Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Муравейник и его обитатели».

воспитатель, ГБОУ г. Москвы «Школа №285 имени В.А. Молодцова», структурное подразделение №8 (детский сад №1867) Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей. Цель: Знакомство детей с муравейником и его обитателями. Задачи: — Углублять знания детей о муравьях и их образе жизни. — Формировать представление о роли муравьев в жизни леса — Воспитывать бережное и заботливое отношение к муравьям.

Материал: картины с изображением муравейника снаружи и внутри, загадки.

Предварительная работа: — чтение рассказа Л. Толстого «О муравьях», — беседа о жителях леса,

  • — заучивание стихотворения.
  • Ход занятия
  • — Правильно, муравейник с муравьями.

— Ребята, послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать ее. Город, в котором жильцов миллион, Город, в котором всего один дом. Город за деревом спрятался с юга, Похожи жильцы в нем всегда друг на друга. — Ребята, о каком загадочном доме идет речь и кто его жильцы?Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе — Сейчас нам Даша прочтет стихотворение о муравьишке Я работаю в артели У корней мохнатой ели. По буграм тащу бревно — Больше плотника оно. Не найдешь у нас пилы, Не рубили мы стволы, Не стучали топором — А под елью вырос дом.

— Давайте с вами рассмотрим муравейник: как он устроен снаружи и внутри, из чего его строят муравьи.

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе — Правильно, муравейник муравьи строят из хвоинок, веточек, кусочков коры, травинок, стебельков. Долго дом из хворостинок Собирали для семьи, Не жалея ног и спинок, Непоседы муравьи. Е. Николаева — Ребята, муравейники бывают разной высоты. Некоторые муравейники бывают очень высокими — более одного метра.

— Ребята, а как же устроен муравейник внутри? Давайте рассмотрим картину, на которой изображено внутреннее убранство муравейника.

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе — Посмотрите, как много здесь входов и выходов, множество коридоров и маленьких комнат. Муравей весь день работал, Все проблемы, да заботы. Дом построить надо в срок, Запастись на зиму впрок. Все успеет муравей, У него ведь сто друзей! Л. Луканова — Ребята, как вы думаете, чем же занимаются муравьи, как они живут? — Муравьи — это большие труженики, они целый день работают. Представьте только, один маленький муравей порой тащит соломинку больше, чем он сам. Муравьи могут перетаскивать грузы, которые превышают их собственный вес.

— Поэтому, ребята, муравьев называют сильными животными.

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе Муравьишка на весь лес Знаменит — тяжеловес. Тяжесть может он поднять Тяжелей себя раз в пять. С. Островский. — Муравьев, ребята, еще называют санитарами леса. — Кто из вас догадается, почему их так называют?

— Да потому что они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, которые заражают лес.

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе — Как вы думаете для чего муравьям нужны усики? — Ребята, у муравьев плохое зрение, но, шевеля усиками, муравьи все обнюхивают и ощупывают. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу домой, к муравейнику. — Вот послушайте еще одно стихотворение про муравьев Муравей бревно несет Песню громкую поет: «Я могучий муравей! Я сильнее всех в траве! Я легко несу бревно, Хоть огромное оно!». Муравьишка — не бездельник. Целый день он в муравейник Носит, носит без заминки Облетевшие хвоинки. Р. Карапетян. — Ребята, как и все насекомые, муравьи имеют шесть ног. Каждая нога состоит из трех суставов. Ноги муравьев очень сильны, чтобы они могли работать очень быстро. Муравей может поднять в 20 раз больше собственного веса. — Средняя продолжительность жизни муравьев 45-60 дней. Глава- муравей имеет пару больших, сильных челюстей. Челюсти открываются и закрываются боком, как ножницы. Взрослые муравьи не могут жевать и глотать твердую пищу. Вместо этого они глотают сок, который они выжимают из кусочков пищи. Муравей имеет два глаза, каждый глаз состоит из множества меньших. — Брюхо муравья содержит два желудка. Один желудок для себя, другой для других муравьёв. Он ещё называется зобом. Зоб, слепой отросток пищевода, у многих муравьев может сильно раздуваться. По образному выражению, зоб – это «общественный желудок» муравьев. Пища, хранящаяся в нем, распределяется среди всего населения гнезда. Как и все насекомые, их тело покрыто жесткой броней. Муравьи имеют четыре различных стадии развития: яйцо, личинка, куколка и взрослый. Каждая колония муравьев имеет, по крайней мере, одну или более королев.

— Работа Королевы откладывать яйца. Работник-муравей ищет пищу, ухаживают за молодыми и защищает гнездо от нежелательных посетителей. Муравьи – самые чистые из насекомых.

Некоторым работникам муравьям поручают выносить мусор из гнезда и складывать его на улице в специальных местах! Каждая колония муравьев имеет свой собственный запах. Таким образом, злоумышленники могут быть узнаны сразу.

Многие муравьи имеют жало, которое они используют, чтобы защитить свое гнездо.

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе — Ребята, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Какие же эти муравьи». Я вам называю слово «муравей», а вы по очереди называете какой он. — Например, муравей — сильный; муравей — трудолюбивый; муравей — лесной санитар; муравей — маленький; муравей — рыжий; муравей — коричневый; муравей — выносливый; муравей — кусачий и т. д. — Ребята, давайте с вами придумаем и составим свои рассказы о муравьях. — Вот послушайте мой рассказ (пример воспитателя): У меня на даче есть небольшой муравейник. Я часто наблюдаю за жизнью его обитателей. В этом муравейнике живут большие коричневые муравьи. Они очень шустрые, быстро передвигаются по земле. Как то я видела, как один муравей тащил к своему муравейнику небольшого жучка. Возле муравейника наш муравейчик повстречал других муравьев и они ему помогли донести жучка до дома. Большие коричневые муравьи очень больно кусаются. Но это ребята не повод, чтобы их убивать. Муравить большие труженики, ими можно гордится, и жить им мешать, ребята, нельзя. Ни в коем случае, ребята, не разрушаете их муравейники. — А теперь, послушаем ваши рассказы. (выступают 5-6 детей) — Молодцы, какие хорошие рассказы у вас получились. — Ребята, о ком мы с вами разговаривали сегодня? — Расскажите, что нового вы узнали о жизни муравьев?

— Ребята, а теперь давайте с вами нарисуем наших муравьев и их дом муравейник.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Олимпийская эстафета» Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет по теме: Времена года Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе Интегрированное занятие в подготовительной группе. Космическое путешествие

  1. Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»
  2. Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
  3. Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Участник №217 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-genadevna-borodina/zanjatie-po-razvitiyu-rechi-i-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-muraveinik-i-ego-obitateli.html

Муравей, занятие по родной природе в старшей группе

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.
Развивать мышление.

Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.
Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе

Муравей

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе

Схема муравейника

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).

Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это — … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).

Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Читайте также:  Внеклассное занятие по теме новый год для 1-2 класса

Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Дидактическое упражнение «Расставь картинки по порядку»

Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

  • Матка в муравейнике яйца отложила,
    Их заботою родня тут же окружила.
  • Ну а рост муравья дальше продолжается,
    И личинки из яиц вскоре появляются.
  • Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
    Что личинки муравьев превратятся в куколки.
  • Вот из куколки своей
    Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг.

По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Жизнь муравьев

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать.

Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут.

Какими родились, такими и пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.

Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков.

Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Вопросы по содержанию занятия:

1. Почему муравьев считают самыми сильными?
2. Что такое муравейник?
3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
4. Почему муравьи заботятся о тлях?
5. Как появляются на свет муравьи?
6.

Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
7. Зачем муравьям усики?
8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
9. Чем питаются муравьи?
10.

Назовите врагов муравьев.

11. Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Скачать конспет занятия «Муравей»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/nasekomye/muravey.html

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе

Кто самый сильный на земле?

Думаете, слон или бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на земле — муравей, ведь он переносит тяжести в 10 раз превышающие его собственный вес, а слон при весе в 5 т с трудом может поднять 1,5 т.

Вот какой силач малютка-муравей!

Как выглядит муравей?

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе

У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания.

Муравьи — великолепные строители! Когда идешь по смолистому еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников.

  • Послушайте стихотворение.
  • Муравейник
  • Сладко пахнут сосновой смолою
  • Разогретые темные пни.
  • Из иголочек высохшей хвои
  • Строят терем лесной муравьи.
  • Расторопно, с рабочей сноровкой
  • Ставят балки и бревна кладут.
  • Дело спорится бойко и ловко,
  • Будут в доме тепло и уют!
  • Будут в тереме малые дети
  • Мирно спать под напевы дождей.
  • Для того и встает на рассвете
  • Работящий лесной муравей.

Муравьиный терем — это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты.

У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас сравнимо с населением небольшого городка — несколько сотен тысяч жителей!

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать.

Но когда муравьиха становится почтенной матерью большого семейства, она отгрызает себе крылья и с этих пор безвылазно живет в муравейнике, откладывая яички, из которых позже появляются личинки.

Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят личинок, ухаживают за куколками — переносят их или поближе к поверхности, или прячут в глубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.

Охраняют муравьиный терем муравьи-солдаты — бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

Вот что пишет о муравьях исследователь жизни насекомых П. Мариковский:

«Обычно каждый муравейник имеет свои охотничьи границы, свою территорию. На муравья, попавшего в чужие владения, тотчас же нападают. На границе между территориями соблюдается нейтралитет. Встретившись, противники, грозно раздвинув челюсти, расходятся каждый в свою сторону.

Если муравьям не хватает добычи и муравейники расположены поблизости, то начинают нарушаться границы, и вспыхивает вражда с ожесточенными побоищами. Обычно ее затевают несколько муравьев. К ним тотчас же присоединяются другие».

Муравьи — хищники, истребляющие многих насекомых. Рыжие лесные муравьи — обитатели одного муравейника — уничтожают за лето около миллиона особей разнообразных насекомых.

Любят угощаться муравьи и сладкими выделениями тлей. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость. Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или кленовый сок.

Читайте также:  Праздник цветов. сценарий для начальной школы, 1 класс

В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.

Часто нападают на муравейники и дятлы. Вот как пишет об этом П. Мариковский:

«На земле возле муравейника сидит большой пестрый дятел. Завидев меня, он тревожно закрутил большой головой на гибкой шее, долго разглядывал, потом успокоился, крикнул и, как курица, стал шаркать ногами по муравейнику.

Во все стороны полетели хвоинки и палочки. Работая ногами, он склевывал муравьев, громко и победоносно покрикивая на весь лес.

Долго свирепствовали дятлы и во многих муравейниках продырявили крыши. Но осень постепенно делала свое дело, после дождей ударил спасительный мороз, мокрые крыши муравейников замерзли, окаменели на долгую зиму, и прекратились полеты дятлов».

Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, большая серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну»: она ложится на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьев и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья.

Ответьте на вопросы

• Как выглядит муравей?

• Как называется муравьиный дом? устроен?

  1. • Как происходит в муравейнике разделение труда?
  2. • Чем питаются муравьи?
  3. • Какие у них есть враги?
  4. Послушайте сказку.
  5. Муравьиная война

Стоял в лесу возле старого пня высокий муравейник — просторное и удобное жилище рыжих муравьев. Были в доме и кухни, и детские, и даже туалетные комнаты.

Семья у муравьев была очень большая — сотни тысяч жителей! Ими мудро управляла муравьиная царица.

Все муравьи заняты с утра до вечера. Рабочие муравьи кормили личинок, ухаживали за куколками, помогали новорожденным муравьям выбраться из кокона. Были среди муравьев и муравьи-солдаты, охранявшие муравейник от врагов днем и ночью.

Вот так и жили маленькие рыжие муравьи — дружно и ладно.

Как-то раз шли по лесной тропинке черные муравьи, искали удобное местечко, чтобы построить свой муравейник. И так понравилась им лужайка под большой смолистой сосной недалеко от дома рыжих муравьев, что решили они здесь обосноваться. Из сосновых палочек черные муравьи стали сооружать свой дворец, скоро он был готов. В нем-то они и поселились со своей черной царицей.

Сначала все шло хорошо. У каждого муравейника были свои охотничьи границы, и муравьи старались их не нарушать. Но однажды один из черных муравьев заполз в чужие владения и стал там охотиться.

Это очень не понравилось соседям. Рыжие муравьи-солдаты набросились на пришельца и попытались его прогнать. Но на помощь черному охотнику устремились сотни его собратьев!

Между муравьями вспыхнула настоящая война. Черные муравьи, более крупные и сильные, захотели прогнать рыжих соседей и захватить их муравейник, который находился на более солнечной стороне, чем их собственный.

Что было делать рыжим муравьям? Думали они, думали и вспомнили про своего знакомого дятла. Рыжая царица сама решила пойти просить у него помощи. Она потихоньку отползла от муравейника и отправилась на поиски спасителя. Но долго искать ей не пришлось — пестрый дятел был тут как тут.

Увидела царица дятла и говорит:

— Милый друг дятел! Мы ведь с тобой с незапамятных времен знакомы. Помнишь, как мы здесь строили свои жилища, как помогали друг другу? Не стало нам житья от соседей — черных муравьев. Они нас из нашего муравейника прогнать хотят, наши охотничьи угодья захватить желают. Что нам делать?

Сжалился дятел над муравьиной царицей, обещал ей помочь.

Полетел он к муравейнику, где жили черные муравьи, и давай по сосне громко, звонко клювом стучать. Муравьи испугались. Они ведь знали, что дятлы частенько муравейники разоряют, а муравьев целыми сотнями проглатывают, длинным языком слизывают. Дятел между тем продолжил отбивать на сосне громкую барабанную дробь: тук-тук, тук-тук-тук! А потом сердито говорит:

— Сейчас слечу вниз, разворочу лапами весь ваш дом и съем всех его обитателей! Вы зачем соседей обижаете? Рыжих муравьев из муравейника гоните? Они здесь раньше вас поселились и всему лесу пользу приносят — вредителей уничтожают.

— Мы не будем, мы не будем их обижать! — закричали испуганно черные муравьишки. — Только не губи, пестрый дятел, наш муравейник. У нас там детки малые подрастают.

— Ну ладно, так и быть! Не трону я вас! Живите дружно! В лесу всем муравьям места хватит! — сказал это дятел и улетел по своим делам — новое дупло для птенчиков долбить.

С тех пор муравьиные войны прекратились. Рыжие муравьи на своей территории охотятся, а черные — на своей, и друг друга не обижают. И все вместе продолжают приносить лесу пользу!

  • Ответьте на вопросы
  • • Где построили муравейник рыжие муравьи?
  • • Как он был устроен?
  • • Где построили муравейник черные муравьи?
  • • Почему поссорились обитатели муравейников?
  • • Кто помог рыжим муравьям?
  • • Как вы думаете, какую пользу приносят муравьи лесу?
  • Шорыгина Татьяна Андреевна

Источник: https://kladraz.ru/metodika/konspekty-zanjatii-s-doshkolnikami/beseda-o-muravjah-v-starshei-podgotovitelnoi-grupe.html

Беседа: «Кто такие насекомые?» в старшей группе

«Инженерно-техническая школа имени П.Р. Поповича»

Дошкольное отделение

4-ая ул.8 Марта д.5

Беседа: «Кто такие насекомые?»

В старшей группе

Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе

Провела: Воспитатель Соловьева О.М.

  • Москва 2017г.
  •  Цели:
  • — обогащение словаря по теме «Насекомые»
  • — развитие познавательных способностей детей
  • — формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения
  • — воспитание экологической культуры
  • 1. Обучающие задачи:
  • -обобщать представления детей о многообразии насекомых
  • -закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах
  • -упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
  • -уточнить представления о пользе насекомых
  • -развивать сообразительность, формировать образное мышление
  • Речевые задачи:
  • -упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
  • -учить согласовывать числительные с существительными
  • Развивающие задачи:
  • -развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам
  • -развивать интерес к жизни насекомых
  • Воспитательные задачи:
  • -воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
  •   Ход беседы:

     Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

     — Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

     — Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.

     — Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

     — Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

  1. Когда в душистом сквозняке
  2. Присядешь летом в сосняке,
  3.       Внимательно вглядись вокруг –
  4.                                                Ты многое заметишь, друг.
  5.                                                Личинку тащит муравей,
  6.  Спешит куда – то меж корней
  7.      Большой сосны. На толстый сук
  8.                                               Уселся золотистый жук.
  9.                                               Порхает легкий мотылек,
  10. Пьет хоботком душистый сок
  11.                                                И собирает мед пчела.
  12.                                                Все заняты, у всех дела.
  13.          Мой друг, внимательно вглядись,
  14. Волшебную увидишь жизнь.

     Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

     Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

     — Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

     — Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

     — Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)   

  •      -Отгадайте, кто это?
  •      — Кто над нами вверх ногами? (Муха)
  •      — Много загадок сочинил народ о насекомых.
  •           Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)         
  •    Голос тонок, нос долог,
  •           Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
  • Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)             
  •           Шли плотники без топоров,
  •           Срубили избу без углов. (Муравьи)
  •  Летит – говорит,
  •          А сядет – молчит. (Жук)
Читайте также:  Классные часы в 1 классе. разработки

     — Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).

     На каждое насекомое – свой корм.

     Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

     Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.

     — Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)

     — Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители.

Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей.

Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город!  Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике.

Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

     — Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

  1.      — Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)
  2.      — Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
  3.      — А теперь послушайте стихи о насекомых.
  4. Муравейник
  5.                                       Сладко пахнут сосновой смолою
  6.                                       Разогретые темные пни.
  7.                                       Из иголочек высохшей хвои
  8.                                       Строят терем лесной муравьи.
  9.                                       Расторопно, с рабочей сноровкой
  10.                                       Ставят балки и бревна кладут.
  11.                                       Дело спорится бойко и ловко,
  12.                                       Будут в доме тепло и уют!
  13.                                       Будут в тереме малые дети
  14.                                       Мирно спать под напевы дождей.
  15.                                       Для того и встает на рассвете
  16.                                       Работящий лесной муравей.
  17. Пчела
  18.                                      Пчелка золотая над цветком порхает,
  19.                                      Сок душистый пьет, собирает мед.
  20. Шмель
  21.                                      В лесу цветок растет,
  22.                                      Шмелей к себе зовет:
  23.                                     «Прилетайте, шмели,
  24.                                      Поклонюсь до земли.
  25.                                      Гуще меда нету,
  26.                                      Чем с лесного цвета!»
  27. Стрекоза
  28.                                      Склонились низко лозы
  29.                                      Над гладью тихих вод.
  30.                                     Мы – быстрые стрекозы
  31.                                     Здесь водим хоровод.
  32.                                     Без всякого усилья
  33.                                     Скользим мы над водой,
  34.                                     Сверкают наши крылья
  35.                                    Прозрачною слюдой.
  36. Мотылек
  37.                                     Я – беззаботный мотылек.
  38.                                     Хоть я диву всего денек,
  39.                                     Но не грущу напрасно –
  40.                                     Ведь жизнь моя прекрасна.
  41.                                     В небесном голубом просторе
  42.                                     Купаюсь я, как будто в море.
  43.                                     Я не грущу напрасно,
  44.                                     Ведь жизнь моя прекрасна.
  45.                                     Ромашками белеет луг,
  46.                                     Порхают бабочки вокруг.
  47.                                     Я не грущу напрасно,
  48.                                     Ведь жизнь моя прекрасна.
  49.                                     Подарит мне живой цветок
  50.                                    Медовый золотистый сок.
  51.                                    Я не грущу напрасно,
  52.                                    Ведь жизнь моя прекрасна.                       
  53.                                                         Муха
  54.                                    Муха, муха – надоеда
  55.                                    Прилетела к нам к обеду.
  56.                                    Видит муха: стол накрыт,
  57.                                    По тарелкам суп разлит,
  58.                                    Хлеб нарезан – можно есть,
  59.                                    Только где же мухе сесть?
  60.                                    Села муха на окошко,
  61.                                    Съела муха хлеба крошку.
  62.                                    Тряпкой муху мы прогнали:
  63.                                   «В гости мы тебя не звали!»

Источник: https://infourok.ru/beseda-kto-takie-nasekomie-v-starshey-gruppe-3128390.html

План-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

  • Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
  • детский сад компенсирующего вида № 16 «Ёлочка»
  • Ступинского муниципального района
  • Конспект занятия
  • по ознакомлению с окружающим
  • в старшей группе
  •            «Муравьи – санитары леса»
  •                                                    Воспитатель:
  •                                                        Орлова Наталья Николаевна
  •                        Программные задачи
  • Воспитательные:
  • — воспитывать у детей бережное отношение к муравьям
  • — воспитывать любовь к природе
  • Образовательные:
  • — углублять знания детей о муравьях, их образе жизни
  • — формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.
  • Коррекционно-развивающие:
  • — развивать любознательность, внимание, мышление, память
  • -развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
  • Работа со словарём:
  • — активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики
  • — ввести в активный словарь: муравейник, санитары.
  •                            Материал:
  •  — демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»
  • — динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».
  •                     Предварительная работа
  • — чтение художественной литературы,
  • — беседы,
  • — рассматривание картин, иллюстраций,
  • — заучивание стихотворений, пословиц,
  • — отгадывание загадок,
  • — дидактические игры.
  •                                   Ход занятия
  • Дети сидят на ковре, перед ними демонстрационная картина, накрытая тканью. Педагог загадывает загадку:
  •     Город, в котором жильцов миллион,
  •     Город, в котором всего один дом.
  •     Город за деревом спрятался с юга,
  •     Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.

Затем он спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Педагог открывает картину – динамическую модель и обсуждает её с детьми.

 Вопросы для обсуждения:

— Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).

— Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)

— Как устроен муравейник внутри?

(Открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)

— Чем занимаются муравьи на картине? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)

— Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)

— Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы.  По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)

— Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)

— Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются  в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком,  засыпают.   Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)

Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».

Далее педагог читает детям рассказ Л.Толстого «О муравьях».

  1. Вопросы для обсуждения:
  2. — Что нового вы узнали о муравьях из этого рассказа?
  3. — Как муравьи поняли, где стоит варенье?
  4. -Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?
  5. Итог занятия.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/06/23/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-muravi-sanitary-lesa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector