При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.
Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.
Вводная часть
Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.
Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?
Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?
Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.
Вопросы для первой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Почему пожелание иметь как можно больше денег звучит так часто?
- К какой группе вы бы хотели относиться: материалистов или идеалистов? Почему?
Вопросы для второй группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- К какой группе вы отнесли бы себя? Почему?
- Прокомментируйте позиции каждой из групп.
Вопросы для третьей группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Что мешало герою с самого начала быть счастливым и делать то, что ему больше всего хотелось?
- Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?
Вопросы для четвертой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
- Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?
Вопросы для пятой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
- Что действительно было счастьем для героя?
Вопросы для шестой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?
Фрагменты из фильмов
Если есть техническая возможность, желательно с помощью видеопроектора показать участникам отрывки из кинофильмов «Коммунист», «Председатель» и других советских фильмов о трудовых подвигах.
Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:
- Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
- Что означало для героев фильма такое отношение к труду?
Упражнения
Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.
Цепочка профессий
Участникам предлагается по кругу поиграть в игру типа «Города», только называть по последней букве нужно будет профессию или специальность.
Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.
Перечень по алфавиту
Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.
Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).
Формирование образа
У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.
Возможные варианты:
- Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
- Опыт общения с людьми той или иной профессии.
- Художественная литература.
- Документальные или художественные фильмы.
- Книги о профессиях.
- Журнальные статьи, очерки.
Критерии выбора
Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).
Варианты критериев:
- Деньги (официальные и неофициальные заработки).
- Власть (подчинение других людей).
- Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
- Азарт жизни (приключения, путешествия).
- Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
- Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины).
- Общение (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).
Цвета и ассоциации
Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и эмоции вызывают эти ассоциации у других участников.
Создание предметов
Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении.
Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили.
Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.
Портфель профессионала
Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.
Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.
Вопросы наугад
Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.
- Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
- Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
- Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
- Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
- Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
- Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
- Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
- Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
- Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
- Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?
Шаги к успеху
Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).
Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.
После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.
Самоанализ
В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:
- Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
- Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
- Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
- Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
- Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
- Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Тематическая экскурсия
Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.
Примерные темы экскурсий:
- «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
- «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
- «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
- «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
- «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
- «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).
После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе.
Приложение 1. «Тексты для групп»
Приложение 2. «Карточки профессии»
Приложение 3. «Таблица»
Приложение 4. «Шаги достижения»
Марина Тыртышная ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Профориентационная работа в школе
Классный час “Мост в будущее”
Классный час для старшеклассников “Прекрасное далеко”
Презентация по профориентации
профессияпрофориентацияпсихологшкола Укажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик. Вы можете отписаться в любое время
Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/zanyatie-po-proforientacii-mechty-v-zerkale-realnosti.html
Методическая копилка по профориентации
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Методический семинар по теме «Планирование профессионального пути в современных условиях» (материалы 2012 года).
Презентация «Я и мир профессий: как сделать свой выбор?» для 9 — 11 классов.
Методическая разработка «Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус». Автор разработки: Козлова В.М., учитель начальных классов. Разработка предназначена для проведения классного часа в 4 классе.
Классный час в 1 классе «Профессии моего села». Фотоотчёт Чуркиной Т.И., учителя начальных классов.
Методическая разработка «Профессия: выбираем вместе». Разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе.
Методическая разработка «Кем быть? Кем стать?». Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.
Методическая разработка «Я и мир профессий». Разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе.
Методическая разработка «Человек трудом велик». Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.
Методическая разработка предназначена для проведения мероприятия по профориентации в 9 — 11 классах в двух направлениях: с учащимися и с родителями. Скачать
Методическая разработка «Марафон профессий». Разработка предназначена для проведения классного часа в 5 — 7 классах.
Методическая разработка «Выбор профессии — дело серьезное». Разработка предназначена для проведения классного часа, родительского собрания в 9 классе.
Презентация «Профессии бывают разные» для начальных классов.
Методическая разработка родительского собрания «Поможем детям выбрать профессию» (несколько различных вариантов). Разработка предназначена для классных руководителей 9-11 классов.
Презентация «Все профессии важны» для начальных классов.
Методическая разработка «Все работы хороши». Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.
Методическая разработка «В мире профессий». Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.
Профориентационная активизирующая методика «За и против». Автор Николай Пряжников, предназначена для учащихся 10-11 классов. Анкета (бланк для девочек). Анкета (бланк для мальчиков).
Материалы для тренинга «В профессию первые шаги». Предназначен для учащихся 7-9 классов.
Тест-оценка профессиональных типов по Д.Голланду. Предназначен для учащихся 9-11 классов.
- Разработка системы классных часов по профориентации в 5 классе. Скачать
- Разработка системы классных часов по профориентации в 6 классе. Скачать
- Разработка системы классных часов по профориентации в 7 классе. Скачать
- Дополнительные материалы:
Источник: https://mozheykovo.schools.by/pages/metodicheskaja-kopilka-po-proforientatsii
Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Моя специальность — лучшая специальность»
Аннотация
Данная методическая разработка направлена на повышение эффективности воспитательного процесса в учебном заведении, с учетом формирования у студентов потребности социально значимой профессиональной деятельности, развития мотивационной сферы личности студентов в определении своего места в жизни, которая стихийно сама по себе не возникает, а реализуется целенаправленным воспитательным процессом. Мероприятие позволит студентам убедиться в правильности выбора профессии и необходимости их становления и самосовершенствования.
Целью написания данной методической разработки является оказание практической помощи классным руководителям в подготовке и проведению классного часа.
Введение
Проблема совершенствования воспитания в СПО остается актуальной, так как в нем заинтересованы человек, общество, государство. Немало важным в воспитании студентов СПО является привитие им убежденности в правильности выбора профессии.
Классный час – одна из главных форм воспитательной работы, при которой студенты под руководством классного руководителя включаются в специальную деятельность, в ходе которой осуществляют поиск информации, ее анализ и оценку, работу в команде, несут ответственность за результаты этой работы, с целью достижения поставленной цели т.е. способствуют пониманию социальной значимости и актуальности выбранной ими специальности, осознания того, что их специальность лучшая.
Немало важную роль, при этом играют встречи на классных часах с выпускниками техникума, людьми достигшими успеха в своей профессии в вопросах привития любви к избранной специальности, формирования положительного отношения к ней и убежденности в востребованности специальности и специалиста самостоятельного и инициативного, гибкого и легко адаптируемого к условиям рыночной экономики и конкурентной борьбы.
Цели:
- Формирование у студентов понятий сущности и социальной значимости своей будущей профессии
- Развитие личных качеств студентов, способствующих успешной их адаптации в условиях рыночной экономики
- Развитие познавательных способностей, стимулирование интереса к своей профессии, как самой лучшей
- Мотивация стремления к овладению знаниями и умениями для работы по избранной специальности.
Задачи:
- Развитие интереса к специальности, любви к избранной профессии
- Помочь студентам, в очередной раз, убедиться в правильности их профессионального выбора, становлении и жизненном определении
- Формирование качеств студентов необходимых для решения проблемы дальнейшего их трудоустройства.
Участники: студенты 1 эл. «А», 2 эл. «Б», 3 эл. «А», классные руководители, выпускники техникума.
Подготовительная работа:
- Создание инициативной группы из числа студентов.
- Дать студентам задание по подготовке материала к проведению классного часа.
- Создание презентации, подбор видео материала о значимости профессии.
- Организация встречи с выпускниками техникума.
- Подбор музыкального и поэтического сопровождения.
Оформление и оборудование:
- Презентация по сценарию классного часа.
- Компьютер, проектор, экран.
- Сценарий классного часа.
- Вступительное слово классного руководителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний классный час я хочу начать словами стихотворения:
- И жизнь игра, и все мы в ней актеры
- У каждого своя есть роль
- Герой, преступник иль святой –
- Решаем мы порой,
- Кем быть, кем стать,
- Судьбу вершить
- Иль просто по теченью плыть,
- Вести или ведомым быть.
- Но каждый может изменить
- Историю своей судьбы,
- Осуществить свои мечты
- И выбрать верный путь,
Вот и перед вами нынешними студентами Калачеевского аграрного техникума совсем недавно стояла сложная проблема выбора – профессии (специальности).
Ведь правильный выбор – залог успеха вашей трудовой профессиональной деятельности, а зачастую и всей вашей жизни. Хочется обратить ваше внимание на высказывание А.П.
Чехова «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
При этом важно, чтобы профессия, дело которым вы занимаетесь вам бы было интересным, любимым! Вы выбрали не простую, важную и нужную дорогу – дорогу профессиональных знаний, решив для себя получить энергетическое образование, став электромонтерами, техниками-электриками.
Это одна профессия из двадцати тысяч профессий, существующих в России и одна из сорока тысяч профессий, существующих в мире и считается одной из наиболее востребованных на рынке труда. Сегодня, в условиях рыночной экономики, это не только важно, но и модно.
Ведь не случайно первым направлением модернизации экономики Президентом России названы энергоэффективность и энергосбережения, причастность к чему обязывает ваша специальность.
На сегодняшнем классном часе мы еще раз поговорим о том, что избранная вами профессия (специальность) – лучшая, коснемся истории ее возникновения и значимости, сферы профессиональной деятельности, области ее применения на производстве, востребованности и т.д., встретимся с выпускниками нашего техникума.
- Ведущий 1: Все люди с электричеством живут
- Без электричества наш труден путь,
- Обед, уют и дома теплота,
- Электрику подвластны навсегда.
(Презентация по теме классного часа, кадры из мультфильма: «Телевизор кота Леопольда», реж. А.Резников, 1981г.)
Ведущий 2:
Профессия электрика появилась на свет в конце позапрошлого столетия. Именно тогда, с появлением первых электростанций, возникла необходимость контроля дорогостоящего оборудования и сложных преобразований. Конечно, сначала ход этому новому роду деятельности был дан в Англии, США, и только спустя несколько лет заветные лампочки появились в царской России.
Ведущий 3: Первые электрики моментально приобрели популярность. Тогда о принципах работы установок было известно очень мало, да и как пользоваться электричеством, никто не знал. Поэтому, устанавливая оборудования в домах аристократов, электрики выполняли и роль профессиональных консультантов.
Ведущий 4:
Сегодня сфера профессиональной деятельности техника-электрика довольно широка:
- чтение и анализ электрических схем;
- проектирование, монтаж, наладка, эксплуатация электрооборудования, трансформаторных подстанций и электрических сетей;
- обслуживание, диагностика и ремонт объектов и оборудования систем электроснабжения:
- диагностика или проверка исправности состояния устройств электроснабжения;
- автоматические технологические процессы и системы управления сельскохозяйственного производства;
- организация работы бригад и подразделений, работа и составление плановой и технической документации.
- Кроме того, хотелось бы обратить внимание о применении в трудовой деятельности современных технологий, с использованием информационных технологий, которые в настоящее время получили широкое внедрение в энергетическую и другие отрасли народного хозяйства.
- Ведущий 5:
- Энергетика — отрасль важная,
- Без неё ничего не закрутится.
- Здесь от веку люди умнейшие,
- Обязательнейшие трудятся.
- Что такое цивилизация?
- То давно не вопрос, ерунда!
- Труд людей, плюс электрификация-
- Всех процессов людского труда.
- И сегодня прожить нам на свете как?
- Без побед и чудес электричества
- Пища мира есть энергетика
- С плюсом качества и количества
- В энергии — сила, в энергии — жизнь,
- Ни дня не прожить нам без света.
- А ну-ка, дружище, назад обернись-
- За этим стоит энергетик!
- Ведущий 6:
В руках людей данной профессии находятся тысячи жизней, и груз ответственности не может не оказывать на них давление.
А возникновение какой- либо аварийной ситуации на производстве – это «страшный сон» для любого специалиста.
Тем не менее, обслуживание электрооборудования и эффективное и безопасное использование электроэнергии стало призванием для многих сотен молодых квалифицированных работников народного хозяйства.
(Презентация по теме классного часа, кадры из мультфильма: «День рождения Леопольда», реж. Резников, 1982г.)
Ведущий 1:
Профессия (специальность) электромонтер, техник-электрик считается элитной так как требует интеллекта и профессиональной компетенции, поэтому данная профессия (специальность) как никакая другая предполагает логическое мышление, технический склад ума, аккуратность, ответственность, внимательность, целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство. Лидерство, умение работать в команде, хорошую мелкую моторику, острое зрение.
Ведущий 2;
Электроэнергетика – важнейшее звено российской экономики. От людей, работающих в этой сфере на прямую зависит бесперебойная работа сельскохозяйственных и промышленных предприятий, государственных учреждений, транспорта, связи, школ, больницы и т.д. В конечном итоге качество жизни каждого из нас и будущее всей страны.
Ведущий 3:
Электрик может работать на производстве, в строительной организации, на транспортных предприятиях (метро, трамвай, троллейбус), в сфере ЖКХ и т.д. В офисных центрах, крупных магазинах, институтах, школах и т.п.
также работают электрики, которые обслуживают внутренние электросети.
Профессия относится к числу массовых, вакансии есть практически на всех сельскохозяйственных, а также промышленных предприятиях, в строительных организациях, на электротранспорте, на объектах агропромышленного комплекса и т.д., а так же, разумеется, в ЖКХ.
Ведущий 4: Содержат в штате собственных электриков и многие организации, род деятельности которых не имеет ничего общего с сельскохозяйственным и промышленным производством: офисные комплексы, школы и институты, крупные магазины и т.д. Ведь в зданиях, где они расположены, имеется множество внутренних электросетей, и для их обслуживания и ремонта оказывается проще и удобнее содержать своего специалист, нежели регулярно приглашать его откуда-то со стороны.
- Причем, по статистике заработная плата электрика, техника-электрика является достойной, а некоторых областях России высокооплачиваемой.
- Ведущий 5:
- Согласитесь с истиной простой,
- Ни одним поэтом не воспетой,
- Энергетик нужен как никто,
- Ну куда мы без тепла и света?
- Без работы фабрик и машин,
- Институтов, здравниц и трамваев,
- Без всего, что завтра совершим,
- Если нет энергии- не знаем!
- А она – как ключик золотой
- К дверце, открывающей возможность
- Управлять конструкцией любой
- И держать в руках её надёжность.
- Жизнь движенье. А движенье суть
- Навсегда в энергии сокрыта.
- Ведущий 6: Пусть ничто не омрачит твой путь,
- Энергетик, друг наш деловитый.
- Да не знать тебе невзгод и пут,
- Да творить с неутолимой жаждой!
- И поклон тебе за славный труд
- Для тебя и нас, конечно, важный.
- Классный руководитель:
- Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом,
- Далеко не каждому открыть порох, но поэтом, художником в своем деле должен стать каждый.
Эти слова В.
А Сухомлинского можно смело отнести к гостям, выпускникам нашего техникума: Пузакову Николаю Ильичу, начальнику Калачеевского участка службы подстанций управления высоковольтных сетей Воронежэнерго ОАО «МРСК Центра», заслуженному энергетику РФ (1982 года выпуска); Белогурову Игорю Александровичу, технику-электрику СХП ППХ «Заброденское» (2014 года выпуска).
Предоставим им слово и попросим рассказать, что они думают по поводу того, что их и ваша будущая специальность — лучшая специальность; с какими трудностями в свой профессиональной деятельности им пришлось столкнуться; каких успехов удалось достичь в своей профессии; что хотят пожелать студентам на пути приобретения профессионализма и т.д.
(Студенты слушают и задают интересующие их вопросы гостям, благодарят за встречу и беседу, дарят песню «Мы желаем счастья вам!») Группа студентов поет под гитару, а зал подпевает.
Классный руководитель:
Сегодня на старте нелегкой, но интересной дистанции овладения профессией хочу пожелать вам от всей души настойчивости, терпения и трудолюбия. Пусть не огорчат вас и не заставят сойти с дистанции никакие барьеры трудностей, которые обязательно будут.
Пусть не испугают и не отвратят от избранной цели ухабы и рытвины разочарований. Помните о том, что в жизни можно добиться цели лишь прилагая к тому усилия. И наградой вам будет обретенный профессионализм и полученная профессия.
И спустя годы вы скажите: «Моя специальность — лучшая специальность!»
Студенты 3 курса, осознав правильность выбора своей профессии, предлагают вашему вниманию «Гимн электрика». (Авторами слов и оранжировки являются сами (группа студентов поет под гитару).
- Мы в такие шагали дали,
- Что не очень-то и дойдешь
- Мы электриками стать мечтали
- Не взирая на снег и дождь.
- Энергетика — отрасль важная
- Без нее нам никак не прожить
- Мы профессию выбрали нужную
- Обещаем всем сердцем любить.
- Нет на свете профессии лучше
- И гуманней профессии нет.
- Ведь она – дело, радость и польза
- И судьба и счастливый билет.
- Мы в вопросах совсем не тонем
- И ответы даем как один,
- Мы электрики третьего курса
- И уверенны, что победим.
- Педагоги большая удача,
- Зоркий взгляд и пытливый ум.
- По плечу им любые задачи
- Они в жизни спасут нас от дум
- Много думать нам не придется,
- Не закружиться голова,
- Птица счастья нам улыбнется
- И она в этом будет права.
- Нами техникум будет гордиться
- По прошествии многих лет
- Мы желаем ему процветанья
- Новых взлетов и новых побед.
- Заключение
Авторы методической разработки проведения классного часа на тему: «Моя специальность- лучшая специальность» поделились опытом воспитательной работы. Целью которого было: создание условий для саморазвития личности, привития любви к избранной профессии, уважения и чувства гордости за нее, оказания студентам помощи в осознании себя в профессиональном мире.
- Авторами был использован информационный материал, организована встреча с выпускниками техникума, достигшими определенного успеха в своей профессии, что дало настрой студентам на серьезное отношение во владении профессиональными и общими компетенциями, обеспечивая тем самым себе высокую конкурентно способность специалиста.
- Воспитательные цели и задачи были достигнуты.
- Список используемой литературы
- Демин В.М. Сборник Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке, М., 2003г.
- Дик Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже, Ростов на Дону, Феникс, 2005г.
- Дик Н.Ф., Дик Т.И. Воспитание в условиях профильного обучения, Ростов на Дону, 2005г.
- Кабарухин Б.В., Яненко В.Ф., Пшеничная Л.Ф., Семененко А.А., Полянцева О.И. Рабочая книга методиста, куратора в ССУЗЕ, Ростов на Дону, Феникс, 2003г.
- Научно-методический журналы, Классный руководитель, Москва 2012г-20014г.
- Рожкова М.И. Учебно-методическое пособие классному руководителю, М.:Владос, 2001г.
Презентация: Моя специальность — лучшая специальность
Источник: https://www.informio.ru/publications/id1909/Metodicheskaja-razrabotka-provedenija-klassnogo-chasa-na-temu-Moja-specialnost-luchshaja-specialnost
Классный час по профориентации для учащихся 10-го класса
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение города Севастополя «Общеобразовательная школа – интернат №1 VIII вида»
Классный час по профориентации для учащихся 10-го класса
«Выбор профессии – дело серьезное»
Воспитатель высшей категории Волобуева Т.В.
- г. Севастополь, 2016-2017 учебный год
- Скачать презинтацию
- Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального самоопределения, расширить знания учащихся о профессиях.
- Задачи:
- Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
- Помочь учащимся выявить своюпрофнаправленность;
- Расширить знания учащихся о мире профтруда;
- Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Ход классного часа
Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии очень разные, Интересные и опасные, Могут стать для кого-то судьбою.Тудно сделать выбор порою.
– Ребята, сегодня на классном часе мыузнаем условия необходимые для правильного выбора профессии, постараемся выявить ваши склонности к тем или иным профессиям, познакомимся с конкретными профессиями и поговорим о выборе профессии, ведь выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни.
Уже очень скоро и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Тема нашего классного часа «Выбор профессии – дело серьезное».
Основная часть.
Педагог: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе – Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии. Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:
- слайд «Хочу» профессия должна приносить радость и доход;
- слайд «Могу» у человека должны бытьспособности и возможности;
- слайд «Надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда
Обращение внимания к надписи: «Хочу»
Хочу, что это? (ответы) Это: интересы, мечты о профессии, склонности.
Вопрос к ученикам: Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников).
Классный руководитель: Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».
- Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход (читают вслух).
- Обращение к надписи: «Могу»
- Что же такое «могу»?
- Могу – это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
Вопрос к ученикам: Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников).
Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь. Значит: у человека должны быть способности и возможности.
Обращение к надписи: «Надо»
Как вы думаете?
Надо – это потребность общества в данной профессии. Вопрос к ученикам: Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников).
- Педагог: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.
- Получается профессия должна быть востребована на рынке труда.
- Я предлагаю послушать вот такой разговор, который часто можно услышать от выпускников школы.
- Инсценировка «Выбор профессии»:
1: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?
2: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Настя?
3: А я пойду дальше учиться в профессиональное училище – оно рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.
4: А мои родители хотят, чтоб я стала, как и они, строителями. А у тебя как, Денис?
5: А я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой город. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!
(Учащиеся обсуждают ситуацию).
Вопросы-подсказки: все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия? Какое условие выполняют все? (надо). Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Знает ли Люба, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе? – У Любы в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
У Насти? Почему? Если она переедет в другой город?
А знает, ли чего хочет Альбина? Чей это выбор?
А что вы можете сказать про Дениса? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.
- Чтобы вы посоветовали Любе, Насте и Альбине?
- Примерные ответы детей:
- — Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
- Вопрос к ученикам: – Ребята, скажите пожалуйста как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего?
- Профессионал! (на доске)
– Молодцы! А какими качествами должен обладать профессионал?
- На доске: Высокая работоспособность Исполнительность
- Ответственность Организованность
- Дисциплинированность
- (Ответы детей).
Государству нужны грамотные специалисты, профессионалы? (да). Почему?
Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».
От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
- Послушайте маленькую историю:
- «Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: «Мешаются тут всякие».
- Обсуждение ситуации:
- Заслуживает ли профессия «дворник» неуважения со стороны «престижных» профессий? (Ответы детей)
Обратимся к цитате Л.Н. Толстого, приведенной на доске: «Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем».
Недаром государство относится уважительно разного рода профессиям всех людей России. Примером такого уважения и внимания являются профессиональные праздники, например День милиции, День рыбака. А еще какие? (Ответы детей.
) (день учителя, день водителя, день металлурга, день работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства – третье воскресенье марта, российской печати – 13 января, день заповедников – 11января, день бармена – 6 февраля и т.д.)
В дни профессиональных праздников люди труда награждаются за добросовестный труд, их поздравляют министры, члены правительства, Президент РФ, для них организуются концерты, на которых людей чествуют. Во всем этом выражается уважение к людям труда, к людям определенных профессий.
Я предлагаю поиграть в игру «Угадай профессию». Сейчас на экране вы увидите картинку той или иной профессии, ваша задача назвать профессию.
Список профессий, которые дети распределяют в соответствии с условиями туда.
ИГРА: Возьмитесь за руки. Я говорю: «А мне нравится профессия учителя». Следующий говорит то же, что я и добавляет еще одну профессию. Итак, я начинаю…
Классный руководитель: Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
- «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством
- «Человек-техника» – все технические профессии
- «Человек-человек» – все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей
- «Человек -знаковая система» – использование различных знаковых систем
- «Человек -художественный образ» – различные виды художественно-творческого труда
Обо всем этом вы узнали на предыдущем занятии с А.А., также вы прошли тест, в результате которого мы узнали, к какому типу профессии вы имеете склонности (зачитываю результаты, обсуждения).
Давайте назовём профессии, относящиеся к вашему типу.
Примерные ответы детей:
- Растениеводы, животноводы, кролиководы, пчеловоды, цветоводы, лесники, работники зоопарков и т. п.
- Водитель, слесарь, строитель, автослесарь, сантехник., обувщики, работники текстильной промышленности (швеи, портные, закройщицы) и т. п,
- Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, социальные работники.
- Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус, почтальон, телеграфисти т. п.
- Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф, резчик по деревуи т. п.
Итак, вы смогли определить, к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности – это индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности.
Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.
Подведение итогов:
– Нашклассный час подошел к концу. Что же вы узнали сегодня? (ответы детей).
– Вы познакомились с профессиями, узнали какие условия необходимо соблюдать для правильного выбора, я помогла вам выявить ваши склонности и интересы к профессиям. Я желаю вам – найти себя.
Как сказал К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет — тропинка твоя Это тебе предсказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь.
Источник: https://sevinternat1.edusev.ru/about/news/490668
Классный час по профориентации «Мы и мир профессий» — PDF Скачать Бесплатно
1 Классный час по профориентации «Мы и мир профессий» Цели: — расширить представление учащихся о различных профессиях; — формировать позитивное отношение к труду. 1. Вступительное слово педагога: Каждый город, каждый дом Создан радостным трудом. Без работы, без труда Не построить города.
Слышан грохот под землѐй — Рудокоп пошѐл в забой. Без работы, без труда Не появится руда. Экскаватор зашагал — Будет рыть в степи канал. Без работы, без труда Не появится вода. В корпусах станки стучат- Человек работе рад. Поспевая, шепчет рожь: «Без труда не проживѐшь». Ход классного часа. Социальный педагог: Н.В.
Миреева 2. Информационный блок (с элементами беседы, игры, тренингом и проблемной ситуацией) Труд великое дело. Профессия ему под стать. Всѐ, чем мы пользуемся, где живѐм, что едим создано руками человека. В наш век прогресса очень важно и профессию выбрать, и трудиться уметь, и характер иметь, чтобы успехов добиться.
Кто-то с детства мечтает о какой-то одной профессии, а кто-то находит своѐ дело, уже, будучи взрослым человеком. Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она тебе всю жизнь нравилась, надо к этому стремиться. Потому что только тогда дело твоѐ делается с душой, только тогда оно настоящее и результаты даѐт хорошие.
Не зря на Руси уже давно существуют фразы «золотых рук мастер», «дело мастера боится». Дело, сделанное вами, может быть «золотым». Правда, для этого нужно правильно выбрать свою будущую профессию и обучаться этому делу понастоящему.
Сегодня на нашем классном часе мы поговорим с вами о профессиях, о том, как выбрать правильно дело всей своей жизни.
2 Пройдѐт совсем немного времени и вам придѐтся выбрать свой путь в жизни. И этот путь начнѐтся с перекрѐстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути.
Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни. Что же такое профессия? Слово «профессия» происходит от двух латинских слов: «professio» официально указанное занятие, специальность и «рrofitero» объявляю своим делом.
Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно. Профессия род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Сегодня мы с вами не только познакомимся с конкретными профессиями, но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям.
Но для начала проведем игровую разминку в виде игры. Игра Угадай профессию (О каких профессиях идет речь?) 1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец). 2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак). 3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея). 4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник). 5. Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится.
(Пахарь). 6. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх). Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своѐ дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.
Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов: 1.Человек-природа.
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.). Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа. 2. Человек-техника.
Это могут быть пилоты, водители, матросы, строители, электромонтѐры, слесари и т.д., люди использующие технические устройства. 3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
3 4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учѐные, операторы ЭВМ, люди, работающие лабораториях, научных центрах. 5. Человек-художественный образ.
Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты. Тест «Что это за профессии?» За последнее время появилось много новых и модных профессий.
Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. Только один ответ (из трех предложенных) является правильным. 1. Логист — 1) Занимается логикой; 2) специалист по управлению транспортировкой продукции; 3) организует конференции и научные саммиты. Логист специалист по организации транспортировки продукции.
Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации. 2. Веб мастер — 1) Работает на компьютере; 2) разрабатывает программы; 3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов Веб мастер — работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления. 3.
Маркетолог — 1) Работает на рынке ценных бумаг; 2) тот, кто изучает рынок; 3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
4 Маркетолог тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование. 4.
Фандрейзер — 1) Ищет деньги и возможности для организаций; 2) фанат, которого занимает звезда; 3) изучает пути развития предприятия. Фандрейзер ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.
5. PR — агент — 1) Связан с политикой; 2) специалист по рекламе и связям с общественностью; 3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми. PR — агент — специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист».
В России эта профессия часто называется «пресс секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественнополитических объединениях. Педагог: — Каждый день миллионы людей спешат на работу.
Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.
Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует? Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии.
5 Факторы, которые влияют на выбор профессии. 1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора.
Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. 2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие.
Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер). 3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещѐ, чтобы оно получалось.
А для этого необходимы определѐнные способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещѐ и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. 4. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идѐт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своѐ будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания — важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
5. Мнение родителей, семьи. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребѐнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или
6 прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен. С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей.
К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения. 6. Мнение сверстников. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны.
Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия.
Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности это ваш и только ваш личный выбор. 7. Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории.
Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности. Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий.
Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием. 8. Личный профессиональный план (ЛПП). За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности.
Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
7 Тренинг «Рука судьбы» Проводит педагог. Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии. На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя. Читаем. Хотели бы вы стать.. Смотрим эмоции.
Педагог: — Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия: Хочу мои желания Могу——способности и возможности Надо востребованность профессии. Условно, эти составляющие формулы выбора профессий можно обозначить как «хочу», «могу», «надо». Коротко формулу «хорошего выбора» можно выразить тремя словами.
Хороший выбор = хочу + могу + надо (Беседа с учащимися): — Как вы понимаете формулу «хороший выбор»? (Ответы учащихся). Вывод: «Хочу» (интересы и склонности). Интерес стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.
Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.
8 «Могу» (человеческие возможности, способности, состояние здоровья). Способности индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека. «Надо» (потребности общества в кадрах). Обществу нужны специалисты разных профессий.
Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных факторов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.
Игра «Самая- самая» Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора. Назовите профессию: 1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе); 2. Самая денежная (банкир, модель,…); 3. Самая волосатая (парикмахер,…); 4. Самая смешная (клоун, пародист, юморист); 5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод…); 6. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…); 7.
Самая серьезная (сапер, хирург, психолог…). Проблемная ситуация Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.
Педагог: — Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):
9 Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают. Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети.
Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт.
А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.
Педагог: — Как же у Саши получился такой удачный выбор? Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»? Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе? У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе». У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу. Чтобы вы посоветовали Тане и Лене? Примерные ответы детей: Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны. Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование. Итог классного часа: Педагог: Есть в русском языке хорошее выражение «найти себя». Как вы его понимаете? Примерные ответы детей: Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься. Найти применение своим талантам. Найти свое признание.
10 Найти себя значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам найти себя. Как сказал К.Д.
Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет.» Сегодняшний классный час я хочу закончить таким стихотворением: Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет — тропинка твоя, Это тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли, Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном самым смешным И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе, Поверь в свои силы, в победу поверь.
11
Источник: https://docplayer.ru/34916395-Klassnyy-chas-po-proforientacii-my-i-mir-professiy.html