- Классный час
- «Князь Владимир —
- Солнце Руси».
Подготовила и провела: Старкова Н.В.
2015 год.
- Цели занятия:
- познакомиться с истоками зарождения христианства на Руси
- познакомиться с личностями: Владимиром.
- работать над воспитанием общерусского самосознания, общности и единства народа, толерантности.
- развивать кругозор;
- воспитывать уважение к истории родной страны, патриотизм к Родине.
Задачи:
- создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия.
- воспитание видения духовного за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие.
- Золотая, святая Русь!
- До чего же ты мне мила!
- Я к тебе на заре вернусь
- Под твои златы купола!
- Любовь Уколова
- Ход занятия.
- Вступительная часть.
— Кто из вас крещён? — Как вы думаете, человек, который носит крестик на шее, должен знать и соблюдать какие – то правила поведения? — Что вы уже знаете о Крещении? — Как звали князя, крестившего Русь? — Чтобы вы хотели ещё узнать о Крещении.
Что такое Крещение?
Почему 3 раза опускают человека в воду? Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.
В чём смысл Крещения?
Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10.Назовём самые понятные вам: 1.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 2.Не убивай. 3. Не кради. 4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д.
Нет в мире другой такой страны, где столько золотых куполов устремляются в небо, где колокольный перезвон согревает душу, где в самой природе все дышит истинной верой — Православием. Золотая Русь! Святая Русь! Русь Православная.
И, как у любой православной души, есть у нашей Родины — матушки свой крестный.
Владимир Святославич, Владимир Святой, Владимир Креститель, Просветитель русского народа и, наконец, Владимир Красное Солнышко – великий Киевский князь, который, безусловно обладая непостижимым пророческим даром, выбрал для своей страны единственно верный путь на многие лета вперед – принять Христианство как общую государственную религию.
- Нет тех, кто не знал бы того, кто крестил
- Русь-матушку, дал ей живительных сил.
- Хоть не было просто народ убедить
- Оставить язычество, заново жить,
- Сумел заработать людскую любовь,
- Спасая Россию за разом раз, вновь.
- И солнышком Красным запомнил народ
- Того, кто дал Книге в России почёт
Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру– воплощение истинной красоты и благодати.
Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч.
Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери – дядей Добрыней. Именно они влияли на характер русского князя Владимира. Они были очень разные. Бабушка ещё до рождения внука окрестилась.
Для этого она специально побывала в Константинополе — главном городе восточной Византии.
Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение — три светлые луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы. Так и вышло. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми.
Княгиня Ольга любила внука , учила его вере христианской. Он слушал бабушку, но авторитетом для него, конечно, прежде всего, был отец. С ним он бывал и в походах, и на княжеских пирах. Закаляя тело, защищая Русь,
Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его. После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Увы, таковы были нравы в дохристианской Руси.
Великий князь Владимир- гонитель христиан, язычник, мститель, он превращается в воина Христова, в смиренного раба Божия.
Утвердившись у власти, Владимир поставил на холме за теремным двором кумиров языческих богов: деревянного Перуна с серебряной головой и золотым усом, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. «И приносили киевляне им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и осквернялась кровью земля русская и холм тот» — пишет летописец
Увлечение Владимира языческой религией продолжалось недолго. По его мысли, эти языческие божества должны были стать общими для всех племён, входивших в обширное государство. Однако первая религиозная реформа Владимира не имела успеха, каждое племя продолжало почитать своих богов.
Он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире.
В 986 году приходили в Киев посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сперва пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили своего Магомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедовали католическую веру, а хазарские евреи – иудейство.
Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием.
Негоже храброму и сильному народу Жить в темноте. Пора ему почувствовать свободу От идолов слепых и безучастных, Камней обычных, мертвых и безгласных. Тебе, Владимир, снова повторю: Припомни Ольгу, бабушку твою. Ее молитвы, добрые дела, Когда она крещенье приняла, Когда христианскую она познала веру И стала милосердия примером. Как много сделала княгиня для Руси!
Об этом мудрых старцев ты спроси!
Под конец грек показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Справа стояли праведники, в веселии идущие в рай, а слева — грешники, идущие на мучение.
Владимир, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева». «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», — сказал грек.
Но Владимир отвечал: «Подожду еще немного», желая разузнать подробнее о всех верах.
- Выслушав всех посланников, Владимир решил принять Христианство.
- О вере много думаю я сам, Мне эта мысль приходит не впервые, Святой Софии вспоминаю храм, Что в Киеве построила княгиня. Мужей мудрейших в дальние края Хочу отправить с порученьем я: Пусть скажут мне, чья вера хороша,
- Чтоб приняла ее славянская душа.
Владимир совсем уже было собирался креститься, но тут началась война между ним и Греками. В 988 году Владимир пошел с войском к Корсуни (Херсону), и затворились корсуняне. Русские встали на той стороне города, что против пристани, и начала осаду. Однако горожане защищались крепко, и не было видно конца осаде.
Но тут один из корсунян по имени Анастас пустил в лагерь Владимира стрелу с письмом. В том письме говорилось: «Перекопайте и переймите воду, она идет по трубам из колодцев, которые за лагерем вашим с востока».
Владимир, услыхав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это — крещусь». И тотчас же велел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.
Владимир вошел в город с дружиной своей и послал к царям Василию и Константину: «Вот, взял уже ваш город славный. Слышал, что имеете вы сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу».
Цари отвечали на это: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников: если крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя».
Владимир ответил на это посланцам царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи».
Цари были рады услышать такой ответ и стали упрашивать сестру свою Анну стать женой Владимира. Но та не хотела уезжать на Русь, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». Братья отвечали ей: «Может быть, обратит тобой Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасов войны.
Видишь, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают у нас то же, что в Корсуни». И едва принудили ее дать согласие. Анна села в корабль, попрощавшись с ближними своими, и с плачем отправилась через море. Вместе с ней плыли сановники и пресвитеры.
Когда прибыла она в Корсунь, вышли корсунцы ей навстречу с поклоном, ввели ее в город и посадили в палатках. Царевна спросила: «Крестился ли Владимир?» Но ей отвечали, что пока нет, ибо разболелся глазами и не видит ничего.
Тогда Анна послала к своему жениху сказать: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорей, а если не крестишься, то не избавишься от недуга своего». «Если вправду исполниться это, — сказал Владимир, — то поистине велик Бог христианский». И повелел он крестить себя. Епископ корсунский с царицыными попами, огласив, крестили Владимира.
И когда возложили руку на него, тотчас прозрел Владимир и, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога. Многие из дружинников, увидев это чудо, тоже крестились. Случилось это в церкви св. Василия, что стояла посреди Корсуни.
- Честь тебе, Владимир славный,
- Русь крестивший в свете дней,
- Красным Солнышком прозванный
- За любовь к земле своей!
- Это ты в родных сторонах
- Христианства поднял стяг,
- И Руси теперь крещеной
- Никакой не страшен враг.
По свидетельству историков, «после крещения князь Владимир преобразился. Он не только не хотел больше ни с кем воевать — ему стало тяжело казнить даже разбойников и преступников, и он отменил смертную казнь» Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствовавшим в языческом мировоззрении.
Значение Крещения для Руси.
С Христианством пришла на Русь письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, повсеместно распространялась грамотность.
Принятие христианства способствовало расцвету культуры: иконопись, фреска, мозаика, неповторимые облики церквей и соборов, стремящиеся ввысь купола… Русь святая! Русь иконописная! Русь златоглавая.
Так наша страна постепенно приобретала свой особенный прекрасный лик, отличающий ее от соседних государств, даже от Византии, от которой мы унаследовали немало традиций.
Внешние изменения не могли не затронуть и мораль и нравы. С принятием Христианства людские сердца «умягчались».
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди европейских держав. Русь осознала себя частью мировой культуры.
Она жадно впитывала в себя все новое, что приходило к нам из соседних государств, соединяя свое, самобытное, с иноземным.
Из такого соединения культур разных народов впоследствии и сложится великая русская культура, которая уже сама будет оказывать влияние на другие страны.
А главное, принятие Христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. Русь святая. Русь единая! Русь великая!
Обратим внимание на то, что к христианству кн.
Владимира вели не мистика и не философия, а реальное и логичное понимание преимуществ христианского учения перед другими религиями и явная польза от него для общественного сознания и роста государства.
Эта точная, неоспоримая и обоснованная логика вела его к единственному правильному пути и говорила, что только христианство дает верное направление в жизни и правильную оценку всем человеческим поступкам, желаниям и мыслям.
Это ясное понимание основ и преимуществ христианства является необходимым дополнением к вере в Иисуса Христа, но в последнее время оно у многих утеряно.
Спустя тысячу лет, мы вспоминаем Крещение Руси, как неоценимую заслугу перед народом и перед Россией князя Владимира, в крещении Василия Святославовича.
В Киеве ему поставлен памятник. А также памятник установлен в главной резиденции Русской Православной церкви Свято — Даниловом монастыре в Москве. Владимир Святославич, впоследствии канонизированный и ставший Владимиром Святым, — один из прототипов былинного князя Владимира Красное Солнышко
Немало внимания Владимир уделял защите южных рубежей Руси от набегов кочевников. Во время его правления были сооружены защитные валы на степной границе Руси, крепости, где несли пограничную службу дружинные отряды.
- Отсюда и былины о «богатырских заставах», на которых стояли дозорные — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
- Люблю тебя, моя Россия,
- За ясный свет твоих очей,
- За ум, за подвиг светлый, за голос звонкий, как ручей
- Люблю, глубоко понимаю
- Степей задумчивую грусть.
- Люблю всё то, что называю
- Одним широким словом: «Русь»
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-knyaz-vladimir-solntse-rusi.html
Внеклассное мероприятие на тему "Князь Владимир"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
- «Щетиновская средняя общеобразовательная школа
- Белгородского района Белгородской области»
- Историко-литературная гостиная
- для обучающихся 8-11 класса (14-17 лет)
- по теме:
- «Великий князь выбирает веру»
- Ганиева Татьяна Александровна,
- учитель православной культуры
с. Щетиновка, 2015 г.
- Историко-литературная гостиная
- Тема: «Великий князь выбирает веру»
- Цель: Познакомить учащихся с самым знаменитым правителем древнерусского государства и его заслугами перед Отечеством.
- Задачи: создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия; воспитание видения духовного за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие.
- Оборудование:
- компьютер с мультимедийным проектором – (компьютерная презентация);
- реквизит для оформления гостиной.
- Учитель. Сердцу народа любезный,
- Ставленник веры святой!
- День славославим мы, княже,
- День твой всей русской землей!
Сегодняшняя литературная гостиная посвящается князю Владимиру. У нас в гостях сегодня присутствуют «историки» и «литературоведы». (Роль «историков» и «литературоведов» исполняют учащиеся 8-9 класса)
Историк 1.
Князь Владимир…
Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру – воплощение истинной красоты и благодати.
Чтец 1.
Владимир – княжеское имя!И на Трояновой стезеСтремились русичи такимиСловами звать своих князей.Не просто имя – княжье слово,А слово, что в себя вберётВсё знанье мира, всю основу,Величье, веру и оплот.
Олег – Священный, светлый в славе;Роман – Крепчайший; Ростислав – Гласит своё: расти державе,Врага и недруга поправ.А Святослав – Святая слава – На битву правую ведёт.А Ярополк – в дружине главный, Как Солнце ярое, идёт.
Андрей – храбрейший из храбрейших,А Всеволод – владеет всем,А Вячеслав – под славой вещейПровидит суть любых вещей.
А Владислав – владеет славой,А Ярослав – Яриле брат,Мстислав – сноровистый, удалый,А Брячислав – сильней стократ!А это имя сквозь столетьяВедёт людей из века в век:Владимир – мира совладетель,Руководитель и стратег!Это написал современный поэт Евгений Мартишин.
Историк 1.
Родился князь Киевский, согласно летописям, приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью – простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч.
Как сообщают источники 16 века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), возможно под Псковом (д. Будник), Гомелем (с. Будатин) или Владимиром-Волынским (с. Будятычи, укр.
Будятичі), куда разгневанная княгиня Ольга сослала мать Владимира – Малушу.
Историк 2.
По обычаям язычников, сын мог наследовать отцу-князю, и малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследника старшим дружинникам. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.
Литературовед 1.
По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче.
Литературовед 2.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.
Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.
Историк 1.
Думая об укреплении своей власти, князь начал строить языческие святилища и ставить повсеместно идолов, на силу которых, как он видел, будучи в изгнании, опирались варяги. Да и славяне тоже жили в ту пору по языческим законам, почитая своих богов, — Перуна, Велеса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоша…
- Чтец 1.
- Изострил он мужеством сердце,
- Ратным духом исполнился
- И навёл храбрые полки свои
- На землю Половецкую за землю Русскую.
- «Слово о полку Игореве»
- Историк 2.
В первое десятилетие правления Владимира перед княжеским теремом вознесся вырубленный из дерева идол главного, по мнению молодого князя, бога в этом кругу — Перуна, которому приносились человеческие жертвоприношения.
По сказанию летописца, никогда до начала правления Владимира не было так распространено идолопоклонство, как в те годы.
Первые ростки христианской религии многие годы не находили у славян массовой поддержки, ее последователи вынуждены были во многих местах совершать свои обряды тайно, чтобы не навлечь гнев соседей.
Литературовед 1.
В одной из летописей рассказывается, как в 983 году толпа киевлян-язычников отправилась за юношей, которого намечено было принести в жертву. Волхвы указали на сына вернувшегося в Киев из Византии варяга, который принял христианство.
Варяг воспротивился этому решению, сказав язычникам: «То не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет; не едят, не пьют, не говорят; сделаны руками из дерева…не дам сына своего бесам».
Эти слова были приняты с возмущением язычниками, и они закричали: «Отдай сына, нам нужно принести его в жертву богам!» Отец отвечал: «Если то в самом деле боги, то пусть пошлют одного бога взять моего сына; а вы из чего так хлопочете?» Гнев толпы в ответ был безжалостен. Отец с сыном погибли на пороге дома.
Историк 1.
Укрепляя свое государство, князь Владимир осуществил много походов в соседние земли. Владимир всячески укреплял и расширял свое влияние на восточную часть Европы, проявив себя и искусным полководцем, и дальновидным политиком. При нём едва было не распавшаяся на отдельные княжества Русь снова обрела единый центр управления. — Так вот оно какое, Порубежье!…
- Чтец 2.
- Князь осадил горячего коня.
- Зелёным морем, вольным и безбрежным,
- Сверкала степь посередине дня.
- Пьянили травы, и звенели птахи,
- Переливались радужно цвета.
- Никто, пожалуй, после Мономаха
- Не приходил из русичей сюда.
- Здесь только хан один гулял и правил.
- Отсюда он тревожил Русь зело.
- Сюда он гнал – в густые эти травы –
- Славянских жён, чтоб надругаться зло.
- — Земля такая щедрая здесь, княже!
- Брось горсть зерна – и зашумят хлеба…
- — Ты, сотский, прав. Здесь мёртвый камень даже
- И тот цветёт…Земля эта – судьба!
- Хотел коней я повернуть, но краше
- За эту землю, други, в землю лечь!
- Пусть осенят её хоругви наши,
- И русский щит, и грозный русский меч…
- Стояли посредине дня у Поля,
- На порубежной вековой меже,
- И не было назад дороги боле,
- И синий Дон им виделся уже.
- Историк 1.
Сохранилось несколько преданий о том, как и где крестился сам Владимир. Одни утверждают, что это произошло в самом стольном граде Киеве, другие называют местом крещения князя город Василев (нынешний город Васильков в Киевской области).
Называют местом крещения Владимира и древний город Коростень (Херсонес, на территории нынешнего Севастополя), куда князь отправился в очередной военный поход. Эта крымская крепость, принадлежавшая в то время Византии, долго сопротивлялась войску киевского князя. И по легенде Владимир дал обет креститься, если возьмет город.
В конце концов защитники Коростени вынуждены были открыть ворота осаждавшим. Но взятие крепости лишь разбудило в князе аппетит завоевателя.
Победитель тут же послал правившим в Константинополе императорам Василию и Константину предупреждение, что он готов взять штурмом и византийскую столицу, однако может согласиться на мир, если получит в жены сестру правителей Анну.
В ответ братья дипломатично заметили: «Неприлично христианам выдавать сестер за неверных; если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе с нею царствие небесное, а с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать за тебя сестры».
Владимир, отправляя послов к императорам, наказывал: «Скажите царям, что я готов креститься, потому что и прежде испытал ваш закон, и мне нравится ваша вера и богослужение». Цари, услышав это, послали к князю свою сестру, которая вовсе не хотела такого мужа. Анна знала, что у Владимира, как язычника, было уже несколько жен и большое число наложниц, что никак не соответствовало христианским обычаям. Но интересы государства были выше личной судьбы девушки.
Когда царевна приехала в Коростень, Владимир крестился, а после крещения обвенчался с Анной и вернулся с нею в Киев.
Там в первую очередь он окрестил 12 своих детей, показывая пример разрыва с язычеством. Затем он окрестил множество знатных людей и простых жителей Киева, а деревянные статуи языческих богов приказал бросить в Днепр. На их месте были поставлены церкви.
Историк 1.
Окрестив киевлян, Владимир повелел креститься и всем остальным подданным во всех землях. Однако крещение шло далеко не везде мирно и не одномоментно. Так в Великом Новгороде жители восстали против новой веры, и дружине княжеской пришлось усмирять новгородцев силой. Многие племена еще десятилетия сохраняли привязанность к обычаям предков, языческим богам.
Историк 2.
За следующие 25 лет на Руси возникло более 300 христианских храмов, ставших центрами распространения православной культуры. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею и книжное просвещение.
Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке — славянском. Язык этих книг был вполне понятен и книжное учение было не затруднено.
Тотчас по крещении Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники, собиравшие и переписывавшие книги.
Литературовед 1.
Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Окрестив Русь, киевский князь приобрел в лице православной церкви надежного союзника в решении своих планов по укреплению государства.
В течение дальнейшей жизни Владимир настойчиво боролся за единство и безопасное существование Руси. Он совершил ещё целый ряд походов.
Историк 1.
Личные качества и характер возмужавшего князя притягивали к нему людей. Не отличаясь удалью, бывая порой несправедливым и высокомерным, он всё же умел находить общий язык с простолюдинами, раздавал щедрой рукой подарки бедным, заботился о больных.
Именно широкая душа Великого князя киевского, его хлебосольство, вместе с полководческой, созидательной и просветительской деятельностью, впоследствии воплотились в образную характеристику его прозвища «Красное Солнышко», сделали младшего Святославича героем народного эпоса, сказаний и былин.
Чтец 3.
День крещения России
Я.П.Полонский
- Жизнь без Христа – случайный сон.
