Сценарий зимнего фольклорного развлечения в старшей группе

Данное развлечение можно приурочить к народному зимнему празднику Ефремов день, который отмечается 10 февраля.

Историческая справка. На Ефремов день домовой глумился на дворах.

В этот день задабривали домового — хозяина избы: оставляли на загнетке горшок каши, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку».

По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает — с той поры он целый год бывает услужлив и смирен. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.

ОБОРУДОВАНИЕ

Фонограмма несен «Барабашка» и «Домовой» А. Пи- негина, русской народной песни «Полянка»; три туеса, шарики красного, желтого, зеленого цвета в равном количестве; чайник, самовар, горшок, ложка; деревянные ложки, трещотки, бубны; пироги.

  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
  • Взрослые
  • Бабушка
  • Домовой
  • Дети
  • Ворон
  • Котик
  • Остальные дети.
  • * * *

Зал оформлен в виде русской избы: печка, кровать, лавки, стол, накрытый к чаепитию, деревянная домашняя утварь, сундук. Дети входят в зал, взявшись за руки.

«Круговая пляска»

Детей встречает Бабушка.

Бабушка. Ой, кто же ко мне в гости пришел! Здравствуйте, ребятушки, милые внучатушки! Дети. Здравствуй, бабушка!

  1. 1-й ребенок
  2. Бабушка родная,
  3. Милая моя,
  4. Больше всех на свете
  5. Я люблю тебя.
  6. 2-й ребенок
  7. По твоим морщинкам

Проведу рукой…

  • В целом свете нету
  • Бабушки такой.
  • 3-й ребенок
  • Никогда не буду
  • Огорчать тебя.
  • Только будь здоровой,
  • Бабушка моя!
  • М. Сидорова
  • Песня о бабушке (по выбору)
  • Бабушка
  • Вот сейчас клубок смотаем
  • Да забаву начинаем.
  • Хороводная игра «Клубок» Архангельская обл.
  • Я по горенке иду,    Дети встают, берутся за руки и за Бабушкой идут по кругу, заматывая «клубок»
  • Клубок ниток несу.
  • Клубок маленький,
  • Нитки аленьки,
  • Клубок катится,
  • Нитка тянется.
  • Нитка дольше всех,
  • Перевертов шесть.
  • «Я за ниточку взялась,     При повторении («разматывании клубка») в конце становятся в круг, поднимают руки.

Тонка нитка порвалась».      На последнее слово резко опускают вниз руки и расцепляют их.

После игры дети садятся на места.

Раздаются шум, стук, вой.

Бабушка. Ой, что это? Никак барабашка стучит. Наверное, сердится хозяин дома — Домовой.

  1. Появляется Домовой.
  2. Домовой
  3. Я — дед Домовой.
  4. Громко топну я ногой,
  5. Засвищу, застучу,
  6. Все вокруг расколочу.
  7. Бабушка
  8. Что ты, что ты, Домовой!
  9. Мы помиримся с тобой.
  10. Домовой
  11. Я мириться не желаю,
  12. Грозный танец начинаю,
  13. И на танец я девчонок
  14. И мальчишек приглашаю.
  15. Комплекс аэробики под песню «Барабашка» А. Пинегина
  16. Бабушка
  17. Кудеса, кудеса,
  18. Чудеса, чудеса!
  19. В этот день Домовой
  20. Завсегда бывает злой.
  21. Домовой
  22. Делаю что захочу:
  23. Посуду всю расколочу!
  24. Бабушка
  25. Как я буду без посуды?
  26. Без нее мне будет худо.
  27. Домовой
  28. К загадке коль ответ найдешь,
  29. Тогда посуду и спасешь.
  30. Бабушка
  31. Помогите мне, ребятки,
  32. Отгадать эти загадки!
  33. Дети отгадывают загадки, Бабушка показывает соответствующую кухонную утварь.
  34. Домовой
  35. Из горячего колодца

Через нос водица льется! (Чайник.)

  • А. Рождественская
  • Это что за паренек
  • В золотой рубашке
  • Разливает кипяток
  • В голубые чашки:
  • Разливает кипяток —

Приглашает на чаек?.. (Самовар.)

И. Мазнин

В земле я родился,

В огне — закалился. (Горшок.)

Ф. Скудра

В похлебке искупалась, —

Голодною осталась. (Ложка.)

  1. Н. Толоконников
  2. Ребенок
  3. Мы возьмем желанные
  4. Ложки деревянные
  5. И сыграем мы сейчас
  6. Пляску русскую для вас.
  7. Русская плясовая мелодия «Полянка»
  8. Дети играют на русских народных инструментах, сопровождая звучание фонограммы «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов.
  9. Домовой
  10. Буду нынче безобразничать,
  11. Буду нынче я проказничать.
  12. Перемешаю я муку,
  13. И горох, и крупу.
  14. Бабушка
  15. Это, друг мой, пустяки!
  16. Ты хоть все переверни,
  17. Мы порядок наведем
  18. И крупу переберем.
  19. Аттракцион «Перебери крупу»

Домовой высыпает в обруч разноцветные шарики. Двое-трое детей складывают шарики одного цвета в туеса, стоящие в разных углах зала.

  • Домовой недоволен, что дети справились с заданием.
  • Бабушка
  • Милый мой Домовой,
  • Не серчай, постой!
  • Про тебя споем мы песню.
  • Домовой
  • Что за песня, интересно?
  • Бабушка
  • Домовой, послушай.
  • Приготовь-ка уши.
  • Песня «Домовой» А. Пинегина
  • Исполняется караоке.
  • Домовой
  • Ну и песня! Хороша:
  • У-у-у да а-а-а!
  • А теперь хочу играть!
  • Приглашаю в круг всех встать!
  • Игра «Домовой»
  • Дети (встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)
  • Дедушка Домовой,
  • Мы хотим играть с тобой.
  • Ты на месте повернись,
  • Вправо-влево наклонись,
  • Приседай и вставай,
  • Да и нам заданье дай.
  • Ты на печке не лежи,
  • Что нам делать — покажи!

Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой.

  1. Бабушка
  2. Домовой с нами играл,
  3. Но, наверное, устал.
  4. Домовой, посиди,
  5. На ребят погляди.
  6. А мы тебя повеселим,
  7. Позабавим, рассмешим.
  8. В центр зала выходит Ворон.
  9. Русская народная песня «Ворон»
  10. Ворон выполняет движения под песню.
  11. Домовой
  12. Ай да, ворон — молодец,
  13. Черный ворон — удалец!
  14. Бабушка
  15. Утром он в трубу трубит,
  16. К ночи сказки говорит.
  17. Ворон
  18. Сбегаются зверьки
  19. Ворона послушать,
  20. Прянички покушать.
  21. Потешки

Ворон 3 раза ударяет в бубен. Дети встают друг за другом рядами и но очереди рассказывают потешки. После каждой маленькой сценки Ворон ударяет в бубен, дети, рассказавшие потешку, убегают на места.

  • На улице
  • Две курицы
  • С петухом дерутся.
  • Две девицы-красавицы
  • Смотрят и смеются:

«Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

  1. Как нам жалко петуха!»
  2. Русская народная потешка
  3. Уронила белка шишку.
  4. Шишка стукнула зайчишку.
  5. Тот пустился наутек,

Чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели…

  • Нападают на меня!»
  • В. Шульжин
  • Ворон (ударяет в бубен)
  • Вот девчата-тараторки
  • Тараторят на задворках.
  • Частушки «Тараторки»
  • Дети (инсценируют стихотворение)
  • Два ежа издалека
  • Шли и встретили зверька.

— Мама! Мама! — закричали. —

  1. Мы злодея повстречали!
  2. Зубы острые,
  3. Шерсть пестрая,
  4. Хвост длинный,
  5. Мое клином.
  6. Неужели этот зверь
  7. Нас с тобою съест теперь?
  8. — Эх, вы, глупышки,
  9. Испугались мышки!
  10. В. Суслов
  11. Домовой
  12. Ну а мыши, говорят,
  13. Удирают от котят.
  14. Если только пожелаю,
  15. Себя в котю превращаю.
  16. Бабушка
  17. Да не надо превращений,
  18. Есть котенок у меня.
  19. Ну-ка, Васька-озорник,
  20. Ты мышей ловить привык?

Кот. Мяу!

Народная игра «Кот и мыши»

Дети встают вокруг Кота и выполняют движения под текст.

Раз, два, три, четыре! — И.п. — стоя, руки на поясе.

Жили мышки на квартире. Дети поднимают и опускают плечи.

Чай пили, чашки мыли, Наклоняют корпус вправо-влево.

Но с котами не дружили. Наклоняют голову вправо-влево.

Раз,    Вытягивают правую руку вперед.

Два,    Вытягивают левую руку вперед.

Три!     Ставят обе руки на пояс.

Раз, два, три!   Повторяют движения.

Нас попробуй догони!     Топают ногами.

  • Дети разбегаются от Кота.
  • Домовой (поглаживает кота)
  • Как у нашего кота
  • Шубка очень хороша.
  • Как у котика усы
  • Удивительной красы.
  • Глазки смелые,
  • Зубки белые.
  • Русская народная потешка
  • Кот
  • Котик ваш муку носил,
  • Тесто густо замесил,
  • На доске его катал,
  • Сладким соком поливал.
  • Р. Борисова
  • Бабушка
  • Вот и вышел пирожок,
  • Подрумяненный бочок.
  • Песня «Котик в избушке» Я. Дубравина
  • Бабушка
  • Домовой, не стесняйся,
  • Пирожками угощайся.
  • Домовой
  • Ой, спасибо, ублажили,
  • Пирогами угостили.
  • Буду в доме вашем жить,
  • Буду дом ваш сторожить,
  • Буду дом оберегать,
  • Счастье буду привечать.
  • Бабушка приглашает детей к чаю

Источник: http://horsad14.ucoz.ru/index/folklornyj_prazdnik_v_starshej_gruppe/0-64

№ 478 Сценарий фольклорных посиделок «Путешествие в страну Фольклора» — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей детских садов

Сценарий фольклорных посиделок «Путешествие в страну Фольклора»

СКАЧАТЬ

(воспитатель Бакуцкая С.Л. СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено.)

  • Цель: — закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;
  • — развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;
  •  — воспитывать интерес к культурному наследию.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

-Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входят дети .

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

 Как у нас на Руси  уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал  никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

— Дети, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он.(открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю  и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное — Фольклор. А что такое фольклор?

  1. Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…
  2. Хозяйка: А кто их сочинил?
  3. Дети: народ.
  4. Хозяйка: Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора

Предлагаю начать  с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

(выставляется береза)

Ребёнок.   Берёза, моя берёзонька! Берёза  раскудрявая!

  •                  Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!
  •                  На тебе, березонька, листья зелёные!                      
  •                  Близ тебя, березонька, красны девицы,
  •                  Да добры  молодцы  хоровод  ведут!
  • Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём» (средняя группа)
  • Хозяйка: Ди — ли-ли, ди -ли-ли,
  •                  А вы Дуню видели?
  • Ребенок: Заглянули в огород,                 
  •                  Лебеду там Дуня рвет!
  • Ребенок: Пошла Дуня в огород,              
  •                   Во зеленый огород,
  •                   Сорвала лопушок
  •                  Да под самый корешок.
  •                  Сшила Дуня сарафан
  •                 И наряден, и не ткан!
  • Ребенок:    Положила в уголок,                
  •                    В берестяной коробок,
  •                    Где ни взялся таракан,
  •                    Проел Дунин сарафан!
  • «Во ку во  кузнице» —   русская народная песня
  • Загадка —  для  ума зарядка
  • 1. Кто приходит, кто уходит –
  •     Все её за ручку водят. (Дверь)
  • 2. Под крышей четыре ножки,
  •    А на крыше суп да ложки. (Стол)
Читайте также:  Классные часы в 10 классе. разработки

3. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

4.Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

— Гости дорогие, а вы сказки знаете русские народные? А сейчас – загадки  про сказки.

  1. — В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь»)
  2. — Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и  высок расчудесный …
  3. — В какой сказке девочка за своё трудолюбие  и доброту получила  сундучок с богатсвом? («Морозко )
  4. Хозяйка: Как у нашего соседа
  5.                  Весела была беседа,
  6.                  А у нас на весь двор
  7.                  Еще лучше разговор:  
  8.                 — Утки
  9. Дети : В дудки!
  10. Хозяйка: Кошки
  11. Дети: В ложки!
  12. Хозяйка: Тараканы
  13. Дети: В барабаны!
  14. Хозяйка: Чайки
  15. Дети: В балалайки!
  16. Хозяйка: Кукушки
  17. Дети: В колотушки!
  18. Хозяйка: А веселые скворцы
  19.                  Заиграли в бубенцы!
  20.                  Играют, играют,
  21.                  Всех потешают!
  22. Инсценировка детей ясельной группы

 Русская народная  игра «Ворон» Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок – ворон  ( он стоит в кругу вместе со всеми). Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, (дети идут к центру круга дробным шагом) А на той горе дубок, А на дубе воронок.

(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона») Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. (ворон пляшет, дети повторяют его движения) Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная.

С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

Хозяйка. Вижу, повеселее вам стало, а уж  чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

  •                 Я пойду да разойдуся
  •                 По зелёной  по траве.
  •                 Заиграли гармонисты –
  •                 Всё волнуется во мне.
  •                 Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Хозяйка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой.

Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках.

Вот и я попрошу  своих гостей повеселить нас частушками.

  1. 1 гость: Да для нас такое дело
  2.                  Очень даже просто!
  3.                  Эх! Душа помолодела
  4.                  Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!,

  •  Гости : Конечно чепуха!
  • «Чепуха» -частушки- русская народная мелодия
  • 2 гость: Вы послушайте, ребята,
  •                  Нескладуху будем петь.
  •                  На дубу свинья пасется,
  •                  В бане парится медведь!
  • Дети: Чепуха, чепуха,
  •            Чистая чепуха!
  •            Чипа- чипа, а — ха – ха-
  •            В самом деле, чепуха!
  • Гость 3: На заборе чепуха
  • Варила варенье.
  • Увидала паука-
  • Потеряла зренье!
  • Дети: Чепуха, чепуха…
  • Гость 4: На столе лежит арбуз,
  • На арбузе — муха!
  • Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
  • Дети: Чепуха, чепуха…
  • Гость 5:      На горе верблюд пасется
  •                      В белых вышитых штанах.
  •                      А за ним блоха несется
  •                      На высоких каблуках!
  • Дети: Чепуха, чепуха…
  • Дети: Мы частушки вам пропели                 Хорошо ли, плохо ли,
  •                  А теперь мы вас попросим,
  •                  Что бы нам похлопали.
  • Хозяйка: Спасибо  за частушки потешные!
  •                  Где песня льется,
  •                  Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой  котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

  1. Ну – ка, девицы — рукодельницы, выходите,
  2. Свое уменье покажите!
  3. Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

  • А теперь давайте ещё поговорим  о скороговорках — «Всех скороговорок  не переговоришь», а мы давайте попробуем.
  • —  Три  вороны на воротах;
  • — Около кола колокола;
  • — Приготовила Лариса  для Бориса суп из риса.
  • Хозяйка: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица 
  • недаром  молвится. Я говорю начало  пословицы или поговорки, а вы  продолжите:
  • «Что посеешь…», «Осенний  день …»,  «Делу время -…» ,  «Кончил дело — …»,  «Хлеб — …всему голова».

Хозяйка.   Быт людей отмечен веком.

  1.                   Поменялся старый мир.
  2.                   Нынче все мы по «сусекам»
  3.                   Личных дел или квартир.
  4.                   Наш досуг порою мелок,
  5.                   И чего там говорить,
  6.                   Скучно жить без посиделок
  7.                   Их бы надо возродить.

— Я думаю, что нам это сегодня удалось. Кто-то  ещё к нам идёт.

Стук в дверь – заходит дедушка Фольклор.

—  Здравствуйте, дорогие внучата — вот мы и встретились, очень рад нашей встрече. Вы вспомнили   все виды и жанры  фольклора, и хочу , чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались  к тому, что придумал  наш  русский народ. Как в народе говорят «Кончил дело — гуляй смело!».

  • Все вместе встают на пляску «Светит месяц…»
  • Дедушка Фольклор: Кончилось веселье-
  • Пришло время угощенья!
  • Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!  – угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.

Источник: http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-478-scenariy-folklornyh-posidelok-puteshestvie-v-stranu-folklora/

Фольклорное развлечение в старшей группе

  • Сорока:
  • Я Сорока — белобока по лесу летала
  • По полю скакала малых детушек искала.
  • Принесла я вам письмо
  • Вот, от тётушки оно
  • В гости вы к ней собирайтесь,
  • Быстро – наряжайтесь,
  • Ведь у тётушки у Варварушки
  • День рождение.
  • Вед: (читает письмо)
  • Ко мне в гости собирайтесь,
  • Да в дорогу отправляйтесь
  • Жду вас с нетерпением,
  • Уж готово угощение!
  • Тётушка Варварушка.
  • (накидывают платки, одевают фуражки)
  • Мальчики:
  • Девочки — беляночки
  • Где вы набелилися?
  • Девочки:
  • Мы вчера коров доили
  • Молоком умылися.
  • Вед: Поехали скорей к тётушке. У нас и лошади готовы, только нужно сказать волшебные слова:
  • Едем, едем на лошадке
  • На лошадке в красной шапке
  • К тётушке Варварушке
  • В гости на оладушки.
  • (дети под музыку скачут по кругу)

Вед: Тыр, стой, лошадка! Кто же это на пути?

1 реб: Я Никита – волокита. Купил лошадь без копыта.

  1. 2 реб: А я Фома – простота. Купил лошадь без хвоста
  2.          Сел задом наперёд и поехал в город.
  3. 3 реб: Зацепился за пенёк, простоял весь денёк
  4.           Зацепился за кочку, простоял всю ночку.
  5. (встреча с Федулом)
  6. — Федул, что ты губы надул?
  7. — Кафтан прожёг
  8. — Можно зашить
  9. — Да иглы нет
  10. — А велика ли дыра?
  11. — Да один ворот остался.
  12. (встреча с Фомой)
  13. — Филя, есть хочешь?
  14. — Да нет, я перекусил
  15. — А чем перекусил?
  16. — Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей!
  17. (скачут дальше по кругу)
  18. Вед: Какая красивая берёзка!
  19. Реб: Ну что ж, красны девицы, да добры молодцы
  20.        Собирайтесь в хоровод, пусть услышит вас народ!
  21. Песня – хоровод: «Во поле берёзка стояла»
  22. Вед: Дорога далека, поехали дальше.

Реб: Ой беда, беда, беда! Собирайся детвора!

       Все бегите-ка сюда, кошкин дом тушить пора!

Пальчиковая гимнастика: «Кошкин дом»

Вед: Молодцы! Потушили кошкин дом. Пора и дальше скакать.

Тётушкин домик уж совсем близок. А вот и ворота!

  • Игра: Золотые ворота.
  • Проходите детвора
  • Первый мать проведёт
  • Всех детей проведёт
  • Первый раз — прощается
  • Второй раз – запрещается
  • Ну, а в третий раз — не пропустим вас!
  • Вед: Вот и домик небольшой дым колечком над трубой

Видно варится обед. Есть кто-то или нет?

  1. Тётушка: Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости
  2. Давно я вас жду, поджидаю, веселья не начинаю.
  3. Припасла я для вас забавушек на всякий вкус
  4. Кому сказку – небылицу, кому песенку,
  5. И всем игры заводные, прибауточки смешные.
  6. Есть у меня волшебный сундучок, в нём живут сказки- загадки, попробуйте отгадать:
  • Трудно дедушке седому с грядки урожай собрать

Он решил друзей собрать. Друг за друга взявшись крепко

Тянут все из грядки … репку!

  • Мышка дом себе нашла, мышка добрая была
Читайте также:  Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. вверх, вниз

В доме том в конце концов, стало множество жильцов

  • А дорога далека, а дорога нелегка

Сесть бы на пенёк съесть бы пирожок.

  • От родной своей сторожки убегал он по дорожке

Бегать он умел без ног, кто же это?

  • Добрый маленький герой, разделил свой дом с лисой,

А лисица злой была и зайчишку прогнала.

Ребятки, а здесь есть ещё и узелок. Кому передам узелок, тот скажет пословицу назубок.

  • Гляди не на человека, а на его дела.
  • Как аукнется так и откликнется.
  • Поспешишь, людей насмешишь.
  • Шило в мешке не утаишь.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Славно дерево плодами, а человек делами.
  • Землю красит солнце, а человека труд.
  • Тётушка: Пора веселье продолжать
  • Будем петь и танцевать.
  • Частушки:
  • А у нас во дворе квакали лягушки

А я с печки босиком, думала подружки.

  • По деревне я шла и Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

  • Я плясала в три ноги, потеряла сапоги

Оглянулся назад, сапоги мои стоят.

  • Сидит ёжик на берёзе, белая рубашка

На головке сапожок, на ноге фуражка.

  • Мы пропели вам частушки, хорошо ли плохо ли,
  1. А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!
  2. Танец: «Матрёшки»
  3. Реб: Приглашаю детвору, на весёлую игру,
  4. А потом не примем, за уши поднимем
  5. Уши будут красные, до того прекрасные!
  6. Игра: «Башмачки»
  7. Вот сидят малыш, до чего же хороши
  8. До чего же хороши ну, а ноги-то босы
  9. 1, 2, 3 к башмачкам беги.

Тётушка: Молодцы ребятки! Славно мы повеселились. Ой, заигрались мы, а оладушки-то стынут. (угощение детей)

Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/4395-folklornoe-razvlechenie-v-starshej-gruppe.html

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного праздника

Демина Г. Д., Гусельникова А. М. «Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного праздника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1243/ (дата обращения: 23.11.2019).



  • Цель праздника:
  • Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры.
  • Задачи:
  • ‒ Развивать любовь к фольклору, к его малым формам;
  • ‒ Воспитывать любовь к Родине;
  • ‒ Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа;
  • Закреплять навыки правильной, выразительной речи, четкой артикуляции звуков.
  • ‒ Развивать память, внимание, наблюдательность, творчество;
  • ‒ Развивать связную речь, обогатить словарь детей.
  • Оформление зала:

Музыкальный зал украшен в народном стиле, на стене надпись «Фольклор Град». Зал разделен на «улицы», соответствующие названиям с атрибутами.

  1. Ход праздника:(занавес закрыт)
  2. (Звучит фонограмма русской народной мелодии «Светит месяц»
  3. в исполнении ансамбля Свешникова)
  4. (К гостям выходит хозяюшка.)

Хозяюшка: Ой, батюшки! Народу — то, народу- то собралось! От всех областей.

Добрый день гости званые, гости желанные!

Мы всегда рады гостям, как добрым вестям! Всех на праздник приглашаем да весельем угощаем! А что — то мои судари да сударушки задерживаются?

Дети: Мы здесь! — (дети заходят в зал)

Хозяюшка:Здравствуйте, судари мои! Здравствуйте, сударушки! Рада встречи с вами всегда, а особенно сегодня. Мне хочется с вами отправиться в город со сказочным названием «Фольклор Град». Вы скажите, что за такое название городу? А я вам отвечу, да есть и правда такой город.

Ведь фольклор — это народная мудрость, это русские народные песни, частушки, танцы, потешки, поговорки, дразнилки — это устное народное творчество. А устное народное творчество живет вечно! Хотите попасть в мой волшебный город? А кто же нам поможет туда побыстрее добраться? (ответы детей).

Да, верно это наш чугунок, да волшебный уголек, которые всегда приходят к нам на помощь и нас выручают.

К нам пришли и ваши родители, давайте их возьмем с собой в наше путешествие? Только уважаемые гости, смотрите, не затеряйтесь в нашем сказочном городе, здесь столько много улиц, да переулков и площадей, что не ровен час, и потеряться можно. Будьте осмотрительны!

Хотите, я буду экскурсоводом и познакомлю Вас с моим чудесным городом под названием «Фольклор Град»? Так чугунок, да уголек пришел и ваш черед нам помогать!

(Хозяюшка берет в руки чугунок и уголек, говорит волшебные слова: «Чугунок наш покрутись в чудо- граде окажись!»)

(занавес открывается) А вот и полюбуйтесь, город «Фольклор Град». А живут в нашем городе люди с открытой душой и добрым сердцем. И все в городе сделано руками русских умельцев, да так красиво, глаз не отвести. Издавна наш народ славился своими мастерами. Одни делали посуду из глины, другие ее расписывали искусно.

Одни изготавливали поделки, и посуду из дерева, а другие ее также расписывали, да разной росписью и гжелью, и хохломой. Славились мастера по рукоделию, вышивке, сказочным узором. И все это передавалось и передается по наследству, из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам, так и дошло до нашего времени.

И так весело в нашем городе, ведь живут в нем люди талантливые и певцы, и танцоры, и музыканты, да вы в этом сами убедитесь. Итак, начнем!

Песенная улица — здесь песни не смолкают. Одна песня заканчивается, другая начинается, а самые голосистые на улице — семья Матрёшкиных. А как песни поют, да все русские. А почему русские? — да потому, что написал песни народ. Давайте с ними познакомимся с семьей Матрешкиной? А вот и глава семейства Матрена Ивановна.

Матрена: Я Матрена не простая, я Матрена расписная, да веселая такая, как начну плясать петь, никому не усидеть. А где же мои детишки?

  • Проводится игра «Стала Матрена детей собирать»
  • Матрена: А где Матрёшечка, доченьки?
  • Все: Опять в прятки играет матушка!
  • Матрена: Пойдемте, ее искать, нужно песни петь, да гостей развлекать!
  • Игра «В прятки» (идет Матрешечка)
  • Матрена: Ты где была доченька?

Матрешечка! Пошла я в зеленый сад, сорвала два яблочка. (показывает)

Матрена: Молодец! Запевай, милая!

Исполняется русская народная песня «Пойду я взеленый сад»

Хозяюшка: А какие русские песни вы знаете? (отвечают) А спеть нам русскую народную песню, не хотите ли?

  1. Матрешечки: Хотим!
  2. Исполняется русская народная песня «У ворот сосна зелёная»
  3. (хвалят) Ой, да какие же вы молодцы!

(Слышится запись частушек, и голос: «Спешите к нам на улицу Частушечную. Подходите, не зевайте, инструменты разбирайте»).

  • Хозяюшка: Ой, как зазывают, да частушки весёлые поют, поспешим на эту улицу, да посмотрим, кто нас зовет?
  • (Братья Затолокины встречают детей, поют частушки «Тырна» и предлагают детям спеть частушки)
  • Исполняются «Частушки» русская народная мелодия

Хозяюшка: Пойдём-ка дальше, посмотрим, кто на улице живет! Да на этой улице у Федорки на затворках, поселились Тараторки. Начинают тараторить с самого утра, тра-та-та, небылицы, пословицы, поговорки.

Дети соревнуются врассказывании небылиц, дразнилок.

«Как уМаши на кармашке васильки да ромашки»

Хозяюшка: Ну, затараторили тараторки, тараторки-метеорки! Пойдемте скорее на Затейную околицу, да отдохнем от этих тараторок.

А живет на этой околице фольклорный ансамбль «Русская песня», под руководством Валентины Григоровой. В ансамбле поют люди, влюбленные в русскую песню, несмотря на свой возраст и профессию.

Они нам дарят встречу с прекрасными русскими напевными песнями.

Песня «Варенька» русская народная песня

Русская народная игра «Дед Семак»

Хозяюшка: Как здорово! Как красиво вы поете! Голоса сливаются, звонкие, задорные. А какой характер песни дети? (плясовая, игровая, радостная, танцевальная, веселая, озорная, шутливая) Спасибо Вам, гости дорогие за встречу с прекрасными русскими народными песнями, которые так необходимы в наше время.

Гость из ансамбля: Что это за сундучок? И к какой улице он относится, ничего не понятно?

Хозяюшка: Сейчас посмотрим? Да тут что-то есть? Мешочек — какой-то интересный да чудесный, загадочный. А не улица ли загадок это? Точно!

Улица загадок. Придется отгадать загадки! (из сундучка выглядывает скоморох Тимошка) Начинает загадывать загадки, про музыкальные инструменты, они убегают.

Оркестр «Ах, вы сени» русская народная мелодия

Хозяюшка: Приглашаем всех на Широкую улицу.(Дети наряжаются)

На эту улицу приходят со всех концов города, каждая улица шла нарядная, одна с частушками, другая с песнями, третья с оркестром — кто с косой, кто с ухватом, кто с пилой. И мы с вами пойдем на улицу, да спляшем, как настоящие артисты.

Танец «Кадриль» русская народная мелодия

«Гармонь моя» русская народная песня вобработке М. Мордасовой

Хозяюшка: Ну, вот и закончилось наше путешествие, посмотрите, мы никого не потеряли? Как вам понравилось в нашем городе? А где вам больше всего понравилось? Мы прикоснулись к русской старине, которой не подвластно время, потому, что оно передается из поколения в поколение, это наша история, это наши традиции. И вы, пожалуйста, берегите все то, что копилось веками, преумножайте вековую память наших прабабушек и прадедушек.

  1. Хозяюшка: А вот еще загадку отгадаете?
  2. Он пыхтит как паровоз, важно к верху задрав нос.
  3. Пошутит, остепенится, пригласит чаю напиться? (самовар)

В каждом доме красовался важный самовар. Встречали гостей по русскому обычаю с самоваром, с бубликами да пирогами.

  • С чая доброе здоровье, украшение стола,
  • Чаепитие в России — вот хорошие дела.
  • Везите нам скорей чайку! (взрослые везут самовар на колясах с чашками)
  • Исполняется танец «Самовар» муз. Каретного
  • Исполняются «Чайные частушки»
  • Хозяюшка: А сейчас, как гостеприимные хозяева просим отведать чаю с пирогами, да бубликами.
  • Основные термины (генерируются автоматически): русская народная мелодия, хозяюшка, улица, песнь, гость, город, Ребенок, русская народная песня, зеленый сад, устное народное творчество.

Музыкальный фольклорный репертуар, исполняемый детьми и взрослыми в ходе различных мероприятий, включал сезонные песни и заклички; русские народные песни Костромской области;кадрильные, колыбельные, обрядовые песни;частушки; хороводы; наигрыши: «Ты не…

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр

Читайте также:  Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе

фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня, окружающий мир, народное творчество, народная песня, фольклорный материал.

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Развитие речи детей раннего возраста посредством… Словесное русское народное творчество заключает в себе…

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо. Сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием. Человека и Отечества, их красоты и величия. В. Сухомлинский. Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в соответствии с программой…

Русская народная песня «Тень-тень» висполнении детей.

Основные термины (генерируются автоматически): хозяюшка, мешок, ребенок, воспитатель, СКАЗКА, добрый молодец, веселый бубен, народно-прикладное искусство, народный быт, русская народная музыка.

Ключевые слова: Русское народное творчество, деревянные ложки, потешки, ритм, ансамбль, музыкальные инструменты, звукоизвлечение, приёмы игры на

В хорах и ансамблях народной песни, фольклорных коллективах используют инструмент при исполнении народных песен.

Аникин, В. П.Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, колыбельная песня, колыбельная песнь, песенка, педагог, дошкольный возраст, музыкальный жанр, старший возраст, мама, бай.

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1243/

Фольклорный праздник для старшего возраста

29.09.17

Мануилова Елена Николаевна воспитатель, МАДОУ г.Нижневартовска ДС№78 » Серебряное копытце», ХМАО_ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

г.НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №78 « СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ».

  • Сценарий зимнего развлечения для детей старшего
  • дошкольного возраста.
  • Подготовила воспитатель:

Мануилова Е.Н.

Сценарий фольклорного развлечения: «Зима хорошо, весна лучше!».

Историческая справка:

«В Сретение Весна-красна с Зимушкой встречается» говорили крестьяне. Чтобы оказать помощь весне, крестьяне устраивали обрядовые кулачные бои — зимоборы.

В день Сретенья, 15 февраля, мужики для боев наряжались в весеннюю одежду (кафтаны) и в зимнюю — шубы, выходили на улицу и дрались на кулаках. Если побеждали те, кто был одет в шубы, то говорили о долгой зиме.

А если победа была за теми, кто в кафтанах, то ликовали, ведь весна преодолела зиму и быть ей солнечной, да ранней.

  1. Цель:
  2. Приобщить детей к русской традиционной культуре.
  3. Задачи:
  4. Обучающие:• Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; • Закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь.
  5. Развивающие:• С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
  6. Воспитывающие:• Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям.
  7. Предварительная работа:

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

• Беседа с детьми о традиционном праздновании Сретенья. • Разучивание музыкального репертуара с детьми (русские народные игры, пословицы, заклички, поговорки и т.д.).

Действующие лица: Ведущая, Весна, Зима.

Оформление зала: Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки. Центральная стена оформляется цветами, на полу – «зеленая трава».

  • Организована выставка игрушек, поделок изготовленные детьми.
  • Ход развлечения:
  • Звучит веселая плясовая музыка
  • Ведущая ( в русском костюме) : — Здравствуйте, гости дорогие ,

А чем вам нравиться зима? А чем она хороша? А чем она вам нравиться?

  1. Давайте вспомним стихи о зиме.
  2. ( Читают знакомые стихи).
  3. А знаете ли вы загадки о снеге?
  4. (Ответы детей)
  5. — Живет- лежит ,умрет, а весной убежит,
  6. — Всю зиму лежит , а весной убежит.
  7. -Зимой греет, весной тлеет.

Много радости принесла нам зима! Но всему свое время. Впереди ждет нас весна , где будут новые встречи и интересные весенние игры, и развлечении.

Назовите последний месяц зимы. . ( ответы детей)

Что он задумался? Вы знаете? Послушайте стихотворение.

  • ( Читает ребенок)
  • О чем задумался Февраль,
  • Забыв метельные забавы?
  • Притихла снеговая даль,
  • Ей слышно: шевелятся травы,
  • Еще немного – и ручьи
  • С веселым гомоном прольются,
  • Вернуться шумны грачи
  • Дни соловьиные вернуться.
  • Ведущий: Вот и февраль ждет когда вернуться грачи, а когда они прилетают?
  • ( ответы детей).
  • Ведущий :Правильно, ребята весной.
  • Середина февраля – уходит зима ,скоро к нам придет весна, именно сегодня праздник справляется , на Руси он называется Сретенье Господне, и справляется он 15 февраля.

«В Сретение Весна- красна с Зимушкой встречается» говорили крестьяне. А чтобы оказать помощь весне быстрее прийти , крестьяне устраивали обрядовые состязания , которые назывались — зимоборы.

В народе праздник Сретенье издавна воспринимался, как первая встреча весны, когда «зима с весной встретились», «старая зима с молодой весной борются. Масленицу встречать.

  1. Сегодня здесь весну встречаем, И с поклоном приглашаем! Всех, кто любит веселиться,
  2. И смеяться, и резвиться!
  3. И нам надоела морозы, давайте Весну – красну звать, да солнышко созывать.
  4. (Дети все вместе.)
  5. Народная закличка: «Солнышко-ведрышко…»
  6. Солнышко- ведрышко!
  7. Выгляни, красное,
  8. Из-за гор-горы!
  9. Выгляни, солнышко, До вешней поры!
  10. Видело ль, ведрышко,
  11. Красную весну ?
  12. Встретило ль, красное,
  13. Ты свою сестру.
  14. (Под лирическую музыку в зал входит Весна).

Весна: Здравствуйте, детушки малые!! Услышала я, как вы меня зовете, да и в гости к вам пришла! А не надоела ли вам зима-зимушка, пора приходит моя

Ведущая: — В народе праздник Сретенье издавна воспринимался, как первая встреча весны, когда «зима с весной встретились», «старая зима с молодой весной борются».

(Раздается завывание ветра, и в зал вбегает Зима).

Зима: Что здесь за веселье? Что же вы ребята, меня провожаете? А ведь радовались моему снегу, на санках с горки катались! И я не собираюсь уходить.

(Гневается, топает ногой). Но я еще сильна! Испорчу вам праздник! Не пущу тебя, Весна, на землю!

Ведущая: — Не страшны нам, Зима, твои угрозы! Не боимся мы тебя! Дети: — Не боимся!

Весна: — Ты не гневайся зима прошла твоя пора. Моя очередь пришла.

Зима. Не бывать этому, я ещё сильна, и свои права не отдам.

Весна: Ну хорошо зима давай силой мериться, кто победит , тот и останется.

Зима: — Давай! Только я тебя, все равно, сильнее!

Ведущая: — Ты, давай, Зима, не хвались, все равно весне пора. Недаром говорят: «Зима весну пугает, да все равно тает!»

Зима: — Ничего, посмотрим, чья возьмет! Я еще покажу себя, как закружу, как заморожу! Все снегом засыплю. Вон и слуги мои, сосульки, висят! Значит мое еще время!

Ведущая: — Давайте договоримся, кто из вас выиграет, в честь того и будем праздничный хоровод водить. Согласны?

  • Зима, Весна: — Согласны!
  • (Зима и Весна, совместно, проводят игры-состязания, для этого создаются две команды).
  • Игра «Сорви сосульку».

(Дети делятся на две команды) Зима и Весна поднимают веревку, с подвешенными на ней «бумажными сосульками» на высоту 1,5 метра. Команды выстраиваются в две шеренги.

Участвуют по два ребенка от каждой команды. Кто быстрее и больше сорвет «сосулек», подвешенных на шнурках (надо подпрыгнуть и снять бумажную сосульку), тот и выиграл.

Побеждает та команда, у которой больше «сосулек».

Весна. Игра ручеёк.

Зима «Попади снежком в корзину…»

Дети делятся на две команды. Необходимо кинуть «снежок» и попасть в цель (корзину). Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.

Ведущая: — А теперь, ребята, давайте немного отдохнем! Отгадайте загадки, которые вам загадают Зима и Весна!

Весна: Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март).

Зима: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Бело-коса, белолица. Как махнула рукавом Все покрылось серебром (Зимние месяцы).

Весна: У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полу замерзший, чуть живой. (Подснежник).

Зима: Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей (Снеговик).

Весна: — Шагает красавица, Легко земли касается, Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна).

Зима : Игра: Бег с клюшкой.

Весна: Игра «Собери цветы» цветы распределить (разбросать) по всему музыкальному залу. По сигналу начинается игра, нужно добежать до цветка, взять один подснежник, добежать до корзинки, положить цветок в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет подснежники.

(Совместная игра) Игра перетягивание каната.

Зима: Ну, что ж победили вы меня, видно и вправду мне пора уходить. (Зима кланяется Весне в пояс).

Зима: Совсем скоро придет твое время! Царствуй Весна на славу!

Ведущая: Вот и победила весна зиму , давайте проводим зиму и в 1 марта встретим весну, а зиме помашем ей рукой! ( Зима уходит.)

Весна:Ну и я пойду, отдохну, силы наберусь и первого марта в полную силу прейду. ( прощается).

Ведущая: До свидания весна, мы ждём тебя. Но у нас ребята праздник продолжается . Вы знаете на Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.

— Вот и мы с вами пойдем чай пить с бубликами! Ждать весну ждать.! (Раздаются угощения)

Скачать публикацию Скачали: 29 раз

Источник: https://pedagogcentr.ru/publication/3/34/2828

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector