревнований.

  1. Возьмите картинку, кубик или другой предмет и предложите придумать как можно больше образов, на что это похоже.
  2. Нарисуйте половину бабочки, снежинки или другого симметричного изображения. Малыш должен закончить картинку.
  3. Составьте из спичек геометрическую фигуру и попросите переложить 2-3 палочки, чтобы получилось другое изображение (флажок из домика, танк из корабля).
  4. В сетке 3х3 квадрата нарисуйте 3 разных мячика или домика. 2 клеточки оставьте пустыми и попросите их заполнить, чтобы в каждом ряду и столбце оказались разные предметы.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Развитие абстрактно-логического мышления

Без развитого абстрактно-логического мышления невозможно получать новые знания, решать задачи, проводить исследования. Даже животное можно научить нажимать на ручку, чтобы открыть дверь.

Но что делать, если она не открывается? Именно этот тип мозговой деятельности заставит мыслящего человека обследовать весь проем, повертеть рукоятки на замках, проверить шпингалеты и разобраться в причине возникшей проблемы.

Дошкольники могут решать простые математические задачки: к 3 яблокам прибавить 2 и сосчитать, сколько получилось.

В школе детям придется делать сложные расчеты, где без формул, уравнений, а позже и интегралов уже не обойтись. Если у ребенка не развито абстрактно-логическое мышление, учеба превратится для него в пытку.

Не нужно сваливать вину на наследственное отсутствие способностей – мозг, как и мышцы, следует тренировать.

Чтобы заложить основы логического мышления, занимайтесь с ребенком играми, в которых нужно выделять сходные и различающие признаки предметов. Рассыпьте перед ним пуговицы и попросите разложить их на несколько кучек, в каждой из которых предметы будут чем-то похожи.

Если малыш затрудняется, дайте ему задание сами, например: красные отдельно, черные отдельно, зеленые отдельно. Возможно, он сам разделит пуговицы на группы, но вы не сможете понять, по какой системе это сделано. Не говорите сразу, что так неправильно, разберитесь, что ребенок увидел в этих предметах.

Он мог отделить красивые от некрасивых или те, которые он уже видел, от незнакомых. Такая классификация тоже допустима.

В ожидании автобуса или в очереди ребенку становится скучно, он начинает ныть или баловаться. Не раздражайтесь – сейчас самый удобный момент заняться развивающими играми. Вариантов существует очень много.

  1. Съедобное – несъедобное. Вы называете любой предмет, а ребенок должен определить, годится ли он в пищу. Со временем игру можно усложнить, например, назвать сырое мясо или куклу из пряника.
  2. Найти лишнее. Вы называете 5 слов, к примеру: кошка, собака, стул, корова, коза. Ребенок должен сказать, что здесь лишнее и почему.
  3. Закончи фразу. Начните предложение, а ребенок пусть его закончит, назвав причину: мы вышли из дома в плащах, потому что… (идет дождь).
  4. Назови одним словом. Вы называете несколько предметов, а малыш должен назвать их одним словом: стол, стул, диван – мебель; суп, каша, хлеб – еда.

Игр, развивающих абстрактно-логическое мышление, существует множество. Начните играть с дошкольником в шашки, потом можно освоить шахматы и нарды.

Вы не просто двигаете фигуры – мозг в это время анализирует ситуацию, предвидит возможные ходы противника и ищет лучший ответ на них. Не ругайтесь, если ребенок увлекся пасьянсами, пазлами, сборкой кубика Рубика.

Он не попусту теряет время, а учится просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, искать верное решение среди множества комбинаций, развивает разум и логику.

В мыслительных способностях человека не все зависит от наследственности.

Ученые наблюдали близнецов, воспитывающихся в разных семьях, и определили, что дети, развитием которых серьезно занимаются, становятся смышленее и сообразительнее братьев и сестер, на которых обращали мало внимания.

Не нужно заваливать малыша головоломками и развивающими играми, чтобы он не мешал взрослым заниматься своими делами. Совместные занятия, развивающие мышление и речь, принесут намного больше пользы.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-myshleniya/igry-na-razvitie-myshleniya

7 игр для развития мышления ребёнка

Кроме речи, моторики, внимания, памяти и творческого потенциала малыша, важно развивать также и его мышление. Перед вами 7 игр, которые лучше всего справятся с этой задачей.

За понятием мышление скрывается много различных умений: это и умение сравнивать, и отличать предметы, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сортировать, классифицировать и ориентироваться в пространстве. Чтобы овладеть всеми этими умениями, требуется не один год, поэтому развивать мышление ребёнка стоит в любом возрасте.

1. Найди пару

Возраст: от 1,5-2 лет.

Отличная игра для самых маленьких, которая учит сравнивать предметы и находить сходства. Подобные задания есть в большинстве развивающих книжек и тетрадей, а можно — подготовить материал самостоятельно. Нарисуйте на листе несколько геометрических фигур, предметов, игрушек, цифр или букв так, чтобы два элемента были одинаковыми, и попросите кроху найти их.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

2. Части и целое

Возраст: от 2-3 лет.

Рассматривая с ребёнком картинки, соревнуйтесь, кто назовёт больше частей целого. Например, машина — это колёса, двери, фары, кузов, лобовое стекло и другие. Попробуйте сыграть и наоборот: начните рисовать детали или части тела, а малыш пусть догадается, что это будет.

Возраст: от 3 лет.

Возьмите небольшой предмет (например, мячик или кубик) и несколько ёмкостей: пару стаканчиков или коробочек. Предложите ребёнку навскидку определить, в какие ёмкости поместится предмет, а потом проверьте его догадки на деле.

Для детишек, которые с лёгкостью справятся с такой игрой, есть более сложный вариант. Сядьте с карапузом посреди комнаты и попросите, оглядевшись вокруг, сказать, где бы могла спрятаться кошка. Куда она поместится? А мышка? А сам ребёнок?

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

4. Поиски клада

Возраст: от 4-5 лет.

Заранее подготовьте карту сокровищ: нарисуйте схему комнаты или целой квартиры и отметьте точку, в которой вы спрячете «клад». Это могут быть сладости, маленькие сувениры или любимая игрушка ребёнка. Вручите малышу карту и предложите ему самостоятельно отыскать сокровища, ориентируясь по ней. В эту игру лучше всего играть с несколькими детьми, снабдив картой каждого.

5. Кто лишний?

Возраст: от 5-6 лет.

Такие игры тоже можно найти в развивающих тетрадях и книгах. Задача ребёнка — рассмотреть несколько картинок и определить, какая из них лишняя. Например, «в компанию» из фруктов (яблоко, груша, слива, ананас) может затесаться морковка, а на одной странице с наземным транспортом (автобус, троллейбус, автомобиль, поезд) может оказаться самолет.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

6. Разложи карточки

Возраст: от 6-7 лет.

Для этой игры стоит обзавестись набором карточек, на которых изображены различные предметы, животные и растения. Их можно купить, а можно сделать самим, наклеив на плотную бумагу или картон вырезки из газет и журналов. Предложите малышу разложить карточки по группам, основываясь на каком-то признаке.

Например, живое-неживое, растения-животные, съедобное-несъедобное. Поначалу давайте задания, разделив карточки на две группы, а со временем усложняйте: пусть групп будет больше, а признаки будут не такими очевидными.

Когда кроха наберётся опыта, можно предложить ему самостоятельно выделить какой-то признак и рассортировать картинки.

7. Наоборот

Возраст: от 7 лет.

В эту игру можно играть как вдвоём с ребёнком, так и компанией. Взрослый произносит слово, а малыши должны как можно быстрее придумать ему антоним. Например, холодный-горячий, светлый-тёмный, злой-добрый, трус-храбрец.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

И помните, что развитие — процесс сугубо индивидуальный, а значит, не существует чётких норм развития мышления. Главное, чтобы малышу нравилось играть!

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/7-igr-dlya-razvitiya-myshleniya-rebyonka/

5 упражнений на развитие мышления у ребёнка 6-7 лет | НИИ «Эврика»

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

  • это хороший способ занять ребёнка;
  • это полезно для него;
  • это интересно для ребёнка;
  • это интересно для меня;
  • это помогает мне быть ближе к моему ребёнку;
  • это становится прочным фундаментом для нашего общения;
  • это помогает мне лучше понять моего ребёнка;
  • это сделает ребёнка успешнее в будущем;
  • это научит ребёнка мыслить.

Вариантов ответа может быть много. Тут нет правильных и неправильных. Мы не на экзамене. Мы живём. Жизнь многогранна. Ежедневно она ставит перед нами множество задач, требующих решения. И чем более развитым мышлением мы обладаем, тем проще нам найти решение эффективное и удобное, тем легче мы справляемся с любыми задачами и трудностями, тем насыщеннее, богаче, ярче, интереснее и успешнее становится наша жизнь.

Сегодня мы предлагаем 5 несложных, но очень интересных игр-упражнений в копилку родителей, которые хотят развивать мышление дошкольника.

Упражнение 1: «Кладоискатели»

Упражнение формирует основы ориентирования в пространстве, прививает навык считывания схематичного плана, стимулирует развитие образного мышления.

Предложите ребёнку стать кладоискателем. Для этого вместе с ним или заблаговременно начертите карту той местности, где планируется игра. Это может быть небольшая полянка в вашем любимом парке, детская площадка во дворе, отдельная комната в вашем доме или весь дом целиком.

Чем старше ребёнок, тем больше может быть карта. Для малышей, конечно, лучше ограничиться небольшим помещением или открытым участком с малым количеством объектов. Затем спрячьте реальный предмет в местности, изображённой на карте. Сделайте на карте отметку.

Ребёнок должен найти «клад».

Версий этого упражнения масса.

  • Поменяйтесь местами с малышом (он прячет и отмечает, а вы ищете).
  • Играйте с несколькими детьми, приправив выполнение упражнения азартом соревновательного момента.
  • Выберите в качестве клада любимое угощение ребёнка, которое победитель получит в качестве реального десерта после обеда.
  • Придумайте вместе с ребёнком историю, почему клад оказался потерян.

Упражнение 2: «Куда спрятать»

Упражнение развивает воображение и речь, тренирует способности к узнаванию и сопоставлению, стимулирует креативное мышление.

Выбираете любой объект, живой или неживой. Задача ребёнка — придумать, куда этот объект можно спрятать.

Например:

  • Куда мы спрячем папу? Папа поместится в карман?
  • Папа поместится в шкаф?
  • Папа поместится в мамину сумочку?
  • Папу можно спрятать в кладовой?

Упражнение, как правило, вызывает массу восторга. Задавайте вопросы поочерёдно. Предоставьте ребёнку возможность «покреативить», придумывая самые невероятные места, куда можно спрятать папу. В следующий раз «прятать» можно любимую машинку, мамино колечко, телевизор, самолёт… Ни в чём себе не отказывайте ????

Читайте также:  Классный час «что в имени твоем», 2 класс

Упражнение 3: «Угадай что»

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Напомним правила.

Ведущий прячет некий объект, а участники должны при помощи наводящих вопросов выяснить, что же спрятано. Если предмет маленький, спрятать его можно в ладонях. Можно прятать крупные предметы в коробке или непрозрачном мешке.

Цепочка наводящих вопросов должна привести к правильному умозаключению:

  • Это съедобное? Да!
  • Это овощ? Нет!
  • Это ягода? Да!
  • Это черешня? Да!

Если бы на первый вопрос был ответ «нет», то второй вопрос теряет смысл. По аналогии, теряет смысл четвёртый вопрос, если ответ на третий отрицателен.

В этом упражнении можно задавать вопросы так, чтобы ответ был только «да» или «нет». Можно задавать вопросы, требующие развёрнутого ответа (описывать вид, категорию, свойства спрятанного объекта, но не называть сам объект). Можно меняться ролями с ребёнком или играть с группой детей.

Упражнение 4: «Данетки»

Это упражнение, по большому счёту, очень напоминает предыдущее. Но его настолько удобно использовать в ситуации, когда экстренно всплывает необходимость увлечь ребёнка чем-то спокойным и интересным, что не рассказать о нём в данном материале было бы непростительным упущением.

Суть игры в следующем: нужно отвечать на вопросы, не используя запретные слова. Обычно под запрет попадают «да» и «нет», но вы можете придумать свой список стоп-слов. Задача ведущего — вывести игрока на слово из списка запретных. Игрок, в свою очередь, должен сопротивляться.

Пример:

  • Сегодня солнечная погода? На улице пасмурно!
  • Ты хочешь пойти гулять? Конечно!
  • Ты пойдёшь на улицу в своей любимой яркой курточке с паровозиком? Да!

После запретного слова игра останавливается. Можно поменяться ролями ведущий/игрок, придумать для проигравшего какой-то штраф или ввести иные элементы, добавляющие упражнению ещё большей увлекательности.

Как показывает опыт, при развитом мышлении, хорошем словарном запасе и высокой скорости реакции игра может продолжаться очень долго.

Очередь к любимому стоматологу пролетает так быстро, что даже испугаться не успеваешь.

Упражнение 5: Плоский конструктор

Для следующего упражнения заранее подготовьте комплект вырезанных из плотного картона геометрических фигур. Треугольники, прямоугольники, квадраты, фигуры произвольной формы должны быть представлены в разных цветах и размерах. Из имеющихся деталей ребёнку нужно собрать некую плоскую конструкцию, рисунок.

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

  • изучение многообразия геометрических фигур;
  • закрепление понятий «большой» и «маленький»;
  • развитие памяти и внимательности;
  • развитие графических навыков;
  • тренировка пространственного мышления.

Реализовать упражнение в форме игры можно по-разному:

  • Вместе с ребёнком сложите несколько произвольных рисунков. Например, домик и паровозик. Накройте образец так, чтобы ребёнок его не видел, и попросите малыша воспроизвести рисунок самостоятельно.
  • Продемонстрируйте готовый образец, спрячьте его и попросите ребёнка повторить увиденное.
  • Предложите ребёнку из имеющихся фигур изобразить заданные объекты. Пусть малыш сделает, например, машинку. При этом образец не предоставляется. Это уже более высокий уровень упражнения, который отлично развивает воображение и творческое мышление.
  • Предоставьте малышу полную свободу действий. Пусть он выкладывает фигуры в целые полотна, попутно рассказывая вам, что у него получается. Не подавляйте полёт фантазии и не загоняйте юного творца в унылые рамки традиционных образов.

Советы «Эврики»

  1. Упражнения ориентированы на детей 6-7 лет, но интересны они будут и ребятам младшего дошкольного возраста. Просто адаптируйте правила под малыша, давайте ему больше подсказок и поддержки.
  2. Не забывайте: эффект занятий достигается при условии, что работа выполняется с некоторым усилием, напряжением. Чтобы развиваться, нужно поддерживать тонус.

  3. Развивайте своего ребёнка, учите его мыслить нестандартно, креативно, творчески и критически. Развивайте его логику, расширяйте кругозор, обогащайте чувственный опыт. Поверьте, это выгодные инвестиции в будущее вашего наследника.
  4. Не нужно подходить к упражнениям с ответственностью сурового наставника. Это прежде всего увлекательная игра.

    Должно быть интересно и ребёнку, и вам. Смело меняйте правила, вносите любые поправки. Главное, получайте удовольствие от самого процесса.

  5. Активно используя для развития ребёнка интересные, занимательные упражнения, приучайте его к мысли, что учёба — это весело и увлекательно.

Пусть детство вашего малыша, как и ваше родительство, будет счастливым!

Источник: http://nii-evrika.ru/5-uprazhnenij-na-razvitie-myshleniya-u-rebyonka-6-7-let/

Игры для развития логического мышления для детей 5, 6, 7 лет

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Первостепенные задачи

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ». Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

  • «Все люди спят».
  • «Все яблоки сладкие».
  • «Дождь бывает холодный и теплый».
  • «Все животные впадают в зимнюю спячку».
  • «Летом мы ходим в шубах».
  • «Слоны умеют летать».
  • «Арбузы растут на деревьях».
  • «Корабли плавают по суше».
  • «Зимой всегда пасмурно».
  • «Солнце светит только утром и вечером».
  • «Ни один человек не может жить без воды».

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает.

Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы.

Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ». Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

  1. Примеры заданий:
  2. «Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).
  3. «Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
  4. «Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
  5. «Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).
  6. «Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
  7. «Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
  8. «Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ». У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.

Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».

Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

  • Примеры заданий:
  • Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
  • Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
  • Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
  • Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
  • «Дорисуй фигуру»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

http://vashechudo.ru

Источник: https://nosiki.at.ua/load/razvivalki/razvivajushhie_igry/igry_dlja_razvitija_logicheskogo_myshlenija_dlja_detej_5_6_7_let/8-1-0-146

Комплекс упражнений для развития мышления дошкольников

Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

Уважаемые родители!

Завершилось изучение готовности детей  к обучению в школе. Многие из Вас приходили на групповые  и индивидуальные консультации,   Вы  получили результаты  на  руки,  в  которых отмечены  уровни развития каждого параметра.

Ниже  подобраны  игры  и упражнения на  развитие  мышления, которые помогут Вашему ребенку подготовиться  к школе. Безусловно,  с Вашей помощью.

Важное  условие проведения  игр дома: хорошее  настроение, терпимость по  отношению  к  Вашему самому любимому ребенку,  чувство  юмора, систематичность. 

  • Те родители, которые  не  смогли  еще  получить результаты — жду  Вас  на  индивидуальные консультации.  
  • Комплекс  игр и упражнений  для развития мышления
  • Упражнение № 1.
  •             Цель:
    развитие словесно-логического мышления

            Ход: 
к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с
учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял
кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________
.   Иголка______________ .
Лопата_______________.

Лейка___________  . 
Грабли______________ . 
Нож_________________.

Лифт__________   .  
Холодильник________. 
Гвоздь________________.

Миксер_________
.   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________
.  Мясорубка___________.  Весло_________________.

  1. Упражнение № 2.
  2.             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход:
    выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно
    объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача,
помидор, снег

  •             Форма: телевизор, книга, колесо.
    Косынка, арбуз, палатка
  •             Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом,
    карандаш, ложка
  •             Материал: банка, кастрюля,
    рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка
  •             Вкус: конфета, картошка, варенье.
    Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка,
перышко, гантеля.

  1. Упражнение № 3.
  2.             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо
— ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  • Упражнение №4  «Подбери слово»
  •              Цель:
    развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, 
лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель:
развитие операции обобщения, классификации, 
развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу
понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

  1. • Кисель — кефир
    — сок — чай (напитки)
  2. • Утюг —
    холодильник — пылесос — кофеварка
  3. • Муравейник —
    нора — логово — берлога
  4. • Самолёт —
    корабль — лодка — мотоцикл
  5. • Глина — шерсть — дерево — пластмасса
  6. • Двойка — тройка
    — пятёрка — единица
  7. • Дирижёр — шофёр
    — воспитатель — портниха
  8. • Салат — каша — борщ — запеканка
  9. • Топор — лопата
    — пила — отвёртка
  10. • Серьги —
    браслет — цепочка — кулон
  11. • Храбрость —
    доброта — трудолюбие — честность
  12. • Волейбол —
    баскетбол — футбол — водное поло
  13. • Клюв — перья —
    крылья — коготки
  14. • Есть —
    спать — учиться — гулять
  15. Упражнение №  6.
  16.             Цель: развитие операции классификации, обобщения.

            Задание: продолжить ряд
понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее
3-х слов. В каждом случае на­звать 
обобщающее понятие.

  • 1.                 
     Стол, стул, диван
  • 2.                 
     Творог, сыр, масло
  • 3.                 
     Врач, повар, лётчиц
  • 4.                 
     Сок, кефир, компот
  • 5.                 
     Шишка, жёлудь, орех
  • 6.                 
     Корабль, лодка, яхта  
  • 7.                 
    Паровоз,
    электричка, трамвай
  • 8.                 
    Книга, альбом,
    блокнот
  • 9.                 
     Торшер, бра, настольная лампа
  • 10.             
     Сосиски, колбаса, котлета
  • 11.             
     Земляника, клюква, малина
  • 12.             
     Сыроежка, лисичка, подберёзовик
  • 13.             
     Сосна, берёза, липа      
  • 14.             
    Жасмин,
    шиповник, сирень      
  • Дождь,
    ветер, иней
  • Игра «Назови как можно
    больше предметов, имеющих данный признак»
  • Цель:
    развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
  • Необходимо
    назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок
    должен ответить на вопросы.

Например:
«что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога,
река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность
употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов,
умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не
сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если
ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения
их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку
следующие вопросы:

Что бывает круглым
(квадратным, овальным, треугольным…)?

  1. Что бывает высоким
    (низким)?
  2. Что бывает зелёным
    (красным, синим)?
  3. Что бывает холодным
    (горячим, тёплым, прохладным)?
  4. Что бывает сладким
    (горьким, кислым, солёным)?
  5. Что бывает шерстяным
    (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?
  6. Что бывает тяжёлым
    (лёгким)?
  7. Что бывает глубоким
    (мелким)?
  8. Что бывает колючим (острым,
    хрупким)?
  9. Упражнение №8.
  10.             Цель: развитие воображения,
    мышления.
  11.             Задание: рассказать, во что
    превратится
  12.  Стул 
    без спинки______________
  13.  Чашки без ручки ______________
  14.  Мороженое без холодильника ____
  15.  Всадник без лошади ____________
  16.  Дерево без веток ______________
  17.  Стол без ножек________________
  18.  Ливан без спинки _____________
  19.  Самолёт без крыльев___________
  20.  Книга без страниц _____________
  21.  Подушка без перьев ___________
  22.  Спички без серы ______________
  23.  Снеговик без холода___________
  24.  Телевизор без электричества____
  25.  Карандаш без грифеля _________
  26.  Кофта без рукавов_____________
  27.  Кепка без козырька ___________
  28.  Окно без стекол_______________
  29. Сад без
    деревьев ______________
  30. Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
  31.             Цель:
    Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций,
    слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход
игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч
кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля»,
«вода», «воздух», «огонь».

            Если
водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать
какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает
названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове
«огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками.
Затем мяч возвращается водящему.

  • Упражнение  №10 «Закончи предложение»
  •             Цель:
    развитие мышления.
  •             Ход упражнения:    
  •             Детям предлагается закончить
    предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу
    целиком.
  • • Моряк
    увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)
  • ·                   
     Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать,
    вязать, шить)
  • ·                   
    Рабочие
    не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая,
    грязная, узкая).
  • • Машина не
    смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
  • ·                   
    Вода в
    банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
  • ·                      
    Катя
    отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную,
    пластмассовую) ручку сковородки.
  • Упражнение № 11.
  •             Цель: развитие мышления, внимания.

            Задание: подобрать слово
противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом
а, в котором будут объединены оба антонима.

  1.             Пример: во дворе на котенка
    напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
  2. Помнить                       Храбрость                     
  3. Тупой
    (нож)                 Высокий 
  4. Знаменитый                 Мелкий
  5. Подниматься               Молчать
  6. Встречать                    Открывать
  7. Ругаться                       Широкий
  8. Мягкий                        Легко
  9. Темно                          Грязно
  10. Толстый                       Гладкий
  11. Полный
    (стакан)         Добрый
  12. Искать                           Ругать
  13. Старый
    (диван)          Шершавый
  14. Грубый
    (разговор)      Весёлый
  15. Быстро                         Длинный
  16. Молодой                       
  17. Упражнение № 12.
  18.             Цель: развитие операции
    анализа,  синтеза, внимания, речи.
  19.             Задание: подробно объяснить в
    чём ошибочность приведённых суждений
  20. У Кати кукол
    больше, чем игрушек
  21. Трехэтажный
    дом ниже одноэтажного
  22. Ручеёк шире
    реки
  23. Самолёт
    движется медленнее машины
  24.  В холодильнике молочных продуктов меньше,
    чем кефира
  25.  Лапа моложе сына, но старше дедушки
  26.  Черепаха ползает быстрее змеи
  27.  Тигр слабее кошки
  28. Петя собрал
    поганок больше, чем грибов
  29. У зайца ушей
    больше, чем у медведя
  30. Стол
    квадратнее окна
  31. Стул
    деревяннее тумбочки
  32. Упражнение №13.
  33.             Цель: развитие операции
    анализа,  синтеза.
  34.             Задание: на основании 2-х
    суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

• Все овощи
растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин
с огорода).

• Все дети
растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________.

• Все рыбы
не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________.

• Все
конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________

• Всем
цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.

• Всю одежду
надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.

• Все
изделия из стекла хрупкие.  Наташа
уронила сумку с вазой на пол. Значит        
___________.

Игра
«Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное,
птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков
загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью
охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал
слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова
круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да».
Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит,
что это цыпленок.

  • «Подбери
    слово»
  •             Цель: развитие операций  мышления.
  •             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  1.  «Подбери слово» -2.
  2.              Цель:
    развитие операций анализа.
  3.             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, 
лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

  • Выполняя упражнения на развитие логического мышления,
    ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и
    способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
  • 1. Запиши обобщающее слово:
  •  — окунь, карась-…
  • — трава, дерево-…
  • — крот, мышка-…
  • — пчела, жук-…
  • — чашка, тарелка-…
  • — ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

  1. — таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;
  2. — тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;
  3. — лиса, заяц, медведь, пчела;

— машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

Упражнения взяты  из замечательного альбома Т. Ткаченко

Источник: http://reshetova.blogspot.com/2015/11/blog-post_17.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector