Ахматова «мужество» стихотворение читать текст

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе

 Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

Page 2

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе

 Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

Page 3

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе

 Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

Page 4

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе

 Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

Page 5

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе

 Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

Page 6

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе

 Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

Page 7

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе

 Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

Page 8

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе

 Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

Page 9

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе



Page 10

О войне,  
Деревне,  
Детях,  
Друзьях,  
Женщине,  
Животных,  
Космосе,  
Любви,  
Маме,  
Мечте,  
Мужчине,  
Музыке,  
Нежности,  
Подвиге,  
Природе,  
Профессиях,  
Работе,  
Родине,  
России,  
Сердце,  
Славе,  
Спорте,  
Хлебе,  
Школе



Источник: http://poetichno.ru/index.php?fid=9&sid=957

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова

А. Ахматова более известна как автор любовной лирике, но есть в ее творческом наследии и произведения с гражданскими мотивами. К последним относится «Мужество», которое изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мужество» по плану.

Ахматова «Мужество» стихотворение читать текст

История создания – произведение было написано в 1942 г., когда поэтесса пребывала в эвакуации в Ташкенте. Вошло в цикл «Ветра войны».

Тема стихотворения – мужество людей в сражении за свою свободу и культуру.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: строки посвященные мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха.

  • Жанр – гражданская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем».
  • Эпитеты – «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое».

Военное время пополнило русскую литературу лирикой, способной объединять людей, поднимать боевой дух. В творчестве А. Ахматовой тоже появились такие произведения. В 1942 году, пребывая в эвакуации в Ташкенте, поэтесса написала строки «Мужества». Стихотворение вошло в цикл «Ветер войны», над которым Анна Андреевна начала работать еще в 1941 г.

Известно, что поэтесса не поддерживала коммунистический режим. Ведь он, словно жернова, безжалостно «перемолол» ее судьбу: мужа поэтессы расстреляли, сына сослали в Сибирь за антисоветские взгляды, а ее стихотворения не пропускала к печати цензура.

Тем не менее, А. Ахматова видела, что новая власть смогла объединить русский народ. Она верила, что ее соотечественники смогут освободить Родину, но знала: им нужна моральная поддержка.

Поэтесса понимала, что может помочь защитникам родной земли твердым словом.

В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру. Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. Ахматова подает монолог от первого лица множественного числа. Таким образом, она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему себя.

В первых стихах поэтесса от имени народа утверждает, что знает, какова цена событий, происходящих в их время. Для ее поколения «час мужества пробил». Анна Андреевна уверена, что мужество – главный союзник ее народа.

Вторая строфа напоминает клятву, которую люди дают родному слову. Лирическое «мы» заявляет, что готово умереть, «остаться без крова», лишь бы сохранить родную речь. Строки написаны в форме обращения к русскому слову. Такой прием подчеркивает любовь к Родине.

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.

Анализ произведения будет неполным без разбора композиции. Стихотворение условно делится на несколько смысловых частей: катрен, посвященный мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха (двухстишье). Дистих выделяется по смыслу: в нем поэтесса показывает, за что сражается ее народ.

Жанр произведения – гражданская лирика: в нем ощущается тревога автора за судьбу народа и печаль, вызванная кровавыми событиями. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. А. Ахматова использовала перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи поэтесса использовала средства выразительности. Они также помогают передать настроение всего народа, попавшего в плен исторических событий. Абстрактные образы А.

Ахматова создала при помощи метафор: «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем». Дополняется монолог эпитетами: «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое».

В наборе языковых средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Удивляет интонация «Мужества». Содержание стихов требует восклицаний, но А. Ахматова не использует их. Этот прием наполняет строки особым смыслом.

Кажется, поэтесса знает будущее, поэтому просто констатирует факт, что ее родной край будет освобожден. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация.

Например, мужество и решительность передаются посредством шипящих «ж», «ш», «ч» («час мужества пробил на наших часах») и согласного «р» («и мы сохраним тебя, русская речь»).

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 22.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/muzhestvo.html

Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

  • Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь,
  • Великое русское слово.
  • Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем
  • Навеки.

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматовой

Судьба поэтессы А. Ахматовой была очень непростой. Она стала участницей и непосредственной свидетельницей многих переломных событий в русской истории. Ахматова не приняла революцию, но любовь к своей стране не позволила ей стать эмигранткой.

Советская власть не признавала творчества поэтессы, ее произведения подвергались яростной критике. По обвинениям в государственной измене и «антисоветчине» был расстрелян муж Ахматовой, сослан в сибирские лагеря ее любимый сын.

Это окончательно отвратило поэтессу от тоталитарного режима.

Начало Великой отечественной войны существенно повлияло на взгляды многих людей. Политические убеждения отошли на второй план в условиях смертельной угрозы самому существованию России. Ахматова не осталась в стороне от происходящих событий. В эвакуации она начинает работать над созданием патриотического цикла «Ветры войны», в который входит стихотворение «Мужество» (1941 г.).

Произведение посвящено человеческому качеству, которое было присуще самой Ахматовой. Только мужество позволило ей выжить в невыносимых условиях. Потеря самых близких людей сопровождалась острым одиночеством и крайней бедностью. Поэтесса буквально выживала, но продолжала заниматься творчеством. Поэтому именно в мужестве она видит залог спасения русского народа.

