Два хана. балкарская сказка

«Сказки народов России»

ThankYou.ru: «Сказки народов России»

Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК

Скажи народов России… А сколько в России народов?

Только в Российской Федерации, самой большой из наших союзных республик, живёт более 80 народов[1] и народностей.

И у каждого народа своя история, свои обычаи, своя древняя культура. До Великого Октября, который объединил все народы нашей страны в единую семью, они стояли на самых разных ступенях развития.

Одни могли гордиться многовековой письменностью, шедеврами мировой литературы, у других — на далёких окраинах России — не было даже письменности. Но у всех был фольклор — устное народное творчество.

У всех народов были сказки — их любили во все времена, любят их и сегодня, любят одинаково и взрослые и дети.

Многое можно узнать из сказок. В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер.

Сюжет может быть сколько угодно фантастическим, но детали повествования всегда реальные, точные, соответствующие той земле, где живёт сказка, соответствующие культуре народа — её творца.

Историкам и этнографам удаётся по фольклорным материалам — по сказкам, эпосу — восстановить картины далёких времён.

Обратим внимание, например, на то, как «населены» сказки. Сравним эвенкийскую «Парень-сирота» и чеченскую «Великие шейхи».

В северной сказке парня-сироту преследуют людоеды, а он, принимая образы разных животных, убегает.

Какое долгое бегство по бескрайним и безлюдным просторам! И наоборот, как густо населена южная земля, какое огромное количество людей присутствует в сатирической сказке о «великих» шейхах!

А возьмём такую подробность, как еда. В привычных нам сказках (русских и западных) само собой разумеется, что герои едят, об этом специально не говорится, кроме тем случаев, когда еда является чем-то значащим в сюжете (царский пир, например, или богатырская трапеза, когда в один присест съедается бык).

Иван-царевич странствует по земле, совершает свои подвиги, и сказителя мало заботит, чем он питается. Сказки народов Севера отражают другой образ жизни. Там человек жил в окружении суровой природы, в постоянной борьбе за существование. Охота была сопряжена со смертельным риском, а жизнь людей зависела от удачной охоты. Поэтому-то эскимосский сказитель не забывает о еде.

«Когда поели, легли спать. Проснулись — опять стали есть». В другой сказке говорится предельно сжато: «Ели. Жили».

В наиболее древних сказках запечатлены мифологические представления народов о происхождении и строении мира. У всех народов существовала вера в загробную жизнь, в бессмертие души.

По представлениям большинства народов, мир делился на верхний, в котором живут боги, небожители, средний мир — землю, где живут люди, и нижний мир, подземный (а также подводный). Все эти миры существенно друг от друга не отличались. Так, небожители в тувинской сказке обитают в юртах и пьют чай с лепёшками.

Иван-царевич, попав в подводный мир, должен выполнить крестьянскую работу: выкорчевать пни, поднять целину, вырастить хлеб… Человек создавал богов по своему образу и подобию, создавал и потусторонние миры по образу и подобию своего мира. А свой мир населял фантастическими существами, олицетворявшими непонятные, часто враждебные силы природы.

Злые духи существуют в сказках всех народов, они обычно очень страшны на вид, человекоподобны, но человеческий облик их искажён. Это, например, великан, покрытый шерстью, обладающий огромной силой, как гарбаш в ингушской сказке или одноглазый мус в калмыцкой.

Народная фантазия стремится сделать их ещё более страшными, непонятными, и вот перед нами баруси из нганасанской сказки: он одноногий, однорукий, одноглазый. Абаасы из якутской сказки — восьминогий, а единственная кручёная рука растёт у него из груди.

Ещё страшней Гуин-падчах из чеченской сказки: у этого лешего из груди торчит широкий топор, и леший наваливается грудью на спящего в лесу человека. Но какими бы страшными и сильными ни были разнообразные чудовища, великаны, лешие, — человек в сказке всегда их побеждает своим умом, смекалкой, и, кроме того, герою помогают животные, которые платят ему добром за добро.

Учёные давно обратили внимание на подобие сюжетов в сказках разных народов, живущих друг от друга очень далеко. Это объясняется не только взаимным влиянием, но и сходным историческим развитием разных народов.

Основные сказочные сюжеты интернациональны: борьба героя с многоголовым змеем (драконом), встреча мальчика с великаном людоедом, мачеха и падчерица (Золушка), но сами сказки всегда национальны, наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.

Сравним две сказки этой книги: калмыцкую — «Великий хан и драгоценные его друзья» и орочскую — «Красавица и злая Пэгэликту». На первый взгляд как мало в них общего! Но если отбросить подробности, оказывается, что в основе лежит один и тот же сюжет: герой изгоняет оклеветанную жену.

Нас же интересует не столько этот часто встречающийся сюжет, сколько именно подробности, воссоздающие картину жизни народа.

Пока говорилось о познавательной стороне сказки, об этнографической информации, которая в ней заключена. Но это лишь малая доля её полезного груза, главное в ней — идейное наполнение: высокая нравственность, патриотизм, гуманизм, доброта. Сказки прославляют верность и честность, доблесть, стойкость, героизм, стремление служить народу.

Герой волшебной сказки всегда добр, великодушен. Он не только спасает животных, которые потом помогают ему победить злую силу, он даже способен расположить злую силу к себе, как это делает Иван-царевич при встрече с Бабой-Ягой («Василиса Премудрая и морской царь»). Симпатии народа всегда на стороне обездоленного.

Героем волшебной сказки обычно выступает бедняк, человек притесняемый другими: парень-сирота, падчерица, младший брат, который слывёт у старших дурачком. Народ верит в победу добра, и его герои всегда выходят победителями в поединке со злой силой, побеждают они и угнетателей, сами порой становятся царями, ханами.

Так наивно воплощал народ вековечную мечту о справедливости.

Героем сказки может быть и царь, но если он не противник героя, то это условный, сказочный царь, ничего общего не имеющий с реальным самодержцем. Чаще всего это дань сказочной традиции. Характерна балкарская поговорка: «Нет сказки без хана». При этом история балкарского народа не знает ханов.

Особый интерес представляют наиболее архаичные, то есть древние сказки народов Севера. Мораль тех времён не всегда совместима с нашей сегодняшней моралью, и нас не могут не отталкивать жестокие поступки некоторых героев. Но сказки и тех отдалённых времён донесли до нас образцы высокого гуманизма.

Так, в нганасанской сказке «Силач Сангуды» здоровое народное сознание не приемлет войны, бессмысленного уничтожения. Герой говорит: «Зачем слабым людям воевать? Зачем им умирать?» Он предлагает сразиться двум богатырям, пусть их поединок решит исход войны. Народ порицает и высмеивает войну.

Поэтому поединку предшествует состязание: кто из богатырей больше съест мяса.

Подлинный гуманизм отразился и в нганасанской сказке «Чина-Барангуй».

Главная мысль её в том, что все имеют право на жизнь, ни для кого нельзя жалеть еды, даже для нечистой силы, для баруси, который приходил ночью и воровал самые жирные куски оленины.

Чина-Барангуй выследил и убил его и за это поплатился тремя людьми своего племени. «Если бы он не пожалел еды для баруси, если бы не стрелял в него, были бы люди живы», — говорит сказитель.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=181086&p=28

Хан и два его сына — Аварская сказка

Жил-был умный и справедливый хан. Все у него было: и обширные пастбища, и скот, и прекрасные поля. Не было только у него детей.

К старости хан все чаще и чаще печалился, что нет у него сына, который бы унаследовал все эти богатства.

Однажды в дороге он встретил незнакомого человека, и тот сказал хану:

— Я знаю, чем ты опечален. Я помогу твоему горю, если ты выполнишь мое условие.

— Помоги мне, я согласен на все, — радостно ответил хан.

— Возьми эти два яблока, отдай их своим женам и они родят тебе двух сыновей. Только когда им исполнится по пятнадцать лет, ты должен одного из них прислать в мой замок, — сказал незнакомец и исчез.

Хан так и сделал. И вот у него от двух жен родились два прекрасных золотоволосых сына, похожих друг на друга, как две капли воды. Когда сыновья достигли пятнадцатилетнего возраста, хан призвал их к себе и рассказал о старом договоре.

— И вот настал час, когда одного из вас я должен отправить к нему, а этот человек — злой нарт, который убивает каждого встречного, — закончил свой рассказ хан.

Каждый из братьев начал требовать, чтобы послали именно его. Наконец хан остановил свой выбор на сыне, рожденном от простой женщины.

Перед отъездом обреченный сын выстрелил из лука в потолок и сказал брату:

— Если из стрелы будет капать молоко, я жив, если же капнет кровь, знай, что со мной случилась беда.

И отправился юноша к злому нарту. По дороге в дремучем лесу встретил он почтенного старика.

— Салам алейкум, добрый человек! — поздоровался юноша.

— Ваалейкум ассалам, джигит. Куда путь держишь?

Рассказал ханский сын старику все, и тот ответил:

— Я знаю этого нарта. Он злой колдун. Но есть средство и против его колдовства. Когда ты прибудешь к нарту, он попросит тебя разрубить дерево, собрать дрова и затопить печь. Не выполняй ни одной его просьбы. А когда он сам залезет в печь, задвинь его там камнем. И нарта настигнет смерть.

Поблагодарил ханский сын старика и вскоре подъехал к дворцу нарта. Колдун хорошо принял гостя, накормил и уложил спать. Утром нарт пошел в лес и вернулся с огромным деревом.

— А ну-ка разруби это дерево! — закричал он.

— Где это видано, чтобы гости работали? — отказался сын .хана.

Нарт со злобой ударил деревом об пол, и оно разлетелось в щепки.

— Собери-ка дрова!— приказал нарт.

— И не подумаю. Гости три дня должны отдыхать.

— А ну-ка разожги печь! — в третий раз приказал нарт.

— Разожги сам, — ответил юноша.

Нарт полез в печь, а ханский сын закрыл отверстие камнем. Поднялось легкое облачко — то душа нарта покидала тело.

После этого юноша стал открывать двери дворца. В пяти комнатах он нашел человеческие скелеты, в шестой — чудесного коня, а в последней — красавицу.

Читайте также:  Сценарий праздника в летнем лагере. праздник воды

Обрадованная девушка просила своего освободителя остаться с ней в замке, но джигит сел на чудесного коня и поехал дальше. А девушке он велел до своего возвращения оставаться хозяйкой замка.

Долог ли был путь, нам неизвестно, но через некоторое время доехал джигит до большого города. Здесь он встретил ханского пастуха.

— Прими меня подпаском, — попросил его джигит. — Работник я хороший, да и большого вознаграждения мне не нужно.

  • Пастух согласился.
  • Так прошло некоторое время.
  • Осенью, когда отары пригнали в город для подсчета, пастух и подпасок уселись под яблоней в дворцовом саду.

Случайно в сад зашли три ханские дочери. Они несли на плечах серебряные кувшины с водой.

— Позволь напиться, девушка, — попросил подпасок младшую дочь хана.

— Каков наглец! — воскликнули обе старшие дочери и обругали пастуха.

Но младшая сестра наперекор старшим дала подпаску напиться.

— Спасибо, красавица, — поблагодарил он ее и приподнял шапку. Увидела младшая ханская дочь его золотые волосы и влюбилась в красивого юношу.

— Давайте сделаем отцу подарок, сорвем по яблоку, — предложила старшая сестра. Девушки сорвали по яблоку и отнесли отцу.

Хан обрадовался вниманию своих дочерей.

Яблоко, которое принесла старшая дочь, оказалось целиком гнилым, яблоко средней дочки — подгнившим и лишь яблоко младшей дочери было спелым и вкусным.

— Что за чудеса! — воскликнул хан и попросил мудрецов объяснить этот удивительный случай.

Все мудрецы в один голос воскликнули:

— О могущественный хан! Твоя старшая дочь явно перезрела, средняя близка к этому, и только младшая находится в расцвете молодости. Не медли, наш хан, с замужеством дочерей.

  1. — Это мудрые слова, — согласился хан и велел дочерям выбрать женихов.
  2. Старшая указала на сына везира, средняя — на сына назира*, а младшая сказала, что выйдет замуж только за ханского подпаска.
  3. Огорчился хан, стал ее отговаривать, но девушка была непреклонна, и пришлось хану выдать дочерей за их возлюбленных.

Скоро младшая дочь перестала ходить во дворец. Челядь изводила ее насмешками, особенно старались старшие сестры и их мужья.

Через некоторое время хан тяжело заболел, и лекари объявили, что только мясо белого джейрана может спасти его от смерти.

Сын везира и сын назира тотчас отправились искать джейрана. А подпасок переоделся, сел на своего чудесного коня и тоже поскакал на охоту. Он легко догнал белого джейрана, убил его, привязал к седлу и поехал домой.

  • По дороге он встретил сыновей везира и назира, которые не смогли даже увидеть джейрана.
  • — Продай нам немного мяса, джигит, — попросили они всадника, не узнав ханского подпаска.
  • — Я дам вам мяса, но за это должен отметить вас своим клеймом.
  • Не хотелось гордецам носить рабское клеймо, но побоялись они возвращаться с пустыми руками и терпеть насмешки ханской челяди — согласились.
  • Подпасок поставил им клейма и отдал худшие куски мяса, которые незаметно облил желчью.
  • Вернулись домой сын везира и сын назира и велели женам отнести мясо отцу.
  • Как только хан попробовал мяса, он с негодованием выплюнул его и закричал:

— Это мясо не белого джейрана, а самого тощего козла! Видно, перевелись в ханстве хорошие охотники.

Вскоре во дворец пришла младшая дочь и предложила отведать мяса белого джейрана.

— Откуда оно у тебя? — изумился отец.

— Да вот муж принес, — ответила дочь.

— Как оно могло попасть к твоему нищему? Тоже, наверное, зарезал старого козла? — сказал хан, но мясо все-таки съел и тотчас почувствовал себя лучше. Вскоре он и совсем выздоровел.

Прошло немного времени, и случилась новая беда. Несметные полчища врагов напали на ханство. Хан собрал большое войско и поставил во главе его сына везира, а его помощником назначил сына назира. Подпасок тоже было попросился на войну, но предводители прогнали его с насмешками.

Три дня длилась битва, и вражеское войско начало побеждать. Только ночь спасла ослабевшее ханское войско от полного сражения.

А жена подпаска всю ночь шила мужу одежды из красного сукна, и наутро он поскакал на поле битвы. В самый разгар боя вражеские ряды дрогнули — это всадник в красном сеял среди них смерть и ужас. Наконец враги отступили. Торжествующие победители вернулись домой, и хан на радостях устроил большой пир.

— Но кто же этот золотоволосый всадник в красном? Разыщите его, — приказал хан. Но джигита и след простыл.

Как-то раз жены сына везира и сына назира решили навестить младшую сестру. Дома они ее не застали и от скуки стали шарить по углам. Вдруг под грудой тряпья они увидели красную черкеску.

— Ах вот кто он, человек в красном! — воскликнули они и тотчас же побежали рассказать об этом своим мужьям.

— Для нас будет большой позор, если все узнают, что мы не могли одолеть вражеское войско без помощи этого нищего, — сказал сын везира.

— Нам надо избавиться от него любой ценой. Ты говоришь истинную правду, — согласился сын назира.

Задумали они погубить подпаска и устроили в горах засаду. Сын назира метнул копье и убил отважного джигита, а сын везира спрятал труп в глубокой пещере.

Долго искала пропавшего мужа младшая дочь хана, но безуспешно.

А в далеком краю, на родине джигита, его отец, старый хан, увидел, что с потолка, где торчала пущенная сыном стрела, начала капать кровь.

— О горе мне! С моим сыном случилось несчастье! — закричал хан.

На крик сбежались сын и приближенные.

— Я сейчас же поеду искать брата. Оседлайте моего коня! — приказал юноша и тотчас же двинулся в путь.

Наконец доехал он до замка нарта и не успел переступить порог, как ему на шею бросилась красивая девушка и закричала:

— Как долго я тебя ждала!

— Ты принимаешь меня за брата! Но где же он? — сказал юноша.

Девушка рассказала ему все, что знала.

— Мой брат уже мертв, — сказал юноша и залился слезами.

— Не плачь, юноша. Я знаю, как тебе помочь. У злого нарта было кольцо, которое возвращает человеку жизнь и молодость. Вот оно, бери, найди брата, и пусть женщина наденет ему кольцо на правый мизинец. И возвращайтесь скорее.

Поблагодарил юноша красавицу, взял кольцо и поехал дальше. Прошло немало времени, пока однажды он не попросился на ночлег в одинокую хибарку около овечьего загона.

— Кто там? — отозвался женский голос.

  1. — Дайте путнику кров, о добрая женщина, — сказал гость.
  2. — Входи с миром, — и женщина впустила его.
  3. Юноша очень устал, поэтому он отказался от ужина, повалился на постель и заснул.

Проснувшись, он увидел, что хозяйка лежит рядом с ним. Гость молча обнажил шашку, положил ее между собой и женщиной и опять крепко заснул.

  • Утром хозяйка спросила:
  • — О муж, чем я не угодила тебе?
  • Понял он, что это жена его брата, и все ей рассказал.

— Мы будем искать его вместе, пока не найдем! — воскликнула ханская дочь.

Долго они искали и наконец нашли пещеру, где убийцы бродили джигита. Жена надела кольцо на его правый мизинец, и мертвец сразу ожил. И было тут много слез, а еще больше радости.

Дома джигит облачился в красную черкеску и отправился к сану.

— Кто ты, джигит? — спросил хан.

— Я тот, кто удостоен руки твоей младшей дочери и в трудный для тебя час сражался с врагами.

— Он лжет, это жалкий обманщик, прикажи бросить его в темницу! — закричали сын везира и сын назира.

— С каких пор мои рабы стали ханскими советчиками? А ну, покажите ваши клейма! — крикнул джигит. Вместе с братом он бросился на своих недругов, задрал им рубахи, и все увидели рабские метки.

И тут джигит рассказал все хану.

— Заковать в цепи и бросить в темницу этих людей! — приказал хан, и сына везира и сына назира тотчас увели.

Затем был большой пир и двойная свадьба. Хан выдавал замуж свою дочь, и брат его зятя женился на пленнице нарта.

После свадьбы оба брата с женами отправились на родину, к своему отцу — хану. Говорят, и там начался пир, который до сих юр еще продолжается.

______________________
* Назир — местный представитель власти.

Все Аварские сказки

Источник: https://papinsait.ru/skazki/han-i-dva-ego-syna-avarskaja-skazka/

Читайте сказки про хана для детей и слушайте онлайн

Бурятская сказка про глупого и доброго Боролзоя. В сказки есть и медведь-тугодум, и хитрая лисичка и юркая мышка. Боролзой спас их от погибели, в ответ животные помогли парню. Ну а дальше более увлекательный сюжет.

Казахская сказка про трех братьев, первые два оказались завистливые и хотели погибели младшего. Но жигит Хасан вышел из воды сухим, нашел себе в жену красавицу царевну да братьев наказал.

Почему так получается, брат, скажи, сделай милость! Одного мы с тобой рода-племени, одного отца дети, а доля у нас разная. Тебе удача во всем, мне ни в чем нет удачи.

Твои овцы плодятся и тучнеют, мои — дохнут одна за другой, твой конь скакал в байге, а мой сбросил меня на полдороги, у тебя за столом всегда мясо и кумыс, а у меня не заправленной похлебки не вволю, у тебя ласковая жена, а на меня ни одна девушка не смотрит, тебя уважают даже старики, а надо мной без стыда глумятся подростки… Улыбнулся старший брат и отвечал:

Бедный человек присел и горько подумал: «Если бы у меня было богатство, разве я отстал бы от них?» Вдруг он увидел, что горит лес, огонь приближается к нему и слышится какой-то сильный шум.

Он повернулся в ту сторону, откуда слышался шум, и увидел, как большая змея, спасаясь от огня, взобралась на дерево. Дерево загорелось снизу, и пламя постепенно поползло вверх.

Испуганная змея извивалась и в отчаянии шипела.

Визирь привел Егельмана к хану. Хан увидел мудреца, обрадовался. Угостите мудреца самыми лучшими винами и самыми вкусными блюдами, – приказал он визирю. Вскоре перед мудрецом стоял стол, накрытый всевозможными кушаньями. Егельман почувствовал, что в вино примешан яд – визирь решил отравить его.

Когда хан удалился, дочь визиря вызвала своего отца, рассказала ему все. Отец заплакал. Но девушка успокоила его и сказала, что и она намерена идти в поход. Собрала ханша множество служанок, переодела их в мужское платье и сама надела ханское платье. И все поехали вслед за ханом. Встретились они с ним на охоте. Люди дочери визиря оказались лучшими стрелками-охотниками, чем люди самого хана.

Читайте также:  Интеллектуальные конкурсы для начальной школы

Когда искусники и ремесленники собрались, визирь описал им наружность девицы. Художники написали ее портрет. Затем визирь приказал обнести аул стеной, устроить двое ворот – с одной стороны аула и с другой, – поставить столбы и к столбам прикрепить портрет дочери хана. Сторожам был дан наказ: кто подойдет к столбам и засмеется, глядя на изображение, того схватить и вести к хану.

В городе, где засохла яблоня, Ада сказал солдату, что нужно убить мышь под деревом. Солдат нашел мышь, убил ее, и тотчас на яблоне появились листочки, а через час она зацвела. Горожане преподнесли Аде много ценных подарков и торжественно проводили из города.

Ты получил милостыню, — сказал сапожник, — ну и иди себе с богом. Хан, который отдал такое повеление, — дурак! Посуди сам, если б я не работал, как бы стал существовать? Человек я бедный. От работы своей ежедневно получаю четыре теньги пользы и четыре убытку.

Если так, то вот вам мой совет, С сегодняшнего дня каждая из вас по очереди будет ходить к конюху, когда он будет ночью пасти скакунов, и останется с ним до рассвета.

Перед уходом он спросит, чем вас отблагодарить за визит? Вы попросите в награду голову одного из скакунов.

Раб не посмеет отказать вам в просьбе, и таким образом, когда будут убиты все три скакуна, конюх не осмелится сказать хану такой правды и вынужден будет солгать.

Хан сделал всё, как тот сказал, и, когда вышел за дверь, увидел красавца вороного. Конь очень понравился хану. Он вскочил в седло и понёсся вскачь. Ехал он, ехал и заехал в неведомые места.

Вдруг конь сбросил седока и умчался, а хан остался один в безлюдной степи. Пришлось ему пить воду из луж, питаться саранчой да кузнечиками.

Шатаясь от голода и усталости, брёл хан по степи и всё высматривал — чего бы поесть.

Источник: https://moi-skazki.ru/tag/skazki-pro-hana

сказка про хана

Как-то один хан отправился на охоту. С ним и визири его были. Поохотились какое-то время, и вдруг началась песчаная буря, глаз не раскрыть. Заблудился хан. Ткнул­ся туда, ткнулся сюда — не знает, куда ехать. Блуждая по пустыне, наехал на землянку. В землянке огонек горит. Заглянул хан в оконце, чтобы узнать, кто же это среди песков живет, и видит: в землянке девушка сидит.

Девушка вышла на стук, поздоровалась, помогла пут­нику с коня сойти, коня привязала, а гостя в землянку пригласила и поесть ему выставила.

—  А родители твои где? — спросил хан.

—  Они живут в горах, овец там прячут. Хан у нас дур­ной, — пожаловалась девушка.

Удивился хан, но ничего ей в ответ на это не сказал. Наутро, вернувшись домой, рассказал хан своим ви­зирям, что видел и слышал.

—  Живет, — говорит, — в пустыне одна девушка. Най­дите ее родителей, дайте, что они запросят, высватайте мне эту девушку.

Отправились везиры в пустыню, нашли землянку. Девушка встретила их приветливо, коней приняла, самих накормила-напоила. Везиры говорят:

—  Нам бы с твоими родителями повидаться. Есть у нас разговор.

—  Нет нужды с ними говорить, — отвечает девуш­ка. — Вы ко мне приехали, со мной и говорите.

—  Ты нашему хану приглянулась, — говорят везиры. Он хочет на тебе жениться.

—  Очень хорошо! — отвечает девушка. — Я пойду за него, лишь бы прислал выкуп. А выкуп такой: двадцать лисиц, двадцать волков, двадцать барсов, двадцать об­лезлых лошадей и двадцать недоуздков.

  • —  Э, для такого хана, как наш, это пустяк, — говорят везиры. — Все, что ты просишь, можно за день добыть
  • Вернулись они к хану, рассказали все, как есть, и сме­ются:
  • —  Девушка сама за себя выкуп просит.

Но хан понурился и долго молчал, удивив везиров. Наконец, заговорил.

—  Если бы, — говорит, — вместо меня посадить ханом эту девушку, было бы лучше.

Еще больше удивились везиры, а хан продолжает:

—  Да, в двадцать лет человек молод и ловок, как лисица. С двадцати до сорока он подобен волку, рыщет в поисках добычи. С сорока до шестидесяти осторожен, как барс. С шестидесяти до восьмидесяти превращается в облезлую лошадь, а с восьмидесяти до ста он — как недоуздок без лошади, пользы от него мало…

Было хану уже за шестьдесят. Устыдился он, гово­рят, и отказался от намерения жениться.

Башкирское народное творчество. Том V. Бытовые сказки. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 496 с. Составитель А.М. Сулейманов

Источник: http://www.dreams4kids.ru/tag/skazka-pro-xana/

История и Культура Башкортостана

Давным-давно приключилась эта история. Шел некий джигит порыбачить на берег реки. До самой середины реки доплыл, а потом встал во весь рост на своей лодке и закинул в воду леску.

  • Увидела его девушка, что пришла за водой, и громко заплакала. Услышал джигит ее плач и спрашивает:
  • —    Сестренка, чему ты так плачешь?
  • —    От жалости к тебе плачу, — отвечает девушка.
  • —    За что же меня жалеть?
  • —    Вот   поднимется   буря,   лодка   твоя    перевернется,   накроет   тебя  с  головой   и   ты   утонешь! — Так   сказала   девушка   и   заплакала   еще   громче

—    Не    видел    на    свете    людей,    чуднее    тебя, — промолвил    джигит. — Завтра   я   ухожу   бродить   по   свету.   Если   встречу   двух    чудаков-дураков похожих на тебя, то вернусь и женюсь на тебе.

Простились   они   на   берегу   той   реки,   джигит   вернулся   к   себе   домой, захватил припасов на два-три дня и отправился бродить по свету.

Сказывают, много земель прошел тот джигит. И вот оказался он  в каком-то хуторе. Видит: какая-то старуха выносит из дому две большие чаши, накладывает их одну на другую и снова уносит в дом.

Потом выносит опять и проделывает то же самое. И так — бесконечное число paз,  изнемогла от усталости, пот льет с неё градом.

Джигит долго с недоумением наблюдал за старухой и потом, не выдержав, спросил:

—  Бабушка, что это такое ты делаешь? Чем занимаешься?

Дом у меня темный, беспросветный. Вот я и пользуюсь тем, что светит солнце, ловлю его свет, накрываю его и заношу в дом.

  1. Засмеялся джигит, спросил:
  2. —    Топор у тебя есть, бабушка?
  3. —    Есть, сынок, есть, — отвечала старуха.

—    Дай-ка мне топор, засвечу я твою избушку солнечным светом, — сказал джигит, взял топор и прорубил окно на солнечной стороне избы. Внутри все сразу засверкало солнечными лучами.

Старуха не знала, как благодарить джигита, угостила, чем могла, и проводила в дорогу.

Идет джигит и опять видит какой-то хуторок. Видит, старик со ста­рухой, завязав одним концом веревки рога коровы, пытаются затащить ее на крышу своей избушки. Старик тянет за веревку, а старуха толкает корову сзади.

  • Опять удивился джигит, спрашивает у них:
  • —    Куда это вы хотите затащить корову?
  • —    На крыше выросла сочная трава, хотим, чтобы наша корова там попаслась, — отвечает старик.

—   Есть у вас коса, дедушка? — спрашивает джигит.

—    Есть, как не быть, — отвечает старик.

—    Дай-ка мне, — сказал джигит, забрался на крышу, скосил выросшую там траву и сбросил вниз. Корова с большой охотой съела ту скошенную джигитом траву. Горячо благодарили джигита старик со старухой, угостили, чем могли, и проводили в дальнейший путь.

Вернулся джигит домой и рассказал девушке, что встретил людей более глупых и чудных, чем она. Он сдержал свое обещание — женился  на той девушке, и они зажили в мире и согласии.

Источник: https://www.bashculture.ru/archives/426

Литературное чтение в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Обучение литературному чтению в 3 классах школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения ведётся по учебнику «Литературное чтение» авторов И.В.Сафонова,

Литературное чтение в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения

Обучение литературному чтению в 3 классах школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения ведётся по учебнику «Литературное чтение» авторов И.В.Сафонова, И.В.Чиж, Черкезова М.В.).

      Методический аппарат учебников предполагает единый, независимый от условий школы конкретного региона минимум языкового материала, без которого невозможно осуществлять простейшие коммуникации по-русски.

Содержание учебников соответствует «Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку для учащихся начальных классов национальных школ РФ». Они построены на функционально-практической основе, которая опирается на опережающее изучение детьми явлений родного языка, т.е. учитывает основную особенность преподавания русского языка как государственного в школах Российской Федерации.

Единый комплект с учебниками для каждого класса составляют рабочие тетради и методические пособия для учителя.

Литературное чтение

        Федеральный компонент государственного стандарта исходит из идеи возрастания роли в начальном образовании литературы как гуманитарного предмета, призванного содействовать расширению нравственно-эстетического опыта учащихся и воспитанию уважения к русской культуре и культуре других народов России. Литературное чтение в школах с родным (нерусским) языком и русским (неродным) языком обучения, имея много общего в реализации единых с русской школой образовательных и воспитательных задач, обладает своими особенностями, которые должен учитывать учитель при построении процесса обучения.

При подборе материала к уроку учитель учитывает своеобразие этнической культуры и других особенностей жизни ученика, влияющих на восприятие им текста на неродном языке.

Важнейшей составляющей деятельности учителя является реализация принципа опоры на родной язык и родную литературу. Это проявляется в стандартизации методов и приемов, в общности учебных действий при построении связных высказываний, приведении способа выражения и оформления речи в соответствие с условиями общения.

Большое внимание уделяется словарной работе как важному условию развития русской речи. Эта деятельность учеников присутствует на каждом уроке и, как правило, составляет самостоятельную структурную единицу. Учащиеся сравнивают различные слова по звучанию, лексическому значению, запоминают новые слова парами: слово родного языка и соответствующее слово русского языка.

Целесообразно также устанавливать ассоциативные связи с произведениями родной литературы: сравнивать образы произведений разных народов, сопоставлять их поступки и характеры, выделять общее и специфическое.

        Круг чтения по литературному чтению ориентирует на постепенное расширение читательских возможностей детей и их представлений об окружающем мире, о своих сверстниках, о природе и ее охране, о родине, о труде, об играх, приключениях, что способствует накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Одновременно предполагается, что круг чтения может быть скорректирован по инициативе самого учителя. В качестве дополнительного учебного материала могут вводиться тексты о жизни родного села (города, района), переводы детской литературы с родного языка.

Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения, развитие навыка чтения как вида речевой деятельности — от громкого чтения вслух до чтения про себя.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 — 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Читайте также:  Деловая игра по профориентации для студентов колледжа

        Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного.

Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).

При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Учитывая специфику изучения литературного чтения в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, большое значение придается развитию диалогической речи учащихся -формированию умений и навыков воспринимать фразу собеседника, переспрашивать и уточнять чужое высказывание, строить ответную реплику, участвовать в диалогах на заданные темы и ситуации при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Это значит, что на четвертом году обучения учитель может проводить работу по созданию учащимися письменного текста — рассуждения. Построение небольшого монологического высказывания повествовательного и описательного характера осуществляется в процессе работы с произведениями — как подражание жанрам рассказа, стихотворения, сказки.

  • Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
  • —      развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • —      учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного  произведения,  выразительные  средства, создающие   художественный образ,   развивать   образное мышление учащихся;
  • —      формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • —      развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • —      формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • —      обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • —      формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • —      обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • —      расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • —      обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • —      работать с различными типами текстов;
  • —      создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

3 класс (Литературное чтение. 3 класс: учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения) / И. В. Сафонова, М. В. Черкезова, И.В. Чиж. — М. : Дрофа, 2008.)

  1. Курс «Литературное чтение » в 3 классе включает следующие разделы:
  2. —  Устное народное творчество;
  3. —  Из быта русского народа;
  4. —  Чудесная сказочная страна;
  5. —  Картины родной природы
  6. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
  7. Тема урока
  8. Кол-во
  9. часов
  10. Тип урока
  11. Сам. работа
  12. Дата проведения
  13. План.
  14. Факт.
  15.                   Устное народное творчество (6ч)

Гори-гори ясно! (Закличка).

Комбинированный

С.3-4

Сказка. Присказка.

  • Комбинированный
  • С.5-6
  • Заяц-хвастун (Русская народная сказка).
  • Комбинированный
  • Каша из топора (Русская народная сказка.
  • Комбинированный
  • с.9-11
  • Скорый гонец (Русская народная сказка).
  • Комбинированный
  • с.13-14
  • Скорый гонец (Русская народная сказка).
  • Комбинированный
  • Подготовить инсценировку
  •                   Из быта русского народа (7ч)
  • Почему в России звонят колокола?

По В. Кузьмину и Э. Кубышкиной.

Комбинированный

с.21-22

Пряники. По В. Сухомлинскому.

Комбинированный

с.22-23

Гжель. По В. Кузьмину и Э. Кубышкиной.

  1. Комбинированный
  2. с.23-24
  3. Русская прялка.

 По В. Сухомлинскому.

  • Комбинированный
  • с.25
  • Дымковская игрушка.

 По В. Кузьмину и Э. Кубышкиной

  1. Комбинированный
  2. с.26-27
  3. Вологодские кружева.

По В. Кузьмину и Э. Кубышкиной

  • Комбинированный
  • с.27-28
  • Обобщение по разделу.
  • Диалогическая речь
  • с.29
  •                  Чудесная сказочная страна (8ч)
  • Жадный легко обманывается.
  • Комбинированный
  • с.30-31
  • Золотой наряд (Осетинская сказка

в пересказе М. Михайлова). 

  1. Комбинированный
  2. с.32-34
  3. Золотой наряд (Осетинская сказка

в пересказе М. Михайлова). 

  • Комбинированный
  • с.35-36
  • Два хана (Балкарская сказка

в пересказе М. Ватагиной).

  1. Комбинированный
  2. с.37-39
  3. Два хана (Балкарская сказка

в пересказе М. Ватагиной).

Комбинированный

с.40-43

Мойдодыр (Отрывки) К. Чуковский.

  • Комбинированный
  • с.44-45
  • Сказка о мёртвой царевне

и о семи богатырях. А. Пушкин.

  1. Комбинированный
  2. с.46-48
  3. Обобщение по разделу
  4. Обобщающий урок
  5. с.49
  6.                   Картины родной природы (16ч)
  7.                      Осень к нам пришла

Листопад. Е. Трутнева

Комбинированный

с.51-52

Осенние странники. Ю. Качаев

Комбинированный

с.52-53

Бабье лето. Д. Кедрин

Комбинированный

с.54-55

Осень в лесу. И. Соколов-Микитов.

Комбинированный

с.56

Листопад (Отрывок). И. Бунин.

Комбинированны…

Источник: https://www.InfoUroki.net/literaturnoe-chtenie-v-shkolah-s-rodnym-nerusskim-i-russkim-nerodnym-yazykom-obucheniya-obuchenie-literaturnomu-chteniyu-v-3-klassah-shkol-s-rodnym-ne.html

Детские сказки читать онлайн — Детские сказки Дочь хана и визирь Казахские сказки детские сказки народов мира онлайн, детская библиотека

У дочери одного хана были гусь с гусыней и четыре гусенка. Как-то раз случился пожар, и золотой дворец, где жила дочь хана, сгорел. Во время пожара гусь улетел, а гусыня, защищая детей, сгорела. Узнала об этом дочь хана и сказала отцу, что она никогда не выйдет замуж.

В соседнем ауле жил другой хан. У него был визирь, которому он доверял все свои тайны и давал самые ответственные поручения. Однажды этот хан видел сон,

будто он влюбился в ханскую дочь и держал ее в своих объятьях. Но сон был неожиданно прерван: вошел визирь и разбудил его. Хан схватил саблю и хотел отрубить визирю голову. Но визирь быстро убежал. Когда хан несколько опомнился, визирь вошел к нему с приветствием. Хан принял его, но не так ласково, как прежде. Тогда визирь сказал хану:

— Вы же сами разрешили мне входить к вам в любое время. Я к вам пришел по важному делу, а вы сердитесь на меня, не имея на то никаких оснований.

Хан сказал ему на это:

— Я не скажу тебе причины моего гнева, потому что ты не сможешь исполнить того, что могло бы потушить гнев.

— Скажи, тахсыр,— сказал визирь.— Если я не исполню твоего желания, отрубишь мне голову.

Хан рассказал ему сон.

— А вы помните лицо девушки — спросил .визирь.

— Помню,— сказал хан.

— Я обещаю найти ее, только соберите мне всех искусников и ремесленников,— сказал визирь.

Когда искусники и ремесленники собрались, визирь описал им наружность девицы. Художники написали ее портрет. Затем визирь приказал обнести аул стеной, устроить двое ворот — с одной стороны аула и с другой,— поставить столбы и к столбам прикрепить портрет дочери хана. Сторожам был дан наказ: кто подойдет к столбам и засмеется, глядя на изображение, того схватить и вести к хану.

  • Однажды к портрету подошел прохожий. Посмотрел он на портрет и удивился:
  • — О! Откуда это
  • Схватили его сторожа и привели к визирю. Тот ласково встретил путника, угостил и спросил:
  • — «Откуда » Почему ты произнес эти слова, когда увидел изображение девицы
  • Тот сказал:

— Это изображение похоже на дочь нашего хана. Поэтому я очень удивился: почему оно здесь !

Визирь спросил, есть ли муж у девушки. Человек ответил, что она дала слово никогда не выходить замуж.

— Почему — спросил визирь.

— У нее было два гуся,— рассказал прохожий.— Во время пожара золотого дворца гусь улетел, а гусыня, спасая своих детей, сгорела. Ханская дочь подумала, что мужчина не бывает другом женщины.

Выслушав рассказ, визирь отправился к хану и передал ему то, что услыхал от прохожего. Потом он вернулся к прохожему и пообещал ему большой подарок, если тот отведет его в свой аул и покажет, где живет девица. С собой визирь повел искусников и ремесленников. Когда они пришли, человек сказал:

— Нужно подождать ханскую дочь. Скоро она выйдет с сорока подругами на прогулку, тогда вы можете ее встретить.

Визирь сказал:

— Иди сейчас к ханской дочери и скажи ей, что ты был в таком-то ауле, набрал там много ремесленников и искусников и возвратился. И если кому надо что-то сделать, то они все исполнят искусно.

Человек сделал так, как велел ему визирь. Он сказал

ханской дочери, что был в одном ауле и привел оттуда много ремесленников и искусников, которые могут все делать.

Девица велела поместить их в своем дворце — она даст им задание. Ремесленники расположились во дворце ханской дочери. С ними пришел и визирь. Он спросил девушку, что надо делать, и попросил все записать на бумажке. Когда ремесленники закончат работу, то позовут ее. Девушка записала все и ушла.

Люди визиря провели канал, нарисовали дворец, сделали изображение двух сайгаков и изображение хана. Еще написали четырех сайгачат. Эти сайгачата утонули в реке, за ними бросился отец-сайгак и тоже утонул. А мать осталась. Когда все было готово, пригласили девицу — ханскую дочь. Она пришла, увидела портрет хана, спросила:

  1. — Что это за изображение Визирь ответил:
  2. — Это изображение нашего хана!
  3. — А зачем вы изобразили его — спросила она. — Мы должны каждый день смотреть на вашего хана Потом она увидела сайгаков и тоже спросила:
  4. — Зачем они здесь Визирь ей на это сказал:

— У нашего хана было два сайгака. Их дети стали тонуть в канале, и самец, спасая своих детей, тоже утонул. Самка убежала.

  • Тогда девица заметила:
  • — Ваш хан подходящий для меня! Визирь спросил:
  • — Почему вы так говорите
  • И она рассказала ему то, что произошло с гусями в ее дворце во время пожара.
  • — Значит,— сказала она,— я напрасно думала, что только женщина думает о детях.
  • — Наш хан,— сказал визирь,— тоже думал, что одни мужчины думают о детях, и решил не жениться.
  • Тогда девица пошла к своему отцу и сказала, что хочет выйти замуж за этого хана, и показала его портрет и изображение зверей.

Отец согласился. Устроили свадьбу. Было сорокадневное празднество по этому поводу. Визирь дал тому прохожему дорогие подарки.

Источник: http://BabyLib.ru/abc/d/doch-khana-i-vizir-kazaxskie-skazki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector