Цель:
- Обобщить и углубить знания по теме » Природные зоны России”;
- Показать значение разнообразия природы для развития народного хозяйства;
- Воспитать у учащихся чувство гордости за Родину и любовь к родной природе, правильное отношение к природе родной страны.
- Оборудование: карта природных зон, картинки животных, карточки, кроссворды, письма.
- Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие по природным зонам нашей страны. Мы будем путешествовать с международной организацией «Гринпис”.
- Рисунок 1
- Вы поделитесь на 3 группы.
1 ряд – ботаники; 2 ряд – зоологи;
3 ряд – экологи.
- Мы будем в каждой зоне рассматривать экологические проблемы с трёх сторон.
— На каком виде транспорта мы совершим наше путешествие? — Откуда начнётся путешествие? Где мы живём?
— В какой природной зоне?
- (Ученик прикрепляет самолёт на карту).
- Начинаем наше путешествие.
— Но с какой зоны его начать? Чтобы это узнать, выполните задание. — У вас на столе карточки с названиями растений и природных зон.
Рисунок 2
— Соедините название растения и название природной зоны. — Какой природной зоны здесь нет? (Зоны арктических пустынь). — Вот туда мы и отправимся. (Перемещаем самолёт).
Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
Рассказ ученика о заповеднике «Остров Врангеля”.
— Продолжаем путешествие. Следующее задание.
На доске картинки животных. (Северный олень, морж, песец, белая сова).
- Рисунок 3
- Рисунок 4
- Рисунок 5
- Рисунок 6
— Какое из этих животных лишнее? Почему?
- (Морж живёт в Арктике, а остальные в тундре).
- — Отправляемся в тундру.
- Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
- Рассказ ученика о Таймырском заповеднике.
- На доске: растения – насекомые – серая куропатка – степной орёл.
— Что это? (Цепь питания). — Цепь питания какой зоны? (Степи). — Отправляемся в степь.
Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
Рассказ про питомник дроф.
— На всей территории живут люди. Давайте пофантазируем на эту тему. Представьте себе, что я получила несколько писем из «прекрасного далёка”. Эти письма от вас. Послушайте их и постарайтесь догадаться человек, какой профессии писал их и где он живёт. Как только станет вам ясно, откуда эта весточка, вы покажете сигнальную карточку с этим номером.
На доске запись.
1 – зона арктических пустынь; 2 – тундра; 3 – лесная зона; 4 – степь;
5 – пустыня.
Первое письмо:
«…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Серёжей одна забота – сохранить это богатство от огня.”
Лесник – лесная зона. Карточка 3.
— Чем занимается население лесной полосы?
Выступают заранее подготовленные учащиеся.
В лесной полосе главное богатство – лес, поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Животноводство и земледелие так же занимают большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято в промышленности.
— Мы вспомнили, чем занято население каждой природной зоны. — От чего зависит вид деятельности населения?
Дети: От природных условий.
Второе письмо:
«… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам предают большой привет …”
Моряк – зона арктических пустынь. Карточка 1.
— Расскажите о занятиях населения в этой природной зоне.
Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, занимается охотой на морского зверя, ловлей рыбы.
Третье письмо:
«…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села. И мы с ребятами часто любуемся этой красотой.”
Учитель – степь. Карточка 4.
— Расскажите о занятиях населения этой природной зоны.
Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей страны. Поэтому главное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают здесь не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.
Четвёртое письмо:
«…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится”.
Врач – тундра. Карточка 2
— Расскажите о занятиях населения зоны тундры.
Главное занятие населения тундры – оленеводство. Олень для жителя тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.
Пятое письмо:
… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.
Пустыня, водитель. Карточка 5.
— Чем занимаются люди, живущие в этой зоне?
Самым старинным занятием населения пустыне является животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.
- Наше путешествие продолжается в пустыню.
- Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
- Рассказ ученика о заповеднике » Чёрные Земли”.
- Физминутка:
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три,
Морская фигура замри.
— В какой зоне есть море? — Какое? (Чёрное море) — Вот мы туда и отправимся.
- Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
- Загадки:
Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери. Но вдруг вспорхнули яблоки,
Да это ж…….. (снегири).
Всё хлопочет и вертится, Всё свистит и суетится, Ей на месте не сидится,
Называется ………. (синица).
В круг ствола большой сосны, Шишки на снегу видны. Здесь на кузнице, затратил
Много сил проворный …….. (дятел).
Эту птицу всякий знает, На шесте её дворец. Червячков птенцам таскает,
Да поёт весь день ……. (скворец).
— Про кого эти загадки? — Почему люди называют птиц своими друзьями? — Как мы можем помочь им зимой?
— Где живут эти птицы, в какой зоне?
- Отправляемся домой в лесную зону.
- — Какие экологические проблемы в лесной зоне?
- Рассказ ученика о Приокско-Террасном заповеднике.
- Итог урока:
— Вот и закончилось наше путешествие. — О чём мы с вами говорили на уроке? — Какая экологическая проблема есть в каждой зоне?
— Чтобы это узнать, отгадайте кроссворд (работа в парах).
- Рисунок 7
— Мы с вами, изучая природные зоны, составляли «Красную книгу России”. Её небольшую часть. — Почему она называется так? — Что же вы можете сделать для охраны живой природы?
— Завершая урок, хочется обратить ваше внимание на слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: «Охранять природу, значит охранять Родину”.
Источник: http://utinye-uroki.ru/index.php/okruzhayushchij-mir/1932-urok-puteshestvie-v-4-m-klasse-prirodnye-zony-rossii
Дидактическое пособие «Путешествие по природным зонам»
- Авторы:
- воспитатель – Николаева Елена Владимировна
- музыкальный руководитель – Горщарук Елена Михайловна
- инструктор по физической культуре – Алферова Ирина Владимировна
- МАДОУ детский сад № 65 города Тюмени
- Пояснительная записка
- Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет)
- Цель игрового пособия: расширить и закрепить представления детей о природных зонах окружающего мира
- Задачи игрового пособия:
- Познавательное развитие:
- v Способствовать развитию любознательности, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
- v Закрепить знания о разных природных зонах.
- Речевое развитие:
- v Совершенствовать ролевой диалог, участвовать в подгрупповом взаимодействии, планировать и преобразовывать природные зоны в соответствии с заданием
- Социально-коммуникативное развитие:
- v Формировать умения договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
- Художественно-эстетическое развитие:
- v Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
- v Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению распевок разного характера.
- Физическое развитие:
- v Продолжать формировать правильную осанку, умение осознано выполнять движения.
- Используемое оборудование:
Макет природных зон. Пустыня – животные: верблюд, скорпион, змея, жук- скарабей, растения – колючки, кактусы; Саванна — животные: зебра, слон, крокодил, бегемот, носорог, жираф, лев, тигр, растения – пальмы; Арктика и Антарктида — животные: белый медведь, морж, тюлень, морской котик, льдины; Лес и Тайга – животные: медведь бурый, олень, лиса, волк, кабан, бобр, растения: разные виды деревьев.
- Набор дидактических карточек и разрезных картинок — пазлов с изображением природных зон и животных, которые проживают в той или иной природной зоне.
- Картотека музыкальных распевок «Забавные животные».
- Картотека физкультурно- оздоровительных упражнений по технологии игрового стретчинга «Удивительный мир животных».
- Музыкальное и физкультурное оборудование – фортепиано, гимнастические коврики.
- «Волшебный мешочек».
- Содержание игры.
- При знакомстве с игрой детям предлагаются как загадки о природных зонах, отгадывая которые они находят на макете и называют природную зону, так и животные и растения данных зон, иллюстрации с изображениями природных зон.
- Загадки.
- Где-то бушует вьюга,
- Где-то метет метель,
- Где-то погода длится
- Долгий полярный день.
- Где-то жара и пекло-
- Солнца лучи горячи,
- Так нагревают землю,
- Будто в жаркой печи.
- Где-то сосны и ели
- Растут, касаясь небес,
- Где-то пальмы, лианы,
- Густой тропический лес. ( Природные зоны)
- Вот песчаный океан,
- Раз бархан и два бархан.
- Тут без дождика тоска,
- Всюду горы из песка. (Пустыня)
- Где всегда, скажите дети,
- Полно снега, много льда,
- Ночи длятся по полгода,
- Ветры мчат туда-сюда?
- Где под северным сияньем
- Люди ездят на санях?
- Что за регион планеты,
- Где не тает лед в морях?
- Где отчётливо видна
- Наших звёзд галактика?
- Подскажите место то,
Как зовётся?.. (Арктика)
- В этом месте очень жарко
- Солнце очень светит ярко.
- Бегемоты там живут,
- На водопой слоны идут.
- Айболит туда летал,
- Всем животным помогал. (Саванна)
- Белки в нём живут и волки,
- В нём растут дубы и ёлки
- Высоченны – до небес!
- Называют его … (Лес).
Каждому игроку предлагается на выбор животное из «волшебного мешочка», проживающее в той или иной природной зоне. Воспитатель предлагает всем игрокам разделиться на 4 команды по природным зонам, в соответствии с выбранным животным.
Дети находят подходящее место обитания для выбранного животного, составляют общую картину на макете, и рассказывают о том, что у них получилось, отвечая на примерные вопросы: почему эти животные здесь обитают? Чем питаются? Сравнивают их.
- Далее команде предлагается исполнить музыкальные распевки или песни, о каких-либо животных из своей зоны и изобразить их в оздоровительной технологии «Стретчинг».
- Также дети могут организовать деятельность с макетом при помощи набора дидактических карточек и разрезных картинок- пазлов, где они закрепят и приумножат свои знания по данной теме, так как карточки содержат большее количество материала по теме «Природные зоны».
- Методические рекомендации при проведении экологической игры
- «Путешествие по природным зонам»:
v Используйте игру, как закрепление уже полученных ранее знаний. Игра – это не самостоятельный, а вспомогательный метод обучения.
- v Содержание игры не должно противоречить знаниям, полученным в процессе обучения другим предметам.
- v Используйте игру систематически, желательно, чтобы каждая следующая ступень игры являлась логическим продолжением предыдущей.
- v Перед игрой четко продумайте правила и критерии оценок.
- v Подберите соответствующий наглядно-иллюстративный материал, который вы будете использовать в данный момент игры.
- v Если кто-то из детей не хочет участвовать в игре, не принуждайте, пусть наблюдает, возможно, позже ребенок сам включится в игру.
- v Старайтесь не затягивать игру по времени, ведь детям быстро надоедает один вид деятельности.
- v Обязательно после игры обсудите её результаты, пусть дети обменяются мнениями, сделают выводы.
Уважаемые конкурсанты и гости!
Источник: http://tmndetsady.ru/vyistavki/eiekologicheskaya-vyistavka-konkurs-davayte-sohranim/news10461.html
Профессор Знаев
Конкурс 1. «Географический»
— Найди и исправь ошибки в тексте:
Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно-Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы.
Самая длинная река России — Волга, а самое глубокое озеро — Онежское. Только одна большая река — Енисей — несет свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная — субтропики, самая большая — зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.
Ответ:
Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Уральские горы.
Самая длинная река России — Обь, а самое глубокое озеро -Байкал. Только одна большая река — Волга — несет свои воды в Каспийское море. На территории страны шесть природных зон. Самая северная — зона арктических пустынь, самая большая — зона лесов, холодная тундра и жаркая пустыня.
Конкурс 2. «Определить природную зону».
Зачитайте текст и узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь. За правильный ответ команда получает один балл.
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)
С приближением лета с каждым днем становится все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями. (Степь)
Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
Конкурс 3. «Установи соответствие».
Каждой команде вручается конверт с разрезанной на части таблицей «Природные зоны». Команда должна выбрать только то, что относится к заданной природной зоне. Команда 1, 4 – Крайний Север; Команда 2, 5 – Тундра; Команда 3, 6 – Лесная зона.
За правильный ответ команда получает пять баллов; за 1 ошибку – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл; 5 ошибок – 0 баллов. (См. таблицу)
- Конкурс 4.«Зоологический»
- 1. Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой
животное | Зона обитания |
кит | |
богомол | |
косуля | арктическая пустыня |
лось | |
лемминг | субтропики |
кобылка | |
северный олень | тундра |
тупик | |
рысь | степи |
суслик | |
дельфин | зона лесов |
корсак | |
глухарь | пустыни |
ушастый еж | |
жук-скарабей | |
тюлень |
- Ответ:
- Арктика — кит, тюлень, тупик; Субтропики — богомол, косуля, дельфин; Тундра — лемминг, северный олень; Степи — кобылка, суслик; Зона лесов — рысь, глухарь; Пустыни — корсак, ушастый еж.
- 2.Загадки о животных
А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете животных, обитающих в различных природных зонах. За каждую правильно отгаданную загадку команда получает 1 балл. Нужно назвать зону, в которой обитает животное (+1 балл).
Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица – степь)
Мха копытами касаясь, Ходит северный красавец, Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень – тундра)
- Плывет по морю великан, Пускает из воды фонтан. (Кит – Крайний Севе)
- Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд – пустыня)
Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось – лесная зона)
Белокрылые хозяйки Над волной летают … (Чайки – Крайний Север)
Из куста шипуля, За ногу тянуля. (Змея – пустыня)
Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок – степь)
Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждет добычу. Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (Рысь – лесная зона)
- Конкурс 5. «Ботанический»
- — Узнай растение по описанию, запиши название:
1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники.)
2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб.)
3. Это таежное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница.)
4. Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель — живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан.)
5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель.)
6. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль.)
7. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы. (Саксаул)
Конкурс 6. «Экологический»
1. … лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и
высыхают.
2. … земель приводит к тому, что птицы переселяются на
поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.
3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их …
4. Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается
большое количество соли.
5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается…….
(Ответы: 1. Вырубка. 2. Распахивание. 3. Загрязнение. 4. Орошение.
5. Поверхность почв.
Конкурс 7. Кроссворд
А сейчас – заключительный конкурс. В нем мы определим, как хорошо вы знаете названия природных зон, по которым сегодня путешествовали.
Каждая команда получает кроссворд. Кто первым его заполнит, тот получает 3 балла; кто вторым – 2 балла; кто третьим – 1 балл.
Ответы 1. Тундра. 2. Тайга. 3. Степь. 4. Пустыня.
Источник: http://znaew.ru/index.php/konsp-urok-nach-shkola/8170-igra-po-okruzhayushchemu-miru-puteshestvie-po-prirodnym-zonam-nashej-strany
Сценарий и презентация для интеллектуальной игры «Путешествие по природным зонам России»
- Цели: развитие интереса обучающихся к изучению окружающего мира, родной природы.
- Задачи:
- Образовательная: систематизация и расширение представлений учащихся по разделу «Природа России».
- Воспитательная: развитие мышления и сообразительности; воспитание любви к природе; формирование умения наблюдать; развитие коммуникативной деятельности учащихся.
- Развивающая: продолжать развивать познавательный интерес учащихся; деятельностные компетенции.
Оформление: Рисунки ребят по изученным темам. Картины природы.
Подготовительный этап: изучение учебного материала на уроках Окружающего мира, 4 класс по разделу «Природа России». После прохождения тем, укомплектованы команды, в каждой команде по 6 человек, команды подготовили эмблемы, приветствия.
- Ведущие, выступающие и помощники: Один ученик-ведущий, счетная комиссия из 3 человек, помощник для работы со зрителями.
- Авторский медиапродукт: flash-презентация, выполненная в программе Adobe Flash SC4 Professional.
- Вид медиапродукта: flash-презентация.
- Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска, проигрыватель Flash Player.
- Минимальные требования к программным ресурсам: проигрыватель Flash Player 9. 0 и выше
Аннотация.
Интеллектуальная игра «Путешествие по природным зонам России» создана для обучающихся 4 класса. Проводится после прохождения темы «Природа России» по окружающему миру.
В ходе игры ребятам предлагается сравнить, сопоставить, сделать выводы, принять решение. Игроками являются не только команды, но и зрители.
Каждый из них имеет возможность получить звание «Умник» или «Умница».
Правила игры.
В игре представлены 6 природных зон. По каждой категории предлагаются 6 заданий. Каждое задание оценивается по степени сложности от 10 до 60 баллов. Команда по очереди выбирает категорию и вопрос, определив самостоятельно его сложность.
При правильном ответе команда получает свои баллы, при неправильном ответе вопрос уходит зрителям, которые так же набирают баллы за игру. Победителем становиться та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
А так же выбирается три зрителя с наибольшим количеством баллов, которым присваивается звание «Умник» или «Умница» и вручается золотая, серебренная и бронзовая медали.
Результаты игры подсчитывает счетная комиссия.
Полную информацию смотрите в файле.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/stsenariy-i-prezentatsiya-dlya-intellektualnoy-igry-puteshestvie-po-prirodnym-zonam-rossii.html
Урок – соревнование «Путешествие по природным зонам России»
- Урок – соревнование
- «Путешествие по природным зонам России»
- Цель:
- — расширение и систематизация знаний обучающихся по теме «Природные зоны России».
- Задачи
- Образовательные:
- — закреплять знания обучающихся о растительном и животном мире природных зон;
- развивающие:
- — развивать познавательную активность, внимание, логическое мышление;
- — развивать умение работать в группах;
- Воспитательные:
- — воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и охранять её;
- — воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Ресурс адресован обучающимся 4 класса
- Форма работы:групповая
- УМК любой
- Материалы и оборудование:
- — презентационное сопровождение занятия, выполненное в программе PowerPoint 2010;
- — мультимедиа оборудование (компьютер с подключёнными колонками, мультимедийный проектор, экран);
- — раздаточный материал.
- Ход урока.
1. Организационный момент.
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
- Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке.
- Задачи:
- — создать положительный эмоциональный настрой;
- — помочь принять правильную рабочую позу.
- Методы: словесные.
- Ни жить, ни творить «за других» нельзя.
- Жить и творить должен каждый сам…
2. Эмоциональный настрой.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло.
Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
- 3. Вхождение в тему урока
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цели урока, понять значимость изучаемого материала.
- Цель, которую ставит перед собой учитель: сообщить учащимся тему урока, обеспечить мотивацию учения школьников и подвести к формулировке целей урока.
- Метод: беседа.
- – Ребята, а вы любите путешествовать?
- – Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.
– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
– А как её называли раньше? (Русь).
— Широко раскинулась русская земля на все четыре стороны света. Богата и разнообразна природа нашей Родины: бескрайние зеленые луга, золотые поля, дремучие
леса, необъятная синева неба, яркое солнце, хрустальная рябь рек, озер и морей, заоблачные горные вершины. Но нет дороже нашего края сибирского, где мы живем. Недаром гласит пословица: «Нет роднее всего края родимого».
Обучающимся демонстрируется музыкальное слайд – шоу. (Слайд 2)
4. Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать свои знания о природных зонах.
Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать деятельность учащихся по повторению сведений о природных зонах.
— Ребята, сегодня мы проведем обобщающий урок по теме «Природные зоны». У нас есть возможность отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам нашей страны и полюбоваться на неповторимые картины родной природы, а также закрепить знания по этой теме, которые вы получили ранее.
Кроме того, я предлагаю организовать соревнования между командами за звание «Знатоки родной земли». На каждой остановке нашей экспедиции вам предстоит выполнить различные задания и заработать баллы, чем больше вы их наберете, тем выше вероятность стать победителями.
Правила игры.
В игре представлены 5 остановок. На каждой остановке предлагаются 6 заданий. Каждое задание оценивается по 10 баллов. Команда по очереди выбирает категорию и вопрос, определив самостоятельно его сложность.
При правильном ответе команда получает свои баллы, при неправильном ответе вопрос уходит зрителям, которые так же набирают баллы за игру. Знатоками родной земли становиться та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
А так же выбирается три зрителя с наибольшим количеством баллов, которым присваивается звание «Умник» или «Умница» и вручается золотая, серебренная и бронзовая медали.
Результаты игры подсчитывает счетная комиссия.
Условия понятны? Итак, прошу занять места в вертолете, в добрый путь! (Слайд 3)
5. Представление команд.
- 1 команда “Туристята”
- Нам лучше мокнуть под дождем,
- Чем в душной комнате томиться,
- Так пусть вперед зовет нас гром,
- И пусть нам молния светится.
- 2 команда “Экологята”
- Мы с края таежного – судьба у нас такая,
- Вырасти скорее мы мечтаем.
- Тебя, родной наш край,
- Надеемся, – спасем.
- И славу краю нашему, друзья, мы принесем.
- 3 команда “Иркутята”
- На юг подайся – степь обильная,
- На север – все кругом тайга.
- Наш край – земля суровая,
- Таков любимый наш сибирский край.
- 6. Разминка
— Но перед путешествием предлагаю немного размяться. Слушайте и смотрите внимательно!
Игра: можно отвечать только ДА или НЕТ. (Заранее подготовить карточки со словами ДА и НЕТ).
- «Верные и неверные утверждения»
- * В списки Всемирного наследия включены Вулканы Камчатки. (да)
- *Самое большое по площади озеро России – это Байкал. ( нет) Каспийское
- *В Арктике обитают моржи, тюлени, белые медведи. (да)
- *У растений тундры длинные корни. (нет ) короткие – мерзлота
- *Цепь питания тундры ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – РЫСЬ (нет) ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – ВОЛК
- *В тундре добывают нефть и газ. (да)
- *Экологической проблемой леса является вырубка лесов? (да)
Молодцы, ребята! Вы хорошо готовились и отвечали всё правильно. Ну, вот немножко размялись.
- 7. Обобщение знаний о природных зонах в форме «Своя игра»
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применить знания о положении, особенностях неживой природы, о животных и растениях природных зон в ситуации выбора.
- Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить формирование у учащихся умения самостоятельно применять знания в ситуации выбора.
- Метод: самостоятельная работа в группах.
- Слайды 4 — 10
- Первая остановка нашего виртуального путешествия «Угадай природную зону». (Материал в приложении 1)
- Физминутка.
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение.
- Цель, которую ставит перед собой учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
- Итак, в путь.
- Руки в стороны —
- В полет отправляем вертолет.
- Правая рука вперед,
- Левая рука вперед,
- Раз, два, три, четыре
- Прилетели – тише, тише.
- (Слайды 4, 11 – 16 по щелчку и гиперссылке)
- Вторая остановка нашего виртуального путешествия «Кто поселился неверно?» (Материал в приложении 2)
- Упражнение «Волшебное окошко»
— Настоящий путешественник должен уметь видеть необычное в самых обыкновенных вещах, уметь фантазировать, обладать смекалкой, воображением. Давайте потренируемся.
— У меня в руках «Волшебное окошечко», сегодня оно голубого цвета.
(квадрат голубого цвета)
— Выгляните из этого окошечка, вы увидите что-то удивительное, интересное. Что вы увидели? (ответы нескольких детей)
- (Слайды 4, 17 по гиперссылке)
- Третья остановка нашего виртуального путешествия «Шифровка ботаника» (Материал в приложении 3)
- Исполнение песни «Иркутская история»
- (Слайды 4, 18 по гиперссылке)
- Четвертая остановка нашего виртуального путешествия «Составь верно цепь питания» (Материал в приложении 4)
- Игра – пантонима «Изобрази животного любой природной зоны»
- (Слайды 4, 19 по гиперссылке)
- Пятая остановка нашего виртуального путешествия «Экологическая безопасность» (Материал в приложении 5)
8. Подведение итогов урока.
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
- Цель, которую ставит перед собой учитель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.
- Методы: беседа, самооценка.
— Ребята, наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся домой. Вы отлично потрудились, были внимательны, быстры, сообразительны! Мне было очень приятно с вами путешествовать! Спасибо! Пришло время подвести итоги соревнования. Давайте подсчитаем баллы. Победила команда №… Вам присуждается звание «Знатоки родной земли». Поздравляем!
9. Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: дать оценку своему эмоциональному состоянию.
Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо — эмоционального состояния.
Рефлексия совместной деятельности на уроке проводится письменно по формуле Я… Мы… Мне…
- Я:
- научился(лась) новому, работал в группе хорошо и предлагал версии;
- хорошо работал(а) в группе, узнала много нового;
- работал(а) хорошо;
- работал(а) не очень активно, но помогал своей группе;
- узнал(а) много нового и интересного.
- Мы:
- обобщили знания о природных зонах;
- работали слаженно и каждому давали нарисовать или что-нибудь предложить;
- высказали свои версии;
- работали превосходно;
- мы поработали очень хорошо в группе;
- в группе работали отлично;
- в группе многое узнали;
- мы работали слаженно, как сообщества;
- мы поработали всей группой сообща;
- работали дружно.
- Мне:
- понравился урок, понравилось работать с этой темой;
- понравилась эта тема;
- все очень понравилось;
- понравился сегодняшний урок;
- понравилось работать в группе.
- (Слайд 20)
- 10. Домашнее задание:
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения домашнего задания.
- Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Вам предоставляется задание по выбору:
- А) Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;
- Б) «Сам себе художник» Дополните дорожку своим рисунком по теме «Природные зоны России»
Приложения DOCX / 16.86 Кб Презентация к уроку PPTX / 4.9 Мб
Список использованной литературы
1. И. Н. Болотникова “Уроки – игры в средней школе”. Волгоград: 2003.
2. Н. Н. Кондратюк Дидактические материалы по окружающему миру”. М: 2003.
3. Н. Н. Перепечева “Нестандартные уроки природоведения – 3-4 класс”. Волгоград: 2004.
4. А.Ф. Романова “Предметные недели в школе”. Волгоград: 2007.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_sorevnovanie_puteshestvie_po_prirodnim_zon_144734.html
Квн «путешествие по природным зонам нашей родины». | открытый класс
Данные об авторе Бахтина Татьяна Минаевна
ГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Новоузенска Саратовской области.
Саратовская область
Характеристики урока (занятия) начальное общее образование школы-интернаты, детские дома
Воспитатель Классный руководитель Учащийся (студент) Учитель (преподаватель)
Внеклассная работа Естествознание Окружающий мир Природоведение
- Цели и задачи:
- — проверить природоведческие знания учащихся, развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и навыки;
- — развивать эмоционально-нравственное, практически-деятельное отношение детей к окружающей среде.
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 15
Используемые учебники и учебные пособия:
Гербарные листы, коробочки с минералами; листы с планами, кроссворды, письма с «жалобами» и с описанием природных зон, листы для конкурса художников, записи «Голоса птиц».
Используемая методическая литература:
материалы газеты «Начальная школа»
Используемое оборудование:
Гербарные листы, коробочки с минералами; листы с планами, кроссворды, письма с «жалобами» и с описанием природных зон, листы для конкурса художников, записи «Голоса птиц».
не использовались
внеклассное мероприятие в форме квн в классе-комплекте 2-4,
КВН
Тема: «Путешествие по природным зонам нашей Родины».
Проведен учителем начальных классов Бахтиной Т.М.
- Цели и задачи:
- — проверить природоведческие знания учащихся, развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и навыки;
- — развивать эмоционально-нравственное, практически-деятельное отношение детей к окружающей среде.
- Оборудование
- Гербарные листы, коробочки с минералами; листы с планами, кроссворды, письма с «жалобами» и с описанием природных зон, листы для конкурса художников, записи «Голоса птиц».
- Ход
- В подготовительный период необходимо кратко сообщить учащимся, что будет происходить на КВне и сформировать три команды.
- Конкурсные игровые ситуации: тундра, степь, пустыня
Ведущий: Ребята! В этом учебном году мы с вами много путешествовали, побывали в мире слов, совершили полет на далекие планеты, где справились с труднейшими заданиями.
Сегодня нам предстоит совершить еще одно увлекательное путешествие. Это путешествие по природным зонам нашей Родины. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животным мире нашей страны.
В путешествие отправятся три команды. Давайте познакомимся с ними.
Приветствие команд.
Ведущий: Перед тем как отправится в путь, необходимо проверить, как команды приготовились к путешествию.
1-я разминка:. ответить на вопросы: как по Солнцу определить стороны горизонта? Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду? Что может заменить компас?
Ведущий: Итак, мы видим, что команды к путешествию готовы. Сейчас каждая из команд должна определить, из какой природной зоны они начинают путешествие.
1-е задание: Каждой команде вручается конверт-письмо с описанием природной зоны, нужно прочитать письмо, назвать природную зону.
Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 50 градусов. Длится 8-9 месяцев. Снега немного. По. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)
Эта зона- бескрайние равнины, безлесные просторы, зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь)
Поверхность этой зоны во многих места покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. (Пустыня).
- Игровые конкурсы: животные им растения
- Ведущий: Продолжим путешествие.
- 2-е задание: Что за деревья, назвать зону, в которой они растут. (Командам вручаются гербарные листы)
- Ведущий: В следующей природной зоне командам предстоит встретиться с представителями животного мира: это звери и птицы.
3-е задание: Решить кроссворд. определить, из какой природной зоны эти животные. (Вручаются листы с кроссвордами.) Команды заполняют их. Побеждает та, которая первой сдает кроссворд жюри.
4-е задание: «Конкурс болельщиков».
Песенная перекличка. Кто споет больше песен о растениях, зверях, птицах.
Конкурс художников. Нарисовать зверя или птицу одной из природных зон.
Ведущий: А сейчас все команды попали в Уральские горы. Урал богат полезными ископаемыми. Каждой команде предлагается определить, что это за полезные ископаемые. (Вручаются коробки с минералами)
Игровая ситуация: «Жалобы обитателей садов, лесов и огородов»
Ведущий: К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов. (Вручает капитанам жалобы).
Задание. Разобрать жалобы. Капитаны поочередно зачитывают письма, а команды должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает та команда, ответы которой окажутся наиболее вескими.
Жалоба 1. Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня.
Ответ: Это сова. С 1964 года в РСФСР совы находятся под охраной закона. Одна серая сова в течение лета съедает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за это время.
Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.
Ответ: Летучая мышь.
Жалоба 3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу -они исчезнут.
Ведущий: А сейчас поговорим, сможете ли вы узнать друзей по голосу. Внимательно слушайте. Победит команда, представители которой правильно назовут имена тех, чьи голоса сейчас прозвучат (Звучит грамзапись)
Подведение итогов.
Определяются победители КВН, проводится поощрение активных участников.
Итог: О чем сегодня шел разговор? Чему вы научились?
Источник: http://www.openclass.ru/node/233429
Обобщающий урок – игра по окружающему миру для 4 класса по теме: «Природные зоны России» — презентация
1
2 Обобщающий урок – игра по окружающему миру для 4 класса по теме: «Природные зоны России»
3 Интересная игра сегодня у нас, к ней готовился каждый из вас. Чтоб победить, надо много знать, Уметь, думать, логически рассуждать. И верю, что каждого ждет свой успех, Душою болею за вас за всех. Путешествие начинается:
4 Условия игры: Каждый участник –путешественник ведет индивидуальный подсчет баллов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. В конце игры присуждаются звания: «Знатоки природы» «Экологи» «Любители природы»
5 Маршрутный лист путешественника Географическая Зоологическая Ботаническая Игровая Экологическая
6 Станция «Географическая» Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. Самая длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро – Онежское.
Только одна большая река – Енисей- несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 8 природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.
Найди и исправь ошибки в тексте:
7 Правильный ответ: Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера. Самая длинная река России – Обь, а самое глубокое озеро – Байкал.
Только одна большая река – Волга- несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 6 природных зон. Самая северная – зона арктических пустынь, самая большая – зона лесов, холодная тундра и жаркая пустыня.
8 Станция «Зоологическая» Рассели животных по природным зонам: Животные: Кит Косуля Лось Лемминг Кобылка Северный олень Рысь Суслик Дельфин Корсак Глухарь Ушастый еж Тюлень Зоны обитания: Арктика Субтропики Тундра Степи Зона лесов Пустыни
9 Правильный ответ: Зоны обитания: Арктика Субтропики Тундра Степи Зона лесов пустыни Животные: Кит, тюлень Косуля, дельфин Лемминг, северный олень Кобылка, суслик Рысь, глухарь Корсак, ушастый еж
10 Станция «Ботаническая» Узнай растение по описанию и назови его: Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны. Это таежное дерево, имеет не гниющую древесину, раздевается на зиму.
Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. У этого растения твердый каменный ствол, корни уходят далеко в землю, ветви корявые, перекрученные.
11 Правильный ответ: Лишайники Дуб Лиственница Ковыль Саксаул
12 Станция «Игровая» Загадки: 1.Мною питаются рыбы и большие морские звери. 2.Хозяин Арктики. 3.В гору бегом, с горы кувырком. 4.Что за дерево стоит? Ветра нет — оно дрожит. 5.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. 6.Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. 7.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. 8.Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки. 9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. 10.На вид неказист, зато голосист.
13 Правильный ответ: 1.Рачки 2.Белый медведь 3.Заяц 4.Осина 5.Комар 6.Сова 7.Лось 8.Береза 9.Мох 10.Соловей
14 Станция «Экологическая» Найдите ключевые слова в названных экологических проблемах: 1….лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. 2….
земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. 3.Сточные воды и мусор, попадающие в моря приводят к их …. 4.Неумеренное….
Приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. 5.От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … почвы.
15 Правильный ответ: Вырубка Распахивание Загрязнение Орошение Поверхность почв
16 Итог игры: Подсчитайте количество набранных вами баллов. « Знатоки природы» баллов «Экологи» -22 –27 баллов «Любители природы» баллов
Источник: http://www.myshared.ru/slide/732223
Сайт учителя Черкасовой Ларисы Владимировны — Урок-путешествие по природным зонам нашей Родины
Урок – путешествие по природным зонам нашей Родины
Окружающий мир 4 класс
Цель: проверить природоведческие знания учащихся, развивать сообразительность, память, логическое мышление. Развивать эмоционально-нравственное, практически-деятельное отношение детей к окружающей среде.
— Ребята, сегодня нам предстоит очень увлекательное путешествие. Это путешествие в природные зоны нашей Родины. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительности и животном мире нашей страны.
- Разминка:
- Как по солнцу определить стороны горизонта?
- Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?
- Что может заменить (солнце) компас?
- Задание № 1.
Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 50 градусов. Длится 8-9 месяцев. Снега много, поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра).
Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь).
Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. (Пустыня).
- Задание № 2.
- — Продолжаем путешествие.
- Что за деревья, назвать зону, в которой они растут (учитель раздаёт гербарные листья).
— В следующей природной зоне нам предстоит встретиться с представителями животного мира. Это звери и птицы.
Задание № 3.
Решить кроссворд. Определить из какой природной зоны эти животные.
— А сейчас мы попали в Уральские горы.
Урал богат полезными ископаемыми.
Учащимся вручаются коробочки с полезными ископаемыми. Дети определяют их.
— К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов. Надо разобрать жалобы.
Жалоба № 1.
Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что приношу беду. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня.
Ответ: Это сова.
Совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
Жалоба № 2.
Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня большая.
Ответ: Это жаба.
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый город. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.
- Конкурс художников.
- Дорисовать зверя или птицу, определить из какой природной зоны.
- Музыкальный конкурс.
- Определить, чей это голос.
- Подведение итогов.
Источник: https://nine-school.moy.su/index/urok_puteshestvie_po_prirodnym_zonam_nashej_rodiny/0-137