Линейка
- Я — линейка.
- Прямота —
- Главная моя черта.
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он — тут.
Его учебником зовут.
Закладка
- Я — красивая закладка.
- Я нужна вам для порядка.
- Зря страницы не листай.
- Где закладка, там читай!
Кисточка
- Над бумажным над листом
- Машет кисточка хвостом.
- И не просто машет,
- А бумагу мажет,
- Красит в разные цвета.
- Ух, какая красота!
Тетрадки
- Тетрадки в портфеле шуршали,
- Что в жизни важнее, решали.
- Тетрадка в линейку бормочет:
- — Грамматика! —
- А в клетку тетрадка ворчит:
- — Математика! —
- На чём примирились тетрадка
- с тетрадкой,
- Для нас до сих пор остаётся
- загадкой.
Резинка
- Я — ластик, я — резинка,
- Чумазенькая спинка.
- Но совесть у меня чиста, —
- Помарку стёрла я с листа.
Циркуль
- Циркуль мой, циркач лихой,
- Чертит круг одной ногой,
- А другой проткнул бумагу,
- Уцепился и — ни шагу.
Счеты
- То считаю втихомолку я,
- То опять на счётах щёлкаю.
- Если правильно считать,
- То всегда получишь пять!
Дневник
- В дневнике заданья на дом
- И стоят отметки рядом.
- До чего же хороши!
- Ну-ка, мама, подпиши!
АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
- И в десять лет, и в семь, и в пять
- Все люди любят рисовать.
- И каждый сразу нарисует
- Всё, что его интересует.
- Всё вызывает интерес:
- Далёкий космос, ближний лес,
- Цветы, машины, пляски, сказки…
- Всё нарисуем! Были б краски,
- Да лист бумаги на столе,
- Да мир в семье и на земле!
УСТНЫЙ СЧЁТ
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
- Числа сходятся где-то во тьме,
- И глаза начинают светиться,
- И кругом только умные лица,
- Потому что считаем в уме.
КОТЁНОК ХОЧЕТ В ШКОЛУ
- Я — котик умный и весёлый,
- Но никогда не видел школы.
- Возьми меня с собою в класс:
- Я помяукаю для вас!
ПРИЯТНАЯ ВЕСТЬ
- — Без четверти шесть!
- Без пятнадцати шесть!
- Хотите услышать
- Приятную весть?
- — Так что же случилось
- Без четверти шесть?
- Какая такая
- Приятная весть?
- — А то, что я сам,
- Понимаете, САМ
- Умею часы
- Узнавать по часам.
- — Ты прав. Так и есть,
- Без пятнадцати шесть!
- Спасибо тебе
- За приятную весть!
ГДЕ ПРАВО, ГДЕ ЛЕВО
- Стоял ученик
- На развилке дорог.
- Где право,
- Где лево,
- Узнать он не мог.
- Но вдруг ученик
- В голове почесал
- Той самой рукою,
- Которой писал,
- И мячик кидал,
- И страницы листал,
- И ложку держал,
- И полы подметал.
- «Победа!» — раздался
- Ликующий крик:
- Где право,
- Где лево,
- Узнал ученик.
- Он руку над партою тянет и тянет.
- Неужто никто на него и не взглянет?
- Не нужно отметок в журнал и в дневник,
- Довольно того, что он в тайну проник,
- Что чудо свершилось, задача решилась…
- Спросите, пожалуйста! Сделайте
- милость!
Источник: https://online-knigi.com/page/109499?page=2
ЛитЛайф
Берестов Валентин Дмитриевич
ВИТЯ, ФИТЮЛЬКА И ЛАСТИК
ЧИТАЛОЧКА
Не надо к маме приставать.«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу!»А можно взять и почитать!
КАРТИНКИ В ЛУЖАХ Стихи
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
Нежарким солнышком согреты,У первоклассников букеты.День хоть и грустный, но весёлый!Грустишь ты: — До свиданья, лето —И радуешься: — Здравствуй, школа!
КТО ЧЕМУ НАУЧИТСЯ
Такой же, как все на свете.Птенец превратится в птицу,Такую ж, как все на свете.И даже их мамы и папы не знают,Кем станут, кем вырастут дети.
ВДВОЁМ
Идём лесной тропинкой в первый класс,Колючие хвоинки сыплют елиНа наши плечи, шапки и портфели. И, развлекая спутницу мою,Я песни громким голосом поюПро подвиги, про смерть на поле боя.Но вот просвет и небо голубое,А там и школа на краю села,Друзья и всевозможные дела.И ты свой ранец у меня взяла.А мне ещё в лесу побыть хотелось.Так хорошо мне никогда не пелось.
ТРИ ДОРОГИ
Приходил я в первый класс
У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ
Портфель
Пенал
Карандаш в пенале мается,Ручка в темноте находится,
Точилка
Карандаш писать не хочет, —
Карандаш
То с трудом влезал в пенал.
Ручка
Очень весело пишется ручке:Буквы держат друг дружку за ручки.— Ой, мамочки! — сказала ручка. —Что значит эта закорючка?
Источник: https://litlife.club/br/?b=109499&p=2
Берестов В.Д
1 апреля 1928 года в семье учителя родился мальчик, будущий детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.
Некоторые учёные считают, что Фамилия Берестов образовалась от слова береста. А береста это – верхний слой коры берёзы, которая состоит из тоненьких пластинок.
Из сухой бересты делают сувениры, посуду, корзины. А в древности на ней писали грамоты и письма. Поэтому и считают, что предки, т.е. родственники людей с этой фамилией, занимались изготовлением различных изделий из бересты. Вот такая удивительная фамилия была у маленького Валентина.
Мальчик был очень умный: уже в 4 года он научился читать. А читать его научила прабабушка. Она ничего не видела, но очень хотела знать, что делается в мире.
Поэтому и просила мальчика рассказывать картинки из газет и журналов. И очень скоро Валентин научился читать. Мальчик стал ходить в читальный зал библиотеки.
Там читал смешные истории и смеялся так громко, что его часто усаживали читать книги на крыльцо.
Уже в детстве Валентин стал сочинять. Сначала он сочинял дразнилки, чтобы немного посмеяться над друзьями.
- Дразнилки ‒ это стишки или песенки, которые придумали для того, чтобы дразнить кого-нибудь.
- Например:
- Жадина-говядина, солёный огурец.
- По полу валяется, никто его не ест!
Но ребята не обижались на него, так как дразнилки Валентина были безобидные и очень смешные. А потом когда мальчик вырос, стал писать для детей и взрослых.
А вот какие любопытные у него завелись тетради для стихов. Мама работала на фабрике – охраняла упаковки с только что отпечатанными деньгами.
Когда деньги грузили на другие машины, то упаковки рвались. Деньги переупаковывали, а бумагу выбрасывали. Мама забирала ненужную бумагу. А на бумаге оставались отпечатки от денег.
Потом она бумагу сшивала, и получались тетради, на которых Валентин и записывал свои стихи.
А потом, когда мальчик вырос, стал писать для детей и взрослых. А ещё работал Валентин Дмитриевич археологом. А археолог – это человек, который делает в земле раскопки, находит древние вещи.
- И по остаткам одежды, вещей может рассказать, чем занимались и что любили люди, жившие много сотен и даже тысяч лет назад.
- А теперь представьте, возвращается ученик домой из школы, открывает портфель. А из него выпрыгивает карандаш и начинает говорить:
- Я ‒ малютка карандашик,
- Исписал я сто бумажек.
- А вот закладка:
- Я нарядная закладка
- Я нужна вам для порядка.
- А оживил эти школьные вещи детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.
О чём же ещё писал Берестов? Да обо всём. Например: Как же все таки хорошо уметь читать!
- Не надо звать.
- Не надо ждать.
- А можно взять
- И почитать!
- Или про кошкиного щенка.
- Был у кошки сын приёмный ‒
- Не котёнок, а щенок,
- Очень милый, очень скромный,
- Очень ласковый сынок.
- А вот машина, которая заболела от безделья.
- Надоело
- Жить без дела, –
- И машина заболела.
- Ей не нужно тишины,
- Ей движения нужны.
А теперь отправимся в поход. Например, в майский лес.
Много цветов в лесу: и фиалки, и ландыши.
Но «мы их обрывать не будем. Пускай цветут на радость людям!» Хорош лес в любое время года!
И ещё много интересных стихов и рассказов написал Валентин Берестов для детей.
Становятся они верными друзьями детей на долгие годы. Помогая им расти, мечтать и фантазировать. Вот такой был замечательный детский писатель. Умер Валентин Дмитриевич Берестов в 1998 году.
Источник: https://videouroki.net/video/3-bieriestov-v-d.html
Читать
Берестов Валентин ДмитриевичВИТЯ, ФИТЮЛЬКА И ЛАСТИКХудожник А. ШахгелдянЧИТАЛОЧКА
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
КАРТИНКИ В ЛУЖАХ СтихиПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
КТО ЧЕМУ НАУЧИТСЯ
ВДВОЁМ
ТРИ ДОРОГИ
У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕПортфель
Пенал
Точилка
Карандаш
Ручка
— Ой, мамочки! — сказала ручка. —
|
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=109499&p=1
Магазин игрушек
* * *
Попросили человечка:
– Ты скажи нам хоть словечко!
Человек сказал: – Агу!
Вот, мол, всё, что я могу.
В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК
- Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди, - А также создают.
- И только у нас,
В магазине игрушек,
Огромнейший выбор - Друзей и подружек!
НЕПОСЛУШНАЯ КУКЛА
Нашей кукле каждый час
Мы твердим по двадцать раз:
«Что за воспитание!
Просто наказание!»
Просят куклу танцевать,
Кукла лезет под кровать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Все играть – она лежать.
Все лежать – она бежать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Вместо супа и котлет
Подавайте ей конфет.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Ох, намучились мы с ней.
Всё не так, как у людей.
Что за воспитание!
Просто наказание!
БОЛЬНАЯ КУКЛА
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
ПОРТНИХА
Мама платье шила дочке.
И остались лоскуточки.
Лоскуточки мы возьмём,
Кукле платьице сошьём.
ЮЛА
Куклы вальс танцуют старый,
Пара кружится за парой,
А юла, юла, юла
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем закружится.
ЛОШАДКА
– Но! – сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
ЗАЯЦ-БАРАБАНЩИК
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
– Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки!
1966
* * *
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки.
ИСКАЛОЧКА
Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то,
И куда он мог залезть?
КОТЁНОК
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
ТИГР
Берегите тигров, детки!
Я же зверь ужасно редкий!
Но, пожалуйста, меня
Берегитесь, как огня!
ДРАКОН
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
- И, улыбаясь, заказал:
- – Для этой головы,
Пожалуйста, халвы. - Для этой пасти –
Прочие сласти. - Для этой головки –
Перловки. - Для этой глотки –
Селёдки. - Для этой башки –
Пирожки. - Для этой рожи –
То же. - Для этого личика –
Два сдобных куличика. - Что ещё?
Лимонада бутылку, - Семь салфеток, ножик и вилку.
БЕЗДЕЛУШКА
Посадили игрушку на полку,
И бедняжка грустит втихомолку,
Что она не игрушка,
Что она безделушка,
От которой ни проку, ни толку.
Посадили игрушку на полку.
МЯЧ
- Бьют его, а он не злится,
Он поёт и веселится,
Потому что без битья - Нет для мячика житья!
- 1965
* * *
- О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили, мы дожили, - Мы живы, живы мы!
- 1971
АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
МАТРЁШКИНЫ ПОТЕШКИ
- 1
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем, - Говорим о том, о сём.
- 2
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки - Матреша вышла в юбочке.
- 3
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
– Выходи, Бурёнушка! - – Выхожу, матрёнушка!
- 4
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку — - Вспомнили матрёшку.
- 5
Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим, - А сначала поглядим.
- 6
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает, - Кто за щёчкою катает.
- 7
Я цветочек вышила,
«Жу-жу-жу» услышала.
Села пчёлка на цветок, - Мастерица – наутёк.
- 8
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одежки.
Сами ткём и прядем, - Сами в гости к вам придём.
9
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
- Матрёшечки румяные.
- 10
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод, - А девятая поёт.
- 11
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки - И одна Матрёшечка.
- 12
Шла по ягоду Матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
«И куда ж такую сласть - Мне теперь, подружки, класть?»
- 13
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили, - На поклон ответили.
- 14
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и мерили, - Глазам своим не верили.
- 15
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась, - Больше всех перепугалась.
16
Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего!
Если я и пропаду,
- Всё равно не пропаду!
- 17
Пыль клубится по дорожке —
Едут с ярмарки матрёшки,
На баранах, на быках, - Все с баранками в руках.
- 18
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать, - Завтра снова чаевать!
* * *
Тропинка-тропа, ты меня подвела.
Какою ты крепкой, тропинка, была.
Какою сухою и звонкой!
Но дождик прошёл… Я повсюду брожу
И только тропинку мою обхожу
Сторонкой.
КАРТИНКИ В ЛУЖАХ
- В лужах картинки!
На первой – дом,
Как настоящий, - Только вверх дном.
- Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее, - Даже синей.
- Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая, - Но зеленей.
- А на четвёртой
Картинке
Я промочил - Ботинки.
- 1956
СНЕГОПАД
День настал. И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый…
Отчего же так темно?
1955
ГОЛОЛЕДИЦА
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
* * *
Под столбом лежит ледышка.
У ледышки передышка.
Подойду к столбу и там
Вновь ледышку наподдам.
И она вперед умчится.
Это я иду учиться.
ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА
- Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд –
И на реке
Начался - Ледоход.
- 1957
* * *
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
ТРИ ДОРОГИ
Приходил я в первый класс
По одной из трёх дорог.
Приходилось каждый раз
Выбирать одну из трёх.
Первая из них была
Длинной улицей села.
Там из окон, из ворот
Всё поглядывал народ.
Я товарищей встречал,
Различал их за квартал,
То кого-то поджидал,
То кого-то догонял.
А вторая за мостом
Потаённою тропой
Вьётся в ельнике густом.
Птиц послушай. Песню спой.
Посиди чуть-чуть на пне
Сам с собой наедине.
Третья тропка коротка.
Три минуты до звонка.
Мчишься, голову сломя,
Между первыми двумя.
1977
ПЕТУХ
Шагает, как Наполеон,
Красавец мой петух.
Мне зренье услаждает он
И услаждает слух.
Он любит бой. Он любит власть.
Он грозен, как орел.
И что герою лисья пасть
- И кухонный котел!
- Отведать эти потроха
Мечтают все вокруг.
Но главный враг у петуха – - Другой такой петух.
ПЕТУШКИ
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
1966
ХОБОТ
Слон – больше всех!
А хобот – лучший нос:
Он все носы на свете перерос.
Прекрасный нос! Ведь с помощью его
Слон может дотянуться до всего,
Поднять с земли пушинку иль бревно
(Для великана это всё равно),
И душ принять, и звонко протрубить,
И непослушного слонёнка отлупить,
И приласкать его, и руку вам пожать,
Мух отгонять, и нюхать, и дышать!
МУДРАЯ НАСЕДКА
Ругала наседка драчливых цыплят:
«Кончайте клеваться, кому говорят!
Кто много клюётся, тот мало клюёт,
Кто мало клюёт, тот плохо растёт,
Кто плохо растёт, тот бессилен и худ.
Кто худ и бессилен, того заклюют!»
КАРУСЕЛЬ
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселия к веселью.
ДОБРАЯ ДУША
Я малышей люблю от всей души.
За что? За то, что это – малыши.
Люблю и великана всей душой.
За что? За то, что он такой большой.
ЛЯГУШАТА
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все – герои, ать-два!
Головастиками были – ква-ква!
Дружно хвостиками били – ать-два!
А теперь мы – лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете – красота!
КОШКИ-МЫШКИ
- 1
- – Мяу, мышка, спляшем польку,
Подадим гостям пример!
– Я сплясала бы, да только - Мышке кот не кавалер!
- 2
Мышка кошку угостила.
Кошка мышь не проглотила.
Почему не проглотила?
Угощения хватило.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ БАОБАБУ
Баобабу пела бабушка,
Баобабка-баобобушка:
«Бао-бао! Бао-бай!
Баобабчик, подрстай!
Будешь выше мам и пап,
Баобабчик-баобаб,
И потолще бабушки,
Старой баобабушки!»
ПЕСОЧНИЦА
Посреди двора – гора.
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой,
Хочешь – рой,
А хочешь – строй,
Хочешь – куклам испеки
Золотые пирожки.
* * *
Если внутрь кладут творог,
Получается пирог.
Если поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
В СТАРИНУ
– Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлебушек на мельницу везу.
Зерном мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.
– Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлеб с пекарни с мельницы везу.
Мукой мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.
– Что везёшь, лошадка, на возу?
– Из пекарни хлебушек везу.
Караваи, булки, пышки!
Ешьте, радуйтесь, детишки!
ТУЧКА
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся
* * * Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше дай!
БАРАШЕК
Стригут барашку под машинку
Бочок кудрявенький и спинку.
Не плач, барашек. Через год
Погуще шёрстка отрастёт.
КОТОФЕЙ
В гости едет котофей,
Погоняет лошадей.
Он везёт с собой котят.
Пусть их тоже угостят!
ПО ЯГОДЫ
Человек идёт,
Ягоду берёт.
Белую
Неспелую
Отправляет в рот.
Красную,
Прекрасную
В корзиночку кладёт.
РЕПЕЙ
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей.
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО
- Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло,
По дорожке прямиком - Ходят ножки босиком.
- Кружат пчелы,
Вьются птицы,
А Маринка - Веселится.
Увидала петуха:
– Вот так чудо! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху – перья, снизу – пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
– Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит?
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок!
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос, рыжий пёс,
Рассмешил её до слез.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!»
Ходят ножки босиком
По дорожке прямиком.
Стало сухо и тепло.
Лето, лето к нам пришло!
1956
ПРО МАШИНУ
Вот девочка Марина.
А вот ее машина.
– На, машина, чашку.
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка,
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
- Спи, машина, не шали!
- Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала, - Невеселая была.
- Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой «Мишка». - Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час - Не смыкала Катя глаз.
- Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор – Петя
(Петя кончил первый класс), - И машину доктор спас.
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
– Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела –
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
- Ей движения нужны.
- Как больную нам спасти?
Ключик взять – - И завести!
- 1956
СОВА И СИНИЦА
- У совы у старой
Не глаза, а фары –
Круглые, большие, - Страшные такие.
- А у птички у синички,
У синички-невелички,
Глазки, словно бусинки, - Малюсенькие.
- Но синичьи глазки
Смотрят без опаски
И на облачко вдали,
И на зёрнышко в пыли.
Днём сова не видит, - Значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права,
В путь пускается сова.
Всё глаза огромные
Видят ночью тёмною.
А синица не боится,
Потому что спит синица,
Крепко спит она в гнезде,
Не видать её нигде.
1956
СЕРЁЖА И ГВОЗДИ*
- Сотрясается весь дом:
Бьет Серёжа молотком;
Покраснев от злости, - Забивает гвозди.
- Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются.
Над Серёжею они
Просто издеваются – - В стенку не вбиваются.
Хорошо, что руки целы.
Нет, совсем другое дело –
Гвозди в землю забивать.
Тук! – и шляпки не видать.
Не гнутся,
Не ломаются,
Обратно вынимаются!
1956
КОШКИН ЩЕНОК
- Был у кошки сын приёмный –
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный, - Очень ласковый сынок.
- Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла - Языком сыночка мыла.
- Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка-мать –
Животное - Очень чистоплотное.
- Но подрос
Сынок приёмный,
И теперь он пёс - Огромный.
- Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока - Не хватает языка.
- Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
– Ох, – вздохнула кошка-мать, – - Трудно сына умывать!
- Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся! - …Сын купается в реке,
Мама дремлет на песке. - 1956
КТО ТАКОЙ НОФЕЛЕТ?
Каким учёным Федя стал!
Кто б мог сравниться с Федею?
Он лето целое листал
Тома энциклопедии.
Людей известных, например,
Он знает всех… до буквы «эр».
– А ну-ка, Федя, дай ответ:
А кто такой был Нофелет?
– Кто? Нофелет? Ах, Нофелет…
Скажу я вам на это,
Что стыдно людям ваших лет
Не знать про Нофелета!
Жил в древнем Риме
Нофелет –
Не то мудрец, не то поэт. –
Откуда только знает он
Такого мудреца?
Мы просто слово «те-ле-фон»
Прочли ему с конца.
А получился Но-фе-лет –
Не то мудрец, не то поэт.
1957
ОТСТАЛЫЙ ЧЕЛОВЕК
Серёже снился самосвал
Как раз перед контрольной.
– Всё ясно! Значит, я пропал! –
Решил он недовольно.
И к бабке обратился он,
Узнать, что означает сон.
Старуха думала полдня:
«Кровь… Значит, съедется родня.
А, скажем, лошадь, – это ложь.
Собака? Друга ты найдешь.
А самосвал? Скажи на милость!
Да нам такое и не снилось!»
МОРОЗ
(с английского)
«Бураны, вьюги и метели!
Как много с ними канители!
Как много шуму, толкотни!
Как надоели мне они!» –
Так проворчал мороз угрюмый,
И реку лёд сковал без шума,
Деревья скрыла седина
И наступила тишина.
1957
СКАЗКА ПРО ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ
Автомобилю в выходной
Хотелось отдохнуть.
Под крышей душно в летний зной,
И он пустился в путь.
Мелькнул зелёный светофор…
– Постой! А где же мой шофёр?
Один я бегать не могу,
Но тем не менее
Бегу.
А что? Сегодня выходной,
Не грех и погулять.
По радио, должно быть, мной
Решили управлять.
Что ж! Век двадцатый – век чудес! –
Себя утешил он. –
Поедем дальше…
Вот и лес
Поднялся с двух сторон.
Порой посмотришь за кювет,
А там – сплошной зелёный свет.
Он так и манит в глубину,
Зовёт к себе тайком.
Автомобиль сказал: – А ну!
- Отправимся пешком!
- Через кювет перескочил,
Вздохнул: – Прощай, шоссе! –
И сразу шины промочил - В сверкающей росе.
- Он видел красные стволы
И слушал шум вершин.
И пахли капельки смолы - Не хуже, чем бензин.
Он дал гудок: – Дорогу мне!
Позвольте мне пройти! –
Стоят стеной – сосна к сосне –
- Деревья на пути.
- Но тут раздвинулись они,
И свет блеснул вдали.
И даже кочки, даже пни - В сторонку отползли.
- Теперь он шёл куда хотел
И всё гудел, гудел, гудел…
И вдруг ответный громкий зов - Издал могучий лось.
Источник: http://berestov.org/?page_id=643
Валентин Берестов — Витя, Фитюлька и Ластик
Однажды Витя взял бумагу и карандаш и нарисовал человечка: голова кружком, глаза точками, нос запятой, рот закорючкой, живот огурцом, руки и ноги как спички. И вдруг…— Здравствуйте! — пискнул человечек. — Меня зовут Фитюлька.
Берестов Валентин Дмитриевич
ВИТЯ, ФИТЮЛЬКА И ЛАСТИК
Художник А. Шахгелдян
Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать.Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу!»Не надо звать,Не надо ждать,А можно взять и почитать!
Нежарким солнышком согреты,Леса ещё листвой одеты.У первоклассников букеты.День хоть и грустный, но весёлый!Грустишь ты: — До свиданья, лето —И радуешься: — Здравствуй, школа!
Чему первым деломНаучится кошка?— Хватать!Чему первым деломНаучится птица?— Летать!Чему первым деломНаучится школьник?— Читать!
Котёнок вырастет кошкой,Такой же, как все на свете.Птенец превратится в птицу,Такую ж, как все на свете.А дети читают,А дети мечтают,И даже их мамы и папы не знают,Кем станут, кем вырастут дети.
Идём лесной тропинкой в первый класс,И паутинки задевают нас.Колючие хвоинки сыплют елиНа наши плечи, шапки и портфели.И, развлекая спутницу мою,Я песни громким голосом поюПро подвиги, про смерть на поле боя.Но вот просвет и небо голубое,А там и школа на краю села,Друзья и всевозможные дела.И ты свой ранец у меня взяла.А мне ещё в лесу побыть хотелось.Так хорошо мне никогда не пелось.
Приходил я в первый классПо одной из трёх дорог.Приходилось каждый разВыбирать одну из трёх.
Первая из них былаДлинной улицей села.Там из окон, из воротВсё поглядывал народ.Я товарищей встречал,Различал их за квартал,То кого-то поджидал,То кого-то догонял.
А вторая за мостомПотаённою тропойВьётся в ельнике густом.Птиц послушай.Песню спой.Посиди чуть-чуть на пнеСам с собой наедине.
Третья тропка коротка.Три минуты до звонка.Мчишься, голову сломя,Между первыми двумя.
Зимою в школу он бежит,А летом в комнате лежит.Но только осень настаёт,Меня он за руку берёт.
Карандаш в пенале мается,Но зато он не ломается.Ручка в темноте находится,Но зато легко находится.
Почему из-под точилкиВьются стружки и опилки?Карандаш писать не хочет, —Вот она его и точит.
Я — малютка карандашик,Исписал я сто бумажек.А когда я начинал,То с трудом влезал в пенал.Школьник пишет и растёт,Карандаш — наоборот.
Буквы напечатанные —Очень аккуратные.Буквы для письмаЯ пишу сама.Очень весело пишется ручке:Буквы держат друг дружку за ручки.— Ой, мамочки! — сказала ручка. —Что значит эта закорючка?— Чернильная ты голова,Ты ж написала цифру «2»!
Я — линейка.Прямота —Главная моя черта.
— Учитель у меня в портфеле!— Кто? Быть не может! Неужели?— Взгляни, пожалуйста! Он — тут.Его учебником зовут.
Я — красивая закладка.Я нужна вам для порядка.Зря страницы не листай.Где закладка, там читай!
Над бумажным над листомМашет кисточка хвостом.И не просто машет,А бумагу мажет,Красит в разные цвета.Ух, какая красота!
Тетрадки в портфеле шуршали,Что в жизни важнее, решали.Тетрадка в линейку бормочет:— Грамматика! —А в клетку тетрадка ворчит:— Математика! —На чём примирились тетрадка с тетрадкой,Для нас до сих пор остаётся загадкой.
Я — ластик, я — резинка,Чумазенькая спинка.Но совесть у меня чиста, —Помарку стёрла я с листа.
Циркуль мой, циркач лихой,Чертит круг одной ногой,А другой проткнул бумагу,Уцепился и — ни шагу.
То считаю втихомолку я,То опять на счётах щёлкаю.Если правильно считать,То всегда получишь пять!
В дневнике заданья на домИ стоят отметки рядом.До чего же хороши!Ну-ка, мама, подпиши!
И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе люди любят рисовать.И каждый сразу нарисуетВсё, что его интересует.Всё вызывает интерес:Далёкий космос, ближний лес,Цветы, машины, пляски, сказки…Всё нарисуем! Были б краски,Да лист бумаги на столе,Да мир в семье и на земле!
Ну-ка в сторону карандаши.Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.Устный счёт! Мы творим это делоТолько силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,И глаза начинают светиться,И кругом только умные лица,Потому что считаем в уме.
Я — котик умный и весёлый,Но никогда не видел школы.Возьми меня с собою в класс:Я помяукаю для вас!
— Без четверти шесть!Без пятнадцати шесть!Хотите услышатьПриятную весть?
— Так что же случилосьБез четверти шесть?Какая такаяПриятная весть?
— А то, что я сам,Понимаете, САМУмею часыУзнавать по часам.
— Ты прав. Так и есть,Без пятнадцати шесть!Спасибо тебеЗа приятную весть!
Стоял ученикНа развилке дорог.Где право,Где лево,Узнать он не мог.Но вдруг ученикВ голове почесалТой самой рукою,Которой писал,И мячик кидал,И страницы листал,И ложку держал,И полы подметал.«Победа!» — раздалсяЛикующий крик:Где право,Где лево,Узнал ученик.
Он руку над партою тянет и тянет.Неужто никто на него и не взглянет?Не нужно отметок в журнал и в дневник,Довольно того, что он в тайну проник,Что чудо свершилось, задача решилась…Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!
Источник: https://nice-books.ru/books/detskaya-literarura/skazka/204617-valentin-berestov-vitya-fityulka-i-lastik.html
По дороге в первый
класс
КТО ЧЕМУ НАУЧИТСЯ
Чему первым делом Научится кошка? — Хватать! Чему первым делом Научится птица? — Летать! Чему первым делом Научится школьник? — Читать! Котенок вырастет кошкой, Такой же, как все на свет, Птенец превратится в птицу, Такую ж, как все на света. А дети читают, А дети мечтают, И даже их мамы и папы не знают. Кем станут,
Кем вырастут дети!
- ЛЕТИ!
На рассвете птица-мать Учит птенчика летать, Уговаривает, Приговаривает: — Вон – ракета из металла, А смотри, куда слетала, И не испугалась! Самолет тяжеловесный Рассекает свод небесный – И не боится! Облака – сплошная вата, А летят, летят куда-то. А ты нет! Нет, мой мальчик, ты не птица! Птица неба не боится.
А ну, лети!
- ПЕРЕД ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЯ
Часовщик хороший, миленький, Почини ты нам будильники! Тот, кто принят в первый класс,
Должен знать, который час.
- ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
Нежарким солнышком согреты, Леса еще листвой одеты. У первоклассников букеты. День хоть и грустный и веселый Грустишь ты6 – До свиданья, лето,
И радуешься: — Здравствуй школа!
- КОТЕНОК
Я – котенок умный и веселый, Но никогда не видел школы. Возьми меня с собою в класс,
Я помяукаю для вас.
- ТРИ ДОРОГИ
Приходил я в первый класс По одной из трех дорог. Приходилось каждый раз Выбирать одну из трех Первая из них была Длинной улицей села. Там из окон, из ворот Все поглядывал народ. Я товарищей встречал, Различал их за квартал, То кого-то поджидал, То кого-то догонял. А вторая за мостом Потаенною тропой Вьется в ельнике густом. Птиц послушай. Песню спой. Посиди чуть-чуть на пне Сам с собой наедине. Третья тропка коротка. Три минуты до звонка Мчишься, голову слоя
Между первыми двумя.
- ПРИЯТНАЯ ВЕСТЬ
— Без четверти шест! Без пятнадцати шесть! Хотите услышать Приятную весть? — Так что же случилось Без четверти шесть? Какая такая Приятная весть? — А то, что я сам, Понимаете? – САМ Умею часы Узнавать по часам. — Ты прав. Так и есть, Без пятнадцати шесть! Спасибо тебе
За приятную весть!
- ГДЕ ПРАВО, ГДЕ ЛЕВО
Стоял ученик На развилке дорого, Где право, Где лево, Понять он не мог Но вдруг ученик В голове почесал Той самой рукою, Которой писал, И мячи кидал, И страницы листал, И ложку держал, И полы подметал. «Победа!» — раздался ликующий крик: Где право, Где лево
Узнал ученик.
- УРОК ЛИСТОПАДА
А дальше, ребята, урок листопада, Поэтому в класс возвращаться не надо. Звонок прозвенит, одевайтесь скорей И ждите меня возле школьных дверей. И парами, парами следом за нею, За милой учительницей своею, Торжественно мы покидаем село. А в лужи с лужаек листву намело. Глядите! На елочках темных в подлески, Нагнитесь за самым красивым листом – В прожилках малиновых на золотом. Запомните все, как земля засыпает,
Как ветер листвою ее засыпает.
- ЧИТАЛОЧКА
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну почитай еще страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять
И почитать!
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ ПОРТФЕЛЬ
Зимой по улице бежит, А летом в комнате лежит, Но только осень настает, Меня он за руку берет И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ УЧЕБНИК
— Учитель у меня в портфеле! — Кто? Быть не может! Неужели? — Взгляни, пожалуйста! Он тут,
Его учебником зовут.
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ ТЕТРАДИ
Тетрадки в портфеле шуршали, Что в жизни важнее, решали. Тетрадка в линейку бормочет: — Грамматика! А в клетку тетрадка ворчит: — Математика! На чем примирились тетрадка с тетрадкой
Для нас до сих пор остается загадкой.
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ ПЕНАЛ
Карандаш в пенале мается, Но зато он не ломается. Ручка в тесноте находится, Но зато легко находится. Очень весело пишется ручке: Буквы держат друг дружку за ручки. — Скажите мне, -спросила ручка, — Что значит эта закорючка? — Чернильная ты голова! Ты ж написала цифру «2».У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯИ в десять лет, и в семь и в пять Все люди любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, пляски, сказки… Все нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе;
Да мир в семье и на земле!
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ КАРАНДАШ
Я – малютка – карандашик. Исписал я сто бумажек. А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ ЛИНЕЙКА
Я – линейка. Прямота – Главная моя черта.
У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ ЦИРКУЛЬ
Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ ТОЧИЛКА
Почему из-под точилки Вьются стружки и опилки? Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ РЕЗИНКА
Я – ластик, я – резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа.
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ СЧЕТЫ
То считаю втихомолку я, То опять на счетах щелкаю. Если правильно читать,
То всегда получишь «пять»
- У МЕНЯ В ПОРТФЕЛЕ ДНЕВНИК
В дневнике заданья на дом И стоят отметки рядом. До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
Источник: https://teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/berestov/doroga_1_klass.htm