Классный час путешествие по городу прав в 4 классе

Классный час« Как начинался нашгород» 4 класс

Классный час путешествие по городу прав в 4 классе

За окнами сыплет снег, и шумит невдалеке бор, и несёт к далёкому морю свои воды, скромница Лужа. Здесь, на её берегах, ваш дом, ваша земля, ваша Родина. Здесь, на её берегах, вы будете расти и взрослеть.

Здесь, на её берегах, вам слушать песни о городе нашем славном и мужественном.

Полюбите его всей душой своей, а чтобы любовь эта не угасла с годами, а только ярче разгоралась в вашем сердце, узнайте о месте, где вам предстоит жить побольше, гордитесь им и почитайте его.

Садись, детвора, поудобней в кружок. Я начну свой рассказ об истории наших пращуров. Я начну свой рассказ с давних времён, когда ещё не было нашего города, не стояла крепость на Городище. И жили в те давние – давние времена на крутых берегах Лужи  свободные племена меря и голядь.

Полонялись они идолам каменным, камни были их богами и покровителями. Слышала я от старых людей, что обитал на высокой горе разбойник Голяда или Голяга, не сказывали точно. Большой силы был человек, боялись его люди. Много бед натворил, много людей порешил.

Прозвали люди ту гору, на которой он жил, « Чёртовой» и обходили её десятой дорогой.

А есть ещё другой сказ о том, что жили в те времена недалеко от наших мест два брата разбойника, как их звали, какого роду племени они были, не помнит этого уже никто. Жили они на двух горах: один на горе Улитовой, другой на горе Мордасовой.

Не боялись они никого, ведь каждый из них был силачом великаном, потому и разбойничали поодиночке. И была у этих разбойничков забава такая:  перекидываться между собой булыжниками величиной с дом. Жили себе, жили, народ грабили, страх на люд окрестный нагоняли.

А если одному из них не под силу было справиться с кем, бросал он на гору брату своему топор, а тот уже понимает, что идти на подмогу надобно.

Долго ли коротко ли жили так эти племена, но стали селиться рядом с ними племена славянские, это уже наши с вами , ребятки,  прадеды. Жили они вместе, не ссорились, а потом и родниться стали.

Жильём людям тем служили домики – землянки, внутри неё – пол из глины, а в углу – глиняная же печь. Старая посуда на деревянной полке.

А рядом с каждым домиком – загоны для скота, из прутьев изготовленные.

Раннее весеннее утро… Зябко. Яркие лучи восходящего солнца пробиваются сквозь густую листву деревьев, но пока почти не греют. Выходят наши предки на работу: мужчины скот пасти, а женщины – репу сажать на берегу Лужи. А дети – собирать в лес у съедобные травы и вкусный берёзовый сок.

Били мужчины в лесах зверья много, шкуры обменивали на соль, а ещё на медь, серебро да злато. Кузнецы потом замечательные вещицы для баб и девок изготовляли: кольца, перстни, браслеты, серьги. Было потом в чём на праздниках показаться, да и по селищу пройтись… Селились славяне исключительно среди деревьев, их и почитали.

И почитали родники с водой чистой, как слеза. Много в округе деревьев – берёз, дубов, ольхи, лип, которые жители считали « священными», неотделимы от них люди в те времена были.  Вы, ребята, наверное, видели вековые дерева, на которых привязаны различные ленточки тесёмочки.

  Наши предки твёрдо верили: при живом дереве – здоровому быть и в каждом из них видели своего Спаса. Потому, привечая человека, подавали они при встрече веточку дерева – оберег. Ну, а если у корней древа выходил на поверхность родник, то для него делали четырёх стенный сруб, или зарывали в землю деревянную кадку.

В такой колодец  опускали денежки, куриные яйца и всякие другие приношения живущему в воде духу.

Ваши родители, ребята , потомки тех славян, наверное, впитали в себя этот обычай, и бросают монетки в фонтаны. Есть ещё и другая традиция: если понравилось человеку какое – то место,  то бросает он в воду монетку, чтобы обязательно сюда вернуться. По берегам Лужи и её притоков находиться множество ключей с удивительно чистой и вкусной водой.

  Считалось, что у каждого такого родника есть дух. И до сих пор ходят люди со скляницами к таким целебным родникам, бросают монетку в жертву водяному божеству и просят исцеления. В нашем городе славился своей целебной силой такой родник, названный « Зык», излечивались его водой глазные болезни.

Существует он и сейчас, пусть мамы и папы вам его покажут.

А ещё до недавнего времени верили наши предки в леших: считалось, что жили они в лесу с ранней весны , от появления первых проталинок и до 4 октября, это день Святого Ерофея . Не могла весна прийти, пока леший спит, некому его разбудить было.

В день Никиты вешнего в нале апреля пробуждался водяной и пропадал в день Никиты осеннего в середине октября. Была ещё в давние- давние  времена в начале лета неделя , называемая « русальскою». В конце её молодежь отправлялась в рощи вить венки. А через неделю начинались « пере — игры» —  тогда венки развивали, бросали в воду, гадали о свадьбах.

С середины весны и до Ивана Купалы справляли праздники в честь бога Ярилы – солнца. Просили люди у него травы густой, проса, репы, зверя да рыбы поболе… Парни да девки пели да плясали на полянах. А потом парни озорничать начали – умыкали девок. И почитали люди прекрасную Ладу – богиню тепла, юности, красоты и плодородия, богиню любви и браков.

Её днём была пятница, она считалась выходным у славян. Так и жили наши предки, работали, праздновали. Много вёсен прошло с тех пор, много лет. Племена славянские потеряли уже былую свободу, стали зависимы от князей.

Отправлялся князь собирать с народа дань – полюдье, останавливался в священном месте у родника среди дерев и ждал, когда ему дань принесут . Обустроилось это святое место и появился здесь городок. Крепостцу  на Городище справили. Построили терема боярские, дома для дружины княжеской. И церковку Михаила Архангела в крепости поставили.

Повезли из окрестных сёл крестьяне сюда товар на продажу, стали селиться мастера – ремесленники. Так появился наш город, стал расти и развиваться. Потом получил он своё имя и много ещё славных страниц будет вписано его жителями в Великую Книгу  человечества.

Классный час путешествие по городу прав в 4 классе

Без трех – шестьсот: годков не мало,Как был построен город Малый.Сподвижник Дмитрия ДонскогоКнязь Серпуховский основал,И так в честь сына ЯрославаОн Малым городом назвал.Стоит сей град уж шесть столетий,И не откажешь в долголетии.

Всего на свете повидалЗдесь даже Гоголь отдыхалКареты, правда, не оставил,В которой прибыл в город он,А вот в записках прочиталиЧто очень много грязи в нем.Но не узнать теперь наш Малый:Ухожен, что подменен.Второе место по России,Дипломом город награжден.

Красуйся, Малоярославец,На радость всем, кто здесь живет.И не утрать добытой славы:Упорный труд – потом почет.

  •                                              Васильев С
  • Городок из глубинки ( детский конкурс)
  •     Кроссворд
  1. Какой день у славян считался выходным?
  2. Дом в котором жил боярин
  3. Племя жившее в давние времена на берегу реки лужа
  4. Бог солнца
  5. Веточка дерева которую подавали при встрече
  6. Священное для славян дерево
  7. Родник водой которого излечивались глазные болезни
  8. Без кого не могла прийти весна

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/klassnyy-chas-kak-nachinalsya-nash-gorod-4-klass-79838.html

Классный час для учащихся начальной школы "Путешествие в страну прав и обязанностей" для 3-4 классов

Классный час: «Путешествие в страну прав и обязанностей» Классный час путешествие по городу прав в 4 классе Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Задачи:

1. Дать определения понятиям «права» и «обязанности». 2. Формировать представления о правах и обязанностях школьника. Вступительное слово учителя. (Приветствие детей, гостей и представление детей и СЗПР)

1 слайд

1 ученик: Здравствуйте ребята. Мы члены организации Союз Защитников прав ребенка. (Представляются). Совсем скоро вы перейдете в пятый класс, и мы будем рады принять вас в члены нашей организации. Но для того, чтобы вступить в наши ряды, вы должны много знать и многому научиться. А мы вам в этом поможем. Сегодня мы пришли к вам в гости, чтобы познакомить вас с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка ООН. И поговорить о наших с вами правах.

2 слайд

2 ученик: А чтобы вам было интереснее, мы приглашаем вас в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают) Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране . Говорят, есть такая страна в этой стране уважают каждого, не сравнивая не с кем, уважают всегда и любого. И неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь — в роскошном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, какой статус занимают твои родители, как ты одет, если у тебя свой сотовый телефон. 3 ученик: На доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. Эта страна называется страной «Прав и обязаностей». А живется в ней так хорошо, потому, что все ее жители знают и уважают законы и права друг друга. В путешествие по этой стране мы вас и приглашаем. 4 ученик: Обязанности и права, ты должен знать Как дважды – два. В наш, бурный, XXI век, культурный, Здравый человек осмыслить должен Для чего он на Земле живёт давно. 1 ученик: Давай представим, ты растёшь… Учиться лет с шести пойдёшь Окончишь, школу ты скорей, Перед тобою сто путей И право чем тебе заняться, Ты сможешь выбрать постараться.

3 слайд

2 ученик : Ребята для того, чтобы попасть в страну прав и обязанностей, нам необходимо пройти таможенный контроль. А для этого придется ответить на несколько вопросов инспектора и заполнить специальный бланк, который лежит у вас на столах. (у каждого ребенка на столе лежит бланк в котором написано слова права, и даны пустые строчки для того, чтобы дети написали определение этому понятию) Итак, ребята, для того, чтобы пройти таможенный контроль, нам давайте попробуем разобраться, что же такое права. Как вы считаете. (Дети предлагают свои варианты ответов).

4 Слайд

Права — это нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Ребята заполняйте свой пропуск в страну прав и обязанностей. (через паузу, когда дети напишут определение понятия «права») 4 ученик: Права есть у всех людей, у богатых и бедных. У взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами, но о них мы поговорим позже. А, сейчас давайте поговорим о том, без чего не существует прав. (Дети предлагают свои варианты ответов).

5 слайд

3 ученик: Прав не существует без обязанностей. Что такое обязанности? (варианты детей). Итак, обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, желаниям самого человека. 4 ученик: Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности. 3 ученик: Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное помнить о своих обязанностях. 1 ученик : Теперь давайте закрепим свои знания о правах и обязанностях. Для этого я предлагаю вам выполнить задания на доске. Ребята, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать орден «Правознайки» и те, у кого будет большее количество орденов смогут стать полноправными гражданами страны прав и бязанностей. Поэтому будьте активны, поднимайте руки и отвечайте, только не кричите с места пожалуйста. (дети выполняют задание на доске)

6 — 7слайд

2 ученик: Выберите предложения, в которых говориться о правах. • Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. Ребята скажите это право (правильно) • У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество (правильно) • Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату (неправильно) • После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию. (неправильно) • После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене (правильно)

8 слайд

4 ученик: определи, что является обязанностью школьника. • Школьник обязан выполнять все требования учителя (правильно) • Ученик обязан посещать все занятия по расписанию (правильно) • После уроков учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе (неправильно) 3 ученик: итак ребята давайте закрепим, о чем мы с вами говорили? (за правильный ответ ребенок получает орден) Ответьте мне пожалуйста на вопрос, что такое права? (орден) Что такое обязанности? (орден) Чем отличаются права от обязанностей? (орден)

9 слайд

2 ученик : Отлично, с правами и обязанностями мы разобрались. Таможенный контроль прошли теперь можно отправиться на экскурсию по стране. И первый город который мы с вами посетим, называется Город Знаний. Экскурсия по этому городу будет очень полезной и информативной. Скажите мне пожалуйста, как называется документ в котором описаны все права ребенка. (дети называют свои варианты ответов). Правильно ребята. Документ защищающий права детей называется Конвенция о правах ребенка ООН. (орден за правильный ответ) 10 слайд 4 ученик : 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России. 1 ученик: Ребята, как вы считаете, для чего вообще нужно было принимать Конвенцию? (дети отвечают). Дело в том, что раньше детям жилось прямо скажем тяжело. Их заставляли работать на тяжелых работах, зачастую дети не имели возможности учиться, часто болели. Существует даже версия о том, что слово «ребенок» произошло от слова «раб». Все это и подтолкнуло членов Организации Объединенных Наций к разработке такого документа, как Конвенции о правах ребенка.

Читайте также:  Классный час, 5 класс. взаимоотношения в коллективе

11 слайд

Основные требования провозглашенные в Конвенции: 1. Выживание детей 2. Их развитие 3. Защита прав детей 4. Активное участие детей в жизни общества Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.

12 слайд 2 ученик: Но сначала ответьте мне, пожалуйста на такой вопрос, до какого возраста человек считается ребенком. Варианты ответов вы можете видеть на экране. За правильный ответ кто-то из вас получит орден.

• 16 • 18 • 21 1 ученик : В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждый человек до достижения им 18-летнего возраста. Так что все мы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства. Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

13 слайд

4 ученик: Каждый ребёнок имеет право на жизнь, и здоровое развитие . 3 ученик: Мальчишки и девчонки, И мы вместе с ними С рождения имеем право на имя. Имеем мы право сказать, как один: «Я – полноправный страны гражданин!” 1 ученик: Имею я право нормально питаться, Учиться, лечиться и развлекаться. Расти в своём доме, в полной семье, А не на уличной мёрзнуть скамье. 2 ученик: Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. А государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба. 4 ученик: К ребёнку нельзя относиться небрежно, А только с любовь, заботой и нежно. Ребёнка нельзя как товар продавать, И от учёбы его отрывать. 2 ученик: Терпимость и дружба – Всеобщее братство, Духовная близость – Вот это богатство. А наши родители и педагоги Должны нас направить На эти дороги. 1 ученик: Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Ни один ребёнок не может быть объектом незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия. 4 ученик: Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

14 слайд

3 ученик : А теперь из города Знаний мы отправимся в пригород и сделаем остановку на станции «Проверялочка». На этой станции мы будем соревноваться и поработаем в парах. На каждом столе лежат пазлы. Та пара, которая быстрее всего соберет из кусочков картинку и сможет объяснить право на что, согласно Конвенции ООН о правах ребенка изображено на картинке, получит по ордену «Правознайки». А мы с ребятами будем вам помогать. Итак начали (дети выполняют задание, а члены СЗПР им в этом помогают ) 4 ученик: ребята, вы большие молодцы. Так быстро справились с заданием, и я предлагаю вам еще немного поиграть. 2 ученик: Смысл игры такой я загадываю загадки, а вы их отгадываете. Поднимаете руку и получаете орден.

• 15 слайд Мама работала, Папа трудился, А в это время я в школе учился. Все кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на …(отдых) 

• 16 слайд Всех по-разному зовут: Кот — Мурлыка, Пес — Барбос, Даже нашу козочку зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё …(имя)

• 17 слайд Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование)

• 18 слайд Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) ***

• 19 слайд Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на …(жильё)

20-24 слайд 3 ученик: Молодцы, едем дальше. А дальше мы с вами попадаем в город Правил. Ребята, вы познакомились с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции. Сейчас я попрошу вас, выберите те высказывания, по которым будет жить наш класс в соответствии с конвенцией. Отвечать вы можете хором. – Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо. – В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности. – Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений. – В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе. – Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени. – В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить. – Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать. – Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась. – Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу. – Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение. – Надо быть лично ответственным за свои слова и поступки. – Надо следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный. Все эти правила будут в нашем классном уголке. Если кто-то забудет, может всегда к ним обратиться.

25 Слайд

1 ученик : Ну вот, наконец, ребята мы приехали в столицу страны прав и обязанностей. Город Счастливого детства. Я предлагаю вам нарисовать картину счастливого детства, опираясь на права ребенка, которые прописаны в Конвенции.

26- 27 слайд

Итак, начнем первое и самое главное право ребенка это право на что? Поднимайте руки ребята (дети отвечают, что это право на жизнь) Хорошо, давайте еще вспомним, о каких правах мы сегодня еще говорили? (По мере того, как учащиеся называют права детей, на доске начинает вырисовываться картина счастливого детства. В ней появляются все новые, и новые элементы 1. Право на жизнь , на семью, 2.на имя, 3.на жилье, 4на образование, 5 на здравоохранение, на отдых, на общение с друзьями.) Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Это действительно картина счастливого детства. Когда у ребенка, есть возможность расти и развиваться. Кода рядом мама и папа. Когда в первую очередь учитываются интересы ребенка. 4 ученик: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране правознаек. А теперь давайте подведем итог. У кого больше всего орденов, и кто получит вид на жительство в этой замечательной стране. Давайте начнем с трех орденов, у кого три ордена? Поздравляю,… это самые грамотные в правовом отношении ученики 4 «Г» класса. Они становятся полноправными жителями страны прав и обязанностей. Те у кого, один или два ордена, тоже могут поселиться в нашей сказочной стране. А у всех остальных еще будет возможность заработать себе вид на жительство. 3 ученик: Ребята, сегодня мы с вами говорили о наших правах. И о документе, в котором все эти права прописаны. Скажите понравилось вам наше сегодняшнее занятие? (дети отвечают) Я надеюсь, что вы узнали много интересного и полезного для себя. Помните, что очень важно знать свои права, но не менее важно помнить о своих обязанностях. Всего вам доброго.

28 слайд

Вместе: до свидания.

Список использованной литературы :

1. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребёнка – М., 1997 2. С.И. Ожегов Словарь русского языка – М., 1989 3. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/593278/ 4. Зборник загадк о правах ребенка. Павлюк О. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-pravah-rebenka.html

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/vneklassnye_meroprijatija/klassnyj_chas_dlja_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_quot_puteshestvie_stranu_prav_i_objazannostej_quot/89-1-0-2439

Разработка классного часа для 3-4 классов по теме: «Ваши права, дети!»

  • Козик Людмила Владимировна
  • учитель начальных классов I квалификационной категории
  • МБОУ НШДС №13
  • Классный час
  • Тема: «Ваши права, дети!»
  • Цели:
  • Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

Форма проведения:  учебно – игровое занятие.

Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, у детей – листочки с отрывком из рассказа А.П.Чехова «Ванька», тесты.

Ученики встают в круг, взявшись за руки. Произносят речевку:
Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)
Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)
Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)
Здравствуй, век! (делают шаг назад)
Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)

Учитель: А теперь повернитесь лицом к соседу справа – пожмите руку друг другу, улыбнитесь, повернитесь к соседу слева — пожмите руку друг другу, улыбнитесь.

Учитель

. — Сегодня Наташа принесла интересную книгу. Кто из вас прочитает её название?

-Кто знает сказку « Золотой ключик или приключение Буратино» А. Толстого?

-Послушайте фрагмент из этого произведения (зачитывается отрывок о событиях в кукольном театре).

-Как Карабас Барабас обращается с куклами?

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей.

Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49.

Она ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

-Как вы думаете, какие же права имеют дети?

— Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков из мультфильма « Азбука прав ребёнка».

Учитель. — О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?

( О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины.

Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
3-й ученик.

Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
1-й ученик. Поэтому они все написали Закон.

Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

2-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка.

3-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
1-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

Учитель: А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.
1-й ученик. Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».
2-й ученик. Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.

6)
3-й ученик. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)
4-й ученик. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)
5-й ученик. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)
6-й ученик.

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
7-й ученик. Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)
8-й ученик.

Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. (ст.37)
9-й ученик. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

Учитель. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”.

Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой.

Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.

Закрепление.

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..

Читайте также:  Гаршин «лягушка-путешественница» читать

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок  ихний  плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение. Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

Игра «Разрешается – запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

  1. Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).
  2. Вот в углу стоит мальчонка,
    Плачет, надрывается.
    Бить, наказывать ребенка
  3. Строго (запрещается)
  4. С мамой дети должны жить,
    Не грустить и не тужить –
  5. Это (разрешается).
  6. Дитя незаконно похищают,
    Мать с ребенком разлучают.
  7. Это (запрещается).
  8. Рисовать и петь учиться,
    Если заболел – лечиться,
  9. Это – (разрешается).
  10. Много трудится ребенок,
    Мало у него силенок,
    Ноги подгибаются.
    В детстве тяжкая работа
  11. Конечно (запрещается).
  12. Вместе дружно в мире жить,
    с разными детьми дружить –
  13. Это (разрешается).
  14. Когда слабый горбит спину,
    Перед сильным преклоняется.
    Быть рабом у господина
  15. Строго (запрещается).
  16. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.
  17. 1 станция «Сказочная»

      Учитель. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы на доске:

  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино»). (Карабас Барабас.)
  2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
  3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

На доске 3 записи:

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

Учитель. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

  1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то, какое право они нарушили?
  2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права?
  3. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом?

2 станция «Музыкальная»

“Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  2. Мы дошкольниками были,
    Мы ходили в детский сад.
    Мы из глины мастерили
    И лошадок и зайчат.
    А теперь, а теперь,

    Открывай нам, школа, дверь!..

  3. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  4. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  5. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!

    Пусть всегда буду я!

  • 3 станция «Угадайкино»
  • Игра « Кто больше угадает прав»
  • 1) Свидетельство о рождении.

-Что это за документ? О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя).

2) Сердечко.

— Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).

Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, мед. Работники,  психологи, организации по правам ребенка –Опека, соц. защита)

3) Домик.

— Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения

4) Конверт.

— Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

5) Учебник.

— А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

  1. 6) Красный крест
  2. Право на медицинскую помощь
  3. 7) Кровать.
  4. Право на отдых.

Учитель: Сейчас для каждой команды прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.
1 команда:
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

)
2 команда:
«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)
3 команда:
«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)
4 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.

Энтина) .

(Право пользоваться благами, право на отдых )

Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА+, НЕТ-)

  1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.
  2. Хожу всегда аккуратным.
  3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам.
  4. Берегу школьное имущество.
  5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца.
  6. Не дерусь с ребятами на перемене.

7.Уважительно отношусь к работникам школы.

  1. Приношу форму на занятия физкультурой.

Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как  нарушение прав  и наказываться по закону РФ.

  • Подведение итогов.
  • Учитель.
  • В каком международном документе записаны права детей?
  • Какие основные права вы запомнили?
  • Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Список используемой литературы:

  1. И.В. Козленко Проект программы «Азбука практического права: изучаем вместе».
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Декларация прав ребенка.
  4. Конституция РФ.
  5. Закон РФ «Об образовании».
  6. В.В. Антонов «Изучаем права человека», – Москва: издательство Вита пресс, 2005.
  7. А. Певцова «Теория и методика обучения праву», – Москва: издательство Владос, 2003.
  8. Интернет ресурсы:
    • Конвенция о правах ребенка: www.school-sector.leraln.ru
    • Правовой портал: laf.rambler.ru
    • Правотека.ру: www.pravoteka.ru

Источник: https://posidpo.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-dlya-3-4-klassov-po-teme-vashi-prava-deti/

Классный час "Путешествие по дорожным знакам"

  • Тема: Путешествие  по дорожным знакам.
  • Цели: знакомить учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безопасности движения, воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.
  • Оборудование: сигналы светофора, дорожные знаки, индивидуальные карточки с цифрами, музыкальное сопровождение, диафильм, воздушные шары, игрушки, форма и жезл регулировщика, плакат “Азбука безопасности”, экран, диск с материалами викторины.
  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Дети входят в зал под музыку Ю.Чичкова “Танец дорожных знаков”, рассаживаются на места. Со сцены к ним обращается учитель со вступительной речью:

Город, в котором С тобой мы живем, Можно по праву сравнить с Букварем. Азбукой улиц, Проспектов, дорог, Город дает нам все время урок. Вот она, азбука,- Над головой:

  1. Знаки развешаны вдоль мостовой.
  2. — Сегодня у нас необычный урок, мы изучаем азбуку безопасного поведения на дороге.

Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня вам нужно быть очень внимательными.

Мы узнаем о правилах поведения на дороге, познакомимся с дорожными знаками, сигналами светофора, встретимся с регулировщиком .

А в конце урока вы станете участниками викторины, чтобы верно ответить на ее вопросы, будьте внимательными. И так, начинаем изучать Азбуку безопасности.

Ребята исполняют песню “Школа пешехода”, слова В.Мурзина, музыка С.Миролюбова.

На сцену выходят ребята, читают стихотворение о правилах дорожного движения.

  • 1 ученик:
  • Бурлит в движении мостовая: Бегут авто, спешат трамваи. Все будьте правилу верны —
  • Держитесь правой стороны.
  1. 2 ученик:
  2. Объяснить можно запросто, Будь ты юн или стар: Мостовая — для транспорта,
  3. Для тебя – тротуар!
  • 3 ученик:
  • Где улицу надо тебе перейти О правиле помни простом: С вниманием налево сперва погляди,
  • Направо взгляни потом.
  1. 4 ученик:
  2. На проезжей части, дети, не играйте в игры эти. Бегать можно без оглядки
  3. Во дворе и на площадке.
  • 5 ученик:
  • Не висни на машине лучше – Грозит тебе несчастный случай.
  • Напомни ротозею строго:
  1. 6 ученик:
  2. Шум, движение, гул моторов. Сразу можно растеряться,
  3. Коль в сигналах светофора не умеешь разбираться.

Стоп! Здесь проезжая дорога! Кто так на улице резвиться,

  • Потом окажется в больнице.
  • Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

Он имеет по три глаза, По три с каждой стороны. И хотя еще ни разу Не смотрел он всеми сразу – Все глаза ему нужны. Он висит тут с давних пор. И на всех глядит в упор.

  1. Что же это?
  2. (Светофор)
  3. На сцену выходит ученик в костюме светофора и трое ребят в костюмах сигналов (красный, желтый, зеленый)
  4. Светофор:

Я и вежливый, и старый, Я известен на весь мир, Я на улице широкой Самый главный командир. Все меня, конечно, знают, Да и как меня не знать! Все отлично понимают Все, что я хочу сказать.

Сигналы (хором): Наш домик – светофор, Мы три родные брата, Мы светим с давних пор В дороге всем ребятам. Красный: Самый строгий – красный свет, Если он горит – стой! Дороги дальше нет! Путь для всех закрыт.

Желтый: Чтоб спокойно перешел ты, Слушай наш совет: — Жди! Увидишь если желтый В середине свет. Зеленый: А за ним зеленый свет Вспыхнет впереди, Скажет он: Препятствий нет,

Смело в путь иди!

-А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание!

  • Учитель показывает карточки с цветами сигналов светофора в произвольном порядке.
  • — А теперь в исполнении девочек 1 “А” класса посмотрите танец “Светофор”.
  • Группа девочек исполняет танец с использованием воздушных шаров красного, желтого, зеленого цвета.
  1. Знакомство с дорожными знаками.

— Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные знаки.

Некоторые из них вам уже знакомы, а другие мы увидим сейчас. У каждого знака свое назначение. Постарайтесь их запомнить.

  1. На сцену выходят ученики с табличками дорожных знаков.
  2. Я хочу спросить про знак. Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята
  3. Со всех ног бегут куда — то.
  1. Знак “Движение пешеходов запрещено”: Если ты поставил ногу На проезжую дорогу, Обрати внимание, друг: Знак дорожный – красный круг, Человек, идущий в черном, Красной черточкой зачеркнут. И дорога вроде, но

    Здесь ходить запрещено.

  2. Знак “Велосипедная дорожка”: Шли из школы мы домой, Видим – знак над мостовой. Круг, внутри – велосипед,

    Ничего другого нет.

4 Знак “Пешеходный переход”: Пешеход, пешеход! Помни ты про переход! Он наземный, Похожий на зебру. Знай, что только переход

От машин тебя спасет.

  1. Знак “Остановка автобуса”: Ожидаешь ты посадки На отведенной площадке. Не нужна тебе сноровка,

    Это место – остановка.

  2. Знак “Переезд со шлагбаумом”: Машины мчат во весь опор, И вдруг навстречу знак. Изображен на нем забор.

    Шоссе закрыто на запор?

  3. Регулировщик-постовой.

— Посмотрите: Постовой Встал на нашей мостовой, Быстро руку протянул, Ловко палочкой взмахнул. Не волнуется народ, Через улицу идет. И стоит на мостовой Как волшебник, постовой, Все машины одному

Подчиняются ему.

На сцену выходит учащийся в одежде регулировщика, с жезлом, в фуражке, под музыку “Песенка Свистулькина” В. Шаинского.

— Встаю я вместе с солнышком И позже всех ложусь. Я на посту ответственном Все время нахожусь. Старайся быть внимательным, Спеши, не торопясь, Чтоб случая несчастного Не числилось у нас. Идут спокойно граждане, Течет машин поток. И если все по правилам,

  • Не слышен мой свисток.
  • Ведущий:
  • — Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя (держа в правой руке жезл) определенные жесты.
  • Ученик-постовой демонстрирует жесты, а учитель поясняет их.
  1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора.
  2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал.
  3. Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
  4. Сценка “Про умных зверюшек”.

Учащиеся в костюмах животных демонстрируют сценку по стихотворению В. Лебедева-Кумача “Про умных зверюшек”.

Входит Зайка чуть живой.

— Где скакал? — На мостовой. Не послушал Зайка папу-

  1. Оторвали Зайке лапу.
  2. На мостовой автомобили Лисенка чуть не задавили. На мостовую нипочем
  3. Не надо бегать за мячом!
  4. Кот катался без заботы, Не глядел на красный свет, Налетел на Бегемота,
  5. Поломал велосипед.
  6. Курица на улице Едва не пропала, Потому что Курица
  7. Ходит где попало.

Прицепившись к задней шине, Мышка едет на машине. — Мышка слезь! Скорее слезь!

  • Хвост тебе отдавят здесь.
  • Мчится Хрюшка за трамваем, Хвостик весело задрав. — На ходу не разрешаем,
  • Заплатить придется штраф!
  • Говорит кондуктор Мишка: — Отцепитесь вы, Мартышки! Нее висите на подножке,
  • Берегите ножки!

Правил движения звери не знали. Мышки – глупышки хвосты потеряли, Хрюшка — без шляпы, Зайка – без лапы.

Плачут звериные мамы и папы.

  1. Демонстрация мультфильма.

— Есть одна вредная и хитрая старуха из мультфильма про Чебурашку и Гену, ее имя Шапокляк. Она из-за незнания правил дорожного движения попала в неприятную историю, и сейчас вы это увидите.

Ребятам демонстрируется мультфильм “Шапокляк идет в школу” с музыкальным сопровождением и ми учителя.

  1. Интерактивная викторина.(Приложение1)

А теперь я хочу проверить, как вы знаете правила дорожного движения. Вам будут предложены вопросы и несколько вариантов ответов, среди которых вы должны выбрать правильный. Номер правильного ответа покажите цифрой – но только по моему сигналу.

Читайте также:  Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

Вопросы викторины.

  1. Под какой цифрой правильно расположены сигналы светофора? 1
  2. Какой цифрой обозначен знак “Пешеходный переход”? 2
  3. Какой из этих знаков запрещает движение на велосипеде? 2
  4. Со скольких лет можно ехать на велосипеде по проезжей части? 3
  5. С какой стороны нужно обходить автобус? 2
  6. Какая поза является наиболее безопасной в случае аварии автомобиля? 1
  7. На каком рисунке дети нарушают правила поведения на дороге ? 2
  8. Какой жест регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора? 3
  9. Кто идет правильно: бабушка или внук? 2
  10. Переходя дорогу, куда нужно посмотреть сначала, куда потом? 1
  11. Заключительное слово.

— Молодцы, ребята, вы отлично справились с вопросами викторины. Сегодня на уроке мы подружились с правилами дорожного движения, с регулировщиком, с дорожными знаками.А с чего всегда начинается дружба? Дружба начинается с улыбки!

Исполняется песня “Улыбка” муз. В.Шаинского

Литература:

  1. Правила дорожного движения. М, 2004
  2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987
  3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998
  4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004
  5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985
  6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

  Лукина Е.А.

Максименко Н.А. «Спутник классного руководителя», Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008г.

Источник: https://lukinaea-kolomna-school21.edumsko.ru/folders/post/1553008

Классный час "Путешествие по стране права человека" (для 5 – 7 классов)

Здесь Вы можете скачать Классный час «Путешествие по стране права человека» (для 5 – 7 классов) для предмета : Обществознание. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

  • ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
  • (для 5 – 7 классов)
  • ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
  1. Познакомить учащихся с международными документами о правах человека и закрепленными в них правами детей.

  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

3. Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

ПОДГОТОВКА.

I. Классные руководители делают копии резюме Всеобщей декларации прав человека и раздает их каждому ученику.

Резюме всеобщей Декларации прав человека

  1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно, быть одинаковое отношение.

  2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка.

  3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

  4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, так же как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом.

  5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам.

  6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом.

  7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех.

  1. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав.

  2. Никто не имеет права заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны.

10.Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд.

  1. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана.

  2. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или дела вашей семьи без уважительной причины.

  3. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию.

  4. Каждый человек имеет право выехать в другую страну искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование.

  5. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите.

  6. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи.

  7. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами.

  8. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, также право, при желании, менять свою религию.

  9. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение 19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации.

  10. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях.

  11. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной.

  12. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей.

  13. Каждый человек имеет право на труд в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также вступать в профессиональные союзы.

  14. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

  15. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания.

  1. Каждый человек имеет право ходить в школу.

  2. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества.

  3. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав.

  4. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество.

  5. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.

II. Учащиеся знакомятся дома с резюме Всеобщей декларации прав человека и отвечают на предложенные вопросы. Можете ли вы назвать…

  1. Какое-либо право человека?

  2. Страну, где нарушаются права человека?

  3. Документ, провозглашающий права человека?

  1. Страну, где люди лишены своих прав из-за религиозных убеждений?

  2. Страну, где имеет место конфликт прав различных групп людей?

  1. Организацию, борющуюся за права человека?

  2. Фильм или книгу о правах человека?

  3. Право, которого вы лишены в школе?

  4. Человека, ведущего борьбу за права человека?

  1. Право, в котором иногда отказывается женщинам?

  2. Право, которое должны иметь все дети?

  3. Право, которого лишены в нашей стране некоторое люди?

  4. Право, которое имеют ваши родители и которого нот у вас?

  5. Ваше право, которое никогда не было нарушено?

  6. Нарушение нрав человека, которое касается лично вас?

III. Ученики знакомятся с кратким изложением Конвенции о правах ребенка.

Резюме Конвенции о правах ребёнка. 1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

2.Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

  1. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

  2. Дети имеют право на медицинский уход.

  3. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

  4. Дети имеют право на отдых.

  5. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

  6. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.

  7. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

10. Дети имеют право на свое мнение и на собрания для выражения своих взглядов.

IV. За месяц до игры-путешествия классные руководители побуждают детей к чтению газет, журналов, просмотру телепрограмм и прослушиванию радио для отслеживания материала, относящегося к правам человека. Ученики должны найти примеры, иллюстрирующие каждое из трех положений:

  • права, которых лишают;
  • права, которые защищены;
  • права, которые реализуются.

Участвуют учащиеся 5 – 7 классов, классные руководители.

На доске написаны тема игры-путешествия, высказывание К. Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»; вдоль стен размещены таблички с названиями станций и категорий прав человека; висят два плаката с резюме Всеобщей декларации прав человека и резюме Конвенции о правах ребенка; на каждом столе лежат фломастеры, ручки и листы бумаги.

Ведущий классный руководитель. Сегодня 10декабря — День прав человека. Мы с вами отправимся в путешествие.

1-я станция.

Что такое права человека?

Ведущий. Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно.

Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям и сообществу в целом развиваться всесторонне. Свобода — отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), не запрещенном законом.

Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  1. Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они — люди. Для каждого права человека являются «неотъемлемыми».

  2. Они одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах — права человека являются «всеобщими».

  3. Их нельзя отобрать — никто не имеет права лишить прав другого человека, ни по какой, причине. Люди обладают правами даже тогда, когда законы их собственных стран не признают и нарушают эти права. Например, там, где распространено рабство, рабы тоже имеют права, хотя их права попираются — права человека являются «неотчуждаемыми».

  4. Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни — права человека являются «неделимыми».

Права можно разделить на три категории.

1. Гражданские и политические права (их также называют правами первого поколения). Они ориентированы на свободу: право на жизнь; право на свободу и безопасность личности; право не подвергаться пыткам и рабству; право ни участие в политической жизни; право на свободу убеждений, слова, совести и вероисповедания; право на свободу ассоциаций и собраний.

  1. Экономические и социальные права (их также называют правами второго поколения). Они ориентированы на социальную защиту: право на труд; право на образование; право на удовлетворительный уровень жизни, пищу, жилище, медицинское обслуживание и др.

  2. Права, относящиеся к окружающей среде и культурно-духовному развитию личности (их также называют правами третьего поколения). Это право на жизнь в незагрязненной и защищенной от разрушения окружающей среде, право на культурное, политическое и экономическое развитие личности.

Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы Говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права

других людей.

Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено, обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства и доброй репутации.

Ведущий обращает внимание детей на слова К. Маркса, записанные на доске, и спрашивает, как они понимают их. Учащиеся отвечают.

2-я станция

Международные документы о правах человека.

Классные руководители знакомят учащихся с основными международными документами о правах человека, с историей их создания, выделяет наиболее важные.

(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

) Потом он обращает внимание детей на плакат с резюме Всеобщей декларации прав человека и на предложенные для обсуждения вопросы. Учащиеся отвечают на них.

Ведущий . А теперь, приведите примеры, иллюстрирующие права, которых лишают; права, которые защищены; права, которые реализуются. (примеры учащихся)

3-я станция. Права ребенка.

Ведущий. Вы узнали о правах человека, а сейчас вы познакомитесь с вашими правами. Ребенку труднее, чем взрослому защищать самого себя. Как вы думаете почему?

Ученики отвечают.

Он слабее физически и психологически, раним, зависим от опеки старших. Ребенок — существо растущее, развивающееся. Поэтому и права у него особые, в чем-то отличные от прав взрослых. Они ближе к потребностям ребенка, его природе, возрасту.

Об этих правах мы и будем говорить подробнее. Представьте, что Организация Объединенных Наций попросила вас составить перечень всех вещей, необходимых детям (где бы они ни жили) для их благополучия и здоровья.

Сейчас вы на листочках напишете все возможные варианты.

Назовите, что из предложенного является потребностями, а что — просто желаниями. Постарайтесь определить потребности, общие для всех детей.

Ученики отвечают, а ведущий записывает их ответы на доске.

Обратите внимание на плакат с резюме Конвенции о правах ребенка. Несколько лет назад такой же список составила ООН. Позже он и был закреплен Конвенцией. Сопоставьте их список с резюме прав из Конвенции и ответьте на вопросы.

  1. Как вы думаете, почему ООН сочла важным сделать перечень прав детей?

  2. Почему, на ваш взгляд, Конвенция — это перечень потребностей, а не желаний?

  3. Считаете ли вы, что все дети в нашей стране и в мире имеют эти права? Если нет, то почему?1. Выберите одно право из Конвенции и подумайте, что mi и id бы произойти, если его отнять у ребенка?

4-й станция. Рекламируем наши права

(Ведущий делит детей на три группы и просит каждую из них выбрать любое право из Конвенции о правах ребёнка и сделать свою рекламу, разъясняющую его. Это может быть, рисунок, рекламный ролик, песня или стихотворение. Учащиеся готовятся и представляют свою рекламу)

Ведущий. А теперь, ребята, еще раз обратите внимание на резюме Конвенции о правах ребёнка и ответьте на вопросы.

  1. Что произошло бы, если бы мы игнорировали права друг друга, и каждый поступал так, как хотел?

  2. На какие права это повлияло бы? Каким образом?

  3. Хотели бы вы жить в таком мире?

И в завершение нашей игры-путешествия предлагаю вам ответить на вопросы.

  1. Как связаны права взрослого человека и права ребенка?

  2. В каких международных документах закреплены права

ребенка?

  1. К кому обращена Конвенция о правах ребенка?

  2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

  3. Каковы основные права ребенка?

  4. Как вы думаете, почему День прав человека отмечается 10 декабря?

  5. Знаете ли вы, когда отмечается Международный день Защиты детей?

Ведущий подводит итоги игры-путешествия, благодарит детей за работу и предлагает организовать в классе выпуск ежемесячного бюллетеня «Права человека». Он разъясняет, как выполняется это задание и говорит о том, что итоги работы будут подведены на конференции, посвященной Meждународному дню защиты детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Никитин А.Ф. Права ребенка. М., 2000. Первые шаги. Начальный курс обучения правам чело века / Под ред. Е. Потемкиной, М. Ковыневой, Э. Кин. М. 2003.

2.Разноцветный мир детства: Детские общественные организации /Авт.-сост. И.И. Фришман, Л.В. Байбородова и др

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. «Средняя общеобразовательная школа п. Раздолное
  3. Лысогорского района Саратовской области»
  4. Устный журнал
  5. «Путешествие по стране права человека».
  6. Составила и провела

Михайлова Л. Д.

декабрь 2013 г.

Источник: https://docbase.org/26425-klassnyy-chas-puteshestvie-po-strane-prava-cheloveka-dlya-5-7-klassov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector