Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Некрасов «Мороз, Красный нос»Тема: Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос»

Конспект занятия №10 к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А. Федосовой (ч. 1, с.24-25)

Конспект составила: воспитатель Черкасова Ольга Владимировна

МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка» с. Каразей, Иркутская область, Куйтунский район.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос». Изучение на снегу следов птиц; учить находить различие и сходство следов.

Образовательная:

Совершенствование и развитие устной речи: Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос»; словарная работа по тексту.

  • Формирование чёткого произношения звуков: [с], [ж].
  • Словарная работа: Работа со словами заяц, медведь, лиса.
  • Гигиенические правила письма: Письмо в ограниченном пространстве строки.
  • Развивающая: Развитие любознательности, активности; умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умение работать по правилу, по образцу.
  • Воспитательная: Формировать необходимые навыки и умения; слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Предпосылки УУД:
  • Коммуникативные: Умение строить речевые высказывания в устной форме; Умение слушать педагога, задавать вопросы; внимательно слушать отвечающего.
  • Регулятивные: осуществлять действия по заданному правилу.
  • Познавательные: Выделять общие признаки и различия; устанавливать аналогии по существенным признакам, дополнять предмет нужными элементами.
  • Личностные: Положительно относиться к занятиям

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадки, чистоговорки, скороговорки.

Оборудование:

  • для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши.
  • для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1.

План проведения:

  1. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос»; словарная работа по тексту;
  2. Изучение на снегу следов птиц; различие и сходство следов
  3. Игра: «Подскажи словечко»;
  4. Физкультминутка.
  5. Выделение звуков в слове
  6. Работа в ограниченном пространстве строки
  7. Обведение предметов по контуру
  8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос»; словарная работа по тексту.

Воспитатель читает стихотворение Н. Некрасова «Мороз – красный нос».

  • О каком зимнем явлении поэт говорит в своем стихотворении?
  • А вы знаете, ребята, мороз зимой – самый главный?
  • Как поэт называет мороза? (воеводой) Почему?
  • Зачем мороз за всем доглядывает?
  • Как он обходит владенья свои?
  • Какие слова вам были непонятны?
  • Какие картины вы бы нарисовали?
  • Какие строки вам понравились?

2. Изучение на снегу следов птиц; различие и сходство следов

Далее воспитатель спрашивает: — чьи следы на снегу? Предлагает соединить линией изображение животного и его следы.

3. Игра: «Подскажи словечко».

Затем проводится игра «Подскажи словечко».

Вещунья, белобока, И зовут её … (сорока)

4. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другомЛесом и зелёным лугом.Крылья пёстрые мелькают,В поле бабочки летают.Раз, два, три, четыре,Полетели, закружились.

  1. (имитация движений)
  2. 5. Выделение звуков в слове

Воспитатель просит назвать слово и выделить первый звук. Составить из первых звуков отгадку. Затем выполнить звуковую схему слова лиса.

  • 6. Работа в ограниченном пространстве строки
  • Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке).
  • 7. Обведение предметов по контуру
  • Далее предложить обвести предметы по контуру.

8. Итог занятия: — Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?

Источник: http://doshkolnik.ru/chtenie/15005.html

Урок литературного чтения в 4 классе на тему "Мороз, красный нос"

  • Подготовка к восприятию
  • Первую станцию нашего исследования предлагаю назвать «Знакомство с писателем».
  • Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?
  • Какую цель поставим для ее прохождения?
  • Для того, что бы узнать о ком мы сегодня будем говорить, вам необходимо разгадать кроссворд.

У вас на партах лежат карточки с кроссвордом (приложение 1) . Вопросы к нему вы можете увидеть на слайде. Если вы разгадаете весь кроссворд, то узнаете фамилию писателя, с чьим стихотворением мы сегодня будем знакомиться.

Если вы решили кроссворд, то поднимите руку, что бы я видела.

Времени на выполнение у вас всего 2 минуты. Можете приступать к работе.

Я вижу уже все закончили.

Что же за ключевое слово у вас получилось?

Николай Алексеевич Некрасов. Мы уже знакомились с биографией писателя, но сегодня немного повторим.

Великий русский поэт и издатель Н. А. Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в городе Немиров (современная Украина.) Детские годы Некрасов провел в имении своего отца в Ярославской губернии. В 17 лет молодой Некрасов поступил в Петербуржский университет и чтобы заработать на обучение и начал писать стихи.

С 1847 года по 1866 год поэт руководил популярным журналом «Современник», который основал А. С. Пушкин.

В 1868 году Н. А. Некрасов стал редактором журнала — «Отечественные записки», где много печатался сам.

Наибольшую известность поэту принесли такие произведения, как «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Русские женщины» и «Мороз, красный нос», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

 Стихи Некрасова были посвящены в первую очередь жизни и страданиям простого народа. Некрасов впервые использовал в русской поэзии всё богатство народного языка и фольклора.

Умер поэт в 1878 году в возрасте 56 лет после тяжелой болезни.

А теперь обратите внимание на слайд. Внимательно рассмотрите портреты писателей и найдите портрет Николая Алексеевича Некрасова.

На каком же портрете изображен Николай Алексеевич Некрасов?

А теперь давайте рассмотрим его портрет повнимательнее. Что вы можете сказать о писателе?

Действительно, этот писатель задумчивый и мудрый. А если посмотреть на его сложенные руки, можно сделать вывод, что он немного скрытный.

Давайте подведем итог. Что особенного в жизни писателя и его творчестве. ( спросить 1-2 учеников)

  1. — А мы с вами переходим к следующей станции, которая называется чтение стихотворения.
  2. Какую же мы поставим перед собой цель перед прохождением этой станции?
  3. Скажите, а можно ли по названию стихотворения понять о ком и о чем пойдет речь?
  4. Давайте проверим.

Откройте учебник на 125 странице. Прочитайте название стихотворения.

  • Можно ли догадаться о чем здесь пойдет речь?
  • Ребята, а какие сказки о морозе вы знаете?
  • Каким Мороз был в этих сказках?
  • А можно ли по названию это стихотворения узнать, каким будет Мороз?
  • Хотелось ли бы вам узнать каким будет мороз в произведении Некрасова?
  • Давайте предположим, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова.
  • (Спросить ученика и вызвать к доске, что бы он записал)
  • В конце урока мы с вами проверим, правы ли мы были.
  • А как мы с вами сможем узнать, верны ли наши предположения?
  • Слушают учителя
  • Изучать биографию писателя
  • Познакомится с писателем
  • Решают кроссворд
  • Некрасов
  • Слушают учителя
  • На 3
  • Предлагают свои варианты
  • Он грустный, задумчивый
  • Делают выводы
  • Познакомиться со стихотворением Некрасова
  • Не всегда
  • Открывают учебники, читают названия стихотворения
  • О морозе.
  • Перечисляют сказки
  • Нет
  • Да
  • Называют качества, выходят к доске, записывают
  • Прочитав стихотворение, проанализировав его.
  • Словесный (слово учителя, беседа)
  • Практический (работа с карточками)
  • Личностные:
  • формирование умения проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
  • формирование умения интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
  1. Предметные:
  2. формирование умения высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.
  3. Регулятивные:
  • формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала;
  • формирование умения формулировать тему и цель урока;

Коммуникативные:

  • формирование умения строить речевые высказывания;

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie_na_tiemu_moroz_krasnyi_nos

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н. А. Некрасов. Мороз-воевода (Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")"

6. Первичное

закрепление

1. Создание словесного образа Мороза – воеводы.

— Итак, главный герой — Мороз-воевода. Какой он? Каким вы его себе представляете? (Строгий, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый)

— Читая, я передала наше отношение к Морозу. А только ли мы так к нему относимся? А кто же ещё? (Автор)

-Где, по-вашему, были владенья Мороза-Воеводы? Нарисуйте иллюстрацию.

-Докажите, что он хозяин на земле.

-Некрасовский Мороз одет в крестьянскую одежду? Или в боярскую? Найдите в тексте, каков он.

  • — Прочтите стихотворение и найдите слова, которые изображают Мороза – воеводу как живое существо. (Обходит, глядит, идёт, шагает, бьёт, поёт, пойду, поступаю, не считаю, убираю)
  • — Какой литературный приём использует Некрасов? (Олицетворение)
  • — Что такое олицетворение?

2. Упражнение в выразительном чтении.

— На какие две части можно разделить это стихотворение?

(1 — шествие Мороза, 2 – песнь Мороза)

— Как надо читать это стихотворение? Обе части надо читать одинаково?

  1. ( 1 часть – неторопливо, бодро,
  2. 2 часть – темп медленный, тон – величавый, гордый, несколько хвастливый, делая паузы и ставя логические ударения).
  3. А) Выразительное чтение 1 части
  4. — Выполните № 2 в тетради «Проталинки»
  5. -Какие звуки нам слышатся при чтении?

– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

– Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин?

– Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

– Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их?

– Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.)

  • Б) Выразительно чтение 2 части.
  • -Какую песню поет Мороз?
  • -Как называется такой прием? (Эпитет)

– Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз хвастается. Прочитаем выразительно песню Мороза.

– Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.)

– Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».

– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)

  1. – Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах
  2. -Какая ещё метафора (цвет) есть в песне Мороза?
  3. — Какое же царство Мороза у Некрасова?
  4. –А картина зимы?
  5. — Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.

— Менялось ли настроение при чтении? (Да) Почему?

  • – Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.
  • – А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам?
  • 3. Работа в группах

— А теперь будем работать в группах. Какие правила работы в группе?

  1. -Не забудьте определить капитана.
  2. 1 группа составит модель обложки к данному произведению
  3. 2 группа выберет подходящие к произведению иллюстрации и докажет правильность выбора
  4. 3 группа соберет пословицы и подберет подходящую к тексту пословицу
  5. — Работаем 3 мин.
  6. 1 гр. Моделирование обложки
Читайте также:  Игры на праздниках в начальных классах
Н.А. Некрасов Мороз-воевода
  • 3 гр. Пословицы
  • 1) Береги нос а) проснуться трудно.
  • 2) В зимний холод б) в большой мороз.
  • 3) В мороз заснуть легко, в) всякий молод.
  • 4) Мороз не велик, г) но не навеки. 
  • 5) Мороз и железо рвёт д) да стоять не велит.
  • 6) Заковал мороз реки, е) и на лету птицу бьёт, и слезы из людей выжимает.
  • 4. Домашнее задание:
  • — Выберете свой уровень задания.
  • 1 уровень: выучить наизусть песнь Мороза
  • 2 уровень: выучить наизусть все стихотворение
  • Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?
  • Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют ответ
  • – Властный, грозный, удалой, хвастливый.
  • Вся земля
  • Богат я.
  • Читают 2–3 ученика.
  • – Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.
  • Отвечают на вопросы
  • Выразительно читать – передавать голосом мысли, чувства, настроение
  • Выполняют задание № 2 в тетради
  • – Словно ветер бушует,

с гор побежали ручьи… Слышим треск льда,

  1. то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.
  2. – Мороз украшает все снегом, инеем.
  3. Читают «по цепочке».
  4. — Не ветер, не с гор
  5. – «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок.
  6. -Мороз поёт хвастливую песню.
  7. Эпитеты: яркое солнце, удалая песня
  8. — Мороз восхищается своим царством и богатством
  9. Знакомство с новым понятием
  10. Царство свое убираю в алмазы, жемчуг, серебро
  11. -Сказочное, волшебное, холодное, богатое
  12. – Сказочная, волшебная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.
  13. – Разные картины – разное настроение.
  14. Читают текст стихотворения.
  15. – В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы
  16. Вспоминают правила работы в группах
  17. Моделируют обложку
  18. -Выбирают подходящие рисунки, доказывают правильность выбора
  19. Собирают пословицы и находят нужную, доказывая правильность выбора
  20. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
  21. Делают выводы.
  22. Отвечают на поставленные вопросы
  23. Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы
  24. П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,
  25. П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)
  26. К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия
  27. П.: логические — анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей
  28. Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой
  29. П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации;
  30. формулируют ответы на вопросы;
  31. полно и точно выражают свои мысли;
  32. находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится);
  33. понимают на слух ответы обучающихся;
  34. дополняют, уточняют высказанные мнения
  35. Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев
  36. Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор передает информацию познавательного характера, раскрывает взаимосвязи в природе;
  37. Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи
  38. Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям);
  39. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);
  40. К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами
  41. Р.: контроль, оценка,
  42. П.: выбор способов решения задачи;
  43. П.: знаково-символические – моделирование обложки;
  44. П.: логические — анализ объекта с целью выделения признаков

Источник: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnog-14.html

Конспект Урока чтения 4 класс Тема: Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

  • Конспект Урока чтения
  • (4 класс VIII вида)
  • Учитель начальных классов
  • высшей квалификационной категории

Локтаева Е.Е.

Тема: «Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цели:

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»; развивать умение исследовать текст, понимать его смысл.
  • Формировать у учащихся навык выразительного чтения стихотворных произведений.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Коррекция слухового восприятия через чтение стихотворения парами, по цепочке;
  • Коррекция и развитие связной устной речи посредством устных ответов на вопросы, пересказа;
  • Развитие навыка осмысленного чтения, коррекция грамотности и внимания посредством упражнений: «Молчанка», «Угадайка», «Разный шрифт»;
  • Коррекция пространственной ориентировки и внимания посредством «Экологического панно», таблицы слов;
  • Коррекция и развитие навыков самоконтроля с помощью «Карты успеха».

Воспитательные задачи:

  • воспитывать мотивацию к учению, любовь к поэзии;
  • учить понимать и чувствовать окружающую природу.

Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, «Экологическое панно», портрет Н.А.Некрасова, подносы, цветные магниты, игрушка «солнышко», картинки, изображающие весенние месяцы.

Дидактический (раздаточный) материал: «Карты успеха», карточки с пропущенными окончаниями, толковые словари, карточки с коррекционными упражнениями, фигурки зайцев, лучи (прищепки).

Здоровьесберегающие методики и технологии: элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: электронная физминутка для профилактики близорукости, смена динамических поз – работа за конторкой, развитие зрительно-моторной реакции посредством сюжетных картинок по углам класса; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания; дыхательная гимнастика.

Ход урока.

— Приветствие. Давайте возьмемся за руки, ощутим теплоту рук своего товарища, подарим частичку своего тепла и пожелаем что-нибудь хорошее друг другу.

(Психологический настрой на урок, снятие напряженности)

Пройдите к своим рабочим местам. Напоминаю вам о «Картах успеха». Не забывайте ставить себе + за каждый правильный ответ на уроке, в зависимости от раздела карты.

II. Коррекционные упражнения по методике Худенко Е.Д.

  1. 1.1 Сядет тот, кто правильно подобрав окончания к словам прочитает предложения (карточки)
  2. ( чтение предложений с пропущенными окончаниями направлено на развитие скорости чтения)
  3. вопрос: Какая общая тема объединяет прочитанные вами предложения? (Весна)

1.2. «Молчанка» (направлено на расширение возможностей ребенка читать и понимать прочитанное про себя. Упражнения такого рода повышают скорость чтения, внимание, самоконтроль. Смысл заключается в поиске и произнесении ребенком только заданных слов.)

Инструкция учителя: Возьмите карточки. Упражнение 1. Читайте слова молча, каждый в своем темпе, вслух произнося названия только весенних месяцев.

январь, сентябрь, октябрь, март, февраль, июль, ноябрь, апрель, август, ноябрь, май, декабрь.

(индивидуальная работа детей)

1.3. «Угадайка» (направлено на повышение скорости чтения, понимания прочитанного, развитие воображения)

Инструкция учителя: Упражнение 2. Прочитайте и подумайте о ком вы прочитали.

мурлыкает, шипит, лает, мычит, чирикает.

(индивидуальная работа детей) Скажите о ком вы прочитали (ответы детей).

1.4.«Разный шрифт» (Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом направлены на расширение оперативного поля обзора глаза при чтении слова, активизации коры головного мозга, приводящей к существенному улучшению памяти и внимания ребенка).

Инструкция учителя: Упражнение 3. Прочитайте все слова.

каПЕль СОЛнце леДОхоД СНЕгоТАяНИе

(Работа детей)

— Прочитай второе слово. Последнее. Первое и третье.

(Развитие пространственной ориентировки и внимания)

— К какому времени года относятся эти слова?

III.Речевая разминка. Внимание на экран.

Инструкция учителя: Прослушайте описательную характеристику героя и прочитайте предложения, правильно подобрав интонацию.

Ворон старый, мудрый, спокойный:

Кар-кар. Радуйтесь жители леса.

Весна пришла.

Синица звонкая, веселая, торопливая:

Весна пришла! Весна пришла!

  • Солнышко пригревает!
  • Как хорошо!
  • Медведь сонный, недовольный:
  • Весна пришла?
  • Почему меня не разбудили?
  • (Развитие навыка выразительного чтения, эмоционально-волевой сферы)

IV. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ.

  • Произведения, какого поэта мы читали на прошлом уроке?
  • Закрепим некоторые сведения из его биографии. Вставьте пропущенные слова и прочитайте предложения:

1. Н.А. Некрасов родился в … году в ……. семье.

2. В детстве он любил играть с …….. детьми.

3. Свои первые стихи написал в возрасте … лет.

4. Н.А. Некрасов писал о жизни ……, о красоте русской ……. .

(Опора на память).

  • Прочитайте наизусть отрывок из поэмы «Мороз — Красный нос».
  • Чтение стихотворения » Славная осень!»
  • О каких временах года шла речь в этих произведениях?

Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию (по методике В.Ф.Базарного)

— Все встали. Руки на пояс. Я называю цифру. Вы смотрите на картинку, под которой находится данная цифра и запоминаете, какой весенний месяц изображен:

  1. 1,2,3,4
  2. 4,3,2,1
  3. 1,3
  4. 2,4.
  5. — Закройте глаза.
  6. — Какой весенний месяц под цифрой 2,3,1?

— Какая картинка лишняя? Почему?

V. Сообщение темы урока. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Н.А.Некрасова. А как оно называется, вы узнаете, когда расшифруете запись в таблице.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • А
  • даже
  • дедушка
  • человек
  • лодка
  • Б
  • охотник
  • зайчишка
  • и
  • бревно
  • В
  • Мазай
  • но
  • река
  • как
  • Г
  • а
  • вода
  • льдина
  • зайцы
  • Ключи: А2, В1, Б3,Г4
  • (Коррекция пространственной ориентировки и внимания)
  • Какое название получилось? («Дедушка Мазай и зайцы»)
  • Почему слово Мазай написано с большой буквы?
  • Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем оно? (Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев.)
  • Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанное поэтом природное явление, которое называется половодье рассмотрим репродукцию картины И.Левитана «Весна. Большая вода».

Учитель дает комментарий: После снеготаяния реки переполняются водой и выходят из берегов. Реки разливаются так сильно, что могут затопить леса, поля, деревни. Иногда половодье может обернуться настоящим стихийным бедствием.

Элемент методики В.Ф.Базарного.

Учитель выделяет из класса учащегося, и предлагает продолжить работу за конторкой для смены динамических поз, для сохранения и укрепления телесной вертикали, позвоночника, осанки)

Рассказ учителя: В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай — одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он много времени проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали на лодках. Дома стояли на высоких столбах.

Летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасов каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был Мазай, который знал много забавных рассказов. Некрасов любил их слушать. И вот однажды дед Мазай рассказал поэту об одном интересном случае из своей жизни.

Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

VI. Первичное прочтение стихотворения учителем.

Вопросы:

Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

VII. Словарная работа.

  • Так как стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Специально к этому уроку я приготовила для вас толковые словари. Дадим объяснение следующим словам:
  1. Силки— приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.
  2. Зипун — старинная верхняя одежда крестьян, сшитая из грубого сукна.
  3. Багор — длинная палка с загнутым металлическим крюком.
  4. Гуторить — разговаривать.
  5. Горемыка — слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
  6. Гинут — гибнут.
  7. Аршин — старорусская мера длины, длина всей руки от плеча.
  8. Сажень — старинная мера длины, равная трем аршинам.
  9. ( Все слова прочитываются вслух, ставится ударение)
  10. Электронная физминутка для глаз.
  11. (профилактика близорукости)
Читайте также:  Сценарий праздника в летнем лагере. в гостях у лесовичка

Инструкция учителя: Внимательно следим за картинками на экране, точно повторяя глазами их траекторию. Я приглашаю вас прокатиться на облаках.

III. Изучение темы.

  • Прочитаем начало стихотворения.

Чтение части до слов «… я раз за дровами…»

— Как Мазай относится к односельчанам? (Осуждает за истребление, упрекает мужиков).

— В каких словах мы слышим упрек мужикам? (Где у них совесть?)

— К чему призывает дед Мазай своим вопросом? (Бережно относиться к природе).

  • Продолжаем чтение стихотворения по цепочке (по 3 строки).
  • Как Мазай называет зайцев?
  • Как это его характеризует? (Он добрый, любит природу).
  • Заполнение «Экологического панно». Давайте проиллюстрируем небольшой эпизод из этого стихотворения. Разместите зайцев на картине.
  • ( дети встают со своих мест и работают возле доски).
  • (Развитие зрительной координации, смена динамических поз)
  • — А теперь найдите в тексте отрывок к этой получившейся картине.
  • (Чтение отрывка)
  • — Вспомните как вели себя односельчане, когда Мазай вез зайцев через деревню? (посмеивались, потешались)
  • — Найдите этот отрывок и прочитайте его молча, расставьте паузы.
  • — Подумайте как нужно прочитать слова односельчан.
  • (Выразительное чтение отрывка по ролям)

IX. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 минуты).

  1. Под весенние напевы
  2. Повернемся вправо, влево.
  3. Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись.

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

  • Топни левою ногой!
  • Повернись лицом ты к другу.
  • Правую дай руку другу.

Элемент методики В.Ф.Базарного.

Учащийся, работающие за конторкой

(для смены динамических поз, для сохранения и укрепления телесной вертикали, позвоночника, осанки) меняются.

Упражнение на дыхание «Задуй свечу»( насыщение коры головного мозга кислородом). Инструкция: Сделайте глубокий вдох и выдох.

Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

X. Чтение стихотворения.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПАРАМИ

XI. Итог урока. Заключительная беседа.

  • Прочитайте слова на экране: » Любить природу — значит любить Родину».
  • Как вы их понимаете?
  • Какая основная мысль стихотворения?
  • Как вы относитесь к деду Мазаю?
  • Как к нему относится автор?

XII. Домашнее задание:

приготовится к выразительному чтению, у кого будет желание, выучить отрывок наизусть, можно так же нарисовать рисунок.

XIII. Рефлексия.

— Посчитайте количество правильных ответов в ваших «Картах успеха».

— Посмотрите, что получилось лучше, над чем еще нужно поработать. (спросить 2 — 3 детей)

— Весна идет! И все ей рады! Пусть сегодня и в нашем классе засветит яркое весеннее солнышко. Если у вас хорошее настроение и вам понравился урок, то выбирайте лучик желтого или красного цветов, какой кому нравится.

Если вам грустно, вас что-то расстроило, то синего цвета.

Коррекция и развитие навыков самоконтроля.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-chteniya-klass-tema-na-nekrasov-dedushka-mazay-i-.html

Скачать материал

так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русской литературе

Конспект к уроку литературы «Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы. «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»

11.10.2015
4937 559 Сунчинянова Татьяна Владимировна

Цель:

— углубить
знания учащихся о жанре поэмы в творчестве Н.А.Некрасова, дать представление о
поэмах, познакомить с  образами-персонажами,
определить идейно-тематическое своеобразие поэм;

  • — развивать
    мышление, память, речь, эстетическое восприятие;
  • — воспитать
    гражданственность, активную жизненную позицию; формировать эстетический вкус;
    приобщать к искусству слова.
  • Тип урока: изучение и
    первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

Формы: коллективная,
индивидуальная.
Методы:

словесный, наглядный, практический.

  1. Приемы: аналитическая беседа,
    практическая работа.
  2. Оборудование, наглядные пособия:
    учебник,
     презентация
  3. Ход урока
  4. I.
    Организационный этап
  5. II.
    Актуализация
  6. Я призван был воспеть твои страданья,
  7. Терпеньем изумляющий народ…

Н.А.Некрасов

1. Беседа

— Какое впечатление произвела на вас поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный
нос»?

  • — Что вам понравилось в этой поэме?
  • — Что вызвало непонимание?
  • — На какие особенности этого произведения вы обратили внимание?

— Зачитайте особенно понравившиеся отрывки. Объясните, что в них
привлекло ваше внимание.

III.
Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

Развитие
жанра поэмы в творчестве Н.А.Некрасова


В пореформенный период все мучительней становятся раздумья поэта о народной
судьбе. Он создает целый ряд эпических полотен. Поэма «Коробейники» (1861) —
это путешествие по всей русской земле с торговцами всякой всячиной. Поражает ее
народный язык, насыщенный пословицами и поговорками, стилизованный иногда под
народные песни: «Ой, полна, полна коробушка» и «Песня убогого странника».

Осенью
1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование
«Современника», пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными
усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в
соседнем Абакумцеве на могиле матери.

Итогом
всех этих событий и переживаний явилась поэма «Рыцарь на час»- одно из самых
проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей
в любовь к родине.

Настроения героя поэмы оказались созвучными многим
поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности,
но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра
или для революционного подвига.

Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда
«со слезами в голосе». Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки
Чернышевский, читая «Рыцаря на час», «не выдержал и разрыдался».

Польское
восстание 1863 года, жестоко подавленное правительственными войсками,
подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского
движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в
его творческие возможности.

На страницах демократического журнала «Русское
слово» стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости,
невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в «Прологе» устами Волгина произнес горькие
слова о «жалкой нации» — «снизу доверху все сплошь рабы».

В этих условиях
Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и
доброй надежды, — к поэме «Мороз, Красный нос».

Поэма
«Мороз, Красный нос» (1863) во многом продолжала темы и идеи «Коробейников».

Трагедия, разыгравшаяся в крестьянской семье, — это для поэта символ
катастрофичности народного бытия, и тем страшнее изображенное в поэме, чем
значительнее выведенные в ней образы.

И умерший от непосильного труда Прокл,
напоминающий в описании Некрасова былинного богатыря, и замерзнувшая Дарья — из
тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», — но даже их
духовной и физической силы недостаточно, чтобы одолеть судьбу.

2. Анализ поэмы
«Мороз, Красный нос»


Кому посвящена поэма Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»?

  1. Поэма посвящена сестре поэта, Анне
    Алексеевне, и главный персонаж здесь тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая
    героиня Некрасова (с ней он сравнил свою Музу).

  2. Где впервые была опубликована поэма?
  3. Впервые поэму опубликовал Достоевский в
    своем журнале «Время»- ему здесь дороги были та боль и надежда, с которой
    Некрасов писал о народе, и он чувствовал высокую художественную ценность этого
    произведения.


Что нового внес Н.А.Некрасов в развитие крестьянской темы?

Конкретность
бытописания и пафос высокой поэзии органически соединились в поэме, и такое
сочетание было новым для крестьянской темы в литературе. Эпическая и лирическая
линии развиваются параллельно, иногда переплетаясь. В бытовое описание событий
первой части вторгается высокая тема «величавой славянки», красоты и
нравственной силы крестьянской женщины.

Во второй части,
с появлением Мороза, в бытовой сюжет входит сказочная фантастика. В то же время
здесь, в думах героини о жизни, необычайно конкретно показан деревенский быт:
все виды работ — пахота, сенокос, жатва, уборка огорода и др., постоянные беды
народные — гибель скота, пожары, рекрутчина, смерть кормильца.


Какое символическое значение приобретает образ Мороза в поэме? Чем он отличается
от героя русской народной сказки «Морозко»?

Образ Мороза у Некрасова существенно
отличается от героя русской сказки «Морозко». Он олицетворяет суровую природу,
среди которой живет народ, таинственные, стихийные силы, становится символом
«русской всегубящей зимы» (сравним: картины счастья в сне Дарьи -«жаркое
лето»).

Но в то же время Мороз — чародей,
волшебник. Он помогает Дарье отвлечься от мучительного бытия, приглашая в
сказочно прекрасный мир. Он даже обращается в Проклушку, любимого мужа Дарьи,
чтобы «зачаровать» ее.


Какими показаны в поэме Прокл и Дарья?

Дарья и Прокл,
их родители, дети, их жизнь в труде и заботах, умение быть счастливыми, а в
горе сохранять стойкость и достоинство — все это передано Некрасовым с
подкупающей правдивостью как характеристика лучших черт, которые можно увидеть
в народной среде. Некрасову удалось предельно достоверно передать народное
представление о любви — глубокой и целомудренной, о долге, семейном счастье.


Какие фольклорные образы и мотивы встречаются в поэме?

Поэма насыщена
фольклорными мотивами и образами. Тут песни, сказки, причитания, игры, поверья,
приметы, обычаи. В поэтической речи — характерные сравнения, эпитеты («сокольим
глазком», «шелковыми кудрями»), отрицательные сравнения («не ветер бушует над
бором…»), параллелизмы.

  • которую так
    хотелось верить поэту.

  • Как проявляется в поэме голос автора?
  • На протяжении
    всего повествования авторский голос сливается с голосами персонажей.

  • Как показана смерть Дарьи?

Жалея свою
героиню, автор дает ей успокоительную смерть посреди тихого, волшебно
прекрасного леса, освещенного ярким зимним солнцем. Смерть Дарьи психологически
очень достоверна, мотивирована вполне реально.

Измученная уходом за больным,
похоронами, убитая горем, Дарья все последние дни была на пределе сил, почти не
спала, крепилась перед родителями, детьми, односельчанами. И вот теперь одна в
лесу, нарубив целый воз дров, выплакавшись вволю, ослабевшая, она прислонилась
к сосне, и ее сморил смертельный сон.

Одновременно и реальный, и сказочный
образ в конце — белка, роняющая на Дарью ком снега с вершины сосны.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Источник: https://tak-to-ent.net/load/243-1-0-18887

Николай Алексеевич Некрасов поэма «Мороз, Красный нос» отрывок. — презентация

1 Николай Алексеевич Некрасов поэма «Мороз, Красный нос» отрывок

2 Прочитай ритмично. Вставь, пропущенное слово. Назови автора. Нам ли стать привыкать – Пусть … твой трещит: Наша русская кровь: На … горит! Улицей гуляет дедушка … Иней рассыпает по ветвям берёз. Ходит, бородою белою трясёт, Топает ногами, только треск идёт. Он теперь покоен – Всё кругом укрыто, И ему не страшен Злой …, сердитый.

  • 3
  • 4 Образ Мороза цветом тропы углубления в снеге вершины сосен вершины накрыты пушистым снегом льдины толстый лёд — тёмный цвет палица и дворцы волшебные — сверкают солнце сияет в бороде
  • 5 1 2 3 Какой из Морозов созвучен образу представленному Некрасовым?
  • 6 Лексическое значение слов Новые слова Словарная работа бор воевода дозор палица косматая покорны гнёт хвойный лес начальник войска обход для осмотра дубинка с утолщённым концом подчинены густая, торчащая тяжесть, груз
Читайте также:  Выступление выпускников 11 класса на выпускном вечере

7 хозяин Воевода обходит владения свои 1-е четверостишье. Образ Мороза. 1-е четверостишье. Образ Мороза.

8 внимательный Глядит — … И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Глядит — … И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? 2-е четверостишье. Образ Мороза 2-е четверостишье. Образ Мороза чуткий заботливый участливый

9 любит красоту Пушисты ли … вершины, Красив ли узор … Пушисты ли … вершины, Красив ли узор … 3-е четверостишье. Образ Мороза 3-е четверостишье. Образ Мороза утончённый имеет изысканный вкус

10 важно, медленно Идёт — … шагает, трещит … Идёт — … шагает, трещит … 4-е четверостишье. Как движется Мороз? 4-е четверостишье. Как движется Мороз? Идёт размеренным шагом, переступает; Издаёт резкий звук от сломавшегося

11 Его любят. Яркое солнце играет … 4-е четверостишье. Как относятся к Морозу? 4-е четверостишье. Как относятся к Морозу? Резвится, развлекается, забавляется.

12 Пугающий, устрашающий Косматая борода 4-е четверостишье. Какой внешний вид Мороза? 4-е четверостишье. Какой внешний вид Мороза? Внушающий страх, боязнь.

13 Озорник. … палицей бьёт, … удалую, хвастливую песню поёт. … палицей бьёт, … удалую, хвастливую песню поёт. 5-е четверостишье. Как Мороз себя тешит и развлекает? 5-е четверостишье. Как Мороз себя тешит и развлекает? Выходящий из обычных норм поведения, шаловливый, игривый.

14 Внимательный. Строгий Образ Мороза. Любящий красоту Важный Озорной Смелый

15 Совпадает ли образ Мороза, сложенный у нас с образом в его песни? Покорны метели, снега и туманы. строгий Я царство своё убираю в алмазы, жемчуг, серебро … любящий красоту Реки надолго упрячу под лёд. Внешне устрашающий

16 Образ Мороза через интонацию. Неспешно. Гордо. Важно. Устрашающе. Строго.

17 Почему Мороза можно назвать зодчим, строителем, созидателем? Какими он богатствами владеет ? Дополни образа Мороза сам. Как покоряется Морозу природа? О каких «ледяных мостах» говорится в песенке? Какие мысли Н.А.Некрасова вы сумели прочитать?

18 Улучшить свою память Раскрыть образ Мороза через изобразительное искусство Показать интонацией, ритмом, темпом, громкостью образ Мороза Раскрыть образ Мороза своими высказываниями, суметь фантазировать и изложить свои мысли интересно — творчески. Выучить стихотворение наизусть Нарисовать Мороза Научиться выразительно читать Написать сочинение «Русский Мороз» дифференцированное

Источник: http://www.myshared.ru/slide/459178

НАНекрасов Мороз-воевода

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс

  • Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением.
  • Задачи:
  • 1. Обучающая:
  • а) познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»
  • б) обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста
  • в)расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас. 
  • 2. Развивающая:
  • а) умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы
  • б) развивать и обогащать речь
  • 3. Воспитательная:
  • а) воспитывать интерес к поэтической литературе
  • б) воспитывать любовь к русской природе, чувство прекрасного

Оборудование: учебник. компьютерная презентация по теме урока, аудиозапись П.И.Чайковский «Январь» (из цикла «Времена года»), аудиозапись стихотворения, репродукции картин русских художников на тему «Зима в лесу»

  1. Ход урока.
  2. Организационный момент.
  3. Друзья мои, я очень рада
  4. Войти в приветливый наш класс.
  5. И для меня уже награда
  6. Вниманье ваших умных глаз.

2. Проверка домашнего задания. (слайд 1 )

— Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Н. А. Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

-Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите эпитеты, которые использует автор. (славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

-Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) -Назовите их.

-С каким настроением надо читать этот отрывок? (Восторженно, бодро, с удовольствием, будто вдыхая свежий воздух полной грудью). Читают 3- 4 учащихся.

3.Введение в тему урока.

-Картины осени давно сменились. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там…

— Назовите признаки зимы.

-Я приготовила для вас сюрприз. Это чудесная музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года». Послушайте, какой предстает зима в музыке этого композитора.

( звучит музыка) (Слайд 2 портрет Чайковского)

— Зимой восхищались не только композиторы, но и художники. Посмотрите, какой прекрасной она может быть в картинах художников.

  (Слайд 3 Васнецов.Зимний сон)

Рассмотрите репродукцию картины. Составьте небольшой текст-описание (3-5 предложений).

(Слайд 4 Иван Шишкин. Зима)

-Художник Иван Шишкин показал заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега. Массивные тёмные стволы чётко выделяются на фоне светлого снега. Молодые ёлочки укрыты пушистым снегом.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/285346-nanekrasov-moroz-voevoda

Конспект урока по чтению. Тема: «Мороз, Красный нос Н. А. Некрасов

8 класс Чтение

Тема: Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».

Цель: познакомить учащихся с произведением Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», обобщить знания учащихся по биографии Н.А.Некрасова.

  • — отрабатывать приёмы выразительного чтения, продолжать учить давать
  • полные ответы, делать выводы.
  • — воспитывать чувство уважения к женщине — труженице.
  • Ход урока.
  1. Организационный момент.

  2. Вступительная беседа.

  • Вспомните, с творчеством какого поэта мы знакомимся, подумайте и скажите, о чём мы будем вести разговор сегодня на уроке?
  • Тема нашего урока… . Мы с вами познакомимся с содержанием произведения, будем учиться его выразительно читать, вспомним всё, что знаем о жизни автора этого произведения. На каждый поставленный мною вопрос прошу давать полные, ясные, чёткие ответы.
  • Николай Алексеевич Некрасов, кто это?
  • Современником каких писателей он был?
    1. Проверка домашнего задания.

    • А сейчас представьте себе Некрасова ребёнком в селе Грешнёво Ярославской губернии. Проверим ваше домашнее задание.

    (Рассказ о детстве Некрасова)

    • Итак, какой вывод можно сделать о детстве поэта?

    (Детство было безбедное, но не всегда счастливое из-за грубости и жестокости отца. Отца Николай не любил, а мать любил очень сильно, т.к. она была добрая, всегда защищала детей и крепостных крестьян от гнева мужа.)

    • Какой следующий этап был в жизни Некрасова?

    (Рассказ об учёбе в гимназии.)

    • Какой вывод можно сделать?

    (Учился Некрасов легко, но без интереса. За время учёбы он полюбил книги, успешно окончил 5 классов.)

    • Расскажите о дальнейшей жизни поэта.

    (Рассказ о жизни в Петербурге.)

    • Сделайте вывод.
    • Итак, какое занятие постепенно становится основным в жизни поэта?
    • Вспомните, какие темы затрагивает Некрасов в своих произведениях?

    (1. С детства он видел несправедливость жизни. Наблюдал, как жесток крепостными его отец, видел бурлаков на Волге. Его ужаснула их участь. Он с детства понял, что надо как-то изменить эту несправедливость, что-то для этого надо сделать. Он старался своими стихами обратить внимание богатых на бедных людей, особенно на крепостных крестьян.)

    • Приведите пример такого стихотворения. («Несжатая полоса» — ученик читает стихотворение наизусть).
    • Какова вторая тема некрасовских стихов?

    (2. С детских лет он общался с крестьянскими детьми, несмотря на запреты отца. Он убегал с ними в лес, на Волгу, на большую дорогу, которая проходила недалеко от села. Там мальчишки знакомились с разными людьми, которые переходили из деревни в деревню,из города в город в поисках работы.)

    • Приведите пример стихотворения, в котором Некрасов пишет о крестьянских детях. (Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» — ученик читает стихотворение наизусть.)
    • Итак, сделайте вывод, о чём писал Некрасов?
    1. Изучение нового материала.

    — Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Но, прежде, чем я начну свой рассказ, прочитайте слова и объясните, как вы их понимаете.

    • Боготворить
    • Увековечить
    • Сочувствовать.

    Слово учителя. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом.

    Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др.

    Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей.

    Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.

    • Задание: Вы сейчас послушаете отрывок из этой поэмы, чуть больший, чем в учебнике, и ответите на вопрос: «Каких женщин воспевает поэт?»
    • Чтение отрывка учителем наизусть. Ответьте на мой вопрос.
    • С.114 Задание: Прочитайте отрывок, найдите слова, которые вызвали у вас затруднения в понимании. (Славянка, копна, воздаяние).
    • Объясните, как поняли выражения: «Труд ей несёт воздаяние», «Пройдёт — словно солнце осветит! Посмотрит — рублём подарит!».
    • Работа над выразительностью чтения.
    • Одна из целей нашего урока — учиться выразительно читать этот отрывок. Во время физкультминутки вы должны вспомнить, что значит, прочитать стихотворение выразительно.

      Физкультминутка.

      • Продолжение работы над выразительностью.
      • Что значит, прочитать стихотворение выразительно?
      • Вспомните, когда при чтении мы делаем паузу?
      • Какое слово в строчке мы должны выделить голосом?
      • Читаем по четверостишию, соблюдаем паузы, находим главные слова в каждой строке.
      • Прочитать весь отрывок, соблюдая паузы и логические ударения.
      1. Первичное закрепление и анализ содержания.

      • Ответьте на вопросы на странице 116 №2,3,4.
      • Посмотрите на картинку на с.115. Найдите в стихотворении, которые подходят к этому рисунку.
      • Сделайте вывод, какие черты характера русских женщин воспевает Некрасов в своём стихотворении?
      1. — С творчеством какого поэта мы продолжали знакомиться?
      2. — Какой отрывок учились выразительно читать?

      — Какая третья тема в творчестве Н.А.Некрасова?

      • — Почему он много писал о русских женщинах?
      • Выразительное чтение стихотворения.
      • Оценки за урок.

      Источник: https://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-hcauwz1.html

      Ссылка на основную публикацию