Виды развивающих игр для младших дошкольников

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра.

Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Современные дети развиваются стремительно. Их потребности уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален.

Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.

Развивающие игры — самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах:

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться. Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового.

Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику.

Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр для младших дошкольников

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • игры на развитие логики (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества.

Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.

Виды развивающих игр для младших дошкольниковПознавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка.

Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые).

В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр.

«Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит — самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить.

Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Головоломки, конструкторы, шнуровки

Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Обзор рынка развивающих игр

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

  • интерактивные игрушки: они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
  • сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
  • пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
  • кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
  • конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические — сейчас большой выбор.
  • настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей — развивают логическое мышление и быстроту реакции.
  • сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки — с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
  • сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) — вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
  • пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие — тренируют первые навыки логического мышления малыша.
  • счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов — хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
  • шнуровки: готовят руку малыша к письму.
  • игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода — физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
  • наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации — развивают детское творчество.

Виды развивающих игр для младших дошкольников

«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры детей от 0 до 3 лет

Дошкольный возраст является самым ответственным периодом развития ребёнка. Это наилучшее время формирования его как личности, ведь интенсивно развиваются все психические процессы. Будет ли ребёнок лидером, насколько успешно будет учиться — всё это зависит от того, в какие игры он играет.

«А знаете ли вы, что игры бывают разными: ролевыми, и подвижными, и дидактическими. Все они являются развивающими».

Смотрите видео о развивающих играх с малышом первого года жизни

Как правильно подобрать содержание игр с учётом возраста дошкольника? В начале жизни малыш только познаёт мир. Ему важно узнать, как всё происходит: крутится, вертится, двигается и т. д. Малыш мнёт, рвёт, бросает, крутит, нажимает, тянет, стучит. Таким образом, ребёнок постигает закономерность действий предметов.

В связи с этим, подбираем ребёнку соответствующие игрушки. Это игрушки, обеспечивающие познавательное развитие малыша и его социальное становление: аналоги реальных предметов (телефон, посуда, лопатка), кубики, пирамидки, механические игрушки, погремушки, куклы.

Обеспечьте малыша спортивными игрушками: малыш должен развиваться физически.

Для дошкольников

Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе. Здесь на первый план выходит подготовка руки к письму, важным является приобретение первых навыков чтения и письма. В этот период предложите ребёнку поиграть в игры, которые помогут укрепить его мелкую моторику детских рук: разнообразные конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы.

Виды развивающих игр для младших дошкольников

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление.

Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, мягкие игрушки и украшения.

Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо! Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры — абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей.

Позитивные стороны тут тоже присутствуют — например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся игру на компьютере, тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное.

Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.

Виды развивающих игр для младших дошкольниковПри занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно — всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

«Совет. Не рекомендуется усаживать ребёнка за компьютер ранее семи лет: малыш должен разносторонне, а не просиживать у ноутбука или с планшетом целый день».

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста.

Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть.

Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.

Виды развивающих игр для младших дошкольников Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Источник: https://paidagogos.com/razvivayushhie-igryi-dlya-detey-znachenie-vidyi-rekomendatsii.html

Развивающие игры для младших дошкольников

Виды развивающих игр для младших дошкольниковИгры направлены, в первую очередь, на формирование у детей, начиная с 2-3 лет, умений различать основные цвета, соотносить форму предметов, расширять словарный запас.

«Помоги улитке найти свою дорожку»

Цель: учить различать основные цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу; совершенствовать зрительное восприятие.

Вариант игры: на столе выкладываются разноцветные улитки. Ребенку предлагается к каждой улитке выложить дорожку из камешков соответствующего цвета.

«Клоуны»

Цель: учить детей соотносить разнообразные предметы по цвету; упражнять в умении называть основные цвета.

Вариант игры: на столе выкладываются клоуны. Детям предлагают подарить каждому клоуну колечко того цвета, который соответствует цвету его одежды.

«Собери цветок»

Цель: учить детей ориентироваться в семи основный цветах, подбирать цвета по образцу; развивать словарный запас; складывать части цветка в единое целое.

Вариант игры: на столе лежит цветок, состоящий из разноцветных лепестков-карманчиков. Рядом раскладываются разноцветные лепестки. Ребенку предлагается подобрать лепесток соответствующего цвета и вставить его в лепесток-карманчик.

«Подбери крылышки божьей коровке»

Цель: учить детей ориентироваться в семи цветах спектра, подбирать цвета по образцу; развивать словарный запас.

Вариант игры: на подставке приклеены божьи коровки различных цветов. Дети должны подобрать из отдельно лежащих крылышек те, которые соответствуют цвету божьей коровки и наложить их на нее.

Читайте также:  Классный час «зубы и уход за ними», 2 класс

«Угости зайчика морковкой»

Цель: закрепить умение детей раскладывать предметы на карточке; учить сравнивать два множества по количеству составляющих их элементов; использовать способ наложения.

Вариант игры: детям предлагаются карточки с карманчиками, в которые вставляются плоскостные фигуры зайчиков. Дается задание угостить зайчиков морковкой. Дети должны определить, сколько морковок не хватает, чтобы угостить всех зайчиков. Морковки прикладываются к фигуркам зайчиков.

«Разноцветные вагончики»

(Игра для детей 2—3 лет)

Цель: учить детей соотносить предметы по цвету, упражнять в различении цвета (зеленый, желтый, красный, синий).

Вариант игры: положить перед ребенком карточку с изображением паровоза с разноцветными вагончиками и коробку с колесами разного цвета, обращая внимание на то, что у вагончиков нет колес, а чтобы поезд поехал, необходимо «приделать» их. Взрослый предлагает ребенку подобрать колеса к вагончикам соответствующего цвета.

«Веселые гномики»

(Игра для детей 2—3 лет)

Цель: упражнять детей соотносить предметы, ориентируясь одновременно на цвет и форму, различать прямоугольник, квадрат, овал, круг.

Варианты игры: перед ребенком выкладываются карточки с изображением гномов в разноцветной одежде и коробка с геометрическими фигурами разного цвета.

Взрослый обращает внимание на то, что каждому гному нужно помочь найти геометрическую фигуру, которая  соответствует цвету его одежды и изображенной форме.

После выполнения задания взрослый может поменять одежду гному или карточку и предложить ребенку продолжить игру.

«Матрешки в гостях у малышей»

Цель: развивать сенсорное восприятие детей через игровую деятельность; учить различать восемь цветов спектра; расширять словарный запас.

Вариант игры: детям предлагают помочь матрешке найти свой домик. С этой целью на столе раскладываются разноцветные плоскостные кружки-домики, на которые дети должны расставить матрешек  соответствующего цвета. А затем спрятать их под колпачок такого же цвета, как домик.

«Чудо-кубик»

Цель: закреплять представления детей об основных цветах спектра; учить группировать предметы по цвету; развивать активную речь при названии предметов.

Вариант игры: ребенку предлагается кубик с разноцветными сторонами. Нужно прикрепить к каждой стороне кубика фигурки бабочек, грибочков, цветочков, чашечек на липучке соответствующего цвета.

«Соберем яблоки»

Цель: учить различать предметы по величине «большой — маленький»; развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины и цвета.

1-й вариант игры: на столе фланелеграф, на котором изображена яблоня с яблоками желтого и красного цвета. Детям предлагается собрать яблоки и разложить их в корзины соответствующих цветов.

2-й вариант игры: на столе фланелеграф, на котором изображена яблоня с яблоками желтого и красного цвета. Детям предлагается собрать яблоки и разложить их в корзины по величине и цвету (в четыре).

«Сбор грибов»

Цель: учить соотносить предметы по цвету; закреплять понятия «большой — маленький» и «один — много».

Вариант игры: детям предлагается полосатая корзина (полоски желтого и красного цвета с прорезями для грибов) и грибочки со шляпками желтого и красного цвета. Надо собрать грибочки в корзинку, расположив их в соответствии с цветом полосок на ней.

«Веселые мячики»

Цель: учить чередовать предметы по цвету; формировать представления по форме предмета.

Вариант игры: на столе лежит карточка, на которой нарисованы разноцветные кружки-мячики. Детям предлагается подобрать пробочки по цвету кружков и наложить их на кружки-мячики.

«Веселый паровоз»

Цель: учить подбирать предметы по цвету; формировать представления о форме предмета, величине, количестве.

Вариант игры: детям предлагают собрать поезд из вагончиков (прямоугольных вкладышей разного цвета). Затем предлагают к ним подобрать колеса и вставить их в отверстия определенного цвета и размера.

«Помоги ежатам найти иголочки»

(Игра для детей 2—3 лет)

Цель: упражнять детей в различении цвета (красный, желтый, зеленый, синий); развивать мелкую моторику руки.

Вариант игры: взрослый выкладывает перед ребенком силуэт ежа, обращая внимание на цвет и на то, что ежата без иголочек. Предлагает ребенку найти и надеть на ежика «иголочки» (прищепки) соответствующего цвета.

«Осенний ковер»

(Игра для детей 2—3 лет)

Цель: учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств — величины и цвета.

Вариант игры: взрослый выставляет перед детьми планшет с выемками в виде осенних листьев разной величины и цвета (красный, зеленый, оранжевый, желтый), перед планшетом выкладываются вкладыши-листья.

Воспитатель демонстрирует детям листья, поясняя, что их нужно положить в соответствующие выемки, чтобы получился «осенний ковер», обращает внимание на то, что листья имеют разную величину и цвет.

Затем предлагает детям взять вкладыши-листья, отыскать выемки и закрыть их.

«Подбери лепесток»

(Игра для детей 2—3 лет)

Цель: закреплять умение подбирать фигуры, ориентируясь одновременно на форму и цвет.

1-й вариант игры: воспитатель выкладывает перед детьми карточки, имеющие отверстия в виде геометрических фигур в форме цветка (квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), а рядом ставит коробочку с геометрическими вкладышами одинакового цвета. Поясняет, что к цветку нужно подобрать свой лепесток, соответствующий форме отверстия, при этом фиксирует внимание детей на их одинаковый цвет, но разную форму.

Далее взрослый предлагает собрать цветок, подобрать лепестки соответствующей формы.

2-й вариант игры: воспитатель предлагает детям карточки, имеющие одинаковые отверстия в виде геометрической фигуры, но разного цвета. Дети собирают цветок, ориентируясь на цвет серединки.

«Подбери фигуру»

(Игра для детей 2—3 лет)

Цель: упражнять детей в различении и соотнесении формы и цвета предметов одновременно.

Вариант игры: на стол перед детьми  положить планшет  с выемками, имеющими геометрические формы (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) разного цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Вокруг планшета разложить соответствующие вкладыши.

Воспитатель демонстрирует детям разные вкладыши, поясняя, что ими нужно закрыть все  окошки. Фиксируя внимание на форме и цвете вкладыша, педагог берет один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрывает его.

После объяснения и показа воспитатель предлагает детям разместить вкладыши, соответствующие цвету и форме выемкам на планшете, и закрыть окошки.

М. Горлинская

Источник: https://vscolu.ru/razvivayushhie-zanyatiya/igry-dlya-mladshix-doshkolnikov.html

Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Их цели и виды

Виды развивающих игр для младших дошкольников

Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний. Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он при этом учится, постоянно сталкиваясь с затруднениями, которые требуют некоторого напряжения сил и перестройки его познавательной деятельности. На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи. Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой. Развивающая игра — это полноценная, специфическая и довольно содержательная для малышей деятельность, обладающая своими побудительными мотивами и способами действий.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру.

Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий. Развивающие игры для детей дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.

Цель детской игры имеет 2 аспекта:

— воспитательный. Это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям;

— познавательный. То чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

Цель развивающей игры — формирование конкретных психических процессов и способностей детей.

Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники. Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать.

Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением.

Важным моментом здесь является новое содержание и осмысление знакомых действий: бегать и прыгать в предлагаемой воображаемой ситуации – по пенькам, по кочкам, убегать от волка или лисицы.

  • Развивающие игры для детей дошкольного возраста разделяют на 9 видов:
  • 1) игры, сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;
  • 2) игры, формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;
  • 3) игры, развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;
  • 4) игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;
  • 5) игры на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;
  • 6) игры на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;
  • 7) игры для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;
  • 8) игры на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;

9) игры на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов.

Развивающие игрыподбираются и с учетом возраста дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладают ролевые игры, сюжетные, настольные, деловые, чтение и компьютерные игры.

Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются. Новый опыт, полученный в игре, становится личным достоянием, т.к. теперь малыши его с легкостью применяют и в других ситуациях, поэтому необходимость закрепления новых знаний отпадает.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста содержат условия, содействующие гармоничному развитию личности: целостность эмоционального и познавательного начал, внешних и внутренних действий, а также индивидуальной и коллективной активности детей.

Автор статьи: Мардарь Людмила Александровна

Источник: https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/7246-razvivajuschie-igry-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Виды развивающих игр для младших дошкольников

Одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. Если в младенчестве игра отсутствует вовсе, в раннем возрасте она уже есть. (Например, ребенок укачивает, кормит куклу, возит в коляске котенка.)

Существует множество различных классификаций игры. Г. Крейг делит их следующим образом:

  • • сенсорные игры;
  • • игры-возни;
  • • языковые игры:
  • • ролевые игры;
  • • игры с правилами.

Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус.

Бег, прыжки, лазание, кружение — моторные игры — тоже характерны для детей раннего возраста. Уже в младенчестве они освоили этот вид игр. Примерно до трех лет дети играют в эти игры в одиночку, без сверстников, хотя зачастую они начинают подражать другому ребенку, например начинают прыгать и скакать так же, как он.

Игра-возня часто раздражает взрослых и запрещается ими. Тем не менее подобные игры позволяют ребенку выплеснуть отрицательные эмоции, продемонстрировать положительные эмоции, учит регулировать как свои чувства, так и силу физического воздействия на партнера, контролировать импульсивные желания.

Родители часто сами прибегают к таким играм, тиская и щекоча малыша. Желательно, чтобы ребенок принимал активное участие в подобной игре, а не сидел пассивно на руках у взрослого.

Как правило, все дети любят играть в языковые игры, и дети раннего возраста не являются исключением. Главное в этих играх — не передача информации, а экспериментирование со звуками, со словами.

В ролевых играх дети принимают на себя определенные роли, воспроизводят действия других людей (мамы, папы, няни, доктора и др.). Они включают, помимо имитации, элементы фантазии. В раннем возрасте способность включаться в ролевую игру возникает в 2,5—3 года. В процессе взаимодействия в ролевой игре дети получают навык сотрудничества.

Игры с правилами и игра-состязание.

Чтобы дети смогли играть в подобные игры, им необходимо обладать определенными когнитивными навыками: они должны понимать инструкцию, помнить правила, уметь прогнозировать последствия выполнения или невыполнения условий игры.

Читайте также:  Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. картотека

Однако, с другой стороны, эти навыки отрабатываются в процессе самой игры, от примитивной к более сложной. К концу периода раннего детства дети уже могут следовать определенным правилам игры, и в играх появляется элемент соревновательности.

  1. Безусловно, игра оказывает сильное влияние на развитие социальных навыков малышей. Существуют 5 уровней социального взаимодействия маленьких детей:
  2. ❧ игра в одиночку — на этом уровне взаимодействие полностью отсутствует, этот уровень характерен и для младенцев, и для детей раннего возраста;
  3. ❧ игра-наблюдение — ребенок наблюдает за игрой товарища, но этим наблюдением процесс и заканчивается, дети не вступают во взаимодействие;
  4. ❧ параллельная игра — ребенок играет в непосредственной близости рядом с другим ребенком, берет такие же игрушки, подражая ему, но взаимодействия не возникает. Это игра «рядом», но не «вместе», она характерна для детей от 1,5 до 2 лет;
  5. ❧ ассоциативная игра — дети уже в какой-то степени взаимодействуют, делятся игрушками, но у каждого из них свой сюжет, своя цель, они еще не координируют свои действия. Такой тип игры может сформироваться уже к 3 годам;

❧ совместная игра — дети во время такой игры заняты общим делом, играют в прятки, в «семью», строят одно сооружение из кубиков. Такие игры возникают между детьми ближе к 3 годам.

Дети от 1,5 до 2 лет редко вступают в коллективные игры, им более свойственна игра «рядом», но не «вместе». Дети 1.5 лет, даже если не могут присоединиться к другим детям, иногда просто имитируют действия сверстников или более старших детей, при этом они выражают сильную радость.

Играя, малыши помогают друг другу овладеть определенными физическими, когнитивными и социальными навыками.

Источник: https://kladraz.ru/metodika/vidy-razvivayuschih-igr-dlja-mladshih-doshkolnikov.html

«Значение развивающих игр в жизни детей младшего дошкольного возраста»

«Значение развивающих игр

в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Все мы знаем, что для малыша работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. 

Игра необходима ребёнку, она способствует самовыражению.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи. В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Развивающие игры для детей определенной возрастной категории представляют собой перечень некоторых упражнений, направленных на развитие речи, логики, мышления малышей, мелкой моторики пальцев и прочего. В возрасте 2-3 лет дети особенно любознательны, подвижны и обучаемы. В этом возрасте у ребенка закладывается фундамент знаний, умений и навыков.

Именно в 2–3 года наблюдается рывок в развитии речи. В возрасте 2–3 лет малыш лучше запоминает, улучшается его речь, становится более связной и понятной, расширяется разговорный словарь.

Общему и речевому развитию способствуют такие игры, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”. В данных играх дети знакомятся с окружающим миром и впоследствии переносят полученные навыки в сюжетно — ролевую игру с куклой.

Так же нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.

Для выражения мыслей ребёнку необходим достаточный словарный запас. Для накопления новых слов нужно называть вслух действия, совершаемые с ребенком. Многим малышам нравятся считалки, поэтому родителям рекомендуется разучивать их с ребенком регулярно.

Также в возрасте двух-трех лет можно загадывать ребенку несложные загадки и находить ответы вместе. Очень удобны загадки, которые составлены в стихотворной форме: тогда малыш не только пытается размышлять, но и приобретает другие навыки.

Они помогают развить наблюдательность и воображение малыша.

У двухлетнего ребенка уже неплохо развито воображение, он уже умеет придумывать и с удовольствием фантазирует. У него формируются различные поведенческие модели. Так, к примеру, ребенок может показать какого-нибудь зверя, повторить звуки и движения некоторых животных.

Начиная с двух лет можно разыгрывать с ребенком — и с девочками, и с мальчиками — различные повседневные ситуации, такие как приготовление еды, обед, приход гостей, укладывание спать и так далее. При этом можно не только играть с малышом в куклы и мягкие игрушки, но и показывать ему простейший «кукольный театр», т.е.

разыгрывать с обычными игрушками сначала очень простые сюжеты (например, как собачка пришла в гости к зайчику, они здороваются, пьют чай, а затем прощаются), а потом все более сложные. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие «представления», а через некоторое время начинают увлеченно показывать их и сами.

Примеры дидактических игр для ребенка 2 — 3 лет:

  • Игры, которые связаны с поиском предметов.

На столе разложить различные предметы в количестве 10 штук. Ребенок должен запомнить их и отвернуться. В это время мама берёт  со стола один предмет и прячет его. Ребенок, когда повернется, должен определить какого предмета не хватает на столе.

  • Игры, связанные с поручениями для ребенка.

Для начала нужно вырезать из цветного картона стаканчики разных цветов и обычные палочки к ним (тех же цветов). Потом стаканчики разложить в ряд на столе, а палочки перемешать и оставить в хаотичном порядке. Далее ребенка нужно попросить к стаканчикам подобрать палочки соответствующего цвета. При этом можно попросить ребенка назвать цвет стаканчиков.

  • Игры, связанные с загадками.

Для начала нужно подготовить картинки разных животных и насекомых. Когда картинки будут готовы, их следует разложить на столе и начинать ребенку задавать вопросы, загадки о животных, которые изображены на картинках. Свой правильный ответ ребенок должен показать, выбрав нужную картинку. Примеры вопросов: У какого животного есть хобот? Кто любит грызть морковку? Кто охраняет твой дом? и т.д.

И, в заключение, советы по организации игровой деятельности детей в семье:

  • Приучать детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.
  • Поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.
  • Вводить в игру предметы – заместители (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).
  • Учить детей играть с новыми игрушками, самим включаться в игру.
  • Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).
  • Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка и т.д.)

Источник: https://infourok.ru/znachenie-razvivayuschih-igr-v-zhizni-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-2277976.html

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) часть 1

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Часть 1

Ведущей деятельностью в период младшего дошкольного детства (3-4 года) становится игра.

В это время особенно важно подобрать для занятий с детьми интересные развивающие упражнения в виде игр, каждое из которых должно выполнять свою функцию — способствовать формированию логики, речи, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики, а также творческих способностей и физической подготовки.

В данной статье мы приведем достаточно простые развивающие упражнения (игры), которые можно выполнять с детьми дома самим родителям. Это, безусловно, необходимо для успешного развития ребенка. Но есть специальные более сложные упражнения и занятия, которые целесообразно проводить с детьми специалисту (психологу, педагогу), и посещать такие занятия детям 3-4 лет очень полезно.

В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают опытные профессионалы-психологи, которые ведут психологические развивающие занятия с детьмипо своим авторским программам. Количество детей в группах небольшое (6-12 человек), что позволяет преподавателю на занятиях уделять внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.

Для удобства восприятия материала и организации занятий с детьми дома, в данной статье развивающие психологические упражнения в виде игр представлены отдельно по группам, то есть в Части 1 представлены упражнения для развития познавательных процессов и речи, а в Части 2 – мелкой моторики, общего физического развития и творческих способностей.

Игры для развития мышления и логики

Выставите на пол все пустые кастрюли, которые только найдёте на кухне, а рядом с ними положите вперемешку крышки. Малыш должен подобрать к каждой посудине свою собственную шляпку, анализируя их размер и цвет.

Наберите листья с деревьев, легко угадываемые по контуру (дуб, клён, берёза), обрисуйте их границы на бумаге. Ребёнок должен угадать, какой контур, какому листочку соответствует, не прикладывая при этом оригиналы к рисунку.

  • «Фруктовый и овощной коктейль»

Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь угадать известные ему фрукты и овощи: грушу, яблоко, банан, апельсин, свекла, картошка, капуста и другие.

Возьмите карточки с нарисованными предметами, среди которых один будет лишним. Например, среди чашек, ложек и кружек будет утюг. Ребёнок в процессе развивающей игры должен исключить последний предмет.

Игры для развития речи

Для чистоты речи нужны развивающие логопедические игры, направленные на коррекцию произношения разных звуков. Повторяйте с малышом те звуки, которые произносят разные животные. Поставьте перед ним задачу максимально точного воспроизведения.

Прогуливаясь по улице, попросите ребёнка описать всё, что он видит. Он должен правильно и грамотно строить свою речь, говорить предложения и замечать малейшие детали и нюансы, которые он видит.

Предложите ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.». Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов, до трех квадратных предметов и т.п.».

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Пальчиковая гимнастика играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых зон мозга, которая способствует более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте. Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая — с левым полушарием. Во время гимнастики работают обе руки.

Первое время следует помогать ребенку, поставить пальчики правильно. Также возможна работа одной руки, а в процессе выполнения упражнения начнет работать и другая рука, повторяя полностью все движения первой руки. В будущем педагог использует только словесные инструкции. Дети в этом возрасте учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно каждой рукой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Как правило, дети не сразу выполняют упражнение и повторяют слова за педагогом, т.к. внимание у детей достаточно быстро истощается. При повторном проведении игры дети нередко начинают произносить текст частично.

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Приведем пример такого упражнения.

  • Машина
  • — «Би — би – би» — гудит машина (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой).
  • — «Тук — тук – тук» — мотор стучит (дети ритмично хлопают руками).
  • — «Едем, едем, едем, едем» – он так громко говорит (дети ритмично потопывают ногами).
  • — Шины трутся о дорогу – «Шу — шу – шу» — они шуршат (дети потирают ладони).
  • — Быстро катятся колеса – «Та — та – та» — вперед спешат (дети делают ритмичную «вертушку» руками).
  • Игры для развития внимания и памяти
  • Перечисляйте предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

Ребенок должен выполнять вашу просьбу только в том случае, если вы произнесете слово «пожалуйста». Например: звучит фраза «Дай мне куклу» — ребенок не должен реагировать на слова. Звучит: «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не произнесли.

Разложите на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросите его отвернуться и убрать один из предметов. Предложите ребенку посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора — на мелкую и т. п.).

  • «Съедобное — несъедобное» или игра по правилам

Вы вместе с ребенком устанавливаете правило, например, ребенок ловит мяч, если вы, кидая его, называете съедобный предмет, если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Таким же образом можно играть, используя тематические группы: птица — животное, живое — неживое, тихое — громкое и т. п.

Читайте также:  Аппликация по теме пасха для детей 9-10 лет

Предложите ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»

Предложите ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю три имени мальчиков…» Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он. Это могут быть названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

  • «Я скажу, а ты — запомни»

Предложите ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов.

Сначала можно группировать объекты по темам, например, перечислять предметы посуды, мебели и т.п.

 В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов и добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена, окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т.п.

Рассмотрите с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев.

Потом уберите картинку и попросите ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга.

По мере адаптации ребенка к игре можно задавать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.

  • «Посмотри и сделай так же»

Возьмите любую раскраску, выберете крупный одиночный предмет и закрасите одну его половину, а затем предложите ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

Источник: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/228-razvivayushchie-igry-dlya-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-3-4-goda-chast-1

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению ее жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражание товарищам, то уже на четвертом году жизни ребенок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет.

Уже в этом возрасте детей можно научить, не только обдуманно выбирать игру, но ставить цель и распределять роли. Важно, что бы воображение каждого ребенка было направлено на осуществление этой цели.

Под руководством воспитателя дети постепенно приучатся определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

Для детей четвертого года жизни важны новые яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры.

Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Условно выделяют несколько классов игр:

  • творческие (игры по инициативе детей);
  • дидактические (игры по инициативе взрослого с готовыми правилами);
  • народные (созданные народом).

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка.

Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений.

Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры подразделяются:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • конструкторские.

Сюжетно-ролевая игра – это первая проба социальных сил первое их испытание. Значительная часть этой игры  «в кого-нибудь» и «во что-нибудь». Интерес к сюжетно-ролевым играм развивается у детей к 3-4 годам.

Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Но подражает не полностью, т.к. не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операция принятой роли.

Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя.

Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по настоящему переживают свои роли, откровенно показывают свое отношение к жизни свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Театрализованная деятельность – одна из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального и искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций.

Театрализованные игры делятся на две основные группы:

  • режиссерские (ребенок как режиссер и одновременно голос за кадром организовывает театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В др. случае актерами, режиссерами являются сами дети, договариваются кто и что будет делать).
  • игры-драматизации (создаются по готовому сюжету из литературного произведения. План игры, последовательность действий определяется предварительно). Такая игра более сложна для детей, т.к. надо хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение. Особенное значение данной игры – оно помогает детям больше понять идею произведения, чувствовать ее художественную ценность.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Что бы дети могли передать  соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения. Проникаться их чувствами, переживаниями.

Дети младшей группы с удовольствием разыгрывают отдельные эпизоды сказки «Курочка ряба», перевоплощаются в знакомых животных (п/и «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата»), но самостоятельно развить и обыграть сюжеты пока не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне. Поэтому важно научить следовать образцу: птенчики машут крыльями, тяжело и неуклюже ходят медведи.

На занятиях, в повседневной жизни можно разыгрывать сценки из детского быта – например, с куклой. Можно организовать игры на темы литературных произведений: «Игрушки»  А.Барто, потешек, колыбельных. Воспитатель является активным участником таких игр.

Он показывает детям мимику, жесты, интонации, движения. Еще интересны малышам игры с воображаемыми предметами. Например:                                  « представьте себе мяч и возьмите его» и т.п.

У детей проявляется интереск кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.

В процессе работы у малышей развивается воображение, формируется речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать роли движение и слово, развивают чувство партнерства и творческие способности.

Конструкторские игры – это игры направляют внимание детей на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков.

В таких играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материал для таких игр может быть различным (песок, глина, шишки, листья, мозайка, бумага, модульные блоки).

Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр у ребенка активно и постоянно создается что-то новое. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В младших группах воспитатель берет на себя роль организатора, активного участника в игре, вводя разнообразие форм и размеров постепенно.

Игры сос строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструкторские особенности, мышление, приучают к сосредоточенности. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной.

Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно переходя к более сложным. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно-ролевыми играми,  для развития творческой мысли.

При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет.  Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.

По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей. Органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является игровым методом обучения детей, и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • игры-занятия (ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует игровые приемы, создает игровую ситуацию);
  • дидактические (используются при обучении детей на различных занятиях и вне них (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, развитие коммуникативности)).

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Они должны быть безопасными, привлекательными, яркими. Они должны не только привлекать ребенка, но и активизировать его мышление.

В младших группах дети еще имеют слабое воображение, педагоги знакомят малышей с игрушками, показывают варианты их использования.

Настольно-печатные игры—  интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются пи их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них (выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам).

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитию правильной ориентировки в пространстве.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной активности ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

 При организации дидактической игры следует учитывать, что уже с 3-4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, но внимание малыша еще не устойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в д/и требует от него большей, чем в др.

играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Преодолеть их можно через  занимательность в обучении, т.е.

использование д/и, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего к дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью и интересным содержанием.

Игра не только выявляет индивидуальные особенности, личностные качества ребенка. Но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учении.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, что способствует их гармоничному развитию, удовлетворяет потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры бывают с бегом, прыжками, перестроение, с ловлей, с метанием, лазанием.

Подвижные игры делят:

  • сюжетные («Воробушки и кот», «Лиса в курятнике» и др.);
  • несюжетные (игровые упражнения «Кто скорее добежит к своему флажку»).

Народные игры – это игры, построенные с учетом этнических особенностей.

В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции. Такие игры способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.

При ознакомлении детей народным играм надо учитывать возрастные, физические и психофизиологические особенности развития детей, четко обозначая цель, которую имеет игра.

Народные игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучения детей, приобщая их к истокам национальной культуры и духовности.

Игра по утверждению П.Лесгафта- это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра. Тактично поддерживая руководство, обогащать игровой опыт малышей.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/vidy-igr-i-ikh-rol-v-zhizni-vospitanii-i-obuchenii-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию