- ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУД
- От нас природа тайн своих не прячет.
- Но учит быть внимательнее к ней.
- И. Рыленков
- «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля»
К.Г. Паустовский
- Зал украшен шарами, цветами, бабочкам, рисунками на экологическую тему, плакат «Земля – наш общий дом»
- Ведущий:
- Здравствуйте, друзья, здравствуй, природа!
- Здравствуйте леса и реки, моря и озера, поля и горы!
- Здравствуйте, птицы – соловьи и совы, воробьи голуби!
- Здравствуйте, звери – тигры и львы, слоны и волки!
- Если бы человек каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, возможно, на Земле сохранились бы все виды сейчас исчезнувших животных и растений (по вине человека).
- Сегодняшний праздник посвящён защите природы.
- Природа – это истинное богатство человечества, её необходимо беречь!
- 1 ученик
- Есть на земле огромный дом
- Под крышей голубой
- Живут в нем солнце, дождь и гром
- Лес и морской прибой.
- Живут в нем птицы и цветы,
- Весенний звон ручья.
- Куда б дороги не вели
- Всегда ты будешь в нем.
- Природою родной земли
- Зовется этот дом.
- 2 ученик
Природа кормит, поит и одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
- Однако порой взрослые и дети беззаботно ведут себя по отношению к природе.
- 1 ученик
- Деревья, травы, цветы и птицы
- Не всегда умеют защититься.
- Если будут уничтожены они,
- На планете человек останется один.
2ученик К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А, если бы могли, тогда стали бы нашими судьями и обвинителями.
- Ребята! В городской суд поступила жалоба, следующего содержания:
- «Я, планета Земля, подаю жалобу на человека – хозяина Вселенной, который своими необдуманными действиями, открытиями, наносит глубокую рану природе.
- 2 ученик
- Человек!
- Щади зверей и птиц,
- Деревья и цветы,
- Ведь это все слова,
- Что царь природы ты!
- Пусть птенцам и маленьким зверятам
- Хорошо живется с человеком рядом!
- Ведущий А теперь ребята, давайте представим, как мог бы проходить такой экологический суд над человеком, по вине которого происходят все неприятности в природе….
- СЛАЙД: Действующие лица: Судья, Адвокат, Прокурор, Секретарь, Природа, Вода, Огонь, Земля, Воздух, Человек, Доктор; зрители – дети.
- Ход заседания.
В зале заседания находятся Прокурор, Адвокат, Человек на скамье, зрители.
Входит Секретарь, занимает место за столиком.Секретарь:-Встать! Суд идёт!
В зал заходит Судья в парике, очках, держа под мышкой папку.
Судья:-Сегодня суду предстоит рассудить Природу и Человека. Представители Природы (Свидетели): Вода, Огонь, Земля и Воздух. Человек обвиняется в алчном, бездушном и потребительском отношении к Природе и её богатствам. Обвиняемому будет предоставлена защита Адвоката.
Судья:
-Человек, Вам понятно, в чём Вы обвиняетесь?
Человек:-Ваша честь! Я не понимаю, в чём меня обвиняют!
Судья:-Поясняю. Вы обвиняетесь в недобросовестном, равнодушном, преступном отношении к природным ресурсам.Судья:— Секретарь, пригласите Свидетеля по имени Огонь.Секретарь:-Приглашается Свидетель Огонь.Огонь:-Я готов дать показания, Ваша честь.
Судья:-Прошу Вас, господин защитник, свидетель — Ваш.
Адвокат:
Господин Огонь, вы, как хулиган, ежегодно уничтожаете сотни гектаров лесных насаждений. Как к этому может быть причастен мой подзащитный?
Прокурор:-Я протестую! А кто разводит в лесу костры и забывает их погасить?-Кто, скажите на милость, оставляет горы бумажного мусора после себя в лесу, который вспыхивает, как спичка, если рядом имеются стеклянные бутылки. Всем известно, что стеклянные осколки выступают в роли увеличительного стекла, способного в солнечную погоду поджечь бумагу!
Огонь:-Ваша Честь, позвольте и мне сказать слово в свою защиту.-Во все времена я приносил пользу Человеку, был источником тепла, света, на костре готовили пищу. А здесь я слышу несправедливые обвинения в свой адрес. Обидно!
Судья:-К Вам, уважаемый свидетель, у меня совсем нет вопросов. Можете быть свободны.
- ВСТАВКА
- ВЕДУЩИЙ: приглашаем 1 классСудья:— Секретарь, пригласите следующего Свидетеля.
- Секретарь:
-Приглашается Свидетель Вода.Судья:— Здравствуйте, Свидетель. Мы готовы вас выслушать.Вода:-Здравствуйте, уважаемый суд! Мне так трудно говорить, слёзы душат меня…Я отравлена, меня невозможно пить из водоёмов и даже из-под крана. (Плачет).
Человек: -Вот именно. Это вас, уважаемая водица, надо призвать к суду, за то, что людей травите.
Прокурор:-Вы что себе позволяете? Сядьте на место, подсудимый, немедленно!-А кто сливает нечистоты в реки и моря? Кто загрязняет воду отходами промышленного производства? Судья: А где Вы лично моете свою машину, можете сказать, обвиняемый?Человек пристыженно садится на скамью, закрывает лицо руками, опускает голову и молчит.Вода:-Я могу ответить за него, господин Судья. Он моет свою машину в озере за городом.Судья:-Это возмутительно!
Вода:
-Ах, если бы видели, какие горы мусора скрыты на дне этого озера, Вы бы поняли, почему я так несчастна. (Плачет).
Адвокат:-Вопросов к Свидетелю не имею, Ваша честь. (С грустным видом).Судья:-Свидетель, мы Вам сочувствуем, Вы можете быть свободны. 2 класс
- Сценка экологической сказки
- Репка
- (экологическая сказка)
Автор Посадил дед репку. А когда её сажают? (Весной)
Дед Сколько времени прошло, а она не растёт?! Бабка, иди помоги!
Бабка Да, мала наша кормилица. Пойду водички из речки принесу. Полью.
Несёт воду красного цвета.
Дед Что-то водичка странная. Где ты её взяла?
Бабка В нашей речке. Наверное, надо внучку позвать, посоветоваться.
- Зовёт внучку.
- Внучка, смотри, какая водичка красивая!
- Внучка Бабушка, где ты взяла эту воду?
- Бабка В нашей речке.
Внучка Что ты, что ты! Наш завод туда спускает отработанную воду. Нельзя ею пользоваться. Репка сразу погибнет! Пойду принесу воду из родника.
- Приносит чистой воды и поливает репку.
- Дед, бабка и внучка уходят.
- Звучит песня «А в Подмосковье водятся лещи.»
Появляются туристы. Они бросают под репку мусор.Уходят.
Выходят Дед, бабка, внучка (вздыхают) Не растёт!
Внучка Жучка! Иди помогай!
Жучка Надо землю взрыхлить.
Лапами рыхлит землю и выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый пакет.
Жучка Наверное, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка! Иди помогай!
Жучка и кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают разный мусор.
Кошка Ух, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а всё вокруг засорили.
- Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой и внучкой.
- Дед, Бабка, Внучка Расти репка большая-пребольшая!
- Жучка Теперь и вода чистая.
- Кошка И земля рыхлая.
- Репка начинает расти.
Мышка А что меня не зовёте? Репка выросла?
- Все Пусть растёт до осени.
- Мышка Тогда и будем урожай собирать.
- Автор Тревога за жизнь неустанна,
- Чтоб не сгинуть в космической мгле.
- Дед Исчерпаемы все океаны,
- Исчерпаемо всё на Земле.
- Бабка Мы леса и поля обижаем,
- Репка Стонут реки от горьких обид.
- Внучка И себя мы прощаем,
- И себе мы прощаем,
- Жучка Но грядущее нас не простит…
- Кошка Давайте, люди, любить планету.
- Мышка Во всей Вселенной похожей нет.
- Во всей Вселенной на всех одна.
- Все Что будет делать без нас она?
- Ведущий: продолжаем
- Судья:
— Секретарь, пригласите Свидетеля Воздух.Секретарь:-Приглашается Свидетель Воздух.
Адвокат:-Многоуважаемый Воздух! Поясните суду, почему Вы такой грязный. У моего подзащитного постоянные головные боли из-за Вас и частые простудные заболевания.
Человек:
-Вот именно! И глаза постоянно слезятся… А ещё аллергия!Прокурор:-Я протестую! Обвиняемый здесь не Воздух, а Вы, Человек. Поясните нам, кто понастроил заводов и фабрик, а очистных фильтров на трубы не установил?- Вы и другие люди ездите на машинах? А что насчёт выхлопных газов? Как Вы их устраняете? Атмосфера сама уже не справляется.
Адвокат:
-Позвольте, коллега, мой подзащитный и сам болеет из-за загрязнения воздуха.Судья:-Я полагаю, что Человек страдает из-за своих же действий.-Предлагаю всё-таки выслушать свидетеля.
Воздух:
-Испокон веков я был необходим Человеку, без меня невозможна жизнь на земле. Раньше я был чистым и прозрачным, говорили даже, что я вкусный. А теперь что же? Я стал грязнулей, на меня жалуются жители Планеты…А разве я в чём-то виноват?! (Отчаянно.)Судья:-Свидетель, никто Вас ни в чём не обвиняет. Суду всё ясно. Прошу Вас, присаживайтесь в зале.
- ВСТАВКА
- 3 класс «Аист на крыше»
- Ведущий: А мы продолжаем!
Судья:— Секретарь, есть ли ещё заявленные Свидетели? Секретарь:-Да, Ваша честь. Приглашается Свидетель Земля.
Прокурор:-Уважаемая Земля, вы уже написали массу жалоб во все инстанции по поводу недобросовестного использования Человеком природных богатств. Что вы можете пояснить по этому поводу?Адвокат.
(С издёвкой)Да, и заодно поясните суду, как же так получается, что выращенные на земле растения порой имеют больше вреда, чем пользы для моего подзащитного?Земля:-Ох, уважаемый суд, разве я виновата в том, что Человек вносит в меня столько пестицидов, что я потом не могу производить здоровую продукцию…Человек:Но я же не всегда так я делаю…. (Робко.)Суд:-Подсудимый, Вам будет предоставлено слово, сейчас лучше помолчите. Продолжайте, Свидетель.
Земля:
-Всегда я приносила Человеку только пользу, именно на почве он выращивал свой урожай вкусной и здоровой пищи. А теперь я сильно загрязнена, захламлена, залита всякой дрянью, больна и поэтому очень обижена на Человека. (Начинает тяжело дышать, держась за сердце.)
Судья приглашает в зал заседаний Доктора.Доктор Осматривает Землю с тревогой:
Доктор:-Я и невооружённым глазом вижу, что больная страдает от переизбытка неорганических соединений, которые ей крайне вредны. Рекомендую немедленно начать лечение!Адвокат:-Вопросов к Свидетелю не имею, Ваша честь. (Безнадёжно разводя руками).Доктор под руку выводит Свидетеля Землю из зала.Судья:-Обвиняемый, Вам предоставляется последнее слово. Что Вы можете сказать в своё оправдание?Человек:-Я….Ну я….Я не хотел…Не думал…Не знал….-Я всё исправлю! Обещаю!!!Секретарь:-Встать! Оглашается приговор.Судья:-Человек признаётся виновным в преступном, халатном и безграмотном отношении к Природе.-Обвиняемый приговаривается к пожизненным исправительным работам на благо Природы.-Приговор суда окончательный и обжалованию не подлежит.Стучит судейским молотком (киянкой) по подставке. Секретарь:-Судебное заседание объявляется закрытым. 4 класс «Зеленое сердце Природы»В заключении постановки можно прочесть стихотворение А. Смирнова «Храм природы»Есть просто храм,Есть храм науки,А есть еще природы храм,С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время года,Открыт для нас в жару и стынь.Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь!
Источник: https://compedu.ru/publication/stsenarii-vneklassnogo-meropriiatiia-ekologicheskii-sud-dlia-nachalnoi-shkoly.html
Внеклассное занятие по экологии ( с презентацией)
- Открытое мероприятие по экологическому воспитанию
- (в начальной школе ФГОС).
- Подготовила и провела Игнатова Ольга Николаевна
- «Путешествие по экологической тропе» в 1 классе
- Цели и задачи:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
- Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
- Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
- Учиться защищать природные ресурсы.
- Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
- аудиозапись голов птиц;
- индивидуальные творческие задания;
- клей;
- цветные карандаши;
- мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;
Ход мероприятия
Учитель: — Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята!
Дорогие ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте их поприветствуем!
Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей. Я желаю вам всем сегодня добра!Если вам будет трудно, я помогу!
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).
Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)
ученик: Я спешу сказать вам: «здравствуйте!»,Чтоб пожелать здоровья доброго.
- ученик:
- ученик:
- Удач, успехов и везенья!»
Я спешу сказать вам: «благости!»,Чтоб пожелать вам счастья нового.Я спешу сказать вам: «радости,
Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше мероприятие.
- ученик: Я живу на земле, где тревожно и горькоПахнет лист тополиный, промытый грозой,Где в печи розовеет пшеничная корка,Где сплавляет пучина свинец с бирюзой.На земле, осчастливленной солнечным светом,Изнывающей в лунной несбыточной мгле,Непонятной безжизненным стылым планетам,
- Трижды грешной и трижды прекрасной земле!
- Учитель:А, давайте вспомним, как всё начиналось!
- Одну простую сказку,а может и не сказку,а может непростую,хочу вам рассказатьЕе мы помним с детства,а может, и не с детства,а может и не помним,но будем вспоминать!
- (фонограмма звуки леса, слайды)
- (видео)
ученик: Когда – то, собравшись с последними силами,Создал Господь планету красивуюДал ей форму шара большогоИ посадил там деревья, цветыТравы невиданной красоты.Много животных там стало водитьсяЗмеи, слоны, черепахи и птицыВот вам подарок, люди владейтеЗемлю вспашите, хлебом засейтеВсем завещаю вам я отныне –Вы берегите эту святыню.
Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе . Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы — её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все — дети природы.
- Послушайте историю о лесе.
- Кадр Лес
- – Жил был лес.
- Кадр Птицы
Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vnieklassnoie_zaniatiie_po_ekologhii_s_priezientatsiiei
Экологическое воспитание младших школьников
Школа призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, умеющего жить в относительной гармонии. Даны темы экологического направления и распределены на курс начальной школы.
- МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2»
- «Экологическое воспитание младших школьников»
- (формы и методы)
- Выполнила:
- учитель начальных классов
Матвеева Е. М.
2017г.
- Проблемы современного экологического воспитания
В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.
Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами что съесть? чем обогреться? и как сохранить природу?
Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Но вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Проблема охраны природы становится главной проблемой.
- Охранять природу … Охранять окружающую среду … Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще.
- 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, 2017 год в России объявлен годом экологии.
- Цель этого решения – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны.
Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.
- Экологическая грамотность сегодня необходима всем.
- Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
- Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение.
Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е.
доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.
Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным.
Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.
Второе условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой, районом.
На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.
Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях, вот например, на ваших экологических чтениях мы подготовили работу: «Будь природе другом! (правила поведения в лесу).
- Формы и методы формирования экологического опыта
у младших школьников.
Актуальным вопросом в системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.
- Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования: а) традиционные;б) активные, инновационные.
- межпредметная — экологическое содержание уроков –– внедрение экологического образования и воспитания на уроках технологии, математики, литературы и др.;
- внеурочная — различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа — педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе — кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
- “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить во всяком мероприятии.
- Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.
- Для себя я разработала темы экологического направления и распределила их на курс начальной школы.
- 1 класс
№ | Изучаемый материал |
1 | Осенняя экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы |
2 | Природа в загадках. Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов |
Праздничная программа “Золотая осень» Коллективная работа- панно “ Составление осеннего букета. ” | |
3 | Сбор корма для птиц. |
4 | Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом» |
5 | Изготовление кормушек для птиц. |
6 | Чтение книг о птицах. |
7 | Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки». |
8 | Презентация «Мой любимый питомец» |
9 | Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. |
10 | Зимняя экскурсия в лес. Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…” |
11 | Беседа «Лес –наше богатство».Правила поведения в лесу. |
12 | Птицы нашего края. Презентация “Перелётные птицы” |
13 | Презентация “Весна, весна на улице…” Конкурс рисунков . |
14 | Аппликация «Весенний цветок- подснежник”. Беседа о весенних цветах. |
15 | Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы” |
16 | Беседа «Какой бывает дождик» |
17 | Народные приметы |
18 | Беседа «Люблю берёзу русскую» Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора) |
19 | Экологическая тропа « Я познаю свой край» |
2 класс
№ | Изучаемый материал |
1 | Правила поведения в природе |
2 | Осенняя экскурсия в природу |
3 | Беседа «Вода – это жизнь» Презентация «Путешествие капельки» |
4 | Посадка деревьев и кустарников |
5 | Беседа «Путешествие плодов и семян» |
6 | Сбор плодов и семян для птиц |
7 | Изготовление кормушек для птиц |
8 | Чтение книг о природе |
9 | Зимняя экскурсия в лес |
10 | Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах» |
11 | Праздник «Зимушка – зима» |
12 | Беседа “ Берегите лесную красавицу” Изготовление ёлочек из природного материала |
13 | Игры — загадки |
14 | Игры — соревнования |
15 | Викторина «Аптека под ногами» |
16 | Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах) |
17 | Экскурсия «Первые приметы весны» |
18 | Комнатные растения в классе и дома |
19 | Работа на пришкольном участке. |
20 | Беседа «Нужен ли дождевой червь» |
21 | Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых” Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки” |
22 | Итоговое занятие «Как я берегу родную природу» |
3 класс
№ | Изучаемый материал |
1 | Сбор природного материала на экскурсии в осень |
2 | Конкурс поделок из природного материала |
3 | Природа в стихах |
4 | Природа в загадках (явления природы) |
5 | Чтение книг о природе |
6 | Посадка растений |
7 | Беседа «Чем богат наш край» |
8 | Изготовление и развешивание кормушек |
9 | Викторина «Растения нашего края» |
10 | Конкурс рисунков «Сказки новогоднего леса» |
11 | «Красная книга» – сигнал опасности |
12 | Игра «Путешествие в зимний лес» |
13 | Полезные ископаемые нашего края |
14 | «Красная книга Алтая» |
15 | Весенняя экскурсия в лес. |
16 | Заповедники и заказники |
17 | Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки” |
18 | Чтение книг о природе |
19 | Итоговое занятие «Времена года» |
4 класс
№ | Изучаемый материал |
1 | Экскурсия в природу «Природные ориентиры» |
2 | Посадка растений |
3 | Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?” |
4 | Выпуск газеты «Экология родного края» |
5 | Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др. |
6 | Беседа «По заповедникам России» |
7 | Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» |
8 | Школьникам об охране недр |
9 | Задачи по экологии |
10 | Кроссворды о природе |
11 | Разработка плакатов об охране природы |
12 | Знакомство с «Законом об охране природы» |
13 | Знакомство с картинами художников — пейзажистов |
14 | Устный журнал “Незваные гости нашего сада” |
15 | Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников” |
16 | Агитбригада «Учитесь любить природу!» (обращение к первоклассникам) |
- В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманное дело. Среди нетрадиционных форм организации работы мне и детям очень нравятся:
- — игры – путешествия.
- («Путешествие с Красной книгой», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие на родину комнатных растений», «Тайны леса»…)
- — этические беседы по экологии
- (темы «О чём поют птицы», «Защитим природу», «На страже зелёного друга», «Мы учимся у природы»….)
— день природы .
Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант, затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы.
Это и сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.
Заключение
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Формирование экологического сознания — важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.
- Вот некоторые моменты из нашей жизни, содержащие экологическое направление. (показ слайдов )
- Давайте вместе Землю украшать,
- Сажать сады, цветы сажать повсюду
- Давайте вместе Землю уважать
- И относиться с нежностью, как к чуду!
- Мы забываем, что она у нас одна–
- Неповторимая, ранимая, живая.
- Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
- Она у нас одна, одна такая!
Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov
Внеклассное мероприятие по экологии для начальной школы
Внеклассное мероприятие по экологии для начальной школы.
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ЛЕСОВИЧОК»
Учитель начальных классов Клевцова Е.М.
- Цель: помочь детям увидеть красоту родного края, глубоко почувствовать и понять её.
- Задачи: углубить и расширить знания детей о природе; развивать у детей смекалку, сообразительность, любознательность; разучить с детьми новые стихи и игры.
- Оборудование: журнал «Лесовичок» из 5 страниц, выставка книг о животных (новинки литературы), деревья, сделанные детьми, листья, плакаты с призывом к охране природы и высказываний о природе, журналы детские шапочки.
- «В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО»
Сегодня мы в классе проводим устный журнал «Лесовичок». Что такое журнал, вы давно знаете. С малых лет вы знакомы с журналами «Весёлые картинки» и другие. В журналах вы читаете рассказы, стихи, смотрите картинки, отгадываете загадки. Наш устный журнал во многом похож на многие журналы. Только читать вам его не придется. Каждый должен внимательно его слушать.1 страница Эту страничку ведут учащиеся 7 «А» класса
1. Всезнайка. | — Ребята, очень часто вас интересуют вопросы, связанные с жизнью животных, птиц, рыб. Слушайте! Мы принесли вам много интересного. |
Знаете ли вы, что на земле насчитывается 2700 видов змей. Из них 400 видов опасных для человека. У нас в России известно 56 видов, а ядовитых 11. Все змеи хищники. Пищей им служат грызуны, лягушки, ящерицы. | |
2. Всезнайка. | Знаете ли вы, что рачки родятся из икринок, икринки числом до 100 рачиха носит у себя на брюшных попёках. Икру рачиха носит всю зиму, а летом икринки лопаются и из них выходят рачата ростом с муравья. |
1. Всезнайка. | Знаете ли вы о том, что рыбы не немы. Уже сейчас можно назвать сотни рыб пищащих, свистящих, плачущих, лающих, хрюкающих. Есть рыбы, которые издают такие звуки, что их можно услышать, находясь в лодке или палубе корабля. |
2. Всезнайка. | Знаете ли вы сколько лет может прожить щука? Известен случай, что щука прожила 26 лет. Она была поймана в Германии в 1947 году и весила 143 кг. Длина её 5 м 80 см. |
1. Всезнайка. | Кто это на дне морском разговаривает? Это два краба. Да разве они чихают? Ещё как! Бежит краб по дну, шлеп — в ямку с илом попал. Илинки мелкие, сразу себе все жабры запорошил. Краб напыжился — чих, чих! Жабры продул и дальше побежал. |
2. Всезнайка. | Живет на дне морском иглобрюх. Он как ёж, покрыт иглами. Набрав внутрь воздуха, он плавает, как шар, по поверхности моря, а если хочет раздуться на дне, то глотает воду. Иглобрюх не только колюч – его мясом можно отравиться. |
2 страница
«ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМУ?»
З А Г А Д К И
Чем больше колец Тем старше жилец Сплит на дорожке На тонюсенькой ножке Пестрой шляпой покрыт Несъедобен — ядовит. | С ветки на ветку Быстрый как мяч Скачет по лесу рыжий циркач вот на лету он шишку сорвал Прыгнул на ствол И в дупло убежал. |
Кто в лесу тоннели роетНа ручьях плотины строитЗубы точно топорыЭто трудятся ( ..). | Нам и саду он помогаетИ охотно заселяетДеревянный свой дворецТемно-бронзовый (……) |
ВИКТОРИНА
- Где зимой и осенью спят вороны?
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?
- След, какого хищного зверя похож на человеческий?
- Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?
- Что ест зимой лягушка?
- Все ли зайцы зимой белые?
- На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
- Почему яркую божью коровку птицы не клюют?
- Назовите самою прожорливого хищника планеты.
3 страница
«ЛИТЕРАТУРНАЯ»
Страницу ведет библиотекарь школы Ковалевская Галина Витальевна. В течение ограниченною времени она ведёт обзор ноной литературы о природе. Дети читают два стихотворения о природе, о животных.
Т. Белозеров
«КАРАСИК»
Жил В озерке Золотистый Карасик Ласково звали Карасика — Васик. Плавал карасик, Искал червяков, Сдёргивал мушек С ребячьих крючков. И пробираясь на щучьи пески Ловко с мальками играл в пузырьки.
Чаек дразнил он На зорьке огнистой. Спать заходил в камышок негустой, пока не узнал он. Что он – золотистый, Пока не подумал, Что он — золотой. — Васик! — Зовут его ёршики.
— Васик! Может быть, с нами Поплаваешь часик?
- Нет! — отвечал он.
- Никак не могу!Я — золотой,
Я себя Берегу! — В тине зелёной, В осоке и ряске Стали тускнеть У карасика глазки… — Васик! — печалятся отмели. -Васик!.. …Жил В очерке Золотистый Карасик…
Т. Белозеров
«ПЕРЕПОЛОХ» Под елью, на поляне, С утра переполох — И крик, и бормотанье: — Куд… ах! Куда? Куд…ох! -Стригут ушами козы, Насторожился лось… — Беда! — шумят березы. -Неладное стряслось!.. Галчонок желторотый Залез на край гнезда. — Куда?! — горланит кто-то, -Кудах! Куд-куд! Куда?- К ручью помчался ёжик, А вслед ему: — Кудах?! — Ах, ах… — сороконожек объялужасный страх… — Кудах!..- В селе старушка выходит на крыльцо — Опять моя пеструшка к лесу снесла яйцо!4 страница
«МУЗЫКАЛЬНАЯ»
СТИХОТВОРЕНИЕ «ПРО УЖА» Я принес домой ужа, Стал им любоваться Стали родичи кричать. А затем ругаться. Стали родичи мои приседать и охать. Змеи, мыши, муравьи, Разве это плохо? Даже муха метеор до чего красива. Ради мухи вытру сор. Чтоб не разносила. Ну, а ради хомяка, что живёт в диване. Кашу съем и молока Выпью что в стакане. Постираю с порошком Сам себе рубаху За живущую тайком В кухне черепаху. Говорят, что это чушь, Если в доме гады. Говорят мне, ну а уж Спрятался куда-то Я обиженный сижу Родичи известно, объясняют. Ч то ужу жить у нас не место. Шарит бабушка в углу, ищет мама в нише Дед сказал: нашёл иглу, А ужа не вижу. Обыскали коридор, Всё изрыли вроде. В нашем доме до сих пор В валенках не ходят. Словно где-нибудь в лесах Беловежской Пущи Так и ходят в сапогах, В валенках большущих.Стихотворение — игра «П Т И ЦЫ» Ведущий предупреждает: «В игре называются только птицы, но если играющие услышат, что появились не птицы, а что-то другое — дайте мне знать. Можно топать или хлопать: Вед. Прилетели птицы: Голуби, синицы Мухи и стрижи… (реакция детей) Вед. Прилетели птицы; Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны… (реакция иетсй) Вед. Прилетели птицы:
Голуби, куницы …
Вед. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Г алки и стрижи. Чибисы, чижи Аисты, кукушки Даже совы — сплюшки. Лебеди и утки – И спасибо шутке!5 страница «ТЕЛЕГРАММЫ ЛЕСНОГО ДРУГА» — Ребята! Берегите зелёную растительность! Не рвите нас! За вами пойдут и другие люди и им будет приятно любоваться нами. (Цветы) -Не делайте на нас вырезки. От этого мы гибнем и сохнем. (Деревья)
- Не ловите нас ради забавы. (Бабочки)
- Не шевелите наш домик палками. Пойдет дождь и мы намокнем. ( Муравьи)
- Ребята, почему вам пришли такие грустные телеграммы? (Ответы детей)
Учитель обобщает ответы детей, и сам дополняет следующим материалом: начиная с 1600 года, за 393 года, на нашей планете погибло 150 видов животных, причем более половины за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле.
По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране природы, животных, воздуха. В марте 1974 г.
была учреждена Красная книга. В первый её список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны. Человек наносит природе большие и маленькие раны.
И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.
Сеть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм — С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток. Не оскверни её святынь. Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых — Просто диву даёшься. Но спросите иного, что он знает о птицах. Пусть ответит толково — И. гляди, удивится: Как же, фауна. Дескать Как же, наше богатство – На полях, в перелесках. Так сказать, птичье царство… Птичье царство, и только? Ну дрозды,
Ну, синички…
Где запомнить все клички, Просто птички — и только! А цветы разве знаем На лугах? Разве ценим? Всё травой называем, А подкошены — сеном. И с деревьями то же: Роща в общем и целом… Ель от пихты не можем Отличить грешным делом. И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем. Ни за что не в ответе. Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро свое губим. А гордимся природой И отечество любим. На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты. Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. И не видели как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек, Безнадежно гвоздики глядели…С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок.Если я сорву цветок. Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!Я люблю тебя, большое время, Но прошу — прислушайся ко мне: Не убей последнего тайменя, Пусть гуляет в темной глубине. Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади, Чтобы на земле осталось что-то, Отчего щемит в моей груди.
ИГРА «УРОК БОТАНИКИ»
Называются деревья, кустарники, подряд, а дети выбирают те, которые рас тут только на Кавказе. Если растут — хлопают в ладоши, если нет — молчат: ЯБЛОНЯ. ГРУША. МАЛИНА. МИМОЗАЕЛЬ. САКСАУЛ. ОБЛЕПИХА. БЕРЕЗА.ВИШНЯ. ЧЕРЕШНЯ. ЛИМОН. АПЕЛЬСИН.ЛИПА КЛЕН БАОБАБ. МАНДАРИН Второй раз читается быстро; СЛИВА. ОСИНА. КАШТАН КОФЕ. РЯБИНА. ПЛАТАН ДУБ КИПАРИС АЛЫЧА ТОПОЛЬ. СОСНА. КАЛАНЧА Игра заканчивается шуткой ведущего.«Медвежья песенка» Муз. Д. Тухманова, сл. П. Синявского «Начальная школа». — № 7, 1991 г. I. Спешат к берлоге галки и сороки, За зайцем занял очередь барсук – Медвежливый медведь и своей берлоге Открыл бюро медвежливых услуг. 2. Медвежливость медведя украшает – Об этом знает каждая пчела. Медвежливых медведей уважают Все жители медвежьего угла. 3. На медведя любо-дорого глядеть Если он медвежливый медведь. 4. Берут пример с медведя все соседи, Все звери от мартышки до слона. Ведь верно говоря т, что всем на свете Взаимная медвежливость нужна. 5. На медведя любо-дорого глядеть если он медвежливый медведь.ИГРА-ХОРОВОД «РЕБЯТА И МЕДВЕДЬ»Сл. Н. Найденовой; муз. Е Туличевой Сборник Физкульт-Ура! 1988 г. Для игры выбирается исполнитель роли Медведя. Он сидит в стороне и делает вид, что спит в своей берлоге. В хороводе дети поют песню. Дружно за руки возьмемся. В лес зеленый мы пойдем! По полянке мы пройдёмся. Песню весело споём. Нагибайся, погляди-ка. Что краснеет под кустом? Ты не прячься, земляника. Всё равно тебя найдём. Комары звенят над нами Комары кусают в лоб, Мы воюем с комарами. Мы в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп. Вся песня сопровождается движениями. По окончании песни Медведь просыпается, выходит из «берлоги». Смотрит во все стороны и говорит: — Кто это поет? Спать мне не даёт? (Дети садятся на корточки) — Нету, нету никого возле дома моего. Пойду опять в берлогу спать! Медведь уходит. Дети встают и в хороводе опять поют первый куплет песни. Снова появляется Медведь.
- Кто в лесу гуляет?
- Кто мне спать мешает?
Дети присаживаются, прячась от Медведя. Если кто-то пошевелился, Медведь обращается к нему со словами: — Вот кто здесь гулял. Кто мне спать мешал. Берёт за руку этого ребенка и уводит в свою берлогу. Дети просят: Медведюшка, не тащи, Медведюшка, отпусти! Медведь: Так и быть, не тащу! Так и быть, отпущу! Пусть только спляшет. Ребенок и Медведь пляшут в кругу, дети хлопают. ( Исполняется песня «ПРОСЬБА») Есть одна планета сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету. Ведь другой на свете нету!Берегите эту Землю, эту воду. Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя!( Исполняется песня «КРАСНАЯ КНИГА». ) Муз. Д. Тухманова сл. Б. Дубровина ноты к песне в журнале «Начальная школа». — № 11, 1991 г. 1. Охраняется «Красною книгой» Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Припев: «Красная книга» — Красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига, Все живое хранить зовет. Пусть зовет не напрасно «Красная книга», «Красная книга»! 2. И тревога за жизнь неустанна, Чтоб не сгинуть в космической мгле: Исчерпаемы все океаны. Исчерпаемо все на земле. Мы леса и поля обижаем, Стонут реки от горьких обид. И себя мы прощаем, Но грядущее нас не простит. Припев: 3. Охранять от опасности нужно, Защищать у людей на виду Чистоту, бескорыстье и дружбу, И доверие и доброту. И скорее под звездною синью, Чтобы жизнь не покинула нас. В эту книгу внесите, В эту книгу внесите Человека всех наций и рас. Припев:Песня «ПРОСЬБА» Сл. Н.А. Заболоцкого // «Начальная школа». — № 11, 1991 г.
- Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится – На траве кровавой вздрагивала птица. Припев: Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птицы – не небо! А море без рыбы – не море! А земля без зверей не земля! 2. Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце. Сердце человечье! Припев: 3. Люди-человеки, страны и народы. Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим домом как-то расплатиться. Пусть расправит крылья раненая птица! Припев:Ведущий заканчивает устный журнал.
Источник: http://kk.docdat.com/docs/index-369784.html