Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Свидетельствоо создании электронного портфолио
Грамота заинформатизацию образования
Рецензияна любой материал бесплатно
Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций
×
МОУ «СОШ № 10 с. СолдатоАлександровского»Библиотечный урок по информационной культуре учащихся для учащихся начальной школыБиблиотечный час.Тема: «Путешествие в поэтический мир Агнии Барто»Цели:– формируем умение отвечать на вопросы библиотекаря по содержанию прочитанного и услышанного;– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.Задачи: Обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве А.Л. Барто, развить представления об авторских стихах какжанре литературы, развить творческие способности учащихся начальной школы, воспитывать нравственные понятия одобре и зле, формировать читательские умения и литературоведческие понятия, воспитывать интерес к чтению,сочувствие и сострадание к людям. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементовФорма проведения: Беседа, выставка книг для знакомства с произведениями и книгами А.Л. Барто, викторина.Материалы и оборудование: Книжная выставка «Любимые стихи из детства».Этапы урокаХод урокаΙ. Вводная беседа.В этом году мы отмечаем 100летие со дня рождения известнойдетской писательницы, поэтессы – Агнии Львовны Барто.Формирование УУД,ТОУУ(технология оцениванияучебных успехов)Познавательные УУД
1.Проявление интереса к
Прошло уже 100 лет, а ее стихи знают и помнят все: дети, их мамы ипапы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленькимдетям читают эти стихи родители. Вырастают дети, сами становятсямамами и папами и читают эти стихи своим детям. Потом и эти детивырастают, и уже их дети будут слушать и повторять:А какие же стихи писала А.
Барто?Зайку бросила хозяйка,Под дождем остался зайка.Со скамейки слезть не смог,Весь до ниточки промок!И жалеть зайку, сочувствовать Тане, которая уронила в речку мячик,улыбаться при встрече с Вовкой – доброй душой…биографии и творчеству.2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
3 Делать выводы в результате совместной работы класса и библиотекаря.4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.II. Развитие умений. Мы сегодня проведем веселый урок с Агнией Барто. А сейчасзакройте глаза. Мысленно перенесемся в 1906 год, на 100 лет назад…Звучит фонограмма.«Родилась я в Москве в 1906 году, здесь училась и выросла.
Пожалуй, первое впечатление моего детства – высокий голосшарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутитьручку шарманки, чтобы изо всех окон выглядывали люди,привлеченные музыкой.Мой отец был ветеринаром. Он очень любил произведения Крылова ичасто читал мне, маленькой, наизусть его басни.
Помню, как отец показывал мне буквы, учил меня читать по книжкеЛьва Николаевича Толстого с крупным шрифтом.Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии».Коммуникативные УУД1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.2. Выразительно читать и пересказывать текст.3. Оформлять свои мыслив устной форме.4.
Умение работать в пареи в группах.Регулятивные УУД1. Определять и
формулировать цель
Ученик 1. Отец Агнии Львовны Барто мечтал об артистическойкарьере дочери. Но балериной она не стала, хотя и закончилахореографическое училище. Ее к тому времени уже увлеклалитература. Девушка принесла свои стихи в редакцию Госиздата,когда ей было 19 лет. Редактор, бегло взглянув на ее произведения,направил ее в отдел детской литературы.
Так появился новыйдетский поэт – Агния Барто.Ученик 2. Барто както сразу заметили, ее книги всегда находилисвоих читателей. Энергичная, яркая, стремительная, она успевалавсе: сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии кфильмам. Так, например, кинофильм «Подкидыш» поставлен по еесценарию.
Она встречалась со своими читателями в школах, детскихсадах, интернатах, библиотеках. Ездила в зарубежные поездки, в томчисле в 1937 году в Испанию, где уже шла война. Она была оченьпопулярной, причем не только в нашей стране.Ученик 3. Во время войны она много выступала по радио в Москве ив Свердловске, печатала военные стихи, статьи, очерки в газетах.
В 1942 году была на Западном фронте корреспондентом«Комсомольской правды». После войны Барто вернулась к веселымстихам, над которыми всегда с увлечением работала.Библиотекарь. Вот что сказал о творчестве Агнии Львовны БартоСергей Михалков: «Есть книжки, которые любят все ребята. Средиэтих книжек – стихи Агнии Барто».
деятельности на уроке с помощью библиотекаря.2. Проговаривать последовательность действий на уроке.3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги.4. Учиться работать по предложенному учителем плану.Личностные УУД1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.2.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книжкуто в рукахне умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» – и он кивнетголовой. Барто – это значит понятные для него, веселые, интересныестихи. Это значит, он услышит о таких же ребятах, как он сам, илипостарше.
И услышит чистую правду, потому что поэтесса отличнознает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет весело обовсем рассказать и необидно пошутить.Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей.Мастерство поэтессы без назидательности и нравоучения весело иостроумно высмеять недостатки ребят делает ее стихи действеннымии доходчивыми.
Давайте вместе перелистаем ее произведения.В каждом классе есть санитары. Есть санитары и у нас. Они всегдаходят парой и сами о себе расскажут.Разыгрывается сценка «Мы с Тамарой».– А еще в некоторых классах есть такие девочки, как Сонечка.Разыгрывается сценка «Сонечка».– Но у нас, помоему, таких ябед нет…
Или я ошибаюсь?После уроков ребята часто перезваниваются. Телефон постояннозанят. Давайте послушаем, о чем они говорят, узнаем, почему
телефон занят.
Разыгрывается сценка «Почему телефон занят?».– А с вами так не бывает? Эти стихи написаны 50 с лишним летназад. Оказывается, и сейчас есть ученики, которые не любятзаписывать домашнее задание…А некоторые дети часто ходят в театр. Сегодня и мы с нимипобываем в театре, на балете…
Звучит фонограмма «Лебединого озера». Разыгрывается сценка «Втеатре».– Прошло уже много лет с тех пор, как Агния Барто написала этистихи, а они не потеряли своей актуальности. И в наше время естьСонечкиябеды, грубиянки Любочки, лентяи Лешеньки, которые нехотят учить таблицу умножения.
Очень тонко подметила поэтессаэти ребячьи недостатки и подсмеивается над ними, и мы смеемся, незамечая часто, что смеемся над собой…А теперь проведем игру «Литературные фанты». Те из вас, ктоправильно ответит на вопрос, получат фант. Набравшие наибольшееколичество фантов в конце игры получают призы.
Итак, первый вопрос:Песенка чудесная –И радость в ней, и грусть,И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
Напойте эту песенку.Дети. Траляля, траляляляля.Б. Давайте все вместе споем эту замечательную песенку. Дети поют песенку «Любительрыболов» под аккомпанемент.
– Следующий вопрос:«Почему сегодня ПетяПросыпался десять раз?Потому что он сегодня…»Д. Поступает в первый класс.Б.«Я Володины отметкиУзнаю без дневника.Если брат приходит с «тройкой» –Раздаются три звонка».
Как называется стихотворение?Д. «Звонки».Б. «Ничего не видит Дима:Стул берет – садится мимо.
И кричит: – Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!Я хочу идти к врачу!»Чего хочет Дима?Д. – Я очки носить хочу!Б.«Уж лучше бы мой папаКричал, ногами топал,Швырял бы вещи на пол,Разбил тарелку об пол…»Почему папа рассердился?Д.
Мальчик заработал «двойку» изза трехзначных чисел.Б. «Я дежурной поручаюПринести мне кружку чая.И купите мне в буфетеКаждый, каждый по конфете».Кто дает такие поручения?Д. «Королева» Настя из третьего класса.Б.
«Рано утром в коридореВдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог».Что происходило в квартире?Д. Лида училась скакать через веревочку.Б.«Вот у Тани сколько дела:Таня ела, чай пила,Села, с мамой посидела,Встала, к бабушке пошла».Как называется стихотворение?Д. «Помощница».Б.
«До чего же я старался!Я с девчонками не дрался…Как увижу я девчонку,Погрожу ей кулакомИ скорей иду в сторонку,Будто я с ней не знаком…»Ради чего так старался Лешенька?Д. Ради покупки снегиря.Б.
«Бабка ахнула: подика,Ишь, какая благодать!Только где моя клубника?
Чтото ягод не видать!»
Вспомните название стихотворения.Д. «Было у бабушки сорок внучат».Б. «Охает вожатая:– Единица в табеле!Значит, мы вниманиеК мальчику ослабили».С кем все так нянчатся?Д. С Лешенькой.Б. «Я лежу, болею,Сам себя жалею.
Жду, когда в конце концовРаспахнутся двериИ ворвутся шесть мальцов,Пять по крайней мере».Кто пришел навестить больного мальчика?Д. Пять девчонок.Б.
«Сегодня в цирке полный сбор:Китайский фокусник, жонглерУчаствует в программе –
Жонглирует шарами».
Чем и как жонглировал Сережа Петров?Д. Разбил стакан и блюдце.Б. «Крик такой! Восторг такой!Все, как именинники.– Пусть пропишет ей покойДоктор в поликлинике».По какому поводу такая радость?Д. Заболела учительница ботаники, и отменяется урок.Б.
«Вам не нужна сорока?Сорока без крыла?Она у нас два срока –Два месяца жила.Ее нашли в июне…»Как ее назвали?Д. Ее назвали Дуней.Б. «Десять маленьких зайчатВисят на елке и молчат –Обманули волка!Дело было в январе –Подумал он, что на горе…
»
Что подумал волк?
Д. Украшенная елка.Б. «…Говорит она, толкаясь:– Фу! Какая теснота! Говорит она старушке:– Это детские места.– Ну, садись… – вздыхает та».Как зовут эту привередницу?Д. Любочка.Б.
«Алексей пришел из школы,Он теперь придумал так:– Если выучу глаголы,Сам себе даю пятак.Если выучу приставки,Я потребую прибавки».Назовите стихотворение.Д. «Копейкин».Б.
«Мы сказали ей в ответ:– Никаких детей тут нет!Мы не Пети и не Вовы,Мы собаки и коровы!»
Во что играли дети?
Д. В стадо.Б. «Видят – девочка стоит,Очень странная на вид:Нос распух, что свекла,Платье все промокло».О ком речь в этом стихотворении?Д. О Гане, девочкеревушке.Б. «Мне теперь не до игрушек –Я учусь по букварю…
Но я, кажется, СережеНичего не подарю».Какие игрушки собиралась подарить девочка?Д. Деревянную посуду, зайца, медведя, паровоз.Б. «Окапывали вишни,Сергей сказал: – Я – лишний.Пять деревьев, пять ребят.Я напрасно вышел в сад….
А как поспели вишни,Бежит Сережа в сад…»
Что сказали ребята Сергею?
. Итог.ΙΙΙВывод по теме. Рефлексия.Д. – Hy нет, теперь ты лишний!Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества АгнииЛьвовны Барто. Благодаря вашим знаниям стихотворений, вашейдружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможетепродолжить его сами, ведь творческая тропинка бесконечна.
Стоитвам открыть сборник волшебных сказок, рассказов, стихов и в путь!Составление сенквейна.Награждение победителей.ΙV. Домашнее задание.V. Список использованных источников.Сделать иллюстрации к творчеству А.Л. Барто1. Агния Львовна Барто //Я познаю мир. Дет. энцикл.: Литература. —М., 1999. — С. 44—46.2.
Барто Агния Львовна // Писатели нашего детства. 100 имен.Личностные УУД: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.Регулятивные УУД: Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозированию.
Коммуникативные УУД: Умение формулировать собственное мнение, использовать речевые средства передачи своего
мнения.
Биографический словарь в 3х частях. — 4.1. — М., 1998. — С. 44—47.3. Барто Агния Львовна // Очерки о детских писателях: Справочникдля учителей. — М., 1999. — С. 17—19.4. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н. И. и др. Детские писатели:Справочник для учителей и родителей. — М., 1995. — С. 10—12.5. Барто А. Л.
Немного о себе // Вслух про себя: Сборник статей иочерков советских детских писателей. — М., 1975. —С. 22—23.6. Барто А. Л. Записки детского поэта. — М.: Сов. писатель, 1976.Всем детям ровесница // Разумневич В. Л. Книги на всю жизнь. — М.:1975. — С. 57—86.7. Заикина А. и др. Умные кроссворды. — М.: Лист, 1999.8. ПолозоваТ.
Праздники для детей. К 90летию со дня рождения
А.Л. Барто. // Начальная школа, 1996, — № 6. — С. 64—67.
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
Источник: https://znanio.ru/media/bibliotechnyj_urok_po_informatsionnoj_kulture_uchaschihsya_dlya_uchaschihsya_nachalnoj_shkoly_puteshestvie_v_poeticheskij_mir_agnii_barto-114458/135618
Метод. подсказки
Библиотечные уроки
Дорогие коллеги!
Очень часто при планировании библиотечных уроков ищешь интересное название или форму проведения. Предлагаю вашему вниманию некоторые темы библиотечных уроков. Может быть, они пригодятся вам в работе.
Формы и названия нестандартных библиотечных уроков:
урок-диалог,
- урок-семинар,
- урок-информация,
- урок-конференция,
- урок-беседа,
- урок-лекция,
урок-поиск,
- урок-практикум,
- урок-путешествие,
- урок-синтез (библиография + искусство),
- урок-размышление,
- урок-дискуссия,
- урок-игра,
- урок-память,
- урок-консультация,
- урок-файл,
- урок-обзор,
- урок-турнир,
- урок-рекомендация,
- урок-познание и др.
- Примерные темы библиотечных уроков:
- «Что я вкладываю в понятие «чтение»? (урок-дискуссия);
- «Учись искусству чтения» (урок-диалог);
- «Книга и чтение в жизни великих людей» (урок-беседа); «Выдающиеся читатели-россияне» (урок-беседа);
«Умеем ли мы читать?» (урок-диспут);
- «Как сделать книгу открытием: (чтение как творчество)» (урок-обсуждение);
- «Кого мы называем человеком начитанным?» (урок-диспут);
- «Книга в моей жизни – что она значит?» (урок-размышление);
- «Книга и библиотека: страницы истории» (урок-память);
- «Листая памяти страницы…»: История библиотек г. Михайловки» (урок-видео-путешествие);
-
«Книга и библиотека в жизни человека. Библиотеки России» (урок-беседа);
«Современные сокровищницы книг: Крупнейшие библиотеки мира»
(урок-семинар);
«Практические навыки работы с СБА» (урок-поиск); - «СБА библиотеки – ключ к информации» (урок-практикум);
- «СБА библиотеки. Методика поиска нужной информации» (урок-консультация);
- «Инструменты поиска библиотечной информации: каталоги, картотеки, индекс» (урок-практикум);
- «Путешествие в мир каталогов и картотек» (урок-путешествие);
- «Путешествие по лабиринтам СБА библиотеки» (урок-поиск);
- «Возможности СБА в помощь деловому чтению» (урок-информация);
- «Роль каталогов и картотек в многоаспектном раскрытии фонда библиотеки и выборе литературы» (урок-консультация);
- «Справочный аппарат книжных изданий и назначение его
-
компонентов» (урок-информация);
- «Мир книги. Справочный аппарат издания» (урок-беседа);
- «Элементы книги. Использование аппарата книги при чтении» (урок-практикум);
- «Справочный фонд библиотеки: словари, энциклопедии, справочники. Умение работать с ними» (урок-тренинг);
- «К тайнам мысли и слова»: поиск информации в справочных изданиях» (урок-игра);
- «Книги, которые должен знать современный человек» (урок-беседа);
- «Книга и компьютер. Ресурсы ИНТЕРНЕТ» (урок-файл);
- «Поисковые системы ИНТЕРНЕТ» (урок-информация);
- «Пути информационного поиска» (урок-практикум);
- «Информационное самообслуживание в библиотеке» (урок-практикум)
- «Самостоятельный поиск в информационных ресурсах библиотеки»
- (урок-практикум);
- «Ориентация в информационном пространстве библиотеки» (урок-рекомендация);
- «Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества» (урок-лекция);
- «Как работать с периодикой. Периодика в помощь студенту» (урок-консультация);
- «Культура чтения периодики» (урок-беседа);
- «Периодическая печать в учебном процессе» (урок-информация);
- «Солнечная светлость книжной премудрости: профессия библиотекарь» (урок-информация);
- «Горжусь своей профессией, зову в свою профессию: о профессии библиотекаря» (урок-диалог);
- «Профессия, возведённая в ранг творчества» (урок-встреча);
-
- «Такая простая сложная профессия» (урок-презентация);
- «Технология подготовки рефератов и докладов» (урок-консультация);
- «Основные приёмы интеллектуальной работы с документами»: (план, тезисы, реферат, конспект, доклад) (урок-беседа);
«Методы самостоятельной работы с книгой» (урок-консультация); «Техника интеллектуального труда: Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Оформление реферата, конспекта, доклада» (урок-лекция);
- «Методика составления библиографического списка литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам» (урок-консультация);
- «Искусство быть читателем» (урок-турнир);
- «Навигатор в море информации» (урок-конкурс);
- «Штурманы книжных морей» (урок-регата);
- «Библиографом становится каждый» (урок-деловая игра);
- «Тайны раскрывает библиограф» (урок-турнир);
- «Что такое библиография, её виды, назначение» (урок-беседа);
- «Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы» (урок-лекция);
- «Что такое ББК? Основы библиографического описания произведений печати (для оформления рефератов, курсовых работ) (урок-практикум);
- «Как использовать прикнижную и внутрижурнальную библиографию? Библиография в журналах и газетах» (урок-рекомендация);
- «Как научиться быстро читать» (урок-беседа);
-
- «Техника быстрого чтения» (урок-консультация);
- «Искусство публичного выступления» (урок-рекомендация);
- «Как научиться выступать публично» (урок-консультация);
- «Что такое информационная культура человека?» (урок-познание);
- «Информационная культура личности: её основы, значение» (урок-лекция);
- «Искусство оформления книги: Творчество художников-иллюстраторов» (урок-вернисаж);
- «Творцы книг» (урок-синтез);
«Твоя домашняя библиотека. Организация личной картотеки» (урок-практикум) и др.
Полезные ссылки:
Сценарии, библиотечные уроки, игры
Метод. копилка (сценарии праздников, библ. уроков)
- Библиотечные уроки
- Сценарии мероприятий и библиотечных уроков
- Библиотечные уроки в презентациях
- Нетрадиционные модели проведения библ. уроков
- Библиотечные уроки: из опыта проведения
-
Папка «Библиотечные уроки»
Библиотечные уроки
Источник: https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2013/04/blog-post.html
Библиотечные уроки
- Читать – это еще ничего не значит;
- что читать и как понимать читаемое –
- вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Сегодня любой человек имеет широкий доступ как к традиционным, так и к нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы.
Основная роль в проведение библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих уроков должны воспитывать независимого библиотечного пользователя.
Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
- При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:
- – принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер;
- – принцип преемственности;
- – последовательное усложнение при подаче материала уроков;
- – ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
- Каждый библиотечный урок должен соответствовать задачам и целям урока: образовательной, воспитательной, развивающей.
Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением.
Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.
Чаще всего выбирают такие формы проведения библиотечных уроков, как викторины, устные журналы, конкурсы.
Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.
Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки.
Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости, стенды, плакаты, подобрать цитаты.
Важной частью подготовки занятия является составление плана его проведения, где обязательно рассматриваются цели и задачи урока, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока.
Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п.
Но, как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.
Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.
Результативность урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся.
В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).
Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.
Примерный тематический план проведения библиотечных уроков
в начальной школе
Класс | Тема занятия |
1 классы | Первое посещение библиотеки. Правила и умение обращаться с книгой. Посвящение в читатели. |
2 классы | Знакомство с библиотекой (экскурсия). Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей. |
3 классы | Структура книги. Выбор книги в библиотеке. Как читать книги. |
4 классы | Книга и ее создатели. Справочная литература. Правила работы с ней. |
В зависимости от потребностей учащихся, от их знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, должен сам выбирать форму проведения, при этом раскрывая свой творческий потенциал и возможности.
Библиотечно-библиографические знания (ББЗ)
Что такое ТЕКСТ (отрывок из урока ''Текст Части текста'')
Библиотечные уроки в презентациях
которые могут вести библиотечные специалисты образовательных организаций (Тула)
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Буду настоящим читателем
- Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
Основы информационной грамотности школьника. 5-6 классы. Программа, занятия
Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью образовательного процесса. В пособии представлены тематический план и разработки занятий, направленные на формирование у школьников 5-6 классов информационной грамотности: обучение рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы, а также развитие умений искать, анализировать и правильно применять найденную информацию. Пособие предназначено школьным библиотекарям, может быть полезно педагогам дополнительного образования и классным руководителям. Материалы пособия будут интересны учащимся средних классов и широкому кругу читателей.Скачать бесплатно
Развлекалочки-забавлялочки
Международный тест для определения уровня информационной грамотности школьников
Библиотекарям школ, твердо взявшим курс на деятельность с учащимися по формированию их информационной грамотности и культуры, поможет разработанный компанией ETS – крупнейшим в мире разработчиком систем тестирования (среди ее продуктов – TOEFL, GRE, GMAT) в сотрудничестве с Certiport тест для определения уровня информационной грамотности школьников — iCritical Thinking.
Тест позволяет выявить, насколько тестируемый готов решать задачи, требующие навыков критического мышления с помощью информационных технологий.
Тест базируется на концепции информационной грамотности, выделяющей семь основных ИКТ компетенций — умений определять (define), достигать (access), оценивать (evaluate), управлять (manage), интегрировать (integrate), создавать (create) и общаться (communicate).
… Предполагается, что сдавать этот тест смогут школьники, начиная с десятого класса.
…Основное умение, проверяемое с помощью iCritical Thinking – это способность сделать правильные выводы из информации, полученной с помощью компьютерных технологий – будь то несколько сообщений, полученных по электронной почте, электронная таблица или данные, основанные на поиске в сети Интернет.
… Тест можно сдать онлайн. Разработчики гарантируют, что, в случае успешной сдачи, сертификат будет выслан адресату в течение 10 дней. Источник
О правилах поведения в библиотеке мы много раз рассказываем нашим читателям. А может проще один раз показать вот это видео?
Источник: http://metodbloknot.blogspot.com/p/blog-page_7979.html
Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Библиотечный час. | Социальная сеть работников образования
учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.о. Балашиха Московской обл.
- Библиотечный час.
- Цель урока.
- Привлечение внимания младших школьников к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепление живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
- Задачи урока.
- Развитие у школьников уважения к книге.
- Воспитание уважения к книге.
- Включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
- Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
- Позиционирование городской библиотеки как интеллектуального и информационного досугового центра.
- Консолидация усилий школьных коллективов, родителей для поддержки библиотек и популярности чтения.
Урок проводится в форме заседания «Клуба Почемучки» с использованием литературной игры.
Оборудование: 1. Музыкальные фрагменты из м/ф «Кот Леопольд», «Каникулы в Простоквашино», Как львенок и черепаха пели песню», «Бременские музыканты».
2. Карточки с названием произведений и карточки с авторами этих произведений.
3. Карточки с изображением туфельки, корзинки с пирожками, яйца, сапога, стрелы, невода с рыбкой, банки с вареньем, телефона.
4. Выставка книг, названия которых упоминаются на занятии.
5. Эмблемы команд.
Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Давайте начнем нашу встречу с загадки:
- Склеена, сшита, без дверей,
- А закрыта.
- Кто ее открывает,
- Тот много знает.
- (книга)
Книга — удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие – то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.
- Книга поможет
- Узнать обо всем:
- Про одежду и дом,
- Про собаку и кошку.
- Про всех понемножку.
- В веселых стихах
- О разных часах;
- О числах и счете
- Тоже прочтете.
- О мудрости древней,
- Про лето в деревне.
- Веселые стихотворения
- Про изобретения,
- Про случаи в школе
- И про добычу соли.
- Всего и не счесть.
- Не лучше ль прочесть?
Кто же придумал книгу? Кто стал самым первым чудесником?
Никто. Такого изобретателя не существует. Ведь люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, только вот записывать все это научились не сразу. Но вот появились буквы. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… И долгое время книги были рукописными.
Представляете, сколько труда уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки!
Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины. Далеко ушла современная книга от своих древних предков.
Она стала легче, радует глаз разноцветием переплетов. И все-таки современная книга сохранила в своем облике черты, которые складывались веками.
Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских работников и множества других.
А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем? (Ответы детей.)
- Сейчас мы с вами услышим одну историю и попробуем сделать правильные выводы.
- Инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки».
- Ведущий. Однажды встретились две книжки,
- Разговорились меж собой.
1 книжка. – Ну, как твои делишки?
Ведущий. Одна спросила у другой.
2 книжка. – Ох, милая, мне стыдно перед классом.
- Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
- Да что обложки… Оборвал листы!
- Из них он делает кораблики, плоты
- И голубей…
- Боюсь листы пойдут на змей,
- Тогда лететь мне в облака!
- А у тебя целы бока?
- 1 книжка. – Твои мне не знакомы муки,
- Не помню я такого дня,
- Чтобы, не вымыв чисто руки,
- Сел ученик читать меня!
- А посмотри-ка на мои листочки:
- На них чернильной не увидишь точки.
- Про кляксы я молчу –
- О них и говорить-то неприлично…
- Зато и я его учу
- Ни как – нибудь, а на «отлично».
2 книжка. Ну, мой на тройках едет еле-еле.
- И даже двойку получил на той неделе.
- Ведущий. В басне нет загадки:
- Расскажут напрямик
- И книжки и тетрадки,
- Какой ты ученик.
Библиотекарь. Какую книгу приятнее держать в руках? А что для этого надо делать?
Народная мудрость гласит, что «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.
Очень часто книги помогают в выборе профессии. И у нас сегодня на уроке гость, который расскажет о том, какую роль в выборе его профессии сыграла книга. Это…(заведующая читальным залом библиотеки).
Учитель. А сейчас мы посмотрим, как хорошо и много вы читаете. Мы проведем литературную игру «Знатоки литературы».
- Представление команд.
- 1 команда «Читатели».
- Девиз «Чтобы много знать, надо много читать».
- 2 команда «Книголюбы»
- Девиз «С книгой поведешься – ума наберешься».
- ИГРА
На лепестках ромашки написаны рубрики игры. В середине стоит юла со стрелочкой. Команды по очереди крутят юлу и получают задание.
У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы всех интересующих его людей. Вот посмотрим, какие персонажи попали в нашу картотеку. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию.
Предлагаем фоторобот.
- Животное. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни-Пух)
- Мальчик. Родители-бедняки. Издает стойкий запах лука. На голове зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
- Пожилой мужчина. Столяр. Особые приметы: нос сизого цвета. (Джузеппе)
- Животное. Место обитания-Африка. Отличительная черта характера-любопытство. Особые приметы: после встречи с крокодилом на реке Лимпопо его нос стал очень длинным. (Слоненок из сказки Р. Киплинга)
- Кукла. Место работы: кукольный театр. Отличительная черта характера: воспитанность. Особая примета- волосы голубого цвета. (Мальвина)
- Человек. Сделан из железа. Профессия: дровосек. Боится воды. Самое заветное желание- получить сердце.(Железный дровосек. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
- Животное. Место жительства – деревня Простоквашино. Профессия – охотник. Происхождение – «из простых, не из породистых».(Пес Шарик)
А знаете ли вы как устроена книга? Чтобы стать умелым читателем, надо знать как она устроена. Тогда даже не начав читать, ты узнаешь о чем она.
- Она защищает книгу от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет, кто автор книги и как она называется.(Обложка)
- На нем обычно написано то же что и на обложке, но более подробно. На его обороте или в самом конце книги обычно сообщается ,для людей какого возраста она написана. (Титульный лист)
- Это короткий рассказ о книге. Иногда это 2-3 фразы, но о самом главном. Перед тем как взять книгу, прочтите его. Это поможет сделать правильный выбор. (Аннотация)
- Это может быть рисунок, фотография, чертеж, если книга про то как сделать что-то своими руками, или про то, как устроена машина, прибор. (Иллюстрация)
- В нем перечислены все произведения, вошедшие в книгу в том порядке, в каком они напечатаны в ней. (Содержание)
- Иногда в конце книги автор помещает текст, в котором объясняет значение непонятных слов. Например, читая книгу о море или путешествиях, необходимо знать морские термины , чтобы понять о чем идет речь. (Словарь)
По игроку от каждой команды рекламируют книгу.
Угадайте по песенным фрагментам, из каких произведений они взяты.
- «Кот Леопольд»
- «Каникулы в Простоквашино»
- «Как львенок и черепаха пели песню»
- Бременские музыканты»
Работа в командах. Соедини автора и его произведение.
«Снежная королева» Х.К. Андерсен.
«Барсучий нос» К.Г. Паустовский.
«Листопад» И. Бунин.
«Фантазеры» Н.Н. Носов
«Уж небо осенью дышало…» А.С. Пушкин
Угадайте, какому герою и из какой сказки принадлежат следующие предметы. Попробуйте назвать автора этих произведений.
(На карточках нарисованы предметы из сказки)
- Туфелька («Золушка» Ш. Перро)
- Стрела (Р.н.с. «Царевна-лягушка»)
- Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро)
- Яйцо (Р.н.с. «Курочка Ряба»)
- Невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- Телефон («Телефон» К.И. Чуковский)
- Банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен)
- Корзинка с пирожками (Р.н.с. «Маша и медведь»)
Подведение итогов игры. Награждение игроков.
Библиотекарь. Наше занятие хотелось бы закончить словами Франческо Петрарко: «В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас»
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/11/04/bibliotechnyy-chas
Библиотечный час "Откуда к нам пришла книга?"
Библиотечный час. «Откуда пришла к нам книга?»
- Цели:
- Воспитание любви к книге, интереса к чтению.
- Расширение знаний учащихся об истории книги.
- Библиотекарь:
- Наш информационный час я хотела бы начать с притчи.
Было среди холмов селение. В центре его лежал большой камень. Люди считали его волшебным. В этом селении жили два брата – Унас и Руд. Их родители умерли и оставили им в наследство большой слиток золота и много – много мудрых книг. Каждый из братьев хотел владеть слитком золота. Это лучше, думали они, чем иметь большую библиотеку.
Прошел год, два. А братья так и не смогли разделить наследство. Тогда жители селения собрались около зеленого камня и просили у него совета, как рассудить братьев.
Вдруг из камня вышла девушка. Она взяла слиток золота и положила его на чашу весов. Затем взяла одну страницу мудрой книги и положила ее на другую чашу весов. Все застыли от удивления. Одна пожелтевшая от времени страница книги перевесила слиток золота.
Не сказав ни слова, девушка вошла в камень и исчезла.
— Как вы считаете, почему так произошло? Что является истинным богатством – золото или книга? Почему мудрая книга дороже золота? (дети высказывают свое мнение)
— Каково значение книги в жизни человека? Ваши размышления по этому поводу?
Библиотекарь:
Вы правы, ребята. Роль книги в жизни человека бесценна.
1 чтец:
Книга! Великое слово!
- Я оду тебе пою!
- Тебя от души воспеваю.
- Люблю я тебя, люблю!
- 2 чтец:
- Оду пою я книгам –
- Не в силах я им изменить.
- Они только могут в мире
- На все яркий свет пролить.
- Библиотекарь:
Ребята, а задавали ли вы себе вопрос: из чего состоит книга? Кто может их назвать?
( книга состоит из обложки, названия, страниц, оглавления)
Библиотекарь:
Правильно. В книге всегда есть автор или группа авторов. Книга может состоять из одного или нескольких произведений. В книге могут быть иллюстрации, комментарии.
- 3 чтец:
- Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
- С тобой интересным бывает досуг.
- Ты учишь правдивым и доблестным быть.
- Природу, людей понимать и любить.
- Тобой дорожу я, тебя берегу.
- Без книги хорошей я жить не могу!
- Библиотекарь:
А теперь давайте попробуем узнать о том, как появилась книга на земле. Посмотрите, что лежит у меня на столе.( листья деревьев, камни, куски коры, кусочки глины). Как вы думаете, почему эти предметы здесь? (ответы детей).
Книга живет уже несколько тысячелетий. Но не всегда была такой, какой вы видите ее сейчас.
Писали книги от руки. В Древнем Вавилоне писали острой палочкой на куске мягкой глины, затем обжигали глину в печи. Такие книжные страницы были долговечны, но очень неудобны. И тогда человек стал думать: как сделать так, чтобы книга была не тяжелой и долговечной?
В 1951 году ученые нашли кусочки бересты. Берестяная грамота – так назвали находку – очень заинтересовала ученых. В последующие годы было найдено более 900 грамот из бересты.
Ребята перед вами на столах лежат кусочки пазла. Из этих кусков составьте, пожалуйста, слово, обозначающее материал, из которого была сделана первая настоящая книга.
(учащиеся работают в группах и составляют слово «папирус»)
Папирус – странное растение с длинным голым стеблем и кистью цветов наверху. Из папируса делали длинные ленты, которые накручивали на палочку с ручкой. Читали папирусный свиток так: левой рукой держали палочку, а правой разворачивали текст.
Позже материалом для изготовления бумаги стали использовать волокна бамбука.
Настоящую бумагу, на которой мы пишем сегодня, люди научились изготовлять две тысячи лет назад. Бумагу изобрели в Китае. Первые книги были рукописными. Книги писали писцы монахи. В середине 15 столетия в Германии появился первый печатный станок.
Первым книгопечатником был Иван Федоров.
Самые, самые…
Самая маленькая книга «Хамелеон» А.П.Чехова. Размер меньше одног о миллиметра. К книге прилагается микроскоп.
Самая большая книга 16 листов 18 килограмм каждый, находится В Токио.
Самая распространенная книга – Библия.
Самая дорогая книга «Лестерский кодекс – трактат о воде, земле и небесных телах» Леонардо до Винчи. Стоимость книги 22 миллиона долларов.
- Викторина:
- — Какие книги были в старину?
- — Кто создавал рукописные книги?
- — Из чего делали книги?
- — Как называли книги из бересты?
- — Что такое термы?
- — Где изобрели бумагу?
- Как бы жили мы без книг?
- Мы дружны с печатным словом, Нет нельзя себе представить,
- Если б не было его, Что б такой момент возник,
- Ни о новом, ни о старом И тебя могли оставить
Мы б не знали ничего! Все герои детских книг.
- Ты представь себе на миг, Книге смелой, книге честной,
- Как бы жили мы без книг? Пусть немного в ней страниц,
- Что бы делал ученик, В целом мире, как известно
Если не было бы книг. Нет и не было границ!
- Если б все исчезло разом, Ей открыты все дороги,
- Что писалось для детей: И на всех материках.
- От волшебных добрых сказок Говорит она на многих
До волшебных повестей? Самых разных языках.
Ты хотел развеять скуку, Слава нашей книге детской,
На вопрос найти ответ. Переплывшей все моря!
Протянул за книжкой руку, Слава нашей книге детской,
А ее на полке нет! Начиная с букваря!
Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/bibliotiechnyi-chas-otkuda-k-nam-prishla-knigha
Классный час "Мудрые книжные полки"
- Тематический информационно-познавательный классный час
- «Мудрые книжные полки»
- Какие бы общественные сдвиги
- Не двигались, а их не сосчитать,
- Библиотеки выдавали книги,
- Читальни их давали почитать.
- Просили на дом,
- Записи вели на очередь.
Когда? Через неделю.
- И в общих залах допоздна сидели
- Во всех углах моей родной земли.
- Пока библиотечный институт
- Работает, на полки книги ставят,
- Нас никакие бомбы не сметут,
- Нас никакие орды не раздавят.
- Б.Слуцкий
- Цели:
-
Ознакомить учащихся с историей появления библиотек на земле.
-
Показать роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации.
-
Способствовать пониманию значения использования библиотеки в развитии собственных знаний.
-
Способствовать развитию умения слушать, понимать и добывать информацию.
Подготовительная работа:
- Подготовить информацию для учащихся из истории библиотек.
- Провести анкетирование учащихся в рамках темы информационного часа.
- Подготовить небольшие рассказы и фоторассказы о библиотеках города Кирова силами учащихся класса.
- Предложить учащимся провести акцию «Любимую книгу в хорошие руки».
- Провести конкурс на оригинальную закладку в книгу для детей в приюте.
Оборудование:
- Снимки библиотек мира.
- Снимки библиотек города Кирова.
- Тексты для чтения.
- ПК
- Экран.
- Проектор.
- Презентация.
- Ход информационного часа
- Основная часть.
- 1. — Рассказ Кати Кравченко:
Когда в 1933 году в Германии пришли к власти фашисты, первое, что они сделали, — начали жечь книги, причем те книги, которые любил и почитал их народ. Это были книги немецких авторов и зарубежных, взрослые книги и детские. В огонь попали сказки братьев Гримм, которые и мы любим, читать и сегодня, сказки Андерсена и другие популярные книги.
- — Как вы думаете, почему фашисты сжигали детские книги?
- — Почему было запрещено посещение библиотек?
- — Почему все, кто хотел посещать библиотеку, были врагами фашистов?
Ребята! Посмотрите внимательно на эти фотографии и назовите тему нашего информационного часа. Вы правы, наш разговор пойдет о библиотеке. Эпиграфом классного часа я выбрала стихи известного русского поэта Бориса Слуцкого:
- Пока библиотечный институт
- Работает, на полки книги ставят,
- Нас никакие бомбы не сметут.
- Нас никакие орды не раздавят.
- — Как вы думаете, почему поэт посвятил библиотекам такие слова?
- (Ответы учащихся)
- Да, ребята, библиотека – это просвещение, это возможность взять в руки величайшее изобретение человечества – книгу, которая помогает человеку стать умнее, лучше, добрее.
Вы правы, ребята, библиотека – это хранилище человеческой памяти. И пока мы читаем и храним книги, в которых наша история, культура, обычаи и традиции, мы живы, живет наша страна, живет наш народ.
Как в жизни человека появилась библиотека, нам поможет узнать статья, которую я перепечатала из энциклопедии. Эта статья лежит у каждого на парте. Саша, прочитай нам ее.
Библиотека – это попытка соединить все то, что написано человеком. Первые попытки создать библиотеки еще были до Рождества Христова. Это подтверждают раскопки ученых, которые нашли глиняные дощечки с надписями. Эти дощечки относятся к 800 году до н.э. Именно эту находку часто называют первой библиотекой.
Первые книги писались на глиняных дощечках иероглифами. Такие дощечки собирались в древних храмах, куда просвещенные люди приходили помолиться и могли прочитать книгу.
Самые большие собрания глиняных библиотек были собраны во дворцах правителей и царей.
У египтян тоже были свои библиотеки. Об этих библиотеках заботились жрецы – хранители храмов. Книги в египетских библиотеках представляли собой рулоны папируса.
Самой большой библиотекой древности была библиотека города Александрии в Египте, которая содержала более 700 тысяч папирусных свитков. Свитки были систематизированы и распределены по разделам.
- В Римской империи появились публичные библиотеки, которые открывались в местах скопления народа: в банях и в местах, где проходили собрания.
- С этого времени и началось увлечение сбором книг для собственных библиотек.
- Однако надо заметить, что библиотеки первыми страдали от нападения врагов, грабежей и пожаров.
- Сегодня степень развития любой страны оценивают по количеству и оснащенности библиотек.
- Какую интересную информацию вы узнали из статьи в энциклопедии?
- Когда появились первые библиотеки?
- Какие библиотеки получили название публичных библиотек?
- Кто является врагом библиотек?
- Так ли важно в стране иметь библиотеки?
Я пришла впервые в библиотеку, когда мне было 6 лет. Первую книжку, которую я взяла почитать в библиотеке, была сказка «Репка».
Я провела с вами анкетирование. Вы отвечали на вопросы.
Вот результаты ваших ответов:
— А когда вы впервые пришли в библиотеку? ( 5, 6, 7 лет)
— Нравится ли вам посещать библиотеку? Все ответили – «ДА».
— Как часто вы посещаете библиотеку? (Итоги: 2-3 раза в неделю. )
— Посещают ли библиотеку ваши родители? Многие посещают, но не все.
— Какие библиотеки они посещают? Имени А. Герцена, школьную, библиотеку № 7, имени А.Лиханова.
- Мы убедились с вами в том, что библиотеки имеют огромное значение в жизни людей.
- — Знаете ли вы, ребята, какие виды библиотек бывают?
- Библиотеки могут быть для взрослых и детей и по различным отраслям знаний:
- Детские
- Школьные
- Университетские
- Исторические
- Политехнические
- Медицинские
- Педагогические
- Театральные и другие.
В нашем городе 42 библиотеки. В каждой школе есть библиотека.
Вы побывали в нескольких библиотеках нашего города. Сейчас мы послушаем ребят, которые хотят с вами поделиться своими впечатлениями.
(Заслушивание выступлений детей)
Я хочу познакомить вас, ребята, со стихотворением, посвященным библиотеке. Послушайте его внимательно. Определите отношение автора стихотворения к библиотекам.
- Грезы в библиотеке
- Я сижу в библиотеке, полный смутными мечтами,
- На меня же смотрят книги золотыми корешками.
- И мне грезится: в тех книгах души авторов сокрыты.
- Их страдания и чувства в тех листах печатных влиты.
- Все, что жгло их и терзало, все их мысли и стремленья,-
- Все живет бессмертной жизнью здесь во славу просвещенья.
- Самый воздух здесь священен, здесь незримыми крылами
- Тени авторов великих веют в воздухе над нами.
- Л. Пальмин
- — Какие чувства испытывает автор при посещении библиотеки?
- — Что вы испытываете, когда попадаете в библиотеку?
- — вы любите читать в библиотеке или сразу забираете книгу домой?
- — всегда ли вы можете взять в библиотеке книгу, которая вам нравится?
- ИГРА: А можно ли с книгой поиграть?
А теперь мы с вами должны познакомиться со словами, которые относятся к теме нашего информационного часа. С ними нас познакомит библиотекарь нашей библиотеки – Валентина Петровна.
Абонемент – это отдел библиотеки, в которомкниги стоят в определенной последовательности:
- По разделам
- По отраслям знаний
- По темам
- По алфавиту
Зайдя в отдел, который открыт для доступа читателей, каждый может выбрать интересующую его книгу, подойти к библиотекарю, который запишет книгу в карточку читателя.
Каталог – это указатель всей литературы, которая есть в библиотеке. Если книги нет на открытых для доступа полках, читатель может справиться об интересующей его книге с помощью каталога.
На каждую книгу в каталоге заведена специальная карточка, в которой указаны следующие данные о книге и ее авторе:
- Ф.И.О. автора книги
- Название книги
- Год издания книги
- Издательство
- Краткая аннотация к книге или краткое ее содержание.
Библиограф — это работник библиотеки, который знает содержание каталога библиотеки.
Читальный зал – это помещение, в котором читатель может поработать с литературой, почитать ее, сделать необходимые записи.
Ребята! А про библиотечные загадки забыли? Нет? Тогда я вам предлагаю отгадать, о чем идет речь в этих загадках.
Слово Валентине Петровне:
- Бывает очень старой, бывает молода,
Но умным быть научит она тебя всегда. Книга.
- В зданье этом навсегда поселилась тишина.
Здесь не место шуму, крику, здесь становишься ты умным.
Здесь нельзя жевать конфеты и бумажками шуршать.
Что за зданье? Хочешь знать? Расскажу тебе про это.
Здесь для книжек интернат. Здесь живет …библиотека.
- Я пришел в библиотеку, книжку нужную ищу.
- Ох, ребята, трудно это так, что я грущу.
- Но сказал библиотекарь: здесь ответственный момент!
- Нам поможет в этом деле наш отдел…абонемент.
- В библиотеке есть укромный уголок,
- Что тайны книжные открыть поможет.
- Он называется красиво…каталог,
- Читатель без него прожить не может.
- Географ или хореограф? Друзья, я все опять забыл.
- Ах, да, конечно…библиограф общенье с книгой подарил.
- Про выход книги и тираж он мне с улыбкой рассказал.
- Теперь, ребята, я всегда пойду за книгой в этот зал.
- Кто устал? Я устал? Кто-то вам, друзья, соврал!
- Я бегу, бегу скорее в школьный наш… читальный зал.
- Здесь такая красота, здесь уют и чистота,
- Здесь ровными рядами ждут читателя с утра.
- Здесь люблю читать часами, здесь общаюсь я с друзьями,
Что живут в развалах книжных. Этот мир мне очень близок.
Я – любитель-книгочей. С книгой в жизни веселей!
Чтобы библиотечные книги служили дольше правильные читатели
пользуются закладками. Готовясь к этому информационному часу, мы решили сделать закладки для книг для ребят в подшефный приют и в больницу, куда мы в сентябре собрали канцтовары.
Там есть совсем еще неумелые дети. Вот им мы с вами закладки и подарим.
Сейчас мы должны продемонстрировать результаты своей работы над закладками. Самые лучшие, самые красивые закладки для книг мы с вами отправим ребятам. Я думаю, им будет приятно. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
(Ребята прикрепляют свои закладки на специальную доску. А потом лучшие сложить в большой конверт, на котором написано: «С любовью к людям и к книге!»)
Рефлексия. А зачем тебе нужна библиотека? Как вы думаете?
Вот и подошел к концу наш информационный час, посвященный библиотеке. А закончим мы чтением стихотворения о нас с вами, о читателях, о тех людях, которые любят книгу, идут в библиотеку, чтобы стать умнее, лучше, грамотнее и добрее.
- Читатели
- Мечтают взять книгу в руки,
- Перелистать страницы.
- Читают, но не от скуки
- И не затем, чтобы забыться.
- Читают в трамвайном лязге,
- Читают в метрополитене.
- Читают не по указке,
- Читают не из почтенья.
- Читают и не считают,
- Что тратят время впустую.
- И даже предпочитают
- Простым повестям непростую.
- Ночами не свечи тают,
- А электричество блещет.
- Всю ночь, да и две читают.
- Не те, так иные вещи.
- И книгу закрыть неохота,
- Хотя за окном светает.
- Читают не для отчета,
- Не из расчета читают.
- Никандрова Алефтина Леонидовна МБОУ СОШ № 70 города Кирова
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-mudrye-knizhnye-polki.html