- Блажен, кому дано два слуха, –
- Кто и церковный слышит звон,
- И слышит вещий голос Духа.
- Тому лишь явны небеса,
- Кто и в науке прозревает
- Неведомые чудеса
- И Бога в них подозревает…
- Как высочайший идеал,
- Как истинный залог спасенья, –
- Любовь и самоотверженье
- Христос народам завещал.
- В тот день, когда мы облечёмся
- Душой в нетление Христа,
- От чёрных дел мы содрогнёмся
- И, обновлённые, очнёмся, –
- И ложь не свяжет нам уста.
- Сегодня, в первый день крещенья, –
- Быть может, в бедные селенья,
- В обители труда и слёз,
- Не в нищем рубище Христос
- Сойдёт, а с веткою оливы,
- И скажет: Будьте все счастливы!
Все, – пожелайте всем добра!..
Сегодня день, когда впервые
Владимир и Мои святые
Крестили Русь в волнах Днепра!..
- Князь киевский, когда-то гневный,
- В союзе с греческой царевной,
- В златом венце и на своём
- Великокняжеском престоле
- Для пахаря в далёком поле,
- Для гусляра на вольной воле
- И для дружинника с копьём –
- Для всех стал другом и отцом
- И Красным Солнышком желанным…
Историк. Двадцать семь лет продолжалось мирное княжение Владимира Святославовича, и только беспрестанные нападения печенегов нарушали тишину его. Дети Владимира возмужали, но повиновались ему.
Тем сильнее, при конце жизни, оскорбило Владимира неожиданное своевольство Ярослава, князя новгородского, который, в угождение беспокойным и гордым новгородцам, отрекся платить положенную дань и не явился в Киев по требованию отца. Владимир решился привести Ярослава и новгородцев к повиновению войною.
Он велел собирать войска; несмотря на старость, сам отправился в поход, но в городе Берестове заболел и скончался 15 июля 1015 года.
Благодарная память народа сохранила Владимира Святославовича для потомства в своем поверье и поэзии; церковь причла его к лику Святых. Это был последний князь, еще сохранявший в своих действиях и в своем нраве норманнские обычаи.
Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-knyaz-vladimir-2563485.html
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Князь Владимир
- Действующие лица
- Сказители (2 человека)
- Участники вече (3 человека)
- Старец
- Старейшины
- Люди
- Печенеги
Ход мероприятия
I. Инсценированное действие.
Звучит русская народная мелодия. Исполняется русский народный танец. На авансцену с двух сторон выходят в длинных русских рубахах сказители.
1-й сказитель (нараспев). В лето 6505 (997) Владимир пошел к Новгороду за воинами против печенегов, так как в это время была беспрерывная война. Узнали печенеги, что нет в Киеве князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный.
2-й сказитель. Князь Владимир не мог помочь, так как не было у него воинов, печенегов же было многое множество. Затянулась осада, и был сильный голод. И собрали вече в городе и сказали…
На сцене декорация осажденной крепости, на площади собирается вече. В записи слышен перезвон колоколов.
1-й участник вече. Вот уже скоро помрем от голода, а от князя помощи нету!
2-й участник вече. Не лучше ли нам сдаться печенегам: кого-то убьют, а кого-то оставят в живых!
3-й участник вече. А так все помрем от голода!
Появляется старец, он идет, опираясь на клюку.
Старец. О чем было вече?
Люди. Порешили, чтобы не умереть от голода, сдаться печенегам!
Старец (к городским старейшинам). Слышал я, что хотите сдаться печенегам!
Старейшины. Не стерпят люди голода!
Старец. Послушайте меня, не сдавайтесь три дня и сделайте, что я вам велю!
Старейшины. Говори, старец!
Старец. Соберите хоть по горсти овса, или пшеницы, или отрубей.
Старейшины (людям). Всем, всем, всем! Выполнить то, что велел старец!
Люди приносят отруби, овес, пшеницу.
Старец. Пусть женщины сделают болтушку, на чем кисель варят.
Женщины делают болтушку.
Старец. А теперь выройте колодец и поставьте в него кадь с болтушкой.
Молодцы делают колодец и ставят в него кадь с болтушкой.
Старец. А теперь соорудите другой колодец и поставьте в него кадь, а кадь наполните медом.
Люди выполняют поручение старца.
Старец. А сейчас сделайте пресладкую сыту и вылейте в кадь в третьем колодце.
Люди выполняют.
Старец. Пошлите теперь гонцов за печенегами!
Старейшины посылают к печенегам гонцов.
Голоса из-за кулис. Возьмите от нас заложников, а сами пошлите человек с десять в город посмотреть, что делается в городе нашем!
1-й сказитель. Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться.
2-й сказитель. Они взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей и послали их в город, чтобы проведали, что делается в городе.
Сказители. Когда пришли они в город, то сказали им люди…
Люди (печенежским послам). Почто вы губите себя? Разве вы можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сможете сделать нам? Нас ведь кормит сама земля! Если не верите, то посмотрите своими глазами!
Люди ведут печенежских послов к колодцам и угощают их: киселем, медом и пресладкой сытой. Печенеги едят и удивляются.
Печенеги. Не поверят нам князья, если не отведают сами!
Люди наливают им корчагу болтушки и сыты, печенеги несут яства своим князьям.
1-й сказитель. Послы же, вернувшись, поведали своим все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились.
2-й сказитель. И, взяв своих заложников, а тех отпустив, поднялись от города и пошли восвояси.
Звучит в записи песня «Славься, Русь моя!». Все герои инсценировки исполняют массовую пластическую зарисовку с русскими танцевальными движениями, элементами сценического боя и поклонами до земли. Звучит звон колоколов. Герои инсценировки замирают на некоторое время в стоп-кадре, затем постепенно уходят со сцены.
II. Заключение.
- Ведущий.
- Бывает у русского в жизни
- Такая минута, когда
- Раздумье его об отчизне
- Сияет в душе, как звезда.
- Ну как мне тогда не заплакать
- На каждый зеленый листок!
- Земля моя, мати родная,
- Дай чистой водицы глоток!
- — Каким предстал перед нами русский в инсценировке по мотивам «Повести временных лет»?
- — О каких качествах русских людей говорит выдумка с колодцами?
В «Слове о полку Игореве» есть такие слова: «Что ми шумить, что ми звенить, далече рано перед зорями?..». Это издалека с нами говорит сама История, повествуя о ратных подвигах простых людей.
Источник: https://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov/vneklasnoe-meroprijatie-v-nachalnoi-shkole-knjaz-vladimir.html
Сценарий о князе Владимире
Князь Владимир
Сценарий праздника (1 – 4 класс)
Тема. «Святая Русь. 1000- со дня смерти князя Владимира Красное Солнышко».Цель. Познакомить учащихся с самым знаменитым правителем древнерусского государства и его заслугами перед Отечеством.
- Задачи: создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия, воспитание видения духовного за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие.
- Учитель.
- Сегодня праздник!
- Весь православный народ и святая Православная Церковь прославляет сегодня святого равноапостольного князя Владимира!
- Сердцу народа любезный,
- Ставленник веры святой!
- День славославим мы, княже,
- День твой всей русской землей!
С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашей страны: КРЕЩЕНИЕ РУСИ! Христианство, пришедшее на смену язычества, обновило Русь и указало ей новую историческую дорогу: ведь вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на родном славянском языке…
На сцене, украшенной в русском народном стиле, стоит стол, покрытый вышитой скатертью. На столе – иконы святых равноапостольных княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира. Перед иконами горит свеча. За столом сидят бабушка с внуками и беседуют.
Звучит негромкая музыка.
I
Бабушка. Дорогие мои! Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в народе Красное Солнышко, – Крестителе Руси. Князь Владимир – любимый внук княгини Ольги, которая много сделала для распространения веры Христовой на Руси. Давайте поговорим о ней, ее жизни и делах.
Аня. Бабушка, а почему княгиню Ольгу и ее внука, князя Владимира, называют равноапостольными?
Бабушка. Равноапостольный – значит уравненный с апостолами. Таким именем Православная Церковь называла тех ревнителей христианства, которые, подобно апостолам, утверждали веру Христову. Княгиня Ольга отличалась необычайной красотой, целомудрием и светлым умом.
В летописи рассказывается, что князь Игорь женился на Ольге в 903 году. Родом она была из «града Плескова» – так в те времена называли Псков. Предание гласит, что однажды молодой князь Игорь охотился в дремучих псковских лесах и захотел переправиться через реку Великую.
Его перевозчиком оказалась юная красавица Ольга.
Встреча князя Игоря с Ольгой
Ира
Молодой Игорь князьОхотился во лесах,Нагоняя страх на зверей и птах.Кланялись князюСырые дубравы,Стлались коврамиБуйные травы.К вечеру, притомясь,Стал искать князьПереправуЧерез реку полную,
- Что играет волнами.
- Лена
И видит он:По реке плывет челн.Вот и кличет князьПеревозчика:»Ты плыви сюда –Широка река,Глубока вода!Переправь меняНа берег другой –Высокий, крутой,
- Награжу мошной!»
- Аня
- Среди быстрых волнПодплывает челн.А правит челномНе молодец удалой,Не старик седой,Правит челномДевица красная,
- Словно зорька ясная.
- Анатолий
Засмеялся князь удалой,Подивился он красоте такой:»Как-де девица тебя звать-величать?»»Величают Ольгою и отец и мать!»Взял он девицу в терем расписной,
- Стала девица княжеской женой!
- Звучит русская народная мелодия.
Бабушка. Красавица Ольга горячо полюбила мужа, скоро у них родился сын Святослав. Однажды князь Игорь отправился с дружиной собирать дань с древлян, а они его убили. Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа.
- Месть Ольги
- Посыпались искрыНа крыши из соломы,Загорелись быстроТерема, хоромы.Выгорел городДревлянский дотла,От него остались
- Пепел да зола.
- Звучит музыка.
Бабушка. Как вы думаете, дети, хорошо ли поступила княгиня Ольга, так жестоко отомстив древлянам?
Аня. В то время княгиня была ревностной язычницей, а нравы у язычников жестокие и грубые.
Ира. Но когда княгиня Ольга приняла христианство, ее характер очень изменился. Согласно Житию, Ольга, «возненавидев идолов и гнушаясь их», поехала в Константинополь и там приняла крещение задолго до Крещения Руси.
Анатолий. Высокие нравственные идеалы христианства, главные заповеди Божии – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и ближнего твоего, как самого себя, – стали близкими сердцу княгини Ольги.
Бабушка. Ольга прославилась на Руси делами благочестия, построила один из первых русских христианских храмов – деревянный храм Святой Софии в Киеве.
Приняв при святом крещении имя Елены, она уразумела Бога истинного, творца неба и земли, начала жить по-христиански, возлюбила Бога всем сердцем, прославилась добрыми делами милосердия и помощи ближнему, а также немалый след оставила и в делах государственного обустройства Руси.
Звучит музыка.
II
На авансцене, представляющей интерьер древнерусского терема (кованый сундук, резная лавка, стол), сидят князь Владимир с боярином. Они беседуют.
- Боярин
- Негоже храброму и сильному народуЖить в темноте.Пора ему почувствовать свободуОт идолов слепых и безучастных,
- Камней обычных, мертвых и безгласных.
- Тебе, Владимир, снова повторю:Припомни Ольгу, бабушку твою.Ее молитвы, добрые дела,
- Когда она крещенье приняла,
Когда христианскую она познала веруИ стала милосердия примером.Как много сделала княгиня для Руси!
- Об этом мудрых старцев ты спроси!
- Владимир
- О вере много думаю я сам,Мне эта мысль приходит не впервые,Святой Софии вспоминаю храм,
- Что в Киеве построила княгиня.
- Мужей мудрейших в дальние краяХочу отправить с порученьем я:Пусть скажут мне, чья вера хороша,
- Чтоб приняла ее славянская душа.
Бабушка. Князь Владимир так и сделал: он послал десять славных и мудрых мужей к болгарам, немцам, хазарам… И нигде не понравилось им. Наконец попали они в Царьград, столицу Византии. Греческий царь и патриарх пригласили их на самое торжественное богослужение в храме Святой Софии. Когда послы вернулись в Киев, они рассказали князю Владимиру о том, что видели в Византии.
Звучит негромкая музыка.
На авансцену выходят три посла. Они кланяются князю Владимиру в пояс.
1-й посол
Владимир! Великий князь!Мы видели много стран –Католиков, магометан,Мы долго блуждали во мгле,Но дивной такой красотыНет больше нигде на земле,Как в храме Святой Софии
- В заморской стране Византии!
- 2-й посол
- Прекраснее в мире нетХрама Святой Софии.Его озаряет свет –
- Льются лучи золотые.
- Там ангел Божий паритСреди мозаик незримо,И синий кобальт горит
- На крыльях святых серафимов.
- 3-й посол
- Разносится там ангельское пенье,Торжественно идут богослуженья,Сияет золотой иконостас,
- И праведники молятся о нас!
- Князь Владимир
- Я жду от вас решающего слова:В чем этой веры главная основа?
- 1-й посол
- Познали мы учение Христа,В нем главное – любовь и чистота,С тех пор мы повторяем вновь и вновь:»Любовь, любовь, христианская любовь!Любить людей, как самого себя,» –
- Так на вопрос тебе отвечу я.
- Звучит песнопение.
Бабушка. «Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе: на земле нет такой красоты, какую мы там видели. О ней забыть нельзя и рассказать трудно» – так завершили послы рассказ князю Владимиру. А бояре и старейшины так сказали князю: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его твоя бабка Ольга. А она была мудрейшей из всех людей».
Так на совете и было решено принять веру от греков. Однако горд был князь Владимир и не хотел ничего просить у Византии. Владимир пошел на них войной и осадил город Корсунь, а затем и овладел им. Передал князь Владимир греческому царю такое послание: «Отдайте мне в жены вашу сестру, не то я с Царьградом сделаю то же, что и с Корсунью».
Из Византии же ему ответили: «Если хочешь, чтобы Анна вышла за тебя, князь, замуж, прими святое крещение!» Владимир согласился. Незадолго до крещения у князя разболелись глаза. Анна сказала ему: «Крестись, князь, избавишься от слепоты душевной и телесной». И в самом деле, едва князь погрузился в купель, спала с его глаз пелена слепоты и он прозрел.
Летописец доносит до нас слова князя Владимира: «Ныне познал я истинного Бога!»
Звучит торжественная музыка.
Анатолий. Когда радостный князь Владимир вернулся на родину, он окрестил двенадцать своих сыновей. Затем приказал низвергнуть и порубить языческих идолов, а некоторых сжечь.А потом приказал гонцам созывать жителей Киева на Днепр, чтобы приняли они святое крещение.
«Если же кто не придет, будь то богатый, или бедный, или раб, будет мне врагом» – такими словами напутствовал Владимир гонцов.На другой день на берегу Днепра сошлось народу без числа.
«Взрослые вошли в воду и стояли там: одни – по шею, другие – по грудь, некоторые держали младенцев, иереи же совершали молитвы, стоя на берегу.
И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ» – так описывал это великое событие летописец.
- Крещение Руси
- Анатолий
- Полдень, зноем прогретый,Пышет жаром земля.Волны теплого света
- Заливают поля.
- Над зеленым простором,Где петляет река,Словно снежные горы,
- Вдаль плывут облака.
- Я стою над обрывом,Золотой вижу плес,Треплет ветер лениво
- Пряди белых берез.
- Серебрится теченье,Струи, как из стекла,Здесь Святое Крещенье
- Наша Русь приняла.
- Кружат белые птицыНад Днепром в вышине,И слова летописца
- Вдруг припомнились мне.
- Ира
- Нестор точно и живоДень святой описал:Все спешили к обрыву,
- Шел к Днепру стар и мал.
- Ликовала природа,Даль прозрачно светла!И собралось народу
- На Днепре без числа.
- Солнце только всходило,Розовел небосвод.С образами, с кадилом
- Шел к реке крестный ход.
- Ризы ярко сверкали,Украшали крестыЖемчуг, камни, эмали
- Неземной красоты.
- Шли священники с пеньемИ несли крест святой,Погрузили с моленьем
- В воду крест золотой.
- Аня
- Над днепровскою кручейНаблюдал за крещеньемКнязь Владимир могучий
- В дорогом облаченье.
- В воду шли киевлянеИ входили по грудь.И отныне славяне
- Новый выбрали путь.
- С неба ангелы пели,Серебрилась река,Та, что стала купелью
- Для Руси на века.
- Распахнулось на небеЗолотое окно:
- В благодатный молебен
- Много душ спасено!
- Учитель.
- Князь Владимир…
Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру – воплощение истинной красоты и благодати.
— Его княжение отмечено не только выбором христианской веры для россиян, но и появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти: князь Владимир содействовал устройству больниц и богоделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян.
— Русская Церковь почитает князя Владимира святым и равноапостольным, приравнивая его деяния к апостольским.
Тем самым отмечены не только его заслуги в насаждении христианства, но и внутреннее духовно-нравственное преображение, сопоставимое с тем, что пережили апостолы.
Киевский князь смог уверовать в Того, Кто добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человечества и мира. Сумел уверовать искренно, сильно — и увлек за собой целый народ.
— Умер князь Владимир в 1015 году в сельце Берестово близ Киева. Тело его положили в мраморную раку и с торжественным почетом похоронили в Десятинной церкви рядом с гробницей Анны.
И бояре, и простые люди – весь народ оплакивал князя. И по сей день память его совершается 28 июля по новому стилю.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/stsienarii-o-kniazie-vladimirie
Князь Владимир и Святая Русь
- Тематический классный час «Князь Владимир и Святая Русь»
- Методическая разработка для 5 класса
- Цель:
- ознакомление обучающихся с личностью Владимира Святого, с историческими событиями, связанными с крещением Руси.
- Задачи:
- развивать умение давать оценку историческим событиям, явлениям, развивать образное мышление;
- воспитывать толерантность, чувство патриотизма и уважения к прошлому своей страны;
- способствовать формированию ориентиров добра, истины, любви.
- Форма мероприятия: путешествие в прошлое.
- Ход классного часа
Благодать сошла Господня. Озарился свет Христов. Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ.1
Учитель: Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в народе Красное Солнышко. До правления князя Владимира жители Древней Руси исповедовали язычество. Язычество предполагает многобожие, поклонение идолам, жертвоприношения.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на тысячу лет назад, в то самое время, в котором жил князь Владимир, прозванный Крестителем, Святым. А между тем жизнь Владимира была далеко не святой.
Обагрив руки кровью брата, насильно взяв в жены полоцкую княжну Рогнеду, умертвив безвинных ее отца и братьев, восхваляя языческих богов и принося им богатые жертвы, Владимир представляется личностью противоречивой.
Давайте познакомимся с ним поближе.
Ученик: В 963 г. у Святослава Игоревича и простой ключницы Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Бабушкой Владимира была княгиня Ольга, которая приняла крещение еще в 957 году. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 г. взял Киев.
В пору своей юности Владимир был ярым язычником и образ жизни вел соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Хорса, Мокоши и Симаргла. Этим идолам приносились и человеческие жертвы.
Постепенно Владимир склонился к принятию новой веры. Он начал понимать, что ему нужна религия, которая поможет укрепить единство государства, усилить его.
Ученик:
Поклонялись люди небу, Птицам, дереву, камням: Их душа искала веру. Бог избрал Себе славян. Как собрать Руси державу, Воедино всех сплотить? Выбор веры – не товара,
Нужно истину вместить!
Учитель: Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о том, что к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств с целью рассказать о своей вере. Владимир выслушал всех. Однако сделать выбор князь не смог. О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет».
По рассказу летописи, князь решил послать верных людей познакомиться с верой бога в разных странах. Самое сильное впечатление произвело на послов богослужение в православном храме Святой Софии. Возвратившись в Киев, они с восторгом рассказывали о том, что видели и слышали там.
«Мы не знали, говорили они, — были мы в то время на небе или на земле: на земле нет такой красоты, какую мы там видели. О ней забыть нельзя и рассказать трудно!»2
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/vneklassnaja-rabota/96795-knjaz-vladimir-i-svjataja-rus.html
Как князь Владимир веру выбирал (Детский сценарий)
Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Разное. Сценарии (театральные постановки). Как Князь Владимир веру выбирал (детский сценарий). (Скачать архив — версия для печати)
- КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЕРУ ВЫБИРАЛ
- Сценарий праздника, посвященного Крещению Руси
- Действующие лица
- Князь Владимир.
- Добрыня.
- Светлана, сестра Добрыни.
- Анна, подруга Светланы.
- Свельд.
- 1-й посол.
- 2-й посол.
- Первое действие
- Свельд
- Пресветлый князь! Тебя мы величаем
- Как грозного смирителя врагов!
- Разбиты в прах ятвяги и не чают
- Вновь потревожить наших берегов.
- Мир установлен силою твоею!
- Довольны все, но все же я посмею
- Просить еще, чтоб проявил ты власть!
- Владимир
- Поведай, Свельд, что это за напасть
- Тебя тревожит, в чем твоя кручина?
- Свельд
- Прошу не от себя – скорбит дружина!
- Ведь с той поры, как киевский престол
- Оставил вероломный Ярополк,
- Мы честно, княже, правим нашу службу.
- Владимир
- Ты знаешь, Свельд, что ничего за дружбу
- С варягами твой князь не пожалеет.
- Что за печаль, мой друг, тобой владеет?
- Свельд
- Жить по законам предков нам привычно,
- А потому хотели, как обычно,
- Победный наш поход окончив днесь,
- Мы жертву богу Перуну принесть!
- Почетный жребий выпал на Ивана.
- Владимир
- Не Федора ли сын?
- Свельд
- Его, смутьяна!
- Задумал вдруг противиться судьбе!
- В избе закрылся с сыном. Я к тебе,
- Мой князь, пришел, чтоб разрешить задачу:
- Как поступить, чтоб не спугнуть удачу,
- Которую даруют боги нам!
- Владимир
Да как посмел он отказать богам?!
- Веди ко мне и Федора, и сына –
- Я сам хочу узнать, в чем тут причина.
- Второе действие
- Добрыня
Князь, не гневись, – я без предупрежденья…
Владимир
Оставь, Добрыня! Мне твое почтенье
Без слов известно. Дядьке рад всегда!
- Ты проходи, не стой, садись сюда!
- Что привело тебя ко мне в сей час?
- Добрыня
- Я не один явился в этот раз!
- Со мною здесь сестра моя Светлана
- С подругою, которой имя – Анна.
- Светлана
Князь, выслушай! Твоя нужна нам милость!
- Владимир
- Так говорите, что у вас случилось?
- Анна
Князь! Я жена дружинника-варяга.
- Федор – муж мой и отец Ивана.
- Владимир
- Да-а, Федора ценил я за отвагу!
- Не ждал, признаться, от него обмана:
- Он мог один разделаться с ватагой,
Но нарушать обычай – это странно…
- Надеюсь, что все выяснится здесь:
- Я повелел в палаты их привесть!
- Анна
Нет, поздно, князь! Их, верно, убивают.
Владимир
Да кто меня ослушаться посмел?!
Свельд
Князь! Там народ совсем рассвирепел!
- Поджечь их с домом наущает жрец.
- Анна
- Они не выйдут. Все одно – конец
- Ждет Иоанна.
- Владимир
- Ну а Федор сам?
Он что ж?..
- Светлана
- Промолвил только: «Не отдам
- Я сына в жертву вашим истуканам.
И смерти ли бояться христианам?!»
Владимир
Безумие – не подчиняться богу?!
Анна
Перун – не бог! Он сотворен людьми.
Владимир
Добрыня, ну хоть ты ее уйми!
Ее саму за эти речи надо…
Добрыня
Не надо, князь!..
- Анна
- Пусть будет мне наградой
- За мужа и за сына умереть!
- А жизнь без Бога – пострашней, чем смерть!
- Владимир
- Великому хозяину славян
- Был избран жертвой сын твой Иоанн.
- Анна
- У мира есть один хозяин – Бог,
- Который создал мир и небеса!
- Владимир
- Но в битвах нам не раз Перун помог!
- Анна
- Перун бессилен: он – созданье сам.
- Добрыня
- Мы с ним разбили столько крепостей!
- Светлана
- И убиваете своих детей!
- Владимир
С меня довольно! Замолчите обе!
Третье действие
Свельд
Я опоздал! Я не хотел такого!
- Добрыня
- Куда ты опоздал, наш быстрый Свельд?
- Свельд
- Дом подожгли – я не успел немного.
- Они сгорели.
- Светлана
- Это что за бред
Он тут несет?! Кто смел без княжей воли
Суд совершить?!
Владимир
Что, я уже не князь?!
- Свельд
- Великий жрец сказал народу: «Боги
- В сожженье том свою явили власть!»
- Анна
Господь – судья всему, пусть всех простит…
Владимир
Да что она такое говорит?!
- Анна
- Ты неповинен, князь! То милость Божья
- (Хоть мы ее порой принять не можем).
- Свельд
- Вот видишь, князь: она, как муж и сын,
Сошла с ума! Ну хоть бы крик один…
- В огне тела их заживо горели –
- Но что безумцам боль? Они там пели
- Молитвы Богу и Его просили
- Простить людей, которые губили
- Их в том огне! Мол, люди, говорят,
- Не ведают, чего они творят!
- Владимир
Все это даже более чем странно..
В чем тут разгадка? Объясни мне, Анна!
Светлана
Ты видишь, князь, она лишилась чувств!
Добрыня, помоги!..
- Владимир
- Да-а, я боюсь,
- Что не понять мне этих христиан.
Их вера для меня – сплошной туман…
За сына можно пострадать, но чтобы
Своих убийц прощать без всякой злобы…
Четвертое действие
Владимир
Послушай, дядька! Все одно не спится…
- Как мыслишь ты: неужто в самом деле
- Их Бог сильней, чем те, кому молиться
- И поклоняться мы всегда хотели?
- Ты что-нибудь в их вере понимаешь?
- Добрыня
- Признаюсь, мало. Времени все нет
- Подробней разузнать. Но ты ведь знаешь
- И сам, мой князь, страну, что много лет
- Под сенью веры той так расцветает
- На зависть всем. А те, кто окружает
- Их, лязгают зубами и оружьем!
- Владимир
Выходит, вера тех соседей хуже?!
Добрыня! Я послал послов в Царьград!
Добрыня
Зачем?..
- Владимир
- А разве ты не будешь рад
- Побольше разузнать о вере греков
- И чем она пленяет человеков?
- Добрыня
- Ты прав. Я что еще хочу сказать:
- Любимая сестра моя Светлана
- Решила веру христиан принять.
- Владимир
- Чтоб стать такой безумною, как Анна
- И муж ее, мой храбрый воин Федор?
Он спас меня однажды, ты ведь знаешь…
- Зачем на огненный взошел он одр?
- Добрыня
- Ты все о нем никак не забываешь?
- Владимир
- Да, мысли в голове порой ужасны:
А вдруг все жертвы Перуну напрасны?!
- Пятое действие
- Добрыня
- Мой княже! Ты, наверно, будешь рад:
- Вернулись те, кто посетил Царьград!
- Не отдохнув от долгого пути,
- Лишь пыль стряхнув, спешат к тебе прийти.
- Свельд
Зачем все это – непонятно мне…
Да разве мало дани и земель
Нам боги помогают раздобыть?!
- За что ты, князь, их хочешь разлюбить?
- Неужто не боишься Перуна?
- Богам изменишь – грош тебе цена!
- Добрыня
Что скажешь, князь? О чем ты замолчал?
- Владимир
- Добрыня! Я хочу, чтоб ты позвал
- Сюда сестру свою с подругой Анной.
- Свельд
Вдову Феодора! Зачем она?
Добрыня
Я понял, князь! Все совершу сполна!
- Шестое действие
- Послы
- Приветствуем тебя, наш славный князь!
- Владимир
- Я тоже рад вас видеть у себя!
Не терпится услышать ваш рассказ…
- 1-й посол
- И мы спешим порадовать тебя!
- Но прежде, чем свою поведать радость,
- Должны мы передать, что император
- Нам поручил сказать, что он тебя
- Приветствует, душою всей любя!
- 2-й посол
- И патриарх благословить был рад
- Весь твой народ и стольный Киев-град!
- Владимир
- А все ли было хорошо в дороге?
- 1-й посол
- Нам не было причины для тревоги:
- Твое, Владимир, имя всякий знает!
- Оно, как щит надежный, защищает
- Во всех краях от моря и до моря,
- И мы, твои послы, не знали горя!
- Владимир
- Коль всяк боится нас, то это славно,
- Но вы давайте поскорей о главном!
- 2-й посол
Князь! Нету слов, чтоб передать такое!
- 1-й посол
- Мы с той поры не ведаем покоя,
- Когда в Царьграде посетили храм!
- 2-й посол
- Как он велик, прекрасен! Сколько там
- И золота, и росписи вокруг,
- Каких не видел свет! Когда же вдруг
- Там служба началась, запели разом
- Слова, которых не постигнет разум!
- И ты уже сказать не в силах сам:
- Стоишь или летишь по небесам!
- 1-й посол
- Я точно был на небе в этот миг!
- Великий князь! Кто сладости постиг,
- Которой довелось нам прикоснуться,
- Тот не захочет к горькому вернуться
- Напитку, что даруют наши боги!
Мы многое продумали в дороге…
Свельд
Заладили, как бабы! Вянут уши
От ваших слов. Противно даже слушать!
- Владимир
- А мне отрадно, близко и знакомо.
- Как будто бы, не покидая дома,
С послами вместе в храме побывал…
Добрыня, проходи! Ты их позвал?
Седьмое действие
Добрыня
Как ты велел, мой князь! Мы здесь, с тобой.
Владимир
За все спасибо, верный дядька мой!
Все, решено! Я выбрал веру сам.
- Немедля снаряжаться кораблям!
- Плывем в Царьград, чтоб лично увидать
- Ту красоту и Божью благодать!
- Свельд
- Нет, князь, я не пойду – уволь меня!
- Я не могу и не хочу смиряться!
Без драки я – не я! А с кем там драться?
Владимир
И вправду, Свельд: ты вряд ли нужен там.
Послы! А как зовут тот чудный храм?
- 1-й посол
- Об этом с радостью поведать можем.
- 2-й посол
- София там царит – Премудрость Божья!
- Владимир
Премудрость Божья? Вот что всем нам нужно!
- Анна
- Ужель услышана молитва мужа?
- Не зря он с Иоанном смерть принял
- И всех своих мучителей прощал!
- Знать, в душах тех славян, что их сжигали,
- Они любовь Христову зажигали!
- Светлана
- Услышаны и наши голоса!
- Разверзлися над Русью небеса:
- Господь коснулся княжеского сердца!
- Владимир
- Не будь я князь – так мог бы разреветься
- От радости доселе небывалой.
- Невольно вспомнишь детство: как, бывало,
- Княгиня-бабка глубоко вздыхала,
О Боге том закончив свой рассказ…
- Добрыня
- Да-а, многому учила Ольга нас!
- Неужто сбудется мечта княгини славной
И станет Русь Державой Православной?!
Николай СЕМАКОВ, Новосибирск
Нашел здесь
Источник: http://romanov-murman.narod.ru/detki/raznoe/scenki/kak_knaz_very_vybiral.htm