Стихотворение может считаться непосредственным обращением к творческим людям. Ахматова подчеркивает, что физические лишения и страдания – ничто по сравнению с утратой культурного наследия. Нацисты понимали важность национальных корней, поэтому стремились к уничтожению и осквернению культурных ценностей покоренных народов.

Ахматова заявляет, что утрата родного дома и собственной жизни не так важны ради сохранения высшего достояния – «русской речи» и «Великого русского слова».

Поэтому на плечи поэтов и писателей возлагается огромная обязанность по бережному сохранению русского языка в чистоте и неприкосновенности и передаче его следующим поколениям.

Богатая русская культура должна помочь народу выстоять в этой смертельной борьбе. Это было уже не раз доказано в прошлом и, безусловно, повторится в будущем.

Ахматова считает, что величие страны определяется не уровнем ее экономического или политического развития, а наличием особой духовной силы.

Эта сила, подкрепленная мужеством людей, — мощный фундамент народа, который невозможно сокрушить.

Читать стих поэта Анна Ахматова — Мужество на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-muzhestvo/

«Мужество» А. Ахматова

  • «Мужество» Анна Ахматова
  • Мы знаем, что ныне лежит на весах
    И что совершается ныне.
    Час мужества пробил на наших часах,
  • И мужество нас не покинет.
  • Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
  • Великое русское слово.
  • Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
  • Навеки.

Поэтесса Анна Ахматова прожила удивительно яркую, полную трагизма, взлетов и падений, жизнь.

Ей довелось застать стразу несколько эпох, так как одна из самых одиозных и непредсказуемых представительниц русской поэзии родилась за 17 лет до революции, стала свидетельницей сталинских репрессий, ленинградской блокады и восстановления страны после Великой Отечественной войны.

В 1941 году, будучи в эвакуации, Анна Ахматова начала работу над поэтическим циклом под названием «Ветер войны», в который вошло стихотворение «Мужество». Следует сразу оговориться, что поэтесса никогда не была сторонницей советской власти, довольно открыто выражая свои монархические взгляды. Однако стихи из «Ветра войны» лишены даже малейшего намека на подобное.

Дело в том, что в этот период поэтесса переосмыслила очень многие важные для нее вопросы и пришла к выводу, что именно благодаря советской власти произошло единение русского народа, который смог дать достойный отпор немецко-фашистским захватчикам. Нет, Анна Ахматова не стала идейной коммунисткой.

Уж слишком свежи еще были в воспоминаниях арест и расстрел мужа, поэта Николая Гумилева, а также сибирская ссылка сына, обвиненного в антисоветчине. Поэтому стихотворение «Мужество», преисполненное патриотизма, к советской власти не имеет никакого отношения.

И рассматривать его следует не с политической, а с гражданской позиции.

В полной мере испытав на себе жернова сталинских репрессий, в период войны Анна Ахматова вновь ощутила себя нужной и полезной своему народу.

Читайте также:  Игры на развитие внимания для детей младшего дошкольного возраста

Выражалось это в том, что ее стихи, преисполненные веры в победу, в какой-то момент оказались востребованными.

В прошлом остались жесткая цензура и всевозможные препоны, благодаря которым поэтесса была лишена возможности донести до читателей свои произведения. И именно война в корне изменила эту унизительную для Ахматовой ситуацию.

Однако поэтесса осталась верна себе, четко разграничив такие понятия, как «народ» и «власть». Поэтому в стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени.

«Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», — утверждает поэтесса, и эта строчка является ключевой в данном произведении, сдержанном, емком и поражающем своей суровой красотой. Быть вместе со своим народом для Ахматовой означает разделить с ним общую судьбу.

Поэтому в стихотворении «Мужество» она отождествляет себя с ним и выступает от его лица. Поэтесса отмечает, что ей, как и тысячам других людей, «не страшно под пулями мертвыми лечь» ради того, чтобы сохранить «великое русское слово».

Именно в этом она видит свою главную задачу поэта и гражданина, носителя русского языка, который обязан передать его будущим поколениям «свободным и чистым». Таким образом, Анна Ахматова в стихотворении «Мужество» очень четко обозначила свою цель и роль в историческом процессе.

Уже тогда поэтесса понимала, что восстановить разрушенные бомбежкой фабрики и заводы будет гораздо проще, чем вернуть людям духовное богатство, растраченное и фактически растоптанное во время войны. Поэтому поэзия является одним из немногих средств, которое сможет заставить людей вновь научиться чувствовать прекрасное.

Однако справедливости ради стоит отметить, что в своем творчестве Ахматова после войны так и не вернулась к лирике, благодаря которой прославилась в 20-х года прошлого века. Ее стихи стали более резкими, с ярко выраженной социальной окраской и обличительным подтекстом, адресованным власть имущим.

Источник: https://pishi-stihi.ru/muzhestvo-ahmatova.html

Читать

Стихи военных летАлександр Твардовский

  • Война, война. Любой из нас,
  • Еще живых людей,
  • Покуда жив, запомнил час,
  • Когда узнал о ней.
  1. И как бы ни была она
  2. В тот первый час мала,
  3. Пускай не ты — твоя жена
  4. Все сразу поняла.
  • Ей по наследству мать ее
  • Успела передать
  • Войны великое чутье,
  • А той — другая мать…

1942Анна АхматоваМужество

  1. Мы знаем, что ныне лежит на весах
  2. И что совершается ныне.
  3. Час мужества пробил на наших часах.
  4. И мужество нас не покинет.
  5. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
  6. Не горько остаться без крова,
  7. И мы сохраним тебя, русская речь,
  8. Великое русское слово.
  9. Свободным и чистым тебя пронесем,
  10. И внукам дадим, и от плена спасем
  11. Навеки!

Февраль, 1942Константин СимоновВ. С.

  • Жди меня, и я вернусь.
  • Только очень жди.
  • Жди, когда наводят грусть
  • Желтые дожди,
  • Жди, когда снега метут,
  • Жди, когда жара,
  • Жди, когда других не ждут,
  • Позабыв вчера.
  • Жди, когда из дальних мест
  • Писем не придет,
  • Жди, когда уж надоест
  • Всем, кто вместе ждет.
  1. Жди меня, и я вернусь,
  2. Не желай добра
  3. Всем, кто знает наизусть,
  4. Что забыть пора.
  5. Пусть поверят сын и мать
  6. В то, что нет меня,
  7. Пусть друзья устанут ждать,
  8. Сядут у огня,
  9. Выпьют горькое вино
  10. На помин души…
  11. Жди. И с ними заодно
  12. Выпить не спеши.
  • Жди меня, и я вернусь
  • Всем смертям назло.
  • Кто не ждал меня, тот пусть
  • Скажет: «Повезло».
  • Не понять неждавшим им,
  • Как среди огня
  • Ожиданием своим
  • Ты спасла меня.
  • Как я выжил, будем знать
  • Только мы с тобой, —
  • Просто ты умела ждать,
  • Как никто другой.

1941Сергей НаровчатовВ те годы

  1. Я проходил, скрипя зубами, мимо
  2. Сожженных сел, казненных городов,
  3. По горестной, по русской, по родимой,
  4. Завещанной от дедов и отцов.
  • Запоминал над деревнями пламя,
  • И ветер, разносивший жаркий прах,
  • И девушек, библейскими гвоздями
  • Распятых на райкомовских дверях.
  1. И воронье кружилось без боязни,
  2. И коршун рвал добычу на глазах,
  3. И метил все бесчинства и все казни
  4. Паучий извивающийся знак.
  • В своей печали древним песням равный,
  • Я села, словно летопись, листал
  • И в каждой бабе видел Ярославну,
  • Во всех ручьях Непрядву узнавал.
  1. Крови своей, своим святыням верный,
  2. Слова старинные я повторял, скорбя:
  3. — Россия-мати! Свете мой безмерный,
  4. Которой местью мстить мне за тебя?

1941Алексей Фатьянов* * *

  • Как становится тихо
  • У переднего края,
  • Вдоль окопов гвоздика
  • Лепестки  расправляет.
  1. И куда ни посмотришь —
  2. Все цветы полевые,
  3. Все березы да зори,

Все Россия! Россия!

  • Что ты брови насупил,
  • Боль души пересилив?
  • Дальше мы не отступим:
  • Дальше  —  сердце России.

1942Николай Рыленков* * *

  1. Золотое облако зноя,
  2. Запах трав — медовый, хмельной.
  3. Небо русское, расписное,
  4. Распахнулось передо мной.
  • И прошу я, как в дни былые,
  • В нескудеющем свете дня:
  • — Солнце жизни моей, Россия,
  • Укрепи на подвиг меня!

1943Алексей Сурков* * *

  1. Вот бомбами разметанная гать,
  2. Подбитых танков черная стена.
  3. От этой гати покатилась вспять
  4. Немецкая железная волна.
  • Здесь втоптаны в сугробы, в целину
  • Стальные каски, плоские штыки.
  • Отсюда, в первый раз за всю войну,
  • Вперед, на запад, хлынули полки.
  1. Мы в песнях для потомства сбережем
  2. Названья тех сгоревших деревень,
  3. Где за последним горьким рубежом
  4. Кончалась ночь и начинался день.

Под Москвой, 1941

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=137763&p=1

rrulibs.com

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем

                                  Навеки!

23 февраля 1942

Ташкент

«Стихотворения военного времени в цикле «Ветер войны», которые заслужили Ахматовой официальное одобрение и официальный перевод из камерных поэтесс в поэты общественного звучания, были написаны в той же манере, что и «Реквием», точнее – в истощении этой манеры.

Так, ставшее хрестоматийным стихотворение «Мужество», на которое неукоснительно и привычно ссылались всякий раз, когда приходила нужда похвалить поэтессу, противопоставить многочисленным ее винам ее патриотизм, хотя и написано во время войны и, как сказали бы раньше, «по случаю войны», выбивается из рамок темы.

Ахматова опубликовала его через четверть века после крутой перемены в своей и общей судьбе и, как оказалось, за четверть века до собственной смерти.

Нисколько не отменяя сиюминутного, «военного» содержания этой клятвы, стихи прочитываются и в более широком, и более узком контексте. При всей катастрофичности тогдашнего положения, при угрозе возможного порабощения врагом, разговор о запрещении, об уничтожении русского языка не шел, русская речь была вне конкретной опасности.

Стихотворение говорит о мужестве, которое требовалось от поэта, чтобы противостоять уничтожению великой русской культуры новым – и до, и после войны – временем. Чтобы сохранить свободным и чистым русское слово Гумилева, легшего под пулями, повесившейся Цветаевой, сгинувшего за колючей проволокой Мандельштама и десятков других, продолжающих поминальный список.

Это ответ на отчаянный выкрик друга: “Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…”».

Анатолий Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой»

«Поэт и гражданин. Противопоставление было создано в русской поэзии одой Рылеева «Гражданское мужество», развито Некрасовым («Поэт и Гражданин») и снято окончательно в стихотворении Ахматовой «Мужество»: «Мы знаем, что ныне лежит на весах / И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово».

Здесь говорится о спасении русского языка, и местоимение «мы» включает в себя и бойца и поэта; мужество – их общее мужество.

Эти строки Ахматовой содержали ответ на призыв Мандельштама в стихах 1931 года, по ее просьбе посвященных ей: «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…» Снятие этого рокового для русской словесности контраста сам Мандельштам выводил из нравственной силы акмеизма как поэзии «совершенной мужественности» (в отличие от «вечной женственности» символизма): “Общественный пафос русской поэзии до сих пор поднимался только до «гражданина», но есть более высокое начало, чем «гражданин»,– понятие «мужа». В отличие от старой гражданской поэзии, новая русская поэзия должна воспитывать не только граждан, но и «мужа». Идеал совершенной мужественности подготовлен стилем и практическими требованиями нашей эпохи”».

Омри Ронен. «Акмеизм»

Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбежку слышится

Детский голосок.

Постучись кулачком – я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда… Твоего я не слышала стона, Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клена Или просто травинок зеленых, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

23 апреля 1942

Ташкент

Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбежку слышится

Детский голосок.

Постучись кулачком – я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда… Твоего я не слышала стона, Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клена Или просто травинок зеленых, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

23 апреля 1942

Ташкент

Стихотворения посвящены памяти Вали Смирнова, погибшего во время бомбардировки Ленинграда. Лидия Чуковская пишет о мальчиках Смирновых, Вале и маленьком Вове, «которого почему-то называли Шакаликом», – соседях Ахматовой по квартире в Фонтанном Доме:

«А. А. их очень любила.

Когда во время войны, в эвакуации, в Ташкенте, до Анны Андреевны дошли слухи, будто один из них – Вова – умер, она посвятила его памяти стихотворение «Постучись кулачком – я открою…» (На самом деле умер от голода не Вова, а Валя)» (Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой).

Ноченька! В звездном покрывале, В траурных маках, с бессонной совой… Доченька! Как мы тебя укрывали Свежей садовой землей. Пусты теперь Дионисовы чаши, Заплаканы взоры Любви… Это проходят над городом нашим

Страшные сестры твои.

30 мая 1942

Ташкент

А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена. Да что там имена! – захлопываю святцы; И на колени все! – багровый хлынул свет, Рядами стройными проходят ленинградцы,

Живые с мертвыми. Для Бога мертвых нет.

Август 1942

Дюрмень

Важно с девочками простились, На ходу целовали мать, Во все новое нарядились, Как в солдатики шли играть. Ни плохих, ни хороших, ни средних… Все они по своим местам, Где ни первых нет, ни последних…

Все они опочили там.

1943

Ташкент

Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «Берт». Вот о вас и напишут книжки: «Жизнь свою за други своя», Незатейливые парнишки — Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —

Внуки, братики, сыновья!

29 февраля 1944

Ташкент

Справа раскинулись пустыри,

С древней, как мир, полоской зари.

Слева, как виселицы, фонари.

Раз, два, три…

А надо всем еще галочий крик И помертвелого месяца лик

Совсем ни к чему возник.

Это – из жизни не той и не той,

Это – когда будет век золотой,

Это – когда окончится бой,

Это – когда я встречусь с тобой.

29 апреля 1944

Ташкент

Ленинградскую беду Руками не разведу, Слезами не смою, В землю не зарою.     Я не словом, не упреком,     Я не взглядом, не намеком,     Я не песенкой наемной,     Я не похвальбой нескромной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А земным поклоном В поле зеленом

    Помяну…

1944

Ленинград

Славно начато славное дело В грозном грохоте, в снежной пыли, Где томится пречистое тело Оскверненной врагами земли. К нам оттуда родные березы Тянут ветки, и ждут, и зовут, И могучие деды-морозы

С нами сомкнутым строем идут.

Январь 1942

Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча, — Заплакал и шапку снял моряк, Что плавал в набитых смертью морях

Вдоль смерти и смерти навстречу.

Победа у наших стоит дверей… Как гостью желанную встретим? Пусть женщины выше поднимут детей, Спасенных от тысячи тысяч смертей, —

Так мы долгожданной ответим.

1942—1945

Славно начато славное дело В грозном грохоте, в снежной пыли, Где томится пречистое тело Оскверненной врагами земли. К нам оттуда родные березы Тянут ветки, и ждут, и зовут, И могучие деды-морозы

С нами сомкнутым строем идут.

Январь 1942

Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча, — Заплакал и шапку снял моряк, Что плавал в набитых смертью морях

Вдоль смерти и смерти навстречу.

Победа у наших стоит дверей… Как гостью желанную встретим? Пусть женщины выше поднимут детей, Спасенных от тысячи тысяч смертей, —

Так мы долгожданной ответим.

1942—1945

И в День Победы, нежный и туманный, Когда заря, как зарево, красна, Вдовою у могилы безымянной Хлопочет запоздалая весна. Она с колен подняться не спешит, Дохнет на почку и траву погладит, И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.

8 ноября 1945

И в пестрой суете людской Все изменилось вдруг. Но это был не городской, Да и не сельский звук. На грома дальнего раскат Он, правда, был похож, как брат, Но в громе влажность есть Высоких свежих облаков И вожделение лугов — Веселых ливней весть. А этот был, как пекло, сух, И не хотел смятенный слух Поверить – по тому, Как расширялся он и рос, Как равнодушно гибель нес

Ребенку моему.

Сентябрь 1941

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!» —

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть.

И стоит везде на часах

И уйти не пускает страх.

28 сентября 1941

Самолет

Источник: http://rulibs.com/ru_zar/poetry/ahmatova/7/j78.html

Стихи Ахматовой о войне

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

  • Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
  • Великое русское слово.
  • Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
  • Навеки!
  • 23 февраля 1942, Ташкент

* * *
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит.
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают, дело не ждет.

И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке,
Но матери сын не узнает,
И внук отвернется в тоске.
И клонятся головы ниже.

Как маятник, ходит луна.
Так вот — над погибшим Парижем

Такая теперь тишина.

1940. Осень. Фонтанный Дом

Путем всея земли

Прямо под ноги пулям,
Расталкивая года,
По январям и июлям
Я проберусь туда…
Никто не увидит ранку,
Крик не услышит мой. —
Меня — китежанку,
Позвали домой.
И гнались за мною
Сто тысяч берез,
Стеклянной стеною
Струился мороз.
У давних пожарищ
Обугленный склад.

«Вот пропуск, товарищ,
Пустите назад…»
И воин спокойно
Отводит штык —
Как пышно и знойно
Тот остров возник:
И красная глина,
И яблочный сад…
О, salve, Regina!
Пылает закат.
Тропиночка круто
Взбиралась, дрожа.
Мне надо кому-то
Здесь руку пожать…
Но хриплой шарманки
Не слушаю стон.

Не тот китежанке

Послышался звон.

Окопы, окопы, —
Заблудишься тут.
От старой Европы
Остался лоскут,
Где в облаке дыма
Горят города…
И вот уже Крыма
Темнеет гряда.
Я плакальщиц стаю
Веду за собой.

О, тихого края
Плащ голубой…
Над мертвой медузой
Смущенно стою;
Здесь встретилась с Музой
Ей клятву даю,
Но громко смеется,
Не верит: «Тебе ль?..»
По капелькам льется
Душистый апрель.

И вот уже славы
Высокий порог,
Но голос лукавый
Предостерег:
«Сюда ты вернешься,
Вернешься не раз,
Но снова споткнешься
О крепкий алмаз.
Ты лучше бы мимо,
Ты лучше б назад,
Хулима, хвалима,
В отеческий сад».
Черемуха мимо
Прокралась, как сон.
И кто-то: Цусима!
Сказал в телефон.

Скорее, скорее…
Кончается срок:
«Варяг» и «Кореец»
Пошли на восток…
Там ласточкой реет
Старая боль,
А дальше темнеет
Форт Шаброль, —
Как прошлого века
Разрушенный склеп,
Где старый калека
Оглох и ослеп.
Суровы и хмуры,
Его сторожат
С винтовками буры.

Назад, назад!
Великую зиму
Я долго ждала,
Как белую схиму
Ее приняла.
И в легкие сани
Спокойно сажусь…
Я к вам, китежане,
До ночи вернусь…
За древней стоянкой
Один переход.
Теперь с китежанкой
Никто не пойдет:
Ни брат, ни соседка,
Ни первый жених, —
Лишь хвойная ветка
Да солнечный стих,
Оброненный нищим
И поднятый мной…
В последнем жилище

Меня упокой.

Март 1940.Ленинград

Поэма «Русский трианон»

  1. I
  2. В тени елизаветинских боскетов
    Гуляют пушкинских красавиц внучки
    Все в скромных канотье, в тугих корсетах,
    И держат зонтик сморщенные ручки.
    Мопс на цепочке, в сумочке драже
  3. И компаньонка с Жип или Бурже.

  4. II
  5. Иланг-илангом[1] весь пропах вокзал
    Не тот последний, что сгорит когда-то,
    А самый первый, главный — Белый Зал
    В нем танцевальный — убран был богато,
  6. Но в зале том никто не танцевал.
  7. III

С вокзала к парку легкие кареты,
Как с похорон торжественных, спешат.

В них дамы — в сарафанчики одеты,
А с aнглийским акцентом говорят.
Одна из них (как разглашать секреты,
Мне этого, наверно, не простят)
Попала в вавилонские блудницы,
А тезка мне и лучший друг царицы.

……………………………………..

  • Воспоминания о войне
    1914-1917 гг.
  • IV
  • Как я люблю пологий склон зимы,
    ее огни, и мраки, и истому,
    Сухого снега круглые холмы
    И чувство, что вовек не будешь дома.
    Черна вдали рождественская ель,
  • Кричит ворона, кончилась метель.
  • V
  • И рушилась твердыня Эрзерума,
    Кровь заливала горло Дарданелл,
    Но в этом парке не слыхали шума,
    Лишь ржавый флюгер вдалеке скрипел.
    Но в этом парке тихо и угрюмо
  • Сверкает месяц, снег алмазно бел.
  • VI
  • Прикинувшись солдаткой, выло горе,
    Как конь, вставал дредноут на дыбы,
    И ледяные пенные столбы
    Взбешенное выбрасывало море –
    До звезд нетленных — из груди своей,
  • И не считали умерших людей.
  • VII
  • На Белой Башне дремлет пулемет,
    Вокруг дворца гусарские разъезды,
    Внимательные северные звезды
    (Совсем не те, что будут через год),
    Прищурившись, глядят в окно Лицея,
  • Где тень его над томом Апулея.
  • VIII

О знал ли он, любимец двух столетий,
Как грозно третьим будет принят он.
Мне суждено запомнить этот сон,
Как помнят мать, осиротевши, дети…
………………………………..

(1941)

IX

Все занялись военной суетою,
И от пожаров сделалось светло.
И только юг был залит темнотою.
На мой вопрос, с священной простотою
Сказал сосед: «Там Царское Село.
Оно вчера, как свечка, догорело».

И спрашивать я больше не посмела.

1923-1941
_______________________________

[1] Духи назывались Ilang-Ilang (начало века). — Прим. Анны Ахматовой

* * *

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

  1. Не шумите вокруг — он дышит,
    Он живой еще, он все слышит:
  2. Как на влажном балтийском дне
    Сыновья его стонут во сне,
  3. Как из недр его вопли: «Хлеба!»
    До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

28 сентября 1941, самолет

Клятва

И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Июль 1941, Ленинград

27 января 1944 года

И в ночи январской, беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.

1944

Победителям

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!

29 февраля 1944, Ташкент

In memoriam

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно — вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым
рядами —
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Август 1942, Дюрмень

Памяти Вали

1
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится

Детский голосок.

2
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

23 апреля 1942, Ташкент

* * *
Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних…
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних…
Все они опочили там.

1943, Ташкент

* * *
Первый дальнобойный в Ленинграде
И в пестрой суете людской
Все изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов —
Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить — по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нес
Ребенку моему.

1941

Победа

  • 1
  • Славно начато славное дело
    В грозном грохоте, в снежной пыли,
    Где томится пречистое тело
    Оскверненной врагами земли.
    К нам оттуда родные березы
    Тянут ветки и ждут и зовут,
    И могучие деды-морозы
  • С нами сомкнутым строем идут.
  • 2
  • Вспыхнул над молом первый маяк,
    Других маяков предтеча,—
    Заплакал и шапку снял моряк,
    Что плавал в набитых смертью морях
  • Вдоль смерти и смерти навстречу.
  • 3

Победа у наших стоит дверей…
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей,—
Так мы долгожданной ответим.

1942-1945

Причитание

Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
Я не словом, не упреком,
Я не взглядом, не намеком,
Я не песенкой наемной,
Я не похвальбой нескромной
. . . . . . . . . . . . . .
А земным поклоном
В поле зеленом
Помяну…

1944, Ленинград

Освобожденная

Чистый ветер ели колышет,
Чистый снег заметает поля.
Больше вражьего шага не слышит,
Отдыхает моя земля.

1945

С самолета

1

На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое —

  1. Душа моя и тело.
  2. 2
  3. Белым камнем тот день отмечу,
    Когда я о победе пела,
    Когда я победе навстречу,
  4. Обгоняя солнце, летела.
  5. 3

И весеннего аэродрома
Шелестит под ногой трава.
Дома, дома — ужели дома!
Как все ново и как знакомо,
И такая в сердце истома,
Сладко кружится голова…
В свежем грохоте майского грома —
Победительница Москва!

Май 1944

Памяти друга

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

  • 1945
  • * * *
    Прошло пять лет,— и залечила раны,
    Жестокой нанесенные войной,
    Страна моя,
    и русские поляны
  • Опять полны студеной тишиной.
  • И маяки сквозь мрак приморской ночи,
    Путь указуя моряку, горят.
    На их огонь, как в дружеские очи,
  • Далеко с моря моряки глядят.
  • Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
    Где выл пожар — благоухает сад,
    И по изрытому когда-то тракту
  • Автомобили легкие летят.
  • Где елей искалеченные руки
    Взывали к мщенью — зеленеет ель,
    И там, где сердце ныло от разлуки,—
  • Там мать поет, качая колыбель.
  • Ты стала вновь могучей и свободной,
    Страна моя!
    Но живы навсегда
    В сокровищнице памяти народной
  • Войной испепеленные года.
  • Для мирной жизни юных поколений,
    От Каспия и до полярных льдов,
    Как памятники выжженных селений,
    Встают громады новых городов.
  • Май 1950

Приморский Парк Победы

  1. Еще недавно плоская коса,
    Черневшая уныло в невской дельте,
    Как при Петре, была покрыта мхом
  2. И ледяною пеною омыта.
  3. Скучали там две-три плакучих ивы,
    И дряхлая рыбацкая ладья
    В песке прибрежном грустно догнивала.
    И буйный ветер гостем был единым
  4. Безлюдного и мертвого болота.

  5. Но ранним утром вышли ленинградцы
    Бесчисленными толпами на взморье.
    И каждый посадил по деревцу
    На той косе, и топкой и пустынной,
  6. На память о великом Дне Победы.

  7. И вот сегодня — это светлый сад,
    Привольный, ясный, под огромным небом:
    Курчавятся и зацветают ветки,
    Жужжат шмели, и бабочки порхают,
    И соком наливаются дубки,
    А лиственницы нежные и липы
    В спокойных водах тихого канала,
    Как в зеркале, любуются собой…
    И там, где прежде парус одинокий
    Белел1 в серебряном тумане моря,—
    Десятки быстрокрылых, легких яхт
    На воле тешатся…
    Издалека
    Восторженные клики с стадиона
    Доносятся…
    Да, это парк Победы.
  8. 1950

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
Стихи о любви и про любовь

***

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Стихи о любви и про любовь

***

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Стихи о любви и про любовь

***

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,

  • Он живой еще, он все слышит:
  • Как на влажном балтийском дне
    Сыновья его стонут во сне,
  • Как из недр его вопли: «Хлеба!»
    До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

Купить сани для лошади,купить сани для лошади дешево,купить сани-розвальни,купить красивые сани для лошади,аренда саней для лошади,аренда саней дешево, аренда саней с лошадьми,

Источник: https://ahmatova.su/stihi-o-voine/

Конспект урока литературного чтения по теме "А. А. Ахматова "Мужество"

  • Конспект урока литературного чтения во 4 классе
  • Тема: Анна Андреева Ахматова «Мужество»
  • Педагогическая цель: познакомить детей с произведением Анны Ахматовой «Мужество»; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; развивать умение осмысливать лирическое произведение, определять средства художественной выразительности, используемые автором, выразительно читать стихотворение; вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, мужественность.
  • Планируемые результаты образования:
  • Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; передают свои переживания: определяют средства художественной выразительности.
  • Личностные :эстетически относятся к собственным переживаниям, эмоционально «проживают « текст, выражают свои эмоции, оценивают собственную учебную деятельность.
  • Метапредметные (УУД)
  • Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предложение на основе работы с текстом произведения.
  • Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тесте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, выслушивают мнение партнёра, умеют формулировать собственное мнение и позицию.
  • Оборудование:

1. Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац

2. Рабочая тетрадь №2 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»

3. презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и мы начинаем урок литературного чтения.

— Давайте повернёмся к своему соседу по парте, улыбнёмся, возьмёмся за руки и зарядим друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. У нас всё получится.

2. Постановка учебной задачи.

Тема нашего урока записана на доске «Анна Андреевна Ахматова стихотворение «Мужество»

Зная тему урока. Пользуясь опорными словами , поставьте цели урока.

Познакомиться…(со сведениями из биографии А.А.Ахматовой)

  1. Прочитать…(стихотворение «Мужество»)
  2. Проанализировать…(это произведение)
  3. Учиться….(выразительно читать новое произведение)

3. Актуализация знаний учащихся.

  • -Произведение называется «Мужество»
  • -А что означает слово «Мужество»? ( ответы детей)
  • -Обратимся к словарю русского языка Ожегова и узнаем значение слова. «Мужество- храбрость, присутствие духа в опасности, в беде; душевная стойкость и смелость»

На протяжении всей многовековой истории человечества все народы мира превыше всего ценили верность Отечеству, мужество и отвагу героев. Мужество особо почиталось в России. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить- в годы войны.

-Внимание на экран.

(Видео .Слушаем 1 куплет и припев «священная война».)

— О какой войне идёт речь? (народная, священная — это ВОВ). Как вы понимаете эти слова?

  1. (на защиту Родины встал весь народ, защита Родины священный долг каждого гражданина, Отечественная – защита Отечества)
  2. -Открываем учебник на стр. 94 и прочитаем текст «Прошла по земле война»
  3. -Какой город оказался в блокаде? (Ленинград)

-А что такое блокад? Давайте обратимся к орфографическому словарю.

(Блокада-окружение войск противника с целью уничтожения, изоляция враждебного государства. Города с целью прекращения отношений с внешним миром.)

-Предлагаю представить себе историю блокадного Ленинграда в числах. Попробуйте догадаться, что обозначает та или иная цифра.

  •         872 дня
  •         125 г.
  •         1 200 000 человек
  • Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944

У немцев был простой приказ относительно города: стереть с лица земли. Все защитники должны были быть уничтожены.

 Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.

4. Формирование новых знаний.

1)Знакомство со сведениями из биографии А.А.Ахматовой

-Посмотрите на портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, блокада застала её в родном Ленинграде.

— Прочитайте, пожалуйста, статью об Анне Ахматовой, обращая внимание на  военные годы её жизни. (стр. 94-95)

  1. -Что вы узнали о жизни Анны Ахматовой?
  2. (Ответы детей)
  3. -В те дни, когда ленинградцы переживали тяжёлые годы блокады, Анна Ахматова как и все жители Ленинграда вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывали баррикады и памятники на площадях, выступала на радио с обращениями к ленинградцам, хотя это было опасно, таких людей немцы брали на заметку.
  4. (презентация)
  5.  — Отрывок из текста её выступления прочитает Замотина Ксения.

«Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город, может быть растоптан.

Вся жизнь моя связана с Ленинградом… Я, как и все вы сейчас, живу одной неколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским… Мы, ленинградцы, переживаем тяжёлые дни, но мы знаем, что вместе с нами – вся наша земля, все её люди. Мы чувствуем их тревогу за нас, их любовь и помощь.

Мы благодарны им, и мы обещаем, что будем всё время стойки и мужественны…» 

(во время чтения этих строк на экране показываются кадры блокадного Ленинграда и звучит музыка).

2)Знакомство со стихотворением «Мужество»Чтение произведения учителем.

-А сейчас я прочту стихотворения А.Ахматовой «Мужество», написанное в 1942 году в окружённом фашистами Ленинграде.

  • 3)Проверка первичного понимания.
  • —  Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
  • — Почему стихотворение названо «Мужество»?
  • 4) Повторное чтение стихотворения учащимися
  • -Прочитайте самостоятельно стихотворение «Мужество», обратите внимание на выделенные слова, поразмышляйте над ними.
  • 5)Анализ произведения.
  • -Прочитайте, пожалуйста, первые две строчки стихотворения.
  • Мы знаем, чтоныне лежит на весах
  • И чтосовершается ныне.
  • -Какой символ упоминается в этих строчках?( Весы )

– Имеются в виду весы древнегреческой богини правосудия Фемиды. Весы – древний символ меры и справедливости.

  1. -А что же лежит на весах, о которых пишет Анна Ахматова, как вы думаете?
  2. (ответы детей)
  3. — Судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война.
  4. -Почему Анна это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?

-Как Анна Ахматова описывает мужество наших людей? Зачитайте.

  • Час мужества пробил на наших часах,
  • И мужество нас не покинет.
  • Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
  • Не горько остаться без крова…

— Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм? (зачитать).

  1. И мы сохраним тебя, русская речь,
  2. Великое русское слово.
  3. Свободным и чистым тебя пронесём,
  4. И внукам дадим, и от плена спасём
  5. — Что подразумевают слова «русская речь»? (ответы детей)

-Конечно, это образ нашей Родины – России. Нельзя сдаваться и утерять русскую речь, культуру. Ведь в русской речи раскрывается душа народа. Нельзя забывать, что мы – русские, а для этого надо оставаться свободными.

  • 6)Выделение рифмы в стихотворении.
  • -Скажите, а чем стихотворение отличается от прозы? (в стихотворении есть рифма)
  • -Прочитайте рифмующиеся слова.

— В последней строке стихотворения только одно слово. Оно не имеет рифмы и после него стоит восклицательный знак .

  1. — Как вы думаете, какой смысл вложила в это Ахматова? (Это слово подводит итог произнесенной клятвы )
  2. 7)Работа над средствами художественной выразительности.
  3. -Ребята, сейчас попробуем определить, какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении.
  4. -Давайте их вспомним (сравнение, олицетворение, эпитет)
  5. Сравнение, когда предмет с чем- то сравнивается.
  6. Олицетворение, когда неживые предметы изображаются как живые.
  7. Эпитет-это прилагательное, которое характеризует существительное.
  8. — Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове?
  9. (Великое, свободное, чистое)
  10. 8) Работа над партитурой текста
  11. Наступило время подготовки к выразительному чтению стихотворения «Мужество»

-А что значит, выразительно читать стихотворение? (соблюдать паузы. Выделять логическое ударение. Передавать чувства автора и свои.

  • Читать стихотворение в два раза медленнее, чем говорим.)
  • Работа над раставлением пауз и постановкой логического ударения
  • в тексте.
  • (Работа в парах )

— Проверка. Соотнесение с экраном.

9).Выразительное чтение стихотворения .

5. Творческая работа.

Составление синквейна. (работа в группе)

— Можно ли назвать ленинградцев патриотами своей Родины? Почему? (ответы)

— Да, эти люди – патриоты. В тяжелейших условиях город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. . Даже во время налётов немецкой авиации рабочие не покидали рабочих мест, рискуя своей жизнью. Да, безусловно, жители Ленинграда – патриоты!

  1. — Предлагаю подвести итог нашего урока и, работая в группах составить синквейн о защитниках Ленинграда.
  2. Первое слово дано  — ленинградцы
  3. — 2 прилагательных, характеризующих жителей Ленинграда.
  4. — 3 глагола, характеризующие действия ленинградцев:
  5. Смысловое предложение. 
  6. Синоним, как мы можем назвать жителей Ленинграда?
  7. (выступление групп)

6. Домашнее задание.

  • На выбор:
  • Подготовит выразительное чтение и поработать в рабочей тетради стр. 23
  • Или выучить стихотворение наизусть.
  • 7.Итог урока

С каким произведением познакомились на уроке? Что интересного узнали об авторе?

— Что произвело на вас наибольшее впечатление?

— Как вы думаете, а в обычной жизни человек может проявлять мужество?

8.Рефлексия учебной деятельности.

  1. Продолжите предложения.
  2. Я познакомился…
  3. Я научился…

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-po-teme-a-a-ahmatova-muzhestvo-1461341.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector