Беседа в детском саду в подготовительной группе. времена года в лесу

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте поговорим о таком понятии, как год. Как вы думаете, что это такое? Год — промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца — 12 месяцам. За год планета Земля делает один полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.

Знаете ли вы, какую форму имеет планета Земля? Она напоминает шар. Земля быстро мчится в космическом пространстве, участвуя сразу в нескольких движениях; во-первых, она вращается вокруг своей оси и, во-вторых, вокруг Солнца.

За год Земля обернется вокруг своей оси 365 и ¼ раза! Время полного оборота нашей планеты вокруг ее оси называется сутками. В сутках 24 часа. В обычном году 365 суток, а в високосном, наступающем раз в четыре года, — 366.

Откуда же берутся дополнительные сутки? А вот откуда: ¼ часть суток равна шести часам. За четыре года набегает 24 часа, т.е. целые сутки. Их добавляют к самому короткому месяцу года — февралю.

Поэтому в високосном году в феврале не 28, а 29 суток.

  • Межпланетный корабль
  • Летит Земля, в пути пересекая
  • 12 месяцев, 12 разных стран.
  • Вот сентября корона золотая,
  • Вот мая изумрудный океан.
  • Летит Земля, летит в волнах эфира.
  • Круг совершая в звездной полумгле.
  • А мы с тобою только пассажиры
  • На этом межпланетном корабле!

Когда начинается год? Разные народы определяли его начало по-своему. В Древней Руси наступление нового года было связано с пробуждением природы от зимнего сна. Поэтому начало года отмечали 21 марта — в день весеннего равноденствия. Как вы думаете, что такое равноденствие?

Это такие сутки в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова.

Традиция встречать Новый год в марте продолжалась на Руси вплоть до 1342 года. А с 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. В этом также заложен глубокий смысл, ведь к этому времени крестьяне заканчивали многие полевые работы, собирали урожай зерна, овощей и фруктов. В жизни людей начинался новый зимний период.

А когда мы отмечаем приход Нового года? У нас он наступает в ночь с 31 декабря на 1 января. Такой обычай ввел в России царь Петр I в 1700 году. Он повелел всем жителям встречать праздник торжественно, украшать дома и площади зелеными красавицами елками, наряжать их, жечь на улицах костры, водить хороводы, устраивать фейерверки, дарить друг другу подарки.

  1. За что мы любим Новый год?
  2. За что мы любим Новый год?
  3. За то, что он с собой несет
  4. Подарки, поздравления,
  5. Концерты, представления,
  6. Хороводы и веселье
  7. Под густой смолистой елью.
  8. Мы в морозный звездный вечер
  9. Провожаем старый год.
  10. Знаем, что ему навстречу
  11. Новый молодой идет!

В новогодний праздник отмечают день рождения всего года. «Как Новый год встретишь, так его и проведешь», — давно заметили люди.

Беседа в детском саду в подготовительной группе. Времена года в лесу

Давайте поговорим о том, когда отмечали, да и сейчас отмечают Новый год в других странах. В еврейском календаре Новый год начинается осенью — в сентябре или октябре. Это связано с появлением на небе молодого месяца.

Новый год по восточному календарю наступает после новолуния между двадцатыми числами января и февраля и посвящается какому-либо животному: лошади, овце, обезьяне, петуху, собаке, свинье, крысе, быку, тигру, кролику, дракону, змее.

У древних греков начало года совпадало с серединой зимы, с самыми короткими зимними днями, когда «солнце на лето поворачивает». Позже стали встречать Новый год в самые длинные, летние дни, когда «солнце поворачивает на зиму». В наши дни в Греции отмечают праздник с 31 декабря на 1 января.

Год делится на четыре сезона или времени года. Какие из них вы знаете? Правильно! Зима, весна, лето и осень. Рождение Нового года мы отмечаем зимой, поэтому давайте вначале побеседуем об этом времени года.

Какой вы представляете зиму? Снежной, морозной со льдами и сугробами, Что случается зимой с водой в реках, озерах и прудах? Конечно, вода в водоемах замерзает. Недаром говорится: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь — с мосточками».

Зимой вьюги играют белыми снежными лентами, то завивают, то развивают их, а метели заметают дороги и тропинки.

  • Зимушка-зима
  • Приехала на тройке
  • Коней быстрых, бойких
  • Зимушка-краса,
  • Ледяная коса,
  • В белой шубке до пят.
  • Стала тешить ребят.
  • Махнула рукавом правым —
  • Инеем покрылись травы,
  • Махнула рукавом левым —
  • Земля заледенела.
  • Ударила молоточком.—
  • Сковала реку мосточком.
  • Взяла лыжи, сани,
  • Ребятишек манит:
  • «Выходите на простор
  • Да с крутых катайтесь гор!»

Следом за зимушкой-зимой приходит весна-красна. Солнце поднимается выше, греет сильнее. Тают снега и льды, звенит капель, шумят весенние воды, плывут по рекам льдины. Прилетают из теплых стран перелетные птицы и начинают вить гнезда. Деревья одеваются листвой, а земля — травой и цветами. Все оживает и обновляется.

  1. Вешние воды
  2. Пахнет вешней влагой
  3. Ветерок сырой.
  4. В ямах и оврагах
  5. Снег лежит горой.
  6. Щука разбивает
  7. Лед в реке хвостом,
  8. А весна ломает
  9. Золотым шестом.
  10. Зашумели воды,
  11. Льдины понеслись
  12. Дружным хороводом
  13. По теченью вниз.
  14. Так сильна водица,
  15. Даст земле напиться
  16. Щедрая река,
  17. Зеленью гордиться
  18. Станут берега.
  19. Вырастет густая
  20. На лугах трава,
  21. В речке заиграют
  22. Окунь и плотва.
  23. Раз вода большая —
  24. Значит, хороши
  25. Будут урожаи
  26. Ячменя и ржи!

На смену весне приходит долгожданное жаркое лето. Летом всё буйно растет, цветет, созревает.

  • Лето
  • Лето, лето — птица залетная!
  • Залетела ты в наши края.
  • Медом пахнут травы болотные,
  • Крылья бабочек — как кисея.
  • Погости у нас, лето красное,
  • Побалуй нас теплым деньком
  • Да порадуй зорьками ясными,
  • Одари золотым медком!

Беседа в детском саду в подготовительной группе. Времена года в лесу

Какое время года наступит вслед за летом? Ну конечно, осень. Давайте вспомним ее приметы. Дни становятся короче, пасмурнее. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся пестрыми: ярко-желтыми, красными, золотисто-оранжевыми, а то и лиловыми. Постепенно они высыхают и падают на землю, устилая ее пышным, нарядным покрывалом.

Осенью растения и животные готовятся к долгой, холодной зиме. А люди благодарят осень за щедрый урожай, собранный с полей и огородов, за лесные подарки — орехи, поздние грибы и ягоды.

  1. Осень-златовласкса
  2. Осень, осень-златовласка,
  3. Ты приходишь к нам из сказки.
  4. Как прекрасен твой убор,
  5. Янтарем горит узор!
  6. Тихо бродишь на приволье
  7. По лесам и по долинам.
  8. Тебя встретим хлебом-солью,
  9. Гроздью алою рябины.

Беседа в детском саду в подготовительной группе. Времена года в лесу

В народе времена года сравнивают с возрастом людей: весна — это детство и юность человека, лето — расцвет жизни, осень — зрелые годы, зима — старость. «Молодой зелен, старый сед» — так гласит русская поговорка.

Почему же одно время года сменяется другим? Это объясняется тем, что Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло.

Годы проходят, складываются в десятилетия, а десять десятилетий составляют век. Значит, век содержит ровно 100 лет!

Послушайте сказку.

Волшебный попугай

Утром Ира подошла к окну запорошенному снегом. От окна тянуло холодом. Девочка поежилась и с грустью подумала: «Какая долгая зима… Скорей бы весна наступила!»

Вчера шел снег с дождем, и Ира промочила ноги. Теперь у нее болело горло. Уходя на работу, мама приготовила девочке теплое питье и велела завязать горло шерстяным шарфом.

Ира выпила молока с медом, прилегла на диван и раскрыла книжку о временах года. Девочка листала страницы, рассматривая яркие картинки, на которых художник искусно нарисовал зиму, весну, лето и осень.

В это время большой яркий попугай Арсений позвал девочку:

— Ира, Ирочка! Я вижу, ты заболела и грустишь. Хочешь, я тебя развеселю? Я ведь не простой попугай, а волшебный.

Ира удивилась. Она, конечно, знала, что Арсений любит поболтать. Но так долго и связно он еще никогда не говорил! Девочка подошла к клетке и открыла ее. Арсений тут же вылетел и уселся Ире на плечо.

— Видишь, Арсик, всё зима да зима, скорее бы весна пришла. Зимой я часто болею. Вот и приходится целыми днями дома сидеть.

— А хочешь побывать в стране, где не бывает ни морозов, ни снега, ни льда?

— Конечно, хочу! — воскликнула Ира. — Но как это сделать?

— Очень просто, — ответил Арсений. — Возьми у меня из хвоста ярко-зеленое перышко, взмахни им, и мы с тобой попадем в Страну вечного лета.

— А тебе не будет больно? — спросила Ира.

— Не будет! Ведь это особенное перышко, я даже не почувствую ничего.

Ира нерешительно прикоснулась к перышку в пышном хвосте Арсения, и оно само упало ей на ладонь. Девочка быстро взмахнула перышком, и тут случилось чудо!

Ира и Арсений оказались на берегу океана. Девочка удивленно оглядывалась по сторонам, а попугай взлетел на ветку какого-то диковинного дерева и стал клевать ягоды. Ствол дерева от корня до самой макушки был увит зелеными лианами.

— Вот мы и оказались в Стране вечного лета. В этих местах никогда не бывает ни зимы, ни весны, ни осени, круглый год созревают фрукты и ягоды, поют птицы, — прокричал попугай.

— А здесь всегда такая жара? — спросила Ира, снимая с себя теплый вязаный свитер и шарф.

— Днем всегда. Но к вечеру соберутся тучи и начнется ливень. Он будет идти всю ночь, а утром снова станет жарко и влажно. Так повторяется в этой стране изо дня в день, из года в год! Так что не будем тратить время — пора строить шалаш из веток.

Постепенно на небе сгустились тучи, и хлынул проливной дождь. Ира и Арсений спрятались в шалаше, но ливень был таким сильным, что вскоре вода просочилась сквозь ветки и листья. Одежда на девочке стала влажной.

— Нет, Арсик, в этой стране мне не очень нравится. Давай отправимся в другие края.

— Хочешь попасть в Страну вечной осени? Там не жарко, много плодов, всё золотисто-желтое, очень красивое.

— Хочу! — с радостью согласилась Ира.

— Тогда возьми желтое перышко из моего хвоста и взмахни им.

Ира так и сделала. Тотчас друзья оказались в стране, где всегда царит осень. Здесь было так красиво! Высокие горы казались покрытыми золотистыми мехами, под ногами шуршали алые, желтые и лиловые листья.

Ира собрала их в пышный букет и присела на ствол упавшего дерева.

— А где же цветы? — спросила она, рассматривая букет из осенних листьев.

— В Стране вечной осени нет ни цветов, ни зеленой травы, ни бабочек, ни стрекоз. Здесь можно полюбоваться разноцветными листьями, алыми гроздьями рябины, калины, боярышника и найти грибы или орехи.

В это время заморосил мелкий холодный дождь. Ира поежилась и опять завязала горло шарфом.

— Послушай, Арсений, а давай побываем в Стране вечной весны. Вот где, наверное, чудесно!

— Что ж, я готов! — согласился попугай. — Бери перышко красного цвета.

Ира взмахнула красным перышком, и они оказались в удивительной стране. Ярко зеленела трава, цвели деревья и кусты, весело щебетали птицы.

— Мне здесь очень нравится! — воскликнула девочка. — Смотри, какой красивый мотылек! А вот пчелка пьет сок из цветка. А как звонко поют птицы!

Ира долго гуляла по лесной опушке, нюхала весенние цветы, любовалась бабочками, а потом присела отдохнуть и даже задремала под шелест березовых ветвей.

А когда проснулась, почувствовала, что очень проголодалась.

— Я хочу есть! Может быть, уже созрели какие-нибудь ягоды? Например, земляника или голубика?

— К сожалению, время ягод здесь никогда не наступит, — покачал головой попугай. — Одни созревают летом, другие — осенью, а мы с тобой находимся в Стране вечной весны.

Ира задумалась: «Значит, в этой стране нет ни ягод, ни цветов, ни фруктов. Здесь не бывает чудесных зимних забав — катания на коньках, лыжах и санках. Здесь нельзя искупаться в реке, послушать шуршание осенних листьев».

— Знаешь, Арсений, мне очень захотелось вернуться домой. Скоро я поправлюсь и пойду с ребятами лепить снеговика и играть в снежки. Вслед за зимой наступит весна, небо станет синим, зазвенит капель, побегут ручейки, и мы будем пускать по ним кораблики.

Потом расцветут подснежники, мать-и-мачеха, зазеленеют кусты и деревья, прилетят птицы. Скворец опять поселится в скворечнике, который повесил в саду папа. А когда закончится весна, придет лето. Можно будет загорать, купаться в реке, кататься на велосипеде.

Читайте также:  О празднике «день семьи любви и верности» для детей

Осенью мы опять поедем всей семьей в лес — собирать грибы и орехи.

Мудрый Арсений внимательно выслушал девочку и заметил:

— Что ж, ты права. Каждое время года прекрасно по- своему. Зима, весна, лето, осень не похожи друг на друга. Взмахни сразу всеми перышками, и мы с тобой отправимся домой.

Ира так и сделала и тут же оказалась в своей уютной комнате на мягком и теплом диване. Арсений дремал, сидя в клетке на жердочке. Его хвост по-прежнему украшали перья ярко-зеленого, желтого и красного цвета. На столе возле дивана лежала раскрытая книга о временах года.

«Неужели мне всё это только приснилось?» — подумала девочка.

Ответьте на вопросы

1. Почему Ира не пошла гулять?

2. Какую книгу рассматривала девочка?

3. Кто предложил Ире отправиться в Страну вечного лета?

4. В каких волшебных странах побывали Ира и Арсений? Расскажите о них.

5. Почему Ира захотела вернуться домой?

6. А как бы вы поступили на месте девочки?

Шорыгина Татьяна Андреевна

Рекомендуем посмотреть:

  • Консультация для родителей в детском саду. Чем занять ребенка осенью
  • Летние рассказы для детей 5-7 лет
  • Стихи про лето для детей 5-7 лет в детском саду
  • Сценарий праздника «Здравствуй, Лето» в детском саду на улице для всех групп
  • Про лето для дошкольников

Источник: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/beseda-o-vremenah-goda-dlja-doshkolnikov-v-starshei-grupe.html

Конспект занятия "Осень в лесу"

  • МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 25 «Колосок»Беседа в детском саду в подготовительной группе. Времена года в лесу
  • Конспект комплексного
  • занятия
  • познавательно — исследовательской деятельности

по теме:

«Осень в лесу».

(РМО для старшей – подготовительной группы)

Подготовила воспитатель: Чиркова Е.А.

Октябрь 2015г.

«Осень в лесу».

  1. Направление: Познавательно-исследовательское развитие.
  2. Образовательная область: Познавательное развитие
  3. Интеграция: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
  4. Виды деятельности: игровая, познавательная, экспериментальная, исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

  5. Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях природы.

  6. Задачи:
  7. Образовательные :
  8. создать условия для закрепления у детей знаний о времени года «Осень», об осенних месяцах, признаках времени года;
  9. способствовать расширению и активизации словарного запаса детей  по теме «Времена года — Осень»;
  10. Развивающие:
  11. содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь;
  12. создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.
  13. познакомить детей с нетрадиционным исполнением картины, совмещая рисование кистью и пальцами .
  14. Воспитательные:
  15. продолжать учить детей наводить порядок на своём рабочем месте по окончании работы.
  16. вызвать эмоциональный отклик у детей на красоту осенних листьев, воспитывать чувство прекрасного.
  17. Словарная работа
  18. Золотая , величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, листопад.

Предварительная работа:беседа о времени года «Осень», чтение и заучивание стихотворений об осени. Знакомство с приметами осени. Рисование на тему: «Золотая осень»«Букет для осени». Наблюдение за осенней природой, сбор листьев, рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, беседа о птицах и животных, наблюдение за рябиной по проекту «Рябинушка».

Оборудование и материалы:ИКТ, слайды о времени года «Осень»; видео — ролик «осень в лесу», гуашь, кисть, тонированный альбомный лист, салфетка, стаканчик для воды, влажная салфетка,полиэтиленовые пакеты, апельсин, кофе, веер, произведения П.И. Чайковского «Октябрь» .

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, встали дружно все в кружок — не опаздывай дружок.

  • Здравствуй солнце золотое ( руки поднять над головой и скрестить)
  • Здравствуй небо голубое (развести руки в стороны вверх)
  • Здравствуй легкий ветерок (покачивание руками над головой)
  • Здравствуй быстрый ручеёк (покачивание руками внизу)
  • Здравствуй утро (отводим правую руку в сторону)
  • Здравствуй день (отводим левую руку в сторону)
  • Нам здороваться не лень (руки скрещиваем к плечам и разводим в стороны)
  • Воспитатель:
  • Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, что это?

Вот художник так художник!Все леса позолотил.Даже самый сильный дождик

  1. Эту краску не отмыл.
  2. Отгадать загадку, просим,Кто художник этот? (Осень)
  3. Дети – Осень.
  4. Воспитатель: Правильно, это осень.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?

  • Дети — Сентябрь, октябрь, ноябрь.
  • Воспитатель: Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
  • Дети: Солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай…
  • Осень прекрасное время года.
  • (Закрываются шторы и включается экран.)
  • 2.Основная часть

Воспитатель: Давайте с вами отправимся в осенний лес. Осень навела в лесу порядок. Поэтому мы должны соблюдать этот порядок. Давайте скажем волшебные слова: влево, вправо повернись и в лесу очутись.

(включаем ролик)

1 — А что такое лес?

Дети: Там растёт много деревьев. Где растут разные деревья.

  1. Воспитатель: А какие деревья растут в лесу
  2. Дети: (ель, берёза, сосна, клён, липа ,осина,)
  3. Игра «Какой лист?»
  4. Воспитатель:
  5. на березе, какие листья?- берёзовые
  6. на рябине – рябиновые
  7. на дубе – дубовые
  8. на клене — клиновые
  9. на осине — осиновые
  10. на липе — липовые

Воспитатель: А что ещё растёт в лесу? (зачем люди ходят в лес?)

  • Дети: грибы, ягоды.
  • 2 -Воспитатель: Кого можно встретить в лесу?
  • Дети: Животных.
  • Воспитатель: Что делают животные осенью?
  • Дети:готовятся к зиме.
  • Воспитатель: А как готовятся к зиме?
  • Дети: Делают запасы на зиму, меняют шубки, готовят себе жилище.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Кто где спит?».я называю животного ,а вы говорите мне где они спят

  1. Лиса — в норе
  2. Волк — в логове
  3. Белка — в дупле
  4. Медведь — в берлоге
  5. Воспитатель: Молодцы.
  6. Игра «Кто что ест?»

3 -Воспитатель: Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. А кто из вас знает стихи про осень? (желающие дети читают стихи, называют автора).

  • ***
  • Под кустом свернулся ёжик, (Вероника)
  • Мокрый и колючий.
  • И косит над лесом дождик,
  • Разгоняя тучи.
  • В листья красные одетый,
  • Улыбается пенёк.
  • Простоял сухой всё лето,
  • А теперь насквозь промок.
  • ***
  • Ходит осень по дорожке, (Соня Х.)
  • Промочила в лужах ножки.
  • Льют дожди
  • И нет просвета.
  • Затерялось где-то лето.
  • Ходит осень,
  • Бродит осень.
  • Ветер с клёна листья
  • Сбросил
  • Под ногами коврик новый,
  • Жёлто-розовый-
  • Кленовый.
  • ***
  • Закружился надо мной (Маша)
  • Дождь из листьев озорной.
  • До чего же он хорош!
  • Где такой ещё найдёшь-
  • Без конца и без начала?
  • Танцевать под ним я стала,
  • Мы плясали, как друзья,-
  • Дождь из листиков и я.
  • Воспитатель: мы немножко засиделись, надо сделать нам разминку.
  • Физминутка.
  • Ветер дует нам в лицо
  • Закачалось деревцо
  • Ветерок всё тише-тише
  • Деревцо всё выше-выше.
  • Воспитатель: А кто мне скажет ,что такое ветер, мы можем его потрогать?
  • Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку.
  • Он нам нужен, чтоб дышать,
  • Чтобы шарик надувать.
  • С нами рядом каждый час
  • Но невидим он для нас!
  • (воздух)
  • Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы с вами дышим? 
  • Дети: воздухом, кислородом.

Воспитатель: Как можно определить воздух? Можем ли мы его увидеть? Дети: Нет.

Воздух как невидимка, он прозрачен.

  1. Эксперимент «Поймай воздух в пакет».

Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Сложите его несколько раз. Смотрите какой он тоненький. Теперь мы надуваем и закручиваем его, он полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Мы его видим?

  1. Дети: Нет.
  2. Воспитатель: Значит какой воздух?
  3. Дети: Невидимый, прозрачный.
  4. Воспитатель: А какого цвета воздух?
  5. Дети: бесцветный

Воспитатель: А теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а затем выпустили.

  1. эксперимент «Воздух без запаха».

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас поднесу тарелочку, что вы чувствуете?(пахнет апельсином)

Воспитатель: Как вы думаете , пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат?(апельсин).

Вывод: Сам воздух запаха не имеет , он ни чем не пахнет , а только передаёт запах.

Воспитатель: Осень удивляет всех изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Осень, какая?

Дети: Разноцветная , золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая…

Воспитатель: проведём с вами такую игру, я начинаю предложение, а вы заканчиваете

4- Игра «Подбери действие»

-Листья осенью (что делают?) – желтеют, опадают и т.д.

-Дождь осенью — моросит, идет ит. д.

  • -Урожай осенью — убирают.
  • -Птицы осенью – улетают.
  • -Деревья осенью — роняют листву.
  • -Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель: Мы с вами говорим об осени. А главным украшением этого времени года что является?

  1. Дети: Лес, деревья, разноцветные листья.
  2. Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья?
  3. Дети: Листопад.
  4. Воспитатель: Какого цвета листья бывают осенью?
  5. Дети: Желтые, красные, оранжевые…-
  6. Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами выполним последние здание
  7. Давайте с вами нарисуем осенние деревья.
  8. Пальчиковая гимнастика
  9. Я хочу построить дом,
  10. (Руки сложить домиком, и поднять над головой
  11. Чтоб окошко было в нём,
  12. (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
  13. Чтоб у дома дверь была,(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
  14. Рядом чтоб сосна росла.(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
  15. Чтоб вокруг забор стоял,Пёс ворота охранял,(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
  16. Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
  17. И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   «бутончик тюльпана»)

(Дети рисуют на альбомных листах деревья под звучание музыки П.И. Чайковского «Осень»).

3. Заключительная часть.

Воспитатель закрепляет рисунки детей на стене.

Дети , посмотрите какой осенний лес у нас получился. Он у нас получился яркий, красивый, золотой.

  • А теперь мы с вами вернёмся в детский сад.
  • влево, вправо повернись и в детском саду ты очутись.
  • Воспитатель:
  • Ребята, в каком лесу мы сегодня гуляли?
  • Как готовятся животные к зиме?
  • Какие приметы осени вы запомнили?
  • Давайте , вспомним , что мы узнали о воздухе?
  • (воздух прозрачный, невидимый, когда воздух движется, получается ветер, воздух не имеет запаха, воздух нужен для жизни людям, животным и растениям).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо отвечали на вопросы . А сейчас попрощайтесь с гостями.

(Дети прощаются с гостями и уходят.)

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-osen-v-lesu-788380.html

Занятие "Путешествие в осенний лес"

Методическая цель: показать методы и приёмы интерактивной работы с детьми младшего школьного возраста.

Цель:

формировать интерес к живой природе.

Задачи:

  • повторить, как дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире природы — как дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий;
  • обобщить знания детей о перелётных и зимующих птицах;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать навыки командного взаимодействия;
  • развитие умения наблюдать, сравнивать, ставить опыты.
  • Формы работы:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • индивидуальная.
  • Методы:

  • словесный: беседа;
  • практический: задания, опыт, звуки животных и птиц;
  • наглядный: картинки осеннего пейзажа, фото животных и птиц (доска, ИКТ), музыкальное сопровождение.
  • Предварительная работа:

  • беседы по теме: “Ранняя, золотая и поздняя осень”, “Как дикие животные готовятся к зиме”, “Серебряная осень”, “Перелётные и зимующие птицы”, “Почему листья меняют цвет осенью?”;
  • составление описательных рассказов об осени;
  • заучивание стихов, пословиц об осени;
  • прослушивание звуков: “трели птиц”, “шум леса”;
  • изготовление шаблонов “осенние листья”.
  • Материал:

    цветные карточки (белые, красные, зелёные, жёлтые). Сюжетные картинки ранней и поздней осени. Мяч. Фото животных и птиц. Белый картон (А4), два силуэта зайца (белый и серый). Листья дуба, рябины, осины, клёна, ивы, тополя, берёзы, вырезанные из плотной цветной бумаги (зелёный, оранжевый, красный, жёлтый) – по 2 шт.

    • Ход занятия:
    • Организационный момент:
    • Воспитатель:

    Здравствуйте ребята! К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

    Сообщение темы:

    Воспитатель:

    Мы отправимся с вами на необычную прогулку по осеннему лесу. Но прежде чем мы пойдём гулять, хочу я с вами поиграть

    Игра: “Когда это бывает?”

    (Раздать детям карточки белые, красные, зелёные, жёлтые)

    Читайте также:  Рассказ про лещину, 2-3 класс

    Воспитатель:

    Я загадаю вам загадки, а вы будете отгадывать и свои ответы сопровождайте поднятием карточек.

    Воспитатель

    : Мы времена года знаем?! Все загадки отгадаем!

    1. Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет,
    2. Когда это бывает? (Зимой)
    3. Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит,
    4. К нам пришла. (Весна)
    5. Солнце печёт Липа цветёт Рожь колосится Золотится пшеница Кто скажет. Кто знает
    6. Когда это бывает? (Лето)
    7. Птицы улетают, Листья опадают, Злится непогода.
    8. Что за время года? (Осень)

    Воспитатель:

    Молодцы ребята! Сейчас мы превратимся в осенний лес, повторяйте за мной волшебные слова. Как только произнесём их, так сразу превращаемся в жителей леса.

    Игра “Воображаемый лес”

    • Деревья качаются раз, Деревья качаются два, Листочки колышутся три,
    • Лесная фигура на месте замри! (Дети превращаются в жителей леса: дерево, куст, зверь, птица, камень…)

    Воспитатель:

    Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу.

    Ребята, посмотрите, какие красивые яркие листья. Я возьму тот, который предо мной. Какой он? (Оранжевый осиновый лист) На нём что-то написано! Видимо это задание для нас.

    Задание: “Найди тень”

    Приложение 1

    Воспитатель:

    А какое время года в нашем лесу?

    Дети:

    Осень!

    Воспитатель:

    Как вы догадались? (На полу лежат разноцветные листья от разных пород деревьев, деревья без листьев)

    Воспитатель:

    Ребята, назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

    — Почему осень называют “Золотой”? (Потому, что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золотые монетки)

    — Жёлтый тополиный лист поднимет тот, кто стоит слева от меня.

    Задание: “Разложить картинки в нужной последовательности”.

    (Обратить внимание детей на картинки с изображением ранней и поздней осени, рассмотреть их и разложить по порядку.)

    Воспитатель:

    Какое время года изобразил на них художник? (Осень) Но почему, на одной картинке деревья одеты в золотой наряд, на другой они “голые” и снег лежит? (Наступила осень, стало холодно, листья стали разноцветными, дует ветер, деревья сбросили листву, приготовились к зиме, солнышко светит, но не греет)

    Воспитатель:

    Деревья к зиме приготовились! А как же звери готовятся к зиме? (Некоторые животные залегают в спячку до весны, остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться)

    — Чем питается медведь зимой? (Ничем, он спит.)

    — Во время зимнего сна температура тела медведя понижается на -5-6 градусов.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете, что зимой делает медведь?

    1 ребёнок:

    — Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнём. Многие считают, что мишка в берлоге сосёт лапу. Но он не сосёт, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет.

    2 ребёнок:

    — Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё и причмокивает губами. Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.

    Воспитатель:

    Кто ещё, как и медведь, спит зимой? (Барсук)

    — В отличие от медведя барсук зимой просыпается – поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую.

    Воспитатель:

    А кто ещё впадает в зимнюю спячку?

    3 ребёнок:

    — Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке. Зимой у многих животных затруднён или отсутствует доступ к корму, поэтому они вынуждены впадать в спячку, чтобы дотянуть до весны.

    Животные, впадающие в спячку, замедляют дыхание, у них снижается температура тела и пульс. Во время спячки у животных замедляются все процессы жизнедеятельности.

    Перед тем, как впасть в спячку, животные усиленно питаются, чтобы накопить достаточно энергии на время спячки.

    Воспитатель:

    А лиса? (Картинка шубы) Меняет свою шубку на более тёплую?

    Воспитатель:

    А белочка? (Картинка белочки рыжей и серой)

    4 ребёнок:

    — Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или… хвостом.

    — А что происходит с зайчиком? (Картинки в серой и белой шубе)

    — Был серый, стал белый? Как вы думаете, почему зайчик становится белым? (Чтобы его не было видно на белом снегу)

    Сейчас мы с вами проведём опыт, правда это или нет? Приложение 2

    — У меня есть белый картон, представим, что это снег.

    — Вот скачет по снегу серый зайчик. Хорошо ли его видно? (Да)

    — А вот скачет зайчик белый. Видно его? (Нет)

    Зайчик белый на снегу не заметен и этим он спасается от хищников?

    Физминутка: “Весёлые зверята”

    Зайка скачет по кусточкам, скачут на двух ногах По болоту и по кочкам. сделав “ушки” из ладоней Белка прыгает по веткам, прыгают, согнув руки Гриб несёт бельчатам-деткам. перед грудью Ходит мишка косолапый, идут вперевалку У него кривые лапы.

    Без тропинок, без дорожек  двигаются в полу приседе,

    Катится колючий ёжик. сделав круглые спинки А чем питается заяц зимой?

    5 ребёнок:

    — В основном зайцы питаются веточками осины, берёзы, а также клёна, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах.

    Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах.

    В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз.

    6 ребёнок:

    — От хищников зайца спасают ноги. Он легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться. Посмотрите на следы зайца. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие – сзади.

    Воспитатель:

    Сейчас возьмём оранжевый кленовый лист. А возьмёт его тот, кто стоит слева от меня четвёртым. Какое задание он нам приготовил?

    “Собери пословицу”

    (делимся на две команды)

    Осень — запасиха, зима — подбериха”.

    “Весна красна цветами, а осень снопами”.

    Воспитатель: И с этим заданием мы справились.Молодцы. Красный дубовый лист возьмёт тот, кто стоит справа от девочки с косичкой.

    Задание: “Помоги закончить предложение”

    (Противоположные слова)

  • Летом небо светлое, а осенью …
  • Летом день длинный, а …
  • Летом тучки ходят высоко, а …
  • Летом деревья стоят одетые в листву, а …
  • Летом люди одеваются легко, а …
  • Летом дети отдыхают, а …
  • Летом дождь тёплый, а …
  • Летом день солнечный, а …
  • Воспитатель:

    Хорошо, справились с заданием!

    А кто ещё живёт в осеннем лесу? (В лесу живут птицы)

    Правильно! Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к отлёту на юг, в тёплые страны. Как называют таких птиц? (Перелётные)

    Назовите их… (Встаём в кружок, передаём мяч против часовой стрелки друг другу и называем одну перелётную птицу)

    Но не все птицы улетают в тёплые страны, некоторые птицы остаются зимовать у нас. Их называют? (Зимующие)

    Назовите их… (Так же в кругу, по часовой стрелке, ответ сопровождать хлопком, левая о левую, правая о правую руку)

    Воспитатель:

    Интересно, какое задание нам приготовил зелёный берёзовый лист? А достанет его тот, кто стоит за мной.

    Задание: “Угадай, кто и что делает?”

    Приложение 3

    (Угадать, чей звук, показать картинку c использованием ИКТ)

    Дятел? — Стучит! (Дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достаёт.) Приложение 4 (Звуки)

  • Воробей? -Чирикает!
  • Ворона? — Каркает!
  • Кукушка? — Кукует!
  • Сорока? — Стрекочет!
  • Медведь? — Ревёт!
  • Волк? — Воет!
  • Змея? – Шипит!
  • Ёж? – Фыркает!
  • — Молодцы ребята! Мы справились со всеми заданиями.

    7 ребёнок:

    Посмотрите, сколько животных собралось на нашей полянке, здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмёмся за руки – человек и природа, будем дружить, бережно относиться друг к другу.

    Воспитатель:

    Ну вот, совершили мы необычную экскурсию в осенний лес. Настала пора возвращаться домой. На экскурсии было хорошо, но мы с вами не раз ещё отправимся в лес и на настоящую прогулку. Навсегда надо запомнить, что необходимо беречь деревья, не пугать животных, покармливать птиц, потому что они приносят пользу людям. Нам надолго запомнится красота и прелесть этой чудесной прогулки.

    (Звучит в записи шум леса, пение птиц, журчание лесного ручья)

    Итог занятия.

    Предложить детям назвать, что показалось самым интересным на занятии каждому из них, о чем хотелось бы рассказать дома, друзьям в школе.

    Воспитатель:

    Мне очень понравилось, как выработали. На память о нашем занятии вы можете взять по одному листочку. Переверните листик и прочитайте, что на нём написано (осенние месяцы).

    Список литературы:

  • Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. — АО «Мэрил», 1994.
  • Научно-методический журнал “Начальная школа”. 2009 г. №12.
  • Молодова Л.П. “Экологические занятия с детьми”, Мн.: Арс, 1996 г.
  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы, Ярославль: Академия развития, 1997
  • Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: природоведение, Ярославль: Академия развития, 1997..
  • “Осень. Часть 1”. О.А. Скорлупова; Москва – 2006 год.
  • “Какие месяцы в году?” Т.А. Шорыгина; Москва – 2000 год.
  • “Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР”. Н.В. Нищева; С-Петербург – 2007 год.“Ознакомление с окружающим миром”. КРО. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева; Москва – 2007 год.
  • “Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми”. Ю.Б. Жихарева-Норкина; Москва – 2008 год.
  • Серия демонстрационных картинок “Круглый год”; С-Петербург – 2004 год.
  • 18.02.2014

    Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/642912/

    Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

    • Ольга Сапожникова
      Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе
    • Цели: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.
    • Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.

    Ход занятия;

    1. Сообщение темы
    2. Посмотри мой милый друг,
    3. Что находится вокруг?
    4. Небо светло- голубое,
    5. Солнце светит золотое,
    6. Ветер листьями играет,
    7. Тучка в небе проплывает.

    8. Поле, речка и трава,
    9. Горы, воздух и листва,
    10. Птицы, звери и леса.
    11. Гром, туманы и роса.

    12. Человек и время года-
    13. Это все вокруг (природа)

    — Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».

    • — А что она означает? (растения, птицы, животные)
    • — А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
    • – Сегодня мы поговорим о сезонных изменениях в природе в разные времена года.
    • -Послушайте внимательно загадки
    • 1) Сиренью пахнет, небо ясно,
    • Трава нежна и зелена.
    • И в сарафане ярко-красном

    Шагает по земле. (весна).

    2) Посмотрите. Что за сказка?

    Всё вокруг в цветах и в красках.

    Сколько золотого света!

    Ну конечно, это -. (лето).

    1. 3) Серые тучи по небу плывут.
    2. Клин журавлей улетает на юг.
    3. В небо взметнулись верхушки сосен.

    Бродит уныло за окнами. (осень).

    • 4)Снег танцует и кружится.
    • Королева-вьюга мчится
    • На санях, а с ней сама

    Раскрасавица-. (зима).

    — Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)

    П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Явления природы».

    – В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными

    Читайте также:  Кукла из соломы своими руками. мастер-класс

    – Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.

    Н а п р и м е р. Осень: 1) идет дождь; 2) начинается листопад; 3) первый снег; 4) птицы улетают в теплые края; 5) похолодание.

    Выслушиваются выступления всех групп. Воспитатель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.

    К о н к у р с ч т е ц о в.

    Дети читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны.

    Унылая пора! Очейочарованье! Приятна мне твоя прощальная краса-

    1. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.
    2. В их сенях шум и свежее дыханье, и мглой волнистой покрыты небеса.
    3. И редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.
    4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а
    5. Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте).

    За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам).

    • Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку).
    • И их лучики согрели.
    • Бабочки летали.

    Крыльями махали. (Машут крыльями).

    Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши).

    Ногами топаем! (Топают ногами).

    Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делаютвдох- выдох).

    И немножечко устали! (Дети садятся на свои места).

    1. Игра «Назови месяцы года».
    2. У каждого времени года есть свои месяцы?
    3. Давайте их вспомним.
    4. (показ слайдов)
    5. В и к т о р и н а «Явления природы (сезонные явления)».

    1) Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень.)

    2) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень.)

    3) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима.)

    4) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.)

    5) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето.)

    Игра» Белки, зайцы, мышки».

    Все участники делятся на з группы. Группам даются названия: «Белки», «зайцы», «Мышки». Выбирается водящий. На расстоянии 5 метров друг от друга кладут три обруча. Это домики «зверушек».

    Ведущий дает команду, допустим «Белки- мышки!».Названные группы должны поменяться «домиками». Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде из которой был пойманный. Ведущий может подать и такой сигнал: «Мышки- белки- зайцы!».

    Тогда все три команды должны покинуть свой домик.

    • Игра «Когда это бывает?»
    • Деревья сбросили наряд
    • И обнажённые стоят.

    Но что за чудо? Как цветок.

    На ветке маленький. (листок).

    1. (Листопад — осенью.)
    2. Появился из-под снега,
    3. Увидал кусочек неба.
    4. Самый первый, самый нежный, —

    Чистый маленький. (подснежник).

    • (Весной.)
    • Много снега намело.
    • Птичкам стало голодно.
    • Смастерю для них кормушку,
    • Дам им зёрен, дам ватрушку.
    • Прилетай ко мне скорей,
    • Забияка-воробей.
    • Прилетай ко мне, сестрица,

    Желтогрудая. (синица).

    1. (Зимой.)
    2. Это — девочка Наташка
    3. В ярко-розовой рубашке.
    4. Над Наташкой вьётся пташка.

    В поле зацвела. (ромашка).

    • (Летом.)
    • Игра «Пантомима».
    • В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.
    • Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?
    • Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы.
    • Зима — катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.
    • Весна — пускание корабликов, игра в классики.
    • Лето — плавание, игра в футбол.
    • Осень — сбор осенних листьев.
    • -Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

    Правильно! Давайте споем веселую песенку об этом времени года.

    1. Исполняется песня «Пришла весна»
    2. Итог занятия.
    3. – Что нового вы узнали на занятии?
    4. -Что понравилось вам на занятии?
    5. – Какое время года вы любите?
    6. Занятие окончено. Спасибо всем за активную работу

    Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-vremena-goda-podgotovitelnaja-grupa.html

    Конспект занятия "Времена года" для детей подготовительной группы с использованием ИКТ план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    • КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВРЕМЕНА ГОДА»
    • (подготовительная группа)
    • Цель: закрепление знаний о временах года, месяцах.
    • Задачи:
    • закрепить знания о временах года и месяцах;
    • включить  детей в процесс «создания календаря»;
    • развивать речь, творческую активность детей.
    • Оборудование:
    1. Демонстрационная  – картина «Что перепутал художник?»
    2. календарь
    3. сюжетные картинки о временах года.

    Раздаточный материал:

    1. Раздаточные – фишки, обозначающие времена года (на каждого ребенка)
    1. листы бумаги по количеству детей
    2. карточки с фото  месяцев на каждого ребенка
    3. клей-карандаш
    4. медали-оценки в виде смайлика.

                                            Ход занятия

    Воспитатель: — Ребята, вы не слышите? Кажется у нас кто-то шуршит в спальне…

    —  Давайте я посмотрю, кто к нам забрался. Посмотрите , у нас гости! Что за птица к нам прилетела? (Сова) Правильно сова!

    — Здравствуй, тетушка Сова! С чем к нам пожаловала?

    Тетушка Сова: Здравствуйте, ребята! Зима в лес пришла, скучно стало в лесу, тихо. Решила я стать художником. Нарисовала свой лес и себя не забыла, да приукрасила все, чтоб мне веселее было. Захотелось мне свой рисунок вам показать. Посмотрите-ка, как красиво!

    (Сова показывает картину: зимний пейзаж, цветут цветы, под деревьями растут грибы, на деревьях зеленые листья, бродит по лесу медведь)

    Воспитатель: Давайте посмотрим, дети! Ой, сова, хорош твой рисунок! И лес твой нарядный и ты красавица! Но только что-то тут не так. А вы дети заметили? Что вы заметили? Что перепутала сова? (Ответы детей)

    — Дети, а что мы сейчас называли? (Признаки времен года)

    — Эх, ты тетушка — сова, большая голова! Самого простого не заешь! Не бывает зимой цветов, насекомых, грибов, листиков зеленых, а медведь и вовсе в берлоге спит! Все ты, сова перепутала! А вот наши ребята все твои ошибки нашли, потому что они все про времена года знают. Давайте дети поучим нашу гостью уму-разуму. Садитесь за столы, и ты, сова, тоже садись с нами, слушай и запоминай!

    1. — Скажите, пожалуйста, какой сейчас месяц идет? (Январь)
    2.  — А к какому времени года относится этот месяц? (К зиме)
    3.  — Кто из вас родился зимой?
    4.  — А как вы узнаете, что скоро день рождения? (по календарю)
    5. — Что еще можно узнать, посмотрев на календарь? (Число, месяц, день недели)

     — Ребята, я вам тоже приготовила календарь. Посмотрите, на мой календарь и скажите чего на нем нет? (месяцев, дней недели, чисел.) А  по нему можно  определить время года? (Да) А как это сделать вы мне  расскажете? ( Этот календарь   похож на часы. Он круглый, у него есть стрелка.  Круг  разделен на четыре части;  каждая часть закрашена разным цветом: голубым, зеленым, красным, желтым)

    — Посмотрите внимательно на мой календарь. Как вы думаете, каким цветом обозначена Зима? Весна? Лето? Осень? (Ответы детей)

    Тетушка Сова: Какие вы молодцы, все знаете. А вы сможете, отгадайть мою загадку? (Да) Ну, тогда слушайте.

    • Ежегодно приходят к нам гости:
    • Один седой, другой молодой,
    • Третий скачет, а четвертый плачет.
    •  (Времена года)
    • — Назовите времена года (Весна, лето, осень, зима)
    • ( В соответствии с ответом  детям показываются   слайды  разных времен года)
    • — Какое сейчас время года? (Зима)
    •  — Какое было до этого? (Весна)
    •  — Какое было  после весны? (Лето)
    •  — Какое будет после лета? (Осень)
    • — На столах у вас лежат фишки, с помощью которых вы можете построить модель года.
    • — Положите фишки на своих карточках в ряд, начиная слева направо, чтобы у вас получился год.

     — Почему, вы начали  строить год с голубой фишки? (Потому что, она обозначает зиму, а новый год начинается зимой) А какое время года придет за зимой? (Весна). Каким цветом обозначена весна? (И так далее.)

     Тетушка Сова: Вы все правильно разложили фишки, а теперь ответьте на вопрос: может ли сразу после осени наступить весна? (Нет).

    Тетушка Сова:  А почему? (Потому, что времена года ходят друг за другом и не обгоняют друг друга)

    Тетушка Сова:  Посмотрите  на  календарь. Здесь каждое время года разделено еще на три части. Что это? (Месяцы)  Сколько месяцев у каждого времени года? (По три месяца.)

    1. Тетушка Сова:  А вы сможете  их назвать? (Дети называют месяцы)
    2. Воспитатель: Что-то мы засиделись, пора нам поиграть.
    3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
    4. Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.
    5. Проведение:
    6. Мы шагаем друг за другом
    7. Лесом и зеленым лугом.
    8. Крылья пестрые мелькают –
    9. В поле бабочки летают.
    10. Раз, два, три, четыре,
    11. Полетели, закружились.
    12. (имитация движений)
    13. Воспитатель: — Сегодня на занятии мы поговорили  с вами о временах года и месяцах, а сейчас каждый создаст свой календарь, чтобы потом вписать в него праздники и дни рождения членов семьи.

    Тетушка Сова:  А можно мне с вами. Попробовать  составить календарь? (Да)

    Воспитатель: — Ребята, мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща. Если всё получится, вы унесете домой готовые календари.

    — Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!

    • — Сколько всего времен года?
    • — Назовите времена года по порядку.
    • — Кто сможет обозначить времена года карточками? (дети по желанию подходят к педагогу: находят нужную карточку и прикрепляют ее к доске)
    •  — Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год.
    • — Сколько месяцев в каждом времени года?
    • — Кто может вспомнить названия месяцев?

    — Давайте расположим месяцы по порядку. (Дети располагают карточки  по порядку,  сначала на доске, затем на листках бумаги, индивидуально, объясняют свои действия).

    1. Когда «календарь создан», педагог задаёт вопросы:
    2. — Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? (предположения детей)
    3. Воспитатель: Тетушка Сова мы тебе хотим подарить  этот календарь.
    4. Тетушка —  сова благодарит детей,  прощается и улетает, дети провожают ее.
    5. Метод «Смайлики-медали»
    6. Цель: осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, самооценка себя, своего поведения на занятии.
    7. Вопросы:
    8. — Что нового узнали на занятии?
    9. — Что понравилось?
    10. — Что показалось трудным?
    11. Педагог привлекает внимание детей к медалям-оценкам, которые лежат на столах.

    — Это не простые смайлики, это медали-оценки. С одной стороны они белого цвета, с другой – оранжевого. Если вам понравилось занятие, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую строну медали.

    А теперь этими же медалями каждый из вас оценит, как он работал на занятии. Прикрепите к доске медаль оранжевой стороной, если считаете, что вы занимались хорошо. Белый цвет означает, что вам не понравилось, как вы занимались. Работали вы на занятии хорошо или плохо?

    (Педагог не акцентирует внимание на том, как дети себя оценили, но берет себе на заметку, у кого завышенная или заниженная самооценка, а кто боится отвечать на занятиях.)

    — Как вам кажется, а мне понравилось или не понравилось, как вы занимались?

    — Вот видите, как много мы сделали на занятии: вспомнили и читали названия времен года, месяцев, создали календарь, вспоминали, когда у вас дни рождения! Мне понравилась ваша работа на занятии. Спасибо! Дома вы впишете в свои календари дни рождения мамы, папы, бабушек и дедушек и названия праздников.

    Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/05/10/konspekt-zanyatiya-vremena-goda-dlya-detey

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector