Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Младший школьный возраст в отличие от дошкольников характеризуется новыми приобретениями в психологическом плане, когда основной деятельностью детей становится обучение. Важным является интенсивное развитие произвольности психических процессов и внимания, которое сопровождает деятельность школьников.

Наблюдения за детьми во время их обучения показывают, что у младших школьников, в том числе у первоклассников, возникают серьёзные психологические проблемы.

Среди них следует отметить невнимательность, особенно при выполнении ответственных заданий, контрольных, диктантов, рассеянность, неустойчивость внимания, неумение распределять его среди объектов, небольшой его объём (от 4 до 6 предметов).

Поэтому актуальной является задача дальнейшего формирования внимания наряду с обучением письму, счёту, чтению. С этой целью педагоги широко используют различные приёмы, среди которых большое значение имеют упражнения на развитие внимания у младших школьников.

Система работы по формированию свойств внимания

При переходе в школу предполагается, что свойства внимания ребёнка должны быть достаточно развиты.

Уже у старших дошкольников начинают формироваться произвольное внимание и логическое мышление, что подразумевает постановку цели, использование волевых усилий при сосредоточенности на каком-либо объекте.

Обучение новым знаниям требует от школьников концентрации на изучаемом материале, сосредоточенности на принятии поставленной задачи, нахождении путей её решения, устойчивости во время самоконтроля и оценки своей работы.

Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Эффективность, положительные результаты в плане развития внимания педагоги начальной школы соотносят с составлением определённой системы работы, сформированной из необходимых условий, например, использования эмоционально насыщенного учебного материала, его доступности и наглядности; разнообразных способов (путей) и форм работы. Оптимальными по праву считаются упражнения, игры, тренировочные задания. Они включаются в учебный процесс, проводятся на переменах, используются для индивидуальной работы с детьми, по рекомендации педагогов применяются в домашней обстановке.

При построении системы такой работы также учитывается степень подготовленности ещё пока дошкольников к учёбе, багаж знаний, с которым они приходят в школу, уровень развития психических процессов, учёт темперамента большей части детей класса. Так, если группа достаточно подвижна, то и приёмы работы должны соответствовать общей направленности детей.

Упражнения на развитие свойств внимания

Упражнения могут использоваться комплексно — для развития сразу нескольких свойств внимания.

Например, с целью концентрации, произвольности и устойчивости в педагогической практике широко применяются графические диктанты, как тренировочные упражнения, которые ребята выполняют на листочках в клеточку.

Под диктовку они рисуют элементы повторяющегося узора, например, «1 клетка вправо, 2 — вниз, 1 — вправо, 2 — вверх и т. д.» Как вариант, изображается и раскрашивается какая-либо фигурка.

Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Аналогично это упражнение можно провести в виде обучающей игры «Жучок»: детям предлагается стилизованная божья коровка, которую они перемещают внутри поля, расчерченному клетками, под диктовку взрослого. Такую игру можно рекомендовать родителям для домашнего обучения.

Классическим упражнением является «Корректурная проба» на тренировку концентрации внимания и устойчивости самоконтроля. Действия детей заключаются в том, чтобы найти и вычеркнуть обозначенные знаки в корректурном бланке или вырезке из газеты, журнала. Педагоги советуют для достижения эффективных результатов проводить упражнение каждый день по 5 минут, в течение длительного времени.

В другом варианте это задание можно использовать для тренировки переключения и распределения внимания, например, менять символы или знаки, по-разному зачёркивать их, параллельно подбирать 2 буквы, одну из них зачеркнуть, а другую – подчеркнуть, в каждой строчке отметить букву, стоящую первой.

Такие типовые упражнения дают возможность школьникам почувствовать, что означает «быть внимательным и сосредоточенным».

С целью совершенствования концентрации и устойчивости внимания можно проводить другие классические упражнения, задания которых предполагают действия с буквами и словами, например, школьники без ошибок переписывают подобные строчки: наанадда реберюе аккарара сесаммасас и т. п.

Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Аналогичное задание по методике Мюнстерберга состоит в нахождении знакомых слов среди буквенного ряда. Слова, к примеру, могут быть выделены курсивом: пкдомисаурокдкызимаюй.

Или предложить найти словарные слова, исправить в них ошибки: пайкаровадлшсабакавыцзаицрмя, или обнаружить среди других «лишнее»: некяблоковуыбананщкыпомидорвутслива, или найти и выделить поговорку в сплошном тексте, например, старыйдруглучшеновыхдвух.

Как игровые, можно использовать упражнения «Составь слово», где из переставленных слогов составляются знакомые слова: редево (дерево), шимана (машина), пугайпо (попугай); «Расшифруй слово», когда надо правильно решить примеры, чтобы найти ответ, закодированный цифрами и буквами.

Отдельно нужно отметить упражнения с творческой направленностью, такие, как «Сделай по образцу» на концентрацию внимания. Детям предлагают выполнить сложные, повторяющиеся узоры в течение определённого времени (начинают с 5 минут).

В другом задании, направленном на расширение распределения внимания, «Сосчитай число ударов» ребята слушают предложение и параллельно считают количество ударов по столу карандашом. Для разнообразия вводите элемент игры: победителем становится тот, кто правильно сосчитал.

Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Расширять объём внимания можно при помощи упражнения «Запомни и нарисуй», где ученики сначала рассматривают карточки с фигурами и символами, затем зарисовывают запомнившиеся.

С целью индивидуальной работы с детьми, самостоятельных занятий школьников или домашнего обучения можно предложить много игровых упражнений на дальнейшее совершенствование разных типов внимания, параллельно формируя у школьников внимательность, как качество личности. Например, игры для зрительного внимания «Лото», «Домино», «Мозаика», «Головоломки», «Лабиринт» и подобные.

Формировать слуховое внимание могут игры с музыкальным сопровождением во время уроков музыки или праздников.

А для моторно-двигательного типа подойдут подвижные игры и упражнения, построенные на выполнении определённых правил.

Например, «Камень, ножницы, бумага», «Живая фигура» пользовались успехом ещё у дошкольников, в начальной школе подобные игры можно применять во время прогулок, уроков физкультуры, спортивных праздников.

На сегодняшний день в педагогической практике собраны лучшие упражнения, игры и задания для совершенствования свойств внимания учеников младших классов. Главное, работа должна идти систематически, целенаправленно, с учётом индивидуальности школьников.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Источник: https://pamyatplus.ru/razvitie/vnimanie-u-shkolnikov.html

Как развить внимание у младших школьников

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания.

Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях.

Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

  • Например:
  • 1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
  • Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
  • 2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
  • Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.
Читайте также:  Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Рекомендации для родителей по развитию внимания младшего школьника

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Источник: https://Lifehacker.ru/razvitie-vnimaniya-u-detej/

Рекомендации родителям по развитию внимания ребёнка

Уважаемые папы и мамы!

Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы  ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • В основе внимания лежит интерес. Чем  интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые  вы предлагаете ребёнку, тем  больше шансов развивать произвольное внимание ребёнка.
  • Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
  • Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
  • Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше  внимание  обращайте на достигнутые им успехи.
  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами других людей.
  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
  • Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
  • Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.

Упражнение № 1.

Для развития  произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова. А  затем расшифровать их. Например:

  • Аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.
  • Упражнение №2.
  • Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
  1. Аммадама  реберге ассамаса гесклалла ессанессас даталатта.
  2. Ретаберта норасотанна дебаруга каллихарра филитадера клатимор.
  3. Ретатерта груммопд лайоносандера.
  4. Остимера остимаре.
  1. Упражнение №3.
  2. Корректурная  проба.
  3. Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу:
  4. В таблице предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З.
  5. Зонеафюстжмпсвюкчффложббюр
  6. Мфдлитгедишафялзихоюнзкиш
  7. Втюфгрвкдуекбжяапрсоютбге
  8. Мнсбшрмфитявулкибюшлчбднх
  9. Пгонбижюазбовехчюиелфвамю
  10. Эмштектбшлмхпзиарвшуболбх
  11. Диомгрлязткежпсактднвтпрш
  12. Гмюнхдксунфмюлтпрсзшафчхд
  13. Спояюиаждясуаенлжоячмжиеу
  14. Ахрсфсфяухиюгкепвхсфхчовтя
  15. Овумптбхфачзбулнркизгчдие
  16. Лзфоубхшчжнлеушмгавяжнфмб
  17. Омиенрпшпабенжикафспюлтвоф
  18. Упражнение № 4.
  19. В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти « спрятавшиеся» там слова.
  20. Аврогазетаатмнивслшктдомрвмчевгнмшь ( газета, дом)
  21. Шаонскрвикымочкиивглмстимсрпнпакетрвнп(очки, пакет)
  22. Рагуиберёзатсмвекшгщлдбючкнигалвапкдлбчф(берёза, книга)
  23. Вонгарсиыпчцтмбюджзкошкавцасчмивеснажщ(кошка, весна)
  24. Звнкцпеналблдарнгшсиавуцылесбдлзжхонеацуф(пенал, лес)
  25. Упражнение№5.
  26. Ребёнку предлагается разделить « склеенные» между собой слова.
  27. Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна
  28. Книгарукаельчасытрамвайсамоварлучиграокно
  29. Упражнение№6.
  30. Ребёнку предлагается разделить « склеенные» между собой  предложения.
  31. Былазимазимойхолодноморозщиплетщёкипогодахорошаясветитсолнцедетирадуютсятёплымлучам.
  32. Упражнение №7.
  33. Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.
  34. Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходморелисрыбанебодетиморе
  35. Упражнение №8.
  36. Ребёнку предлагается  расставить числа в порядке возрастания:
  37. 5,8,1,6,4,12,7,2,1,8,10,4,3,2,0,5,2,8,5,7,18,22,11,16,8,13,8,6,19,21,15,17,12,14,30,27,32,6,4,8,19,42.
  38. Упражнение№9.
  39. Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в приведённых ниже примерах:
  40. 3+12=15       15-8=17        16+4=22        3+3=10         16+8=23         13-4=9
  41. 16-9=7          16+9=28      13-2=11          12-6=6          15+9=25         15-4=11
  42. 15-2=13        19+5=24      12-4=16          15+5=10      14-9=5             12-9=3
  43. 5+17=22       7+18=25      2+11=13        4+18=22      6+15=22          18-8=10
  44. 16-5=11        12-7=5         19-7=13          17+7=23       19-6=13          5+13=18
  45. 14-8=6          16+6=22     13-5=8            18-4=12         14+9=23         16-2=14
  46. Упражнение№10.

Предложите своему ребёнку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, ластик. Что убрали со стола и что положили на стол?

Упражнение№11.

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

Источник: http://miredu.edu22.info/articles/304-rekomendacii-roditeljam-po-razvitiyu-vnimanija-reb-nka.html

Рекомендации для родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста

Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку.

Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта. Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений.

Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.

Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания.

Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

• Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если ребенку сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, он будет проговаривать вслух план выполняемых действий.

• По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.

• В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.

• Подталкивайте на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.

• Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.

• Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.

Трудно переоценить роль игры в развитии детей. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.

Далее представлена картотека игр на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

«Посмотри на меня»

Во время игры чадо внимательно рассматривает маму и отворачивается. Затем ему следует ответить на вопросы: «Что на мне надето?», «Есть ли на мне очки?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.

«Зоркий глаз»

Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для крошек помладше выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.

«Сложи пуговку»

Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты.

Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле.

В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.

«Маленький корректор»

Отличная игра для развития произвольного внимания. Приготовьте любой текст с крупным шрифтом. Задача малыша зачеркнуть в нем все встречающиеся буквы «и», например. Замечательно, если родитель присоединится, и по сигналу будет работать с таким же текстом. Завершив задание, можно проверить тексты друг друга.

Так развивающий эффект игры будет намного выше. Когда и проверка, и задание даются крохе легко, можно применить хитрость и допустить одну — две ошибки. Если ребенку трудно их обнаружить, не торопитесь с подсказкой. Достаточно лишь ненавязчиво направить малыша фразами типа «По-моему, я ошибся», «Может в этой строке» и т. д.

, пока кроха найдет ошибку.

Усложняя игру можно: • искать несколько букв; • отмечать их по-разному;

• поиграть, кто быстрее.

Поддайтесь и вы увидите, как вкус победы заставит дошколёнка стремиться к совершенствованию своих навыков. Примечание: обратите внимание на особенности поиска ребенка. Его взгляд не должен хаотично искать нужные буквы, а двигаться слева – направо. Если необходимо, объясните и покажите, как следует действовать.

«Не собьюсь»

Игра полезна для сосредоточенности и распределения произвольного внимания. Крошка считает до 10 или рассказывает стихотворение, а родители пытаются его отвлечь. Не забудьте приготовить приз победителю.

«Три задания»

Данная игра направлена на развитие объема произвольного внимания у ребят старшего дошкольного возраста. Не двигаясь, ребенок должен внимательно выслушать три задания. Потом по сигналу быстро приступить к их выполнению в заданном порядке.

Упрощенный вариант: • подпрыгни три раза; • назови домашнее животное;

• возьми в руки пластмассовый предмет.

Усложненная игра: • моргни столько раз, сколько дней в неделе; • напиши на бумаге имя на букву «н»;

• встань рядом с круглым синим предметом.

  • Можно придумать и больше пунктов, если особенности познавательных процессов ребенка позволяют.
  • «Не пропусти слово»

Взрослый называет малышу набор слов, а он, услышав те, которые обозначают неживые предметы, например, хлопает в ладоши или встает. Усложните задачу, добавив для «узнавания» еще одно слово (к примеру, растения) и новое действие к нему.

Подобные игры, кроме развития произвольного внимания, расширяют кругозор дошкольника. Замечательно, если к игре присоединится еще несколько ребят. Желание победить и символический приз сделают игру еще увлекательнее.

Вспомните старые добрые детские игры типа «съедобное — несъедобное», «да — нет, черное — белое», в которой эти слова являются запрещенными, или «Ухо-нос». В последней малыш по команде показывает части тела, а ведущий путает его, называя одно слово, а показывая на другой орган. Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие 9 класс. разработка

Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!

Источник: https://zelbor.schools.by/pages/rekomendatsii-dlja-roditelej-po-razvitiju-vnimanija-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Рекомендации для родителей по развитию внимания

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

ПСИХОЛОГИ
РАЗЛИЧАЮТ ВНИМАНИЕ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.

Внимание — направленность и сосредоточенность
психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному
вниманию свойственна всем людям без исключения.

Внимательность — сложившееся качество личности.
Рассеянный школьник, как и все другие дети, способен «обратить
внимание» на какой-то объект. Однако он часто не может полностью
сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным
качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом
сказывается на его школьных достижениях.

Рассеянность
может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности
или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом.

Но почему же тогда так
много невнимательных среди здоровых детей? Понятно, что не стоит ждать особой
сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент
другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей.

Но эти объяснимые
временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а
затем становятся жизненным стилем.

Организация
внимания школьника на уроке зависит, прежде всего, от мастерства учителя. Дома
же родителям приходится брать эти функции на себя.

РЕКОМЕНДАЦИИ: на что родителям
необходимо обратить внимание?

1.
Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и
утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем
принуждения. Для детей с низким уровнем развития внимания особенно важно всегда
начинать приготовление уроков в одно и то же время.

Тогда им легче  настроиться на работу. Установка
вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный
стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было
только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения.

Тогда ничто
не будет отвлекать ребенка от основного занятия.

2.
Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от
ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.

3.
В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или
двигательную разрядку.

4.
Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной
работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений.

В каждое
предложение включите одну-две типичные для вашего школьника ошибки. Например:
пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п.

Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять
можно разными способами:

  • ·  
    самостоятельно,
    читая про себя;
  • ·  
    читая
    вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;
  • ·  
    сравнивать
    текст с правильным образцом.

Научите
ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово
открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не
замечаются, если ученик  забегает  вперед и «узнает» слово.

5.
Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к
сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение
переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть
интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков. Найти такие
упражнения можно в многочисленной литературе для родителей. Примеры:

Ø   
Например,
если ваш ребенок невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое
задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или
журнала (шрифт должен быть достаточно крупным).

Инструкция: «Вычеркни все
буквы «т», а буквы «д» обведи кружком». А потом вместе
с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять
каждый день, меняя инструкцию.

Постепенно количество ошибок будет снижаться.

Ø   
Можно
найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению
внимания. Дается инструкция в каждой фигурке таблицы поставить определенный
значок. Например: в квадрате — горизонтальную черточку, в кружке —
вертикальную, в треугольнике — точку и т. д.

Ø   
Очень
полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками
(вроде пляшущих человечков из рассказа А. Конан-Дойля). Придумайте такой
секретный алфавит и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы
довольно сложный, но очень полезен для тренировки способности к концентрации и
распределению внимания.

Ø   
Известное
упражнение — отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе
бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.

Ø   
Возможно,
что вашему ребенку понадобится тренировка специфического вида внимания.
Например, он хорошо воспринимает информацию, представленную в зрительном,
наглядном виде. И благополучно пропускает то, что предъявляется на слух.
Вспомните выражение «в одно ухо влетает, из другого вылетает». Это
про него.

Значит, необходимо развивать у такого школьника слуховое внимание, учить
его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях. Попросите его закрыть глаза
и прислушаться к окружающим звукам. А затем пускай перечислит то, что услышал
(шум льющейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.).

Или
такое упражнение: вы называете ребенку в произвольном порядке несколько имен.
Каждое должно прозвучать несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша, Дима,
Антон, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя и т.д. При этом отмечаете для себя,
сколько раз назвали то или иное имя.

Задача ребенка — сказать, сколько раз
прозвучало каждое имя.

Ø   
Бывает,
что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной
информации. В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение
подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие
признаки. Возьмите несколько любых мелких предметов, расположите их на столе.

Попросите ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он
отвернется, а вы в это время что-то измените: переставите предметы, добавите
такой же, но другого цвета, что-то вовсе уберете. Ребенку нужно сказать, что
изменилось.

Полезно сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но
различающихся в деталях.

Упражнений
по развитию внимания в специальной литературе или в детских журналах можно
найти много. Выбирайте те, что интересны вашему ребенку. Главное — занимайтесь
понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ?

Для
одного ребенка наиболее отвлекающий фактор — звуки, для другого — зрительные
раздражители. Один спокойно занимается дома под музыку и не реагирует на звонок
телефона, другой отвлекается на любой шорох. И утомление может у детей
наступать по-разному.

Например, работоспособность резко снижается, но потом уже
не восстанавливается. Или колеблется в течение какого-то периода — от полной
сосредоточенности до абсолютного «выпадения» из работы. Эти
особенности нужно учитывать при организации домашних занятий.

Есть
еще одно средство против рассеянности — любознательность. Приучите ребенка
наблюдать и замечать все значительное и ценное из того, что происходит вокруг:
на улице, в кино, дома.

Замечательно, если у него возникают вопросы: «Что
это такое?», «Что это значит?», «Почему так
происходит?» Отвечайте, но старайтесь побуждать сына или дочку
самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы.

И
психологи, и родители, уже вырастившие школьников, знают, что невнимательность
младших школьников, как правило, постепенно снижается. Рассеянный младший
школьник  в конце концов учится сосредоточиваться
на задании. Но вот наш «младшеклассник» становится подростком —
пятиклассником.

И мы замечаем, что к нему вернулась прежняя неорганизованность,
вновь возникли проблемы с вниманием, ухудшилась успеваемость. Причины
невнимательности и рассеянности подростка объяснимы. Далеко не на последнем
плане здесь физиологическая перестройка организма, гормональные изменения.

Подростку
трудно управлять своими эмоциями. У него новые потребности, интересы, не всегда
связанные с учебой, новый круг общения. Кто-то из подростков готов выдвигать
новые гипотезы, заниматься теоретическими изысканиями и ставить смелые
эксперименты. А в школе приходится заниматься рутинной работой — скучные
вычисления, обязательная для чтения литература…

Постарайтесь понять своего ребенка
и не задавать ему бессмысленные вопросы: «О чем ты только думаешь? Как ты
можешь делать такие глупые ошибки?» Для подростка важнее всего познать
себя, скорректировать самооценку своих сил и способностей с оценками со стороны
значимых для него людей.

Если учеба так или иначе помогает в этом, тогда
ребенок испытывает к ней интерес, внимание вновь становится концентрированным и
устойчивым.

Источник: http://shkola7razvitie.ucoz.ru/publ/rekomendacii_dlja_roditelej/1-1-0-10

Проблемы развития внимания младших школьников

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
  • Консультация для родителей на тему:
  • «Проблемы развития внимания младших школьников»

Составила: Федорова Л.В.

  1. педагог-психолог
  2. ГБУ Дуванская ПМПК
  3. Месягутово-2017

Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером.

Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание.

Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны.

  • Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.
  • Признаки невнимательности
  • Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.
  • Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школьной не успешности таятся в его невнимательности, которая проявляется в следующем:
  • ·неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
  • ·неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
  • ·частое отвлечение на посторонние раздражители;
  • ·беспомощность в доведении задания до конца;
  • ·отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
  • ·потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
  1. Причины невнимательности
  2. Среди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность.
  3. Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.

  • Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:
  • а) в неспособности к сосредоточению;
  • б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
  • Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5 – 2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.
  • Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
  • ·общее ослабление нервной системы (неврастения);
  • ·ухудшение состояния здоровья;
  • ·физическое и умственное переутомление;
  • ·наличие тяжелых переживаний, травм;
  • ·эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
  • ·нарушения режима занятий и отдыха;
  • ·нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
  • ·чрезмерная подвижность.
Читайте также:  Татьянин день в школе. сценарий мероприятия

Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Рекомендации родителям.  1) Приучайте ребенка к самостоятельности с раннего возраста. Пусть он помогает Вам по хозяйству, постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он ( поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом — выберите то, что наиболее соответствует Вашему укладу жизни).

  2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться, собирать портфель в школу. Предъявляемые к ребенку требования должны быть адекватны его возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам ( кроме исключительных случаев, например, если он плохо себя чувствует).

Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний Вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на Ваши слова.  3) Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению совместных планов, выслушивайте его и принимайте во внимание его мнение.

То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.  4) Не « стойте над душой» у ребенка. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать.

Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.  5) Поощряйте вопросы с его стороны но не « разжевывайте» ему задания – он должен сам научиться их понимать.

Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит Вам, как они делали подобное задание в классе,- Вы были первоклашкой так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе с ребенком в словаре — это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой- приучит ребенка пользоваться справочной литературой.

  6) 6-7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовывать свою деятельность: помочь ему могут график работы и список предстоящих дел, письменные и устные напоминания. Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписаний и развитие у ребенка чувства времени.

  7) Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-три по 10-15 минут каждое, и делать небольшие перерывы между ними, во время которых он сможет подвигаться.  8) Если у ребенка не получается быстро включаться в работу, начинайте с более легких и интересных заданий, а сложное оставляйте на «потом».

  9) Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше у него получается.

  10) Развивайте у ребенка чувство времени, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени говорится определенная фраза, сколько времени поезд идет от станции до станции и т. д.).  11) Если на дом задано выучить стихи, начинайте делать уроки с этого задания. Пусть ребенок прочтет стихотворение два раза вслух, выразительно.

Обсудите, о чем это стихотворение, затем пусть он попытается 2-3 раза прочесть стихотворение по памяти, при необходимости заглядывая в книгу. После этого сделайте все остальные задания, а к стихотворению вернитесь в конце.  12)Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему садиться за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.  13) Собирать портфель первоклассник должен сам, ничего не забыть ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.

Источник: https://intolimp.org/publication/probliemy-razvitiia-vnimaniia-mladshikh-shkol-nikov.html

Эффективные рекомендации и способы развития внимания

Внимание является важной составляющей мышления и восприятия информации. Без него становится невозможным полное и качественное принятие информации. Даже высокий интеллектуальный уровень ничего не стоит без умения концентрировать свое внимание.

Существует три вида внимания:

  • Произвольное. Когда человек самостоятельное пытается сосредоточиться на определенном процессе.
  • Непроизвольное. Обусловлено безусловными рефлексами и появляется вне зависимости от желания человека, в основном, на неожиданные раздражители.
  • Послепроизвольное. Суть данного вида в том, что произвольное внимание постепенно превращается в непроизвольное.

Большинство способов для развития внимания направлены на ускорение наступления послепроизвольного внимания, а также на умение быстро концентрироваться. Разнообразные игры и методики от BrainApps станут наилучшими помощниками при развитии внимательности.

Общие рекомендации по улучшению внимания

  • Проведение досуга за разгадыванием головоломок, решением логических задачек, а еще лучше, игрой в шахматы – отличный способ развивать внимательность. Однако существует один нюанс – такие занятия должны быть интересны вам и приносить удовольствие.
  • Чтение – хороший помощник в улучшении навыков внимания, однако недостаточно просто много читать. Наиболее полезным является научно-популярный жанр, а также произведения про странствия.
  • Смена деятельности при жизненных застоях – один из приемов восстановления снизившейся внимательности.
  • Любое занятие должно сопровождаться тишиной или тихой музыкой (для тех, кого напрягает полная звуковая изоляция), чтобы внимание было направлено лишь на объект деятельности.
  • Эффективность концентрации и ее длительность имеет большую зависимость от обогащения мозга кислородом. Поэтому полезными будут прогулки или перерывы между работой на свежем воздухе.
  • Устранение вредных привычек помогает достичь больших результатов в развитии внимания.
  • Достаточный, крепкий сон помогает мозгу восстанавливаться, что сказывается на внимательности и степени сосредоточенности.

Эти простые правила не только помогут сохранить показатели внимания на исходном уровне, но и будут способствовать его развитию.

Способы определения внимания

Прежде, чем использовать различные способы развития внимания, следует хотя бы примерно определиться с фронтом работ. Для хороших показателей концентрации и внимательности будут нужны сложные задания, а для тех, у кого с данным процессом явные проблемы, подойдут более простые упражнения.

  • Способ Мюнстерберга. Методика заключается в том, что человеку дается текст, состоящий из сплошного набора буков, в котором зашифрованы слова в количестве 23 штук. Испытуемому нужно менее чем за 2 минуты отыскать все слова, что свидетельствует о хороших навыках внимательности и концентрации.
  • Таблицы Шульте. Для проведения данного метода используются пятиячеечные квадраты, в которых в произвольном порядке расположены цифры. Нужно быстро расположить их в правильном порядке по возрастанию. Хорошим результатом считается выполнение задания за 40 секунд и меньше.
  • 10 слов. Данный способ оценивает не только внимание, но и кратковременную память. Человек читает словесный ряд один раз, а затем пытается повторить их наизусть. Более 8 слов является показателем высокой степени внимательности.
  • Поиск отличий на картинках. Широко известная методика также выполняется с учетом времени.

Каждый из этих способов можно использовать для развития внимания, а не только для его оценки. Важно помнить, что в каждом из методов следует избегать повторов. Слова должны быть другими, порядок цифр отличаться от предыдущего, как и порядок букв в сплошном тексте. Эффект появится лишь при регулярных тренировках.

Эффективный и быстрый способ развития внимания

Суть метода заключается в двухминутной концентрации внимания на движении секундной стрелки в часах. На протяжении двух оборотов следует все свои мысли направить на слежение за стрелкой, а малейшее отвлечение должно служить сигналом повтора методики заново.

Для усложнения задачи можно проводить упражнение не в тишине, а при работающем телевизоре или в другом шумном помещении. Также можно разделять внимание между двумя объектами, например, стрелкой и руками. Главное, чтобы ни один из объектов не выделялся больше, чем второй.

Регулярные повторы и усложнения подобной техники, помогут быстро увеличить внимательность и улучшить навыки концентрации.

Коллективные способы развития внимания

  • Для улучшения способностей запутывания собеседника, а также для повышения внимательности применяется методика ответов и вопросов, когда заранее установлены слова, которые произносить запрещено. Один человек непрерывно задает вопросы, а второй должен отвечать, избегая стоп-слов. Запретными могут быть не только слова, но и буквы, что немного усложняет задачу.
  • Для одновременного развития и внимания, и памяти, можно использовать методики, при которых человеку нужно отгадать слово по буквам или фразу по ее частям. При этом, улучшается внимательность и усиленно работает память, так как человеку нужно запоминать ответы других участников и сопоставлять их.
  • Широко известен способ, при котором используются мелкие предметы от 15 до 30, которые раскладываются на поверхности. Человек смотрит и оценивает их расположение в течение половины минуты, после чего отворачивается, пока его помощник переложит какие-то детали или уберет их, или добавит.
  • Распределение внимания можно тренировать таким способом: одновременно произносится набор слов и выстукивается ритм. Человек должен запомнить все слова (что также развивает память) в правильном порядке и посчитать число ударов в ритме.
  • Отличным способом развития внимания и памяти является повтор слов. Участники начинают с одного любого слова, с каждым разом добавляя еще одно. Прежде чем добавить новое слово, нужно повторить все предыдущие в правильном порядке.

Регулярные тренировки, а лучше их комбинирование с играми от BrainApps помогут добиться отличных результатов в развитии внимательности и концентрационной способности.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2015/11/yeffektivnye-rekomendacii-i-sposoby-r/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector