Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление, навыки которого к этому периоду уже должны быть сформированы довольно неплохо.
Развитие логического мышления с помощью развивающих игр
Развитие операций логического мышления у детей 6 7 лет – сложный и многоэтапный процесс. Его достижение ставит перед ребенком немало задач, среди которых:
- Обогащение представлений об окружающем мире.
- Понимание закономерностей, объединяющих предметы и явления.
- Умение выделять наиболее общие и существенные признаки объектов.
Благодаря должному уровню развития логического мышления ребенок уже в 6 лет сможет более успешно осваивать школьную программу и приобретать значимые в дальнейшем знания, умения и навыки.
Что такое логика — определение
В частности, это будет способствовать интериоризации многих психических процессов (в том числе, развитию счета в уме, внутренней речи).
Этапы развития логического мышления дошкольника
Развитие основ логического мышления детей 6 7 лет осуществляется в несколько этапов.
- Ребенок усваивает базовые свойства, количественные и качественные характеристики предметов, а также учится использовать их в своей повседневной жизни.
- Осуществление операций мышления с заменой реальной манипуляции с предметом словесными рассуждениями.
- Замена вербальной активного сопровождения деятельности внутренними мыслительными операциями.
Пазлы-головоломка для 6-7 лет
Требования к логическому развитию ребенка
К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:
- Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
- Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
- Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
- Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.
Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.
Основные логические операции
К числу операций логического мышления, который должен освоить ребенок к этому возрасту, относятся:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- классификация;
- доказательство.
Задание на внимательность и логику
Освоение логических операций позволяет ребенку не только успешно осуществлять большинство видов деятельности, но также:
- улучшить характеристики внимания;
- ясно и конкретно мыслить, избегая наиболее распространенных на этом этапе ошибок;
- развивать способность сосредотачиваться на решении проблемы;
- осваивать искусство связной речи и убеждения.
Лабиринт для детей 6-7 лет
Разновидности игр на развитие логического мышления у детей
Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:
- Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
- Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
- Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
- Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.
Тестовые задания на уровень логического мышления
Игры и упражнения на развитие логического мышления ребенка
Логическое развитие детей возраста 6 7 лет невозможно без специально организованной деятельности, направленной на достижение заданного результата. Немалую помощь в этом родителю способны оказать тематические игры и упражнения.
Логические игры из магазина
1. «Я загадал»
Родитель загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.
2. «Я беру с собой»
Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.
Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.
Интересная игра на логическое мышление
3. «Рассели по комнатам»
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»).
Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества.
А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).
Игра лишний предмет — усложненный вариант для 6-7 лет
4. Задачи на сравнение
Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:
- Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
- У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.
Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.
Советы и рекомендации родителям по проведению развивающих занятий
Развитие логики у детей в возрасте 6-7 лет должно осуществляться в максимально непринужденной и комфортной обстановке. Чем активнее на занятиях будут использованы игровые методы обучения, тем эффективнее они будут.
К 6 годам ребенок должен уметь играть в шахматы
Учитывая быструю утомляемость детей, желательно рассчитывать продолжительность занятия таким образом, чтобы оно не превышало 20-30 минут.
Очень важно, чтобы ребенок не только давал ответы на предложенные вопросы и находил решения заданий, но максимально развернуто пояснял свои ответы. Это позволит убедиться в том, что ребенок действительно видит логические закономерности и понимает их.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/logicheskoe-razvitie-detej-v-6-7-let.html
Игры для развития логики для детей 6-7 лет
Логика – область знания, изучающая методы и формы мыслительной деятельности, но логическое мышление – особенная разновидность мышления, использующая логические законы, термины и понятия.
Одной из наиболее сложных форм мышления является именно логическая деятельность, которая развивается в полном объеме к началу школьного периода, то есть к 6-7 годам. Основа логической мысли — абстрактное, творческое мышление, которое в данном возрастном периоде должно быть сформировано.
Формирование и усовершенствование логической мысли детей – трудный, многоплановый процесс, охватывающий огромное количество познавательных функций и включающий в себя разнообразные виды деятельности. Это способность разъяснить трудные вопросы простым языком, обучить его выявлять взаимосвязи предметов, анализировать полученные данные и делать выводы.
Формирование логического мышления у ребенка 6-7 лет
Сформировать и развить логическую деятельность ребенок сам не сможет, но в период дошкольного возраста психологи советуют оказывать помощь детям в формировании логического и абстрактного мышления. Здесь самое основное – суметь заинтересовать детей, поэтому занятия стоит проводить только в игровой форме, так как данная форма организации учебного процесса интересна и приносит видимые успехи.
Все мы знаем, что детский мир существенно отличается от мира взрослого человека. В дошкольный и начальный школьный период происходит динамичное формирование абстрактного и словесного мышления. Маленький человек начинает осознанно определять причинно-следственную взаимосвязь между предметами, поэтому его мыслительная деятельность в этот период очень активна и подвижна.
Формирование основ логики у детей 6-7 лет происходит в несколько ступеней:
1. Усвоение основных свойств, качественных, а затем количественных особенностей объекта, а также умение в дальнейшем ими пользоваться; 2. Исполнение операций познания с предметами словесных рассказов;
3. Замена вербальной активности на деятельность внутренних операций мышления.
- На сегодняшний день, существует большое количество разных методик и занятий для детей, которые направлены на формирование и совершенство умственных способностей и образного мышления.
Логические игры для детей
Игры для ребенка 6-7 лет для развития логики можно поделить на такие группы:
1. Графические. Игры данного вида рассчитаны на усовершенствование мелкой моторики у детей и приспособление детских рук к письму. К таким занятиям относятся упражнения рисования по клеткам, разукрашивание изображений с обозначенными цветами, соединение рисунка по точкам.
2. Математические головоломки. Основой таких игр является обучение детей устно считать, постигать азы логики и творческого мышления.
3. Словесные. Целью таких игр является улучшение речевого инструмента детей, обогащение тезауруса, это приводит к четкости и чистоте слов. Дети учатся воспринимать информацию на слух. Например: учитель говорит два слова (вишня и слива), ученик должен уметь словесно выразить их различия между собой.
4. Игровая литература. Замечательный метод для того, что бы привить любовь к чтению и научить познавать окружающую среду с помощью книг, а также игры способствуют развитию памяти и внимания.
Сегодня, магазины предлагают огромный выбор книг, которые помогут в развитии детской логики, но лучше всего ориентироваться на такие книги: Мальцева И.В. «Логика для дошкольников» и рабочую тетрадь Бортниковой Е.
«Развиваем внимание и логическое мышление».
Логическая игра «Домашний диктант»
Цель: улучшение мелкой моторики, восприимчивости информации на слух.
Материалы: листок бумаги в клетку (желательно покрупнее), цветные карандаши.
Взрослый должен продиктовать ребенку действия. Например: три клетки произвольно, вертикально, пять клеток, начиная со второй из трех вправо, одну клетку от первой из пяти вверх. Потом попросить маленького участника разукрасить, полученную фигуру. Другие графические диктанты смотрите здесь.
Логическая игра «Треугольники»
- Цель: обучение счету и нестандартному мышлению.
- Материалы: 5 спичек.
- Взрослый просит ребенка из пяти спичек (зубочисток, палочек от мороженого) сложить два треугольника, если у участника игры это получилось, то попросить убрать одну спичку так, чтобы получился ромб.
Логическая игра «Сделай рассказ»
Цель: развитие умений непрерывной беседы, улучшение словарного запаса.
Материалы: картинки, которые вместе составляют собой единый рассказ. Например: первая картинка – девочка, вторая картинка – эта же девочка идет, третья картинка – эта же девочка стоит около магазина. Можете распечатать и нарезать карточки с персонажами с картинки ниже.
Взрослый должен разложить перед ребенком картинки и попросить рассказать ему о том, что происходит на них, но только в форме непрерывного рассказа.
Логическая игра «Противоположности»
Цель: развитие словарного запаса и умение находить различия.
Материалы: не нужны.
Взрослый говорит слова, а он ищет противоположное значение. Например: белый – черный, грустный – веселый, мокрый – сухой.
Логическая игра «Дерево»
- Цель: развить умение логической мысли и чувства последовательности.
- Материалы: четыре картинки, отражающие стадии деревьев (первая – деревья с почками (первыми листочками), вторая – цветущие деревья, третья – деревья с плодами, четвертая – пожелтевшие (опавшие) листья).
- Взрослый раскладывает их в разном порядке, который не соответствует правильной последовательности и просит ребенка сложить их так, чтобы последовательность развитие деревьев не нарушалась.
Видео «Логические игры для детей 6-7 лет»
Источник: https://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/logicheskie-igryi-dlya-detey-6-7-let-v-kartinkah
Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет
Кадр из мультфильма «Гадкий я»
Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.
1. Устные игры
Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.
- Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
- Придумывайте новые концовки для известных сказок.
- Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
- Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
- Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.
Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.
Вот несколько идей для активностей этого типа:
- предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
- решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
- составляйте рассказы по картинкам;
- разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.
3. Настольные игры
Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.
- Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
- Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
- С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.
4. Конструирование
Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.
Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.
Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
- Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.
- Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).
6. Шахматные задачи
Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.
Поставь мат чёрному Королю в один ход:
Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.
7. Логические задачи
Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.
Источник: https://mel.fm/blog/logiclike-logiclike/62309-kak-razvit-logiku-i-myshleniye-doma-7-proverennykh-sposobov-dlya-detey-5-12-let
Полезные игры и задания для развитие логического мышления у дошкольников
Развить у дошкольника логическое мышление — это значит вооружить необходимыми знаниями для успешного овладения школьной программой.
- А также, научить принимать рациональные взвешенные решения в сложной жизненной ситуации.
- Логическое мышление — процесс усвоения и преобразования новой информации.
Мышление дошкольников 4-5 лет
У дошкольников 4-5 лет проявляется наглядно-образное мышление. Это новый качественный уровень усвоения и воспроизведения информации, который дает больше возможностей для изучения окружающего мира.
Малыш пятилетнего возраста способен мыслить, представляя не предмет, а образ. Именно поэтому ребенок находит и узнает на картинке один и тот же предмет с разными внешними характеристиками: цвет, размер, форма.
ИНФОРМАЦИЯ! С этого момента дошкольнику пятилетнего возраста доступна новая логическая операция — сравнение. Теперь ребенок сравнивает не только похожие предметы: два медвежонка, два домика, но и разнотипные: дом высокий, цветок низкий.
Особенности мыслительных операций у детей 6-7 лет
Шестилетний возраст — это период, когда ребенок способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи с опорой на наглядность, делать несложные умозаключения.
Однако, черты незрелости мышления еще сохраняются.
ВАЖНО! У ребенка 6-7 лет навыки анализа развиты на низком уровне, поэтому очевидная информация, вытекающая из уже известных фактов, становится для малыша недоступной. Ребенок к этому возрасту умеет обобщать, но делает это по несущественным признакам.
Фундаментом развития логики в возрасте 6-7 лет становятся новые знания, которые получают дети на занятиях в детском саду, школе, при выполнении домашних заданий, самостоятельном чтении. Расширяется круг понятий, интересов малыша — развивается логика.
Для того, чтобы маленький непоседа освоил важные процессы систематизации и обобщения, анализа и синтеза, научился находить нестандартные решения из трудных ситуаций, необходимо развивать логику.
Этот процесс не происходит сам по себе, к нему следует подойти основательно.
ВАЖНО! Родителям, которые серьезно задумались о развитии логического мышления малыша, необходимо познакомиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения и игры по теме.
Развивать мышление лучше поэтапно: специальные занятия для малышей были бы скучны и неинтересны. Элементы развивающей игры необходимо включать в обычную беседу. Если ответы ребенка не односложные, учится высказывать свое мнение, значит, игра принята, нужно пользоваться моментом.
СПРАВКА! Педагоги рекомендуют использовать в непринужденной обстановке игры с ненавязчивым присутствием взрослого. Ребенку чаще остальных необходимо задавать вопрос ПОЧЕМУ, давать право высказаться.
Используя в играх геометрический материал и конструктор, малыш изучает форму, цвет, учится сравнивать, находить отличия (это проще), а потом и общие признаки предметов. Создавая объемные композиции из строительных модулей, учатся обобщать.
Игры и задания
Высшая стадия детского мышления формируется на основе образного восприятия.
- Это сложный, длительный процесс, который нельзя пускать на самотек.
- Необходимо начать работу над развитием логики уже в раннем детстве.
Для 4-5 лет
В этом возрасте малыш умеет:
- находить сходство и различия между предметами;
- конструировать по образцу;
- соединять разрезанную на части картинку (не более 5 деталей);
- удерживать учебную задачу на несколько минут;
- называть группу предметов общим словом;
- определять пару для предмета;
- находить ошибки в иллюстрациях, объяснять;
- подбирать несложные слова — антонимы.
Игры для этого возраста используются следующие:
- Дидактические. Сюда относятся все настольные игры на печатной основе с заданиями: найди лишний предмет, назови одним словом, покажи 10 отличий, раскрась только животных и др.
- Развивающие. Игры построены по принципу усложнения. Как только малыш справляется с начальным этапом, задания усложняются.
- Речевые. Пользуясь фантазией и воображением, ребенок выполняет задания на развитие логики: продолжи рассказ, помоги героям сказки принять правильное решение, начни сказку, чтобы иллюстрация стала продолжением и др.
- Графические. Пользуются особым успехом у детей, ребята выступают соавторами заданий: угадай и дорисуй предмет, пройди лабиринт вместе с известным героем, оживи картинку с помощью цветного карандаша и др.
ИНФОРМАЦИЯ! Материала для домашних занятий с малышом огромное количество. Придумывайте задания, комбинируйте, усложняйте. Умение мыслить логически ребенку пригодится уже в школе.
Для 5-7 лет
В этот возрастной период происходит осознание основных свойств особенностей объекта, умение в дальнейшем применять знания на практике.
- Познание окружающего мира происходит путем словесных рассказов.
- Внешняя активность ребенка все больше заменяется на деятельность внутренних мыслительных операций.
СПРАВКА! Детям в 6 лет уже не сложно делать умозаключения, находить связь между понятиями, причинами и следствием. У малышей наблюдается гибкость мышления, подвижность.
Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно.
- Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).
- Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то… (Петя ниже Маши).
- Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.
- Игра «Полезно — вредно». В ходе игры рассмотреть знакомые ребенку объекты или явления и дать возможность назвать положительные стороны и отрицательные, основываясь на свой жизненный опыт.
- Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.
ВАЖНО! В этот период часто используются математические и графические задания. Решение задач с подвохом, математические ребусы, задания на развитие пространственного восприятия полезны и в то же время интересны ребенку.
Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/logicheskoe-myshlenie.html
Задание для логического мышления для детей 5, 6 и 7 лет
Логическое мышление позволяет человеку усваивать и преобразовывать получаемые сведения с максимальной пользой. Если ребенок может мыслить логически, то его ждет успех в школе, он может рационально вести себя в любой ситуации и находить выход из трудного положения. В статье рассматривается вопрос о том, как развить логику у детей.
Зачем нужны задания на логическое мышление для детей
Логика — это наука, которая учит правильно мыслить. Умения мыслить логически позволяют принимать правильные решения и в быту, и во взаимоотношении с другими, и в профессии.
Игра с пирамидкой
Развитие логического мышления необходимо, чтобы малыш смог мыслить, применяя данные о связях между явлениями. Для каждого возраста существуют свои задачи развития мышления. По мере взросления они усложняются. Не стоит требовать от двухлетнего выполнить такую же задачу, данную для шестилетнего, так как они стоят на разных ступенях развития мышления.
Для детей 2-4 лет задания на мышление позволяют:
- создать условия для познавательной деятельности и экспериментов на основе действий с предметами и природными материалами;
- способствовать формированию первичных представлений о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине);
- развивать речь, учить на основе действий высказывать простые суждения (вода течет, ее можно переливать);
- учить простейшим логическим операциям: группировке (классификации предметов по одному признаку), сериации (образованию последовательно убывающего или возрастающего ряда, например, нанизывание пирамидки), синтезу (умению составлять из частей одно целое, например, конструирование).
Важно! Осуществление данных задач возможно, если присутствует предметно-развивающая среда. В зоне видимости детей должны быть яркие и интересные игрушки.
Задания на логику и мышление для детей 5 лет необходимы, чтобы:
- расширять представления об окружающем мире, людях, профессиях, транспорте и т. д.;
- понимать, что происходящие вокруг события многообразны, вариативны и изменчивы. Это полезно, чтобы развить навыки сравнения и выделения главных признаков;
- выделять признаки предмета, соотносить предметы с сенсорными эталонами, группировать предметы по определенному признаку;
- развивать способности разбора целого на составные части;
- развивать способности находить логические взаимосвязи в природе.
Важно! Развивать мышление детей данного возраста необходимо во всех режимных моментах и видах деятельности.
Задачки для детей 6 лет на логику и мышление необходимы, чтобы:
- развивать знаково-символический мыслительный процесс (большая часть работы ведется со схемами, знаками, рисунками);
- развивать умения сравнивать, систематизировать, классифицировать предметы, вести анализ объекта, отслеживать закономерности;
- обучать количественному и порядковому счету;
- понимать взаимосвязанные явления в природе;
- учить анализу.
Важно! В работе с детьми необходимо использовать практические методы развития мышления, чтобы развивать самостоятельность детей.
Как развивать логику и мышление у детей 5, 6 и 7 лет
В возрасте 5-7 лет дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому все занятия проводит воспитатель в учебном классе.
Детям младшего дошкольного возраста развивать мышление можно следующим образом:
- проведение бесед и обсуждений. Дети этого возраста не только могут воспринимать информацию, но и сами высказывают свое мнение и делают простые умозаключения;
- проведение дидактических игр и выполнение упражнений с логическим содержанием, решение головоломок. Задания могут быть в печатной форме;
- игры, включающие и творчество, и логику. Лучше всего ребенок запомнит то, что создано своими руками. Поэтому ему можно предложить выполнить следующие задания: дорисовать недостающую часть у геометрической фигуры, отдать недостающие предметы: удочку — рыбаку, машине — колеса и т. д. Необходимо, чтобы ребенок мог пояснить свой выбор;
- использование приема «намеренной ошибки». В возрасте пяти лет у ребенка уже сформировались представления о юморе и у них достаточно развито мышление, чтобы не принимать на веру все, что говорят взрослые. Использовать намеренную ошибку возможно на любых занятиях, главное, чтобы материал был детям хорошо знаком;
- применение предметов-заместителей. Данный прием при помощи переноса некоторых свойств предмета на заменяющий его развивает мышление, воображение, творческие способности. Дети способны представить воображаемые свойства предметов;
- применение знаков и пиктограмм. На пятом году жизни малыш знакомится с цифрами. С помощью их изучения у ребенка развивается абстрактное мышление. Используя цифры, ребенок должен уметь собрать одинаковые предметы в группу и обозначить их количество. Сначала предлагаются простые задания: предметы располагаются в ряд. Ребенок должен определить их количество, указав на определенную цифру. Затем задание усложняется: вразброс выкладываются предметы двух видов (например, 3 яблока и 2 груши). Ребенок должен суметь определить количество каждого предмета и указать на соответствующую цифру;
- пиктограммы — изображения предметов в более простом виде. Они передают главные и узнаваемые признаки. Пиктограммы способствуют развитию навыков анализа и синтеза. Изучив пиктограмму, ребенок сначала высказывает мнение, какой изображен предмет, затем выделяет его главные черты. После этого вместе со взрослым делает заключение, верной ли была догадка.
Пример пиктограммы
В шесть-семь лет важны практические занятия. Здесь важна самостоятельная работа. Дошкольники старшего возраста исследуют предложенные предметы. Они сравнивают их свойства, цвет, форму, размер. Информацию они должны получать не в готовом виде, а с помощью наводящих вопросов.
Правовое воспитание дошкольников в детском саду
Для старших дошкольников можно проводить различные эксперименты и опыты, а также устраивать презентации. Дети должны наблюдать за их ходом и записывать данные в специальный журнал.
Затем, просматривая журнал, должны объяснить, как взаимосвязаны этапы опыта: что было в начале и что получилось в конце. Практические приемы тесно связаны со словесными.
Ребенок должен уметь объяснить, почему получилось именно так.
Важно! С дошкольниками необходимо вступать в игровой спор, побуждая их высказывать свою точку зрения. Каждый должен уметь отстаивать свое мнение.
Упражнения на логику
Задания, которые направлены на развитие логического мышления, побуждают мыслить и анализировать.
Математические
Математические задачи, которые направлены на развитие логики для детей 5 лет, могут быть следующими:
- Маша взяла три яблока, а Коля на 1 больше, чем Маша. Сколько яблок взял Коля?
- Коля нарисовал 4 лодки, а Максим на 3 лодки больше. Сколько лодок нарисовал Максим?
- Глебу 9 лет, а его брату на 2 года меньше. Сколько лет брату Глеба?
- Аня нарисовала 10 домиков, а Илья наполовину меньше. Сколько домиков они нарисовали вместе?
Для детей 6 лет:
- Садовник обрабатывал кусты роз. В первый день он обработал 5 кустов, а на второй на 3 куста меньше. Сколько всего кустов обработал садовник за два дня?
- Братья решили построить дом из кубиков. Саша принес 5 кубиков, а Андрей на 3 кубика больше. Сколько всего стало кубиков?
- В банке лежит 6 ягод, а в тарелке в два раза меньше. Сколько ягод лежит на тарелке?
Настольные логические игры
Настольные игры направлены на нахождение выхода из игровой ситуации, которая представлена в виде наглядного пособия. Такую игру можно распечатать дома на принтере. К настольным играм относятся: лото, шашки, домино, дидактические игры и т. д.
Для детей 5-7 лет можно предложить поиграть в следующие игры:
- «Что необходимо врачу?». Основные цели игры: сформировать знания о профессии врача, о том, какие ему необходимы инструменты для работы. Также данная игра развивает мелкую моторику, речь и умения высказывать свои мысли логически. Для игры распечатываются картинки с разными инструментами: те, которые использует врач для работы, и те, которые нет. Малыш должен подобрать необходимые для врача инструменты, пояснив свой ответ, для чего они ему необходимы.
- «Когда это может быть?». Данная игра закрепляет представление детей о временах суток. Также она воспитывает терпение и внимание. Необходимо разложить картинки с разными временами суток. Дети должны объяснить, какое время суток изображено на картинке, и пояснить, почему они так считают.
Картинки с изображениями времен суток
Компьютерные игры и программы
Компьютерные детские программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Данные программы доступны в режиме онлайн. Они формируют умения, навыки учебной и практической деятельности.
Дидактические игры по изобразительной деятельности в детском саду
Примеры программ, развивающих логическое мышление: «Логика для малышей», «Baby Logics», «Cifiri», «Веселые картинки». Данные программы являются инструментальным пакетом для создания и решения задач, которые связаны со сборкой на экране множества объектов текстовой и графической структуры.
Особенно понравятся детям красочнее программы «От винта», «Аir-Race». Здесь управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отведения курсора мыши в определенную сторону.
Программы «MathMatic», «Занимательная арифметика» будут развивать умения считать и читать. Такую программу можно использовать для детей 7-8 лет.
Шуточные
Решение шуточных задач развивает внимание, сообразительность, побуждает рассуждать.
Картотека задач-шуток на смекалку:
- Кто быстрее может плавать: утенок или цыпленок?
- Птица или гусеница быстрее долетит до цветка?
- Над лесом пролетело два крокодила. Один был красный, а другой был желтый. Кто быстрее пролетит лес?
Особенности развития логики и мышления в зависимости от возраста
Для детей от 2 до 4 лет присущ наглядно-действенный способ мышления. Дети обследуют предмет, трогают, роняют, стучат о другие предметы, пробуют на вкус. У двухлетних детей слабо развита память и это не дает им возможность сохранять полученный опыт. К трем годам формируется понятие о предмете, а также способность сохранить его в памяти.
К четырем—пяти годам наглядно-действенное мышление сменяется наглядно-образным. На пятом году жизни у детей появляется способность мыслить, представляя не предмет, а его образ. Они переходят на новый уровень, у них появляется больше возможностей для исследования окружающего мира, усвоения новых сведений.
Обратите внимание! На шестом году жизни формируется абстрактно-логическое мышление. Главный инструмент познания — речь. Дети начинают уметь оперировать словами.
Примеры интеллектуальных заданий для дошкольников
Примером интеллектуальной детской игры старшего дошкольного возраста может быть «Умники и умницы». Ее цель: развивать интеллектуальные способности, логическое и творческое мышление. Для проведения игры необходим ведущий.
Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы»
Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает детям сыграть в интеллектуальные игры:
- «Математика». Предлагаются схемы, по которым дети воспроизводят рисунок с помощью фигур и резинок. Схемы могут быть на тему счета, геометрии, букв, симметрии и т. д.
- «Геометрия». Детям предлагаются различные геометрические фигуры. Их необходимо разложить по группам: цвету, размеру, форме.
- «Предметы, которые представляют опасность». Перед детьми выкладываются карточки с различными предметами. Дети должны объяснить с какими предметами, изображенными на карточке, играть опасно.
Развивать логику необходимо с раннего возраста и продолжать в дальнейшем. Необходимо тщательно продумывать игры, чтобы детям было интересно познавать окружающий мир.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
vk.com ▪ instagram.com
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/zadanie-dlya-logicheskogo-myshleniya-dlya-detej-5-6-i-7-let
Практическая логика (упражнения для детей 5-6 лет)
Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.
- 1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.
- 2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.
- 3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.
- Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.
У детей дошкольного возраста основной вид деятельности — игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.
В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.
В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:
- классифицировать предметы;
- сравнить предметы;
- устанавливать последовательность событий;
- тренировать память;
- делать выводы.
Длительность занятий — 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!
Задания
1) Подбери противоположные слова по смыслу:
чёрный — …
большой — …
веселый — …
хороший — …
горький — …
широкий — …
высокий — …
добрый — …
холодный — …
умный — …
быстрый — …
- 2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:
- Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
- Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
- Кого в реке больше: окуней или рыб?
- Чего в огороде больше: капусты или овощей?
- Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
- Кого в курятнике больше: куриц или птиц?
- 3) Закончи предложения:
- Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг — это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца — это…
Москва, Новгород, Санкт-Петербург — это…
Утро, вечер, день, ночь — это…
Катя, Миша, Петя, Ира — это…
Собака, кошка, мышка — это…
Ромашка, колокольчмк, роза — это…
А,Б,В,Г,Д — это…
4) Слушай внимательно! Дополни предложения:
Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет ……… поезда.
Если сестра старше брата, то брат ………. сестры.
Если стол выше стула, то стул …….. стола.
Если кошка больше мышки, то мышка ……. кошки.
Если река шире ручья, то ручей …….. реки.
5) Придумай правильную закономерность.
Птица — перья. Рыба — ……
Осень — дождь. Зима — ……
Человек — руки. Собака — ……
Утро — завтрак. Вечер — ……
Яблоко — фрукт. Помидор — ……
- 6) Что лишнее?
- Кресло, стул, шкаф, телевизор.
- Петух, павлин, ворона, бабочка.
- Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.
- Солнце, лампа, люстра, фонарь.
- 7) Какие это профессии?
- Кто строит дома?
- Кто пишет стихи?
- Кто поёт песни?
- Кто лечит людей?
- Кто шьет одежду?
- Кто пишет картины?
- Кто летает в космос?
- Кто управляет самолетом?
- Кто водит автобус?
- Кто управляет поездом?
- Кто учит детей в школе?
- Кто дрессирует животных?
- 8) Логические задачи.
- Что длится длится: год или 12 месяцев?
- Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
Петя и Ваня пили разные соки — яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?
Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?
Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?
Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята?
Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?
Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?
Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?
На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?
Дата публикации 17.07.2012 Автор статьи:
Источник: https://materinstvo.ru/art/15201