Родительское собрание. воспитание интереса к чтению у младших школьников 2 класса

Родительское собрание. Воспитание интереса к чтению у младших школьников 2 класса

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.»

Не секрет, что чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового.

К сожалению, в последние годы всё чаще мы стали слышать, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» больших объёмов читаемого, читают по слогам даже в подростковом возрасте.

Как следствие не понимают прочитанного, не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание, а не как увлечение или досуг.

Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо.

Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Выделяют следующие причины снижения интереса к чтению:

  • усиление влияния средств массовой информации
  • чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
  • резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»);
  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. По — началу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова.

Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника, чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.

Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще и интереснее.

Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы.

Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Проблема: Как привить интерес к чтению?

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. ( М.И. Оморокова «

Совершенствования чтения младших школьников»). М. Просвещение. – 2006г. Она же утверждает, что исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Какие только виды работ не придумывает учитель начальных классов, чтобы дети на уроке читали с интересом.

Методы и виды работ:

  • сказочные герои приносят письма детям
  • «Кто играет в прятки»?
  • образец учительского чтения
  • пиктограммы

У каждого учителя есть серии сюжетных картинок по развитию речи. На основе некоторых из них составляют коротенькие рассказы.

Очень нравится детям чтение, под названием «Кто играет в прятки?».

На доске записаны 5-6 рядов букв (25 слов). Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто с ними играет в прятки, это могут быть: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Кто играет в прятки?

  • КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ
  • ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ
  • ЁСЛИНОТУШКАНЧИККМ
  • ЭЖЛОСЬАКЛОРИНДЮК
  • МОРЖКОЗАИПРОЖУКМТ
  • АЕПЧЕЛАРМТЬЮЖИРАФ
  • МПАЛЕВ ИЬЮВОРОНАЖЪ

Такие упражнения развивают внимание, зоркость при чтении

Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубление» вместо выразительного чтения.

И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости не грех сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Кроме индивидуального чтения, на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста. Дети, которые хорошо читают, прочтут, а другие повторяют за ними.

На предметных неделях по литературному чтению организуются конкурсы в на лучшего читателя, самую читающую семью, самый читающий класс, самую лучшую библиотеку.

Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога.

Например:
— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего мне есть.
— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу сварить?

  • — А вот как, дай-ка котёл. (Сказка «Каша из топора»)
  • Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию.
  • Способ «жужжащего» чтения нашёл широкое применение в начальной школе.

Еще один шаг по развитию интереса к чтению- это использование проектной деятельности, которая является актуальной, интересной и результативной. Именно в процессе реализации проектов возможно включение ребенка в различные виды деятельности.

Повышению читательской активности способствуют регулярные посещения библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя.

Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором.

Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

Самое важное, что могут родители – посоветовать ребёнку записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать её.

Немаловажную роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно.

Читайте также:  Рассказ про гриб лисичка для 2 класса

Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного досуга.

Приведу несколько советов родителям, как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению. (из книги В.Уильяме)

  • Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
  • Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
  • Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  • Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
  • Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.
  • Поощряйте чтение.
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  1. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
  2. Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.
  3. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться и в коллективе класса находится в тени.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой- то результат.

  • Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, также формированию навыков выразительного чтения.
  • Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
  • Итак, «начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.
  • Список использованной литературы.
  1. Н.П. Яшина «Учить читать трудно, но интересно». Журнал «Начальная школа».
  2. И.И. Тихомирова. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека.
  3. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников.
  4. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа.

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-9515

Формирование читательского интереса у младших школьников. Родительское собрание в 1 классе

Формирование читательского интереса у младших школьников
Разработка родительского собрания в 1 классе
Это родительское собрание предлагается проводить в декабре месяце, в конце семестра
Форма проведения: круглый стол
Цель: помочь родителям понять ценность детского чтения как средства обучения и воспитания школьников, как залог их успешного жизненного пути, дать практические советы по совершенствованию техники чтения и формирования читательского интереса.

План работы родительского собрания

1. Анализ анкет, которые заполнялись родителями заранее.

2. Анализ анкетирования (устного) учащихся учителем.
2.1 Потеря интереса к книге у детей. Причины.
2.2 Почему нужно читать быстро и осознанно?
2.3 Как развить скорость чтения?
3. Обмен мнениями среди родителей.
4. Домашнее чтение (советы родителям).
5. Итоги сборов. Решение.

ХОД СОБРАНИЯ

Перед родительскими собраниями учитель предлагал родителям заполнить анкету (без подписи)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Любит ли Ваш ребенок читать?

2. Что Ваш ребенок больше любит: читать сам или слушать Ваше чтение?
3. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок не хочет читать?
4. Как Вы оцениваете хорошее чтение ребенка?
5. Или ребенок пересказывает Вам прочитанную книгу?
6. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанную книгу?
7. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Сколько книг она насчитывает?
8. Есть ли у Вас детская библиотека? Сколько книг она насчитывает?
9. Каких детских писателей Вы можете назвать?
10. Есть ли в Вашей семье традиция читать всем членам семьи?
11. Или обращается к Вам ребенок с вопросами познавательного характера?

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Любишь ли ты читать?

2. Читают ли тебе книги родители? Как часто?
3. Заставляют тебя родители читать или ты охотно читаешь сам?
4. Где берут тебе книгу родители: в магазине покупают или берут в библиотеке?
5. Какую последнюю книгу ты читал (или тебе прочитали родители)?

Лекция учителя «Формирование читательского интереса у младшего школьника»

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому, на мой взгляд, необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям.

Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания, формировать правильное отношение к людям и к самому себе. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. Носителем культуры ребенка является классическая литература.

Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления. Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги.

Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
В наше время, пожалуй, самые ценные вещи – время и информация. Следовательно, в выигрыше всегда тот, кто в минимальный отрезок времени умеет добывать, воспринимать и перерабатывать максимальный объем информации. В сфере образования эта аксиома верна как нигде, ведь из года в год информационная нагрузка на школьников растет, а в сутках по-прежнему 24 часа. Что же нужно сделать, чтобы помочь ребенку быстро и легко овладевать современными знаниями и быть спокойным за его будущее?
Когда ребенок достигает 12-14 лет, во многих семьях начинаются большие трудности, родители просто хватаются за голову: он вступает в споры по любому вопросу, целыми днями пропадает на улице, но главное – перестает нормально учиться. Его ругают, принимают жесткие меры, но это еще хуже сказывается на его поведении – он ожесточается на весь белый свет. И даже если под нажимом взрослых дает обещание хорошо учиться, исполнить слово уже не может: слишком многое упущено. Он окончательно решает, что учеба – это наказание, тяжелая нерадостная труд.
Чтение, умение читать быстро и осознанно – очень важный аспект в обучении школьника. И умение читать быстро, при этом понимая прочитанное, — формируется у школьников уже в начале первого класса.
Мы сегодня будем говорить о скорочтение, развитие скорости чтения.
Что такое скорость чтения? Это количество слов, прочитанных за 1 минуту. Большинство людей сегодня, как и сто лет назад, читают со скоростью в 250-300 слов в минуту.
Хочу привести примеры из истории человечества.
Алексей Максимович Горький – русский писатель. Большую часть своих книг Сталин просматривал, а многие читал очень внимательно. Некоторые книги он читал по несколько раз. Иосиф Виссарионович просматривал или читал по несколько книг в день. Он сам говорил некоторым из посетителей своего кабинета, показывая на свежую пачку книг на своем письменном столе: «Это моя дневная норма — страниц 500».
Владимир Ильич Ленин читал совершенно по-особенному. «Когда я видел Ленина, что читает, — вспоминает соратник Ленина, — мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает все поразительно глубоко и точно: через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться».
Среди известных людей, которые овладели швидкочитанням, достаточно перечислить таких великих людей как Оноре Де Бальзак, Наполеон, Пушкин, Чернышевский, Ленин, Джон Кеннеди.
Уметь быстро читать и понимать прочитанное – этому может научиться каждый школьник. Важно помочь ему на первых порах обучения.
Бывает так: ребенок учился в первом классе прекрасно, а через три-четыре года перебивается с двойки на тройку. Чем это объяснить — сложностью учебного материала, ленью ребенка, отсутствием способностей? — Люди читают, чтобы получить новую информацию, а это возможно только при условии, что понятен смысл текста. Никто не начнет читать то, что непонятно. Если школьника не научили правильно понимать смысл, заложенный автором, то процесс чтения будет вызывать у него неприятие. Наша цель — создать условия, при которых усвоение прочитанного было бы процессом простым, быстрым и эффективным. Как только ребенок начинает понимать то, что он читает, ему становится интересно.
Уметь быстро осознанно читать необходимо каждому школьнику для усвоения знаний и для дальнейшего успешного обучения в школе.
Приведу пример.
Существуют определенные нормы техники чтения детей начальной школы. О них я скажу позже. Но для примера возьмем ученика 5 класса, который читает текст со скоростью 40 слов в минуту (норма первого класса).
Сколько нужно времени, чтобы приготовить домашнее задание?
Ребенку заданные задания по географии и русскому чтению.
География. Нужно прочитать статью «Характеристика воды как жидкости. Три состояния воды». Этот текст насчитывает 2840 слов. Чтобы прочесть этот текст только один раз, имея такую низкую технику чтения, нужно 70 минут (1 час и 10 минут).
Но, чтобы понять текст, нужно читать его минимум 2 раза, потом пересказать и ответить на вопросы. Вместе только на один предмет нужно потратить 2 часа 20 минут. А в этот день еще есть литература. И страниц там больше, чем в учебнике географии. О качестве подготовки можно только догадываться. Или будет вызывать у этого ученика учение положительные эмоции и желание учиться?
Значит, наша задача – с первого класса создать ребенку такие условия, такие мотивы, чтобы у него было постоянное желание читать. И чтобы он умел быстро и осознанно читать.
Как же развить скорость чтения и сформировать интерес у детей к книге? Как сделать так, чтобы ребенок любил читать книги, чтобы желание читать было у детей такой же необходимостью, как и потребность дышать?
Чтобы книга стала ребенку другом, родители должны придерживаться двух положений:
— воспитывать маленького читателя своим собственным примером;
— не делать за ребенка то, что он уже умеет делать.
Развивая у ребёнка навык чтения, и прививая ему интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний себя, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.
Рекомендации для родителей
Если ребенок не любит читать, то необходим режим чтения: ребенок читает одну — две строчки, после этого получает краткий отдых. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
Для того, чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
Следует проводить беседы о книге, что ребенок прочитала.
Часто хвалитете ребенка за даже незначительные повышения в чтении быстро, подбадривайте ребенка.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Не следует предлагать ребенку 1,2 класса книгу с большим объемом страниц (даже, если она очень интересная).
Если в начале Вы читаете книгу ребенку, прервите свое чтение на самом интересном эпизоде, это вызовет у ребенка желание поскорее узнать развертку событий в дальнейшем, она будет читать книгу дальше охотно.
Устраивайте семейные чтения. Ребенка будет понимать, что чтение – важная составляющая жизни всей семьи.

Читайте также:  Рассказы о природе. ушинский, 3 класс читать

Во время обсуждения с родителями учитель предлагает поделиться опытом работы по формированию интереса к чтению и совершенствования техники чтения родителей, результаты техники чтения чьих детей были высокими.

Литература

 Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008. с. 18.
 Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — №8. — С. 35-43.
 Копчук A. M. Воспитание читательских интересов учащихся. — К., 1985.

Источник: https://magickey.ucoz.ru/publ/formirovanie_chitatelskogo_interesa_u_mladshikh_shkolnikov_roditelskoe_sobranie_v_1_klasse/1-1-0-12

Родительское собрание Тема: «Развитие читательского интереса у младшего школьника»

Автор материала: Петрович Елена Александровна

  • Родительское собрание
  • Тема: «Развитие читательского интереса у младшего школьника»
  • Цели: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса
  • Задачи: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению
  • Подготовительный этап: провести анкетирование учащихся и родителей (Приложение 1, Приложение 2), распечатать памятки для родителей и учащихся (Приложения 3-9)

Не только в школе, но и в семье мы учим детей любить книги. Наверно, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, так как роль книги огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. «Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»,- писал А.П.Чехов.

Пока ребёнок мал, родители с упоением читают ему книги. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители с облегчением вздыхают: «Теперь он сам будет читать». А спустя 8-10 лет мы слышим: «Ну как книга?» «Ничего, нормально», — отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали взрослее, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Если ребёнок рос и развивался в семье, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлечённый читатель. Опыт показывает, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие о правилах личной гигиены, 1 класс

Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Вот наиболее распространённые:

  • Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от чтения по слогам к чтению целыми словами.
  • Даже если ребёнок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задали.
  • Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он не понимает и не запоминает, что читает.

Причиной таких отклонений могут быть:

  • Дислексия – нарушение чтения, при котором ребёнок не может овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.
  • Дисграфия – нарушение письма, при котором ребёнок заменяет гласные или пропускает их, путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги, не обозначает мягкость согласных и.т.п.

Решить эти проблемы поможет специалист – логопед – дефектолог.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения является одним из самых важных факторов, влияющих на успеваемость. Как добиться оптимального чтения?

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается.

Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения.

Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Что же зачастую наблюдается в семьях? Папа или мама усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи».

Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна.

Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём.

  1. Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением.

  1. Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения.

Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1-2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый.

  1. Очень полезны три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка.

При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал на этот раз, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз.

Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.

Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд.

Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста.

И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же, повышенном темпе.

Его возможностей хватает ненадолго, но если проводить такте упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

Работа над техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.

(Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как добиться высокой техники чтения» — Рекомендация1)

Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать!» В ход идут принуждения: « Прочитай ещё страницу», «Пока не дочитаешь до конца, не выйдешь». Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

  1. «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей – Рекомендация2,
  2. «Как помочь плохо читающему ребёнку» — Рекомендация3
  3. Анкетирование, проведенное мною в классе, указало еще на
  4. (Результаты анкетирования детей и родителей)

Давайте искать пути — дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по страницам книг. Поверьте, это нелегкий труд.

1.Вначале надо найти ключик и “открыть дверь в библиотеку”

Читая с ребенком постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Если он читает только комиксы и примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более значимых книг. Вам на помощь всегда придут библиотекари.

2. Следующий ключик откроет вам дверь в комнату организации вечеров семейного чтения.

Эти чтения уходят своими корнями в дворянское воспитание, воспитание истинных интеллигентов. Примером тому может служить семья Ф. Достоевского, где глава семьи читал вслух своим домочадцам “ Историю государства Российского” Карамзина и его “Бедную Лизу”. Поэтому и вырос в этой семье великий гуманист – писатель Ф.М. Достоевский.

Представьте: вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает вслух книгу. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей.

Предлагаю следующие книги для совместного чтения: Л.Кэрролл “Алиса в стране чудес”, Н. Носов “ Приключения Незнайки и его друзей” сказки Г. Х Андерсена.

Это умные и добрые книги, трудные для самостоятельного чтения младших детей.

Вы можете их обсуждать, используя данный алгоритм, кстати, это и есть один из модулей, который я использую на уроках литературного чтения.

(Рекомендация 4)

3.Включайте в круг семейного чтения детские журналы Эти журналы помогут создать аптеку для души вашего ребенка.

4. Помогайте ребенку вести читательский дневник, который способствует развитию читательских умений: учит понимать текст, пересказывать его и сочувствовать герою.

Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении. Будьте Великим Проводником в мир книг, а не Великим Погонщиком и Оценщиком того, что и как читает ваш ребенок.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение.

Поощряйте его чтение вслух.

Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно.

И если вы последуете этим советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свое свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху.

Алгоритм, составленный для вас, родителей, поможет вам в нелегком труде воспитания читателя. Успехов вам!

Источник: https://VseUroki.pro/doc/roditelskoe-sobranie-tema-razvitie-chitatelskogo-interesa-u-mladshego-shkolnika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector