Классный час по трудовому воспитанию, 1-2 класс

Классный час «Труд: право или обязанность» поможет объяснить ребятам права и обязанности на работе, а также познакомит с Конституцией РФ от 12 декабря 1992 г.,Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ и многим другим.

  • Классный час «Труд: право или обязанность»
  • Содержание классного часа
  • Классный руководитель:

Тема нашего классного часа выбрана не случайно. Дело в том, что на основании ст. 63 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

И сейчас, когда многим из вас уже исполнилось или в ближайшие месяцы должно исполниться 16 лет, считаю необходимым ознакомить вас с основными положениями ТК РФ, чтобы трудоустраиваясь, а затем, исполняя трудовые обязанности и прекращая трудовые отношения, вы вели себя грамотно, основываясь на действующее законодательство.

Итак, целями проведения классного часа являются:

  • расширение ваших правовых знаний в области трудовых отношений;
  • ознакомление с разнообразием законов РФ, регулирующих отношения в области труда;
  • разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, испытательный срок, время отдыха, увольнение и т. д.

Начать свое выступление я хочу, процитировав некоторые высказывания о труде:

«Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость». (А.К. Цельвис.)

«Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды». (Вольтер.)

«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». (А.П. Чехов.)

  1. А какие высказывания, пословицы, поговорки о труде известны вам?
  2. Учащиеся:
  3. – Жизнь измеряется не годами, а трудами.
  4. – Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
  5. – Город строят не языком, а рублем да топором.
  6. – Кто не работает, тот не ест!
  7. – Работа мастера боится.
  8. Классный руководитель:

Спасибо, ребята, достаточно. Я не сомневаюсь, что вы могли бы вспомнить еще не одну пословицу или поговорку, но уже и так ясно, что все эти высказывания свидетельствуют о важности труда в нашей жизни. И очевидно, что каждый из вас обязательно будет трудиться.

Поэтому, первым делом, я хочу вас познакомить с теми нормативными документами и иной литературой, к которым вы всегда сможете обратиться, если вам понадобится найти ответ на какой-либо вопрос из области трудовых отношений.

Такими нормативными документами являются:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1992 г.
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Если эти нормативные акты будут вам непонятны, можно обратиться к более простым текстам, например: Трудовое право: вопросы и ответы. Учебное пособие / Под ред. М.О. Буянова, М., 2008.

А вот следующие положения необходимо знать каждому, кто устраивается на работу:

  1. Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Осмотр проводится за счет средств работодателя.
  2. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день предоставляется работникам в возрасте до 18 лет в удобное для них время.
  3. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней предоставляется работникам в возрасте старше 18 лет в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в организации.
  4. Для всех работников устанавливается продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю.
  5. Для работников не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:
  • в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю;
  • в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю.
  1. Для лиц моложе 18 лет испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.

А теперь поговорим о порядке трудоустройства. Как вы думаете, какие документы надо иметь, чтобы можно было трудоустроиться?

  • Учащиеся:
  • Паспорт, документ об образовании, ИНН, медицинскую книжку.
  • Классный руководитель:
  • Послушайте, пожалуйста, что об этом сказано в законе. При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы:
  • паспорт;
  • трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель);
  • документы воинского учета (с 18 лет для юношей);
  • документ об образовании (или справку с места учебы).
  1. С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).
  2. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.
  3. Трудовая книжка – это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
  4. В отдельных случаях, с учетом специфики работы, ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
  5. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

  • При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
  • Теперь обращаю ваше внимание на права, которыми закон наделяет сотрудника, и обязанности, которые он должен исполнять.
  • Каждый работник имеет право:
  • на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
  • на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;
  • на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;
  • на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска;
  • на объединение в профессиональные союзы;
  • на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;
  • на судебную защиту своих трудовых прав.

Как уже было сказано, обязательно, если есть права, то есть и обязанности. Какие на ваш взгляд обязанности могут быть закреплены в Трудовом кодексе РФ относительно трудовой деятельности?

  1. Учащиеся:
  2. – Хорошо работать.
  3. – Не опаздывать и не прогуливать.
  4. – Слушаться начальника.

– Ничего не брать с работы, аккуратно относиться не к своим вещам, к станкам, мебели и т. д.

  • Классный руководитель:
  • Все, что вы говорите, ребята, абсолютно верно, и я надеюсь, что именно так вы и будете поступать, когда начнете работать.
  • Действительно, работник обязан:
  • добросовестно выполнять трудовые обязанности;
  • соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;
  • бережно относиться к имуществу предприятия, организации;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • работать честно и добросовестно.

И, конечно, работает хорошо тот, кто хорошо отдыхает, поэтому далее разговор пойдет о времени отдыха.

Читайте также:  Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе

Временем отдыха является:

  • обеденное время (продолжительность устанавливает работодатель);
  • выходные дни;
  • нерабочие праздничные дни;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск.

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который не учитывается при подсчете рабочего времени.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Всем работникам предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе – один выходной день.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

  1. У тех работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.
  2. А теперь давайте вместе назовем, какие дни у нас в стране объявлены государственными праздниками.
  3. (Учащиеся называют праздничные дни.)
  4. Большинство из вас правильно называет государственные праздники, которые у нас в стране объявлены нерабочими, но такие праздники как Пасха и День защиты детей государственными праздниками не являются.
  5. В ТК РФ указаны следующие нерабочие праздничные дни:
  • 1, 2, 3, 4 и 5 января – Новогодние каникулы.
  • 7 января – Рождество Христово.
  • 23 февраля – День защитника Отечества.
  • 8 марта – Международный женский день.
  • 1 мая – Праздник Весны и Труда.
  • 9 мая – День Победы.
  • 12 июня – День России.
  • 4 ноября – День народного единства.
  • При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной переносится на следующий после праздника рабочий день.
  • Продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 ч.
  • Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения зарплаты работникам, получающим оклад.

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни.

При этом нормативный правовой акт Правительства РФ о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не менее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года.

Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не менее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

Теперь считаю необходимым ознакомить вас с правовой стороной увольнения. Увольнение с работы возможно в трех вариантах:

  • по инициативе работника;
  • по инициативе работодателя;
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Указанный срок начинает отсчитываться со следующего дня после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения двухнедельного срока.

В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и др.

), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, но только если на его место не приглашен в письменной форме другой работник.

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу.

В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника, и произвести с ним окончательный расчет.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Вопросы расторжения трудового договора по инициативе администрации вызывают больше всего затруднений. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований подобных действий администрации, и они могут быть классифицированы по критерию наличия или отсутствия вины работника.

  1. Если вина работника отсутствует, то администрация предприятия, прежде чем уволить его, должна предпринять ряд действий:
  2. а) следует рассмотреть все возможности для перевода работника (с его согласия) на другую работу;
  3. б) в некоторых случаях необходимо получить предварительное согласие выборного профсоюзного органа;
  4. в) в определенных случаях работнику обязаны выплатить выходное пособие.
  5. В ТК РФ перечислены так называемые «общие» основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, которые могут быть применены к любым категориям работников, независимо от их должности.
  6. Итак, ребята, пожалуйста, запомните случаи, когда увольнение сотрудника может произойти по инициативе работодателя:
  • несоответствие сотрудника занимаемой должности;
  • неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей;
  • прогул (т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, подтвержденной документом, более 4 ч подряд);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • совершение по месту работу хищения, в т. ч. мелкого;
  • представление работником при трудоустройстве просроченных или поддельных документов.

Хочу обратить ваше внимание, что причина увольнения точно вписывается в трудовую книжку, и она не может быть иной, кроме указанной в законе.

А обстоятельствами увольнения, не зависящими от воли сторон, являются:

  • призыв работника на военную службу;
  • восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
  • осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
  • смерть работника либо работодателя – физического лица.

Я осветила основные теоретические вопросы, касающиеся области трудовых отношений. Теперь хочу задать вам некоторые вопросы по тому материалу, который вы прослушали.

Вопросы учащимся

  • Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет.)
  • Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у совершеннолетнего гражданина? (40 ч.)
  • Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у несовершеннолетнего гражданина? (не более 35 ч.)
  • Скажите, пожалуйста, можно ли при приеме на работу несовершеннолетнего устанавливать ему испытательный срок? (Нет, нельзя!)
  • Кто и в какой срок должен оформить трудовую книжку тому, кто трудоустраивается впервые? (Книжку в течение пяти дней оформляет работодатель.)
  • Что отражает такой документ как трудовая книжка? (Должности, на которых человек работал, и его стаж.)
  • Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день? (Добавляется еще один выходной.)
  • Может ли работодатель записать в трудовую книжку: «Уволен в связи с несоответствием поведения нормам корпоративной этики?» (Нет, так писать нельзя. Увольнять и записывать в трудовую книжку можно только по тем причинам, которые указаны в ТК РФ, а именно такой причины там не указано.)
Читайте также:  Синдром дефицита внимания у детей. симптомы. причины, коррекция

В конце классного часа классный руководитель отвечает на вопросы учащихся.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/klassnomu-rukovoditelyu/klassnyy-chas-trud—pravo-ili-obyazannost

Классный час в форме праздничной программы "Путь к профессии "Чья профессия важней?" | Открытый класс

Данные об авторе Колтунова Татьяна Викторовна

ГКС(К)ОУ»Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа- интернат №10 VIII вида» с. Александровского Александровского района Ставропольского края, учитель начальных классов

Ставропольский край

Характеристики ресурса начальное общее образование специальное (коррекционное) образование школы-интернаты, детские дома

Внеклассная работа

Библиотекарь Воспитатель Классный руководитель Методист Учащийся (студент) Учитель (преподаватель)

конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: 

Классный час по трудовому воспитанию, котрый разработан в форме праздничной программы для обучающихся, воспитанников 3-7 классов коррекционной школы 8 вида

Тема: «Путь к профессии «Чья профессия важней?».

  • Цели:— через профориентацию расширить знания детей о профессиях, 
  •                 помочь выбрать профессию согласно их способностям;
  •               — помочь поверить, что труд- основа жизни человека.
  • Форма проведения:праздничная программа.

Оборудование:красочно оформленная тема мероприятия, цитаты, пословицы, поговорки о труде, рисунки детей, иллюстрации и картинки по теме «Труд людей», альбом по профессиям «Кем быть?», материалы для практической работы: заготовки брусков, гвозди, молоток, игла, нитки, картонная заготовка рубашки, большие пуговицы, муляжи овощей, картонная крышка от ящика с землей.

Ход.

I.Организационный момент.

   1. Сообщение темы и цели.

   2. Вступительное слово:

Ребята, находясь в нашем Учреждении не первый год, вы часто ходите на экскурсии по школе, и знаете кто из взрослых помогает вам расти, умнеть, взрослеть и готовиться к будущей трудовой деятельности. А насколько хорошо вы ориентируетесь, вы нам сами и расскажите об этом.

   3. Блиц- опрос уч-ся:

   — Кто встречает вас ежедневно по утрам в школе?(воспитатель).

   — Кто готовит вам еду? (повара).

   — Кто заботится о вашем здоровье? (врач, медсестра).

   — Кто учит вас? (учитель).

   — Что делает техслужащая? (убирает).

  1.    — Нужна ли ночная няня?
  2. — Вот сколько профессий, окружающих нас мы уже с вами назвали, а они далеко еще не все.
  3.                              Уч-ся предлагаю рассмотреть, обсудить ряд
  4.                               профессий из  альбома «Кем быть?»

— Так что же такое работа? Работа – это труд, который приносит пользу людям.

II. Основная часть.

— Итак, ребята, у вас было домашнее задание: подготовить вместе с родителями рассказ об их работе. А в помощь вам план этого маленького рассказа:

  1. Где работает папа, мама?
  2. Что делают они на работе?
  3. Легко ли им работается?
  4. Для чего они выполняют эту работу?
  5. Важна ли эта профессия?(чем?)
  6. Как вы заботитесь о своих близких?
  •                         Уч-ся рассказывают о труде родителей.
  • — Хорошие рассказы получились.
  •    2. Рассказ учителя:

— Мы продолжим наш разговор. Школа- это ваша вторая семья. Ребята, а ведь школа тоже заботиться о вас: она вас кормит, учит быть трудолюбивыми, умными, добрыми. А каким профессиям вы обучаетесь в школе?(дояр, столяр(строительный), швея).

  1.    3. Словарная работа:
  2.                             Разбираем с уч-ся значение слов «производство», 
  3.                             «труженик», «сельское хозяйство».

III. Практическая работа.

  •                              Для выполнения практических заданий
  •                              вызываются  желающие уч-ся, им оказывают 
  •                              помощь по мере необходимости учителя 
  •                              трудового обучения.
  •    1. Задание для столяров-плотников:

— Чтобы отремонтировать стул, надо иметь необходимый инструмент. Какой? (молоток, гвозди, болты или шурупы, гайки).

  1. — Отгадайте, о чем это?
  2.      Бьют Ермилку по затылку,
  3.      Он не плачет, только носик прячет (гвоздь).
  4.                      Сам- худ, а голова с пуд (молоток).
  5.                                         Я весь сделан из железа,
  6.                                         У меня ни рук, ни ног,
  7.                                         Я по шляпку в доску влезу,
  8.                                         А по мне все стук, да стук (гвоздь).
  9.                                  По ходу разгадывания загадок, уч-ся получают 
  10.                                  нужные для работы инструменты.

  2. Повторение правил по ТБ.

  •                                  Уч-ся должны забить гвоздь в брусок, учителя 
  •                                  столярного дела направляют и оценивают 
  •                                  работу.
  •   3. Задание для швей:
  • — Отгадайте, о чем это?
  •     Всех на свете обшивает, что сошьет – не одевает (игла).
  •           Два кольца, два конца, а посредине – гвоздик (ножницы).
  •                   Маленького роста я, тонкая и острая,
  •                   Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (игла и нить).
  •                           По Полотняной стране, по реке Простыне
  •                           Плывет пароход, то назад, то вперед (утюг).

  4. Повторение правил по ТБ.

  1.                                Уч-ся должны пришить большую пуговицу на
  2.                                 картонную заготовку рубашки, учителя 
  3.                                 швейного дела направляют и оценивают работу.
  4.   5. Задание для полеводов- огородников:
  5.                                 Уч-ся разгадывают загадки об овощах, при 
  6.                                  правильном ответе получают  их муляжи.
  7. — Ну, а теперь, давайте попробуем высадить наши овощи на импровизированную грядку.
  8.                                  Уч-ся высаживают муляжи овощей в  
  9.                                   картонную крышку от ящика с землей.

  6. Микроитог, работа над пословицами и поговорками о труде.

IV. Заключительная часть.

   1. Обобщающая беседа:

— И в заключении о том, что все работы – хороши, все – важны, только надо выбирать свою профессию, одну единственную, чтобы она приносила и тебе радость, и другим пользу.

— А теперь, глядя на выставку ваших работ «Кем я хочу быть?», давайте проследим ваш путь в профессию.

  •   2. Чтение стихотворения уч-ся:
  •      Каменщик строит жилище,
  •      Платье- работа портного,
  •      Но ведь портному негде работать без теплого крова.
  •             Каменщик был бы раздетым, если б умелые руки,
  •             Вовремя не смастерили фартук и куртку, и брюки.
  •                    Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги поручает,
  •                    Ну, а сапожник без хлеба много ль нашьет, наточает?
  • Все вместе:Стало быть так и выходит,
  •                       Все, что мы делаем – нужно.
  •                        Значит давайте трудиться,
  •                        Честно, усердно и дружно!

Источник: http://www.openclass.ru/node/316555

Темы мероприятий по трудовому воспитанию????: Игры, классные часы и другие занятия

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре).

Труд &#8212, одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания.

Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:

  • Поставленной задачей,
  • возрастом детей,
  • местом проведения,
  • конечной целью.

Тема должна интересно звучать, иметь позитивное настроение, нести в себе содержание и цель мероприятия.

Мероприятия по трудовому воспитанию

«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» &#8212, такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители.

Читайте также:  Классные часы в 1 классе. разработки

Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства­) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?

Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи, закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.

?Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа,
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие,
  • классные часы (темы классных часов ниже),
  • родительские собрания,
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества,
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы,
  • родительские собрания,
  • консультации для родителей,
  • конкурсы между классами.

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Форма мероприятия
Тема
Классные часы. Беседы 1. «Мой дом — наведу порядок в нем»
2.«Без труда ничего не даётся»
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов)
4. «Роль знаний в выборе профессии»
5. «Мир профессий и твое место в нем»
6. «Влияние темперамента на выбор профессии»
7. «Способность к труду — главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов)
8. «Первые шаги при устройстве на работу»
9. «Трудовые права молодежи»
10. «Личное и общественное в выборе»
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах
Родительские собрания 1. «Слагаемые выбора профессии»
2. «Дороги, которые выбирают наши дети»
3. «Воспитание трудолюбия в семье»
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе)
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду».
Консультации для родителей 1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома»
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии»
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии»
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример)
Проведение конкурсов, месячников, декад 1. «Самая чистая школа»
2. «Самый чистый класс»
3. «Самая оригинальная клумба»
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы 1. «Твоя профессиональная карьера»
2. «В мире профессий»
3. «В помощь выпускнику»
4. «Выбери свою профессию»

Читайте еще: Цели и задачи трудового воспитания

Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах

Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. Задачи трудового воспитания в этом возрасте &#8212, стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.

Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте &#8212, игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется, обычно, двумя способами:

  1. Организация совместной деятельности детей, педагогов. Организация воспитателями различных бесед, сюжетно-ролевых (дидактических) игр для знакомства с видами труда и профессиями взрослых,
  2. Непосредственная демонстрация труда взрослых, совместное с родителями изготовление дидактических игр («магазин», «мастерская», «парикмахерская» и т.д).

В младшей группе трудовое воспитание, в основном, базируется на формировании простейших навыков самообслуживания и хозяйственного труда, в то время, как в средней и старших группах дети получают знания о труде, вовлекаются в общественные работы.

Беседы по трудовому воспитанию в детском саду

Беседа, как средство трудового воспитания в ДОУ является важной, но не основной его формой. Маленьким детям трудно что-то представить со слов. Им нужен пример,  часто, наглядный.

Такие беседы проводят после прочтения сказки, рассказа, или просмотра мультфильма («Морозко» (средняя группа), Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (подготовительная), Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» (старшая группа).

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы.

Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на трудовое воспитание дошкольника, должна соответствовать его возрасту.

Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер.

Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают). В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

Вид игры
Тема игры. Ее цель
Дидактическая игра «Назови профессию» Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
«Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий.
Кто это делает?»Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
«Нарисуем портрет» (речевой)Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Сюжетно-ролевая игра «Для человека какой профессии это нужно?»Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Игра «Накроем стол для кукол».Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Читайте еще: Трудовое воспитание детей в семье В процесс трудового воспитания включаются не только воспитатели, но и все сотрудники ДОУ. Во время музыкальных занятий можно поиграть в такую игру:

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.

Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Источник: https://rucheyok.ru/rebenok/vospitanie/temyi-meropriyatiy-po-trudovomu-vospitaniyu-v-shkole-i-detskih-sadah

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector