Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям.
В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.
Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.
Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
- различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.
Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
- различение близких по звуковому составу слов;
- различение слогов;
- различение фонем.
В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.
I. Узнавание неречевых звуков
1. Игра «Что звучало?»
На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
2. Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д.
Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д.
После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.
II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз
1. Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
2. Игра «Эхо»
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
3. Игра «Скажи, как я»
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
III. Различение близких по звуковому составу слов
1. Игра «Светофорик»
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
2. Игра «Хлопни – топни»
- Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
- дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка
- Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
3. Игра «Исправь ошибку»
- Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
- Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села. - Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). - Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
4. Упражнение «Какое слово не подходит?»
- Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
- Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым - Каша — гном – Маша – Даша
5. Игра «Доскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).
Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).
Би – би – би – гудит машина
— Не поеду без… (БЕНЗИНА)!
IV. Различение слогов
1. Игра «Повторюшки»
Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:
- со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
- с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
- с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
- с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
- с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
- с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
2. Игра «Сигнальщик»
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
3. Упражнение «Простукай слово»
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
V. Различение фонем
Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.
1. Игра «Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
2. Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
3. Упражнение «Повторялки»
Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.
- Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
- Гладышева Инна Валерьевна,
уучитель-логопед высшей кв. категории,
МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида, - г. Лысково Нижегородской области
(6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading …
Источник: http://LogoPortal.ru/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-5-6-let-s-pomoshhyu-igr.html
Игры для развития слуха
Игры для развития слуха
Хочу поделиться с вами играми для развития слуха. Они нравятся детям и очень полезны.
Игры для развития слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их.
Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
- Игра — Выдели слово.
- Предложите своему ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком.
- Какой звук есть во всех словах?
- Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах?
- — Подумай, не торопись.
- Игры на сообразительность.
- — Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- — Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- — Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки — минутки.
Вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
- Загорелся кошкин том.
- За окошком зимний сад,
- Там листочки в бочках спят.
- Мальчишек радостный народ
- Коньками звучно режет мёд.
- Кот плывет по океану,
- Кит из блюдца ест сметану.
- Куклу выронив из рук,
- Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
- С длинными усами.
- Божья коробка, полети на небо,
- Принеси мне хлеба.
- Тест на готовность к школе.
На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры. Такие тесты-игры иногда говорят о том, что вашему малышу нужна помощь психолога.
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.
Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Если в 6 лет ребенок категорически не в состоянии выполнять определенные правила и контролировать свои действия в игре, то вам потребуется психологическая консультация со специалистов. Чем раньше, вы начнете решать проблему, тем лучше.
Уровень развития речи.
Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Если не получается, потренируйтесь: сначала перессказывайте короткие прложения, заучивайте стихи, а затем переходите к более длинным текстам.
Уровень развития фонематического слуха.
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
- Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
- Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
- Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…
Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.
Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову.
Например: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, градусник – … (температура)», «глаз – зрение, ухо – … (слух)».
Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация. Без этих навыков ребенка не обучить письму.
Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
Игры для детей с 8 месяцев до 1 года
Доктора не устают напоминать, что развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием мелкой моторики. Области мозга, отвечающие за речь формируются от импульсов, исходящих от пальцев рук. Для развития мелкой моторики идеально подходит классическая пирамидка.
К 9 месяцам ребенок уже понимает, что нужно снимать и одевать колечки. Рекомендуется собирать пирамидку от большего к меньшему, но уже можно попытаться собрать и «гантельку». С обоих концов стержня наденьте большие кольца, а между ними – маленькие. Такую пирамидку можно катать друг другу по полу.
Не забывайте хвалить малыша, комментируйте его действия.
Если у вас есть две пирамидки, то соорудите из них машину. Проделайте в пустой бутылке две дырки и просуньте в них стержни от пирамидок, на них наденьте кольца.
Если же ваш ребенок хватает еду руками, расстегивает только что надетый подгузник, облизывает пальцы, утешайте себя тем, что малыш развивает мелкую моторику. Если ваши нервы не выдерживают смотреть на это, найдите другой вариант этим занятиям.
Дайте ребенку большую сумку или пальто с крупными пуговицами. Только при этом внимательно следите, чтобы ребёнок не потянул в рот случайно оторванную пуговицу и не поранил себя ничем. Маленькие дети любят застёжки на липучке.
Процесс отстегивания и застегивания таких липучек обычно доставляет массу смеха. Положите в карман на липучке любую игрушку и покажите ребенку как ее достать.
Некоторым деткам очень нравится расстегивать липучки на тапочках, ведь потом гораздо легче снять их с ноги.
Займите ребенка перелистыванием страниц нервущихся книг. Покажите как можно стучать по клавишам пианино. А при купании дайте ребенку поиграть с губкой, такая игра также влияет на развитие мелкой моторики.
Спрячьте какую-нибудь куклу или машинку под одеялко, но так, чтобы часть игрушки была видна. Первый раз спрячьте игрушку при ребенке. Как только он ее отыщет, похвалите его. В другой раз спрячьте игрушку, когда малыш отвернется, но также оставьте часть игрушки на виду.
Теперь задача усложнилась, и если ребенок сразу не справится, не расстраивайтесь, и тем более не ругайтесь на ребенка. В 9 месяцев он еще только начинает интересоваться вопросом, что случилось с предметом, когда его не видно. В голове откладываются определенные образы.
Такая игра подготавливает ребенка к первым разлукам.
Ваш малыш должен быть уверен, в том, что предмет вернется, потом он переносит такой образ и на родителей. Попробуйте сами спрятаться за дверью и позовите малыша, если он не сможет вас найти, то позовите его снова и выгляньте немного из своего укрытия. А вот и мама нашлась!
Игры для детей от года до трех лет
Игры следует чередовать, постепенно увеличивая степень сложности. Очень понравится Вашему малышу переливания из одной ёмкости в другую. Для такой игры подойдут небольшие небьющиеся чайники и леечки. Сначала чашечкой из миски наливаем воду в чайник, а потом разливаем из чайника по чашечкам. А еще можно переливать воду из большой миски в маленькие с помощью ложки.
Если вам не жалко испортить некоторое количество продуктов, то предложите малышу пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или маленькой чашки разные сыпучие продукты. Для этих целей подойдет манная крупа, рис, гречка.
Не забывайте объяснять малышу свои и его действия, называть вслух предметы, которыми он играет и, конечно же хвалить его за умелые действия.
Игpа «Коробочка»
На крышке коpобки выpежьте pазные геометpические фигуpы (кpужки, квадpаты, тpеугольники, прямоугольники). Дайте pебенку эти фигуpы и посмотpите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отвеpстия в кpышке коpобки. Для этой игры можно использовать и детали деревянного конструктора. Для этого вырежьте отверстия по размеру деталей вашего конструктора.
Игра «Мореплаватель»
Знакомимся со свойствами предметов. Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (Для одного занятия не больше 3-4 материалов). Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать.
Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете: — Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает. — Это ложка из металла. Она металлическая. Металл тяжелый и поэтому тонет.
После игры предложите ребенку вытащить все предметы из воды и протереть каждый салфеткой.
Игра «Титаник»
На ту же тему. После 2-3 занятий с предметами в воде, можно поиграть в такую игру с малышом. Один называет какой-нибудь предмет ( резиновый мяч, деревянный кубик, миска и т.д.) а другой отвечает, тонет он или не тонет. Можно использовать в качестве ответа движения. Например, если тонет — приседать, а если плавает — руками изображать движение пловцов.
Дидактические игры для детей дошкольного возраста
Что за предмет?
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает родитель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
Угадай игрушку
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Родитель обрисовывает игрушку, а задача ребенка, прослушать и назвать этот предмет.
Кто больше увидит и назовёт
У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
- Сорока
- Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла
- (Родитель раскладывает предметы)
- Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
- Дети:
- Сорока, сорока
- Отдай нам мыльце
- Сорока:
- Не дам, не отдам
- Возьму ваше мыльце
- Отдам моему сорочонку умыться.
- Дети:
- Сорока, сорока
- Отдай нам иголку!
- Сорока:
- Не дам, не отдам.
- Возьму я иголку
- Сорочку сошью своему сорочонку.
- Дети:
- Сорока, сорока,
- Отдай нам очки
- Сорока:
- Не дам, не отдам.
- Я сама без очков,
- Прочесть не могу сорочонку стихов.
- Дети:
- Сорока, сорока.
- Отдай нам звоночек.
- Сорока:
- Не дам, не отдам.
- Возьму я звоночек.
- Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
- Родитель:
- Ты, сорока, не спеши
- Ты у деток попроси.
- Все тебя они поймут.
- Всё что надо подадут.
- Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)
- Родитель:
- Дети, что для этого нужно сороке?
- (Дети называют и приносят все предметы)
- Сорока благодарит и улетает.
Источник: https://my-saitt.ru/zanyatiya/igry-dlya-razvitiya-sluxa/
6 игр на развитие слуха и осязания, которые помогут ребёнку стать умнее
Педагог и психолог Светлана Пятницкая рассказывает о том, как родители могут повлиять на формирование чувственного познания ребёнка, которое напрямую влияет на его умственное развитие.
Первый источник знаний о мире — наши ощущения. Благодаря им дошкольник познаёт свойства и признаки предметов, которые напрямую оказывают воздействие на его органы чувств. Постепенно он узнаёт, что предметы имеют свою величину, форму, вкус, вес и так далее.
Даже без целенаправленного обучения он воспринимает свойства объектов, сталкиваясь с ними ежедневно. Но такое стихийное усвоение может быть неполноценным, поверхностным. Взрослый же может грамотно руководить этим процессом, а значит, развивать и совершенствовать ощущения и восприятие.
В этой статье мы предложим игры для формирования чувственного познания, которое напрямую влияет на умственное развитие малыша.
Начните с того, что нас окружает. Скоро лето, и многие отправятся на отдых. Во время купания и игр на море взрослый может обучить малыша действиям обследования, которые помогут ему познать свойства воды.
В море вода зеленоватая, солёная, имеет запах тины, не имеет своей формы (то есть не занимает форму ёмкости), текучая, бывает разной температуры, в ней тонут/плавают разные предметы). В 4-5 лет можно привлекать для сравнения пресную воду.
Установите признаки, по которым пресная и солёная вода схожи и отличаются друг от друга, выделите существенные из них.
Помните о том, что словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют их осмысленному восприятию, отчётливому различению.
Вводите в словарь ребёнка названия разных признаков, учите правильно их употреблять.
От рождения до школы характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, так называемого «зрительного ощупывания».
К примеру, для того чтобы убедиться, что в ведёрке лежит мокрый песок, трёхлетке его обязательно надо потрогать, а пятилетке достаточно просто взглянуть. В случае, если зрительное восприятие не даёт достаточных сведений о предметах, дети могут прибегать к практическому ознакомлению с ними.
Участникам предлагается закрыть глаза и в течение минуты сидеть неподвижно. Задача игроков: слушать пространство. Когда пройдёт минута и дети откроют глаза, им нужно назвать максимальное количество звуков, которое было услышано за это время. После этого ведущий рассказывает, что условно звуки можно разделить на три источника:
- исходящие от нас самих (дыхание, сердцебиение, пищеварение и другие);
- издаются другим существом (люди, животные, птицы);
- происходящие в пространстве (поток машин, шум города, водоёма).
Затем он подсчитывает, сколько из названных детьми слов относились к каждому источнику, и делает вывод, на что у них направлен слух — на собственные мысли, на других существ или на внешнее пространство.
Эта игра вызывает у детей восторг, особенно если взрослые принимают в ней активное участие. Ведущий предлагает всем образовать круг, взявшись за руки.
Сам он ходит по внешнему кругу и произносит следующие слова: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» — обращается он к любому, наклонив к нему голову.
На что тот отвечает: «Ну конечно же, хочу!» — и проползает на животе под расставленными на ширину плеч ногами ведущего.
Поднявшись, он встаёт за его спиной, кладёт руки на пояс — и уже вдвоём они двигаются вокруг круга и спрашивают следующего участника. Игра длится до тех пор, пока «змея» не обратится ко всем игрокам.
В завершении игры можно предложить «голове» догнать «хвост», не расцепляя рук.
Водящий отходит в сторону, пока игроки договариваются, кто из них будет подавать голос. Затем водящий встаёт в круг и закрывает глаза.
Игроки произносят слова, идя по кругу: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг. Как услышишь «Скок-поскок» (эти слова произносит тот, о ком договорились заранее игроки), отгадай, чей голосок!» Ведущий высказывает своё предположение.
Если оно оказалось верным, они меняются местами и игра продолжается. Если нет — повторяется с тем же ведущим.
Ведущий прячет в непрозрачный мешочек любые предметы в помещении/на пляже. Каждый участник игры запускает руку внутрь мешка, не заглядывая в него. Задача: понять на ощупь, какой предмет спрятан. Когда в мешочке попадаются неожиданные вещи типа мокрых плавок, водорослей или зубной щётки, это вызывает удивление, а затем звонкий смех.
Взрослый предлагает каждому послушать индивидуальное количество хлопков, а затем найти в ёмкостях с крупой или песком столько мелких игрушек, сколько хлопков он услышал. А ещё можно накрыть камушки полотенцем (непрозрачным парео) и попросить найти ряд камней с загаданной числовой комбинацией.
Дети охотно делают родителям массаж с помощью травинок, палочек и камушков. А если вы хотите особенно порадовать чадо, попросите исполнить роль массажиста. Пишите на спинке ребёнка буквы, цифры, простые слова, а он пусть отгадывает ваши шифры.
Чем больше органов чувств принимают участие в познании, тем богаче становятся представления ребёнка о мире. На их основе возникают мыслительные процессы, воображение. Так что не упустите момент развития ребёнка.
Shutterstock.com
Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/6-igr-na-razvitie-sluha-i-osyazaniya-kotorye-pomogut-rebyonku-stat-umnee.htm
Дидактические игры на развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова. От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить ребёнок правильно, т.е.
развитие звуковой стороны речи. Затем, при подготовке к школе, фонематический слух очень важно при обучении чтению, т.к. первоначально необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с составом слова.
А если ребёнок неправильно слышит эти звуки?! Значит, он их неправильно произносит! Значит, он неправильно их будет выделять в словах! И значит, он будет в дальнейшем неправильно писать эти слова и будет неграмотным! Вот, какую важную роль играет фонематический слух!!! Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры.
Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определённые звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать.
Здесь представлены некоторые дидактические игры на развитие фонематического слуха, в которые можно поиграть с ребёнком. За этими играми можно не только весело и интересно скоротать время, но и провести это время с пользой!
Дидактическая игра «Звуковые прятки»
Игра предназначена для детей от 6 лет, играть могут от двух человек. Если дети играют самостоятельно, то необходимо контролировать ход игры взрослым.
Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания
Материал: мяч.
Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о».
А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т.д.
Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.
- Дидактическая игра «Эхо»
- Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут от двух человек.
- Цель игры: развивать фонематический слух
- Материал: эта игра словесная, поэтому в качестве материала используются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.
Ход игры: перед игрой необходимо рассказать детям (ребёнку), что такое эхо. Вы слышали когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей.
Если вы попадёте в горное ущелье и скажете: «Здравствуй , эхо!», — то оно ответит вам так же: «Здравствуй, эхо!», — потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого, можно предложить игру, в которой дети (ребёнок) будет исполнять роль эха, т.е.
они должны будут в точности повторять любой звук, который услышат.
Дидактическая игра «Слова»
Эта игра знакома всем с детства. Её разновидности – «Города», «Имена» и т.д. Играть могут дети от 6 лет, в составе не менее двух человек.
Цель игры: развитие фонематического слуха. Закреплять умение детей слышать первые и последние звуки в слове; расширять словарный состав ребёнка.
Материал: это чисто словесная игра.
Ход игры: дети должны по очереди называть любые существительные с условием, что следующий ребёнок называет слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова.
Например, первый ребёнок назвал «лампа», значит второй должен придумать слово, начинающееся на «а», например, «арбуз»; следующий называет слово на «з», например, «замок», далее – на «к» — «ком» и т.д.
Проигрывает тот, кто не сможет подобрать последующее слово.
Дидактическая игра «Расколдуй слово»
Игра предназначена для детей 6 – 9 лет, которые уже предварительно знакомы с понятием звук и знают, чем звуки отличаются от букв. Играть могут не менее двух человек. Игра проводится по типу сюжетно-ролевой игры.
Цель игры: облегчить обучение звуковому анализу слова; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Материал: колпак для «злого волшебника», нарисованный замок.
Ход игры: ведущий рассказывает сказку о злом волшебнике, который заколдовал в своём замке все слова.
Заколдованные слова не могут выйти из замка, пока их кто-нибудь не расколдует, а чтобы расколдовать слово, надо не более, чем с трёх попыток угадать из каких звуков оно состоит и назвать по порядку все звуки, из которых состоит слово, причём сделать это можно только тогда, когда волшебника нет в замке.
Если же волшебник застанет в своём замке «спасителя слов», то он заколдует и его. Далее между играющими распределяются роли «злого волшебника» и «спасителей слов» (которых может быть несколько), и игра начинается (по ходу игры участники меняются ролями).
Трудность предлагаемых слов для «расколдовывания» должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: «пол», «кот», «кит», «каша» и т.д. Все звуки слова должны произноситься ведущим тщательно, с «пропеванием» всех гласных.
- Дидактическая игра «КузовОК»
- Игра предназначена для детей 6 – 9 лет, которые знакомы со звуками.
- Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».
- Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.
Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.
- Дидактическая игра «Магазин»
- В игру могут играть дети от пяти лет, которые познакомились со звуками.
- Цель игры:развивать фонематический слух; учить слышать и выделять первый звук в слове.
Материал: разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т. п., мягкие игрушки, куклы и т.п.
Ход игры: На «прилавке» разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т. п.
«Продавец» — взрослый. Ребенок приводит в магазин «покупателей» — это куклы и игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Так, например:
ПРОДАВЕЦ: Мишка, что ты выбрал себе?
МИШКА: Я хочу купить эту ложку.
ПРОДАВЕЦ: За ложку надо заплатить первым звуком этого слова. Спой его.
МИШКА: ЛЛЛ.
ПРОДАВЕЦ: Правильно, молодец, можешь забрать ложку.
Если мишка или кукла затрудняются ответить на вопрос, им могут помочь другие игрушки — в этом случае взрослый, действуя за игрушку, подсказывает ребенку правильный ответ. В следующий раз можно поменяться ролями: ребенок станет продавцом, а взрослый будет отвечать за покупателей (при этом иногда умышленно ошибаясь). Здесь важно, чтобы ребенок сумел самостоятельно заметить ошибку взрослого.
Игра взята из книги Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения»
- Дидактическая игра «звуковое лото»
- Игра предназначена для детей от 6 лет, играть могут не менее двух человек.
- Цель игры: развивать умение находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
- Материал: карты лото с картинками и маленькие пустые карточки
- . Ход игры: По правилам этой игры детям раздаются карты лото с
картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук, например, ВВВ и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ВВВ? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине».
Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня ВВВоробей», «А у меня короВВВа». Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.
Для этого ребенку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.
Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Так, например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЕТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребенок еще не подозревает, а различие мягкого и твердого звука, как правило, чутко замечает. Но бывают и ошибки.
Так, если ребенок объявляет, что у него есть слово на звук 333 — ЗЕБРА, взрослый должен мягко поправить его: «Как ты говоришь — ЗЗЗЭ-бра или ЗЗЗЕ-бра? З’З’З’ произносится мягко, с улыбкой. Смотри, мои губы растянуты, как будто я улыбаюсь. 333 я говорю твердо, без улыбки. Ну-ка, найди на карточке слово на твердый 333. Конечно, ЗЗЗАЯЦ.
Закрой зайца карточкой!»
Игра взята из книги Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения»
Дидактическая игра «Запретные звуки»
Эта игра построена по правилам известной детям игры «ДА, НЕТ не говорить». Только вместо запретных «да» и «нет» здесь нужно подставлять различные звуки.
Цель игры: развитие внимания и фонематического слуха.
Источник: http://nashidetci.ru/didakticheskie-igryi-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha/
Игры и упражнения на развитие слуха у дошкольников
3 0 1850
Цель: учить детей узнавать по голосу другого человека.
Ход игры: дети сидят полукругом. Вызванный ведущим ребенок, с завязанными глазами, должен отгадать по имени голос другого ребенка.
Игровое упражнение «Позови меня как будто ты кто-то…»
Цель: учить детей определять голос ребенка по звукоподражанию.
Ход игры: вызванный ведущим ребенок, должен отгадать — каким животным издается звук, и узнать по голосу этого ребенка.
Игровое упражнение «Волшебные звуки».
- Цель: учить детей узнавать и различать по звукам металл, стекло, керамику, дерево и др.
- Материал: металлические, стеклянные, керамические предметы.
- Ход игры: воспитатель за ширмой ударяет по разным предметам, дети отгадывают, чем произведен тот или иной звук.
Игра «На что похож этот звук?».
Цель: развивать у детей вариативность воображаемого образа, слуховую память.
Материал: магнитофон, магнитофонная запись звуков, издаваемых разными предметами, музыкальными инструментами и некоторыми голосами животных.
Ход игры: воспитатель включает запись одного из звуков, например, льющейся воды из-под крана. Дети должны дать несколько вариантов ответа: что напоминает им этот звук (бурлящая вода, горный поток, дождь…).
Игровое упражнение «Звучащие коробочки».
Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий, развитие звуковой памяти и тренировка моторики руки.
Материал: два набора по 7 коробочек, заполненные разным сыпучим материалом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от самого тихого до самого громкого.
- Ход игры:
- а) ребенок слушает одну коробочку и выбирает из другого набора коробочку с таким же шумом, пока все коробочки не закончатся;
- б) коробочки первого набора раздаются семи детям. Воспитатель издает звук одной из коробочек, а ребенок подбирает из своего набора аналогичную коробочку с тем же шумом;
- в) все 14 коробочек раздаются детям, каждый из них слушает свой шум и старается найти ребенка производящего такой же звук;
- г) предложить детям из звучащих коробочек выложить звуковой ряд шумов от самого громкого до самого тихого — для шумового оркестра.
Если дети правильно, безошибочно выкладывают звуковой ряд, то можно в игру внести элемент соревновательности «Кто быстрее?».
Игровое упражнение «Мир звуков».
Цель: учить детей из многосложного мира звуков выделять отдельные звуки. Развивать внимание, умение детей вслушиваться в мир природных звуков.
- Материал: аудио-запись шума леса, луга, моря…
- Ход игры: предложить детям послушать шум леса. Дети вслушиваются в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел…)
- Белозерова Н.
Источник: https://vscolu.ru/razvivayushhie-zanyatiya/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-sluxa-u-detej.html
Подборка игр на развитие фонематического слуха (2,5-3 года)
Развитие неречевого слуха Жмурки. Ребёнок с завязанными глазами двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, бубен).
Угадай, что звучит. 1) Бубен, маракасы, бумага, погремушка, дудочка, пакет, книга 2) Стучать по предметам из стекла, дерева, пластмассы, резины. Ребёнок угадывает предмет, в более старшем возрасте — материал.3) Коробочки с песком, крупой, горохом, скрепками, пуговицами, бумажными шариками. Найти пары одинаково звучащих коробочек.
Угадай, кто стучится. В домик пришли гости. Каждый из них стучится по-разному: заяц 1 раз, медвежонок 2 раза, собачка 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку нужно догадаться, кто пришёл.
Угадай, кто говорит. Прочитать сказку три медведя (теремок) на разные голоса, а затем ребёнок угадывает, чьим голосом говорит взрослый. Поменяться ролями.
Угадай, чья песенка.Машина едет ж-ж-ж, водичка льётся с-с-с, ветер дует ш-ш-ш, комар звенит з-з-з, лошадка цокает копытцами ц-ц-ц, кошка мурчит р-р-р.
Высоко – низко. На высоких звуках металлофона ребёнок идёт по кругу на носочках, на низких звуках – приседает.
Быстро – медленно. На быстрых хлопках ребёнок бежит по кругу, на медленных – идёт медленно.
Громко – тихо. На громких хлопках (или чтении стиха) ребёнок прыгает, на тихих — идёт.
Морзянка. Повторять за мамой простой ритм ладошками.
Развитие речевого слуха
Прохлопать слоги в слове и назвать их количество. Произносить слово, прижав кулачки к подбородку: сколько раз подбородок опустился вниз, столько и слогов в слове.
Найди одинаковые слоги. Я буду называть по 2 слога. Если ты услышишь 2 одинаковых слога, то ты хлопнешь в ладошки, а если это будут разные слоги, то топнешь ногой. Готова? Начинаем: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва, фа-фа, та-та, да-ва.
Одинаковые или разные. Сказать на ушко слог (который умеет правильно говорит), попросить повторить вслух, повторить самой то же или противоположный, а ребёнок угадывает — одинаковые или разные слоги (развивает способность различать шепот, тренировка слухового анализатора).
Доскажи слово (слуховое внимание). Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша. Ро-ро-ро — у нас новое вед. Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. Ре-ре-ре — стоит дом на го. Ри-ри-ри — на ветках снеги. Ар-ар-ар — кипит наш само. Ры-ры-ры — детей много у го.
Назвать картинки. Выбрать картинки, в названии которых слышится звук Ш (Ж, Ц, Р) (это те звуки, которые плохо выговаривает Алёна). Придумай собачке имя на звук Ш, Ж, Р.
Хлопни в ладошки. Я буду называть разные звуки (медленно с паузами), а ты хлопни, если услышишь звук А (О, У, И, Ы, Э): А, У, О, И, С, А, Э, Ш, Р, Л, Ф, А, З, А, А, В, Х, О. Играть до безошибочного угадывания.
Поймай бабочку. Сегодня ловим бабочку Ш (Ж, Ц, Р): когда услышишь Ш — хлопай в ладоши и говори Ш. Сначала отдельные звуки, потом слоги, потом слова (простые и многослоговые), выделяя голосом нужный звук.
- Ш: ж, ш, щ, с, ш, ч, з, ш; са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы; зонт, шар, щука, ноша, сила, шорты, щавель, шапка, кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель
- Ж: з, ж, с, ч, ж, щ, с, ж; за-са-жа-ща-ша-жа; шов, жук, шина, жаба, шуба, кошка, ножик, снаружи
- Ц: с, т, ц, с, ч, ц, с, т; са-ца-тса-кса-ца-са; целый, мост, овца, доска, заяц, птица, лист, цыплёнок, курица
- Р: л, р, м, р, ч, р, л, м; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.
Другой вариант. Перечислить слова на букву Ш и прочитать рассказ с ними. Если ребенок не хлопнул в нужный момент, повторить предложение, выделяя нужное слово голосом.
У Миши новая (машина). У этой (машины) широкие шины. Миша катает (машину) по комнате.Вдруг (машина) уехала под шкаф. Там будет для (машины) гараж,— подумал Миша.
***
У Даши была пушистая (кошка). Кличка этой (кошки) — Пушинка. (Кошка) любила ка¬тать по комнате ка¬тушки. «Ты у меня не (кошка), а пушистый шарик», — говорила Даша.
***
Папа и мама купили Паше шесть шаров. У Маши было восемь вишенок. У бабушки было шесть катушек с нит¬ками. Две катушки кошка Пушинка закатила под шкаф. Одну катушку взяла Наташа, чтобы сшить мишке штанишки. Потом Наташа от¬дала катушку бабушке, а дедушка нашёл одну катушку под шкафом.
***
У Миши очень хорошие игрушки. Это и разные пирамидки, мишки, лошадки, рашуки и много-много машинок. Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладет в свой шкаф. Его игрушки за ним убирает его старенькая бабушка.Но вот однажды он открыл свой шкаф — а там нет ни одной игрушки. Стал Миша свои игрушки искать.
Искал за кушеткой, под столом, под мешком, под вешалкой.Пошёл Миша на кухню и у бабушки спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?» — «Как же, знаю, — ответила бабушка,— вот они. Если не будешь убирать, в другой раз так спрячу, что не найдёшь».
Обрадовался Миша и начал складывать мишку, лошадку, пирамидку, ракушку и машинки в свой шкаф.
***
Как Мыша шалил.Мышонок Мыша был страшным шалуном. Шарит, например, папа по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.— Мыша! Где мои вещи?! — грозно спра¬шивает папа.— Я их съел… Нечаянно…— Как съел? Что за шутки!— Ну, что ты шумишь? — заступается ма¬ма.— Он ведь пошутил.
— А шапку в прошлом году съел тоже в шутку? Или залезет Мыша за шкаф и шуршит там: шур-шур-шур…— Кошка! Кошка!!! — визжит мама. — Мне страшно! Или привяжет шпагат к папиным штанам и тянет их через всю комнату.— Это не жизнь, а кошмар! — возмущается папа. — Мы в своё время так не шалили.
***У Яшиного дедушки жила в клетке пу¬шистая белочка. Яша назвал её Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушин¬ке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.
Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?
***
Чтобы Даша научилась правильно произ¬носить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шаш¬ки, петушок, парашютик.
***
Ж
Однажды Жанна увидела большого оранжевого (жука) .— Папа, что это за (жук)? — спросила Жан¬на.— Этот (жук) — жужелица, — ответил папа.Жанна хотела поймать (жука), но он пожужжал, пожужжал и улетел.
***
У Жени живёт ёжик. Днём ёжик ждёт тем¬ноты под книжным шкафом. Женя каждый день готовит еду своему колючему шарику. Но чтобы ёжик поел, нужно выманить его из-под шкафа.
***
Однажды на пляже случилась пропажа. У краба украли жабры. Жить без жабр краб не хотел. Кто же украл жабры? Многие виде¬ли, как жёлтая жаба что-то жевала. Жёлтая жаба — жадина! Жаба украла жабры. Подал краб жалобу на жабу. Но Жаба, однако же, утверждала, что жабры не брала. Но жёлтой жабе не верили, и никто её не жалел…
***
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и го¬ворит Ужу:— Надо бы нам крышу покрасить.— Покрасить можно, — говорит осторож¬ный Уж. — Только какой краской?— Жёлтой,— важно сказал Жук.— Но у нас нет жёлтой краски.— Тогда оранжевой.— И оранжевой тоже нет.— Пойдём попросим у жадной Жабы.
У неё целая бочка оранжевой краски.А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, бы¬стренько спрятала джем и сидит ждёт.— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оран¬жевой краски крышу покрасить?— Не дам, — отвечает Жаба. — Жалко крас¬ку.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять принялась за джем. Тут прилетел Шмель и жужжит:— Дай немножечко джема, Жаба.— Не дам, жалко джема.— Ах ты, жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу.
Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:— Пожалей меня несчастную! Но никому не было жалко жадную оранже¬вую Жабу.
***
В маленьком домике с большой дверью жила пчела Жу-жу-жу. Никого она не обижа¬ла, ни с кем не дружила. Одна жила. Однажды налетел неосторожный ветер и за¬хлопнул дверь пчелиного домика. Покрутилась пчела возле двери — открыть невозможно.
Ру¬ки заняты тяжёлым ведром со свежим мёдом. Кто поможет дверь открыть? Муравьи ра¬ботой загружены — муравейники сооружают. Кузнечик тоже не может: тренируется в прыж¬ках. Жук заважничал — жуть! Не тревожь, не раздражай! Отвяжись! Только трутни приле¬тели, как на пожар.
Да не помочь, а чужим мё¬дом поживиться.И не стало у пчёлки Жу-жу-жу ни двери, ни дома, ни капельки мёда. Вот ужас! Неожиданно прилетели пчёлки — дружные, вежливые. Окружили бедняжку. В беде под¬держали.
И стала пчела Жу-жу-жу весело жить в новом доме с новыми подружками. Не хуже других — труженица.
***
Папа с Женей пошли кататься на лы¬жах. Папа помог Жене надеть лыжи и сказал: «Поезжай вперёд вон по той лыжне, а я тебя догоню. Поехал Женя по лыжне и вдруг увидел маленькую чёрную собачку, которая бежала по соседней лыжне. «Жучок! Жучок! — закричал Женя.— Подожди меня!» Но Жучок не обратил на него никакого внимания. Тогда снял Женя лыжи и побежал за Жучком. А тот от него.
Ц
У курицы появились маленькие (цыплята). (Цыплята) вывелись из яиц. Курица зовёт (цыплят): «Ко-ко-ко!» Маленькие (цыплята) клюют пшено и пьют воду из блюдца.
***
У нас в клубе недавно был концерт. На концерте выступали певцы и танцоры.***У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень рас¬строилась она.
И вдруг видит: идёт по бо¬лотцу большая цапля. Подошла цапля побли¬же, сунула длинный клюв в воду и доста¬ла кольцо.РВере на день рождения пода¬рили (прыгалку)….Она вынесла… во двор. — Дай мне… попрыгать,— попросила Ира.
И Вера с Ирой стали прыгать по очереди.
***
Вере подарили новые (краски). (Краски) были яркими и красивыми. Стала Вера рисовать новыми (красками). (Красками) она покрасила траву, деревья и крышу дома. — Убирай свои (краски), — сказала мама, — пора спать.
***
Юра с мамой были в роще.Там кружился целый рой комаров. Юра закрывается руками от комаров, прыгает, вертится. Но одно от них спасение — костёр. Мама разжигает костёр.Комары боятся дыма и теперь держатся в сто¬роне.
***
Чего это ты, Воробей, раззадавался? Чего ты расчирикался? Все хорошие певцы помалкивают ещё, а тебя прорвало — так и подскакиваешь!— Эх, Сорока, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на бесптичье и воробей соловей! Чик — чирик!
Пчелки. Пчелы живут в улье (показ картинки). Когда они все ползают в своем домике, то гудят громко: з-з-з-з-з. Как они гудят? А когда одна пчелка вылетает из улья и летит собирать мёд, то она поёт ласково: зь-зь-зь-зь-зь. Как поёт одна пчелка? Сейчас мы с тобой будем пчёлками.
На одной стороне комнаты улей, а на другой — полянка с цветами (на полу можно разложить бумажные цветочки). Вот одна пчела замахала крылышками и полетела собирать мёд, летит и поёт: зь-зь-зь-зь-зь. Вот вторая пчела полетела. Набрали мёда с цветков и полетели домой: зь-зь-зь.
Прилетели в свой домик-улье и загудели: з-з-з-з.
Говорящие картинки (подобрать). Я буду рассказывать тебе историю по картинкам, а ты будешь мне помогать, хорошо? Пришел мальчик Вова с улицы домой, решил помыть руки, включил кран с водой, вода потекла сильно: с-с-с-с-с. Как она зашумела вода? (с-с-с).
Тогда Вова включил воду потише, вода зажурчала тихо: сь-сь-сь-сь-сь. Как вода зажурчала? (сь-сь-сь). Теперь давай и мы споем песенки водички.
Если я покажу картинку, где вода льется сильно, то надо петь громко и твердо: с-с-с, а если картинку, где вода льется тихо, тогда поём тихо и мягко: сь-сь-сь. (Показывать картинки попеременно).
Эхо.
Повтори за мной, как эхо (взрослый говорит по 3 слога): 1) ты-та-то; та-то-ту; мо-ма-мы; му-мы-ма; ну-на-ны; да-ды-до; 2) та-па-ка; ба-ва-га; ма-на-ва; ва-ма-на; па-та-ка; ка-фа-ха; 3) па-ба; та-да; ка-га; фа-ва; са-за; ша-жа; 4) па-ба-па; ба-па-ба; та-да-та; да-та-да; ка-га-ка; га-ка-га; ва-фа-ва; фа-ва-фа; са-за-са; 5) (взрослый говорит по 2 слога, ребенок повторяет): па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи; ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми; ва-вя, во-вё, ву-вю, вы-ви; та-тя, то-тё, ту-тю, ты-ти; ба-бя, бо-бё, бу-бю, бы-би; да-дя, до-дё, ду-дю, ды-ди.
Животные и их детёныши. Картинки с животными. Произносить каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (выбрать соответствующую картинку).
Дует ветер (изменение силы голоса). Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко). Можно использовать картинки.
Громко-тихо (изменение силы голоса). Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие — тихо.
Произносить задуманное слово то правильно, то неправильно (Ш, Ж, Ц, Р), а ребёнок хлопает в ладоши при неправильном произнесении.
Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/504786490-181805786/