Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Мальцева Людмила Валентиновна – доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна Художественно-графического факультета Кубанского государственного университета. (КубГУ, г.Краснодар)

Аннотация: В статье поднимается вопрос о возрождении и сохранении культурного наследия кубанских казаков как фольклор. Мы должны сохранить, и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие нашего народа. Культуру казаков невозможно представить без фольклора.

Ключевые слова: Культура, традиции, фольклор, духовность, кубанский казачий хор, эстетическая культура.

В последние годы на Кубани возрастает интерес к многовековому наследию казаков к фольклорному искусству. На сегодняшний день актуальной задачей является изучение, сохранение и восстановление это вида искусства.

Возрождение культуры, традиции, обычаев и национального самобытности кубанских казаков возможно только при изучении исторического процесса становления и развития народного искусства.

В процессе познания и изучения фольклора погружаешься в национальную культуру казаков, познаешь историю через традиции, обычаи. Важной составной частью традиционной духовной культуры народа является фольклор.

В его различных видах и жанрах нашли отражение общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения. Вместе с тем фольклор и сам составляет сферу традиционного народного быта.

Формируя эстетическую культуру на традициях, обычаях необходимо вспомнить фольклор. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

Чтобы почувствовать колорит кубанской души нужно послушать кубанский казачий хор. Кубанский казачий хор – один всемирно известных брендов русской народной культуры и едва ли не старейший коллектив России.

Он возник в 1811 году из казаков российского юга – вольных поселенцев вдоль реки под названием Кубань. Землепашцы и воины, они защищали южную границу Российской империи.

На сегодняшний день художественный руководитель кубанского казачьего хора является, Виктор Захарченко он говорит: «Кубанский казачий хор изначально был образован как хор церковных певчих в Кубанском казачьем войске. Поэтому этих казаков называли и называют в России православными рыцарями, защитниками Отечества и веры. Это чрезвычайно важно».

Кубанский казачий хор – это не только певческий ансамбль. Это и большая танцевальная группа, и народный оркестр, что позволяет коллективу создавать интереснейшие концертные программы.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 1. Солисты Кубанского казачьего хора.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 2. Руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 3. Выступление Кубанского казачьего хора.

Они особенно привлекательны тем, что представляют культурные традиции разных российских регионов, ведь казаки жили и на Урале, и на Северном Кавказе, и в центре России.

По мнению главы Российского фонда культуры, известного российского режиссера Никиты Михалкова, «Кубанский казачий хор – это величайшее достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России».

Наиболее развитым и функционально разнообразным на Кубани является песенный жанр.

Среди казачьего населения были популярны исторические, военно-бытовые, строевые песни.

Военно-бытовые песни, чаще протяжного характера, повествовали о походах и разлуке с семьей, о верном спутнике казака – его коне.

В качестве строевых песен часто использовались исторические, военно-бытовые, а также шуточные и плясовые песни. Многочисленными были песни бытовые. Тематика их была чрезвычайно разнообразна.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 4. Станица Атамань выступление казаков.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 5. Станица Атамань выступление казаков.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 6. Станица Атамань выступление казаков.

Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным фольклором занимало более скромное место в жизни станичников. Здесь преобладали: хороводы, игровые и плясовые песни.

Самостоятельных же танцев имелось не очень много, и набор их почти во всех станицах был один. Чаще всего танцевали «Казачок», «Гопак», «Русскую», «Метелицу», различного вида польки [1].

Разнообразие фольклора, уровень организации и активности участников служат показателем, как степени сохранности культурных традиций, так и характера социальных отношений.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 7. Гуляние в Атамань.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 8. Гуляние в Атамань.

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Рисунок 9. Гуляние в Атамань.

Из прозаических и малых жанров фольклора наиболее распространение на Кубани имели пословицы, поговорки и былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, заговоры. Пословицами и поговорками была насыщена бытовая речь («Не разорит еда, а разорит беда», «То не козак, шо поборов, а той, шо вывырнувся»), использовались они и в торжественных случаях [2].

Познание фольклора как ценного ядра национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценностей своей культуры. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств.

Народные традиции, народное творчество, культура развивались и передавались из поколения в поколение, что, безусловно, свидетельствует об их значимости в современном обществе. Это продукт многовекового опыта большого количества мастеров разных поколений и в нем наглядно воплощены основные принципы художественного творчества.

Список литературы:

1. Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 30.2. Кубанские областные ведомости (КОВ). 1896. 4 сентября3. Манукало А.Н. История Кубани. Краснодар, 2004. – 210 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Источник: http://na-journal.ru/3-2013-gumanitarnye-nauki/313-duhovnaja-kultura-kazakov-i-ee-vozrozhdenie

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Эксузян Л.С. 1
Гнатовская  А.В. 1

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Вопросу фольклорных традиций казаков Донского края уделяется несправедливо мало внимания. Необъятная и ни с чем не соизмеримая стихия народной жизни казаков всегда вызывала во мне живейший интерес.

Ведь Донское казачество подарило миру немало шедевров песенного творчества, связанного со страницами истории Российского государства, лирических композиций.

Но главным поводом для изучения мною этой темы стало то, что вся моя жизнь тесно связана с Донским краем и «батюшкой Тихим Доном». Здесь родились и жили многие члены моей семьи, здесь прошло все мое детство. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью.

Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.

Роль священной реки Дон интересна не только как колыбель самобытной казачьей культуры, но и в качестве территории, условия которой способствовали сохранению живой фольклорной традиции. Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно исчезнувшему укладу народной жизни. Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.

  • Цель исследования – выявление взаимосвязи между историческими событиями, происходящими с донскими казаками, формированием их личностных качеств, особенностями быта и фольклором, в том числе песнями, обрядами, которые отражают их самобытность.
  • Задачи исследования:
  • Провести исследование песенного фольклора казаков для идентификации определяющих их содержание событий;
  • Определить тематический состав песен для выявления особенностей жизни казаков в тот или иной исторический период;
  • Доказать, что роль реки Дон в фольклоре донских казаков принципиальна и важна, ввиду их особого отношения к Дону.
  • Для обоснования представленных в работе положений использовались следующие методы исследования: субъектно-объектный, эволюционный, историзма, синтеза, системного и логико-смыслового анализа, наблюдение и сопоставление.
  • Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Говоря о песенном фольклоре казаков, нужно отметить, что большой вклад в изучение донского казачьего фольклора внесла петербургская исследовательница – А.М. Астахова, входившая в состав предвоенной редколлегии издания «Песни донских казаков». Ею, совместно с Е.В. Гиппиусом и З.В. Эвальд, были проверены все эпические песни, соотнесены сюжеты донских и северных русских былин.

В 1960- — 1980-х гг. крупнейшим собирателем донского песенного фольклостановится А.С. Кабанов, представитель Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, работавший под научным руководством Е.В. Гиппиуса. Его коллекция начитывает несколько тысяч звукозаписей.

Нельзя не упомянуть еще несколько имен. А.А. Банин посвятил несколько статей анализу музыкально-поэтической структуры и ритмики эпических и календарных песен из собрания А.М. Листопадова.

Этнографические исследования 1980-х гг. базировались на изучении письменных источников и материалах экспедиций, которые с 1960-х гг. предпринимались работниками донских музеев. Хотя цели этих экспедиций ограничивались сбором вещевых коллекций, собиратели фиксировали ценные сведения в качестве комментариев к артефактам.

На формирование фольклора донских казаков накладывала отпечаток среда обитания. Среда обитания казаков – открытые пространства. Во всем комплексе их культуры, включая письменные источники, они представлены в образе реки и степи-поля.

Известно, что территорией своего обитания казаки всегда считали Дон. Совокупность представлений, охватываемых этим понятием, исторически менялась.

В более ранние временя он выступал как мифический прародитель, кормилец, а в более поздние времена – как путь дорога, соединяющая его границы.

Образ реки является той основой, которая позволяет разделять пространство всего света. Противопоставление реки и суши выражено в оппозиции своей реки-воды и чужих берегов.

В начале 18 века для казаков правый берег был своим, левый – «задонская, ногайская сторона» — чужим. Правый берег обращен к лесостепи, а левый – к степям, контролируемый кочевниками.

Чужое, лежащее за рекой-рубежом – пространство войны, тягот и лишений. В казачьей песни оппозиция выглядит эмоционально окрашенной:

  1. Да вспомним, братцы, братцы-новобранцы,
  2. Да как мы с немцами воевали,
  3. Да не пошли мы, братцы по Дону,
  4. Да просим, братцы, перевозу.
  5. …………………….
  6. Да как мы встанем, братцы, да посмотрим
  7. На свою родную сторонку.
  8. На свою родную сторонку,
  9. Да как на нашей сторонке
  10. Да цветы, братцы, расцветают.
  11. Цветы, братцы, расцветают.
  12. Глава 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПЕСЕН ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Любовь к родине, воплощением которой служили батюшка Дон, была возвышенной, одухотворенной. Выражение этой любви вылилось в особую форму песенного повествования, соответствующую этим возвышенным чувствам. С Доном связана целая система различных символов – отцовство, вера, путь.

Целостный поэтический образ Дона, сложившийся на основе действительной жизни, казачьего мировоззрения, свидетельствует о духовной силе и высокой песенной культуре вольного казачества.

Дон – самый популярный образ казачьей песни. Поэтизация его обусловлена конкретными историческими, экономическими и социально-бытовыми условиями жизни казаков. Казаки группировались в вольные ватаги и длительное время скитались по Руси, не имея семьи. С Доном Ивановичем, взлелеявшим, вскормившим, воспитавшим казака, были связаны у этих людей особые чувства.

До 18 века донское казачество жило обособленными общинами, со своеобразным республиканским строем, храня общественные, нравственно-бытовые и культурные традиции, унаследованные ими от предков.

Главными экономическими источниками жизни казаков были «хождение за зипунами» на Черное и Каспийское моря, скотоводство, а более надежным – рыбный промысел.

Читайте также:  Классный час на тему: родина, 3 класс

Жизнь на Дону не была спокойной и безопасной.

Этот период жизни отразился в исторических песнях о Ермаке и Степане Разине, где казаки «донские» собирались во единый круг «думу думати единую». Но правительственная реакция все более и более усиливалась и привела в 18в. к уничтожения казачьего самоуправления. Произошла коренная ломка общественного устройства, нравственно-бытовых традиций, социальная дифференциация в казачьей среде.

Разрушение патриархальных отношений в быту и службе, расширение внешних связей, социальное расслоение оказали влияние на их мировоззрение.

Особенности этой эпохи оказали влияние и на развитие казачьего поэтического творчества. Значительно расширяется тематика песен.

Развитие песенного творчества идет по линии конкретизации содержания, усиления реалистических элементов, обобщения и социального заострения образов.

В песнях этого периода часто отражается образ Дона. Но он претерпевает значительные изменения, переосмысливается. Он освобождается от идеализации, наполняется конкретным реалистическим содержанием. В связи с этим образ сужается, теряет свой эпический характер и выполняет в песне новые художественные функции.

Содержание песен охватывает период с середины 16 до начала 20 века выборы Ермака атаманом перед походом в Сибирь, набеги турок на главное войско, жалованье.

В эпоху постоянных войн, в которые ввергался народ и казачество, этот мотив становится самостоятельной темой повествования. Образ Дона, в них служит для выражения народной оценки и ненависти к войне. Песни антивоенные; по содержанию получают обличительную окраску, социально заостряются:

  • Украшен-то наш тихий Дон
  • молодыми вдовами,
  • Цветея наш батюшка тихий Дон
  • сиротами,
  • Наполнена вода в тихом Доне
  • Отцовскими, материнскими слезами.
  • Отрицательное отношение казачества к войне служит также основным мотивом многих песен, включающих образ Дона.

В таком же плане раскрывается отношение народных казачьих масс к постылой царской службе и жизнь в плену. В песенном творчестве оно выливается в тему неволи «на чужой, дальней сторонушке».

Мотивы одиночества, тоски по родине, тяжести службы и неволи сливаются с образом Дона. И хотя сам образ не раскрывается в песне, он ощутим. Он в душе и сердце казака, в волнении крови, в его воображении.

Дон всплывает перед глазами тоскующего, попавшего в беду казака, вызывает «слезное рыдание».

Сюжет в песнях выступает как организующее начало, посредством которого историческая действительность, подлинные факты преображаются в художественное произведение. Выбор сюжета казака царской грамоты, смерть Ивана Грозного, борьба за Азов.

Песни дают представление о различных аспектах военной действительности, эпизодах военно-походной жизни, поворотных событиях. Донские песни оказывают патриотизм народа через характерный образ казака «на службине государевой», через черты героической боевой жизни и походного быта.

В них присутствует упоминания о месте событий «На Усть-Дону было тихо», «На речке было, на Камышинке» (приток Дона). «Как у нас-то было на Дону».

В них река становится героем песен, поэтические тексты координируются с напевами уже по комбинаторному принципу, через восприятие состояние реки(быстро-медленно течет Дон, мутная-чистая вода) можно оценить отношение казаков к событиям.

В разинском цикле донской песни был создан образ положительного героя, этим песням свойственна романтизация «доброго молодца», появляется портрет героя. Самыми привлекательными чертами для казака были героизм, бесстрашие в бою.

Многие песни – это картины жизни обыденной, в которых отражаются нравственные законы человеческой жизни. Эти правила чисты и прекрасны.

Верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, смелость – вот что извечно воспевали казаки. Зависть и корысть, трусость и лень, ложь – вот что судили высшей мерой.

Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, символ вольной жизни, батюшка-кормилец.

К женщинам у казаков было уважительное отношение, она была свободной казачкой.

Особое место в обрядах, существующих на Дону, принадлежит песне, причитания, плачи представлены у казаков в меньшей степени.

Таким образом, в соответствии с изображением пространства в обрядовых песнях образ реки не имел большой смысловой нагрузки, как в исторических песнях. Хотя группы песен разных циклов могут объединяться посредством общего зачина «как бывало Дон бежал, а теперь Дон помутился весь».

«Со дна меня, тиха Дона, ключи бьют/посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит (Молодец и девица). «Распустил своих ясных соколов да по тиху Дону». Типизация образов свойственна и поздним песням, в основном литературного происхождения. «Здравствуй, Дон и наш Донец и родные мать-отец».

«Здравствуй, Дон, отец родной».

Глава 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА РЕКИ ДОН

Выявление и описание ключевых слов казачьей культуры плохо изучены, но несомненно, что содержание песен семантически нагружено. По материалам песенного воинского фольклора опорными словами в песнях являются: атаман, битва, войско, жизнь, закон и, конечно, Дон.

Дон – земля-вода донских казаков, кормилец, отец родной, православный, потому что сверху донизу населен православными людьми. Дон – река жизни и путь, по которому осуществляется освоение пространства, Дон называют «столповой рекой».

Пространственный (вертикальный и горизонтальный) аспект раскрывается в формуле сверху-донизу, в качественных эпитетах крутые берега, глубокие воды. Временной параметр дан через символику сыплющегося пека, ценностный – посредством идеальных качеств чистоты и быстрого течения реки.

В ранних казачьих песнях начинает складываться эпический образ Дона.

Используя прием гиперболизации, в основе которого лежит сравнение, а нередко прибегая к олицетворению, казачьи песни создают идеализированный образ Дона.

Иногда поэтическая выразительность и эмоциональность художественного образа достигается широким использованием разнообразных по характеру эпитетов, часто постоянных. Песни о Доне отличаются особой задушевностью.

  1. Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон!
  2. Ты кормилец наш, Дон Иванович!
  3. Про тебя-то, Дон, ле5жит слава добрая,

Слава добрая. Еще речь хорошая!

Именно поэтому одни из принципов композиционного построения таких песен является употребление формы монолога лирического героя, обращенного к Дону. Монологическая речь, насыщенная эпитетами, междометиями, повторами однокорневых слов, делает песню выразительной, драматизирует ее.

  • Аи ты прости же, ты прощай,
  • Да вот, батюшка, славный тихий Дон,
  • Ты прости же со всеми со верши…
  • Ей, со всеми со вершинами…

Чаще всего образ Дона раскрывается в психологическом параллелизме. Помутневший, взволновавшийся, возмущенный, помелевший, скованный берегами, утративший свою стремительность и величие Дон служит в песнях символом неудачного похода, гибели казаков, возмущения народных масс, тоски, кручины матери, отца в разлуке с сыном, тяжелых предчувствий и предупреждения о несчастье.

  1. В заключение следует отметить, что многообразие форм создания художественного образа Дона в традиционном фольклоре вызвано многоаспектностью представлений жизни казачества в историческом и социально-экономическом отношениях.
  2. Заключение
  3. Фольклорные традиции донских казаков – это тема, которая интересна не только жителям Донского края, но и всем, кто исследует исторические связи между песенным творчеством и историческими событиями.
  4. Для музыкального фольклора выделены типологические признаки, универсальные для любого местного стиля: традиционность музыкально-поэтического языка, фактуры, на которых выстраивается композиционный ряд песенного творчества донских казаков.

Мир донских казаков разделялся в соответствии со сторонами света. При этом границы реального пространства были достаточно условны и подвижны. В фольклоре степи, долины, раздолье, реки передавали представление о пространстве. Упоминание их в зачине песни является предвестником сюжетных коллизий героя.

Особое внимание казаки всегда уделяли Дону-батюшке. В более ранние временя он выступал как мифический прародитель, кормилец, а в более поздние времена – как путь дорога, соединяющая его границы.

  • Жизненно важное значение Дона, преломленное через казачье мировоззрение, обобщается в символ Родины.
  • Все это предопределило формирование, развитие казачьего фольклора, утверждение в нем темы Родины, на яркой поэтизации Дона в песенном творчестве.
  • Список использованных источников и литературы:

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. – Ростов н/Д. Баропресс. 2006г. С.109-118.

Краснов П.Н. Картины былого Тихого Дона М., 1992. Т.1.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т1-5.

Новосельцев А. Песни шолоховских романов // Дон. 2005. N4. С. 225.

Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963. С. 218-220.

Рудиченко Т.С. Система жанров донского казачьего фольклора //Рукопись, архив фольклорного кабинета СПБГУКИ.

Рудиченко Т.С. Пение и песня в казачьем этикете. // Музыковедение, N1, 2005.

Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. – Ростов н/Д. Издательство Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. 2004г. С. 100-115.

Русская литература XX века. 11 класс. Дрофа. 211. 2006г. Е.2 С.76-77

Источник: https://school-science.ru/6/18/36364

Знакомство с культурой и традициями Донских казаков

Россия — огромная страна, на ее территории живет множество народов с разными культурными особенностями, чертами характера и историей. Народообразующее население Ростовской области составляют донские казаки.

Известно, что до 1920 года Ростовская область относилась к области Войска Донского, и именно казаки составляли большую часть ее населения.

Казаки живут не только в России, каждый год со всего мира приезжают потомки эмигрировавших казаков на родину предков, чтобы приобщиться к казачеству — явлению, связывающему людей единством духа, морали и культуры. Они до сих пор чтят свои традиции, обычаи и бережно относятся к истории.

«Понимая свое происхождение, понимать свое предназначение» — это выражение, пожалуй, наиболее полно отражает весь смысл изучения донских традиций, обычаев, культуры и искусства, а также явлений, связанных с жизненным кругом.

Собираясь посетить интересную на события, своеобразную на культуру, красивейшую на природу Ростовскую область, опытный путешественник постарается найти хотя бы краткую информацию о традициях коренного населения. А начинается все с фольклора — кладезя необыкновенных знаний о жизни донских казаков.

Фольклор

Суть народного творчества донских казаков как нельзя лучше отражает его определение — как «фольклор ремесленников военного дела». Он богат на суровые военные и походные песни, хотя есть в нем и немало других: плясовых, любовных, обрядовых, семейных и т.д. Нужно упомянуть и об устном фольклоре донских казаков: преданиях, былинах, поговорках, сказках. Особенность донского фольклора также заключается в том, что он очень тесно связан с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, инициацией, свадьбой, проводами, обрядами погребения.

Читайте также:  Классный час о вреде курения, 9 класс

Рождение

Нужно сказать, что большие семьи, где жили все вместе — родители, дети, братья, сестры, старики, сейчас очень редкое явление в современном мире даже на Дону, где уважение и почет к старшим воспитывался с рождения. Но тем не менее отголоски этого давнего уклада сохранились и по сей день, традиции рождения и воспитания более трех детей возрождаются вместе с народом.

Женщина занимала особое место в семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку- будущему воину и защитнику своей земли — ружье или шашку.

Инициация

В шесть лет (а по некоторым источникам, в 4 года) мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом — майдане. Происходило событие в присутствии всех казаков общины. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту — символ настоящего казака.

С обрядами инициации и сегодня можно познакомиться, посетив ежегодные традиционные игры донских казаков «Шермиции».

Свадьба

Свадьба — интереснейший обряд. Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX века. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе предшествовало несколько этапов.

Смотрины — церемония знакомства будущих мужа и жены. Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство. После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

Сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы. Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин.

С шутками-прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты. За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко.

После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

Подушки: собранное за всю жизнь невесты приданое за несколько дней до свадьбы перевозили в дом жениха. Это событие снова сопровождали песнями, плясками и весельем. В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги, они пекли каравай, украшали его веточками, цветочками, а потом несли каравай в дом жениха.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками. Впрочем, и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Донская кухня

Традиции вкусной кухни и гостеприимства испокон веков живут на Дону.

Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном. Даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется пара-тройка способов, как быстро накрыть стол. Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Настоящим донским блюдом считается уха, рецептов приготовления которой невероятное множество. Уха, которая готовилась в станице Елизаветинская на костре — обязательно с помидорами и «с дымком». Легенда гласит, что сам Николай II оценил это блюдо.

Уху для императора, объезжавшего свои земли, готовил казак Василий Кедров. Его уха была известна во всей округе.

Угощение очень понравилось царю, который не оставил без внимания казака и щедро наградил его золотой медалью за храбрость, проявленную в Японской войне.

Проводы на войну

Защита родины — дело чести любого казака. Перед военным походом в храме обязательно проводился молебен. В дорогу каждый воин брал с собой горсть родной церковной земли. Родители благословляли сына, а жена подводила к мужу коня. Только приняв повод, казак прощался с родными. Сняв шапку и перекрестившись, он отправлялся воевать.

Смерть

Смерть для казаков — естественное явление, в ней нет ничего ужасного. На девятый, сороковой дни и ежегодно в годовщину смерти усопшего поминают. В этот день пекут пирожки с капустой и сухофруктами, варят компот, готовят кутью.

Смерть на поле боя считалась для казака высшей наградой и божественной милостью.

В день памяти казаков, пострадавших за веру, Дон и Отечество, каждый год проводится поминальный молебен во всех храмах Войска Донского. О кровавых страницах истории казачьего народа безмолвно говорят курганы и памятники.

Традиции и заветы донских казаков живы до сих пор. Казачество по-прежнему уважает и соблюдает законы предков.

А прикоснуться к уникальной во всех смыслах культуре и истории можно, посетив ежегодные события, такие как международный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого», «Пухляковская троица», традиционные игры донских казаков «Шермиции», этнографический праздник «Кружилинские толоки», международный литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна», фестиваль в казачьей станице «Песни над Чиром», гастрономический фестиваль «Донская уха», этнографический фестиваль донского виноградарства и виноделия «Донская лоза» и другие.

Национальный туристический портал Russia.Travel

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59394ec97ddde8524b45d7ac/59ed96a9fd96b1f6d875023f

Презентация "Донской казачий фольклор ,обычаи и традиции донских казаков" 5 класс

« Донской казачий фольклор ,обычаи и традиции донских казаков»
( в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования).
  Алешкина Ирина Александровна Учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г. Зернограда ( МБОУ ООШ г.Зернограда)
 
 

«Сохранение своих корней, своей национальной культуры, её развитие — это важнейшие задачи, которые требуют внимательного отношения к уцелевшим памятникам истории и культуры, к богатому народному художественному творчеству,» — А.М. Баркова

«Царь только чином наградил, а казаком- то отец породил,

мать вынянчила, служба выучила»

1. Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден от 17.12.2010 г. № 1897) и Закона Р.Ф.« Об образовании» Основной целью изучения курса «Донской казачий фольклор, традиции и обычаи донских казаков” является:
через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой Родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Цель может быть конкретизирована в следующих задачах: -раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
-расширить представление о диалектах, донских говорах и их функции в художественном тексте;
-заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
-познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;
-развить воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства;
-учить выразительно читать фольклорные произведения .
2.Общая характеристика учебного предмета
 
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: — осознанное, творческое чтение художественных фольклорных произведений разных жанров;
— выразительное чтение художественного фольклорного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами , с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаических фольклорных текстов;
— анализ и интерпретация фольклорных произведений.;
— составление планов и написание отзывов о произведениях;
— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
3 Место учебного курса в учебном плане
Программа относится к предметной области ЛИТЕРАТУРА . Она рассчитана на 3 учебных года по 35 часов на каждый год. 5 класс – 1 час;
6 класс – 1 час;
7 класс – 1 час;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Коллективное творческое дело.
Деятельностный подход в обучении.
Педагогика сотрудничества.
Технология проблемного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии. Проектно-исследовательская деятельность
1.Личностные результаты курса должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирования уважительного отношения к труду; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 4 Личностные, метапредметные , предметные результаты освоения конкретного учебного курса. 2. Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 2. Метапредметные результаты освоения курса 3. Предметные результаты освоения курса должны отражать :  
1) осознание значимости чтения и изучения донской фольклорной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание донской фольклорной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные фольклорные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Предметные результаты. учебно- тематический план

Читайте также:  Викторина о поэзии и поэтах с ответами, 9-10 класс
Темы. Часы
1.2 Введение 2
3.4.5.6.7. Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры, источник изучения духовной культуры Дона. Многожанровость казачьего фольклора 5
8.-12. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, заклички, колядки и др. 5
13и-17 Донские казачьи былины 5
18-22. Казачьи народные сказки. 5
23-27 Народные казачьи песни, их виды 5
28-32. Сценические картины казачьего быта. (казачьи посиделки) — итоговая аттестация 5
33-35. Итоговые занятия. 3

7.Учебно-методическое обеспечение курса.
 
Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920 г.г. – Ростов-на-Дону: Логос, 2012.
Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX в. – Ростов-на-Дону, 2009.
Абелюк Е.С. Миф или сказка? – М., 2009.
Бисеринка. Сказки, записанные на Дону //Составитель Тумилевич Т.И.– Ростов-на-Дону, 2011.
Большой толковый словарь донского казачества. – М.: Астрель – Аст, 2009.
Воловник Н.С. У истоков русского фольклора. – М.,2012.
Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Фольклор и родное слов. – М., 2011.
Казачье образование /Методические рекомендации по реализации казачьего регионального компонента содержания образования. Часть 1 и часть 2. – Ростов-на-Дону, 2009.
Интернет-ресурсы: http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.   Описание материально-технического обеспечения курса.
 
Реализация учебного курса требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы
 
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: мультимедийный компьютер;
проектор; экран; Учебно-наглядные пособия Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации.
 
Программное обеспечение:
операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
текстовый редактор MS Word;
графический редактор Paint;
программа обработки изображения MS Photo Ediror, Adob PhotoShop;
издательская система Adob Page Maker 6.5 или MS Publisher;
программы QBasic, Macro Media Flash, Конструктор мультфильмов;
программа MS Power Point.
 
 
8. Планируемые результаты курса.Предметные

кл Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться.
5 • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные произведения • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину или придумывать сюжетные линии;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • сравнивать произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

Личностные результаты.

кл Выпускник научится. Выпускник получит возможность научиться.
5 • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском казачьем национальном характере; • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа .
• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, научиться уважительному  отношению к казачеству, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, родным языкам, народным традициям, старшему поколению.

Метапредметные результаты.

кл Выпускник научится. Выпускник получит возможность научиться.
• видеть черты русского национального характера в героях казачьих сказок и былин, • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
• воспринимать художественный фольклорный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • сопоставлять фольклорные произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественного фольклорного произведения ; выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • вести проектно-исследовательскую деятельность(под руководством учителя) и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
• определять актуальность фольклорных произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • оценивать интерпретацию художественного фольклорного текста, созданную средствами других искусств;
анализировать и истолковывать фольклорные произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственную интерпретацию изученного фольклорного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведение словесного фольклорного искусства и его воплощение в других искусствах;

Источник: https://uchitelya.com/literatura/102488-prezentaciya-donskoy-kazachiy-folklor-obychai-i-tradicii-donskih-kazakov-5-klass.html

Технологическая карта на тему: «Казачий фольклор» — начальные классы, уроки

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А теперь перейдем к следующей составляющей фольклора.

Прочитайте его название. («Плясовые припевки».)

— Суть этого жанра кроется в самом названии.

-Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и танцевали.)

  • — Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например:
  • Сербияночку танцую,
  • Сербияночку пляшу,
  • Кто лучше, меня пляшет,
  • То, пожалуйста, прошу.

— Ребята, мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести? ( Может и к музыкальной, и к танцевальной?)

— Какое слово в этом словосочетании главное? (Припевки.)

— Значит это какая составляющая? (Музыкальная.)

-Посмотрите на слайд. Прочитайте.

  1. 1. В саду выросла берёза –
  2. Белая пребелая.
  3. Я девчонка молодая
  4. И к тому же, смелая.
  5.  2. На окошке два цветочка
  6. Синенький да аленький,
  7. Я парнишка боевой
  8. Хоть и ростом маленький.
  9. 3. Если б не было луны,
  10.    Не было б и неба,
  11.    Если б не было земли,
  12.    Не было б и хлеба.

— Что это за стихи? (Частушки.)

— Как исполняют частушки? (Их поют.)

  — Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.

-Пропойте их в пол голоса друг другу.    

  — Кто хочет попробовать спеть частушки. Выходите от каждого ряда по одному ученику.

  — Сначала без музыки.

  — А теперь под музыку. (Поют)

Так, что же мы делали с частушками? (Пели.)

  — Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.)

-А теперь давайте поговорим о сказках.

Все вы выросли на сказках, которые рассказывали ваши родные люди, бабушки и мамы. Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. (Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)

Послушайте сказку.

Казак и птицы.

Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко. Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти.

Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно сыпать. Так весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

Вот пришла пора посевной. Глядит Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята — бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.

  • Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.
  • А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.
  • — Почему Сашко удалось собрать богатый урожай?
  • -Почему птицы помогли Сашко?

-К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.) Почему?

 -Есть ли еще один вид фольклора?

— Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных пар.  Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой  и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.

А сейчас мы посмотрим танец  в исполнении хореографического ансамбля «Казачий спас».

— Какой танец мы увидели? (Казачий пляс)

— Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам:  папахи, расшитые рубахи.)

К какой составляющей фольклора отнесём танцы? (Танцевальной.) Почему?

  1. Пели и танцевали
  2. Может и к музыкальной, и к танцевальной
  3. Припевки
  4. Музыкальная
  5. Частушки
  6. Их поют
  7. Пели
  8. Музыкальная
  9. Их читают, рассказывают, и конечно слушают
  10. Слушают сказку
  11. Ответы детей
  12. Словесной
  13. Казачий пляс
  14. По движениям, по музыке, по костюмам:  папахи, расшитые рубахи
  15. Танцевальной
  16. Регулятивные:
  17. -умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку;
  18. Коммуникативные:
  19. -строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи;

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/tehnologicheskaya-karta-na-temu-kazachiy-folklor-83251.html

Ссылка на основную публикацию