Раннее развитие ребёнка. масару ибука

Среди теорий раннего развития детей подход японского инженера и бизнесмена Масару Ибуки занял почетное место, и нет, наверное, род�

Среди теорий раннего развития детей подход японского инженера и бизнесмена Масару Ибуки занял почетное место, и нет, наверное, родителя, который хотя бы раз не услышал фразу: «После трех уже поздно».

Раннее развитие ребёнка. Масару Ибука

Burda Media

Масару Ибука человек совершенно уникальный – инженер по образованию, сооснователь ныне всемирно известной корпорации Sony, изобретатель и талантливый руководитель, кардинально сменил сферу деятельности и вместе с группой единомышленников создал систему воспитания, основанную, как он утверждает, на физиологических потребностях человеческих детенышей к знаниям.

С чего все начиналось

Всерьез заинтересоваться психологией и физиологией малышей господина Ибуки вынудила личная драма – его первый ребенок родился с проблемами и значительно отставал в развитии.

Тогда и начались поиски методов развития ребенка – Масару Ибука ознакомился со всеми самыми популярными методиками раннего развития, но оказалось, что почти все они рассчитаны на деток старше трехлетнего возраста.

Однако физиология развития детского мозга, по мнению исследователя, вступает в полное противоречие с таким подходом :

Ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Раннее развитие ребёнка. Масару Ибука

Burda Media

Почему не нужно воспитывать гениев

Хотя Масару Ибука считает, что формирование человека на 90% зависит от условий, в которых он растет, его теория раннего развития не ставит перед собой цель вырастить из каждого малыша гения. По его мнению, все физически здоровые дети рождаются примерно одинаковыми, и у же с первых дней именно родители формируют их будущие способности.

Цель раннего развития автор книги «После трех уже поздно», сформулировал достаточно четко и она совершенно не противоречит современному пониманию воспитания детей:

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу.

Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Действительно ли после трех уже поздно?

Это вопрос спорный, однако Масару Ибука, как человек технического склада ума, приводи в своей книге вполне объективное обоснование своему высказыванию:

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70 80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга.

Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребёнка после трех лет перестает развиваться.

К трём годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырём годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли»

Основываясь на этих данных, личном опыте и наблюдении за детьми, он делает логичный вывод – чем старше человек, тем сложнее он усваивает новые знания и навыки. Так изучить иностранный язык или научиться играть на скрипке малышу значительно проще, чем взрослому человеку.

Раннее развитие ребёнка. Масару Ибука

Fotolia

Основные принципы системы Масару Ибуки

  • Раннее развитие будет эффективным и принесет пользу только в том случае, если новые знания и опыт ребенок получит своевременно, когда будет к этому готов. Определить «готовность» малыша может только человек, который постоянно находится с ним и основную роль в этом Масару Ибука отводит маме.
  • Ребенок должен иметь возможность выбрать, что ему интересно, а родители помочь ему в освоении новых знаний и опыта. Никогда нельзя навязывать малышу те занятия и знания, которые его не интересуют, возможно, их время еще не пришло.
  • Огромное значение имеет все, что окружает ребенка – пусть звучат не детские песенки. А классическая музыка, комнату украшают картины лучших художников, так формируется не только вкус ребенка и его интеллект
  • Никогда не игнорируйте плач ребенка, как можно чаще берите его на руки и не бойтесь брать с собой в постель – тактильные ощущения и уверенность в защищенности помогает малышу более активно познавать окружающий мир.
  • Момент, который вызывает вопросы у представителей гуманистической педагогики – Масару Ибука допускает телесное наказание, правда настаивает – шлепок не должен быть основным методом воспитания:

В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2- летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать. Поэтому, если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, это только подогреет в нём чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с тем, которого ожидают родители. Итак, шлёпать ребёнка можно только пока он еще слишком мал и не может воспринять это как оскорбление.

  • Рисовать как можно раньше:

В восемь месяцев ребенок уже может удержать карандаш. Хватательные способности лучше, чем что-либо другое, свидетельствуют о здоровом развитии ребенка. В этом же возрасте ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. Другими словами, ребенок входит в стадию самоутверждения.

  • Музыкальное образование, а так же занятия спортом (в основном это плаванье, но не только), нужно начинать с младенчества – это способствует лучшему усвоению информации и формирует дружеское отношение к миру.

Пусть ребенок будет лучше своих родителей, иначе все воспитание не имеет смысла.

Источник: https://polonsil.ru/blog/43551728493/next

Методика Масару Ибука: рецепты раннего развития от основателя Sony

Раннее развитие ребёнка. Масару ИбукаИмя Масару Ибука широко известно в среде людей, интересующихся историей научно-технического прогресса во второй половине 20 века, а также среди управленцев и экономистов, изучающих так называемое “японское чудо” (стремительный рост экономики Японии после Второй мировой войны). Он один из основателей корпорации Sony, на родине он считается чуть ли не национальным героем. Но есть и еще один аспект деятельности господина Ибука, принесший ему широкую известность: он серьезно изучал детскую психологию и принципы педагогики и создал уникальную методику раннего развития детей, которой восхищался и его западный “коллега по педагогическому цеху” Гленн Доман.

В чем уникальность системы раннего развития масару ибука?

По сравнению с популярными на Западе методиками (к примеру, педагогикой Монтессори или методом того же Гленна Домана), “заточенными” на развитие у малыша все-таки ограниченного набора качеств и навыков (Мария Монтессори делала упор на сенсорное развитие ребенка и его взаимодействие с предметной средой, метод Домана тренирует в основном память и внимание), система японского инженера более разнопланова. Она включает в себя рекомендации, касающиеся самых разных аспектов жизни ребенка, начиная его эстетическим развитием, развитием мышления и отношениями с окружающими и заканчивая организацией его питания и распорядком дня.

Возможно, здесь сыграла свою роль культурная специфика: если западное образование исторически более прагматично, ориентировано на воспитание и тренировку навыков, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности, то японцы подходят к развитию ребенка более тонко. Для них большое значение имеет и воспитание чувств, а также тех качеств, которые сделают жизнь человека более гармоничной: терпения, самоконтроля, умения находить красоту в самых простых вещах.

При этом, опираясь во многом на принципы традиционного японского воспитания, Ибука органично сочетает их с рекомендациями западных педагогов и психологов. Можно сказать, что эта первая система воспитания и раннего развития детей, созданная в русле глобализма, на стыке культур.

Самые ценные советы Масару Ибука

 Занимайтесь с ребенком с рождения

Дети удивительно восприимчивы, считает господин Ибука, и способны научиться очень и очень многому с самого раннего возраста. В книге “После трех уже поздно” он рассказывает об одной семье, в которой сначала родился мальчик, а потом девочка.

Младенчество мальчика прошло в постоянном общении с мамой – у молодой семьи была маленькая однокомнатная квартирка, и так получилось, что мама почти не выпускала ребенка из своего поля зрения, постоянно разговаривала с ним.

В результате он начал говорить в 8 месяцев и рос очень жизнерадостным и открытым карапузом.

Через несколько лет у него родилась сестренка. Родители к тому времени купили себе трехкомнатную квартиру, и малышке выделили отдельную комнату. Естественно, ее общение с родителями было сильно ограничено, что сказалось и на ее интеллектуальном, и эмоциональном развитии (говорить она научилась намного позже и была куда менее позитивной, чем ее брат).

Не игнорируйте эмоциональное развитие ребенка

Этот аспект часто упускается из виду западными “коллегами” Масару Ибука, но японец считает его крайне важным для полноценного формирования личности.

Ведь счастье – это не только признанные достижения в какой-то сфере, но и гармоничные отношения с окружающими, и чувство удовлетворенности собой и своей жизнью.

Поэтому Ибука советует родителям почаще брать ребенка на руки, не игнорируя его потребность в тактильном контакте; хвалить его достижения и поощрять его интересы. Да, и не забывайте вовлекать в уход за малышом братьев и сестер, бабушек и дедушек – чем шире круг его общения, тем лучше!

Не пытайтесь оградить малыша от того, что вам кажется слишком сложным для него

Еще один стереотип западного воспитания – учить ребенка “от простого к сложному”, чтобы не перегружать его нервную систему. Но Масару Ибука с этим не согласен. Опираясь на исследования японских психологов, он утверждает, что “взрослые” критерии сложности и простоты информации для ребенка мало приемлемы.

Если до чего-то он еще “не дорос”, значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если он заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить. Поэтому господин Ибука настоятельно рекомендует родителям не ограничивать познавательную активность ребенка просмотром мультиков и играми в кубики.

  Не бойтесь говорить с ним на нескольких языках и включать Баха вместо “Чунга-Чанги”.

Развивайте воображение ребенка и склонность к импровизации

В большинстве своем дети обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью и может быть весьма неплохо монетизировано).

Тем не менее родители часто делают все возможное, чтобы “впихнуть” разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки.

“Дом не может быть треугольным, а яблоко синим” – поучают они чадо, и со временем карапуз просто утрачивает интерес к экспериментам.

Поэтому, учите ли вы ребенка рисовать или лепить, разглядываете ли книжки с картинками или наблюдаете за животными в зоопарке, дайте малышу возможность видеть то, что ему хочется видеть и выдавать собственные интерпретации.

Не навязывайте малышу собственные гендерные стереотипы

Мальчики в голубом, девочки в розовом, мальчики играют в машинки, девочки – в куклы – вот еще одна родительская “программа”, которая может сильно ограничить развитие мышления ребенка в первые годы жизни.

Если для вас так важно гендерное воспитание ребенка, занимайтесь им после того, как малышу или малышке исполнится три года.

Читайте также:  Классный час по трудовому воспитанию, 1-2 класс

До этого дайте ему или ей возможность попробовать игрушки и занятия, которые, возможно, не очень свойственны представителям его или ее пола, но помогут именно вашему чаду раскрыть свой потенциал.

Стимулируйте интерес к искусству

Исключительно трепетное отношение к эстетическому развитию детей – это, видимо, еще одна национальная типично японская черта.

Недаром даже наши современники, живущие в Японии, восхищаются обитателями Страны восходящего солнца, одинаково виртуозно умеющими рисовать, играть на нескольких музыкальных инструментах и писать компьютерные программы.

Впрочем, дело не только в том, чтобы воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство малыша с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства.

А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые господин Ибука считает очень важными для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.

Контролируйте собственную мотивацию

Раннее развитие – это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции – так считает выдающийся японский инженер.

Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами – это, с точки зрения господина Ибука, неверная мотивация.

Просто помогите раскрыть ребенку собственный потенциал.

Несколько необычных советов от автора “После трех уже поздно”:

  1. Чем меньше у ребенка игрушек – тем лучше.

     Избыток игрушек рассеивает внимание малыша, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения (с этой точки зрения намного эффективнее будет выдать ребенку 1-2 игрушки и поощрять их “нецелевое” использование, например, создание кукольного домика из ботинка).

  2. Научить ребенка времени можно с помощью теле- и радиопередач. Если малыш постоянно смотрит телевизор (видимо, в 70-е годы это не считалось вселенским злом), можно выработать у него некоторые представления о времени с помощью его любимых передач.

    Он очень быстро усвоит, что “то, что до мультиков – это утро, после мультиков мы идем гулять, затем обед и сон (это день), после сна – развивающая программа, после нее уже вечер”.

  3. Колыбельные или сказки на ночь могут быть полезны с точки зрения развития у малыша памяти.

     Масару Ибука одним из первых попытался реабилитировать практику совместного сна, которая в 60-70-е годы прошлого века считалась неприемлемой на Западе.

    Не удаляясь особенно в ее эмоциональные преимущества, он делает акцент на другой стороне вопроса: оказывается, если родитель, укладывая ребенка спать, рассказывает полусонному малышу сказку или поет песенку, то карапуз усваивает эту информацию намного быстрее, чем если был бы в состоянии бодрствования. Такова специфика работы головного мозга.

  4. Ссоры помогают развитию коммуникативных навыков ребенка. Если вы видите, что ваш карапуз с кем-то ссорится – не драматизируйте этот факт, призывает господин Ибука. И здесь, видимо, играет роль даже не столько его “японскость”, сколько характерное для всех буддийских культур стремление видеть в явлении разные его стороны – и негативные, и позитивные. Без столкновений со сверстниками ребенок не научится сотрудничеству и не усвоит навыки поведения в коллективе, поэтому дайте ему возможности набивать свои шишки и учиться на ошибках. Родителям Масаду Ибука предлагает роль наблюдателей или в крайнем случае – комментаторов конфликта, которые бы разъяснили ребенку его причины и мотивы поведения других участников.

Критика методики Масару Ибука

Конечно, и в этой педагогической системе, если поискать, можно найти к чему придраться. К примеру, совет учить ребенка говорить с помощью телепрограмм у большинства современных российских родителей вызовет лишь ироничную улыбку.

Странным выглядит и постоянное противопоставление игры и обучения, причем игра воспринимается г-ном Ибукой как бесполезная трата времени (это противоречит многим современным педагогическим подходам, в которых обучение построено в игровой форме).

Тем не менее на сегодняшний день методика Ибука, без сомнения, может считаться самой разносторонней и универсальной.

Также читайте:

Источник: https://detyvradost.ru/metodika-masaru-ibuka-retseptyi-rannego-razvitiya-ot-osnovatelya-sony/

Методика Масару Ибуки о раннем развитии ребенка

  • Полезные советы Масару Ибуки – основателя корпорации «Сони», который написал книгу «После трех уже поздно», прекрасно осознавая огромную роль именно раннего развития детей. 
  • Масару Ибука – гениальный человек, добившийся успеха и славы своим трудом, занимаясь исследованиями в области детской психологии, пришел к однозначному выводу: маленький ребенок обладает потенциалом для развития широкого спектра способностей в возрасте до трех лет, потом это сделать значительно труднее.
  • Если пускать на самотек процесс образования, родители лишают ребенка впоследствии прочной основы для успеха в жизни и возможности изменить мир к лучшему.

Почему нужно заниматься ранним развитием ребенка?

Современные эксперименты показывают, что развитие клеток головного мозга к трем годам уже завершено на 70-80 процентов, поэтому закономерно родителям направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста.

Целью раннего развития является не воспитание гениев (хотя по данным опросов, среди Нобелевских лауреатов многие обучались по методике Глена Домана – развитие с рождения математических способностей и обучение чтению через демонстрацию специальных карточек), а возможность дать ребенку такое образование, благодаря которому он будет обладать глубоким умом и здоровым телом, будет смышленым и добрым.

Подробный анализ ранних лет великих людей свидетельствует о том, что заложенные с рождения таланты развиваются максимально при благоприятных условиях получения прекрасного образования, созданных для ребенка в детстве родителями. Если же новорожденный воспитывается в чужой по природе среде, то вопреки распространенному мнению – ребенок, рожденный человеком, не становится человеком.

Известны случаи воспитания детей животными, и, несмотря на последующее их обучение людьми, дети-маугли остались полулюдьми-полуживотными, так как был упущен сензитивный период для развития человеческой речи, мышления.

Кроме того, замечено, что в случае целенаправленного воспитания детей, рожденных с ограниченными возможностями, они по результатам своего развития значительно опережают здоровых детей, с которыми не занимались ранним образованием. Разница такая большая, что изумленные педагоги, в частности Мария Монтессори, разумно задают вопрос родителям: «Что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?»

  1. Таким образом, раннее развитие не предполагает насильственного обучения младенца различным знаниям и умениям, главное – введение нового опыта вовремя, для развития безграничных потенциальных возможностей, чтобы сделать ребенка счастливым.
  2. Ни один ребенок не рождается ни дураком, ни гением – все зависит от личного опыта познания в период роста мозговых клеток (приблизительно до семи лет).
  3. Самый важный период – первые три года жизни, в которых многое зависит от усилий и терпения родителей, их готовности к помощи своему ребенку в получении необходимого образования.

Каждый ребенок может учиться хорошо, все зависит от метода обучения. Найдите подходящий для вашего ребенка ключ к успеху.

Принципы Масару Ибуки

В первые годы жизни с ребенком надо быть и строгим, и ласковым, уважать детское «я». Невмешательство родителей по представлению «он еще маленький, поэтому ему можно все», а затем давление и предъявление требований в более позднем возрасте может лишь погубить талант ребенка и вызвать в нем сопротивление.

Ребенок обладает замечательной образной памятью, и нужно ему давать материал для запоминания, окружая лучшими предметами искусства и тем, чем бы вы хотели, чтобы он в будущем знал.

Взрослые понятия «хорошо» и «плохо», «трудно» и «легко» не годятся для маленького человека. Для него все одинаково ново и интересно.

Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, в частности, освоить несколько иностранных языков. Сколько сил и энергии малыш при этом затратит, вас не должно беспокоить, так как ему совершенно нетрудно выучить то, что его интересует. Родителям следует знать, что многие навыки невозможно приобрести, если не усвоить их в раннем детстве.

Исследования доказывают, легче и лучше в младшем возрасте дается изучение иностранных языков, развитие музыкального слуха (представить гармоничное развитие ребенка без музыки просто невозможно – уже пятимесячный малыш вполне может оценить творения Баха), формирование физических способностей – координации движений, чувства равновесия (к примеру, новорожденные чувствуют себя в воде комфортнее многих взрослых).

Главное влияние на ребенка оказывает его окружение, а не гены, поэтому так отличаются друг от друга близнецы и дети одних родителей. Часто спрашивают: «Мы воспитывали одинаково, а дети – совершенно разные. Почему?». Японская поговорка гласит: «Из луковицы не вырастет роза». Но проблема здесь не столько в генах, сколько в окружающей среде, созданной родителями, и жизненном опыте ребенка.

По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, тем самым упуская наиболее благоприятное для обучения время.

Любое влияние на ребенка в раннем детстве оставляет в его душе неизгладимый след на всю жизнь, в частности, впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и поступков.

И задача родителей – позаботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/metodika-masaru-ibuki-o-rannem-razvitii-rebenka/

Ранее развитие: Масару Ибука

«Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я   отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое   образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленным и добрым».  

Интересный и насущный вопрос – нужно ли с самого рождения водить ребенка по разным студиям, обучать и заполнять его еще крошечный сосуд разнообразной информацией.

Сегодня предлагаю  вам взглянуть на этот вопрос глазами автора новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста Масару Ибуки. В нашем центре развития детей мы с интересом исследовали его подход и с успехом применяем некоторые техники по сей день.

Ибука — автор популярной во всем мире книги «После трех уже поздно«, посвященной проблемам дошкольного воспитания, а также создатель Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантам».

Интерес основателя компании «Сони» к методикам детского развития не случаен.

Сын Масару серьезно отставал в развитии из-за заболевания аутизмом, наверное поэтому отец посвятил большое количество времени изучению различных корректирующих и развивающих методик:

«По мере того как  мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько  порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях.

Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80% .

Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?»

Масару, считает  что самое главное – это  не наследственность, а среда воспитания ребенка. Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами.

Ребенок впитывает информацию как губка и в раннем возрасте нужно уделить большое внимание развитию творческого мышления, физического состояния, учить языкам, музыке и пр. В книге приведен пример, подтверждающий выводы автора о важности среды воспитания. История о двух девочках, которых нашли в Калькутте в 20е годы, они жили в волчьей стае.

Много усилий было приложено чтобы «очеловечить» их, но перевоспитанию они так и не поддались, даже говорить не научились.

Странным является также тот факт, что родители, руководствуясь идеями, что избыток  информации отрицательно сказывается  на нервной системе ребенка, до детского сада или школы «оставляют ребенка в покое», а потом начинают активно его воспитывать, и ни с того ни с сего из «ласковых» превращаются в «грозных и требующих». Хотя гармоничнее этот процесс обучения начинать с рождения, а затем дать больше свободы, уважая волю и развитие собственного «Я» ребенка.

Настоящим вдохновителем  Масару стал японский скрипач Шинити Судзуки, частенько повторявший — «нет отсталых детей — все зависит от метода обучения«. Ученики Судцуки уже в возрасте трех лет исполняли сложные скрипичные произведения и главное, играли с радостью, интересом и удовольствием.   

  • Полезные  советы от Масару Ибука:  
  • «Воспитывать ребенка — это значит воспитывать и самого себя». 

 

Обучайте ребенка иностранному языку и хорошему произношению. Благодаря современным технологиям, необязательно нанимать преподавателя.

Можно приобрести аудио и видио диски, слушая их каждый день, вы вместе с ребенком будете осваивать новый язык. Ребенку нравится ритмичное, советую приобретать хорошие обучающие динамичные курсы.

Хорошо также если с ребенком будут общаться «носители языка».

(Мистер Кагата, известный широкому кругу людей  как «агрессивный отец», начал  обучать своих детей, 2,5 летнего  сына и 3 месячную дочку иностранным языкам. Они выучили вместе 5 языков почти одновременно, благодаря радиопередачам.)

 — Давайте ребенку слушать хорошую музыку, которая нравится и вам. Это развивает слух. Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве.

На одном из предприятий фирмы «Сони» был  организован детский сад. Там  провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные.

Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки.

Интересно, разве дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию? По наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже 5-месячным младенцам нравится концерт Вивальди.

— «Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс». 

Можно учить ребенка плаванью, правда лучше не столь рано как Ризе Дим.

На пресс-конференции августа 1965 года, миссис Дим, председатель Международной конференции женщин-атлетов в Токио,  сказала: «Ребенок знает, как держаться на воде, гораздо лучше, чем как стоять на земле..

Она первый раз окунула 5-месячного младенца в бассейн с температурой воды 32~C, и через 3 месяца он уже мог плавать там около 6 минут. Миссис Дим много раз уверяла, что все человеческие возможности и таланты можно начать развивать еще до года.

 

— «Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков.

И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве».  

— Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки. Не ждите и не требуйте шедевров – даже просто линия на бумаге – для вас это каракули, а  для него — это уже самовыражение.

Многие родители  невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ребенку свои представления: «Держи карандаш вот так!» «Яблоки должны быть красные», «Рисуй круг вот так», «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Не пиши на столе». Не слишком ли много запретов?

«Когда ребенку  дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности  выбора.

Ребенок видит огромный  мир (гораздо больший, чем родители  могут себе представить), когда  он впервые берет в руки  карандаш и обнаруживает, что  он может оставлять следы на чистой бумаге.

Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя». 

Наполните комнату разными предметами.

(Эксперименты, проведенные профессором Брунером в Америке показали влияние которое оказывает среда на развитие интеллекта ребенка, разделив детей на 2 группы – одна находилась в пустой чисто белой комнате, другая – в комнате с пестрыми обоями, одеялами и видом за окном с работающими людьми – после нескольких месяцев – 2я группа опережала на 3 месяца в развитие первую). Можете развесить картины и плакаты, шедевры искусства. Но здесь важно, чтобы вам это нравилось, иначе любовь к прекрасному «по наследству» не перейдет. 

— Интерес ребенка нуждается  в подкреплении.  Среди множества  интересных вещей в окружающем мире ребенок иногда находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки необходима помощь взрослого.

Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его.

Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их.   

Автор книги «Великие мира сего» немецкий химик Оствальд считает, что таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги — они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: «Я хочу, чтобы ты стал великим человеком». Им говорили иначе: «Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком».

И конечно помните — самое важное не столько развивать навыки, сколько окружить ребенка теплотой, заботой и любовью.

Источник: https://AguLife.ru/community/pesochnica/post/ranee-razvitie-masaru-ibuka47208

Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука? Мифы и реальность

Вы узнаете, что его можно «научить» читать, считать, понимать классическую музыку и полотна художников, играть на скрипке, плавать, бегать на коньках и другим «выдающимся» вещам чуть ли не с ползункового возраста.

Сегодня практически нет ни одной молодой мамы, которая не заинтересовалась бы этой темой, и есть огромное количество сторонников, апологетов и «специалистов», готовых предоставить услуги по «раннему развитию» младенца, только плати деньгу.

Само понятие «раннее развитие» широко вошло в обиход в нашей стране не так давно — лет 15 назад, и было заимствовано из книги Масару Ибуки (Masaru Ibuka).

В Японии книга вышла в 1971 году, затем в 1977 году была переведена на английский язык — «Kindergarten is Too Late» («Детский сад — это уже поздно»). В 1991 году был сделан русский перевод (Н.А.

Перова), получивший название «После трёх уже поздно».

Для людей, хорошо знающих историю российской педагогики, термин «ранее развитие» известен ещё с послереволюционных годов прошлого столетия.

Ликбез и всеобуч, реализованные в СССР как «завоевания пролетариата», массово показали, что дети, обойденные вниманием родителей в первые три года жизни, плохо учатся в школе, им тяжелее даются многие учебные предметы, они мало общаются с окружающими и малоуспешны в жизни.

Основываясь на российских традициях воспитания детей, советская медицина и педагогика ещё в 30-е годы прошлого столетия сформировали возрастные нормы, которым должен отвечать нормально развивающийся ребенок.

Если ребенок не осваивает к определенному возрасту соответствующие навыки и умения, то можно говорить о нарушении «раннего развития», особенно в первые три года.

Сегодня нормы психомоторного развития известны не только врачам и педагогам, но и всем родителям, с первых дней заботящимся о полноценном развитии своего ребенка.

В Японии, стране со своим уникальным укладом жизни, традиции воспитания детей существенно отличались от российских и европейских. В частности, до пятилетнего возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем». Ещё в начале прошлого века русский ученый-японовед Г. Востоков писал, что японский подход к воспитанию детей реализуется

«с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов…».

Кто бывал в Японии, тот рассказывает, что в первый год жизни ребенок представляет собой как бы часть матери — она целыми днями носит его, привязав за спиной; как только он попросит есть, кормит грудью; ночью спит рядом с ним.

Когда он начинает самостоятельно передвигаться (ползать, ходить), то ему ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо» — мать следует за ним буквально по пятам.

Если он ушибается, обжигается, ранится, то она просит у него прощения за то, что не уберегла.

Хотя до 5 лет для японского ребенка нет ограничений, его воспитывают так, чтобы он в первую очередь умел уживаться с другими людьми. С пятилетнего возраста у японского ребенка начинается этап обучения — детский сад, школа, с четкой дисциплиной, правилами и обязанностями.

После Летних Олимпийских игр в 1964 г. (Токио) в периодической печати СССР был опубликован ряд материалов о японской модели воспитания. Одних она восхитила, других удивила, большинство оставила равнодушными, но никто в нашей стране не знал, что патриот Японии, крупный предприниматель, создатель фирмы «Сони» — Масару Ибука, через несколько лет выступит против нее, заявив:

«Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один — дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно».

Причиной такого выступления была обеспокоенность Масару Ибуки «неудовлетворённостью жизнью», появившейся у японской молодежи, которая выплеснулась в 60-х годах студенческими бунтами. Как пишет его сын Макото Ибука:

«Он собрал своих ближайших друзей, и вместе они стали размышлять об этих событиях.

В чем же было дело: в глобальных ошибках образовательной системы, неудовлетворительном университетском образовании, недоработках школьной программы или несостоятельности дошкольного обучения? В результате все пришли к выводу, что важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. Так была создана Ассоциация раннего развития».

В 1971-м вышла книга, посвященная раннему развитию детей, написанная Масару Ибукой, где он в эмоциональной и доходчивой форме делится своими взглядами на «Потенциальные возможности ребёнка», на «Влияние раннего опыта»; рассуждает на темы: «Что полезно малышу» и «Принципы воспитания».

В первую очередь, всё было написано для японского читателя. Книга Масару Ибуки и его деятельность в качестве руководителя Ассоциации раннего развития привели к революционным преобразованиям в подходах к воспитанию дошкольников Японии. В 1977 году идеи Масару Ибуки произвели фурор в некоторых кругах англоязычных стран.

Большинство российских родителей и специалистов по дошкольному образованию, познакомившиеся в 1991 году с переводом книги, не нашли там чего-то нового, что можно было внедрить в России.

Но через несколько лет в крупных городах стало распространяться «новое веяние в воспитании» — «Ранее развитие».

Им стали активно заниматься безработные психологи, педагогические работники, неудовлетворенные оплатой труда в госструктурах, и бизнесмены под прикрытием разных фондов и других негосударственных и «некоммерческих» контор.

Проповедники «Раннего развития» по Масару Ибуке завлекают родителей тем, что: «Даже 5-месячный малыш может оценить Баха»; «Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации»; «Двухлетка может освоить алгебру» и т. п. откровениями, предлагая научить ребенка с младенческого возраста читать, считать, играть на скрипке, освоить несколько иностранных языков, а некоторые обещают заложить в младенце «будущность Гения».

При этом никого из проповедников «раннего развития» не смущает, что предлагаемое ими в корне противоречит сказанному Масару Ибукой. Он пишет:

«Основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребёнку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в „хороший“ детский сад и начальную школу.

Главное — развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

«Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребёнка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее — это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребёнка».

Завершить хочется словами Масару Ибуки: «Самое лучшее воспитание для ребёнка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?»

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/46576/

Масару Ибука — После трёх уже поздно

Вот что написал в предисловии к книге Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, США: «Я думаю, что предлагаемая книга — одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле, родители».

Автор этой книги, кстати основатель корпорации SONY, занялся вопросами раннего развития неспроста — его собственный ребёнок отставал в умственном развитии.

В результате опыта, приобретённого в воспитании и обучении своего ребёнка, с помощью специалистов он основал «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов», написал эту книгу и стал одним из известнейших специалистов мира в области раннего развития детей.

Идеологию раннего развития Масару Ибука формулирует так:«Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта „вовремя“».Данная книга является участником проекта «Испр@влено». Если Вы желаете сообщить об ошибках, опечатках или иных недостатках данной книги, то Вы можете сделать это здесь.

Масару Ибука

После трёх уже поздно

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый — закоснелые традиции, второй — существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся.

По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично.

Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей — это почти неосознанное усилие. И моя жизнь — яркое подтверждение тому.

Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык.

Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и всё это на высоком профессиональном уровне, — нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось.

Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи.

Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США.

Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота.

Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга — одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.

С древних времён считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой.

Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, — человек, а детёныш волка — волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки.

Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет — человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённою оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества.

Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития».

Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях.

Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70–80 %.

Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.

Источник: https://nice-books.ru/books/domovodstvo-dom-i-semya/prochee-domovodstvo/235394-masaru-ibuka-posle-treh-uzhe-pozdno.html

Ссылка на основную публикацию