Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. картотека

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность.

Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев».

Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков. 

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

  • Золотые воротаПропускают не всегда!Первый раз прощается,Второй раз запрещается,А на третий раз
  • Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим.

«Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде».

Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками.

Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды.

После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Пять рублей 

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

  1. — Гуси-лебеди, домой!
  2. — Зачем?
  3. — Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
  4. — А чего волкам надо?
  5. — Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!Расти кре-понь-ка!Ни мала, ни велика,

До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза.

Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой».

Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа.

Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника.

Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место.

Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории.

Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников.

Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков.

Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия. 

  • Участники напевают следующую песню:
  • «Гори-гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо:Птички летят,
  • Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!».

После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды».

Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы — современные взрослые, в своем детстве. Это «Колечко», «Море волнуется», «Вышибалы», «Классики», «Резиночка» и другие.

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. КартотекаНародные игры для детей 6-7 лет в детском саду. КартотекаНародные игры для детей 6-7 лет в детском саду. КартотекаНародные игры для детей 6-7 лет в детском саду. КартотекаНародные игры для детей 6-7 лет в детском саду. КартотекаНародные игры для детей 6-7 лет в детском саду. КартотекаНародные игры для детей 6-7 лет в детском саду. КартотекаНародные игры для детей 6-7 лет в детском саду. КартотекаНародные игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Источник: https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/939-starinnye-russkie-narodnye-igry.html

Народные игры для детей: подвижные занятия в традициях народов мира

Детство у каждого из нас ассоциируется с веселыми, шумными играми во дворе. Большинство нынешних мам и пап проводили свои детские годы, допоздна резвясь и бегая с ровесниками на улице, играя в прятки, салки, вышибалу.

К сожалению, это же большинство, став родителями, довольствуется созерцанием своих чад перед телевизором или компьютером. Да, при этом дети играют.

Но что дают такие игры, кроме ловкости пальцев, нажимающих на клавиши? А детство – это, прежде всего, движение, и движение на улице! Народные игры для детей полезны, в первую очередь, именно этим. Но не только.

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Прогресс уводит от корней

Чем больше у нас возможностей для создания комфорта, облегчения труда, общения или обучения посредством компьютерного экрана, тем больше на второй план отходят прогулки и подвижные игры.

И тем сильнее мы отдаляемся от своих истинных корней – национальной культуры, традиций, которые отражаются не только в труде или проведении традиционных праздников, но и в народных играх для детей.

Это – национальное богатство народа, часть его истории, которая способствует духовному обогащению, формированию уважения к культуре Родины и других стран. То есть воспитанию интернациональных и патриотических чувств у дошкольников, начиная с раннего возраста.

Посредством народных игр сохраняются и передаются не только традиции или обычаи народа (игры являются частью фольклорного наследия, будучи тесно связанными с песнями, танцами, сказками, потешками, народными загадками), но и общечеловеческие ценности. Они помогают ребенку войти в социум, усвоить трудовой, нравственный, эстетический опыт наших предков, ведь отражают образ жизни, быта, обычаев народа. Соответственно, ребенок получает представления о таких понятиях, как:

  • честь;
  • мужество;
  • смелость;
  • воля;
  • выдержка;
  • стремление к победе.

Участие в народных играх формирует у детей желание быть сильными, выносливыми, ловкими, находчивыми, учит проявлять выдумку и смекалку, делает малышей дисциплинированными, развивает эмоциональную сферу, даже приучает к труду.

Кроме того, в таких забавах дети учатся:

  • управлять своими действиями и движениями;
  • принимать установленные правила;
  • соблюдать их;
  • фантазировать;
  • объективно и справедливо оценивать поступки – свои и других детей;
  • интересоваться народным творчеством.

А поскольку игры проводятся на свежем воздухе и стимулируют двигательную активность детишек, они способствуют укреплению их здоровья.

При проведении таких игр особую важность имеет вовлеченность взрослых. Поэтому старайтесь не просто объяснять правила игры и следить за их соблюдением, но и показывайте всем игрокам, что вас тоже увлекает происходящее.

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Все просто и доступно

У наших прабабушек или прадедушек во времена их детства не было такого разнообразия приборов, техники или игрушек, поэтому игровой инвентарь у них был простым и доступным: в ход шло все, что имелось под рукой — платок, палка, скакалка… Ничего особенного приобретать или мастерить обычно не требовалось.

Читайте также:  Игровая программа по пдд для младших школьников

Так что играть в такие игры можно без труда и сегодня – они вне времени, имеют простые и понятные всем правила, доступные принадлежности, подходят для ребятни любого возраста – хоть младших дошкольников, хоть старшеклассников.

Еще один несомненный плюс – пополнение словарного багажа детей, поскольку многие народные игры сопровождаются текстовой частью.

Это относится не только к русским народным играм, но и к играм других народов мира. Изучая таким образом культурные основы других народов, ребенок расширяет кругозор, обогащается духовно, учится толерантности, что в нынешних реалиях становится все актуальнее.

Закладывать основы толерантности важно с самого раннего детства. В современных детских садах и школах все чаще обучаются дети многих национальностей, а такие игры способствуют налаживанию дружеского взаимодействия между представителями разных народностей и наций.

Все перечисленные навыки привить проще всего именно в игровой форме, ведь игра – самый близкий, доступный, полезный и понятный ребенку вид деятельности.

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Какими бывают традиционные игры народов?

Если говорить о народных играх как о части фольклорного наследия, то они разделяются по своей форме на несколько основных видов.

  • Пальчиковые. Представляют собой сочетание ритмичных потешек с движениями пальчиков и ладошек малыша. Да-да, знакомые всем «Сорока-ворона» и «Коза рогатая» – типичные народные пальчиковые игры. Их главная особенность – возрастной рубеж. Актуальны они для деток самого младшего возраста – до 2–3 лет – и направлены, прежде всего, на развитие мелкой моторики малыша. Предполагается тесный контакт его с родителями (или бабушками, дедушками), что важно также для эмоционального развития ребенка.
  • Драматические. В их основе – диалоговые действия нескольких персонажей. Это своего рода игровые пьесы, герои которых – люди или животные, обладающие присущими им в природе качествами (ум, сила, храбрость, трусость, хитрость). Такие игры проходят обычно в сопровождении песенок.
  • Состязательные. Их отличительная особенность, как понятно из названия, – наличие состязательного момента, установка на утверждение превосходства и победу. Простые состязания выявляют самых-самых в беге, ловкости, прыжках; более сложные предполагают применение того или иного инвентаря: мячей, скакалок, веревок, камешков. В таких играх обычно выбор ведущих происходит при помощи считалок. Подвижные игры в большинстве своем именно состязательные.
  • Хороводные. Это игры, представляющие собой коллективное хореографическое действо, сопровождающееся песенным исполнением: играющие двигаются специальным шагом по кругу (или друг другу навстречу) шеренгами. В такие хороводы часто включены элементы пляски, пантомимы, хлопки в ладоши, притопы, прыжки, присядки.

Абсолютное большинство таких игр – коллективные, подразумевающие участие большего или меньшего количества игроков.

Родителям полезно знать

Организуя народные игры для детворы, взрослым нужно соблюдать несколько важных условий:

  • возраст тех, кому предстоят те или иные игровые испытания, должен отвечать степени сложности игровых действий;
  • место для проведения развлечений должно соответствовать требованиям, предъявляемым той или иной игрой (наличие определенной открытой площади, укрытий, возвышений);
  • число играющих (существуют игры с четным или нечетным количеством игроков, предполагающие малое или большое число участников);
  • наличие необходимого инвентаря, если он предусмотрен правилами.

Кроме того, важно подбирать игровые комбинации таким образом, чтобы у каждого ребенка из играющей компании была возможность проявить свои лучшие качества и победить хотя бы раз. Ведь качества эти у каждого свои.

Кто-то быстрее, кто-то сильнее, кто-то сообразительнее.

А если ребенок систематически только проигрывает, это отбивает у него желание играть вообще, бьет по самооценке, может стать причиной замкнутости, конфликтов со сверстниками, комплекса неполноценности.

Пользу такие игры несут не только детворе, но и родителям. Они помогают:

  • принимать ребенка таким, какой он есть;
  • верить в него, прививая лучшие качества;
  • говорить с ребенком на одном языке;
  • сгладить чувство превосходства взрослых;
  • установить доверительные отношения со своим чадом.

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Примеры игр

Вот несколько русских народных игр, которые подойдут для малышей 3 – 4 лет (их часто используют в младших группах детских садов):

Это разновидность салочек, имеющая свое отличие. Заключается оно в том, что игрок, которого осалили, замирает на том месте, где его настиг водящий, раскидывает руки в стороны, произнося: «Чай-чай выручай!».

Это является сигналом для других игроков о том, что осаленного нужно спасти. Стараясь увернуться от водящего, ребята стремятся дотронуться до руки осаленного. После этого он считается расколдованным и может вернуться в игру.

Играют, пока не надоест или пока водящий не заколдует всех игроков (в таком случае количество участников должно быть небольшим).

Для этой игры нужно небольшое пространство, ограниченное, например, ограждением, с ровной поверхностью, без опасных препятствий. Выбирают водящего и завязывают ему глаза плотной материей (платком, шарфом).

Теперь его задача – найти и осалить кого-нибудь. Игроки не должны выходить за пределы площадки и по очереди окликают водящего, называя по имени, либо же обозначают свое местонахождение хлопками в ладоши.

Тот, до кого дотронется водящий, меняется с ним ролями.

Для проведения игры с одной стороны площадки на земле рисуют несколько кругов – «гнезд» для «воробушков». На другой стороне располагается «кот».

Когда он дремлет, «воробушки» могут вылетать из «гнезд», играть, клевать зернышки, прыгать, махать крылышками.

Но как только «кот» проснулся, он мяукает, давая понять остальным игрокам, что пришла пора убегать, «разлетаться» по «гнездам». Те, кого «кот» поймал, переходят в его «домик» и до конца игры находятся там.

Сначала котом может быть взрослый, а по мере освоения правил – кто-то из детей.

Игру можно усложнить, расселив «воробушков» «семьями» в определенных количествах (например, по 2, или по 3 в каждом «гнезде»). Тогда количество «гнезд» должно соответствовать количеству «семей». Дети должны будут не просто долететь до «гнезд», но и распределиться в них так, чтобы число «воробушков» в каждой «семье» не превышало заданного. Так дети усваивают и простейший счет.

Следующие русские народные игры подойдут для участников постарше.

Водящий здесь – «рыбак», у него есть «удочка» — скакалка, которую он раскручивает на небольшом расстоянии от земли.

Играющие («рыбки») располагаются по кругу вокруг «рыбака» таким образом, чтобы раскручиваемая «удочка» могла достать до их ног – тогда «рыбка» будет считаться «пойманной».

Чтобы не попасть на крючок, «рыбки» должны перепрыгивать скакалку всякий раз, как она к ним приближается. Кто не успеет этого сделать (и скакалка дотронется до его ног), занимает место «рыбака».

«Рыбки» в процессе «рыбалки» должны находиться на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы не толкаться. Сходить с мест им запрещается. Можно только подпрыгивать. «Рыбаку» не разрешается поднимать скакалку слишком высоко (выше 20 см).

Первоначально основным «инвентарем» игры был картофель (откуда и название), но сегодня его можно заменить другим небольшим предметом (теннисным мячиком, небольшим камнем). Ведущий становится в круг, игроки садятся вокруг. Ведущий бросает «картошку» одному из игроков и зажмуривается.

А игроки начинают передавать «картошку» друг другу как можно быстрее, словно она и впрямь горячая. В любой момент ведущий может прокричать: «Горячая картошка!». Тот, у кого в этот момент «картошка» окажется в руках, выходит. Играют, пока не останется один игрок. Он и признается победившим.

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Игры народов мира

У каждого народа есть свои колоритные игры, отражающие особенности быта, традиций, культурные ценности. Вот несколько примеров.

  • Липкие пни (игра башкирская)

Ведущих (собственно, это и есть «липкие пеньки») выбирают несколько (3–4). Они рассаживаются хаотично по всей игровой площадке. Вставать и сходить со своих мест им запрещено.

Их задача – постараться дотронуться до кого-либо из пробегающих мимо игроков, которые резвятся вокруг них, стараясь не приближаться.

Тот, к кому «пенек» «прилипнет» (до кого дотронется ведущий), тоже становится «пеньком».

  • Перетяну! (Игра народов Севера)

На земле проводят две черты на расстоянии 3–4 метра. Играющие делятся на две команды, каждая становится за одной из линий так, чтобы смотреть в лицо соперникам. Устанавливают очередность выхода участников. Согласно ей, каждый игрок выкрикивает: «Перетяну!». Затем бежит к соперникам, которые вытягивают вперед по одной руке.

Подбежавший, схватив кого-либо за руку, старается перетянуть его за линию своей команды. Когда это удается, перетянутый игрок переходит в команду соперников, то есть команду игрока, который его перетянул. Если же перетягивают подбежавшего, то в команду соперников переходит он (то есть в ту команду, игрока которой он вызвался перетянуть).

Игра заканчивается, когда какая-либо команда перетянет к себе всех соперников.

  • Угадай и догони (игра татарская)

Играющие садятся в ряд. Перед ними садится водящий, которому завязали глаза. Любой из игроков может подойти к нему, тронуть за руку или плечо и шепотом произнести его имя. Задача водящего — угадать, кто дотронулся.

Если он игрока угадал – тот должен снова дотронуться до него. Тогда водящий снимает с глаз повязку и гонится за ним. Если же не угадал – к нему подходит другой игрок. Поймав игрока, водящий садится в конце ряда, а пойманный занимает место водящего.

Если не поймал – снова надевает повязку, трогать его выходит другой игрок.

  • Шапку надень (игра дагестанская)

Активная роль здесь у двух участников, остальные сидят и считают шаги.

Одного игрока сажают на стул, второй отходит от него на 10 шагов. Затем ему надевают повязку на глаза, дают в руки головной убор (шапку, кепку), поворачивают один раз кругом.

Теперь его задача – сделать те же 10 шагов и надеть шапку на сидящего игрока. Это получится, только если направление ходьбы он выбрал правильно. Водящему нельзя подсматривать, а остальным игрокам – помогать ему подсказками.

Когда шапка будет надета, выбирают следующую пару играющих.

Народные игры – прекрасное средство не только для физического развития детей, но и для воспитания в них многих полезных качеств. Играя с детьми в такие игры, мы укрепляем связь поколений, передаем детям основы национального фольклора, учим любить и ценить свою историю, уважать культуру других народов.

Источник: https://Razvivashka.online/games/narodnye-igry-dlya-detey

«Подборка народных подвижных игр для детей дошкольного возраста»

Игры с мячом

«Зевака» — дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того,кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.

«Старые лапти» — на одной стороне площадки проводят черту-это город, где находятся все играющие. Пространство за городом- игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить.

Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту.

Осаленный становиться водящим.

«Летучий мяч» — играющие встают в круг, водяший находится в середине круга. По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу, через центр круга. Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, то он встаёт в круг. А тот кому, был брошен мяч, становится водящим.

«Большой мяч» — играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустить мяч между ног, становиться водящим.

Но он становится за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг.

Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встаёт тот, кто пропустил мяч.

Игры с прыжками

«Петушиный бой» — дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов.

Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры.

«Здравствуй, сосед!» — играющие делятся на две группы и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук.

Первые игроки- ведущие, начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды.

Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» — и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда дети образуют одну цепь.

«Попрыгунчики» — на полу или земле чертят круг. Один из играющих встаёт в середину круга- он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают черту круга и, если не грозит быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на 2 ногах продвигаясь к центру круга. Участники иры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становиться пятнашкой.

«Волк во рву» — участники выбирают волка и хозяина, остальные овцы.

На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси. На середине площадки находится ров, где сидит волк. По сигналу хозяина «овцы в поле, волк во рву»- играющие должны перепрыгнуть через ров и пойти в поле травку щипать. По сигналу: «Овцы, домой!», играющие возвращаются в дом, перепрыгнув через ров. Кого поймал волк, становится водящим.

Игры с бегом

«Пустое место» — играющие встают в круг, выбирают водящего считалкой. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный бежит в другую сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Читайте также:  Классный час по трудовому воспитанию, 1-2 класс

«Курочки» — играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные курочки. Петушок ведёт курочек гулять. Выходит хозяйка и спрашивает: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку». «А какая она у тебя».

«Рябенькая, а хвостик чёрненький». «Нет, не видал». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш,кшш!» курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает.

Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

«Горелки с платочком» — все играющие встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит платочек. Играющие говорят хором: «гори, гори масло, гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят!». После слов игроки последней пары бегут вперёд, и кто первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «Горит».

«У медведя во бору» — медведя выбирают считалкой, он живёт в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

«У медведя во бору, грибы. Ягоды беру!

А медведь не спит и на нас рычит!»

Медведь начинает ворочаться, потягиваться и догоняет детей. Кого поймали, тот становиться медведем.

  • «Заря» — дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-заря-ходит сзади с лентой и говорит:
  • «Заря-зареница, красная девица,
  • По полю ходила, ключи обронила,
  • Ключи золотые, ленты голубые,
  • Кольца обвитые-за водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, ко остаётся без места, становится зарёй.

  1. «Мы весёлые ребята» — дети стоят в кругу, ловишка в середине круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова:
  2. «Мы весёлые ребята, любим бегать и играть.
  3. Ну, попробуй нас догнать!
  4. Раз, два, три, лови!»
  5. Дети разбегаются по залу, ловишка пытается осалить играков.
  6. «Два Мороза» — с одной стороны площадки располагаются дети, в середине-двое водящих (два Мороза). Они говорят:
  7. «Мы два брата молодые, два Мороза удалые.
  8. Я-Мороз красный нос,
  9. Я – Мороз синий нос.
  10. Кто из вас решится
  11. В путь дороженьку пуститься»,
  12. Дети отвечают:
  13. «Не боимся мы угроз,
  14. И не страшен нам мороз».
  15. По окончании стихотворения дети перебегают на другую сторону площадки, Морозы стараются их осалить (заморозить).

«Солнышко» — играющие образуют круг. В центре круга -«солнышко», в руках у него четыре обруча жёлтого цвета. Дети идут по кругу. Солнышко движется в противоположном направлении, раскладывая обручи, ближе к играющим:

  • «Солнышко, солнышко,
  • Погуляй у речки,
  • Солнышко, солнышко,
  • Раскидай колечки!
  • Мы колечки соберём.
  • Золочённые возьмём».
  • Дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг.
  • «Покатаем, поиграем,
  • И опять тебе вернём!»
  • Играющие кладут обратно на пол обручи.

По сигналу ведущего (удар в бубен, фортепиано и т.д.) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается возле своего обруча. Выигрывают те, кто сделал это быстрее.

  1. Правила: После второго сигнала, команды собираются возле обруча и не берут его в руки.
  2. Игры малой подвижности
  3. «Молчанка» — перед началом игры дети хором произносят:
  4. «Первенчики, червенчики, зазвенели бубенчики.
  5. По свежей росе, по чужой полосе.
  6. Там чашки, орешки, медок, сахарок.
  7. Молчок!»

После слова «Молчок!» все должны замолчать.

Ведущий старается рассмешить играющих движениями, шутками. Кто рассмеялся, он отдаёт водящему фант. В концы игры фанты выкупаются детьми. Они поют, танцуют, читают стихи.

«Дятел» — дети выбирают водящего-дятла. Дети становятся в круг, дятел встаёт посередине круга. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят: «Ходит дятел у житницы, ищет зёрнышко пшеницы».

Дятел отвечает: «Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих, встаёт с ним в круг. Оставшийся без пары- водящий.

«Затейники» — дети становятся в круг и берутся за руки. Водящий, которого выбрали стоит в центре круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова: «Ровным кругом, друг за другом. Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!»

Водящий выполняет любые движения, а дети должны повторить «как в зеркале» все движения.

«Зайка серенький умывается» — дети стоят в кругу. В центре круга «зайка». Взрослый произносит слова: «Зайка серенький умывается, видно в гости собирается. Вымыл ушки, вымыл носик, вымыл щёчки, вымыл ушки, вытерся и поскакал в гости». Дети должны выполнять все движения по показу ребёнка и в соответствии с текстом.

  • «Пузырь» — дети берутся за руки и образуют маленький круг. Начинают произносить слова:
  • «Раздувайся пузырь, раздувайся большой.
  • Оставайся такой и не лопайся!»
  • Дети выполняют движения в соответствии с текстом (отходят назад, образуя большой круг, затем бегут в центр круга).

«Золотые ворота» — выбираются ворота (двое детей-они образуют ворота). Остальные участники берутся одной рукой друг за друга образуя цепочку. Дети начинают произносить слова и двигаться вперёд, проходя под воротцами:

«Золотые ворота, пропускают не всегда.

На первый раз прощается, второй раз запрещается. А на третий раз не пропустят вас».

После этих слов «ворота» опускают руки вниз. Кого поймали, те становятся продолжением ворот. Становятся рядом.

  1. «Тетёрка» — одна пара образует ручеёк, остальные взявшись за руки продвигаясь вперёд напевают слова:
  2. «Кри-кри, там терка шла.
  3. Кри-кри, за собой детей вела,
  4. Кри-кри , что за маханька,
  5. Кри-кри, косолапенька.
  6. Кри- кри, ворота отворяя!
  7. Кри-кри, целоваться давай!»
  8. Пара, которая проходит по ручейку и на слова «целоваться давай», пара целуется щёчками или обнимается.
  9. Правила: Игра спокойная и поэтому все движения плавные, никто не бежит под ручейком.
  10.  Игры с лазанием, подлезанием.
  11. «Медведь и пчёлы» — играющие делятся на две группы: медведи пчёлы.

Пчёлы-большая часть детей-размещаются на скамейке (улей), медведи-в стороне. По сигналу воспитателя пчёлы улетают за мёдом, а медведи забираются в улей (скамейку) и лакомятся мёдом.

Пчёлы возвращаются домой и жалят (ловят) медведей.

«Перелёт птиц» — дети находятся стороне площадки. С другой стороны расположены снаряды для лазания (гимнастическая стенка). По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по площадке. По сигналу «Буря!» забираются на гимнастическую стенку, спасаясь от бури.

«Наседка и цыплята»-роль наседки отводится воспитателю. Дети-цыплята. Они располагаются на одной стороне площадки. Перед ними находится верёвка на высоте 40 см. По сигналу «Цып, цып, мои цыплятки. Выходите погулять, зелёную травку пощипать.

Дети подлезают под верёвку и двигаются по залу (пьют водичку, клюют зёрнышки и т.д).

По сигналу воспитателя «Кошка»- дети возвращаются назад, подлезая под верёвку.

Источник: https://dohcolonoc.ru/podvizhnye-igry/4085-podborka-narodnykh-podvizhnykh-igr-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Русские народные игры для детей начальных классов. Подвижные русские народные игры

Правила русских народных игр

Верба – вербочка

Игры на вербное воскресенье

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют. 

Верба, верба, вербочка, 
Вербочка кудрявая. 
Не расти, верба, во ржи, 
Расти, верба, на меже. 
Как во городе царевна 
Посреди круга стоит, 
Ее ветер не берет, 
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка — Машенька, 
Соловейка — Ванечка. 
Люди спросят: «Кто такой?» 

«Ваня, — скажет, — милый мой.»

Солнышко-ведерышко

Игры на Пасху.

Гори солнце ярче, летом будет жарче. 
А зима теплее, а весна милее! 

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих — они просыпаются.

Пчелки и ласточки

Игры на Благовещение

Играющие дети — цветочки — сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют: 

Пчелки летают, медок собирают! 
Зум, зум, зум, зум, зум, зум! 

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой. 

Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме. 

Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

Венок

  • Игра на Троицу.
  • Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота.
  • Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют: 
  • Березка девочек кричала, к себе призывала. 
  • — Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать. 
  • — Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем. 
  • — Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь. 
  • — Завьете венки зеленые — станете весь год веселые. 

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки, говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок.

Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Бабушка Пыхтеиха

  1. Игра в Рождество.
  2. Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие  — ребята обступают ее и спрашивают: 
  3. — Бабушка Пыхтеиха, куда пошла? 
  4. — К обедне.

     

  5. — Возьми нас с собой. 
  6. — Идите, да не свистите. 

Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик.

Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.

Бабка-Ежка

Рисуют круг, в середине ставится один из играющих — Баба-Яга. В руках у нее ветка — «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят: 

Бабка-Ежка костяная ножка. 
С печки упала, ножку сломала, 
А потом и говорит: «У меня нога болит». 
Пошла она на улицу — раздавила курицу, 
Пошла на базар — раздавила самовар. 

Пошла на лужайку — испугала зайку. 

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает — тот замирает.

Скакалка

  • Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают: 
  • Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок, 
    Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши! 
  • Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

Обыкновенные жмурки

  1. Водящему — «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают: 
    — Кот, кот, на чём стоишь? 
  2. — На квашне. 
  3. — Что в квашне? 
  4. — Квас. 
  5. — Лови мышей, а не нас. 

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

Арина

По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас! 

Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором: 

Долгая Арина, встань выше овина, 
Рученьки сложи, чьё имя — укажи. 

Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает — того должна узнать.

Огородник и воробей

По считалке выбирается воробей. 

Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами? 
Там за вами лавка есть, На неё надо присесть. 

Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи! 

Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг). 

Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом. 

Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель 
Ни своих, ни чужих, ни соседовых. 

Русская народная игра «Просо»

  • Дети становятся в круг и поют следующие слова: 
  • А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали, 
    А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли, 
    А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили, 
    А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили, 
  • А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.

(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова. 

Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между собой, во всех отношениях: по силе, ловкости, умению играть.

Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй — зверя; один — земли, другой — воды и т.д.

Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: «Матка, Матка! Чего тебе надо?Ээто или то?» — причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке. 

Двойные горелки

Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 — 12 метров, но также парами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих.

Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше.

Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.

Бабки

Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов — побеждает. 

Заинька

Играющие становятся в круг, а один — «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне: 

Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу. 
Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити, 
Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути 
Заинька, серенький, поскачи! 3аинька, серенький, попляши! 

Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!

Лапти

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет. 

Повернувшись к водящему, спрашивают его: 

— Сплели лапти? 

Водящий отвечает: нет! 
— Сплели лапти? 

— Да. 

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

Салки на одной ноге

Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной.

Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!».

Игра повторяется. 
Правила:

  • Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. 
  • Салка тоже прыгает на одной ноге.

Гуськи

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь: 

  1. Сошлись гуси — гусаки вокруг дедки у реки, 
    Стали гоготати, дедке кричати: 
    «Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли, 
  2. Дай нам платочек, денег мешочек». 

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его.

В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка.

Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Горячее место

На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его.

Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает.

Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

Список литературы, где можно найти правила наиболее известных русских народных игр:

  • Былеева Л.В. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 269с.;
  • Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада / Под. ред. Т.И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.: ил.;
  • Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры / З.М. Кузнецова. — Набережные Челны, 1996. — 160 с.;
  • Якуб С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. — М.: Детская литература, 1988. —159 с.: ил.

Материал был впервые опубликован на сайте 17.04.2009 г.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/dosug/russkie_narodnye_igry

Педразвитие | Картотека русских народных игр для детей 5–7 лет

Кондратович Елена АлексеевДолжность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №323 Населённый пункт: г.Новосибирск Наименование материала: методическая разработка Тема: Картотека русских народных игр для детей 5–7 лет 29.04.2019 Раздел: дошкольное образование

  • Картотека русских народных игр
  • для детей 5-7 лет
  • «Золотые ворота»
  • Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
  • Ход игры:
  • Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И
  • тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
  • Стоящие поют:
  • Золотые ворота
  • Пропускают не всегда:
  • Первый раз прощается,
  • Второй – запрещается,
  • А на третий раз
  • Не пропустим вас!
  • «Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся
  • внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
  • «Баба — Яга»
  • Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество,
  • передавая игровой образ.
  • Ход игры:

Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят

  1. по кругу и поют:
  2. Баба-Яга, костяная нога
  3. С печки упала, ногу сломала

Пошла Баба в огород, испугала весь народ. ( Идут в центр).

  • Побежала в баньку, ( Из круга обратно).
  • Испугала зайку.
  • После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

  1. «Бубенцы»
  2. Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
  3. Ход игры:
  4. Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза,
  5. другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и
  6. поют:
  7. Колокольцы, бубенцы,
  8. Раззвонились удальцы.

  9. Диги-диги-диги-дон,
  10. Отгадай, откуда звон?
  11. После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка
  12. старается его поймать.
  13. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра
  14. продолжается.
  15. «Медведь»
  16. Цель: развивать эмоциональное отношение к игре.

    Вырабатывать у детей

выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают

  • грибы и ягоды, поют:
  • У медведя во бору,
  • Грибы, ягоды беру.
  • А медведь не спит,
  • Всё на нас глядит.
  • А потом как зарычит
  • И за нами побежит.
  • Медведь встает и начинает догонять детей.

«Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать

содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать

  1. дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
  2. Ход игры:
  3. Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий
  4. «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
  5. Ой, ребята, та-ра-ра!
  6. На горе стоит гора,
  7. А на той горе дубок,
  8. А на дубе воронок.
  9. Ворон в красных сапогах,
  10. В позолоченных серьгах.
  11. Черный ворон на дубу,
  12. Он играет во трубу.
  13. Труба точеная,
  14. Позолоченная,
  15. Труба ладная,
  16. Песня складная.
  17. С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон»
  18. обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
  19. «Дятел»
  20. Цель: Учить выслушивать слова до конца, бегать в парах.

Ход игры:Дети встают в пары и образуют круг. В середине круга стоит дятел.

  • Дети ходят по кругу и говорят:
  • Ходит дятел у житницы,
  • Ищет зернышко пшеницы.
  • Дятел говорит: А мне скучно одному,
  • Кого хочу, того возьму!
  • Затем он начинает ловить пары.

  1. «Заря»
  2. Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.
  3. Ход игры: Дети встали вкруг, руки держат за спиной, а за один из играющих –
  4. заря- ходит сзади с лентой и говорит слова:
  5. Заря – заряница
  6. Красна девица.
  7. По полю ходила
  8. Ключи обронила.

  9. Ключи золотые.
  10. Ленты голубые.
  11. За водой пошла!
  12. С последними словами входящий осторожно кладет ленту на плечо одному из
  13. играющих, который заметив это, быстро берет ленту и они оба бегут в разные

стороны по кругу.

Тот, кто останется без места становится зарей. Игра

  • повторяется.
  • «Метелица»
  • Цель: Учить ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с
  • текстом.
  • Ход игры: Играющие встают в круг и не сходя с места, начинают кружиться,
  • напевая:
  • Метелица, метелица,
  • Снег по полю стелется!
  • Кто кружится, вертится
  • Тот и заметелится!
  • На последнем слове песни все должны остановиться и стоять, не шевелясь.
  • Кто упадет, или не сможет во время остановиться, тот из игры выходит.
  • Остальные опять поют песню и кружатся. Остается в кругу самый

выносливый. Он и выигрывает.

  1. «Дедушка-Рожок»
  2. Цель: Учить ориентироваться в пространстве, бегать не сталкиваясь друг с
  3. другом
  4. Ход игры: Играющие делятся на две группы и занимают места ан
  5. противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из
  6. него же спрашивает:

«Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто».

Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! » и начинают

перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

  • «Капуста»
  • Цель: Развивать быстроту, ловкость.
  • Ход игры:
  • Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса,

платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один

из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин»

  1. изображает движениями то, о чем поет:
  2. Я на камушке сижу,
  3. Мелки колышки тешу.
  4. Мелки колышки тешу,
  5. Огород свой горожу,
  6. Чтоб капусту не украли,
  7. В огород не прибежали
  8. Волк и лисица, бобер и курица,
  9. Заяц усатый, медведь косолапый.
  10. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и

убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который

больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

  • «Мороз красный нос»
  • Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке.
  • Упражнять в ходьбе и беге.
  • Ход игры: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в
  • одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает
  • водящий — Мороз-Красный нос.
  • Он говорит:
  • Я Мороз-Красный нос.
  • Кто из вас решится
  • В путь-дороженьку пуститься?
  • Играющие отвечают:
  • Не боимся мы угроз
  • И не страшен нам мороз.
  • После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет
  • их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные
  • останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания

перебежки.

После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

  1. «Ткачиха»
  2. Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять
  3. детей в ходьбе, беге.
  4. Ход игры: Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к
  5. другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг
  6. другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь
  7. речитатив:
  8. Я весёлая ткачиха,
  9. Хорошо умею ткать.
  10. Пинч- понч , клёпа — клёп,
  11. Хорошо умею ткать.
  12. Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время
  13. «челноки» должны проскочить.
  14. Если «челноки» не успевают пробежать,
  15. встают в шеренгу.

  • «Игровая»
  • Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному
  • выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой
  • направления.
  • Ход игры:

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие

  1. ходят по кругу и говорят нараспев слова:
  2. У дядюшки Трифона
  3. Было семеро детей,
  4. Семеро сыновей:
  5. Они не пили, не ели,
  6. Друг на друга смотрели.
  7. Разом делали, как я!
  8. При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил
  9. движения лучше всех, становится ведущим.
  10. «Лошадки»
  11. Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в
  12. беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.
  13. Ход игры:
  14. Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога «Лошадки»

бегут, высоко поднимая колени. На сигнал «Кучер» — обычная ходьба. Ходьба

  • и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал
  • подряд.
  • Художественное слово:

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

  1. Ты лети, конь, скоро-скоро
  2. Через реки, через горы!
  3. Все-таки в галоп — гоп-гоп!

Трух-трух! Рысью, милый друг!

Ведь сдержать-то станет силы, —

Рысью-рысью, конь мой милый!

Трух-трух! Не споткнись, мой друг!

Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

  • «Скакалка»
  • Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять
  • в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.
  • Ход игры:

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли.

  1. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и
  2. богатство.
  3. Перед началом игры говорят следующие слова:
  4. Чтоб был долог колосок,
  5. Чтобы вырос лен высок,
  6. Прыгайте как можно выше.
  7. Можно прыгать выше крыши.
  8. Правила игры:
  9. Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

«Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать

ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Ход игры:

Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут

венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок,

  • которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:
  • «Хлоп, хлоп, убегай,
  • Тебя кони стопчут»
  • несколько игроков
  • произносят:
  • «А я коней не боюсь,
  • По дороге прокачусь!»
  • и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать
  • детей, гуляющих на лугу.
  • Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок,
  • которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=14178

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector