- Родительское собрание в 3 классе «Нравственно-духовное воспитание детей в семье»
- Воспитать человека интеллектуально,
- не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт
- ЦЕЛЬ: Создать условия для понимания значимости духовно — нравственного воспитания в семье.
Задачи собрания: — показать родителям значимость духовно — нравственного воспитания детей в семье; — формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Предварительная работа: — опрос учащихся «На кого я хочу быть похожим?»;
Слайд /дети класса /
Учитель: Семья-это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. И каждый, какой бы с ней не был момент, Волшебней, роднее моментов и нет. Семья с нами рядом всегда и везде, Она много значит в каждой судьбе.
— Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.
С приходом в школу ребёнок попадает в нормированную среду, в которой обретение навыков учебной деятельности связано с определённым нравственным поведением. Все мы признаём огромную роль школы в формировании личности ребёнка. Но существуют другие факторы, которые способствуют усилению или уменьшению этой роли. Слайд /схема/ Факторы формирования личности:
СЕМЬЯ | ||||
Общество | Друзья | Школа | Социум | Окружение |
Семья является главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты.
Семья, ребёнок, нравственность — вот что станет предметом нашего обсуждения. Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным, духовно богатым человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит.
У других, напротив, без особых усилий получается все как надо. В чем же дело? Я хочу привести слова американского профессора Росса Кэмпбела: …Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают её.
Если им ничего не дается, им нечего возвращать… Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.
Что же такое нравственность? Сергей Иванович Ожегов даёт следующее определение нравственности «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности». «Духовность — свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
Упражнение.Предлагаю вам общими усилиями составить «Цветок – нравственность».
Запишите нравственные чувства, являющиеся мотивами человеческого поведения.
(На партах лежат лепестки цветка и маркеры, родителям предлагается написать на лепестках качества и прикрепить на доске вокруг сердцевины, в которой написано слово «нравственность». Цветок большой, в готовом виде занимает весь периметр доски, слова должны хорошо читаться. На каждой парте по одному лепестку, при желании выдаются дополнительные лепестки. )
Мы общими усилиями составили идеал высоконравственного человека, то есть то, к чему мы должны стремиться, воспитывая наших детей.
Комментарий педагога – психолога: Самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения.
В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников.
Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Пример — воспитательный метод исключительной силы.
Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй.
Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение.
Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление.
Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица.
При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению.
Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям „героя“ суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов.
Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо.
Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать ребёнка от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера родителей. Сила положительного примера увеличивается, когда родители своей личностью, своим авторитетом действуют систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия будет возрастать и тогда, когда дети убедятся, что между его словом и делом нет расхождений.
Учитель:Упражнение «Хочу узнать»
Я хотела бы, чтобы вы чаще задумывались о правильном воспитании своих детей, а мы будем рады вам в этом помочь советом. Все вопросы, возникшие у вас в ходе собрания, вы можете опустить в «корзинку почемучек». Мы постараемся ответить в конце собрания на все возникшие вопросы. Слайд /семейные фото детей, занятых совместной деятельностью с родителями/.
В.А.Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.
Можно выделить основные направления нравственно-духовного воспитания детей: * Формирование понятия «любовь»: любовь к семье, родным, любовь к Родине, уважение к своему и другим народам, доверие к людям.
* Развитие нравственных чувств и этического сознания: понимание жизни и оптимистичное отношение к ней; справедливость, эмпатия, дружелюбие и терпимость к людям, верность в отношениях с окружающими. * Развитие творчества и созидания: трудолюбие, уважение к труду; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
* Формирование ценностного отношения к своей личности: забота о здоровье физическом и стремление к здоровому образу жизни, здоровью нравственному и социально-психологическому.
Писатель и педагог С.А.Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственными средствами. Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно.
Нравственность – граница дозволяемого совестью.
А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… Будет нравственное воспитание в семье – ребёнок воспримет правила культурного поведения, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка, будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания…».
Для систематической, целенаправленной работы по нравственному воспитанию в семье следует руководствоваться следующими принципами: Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений. Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности ребёнка. Их отбор среди огромного количества ценностей происходит на основе общечеловеческого идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого другим.
Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение с ребёнком. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права ребёнка свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к монологической проповеди.
— Детям был задан один вопрос, на кого они хотят быть похожими и почему. Ребята хотят быть похожими на супергероев из мультфильмов, артистов, певцов…. Приводились различные примеры силы, ума, талантливости. И только 20 % захотели стать такими же, как их мама или папа, потому что любят их.
Так как же сделать так, чтобы наши дети хотели брать пример с нас?
Основные пути формирования нравственности ребёнка в семье.
— Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. — Разъяснение, воздействие словом. Не надо говорить ребёнку то, что он хорошо знает и без нас. Необходимо задумываться над тоном, манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей», ни то, ни другое не задевает душу ребёнка. Необходимо обязательно продумывать, как связать слова с жизнью, какого практического результата хотим добиться. Дети младшего школьного возраста требуют примеров из жизни.
Притча «Деревянная кормушка» Когда-то, может давно, а может не очень, жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта.
Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавать в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось.
Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. — Что ты хочешь сделать? — спросил отец.
— Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту. — Какой вывод можно сделать?
Мы в ответе за пример, который подаём своим детям
Большой ошибкой являются упрёки. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. Упрёки в свою очередь вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
Альтернативой упрёкам является порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действий. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании видел не только строгость, но и заботу о себе.Не следует забывать и о запрещении.
Оно предотвращает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относится к своим желаниям. Нужно соблюдать одно правило: каждое запрещение должно иметь разумное объяснение
Упражнение «Свободный микрофон» / Обмен опытом нравственно -духовного воспитания в семье/.
Слайд: фото учащихся в кругу семьи — Я думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания. Давайте поделимся им. Какие своими соображениями по поводу нравственного воспитания в семье вы хотели бы поделиться.
— Слово педагогу – психологу, которая, по возможности, ответит на заданные в течение собрания вопросы.
Совет педагога — психолога:
Дом для ребенка — школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей — и не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. Психологические факторы, которые имеют воспитательное значение со стороны родителей со стороны детей Принимать ребенка таким, какой он есть; Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; Предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения; Иметь представления о различных этапах в жизни ребенка; Уважать права ребенка. Не балуйте меня, вы меня портите; Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали; Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз. Упражнение «Я могу» Символом семьи дети чаще всего выбирают изображение сердечка. Вот это сердечко я сейчас буду передавать вам, а вы следующим родителям, со словами «Для нравственного воспитания своего ребёнка я могу…»
Заключение Наша встреча подошла к концу. Я хотела бы вручить вам памятки для родителей. Памятки для родителей: 1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. 2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. 3.
Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте назойливо каждый его шаг, ведь есть много других способов. 4. Оценивайте отдельный поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже. 5.
Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что любите его, сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
В семье воспитываются и передаются культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Именно родители являются образцами, на которых ежедневно ориентируются их дети.
Личности родителей играют главную роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая жизнь этого ребёнка.
На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Саади
1
Источник: https://intolimp.org/publication/roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-nravstvienno-dukhovnoie-vospitaniie-dietiei.html
Родительское собрание на тему "Методы семейного воспитания"
- Родительское собрание
- Тема: «Методы семейного воспитания».
- Цель: Познакомить родителей с методами (способами) семейного воспитания.
- Ход собрания
Все вы — люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас? Это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.
Ещё Макаренко говорил:
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Что же нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!».
Сегодня мы с вами и будем учиться постигать формулы родительской педагогики.
Игра «Связанный ребёнок»
Каждый ребёнок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы?
Учитель вызывает одного родителя.
Мы говорим ребёнку: «Не бегай, не прыгай, не упади…». Мы связываем ему ноги. (Родителю ленточкой связывают ноги).
«Не трогай то, не трогай это…». Мы связываем ему руки. (Родителю связывают руки).
«Не слушай, это не для твоих ушей…». Завяжем ему уши.
«Не кричи, не разговаривай громко…». Завяжем ему рот.
«Не смотри этот фильм…». Завяжем ему глаза.
Давайте спросим нашего «ребёнка», как он себя чувствует? (Ответ родителя.)
Мы все хотим, чтобы наши дети получали развитие, познавали окружающий мир, а сами с самого рождения начинаем навязывать им свои установки. Мы ломаем ребёнка, поэтому он теряется и уже не может реализоваться.
Большую часть своего времени ребёнок проводит в семье, поэтому первые уроки жизни он получает именно в общении с родителями.
Что такое семья? Это, прежде всего, дом.
Предлагаю вам создать модель дома, в котором всем будет комфортно и тепло. «Строить» будем группами.
- Какие ассоциации у вас возникают со словом ДОМ?
- (Дом – это семья, место, где родился человек.
- Дом – это очаг.
- Дом – начало всех начал, как поётся в песне «Родительский дом».)
Итак, начинаем строительство. И прежде чем возводить стены, мы заложим фундамент.
Здесь я хочу рассказать Вам одну легенду:
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не сорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Как вы думаете, какое слово написал старец? (ПОНИМАНИЕ)
Именно из понимания вырастают любовь и дружба, желание понять, а не осудить друг друга.
Думаете, тому старику из притчи ни разу не хотелось накричать на своих детей или отшлёпать их? Это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар. Но он никогда себе этого не позволял, потому что он был мудрым, любящим, терпеливым отцом и мужем.
Ну, что ж, фундамент заложен, теперь нам предстоит возвести стены нашего дома. В стену будут положены методы семейного воспитания.
- 1. «Семейное воспитание – это актуально»
- Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема.
- — Как преодолеть лень ребёнка?
- — Как заставить его слушаться?
— Как воспитать у него чувство ответственности? И др.
Вопрос, как именно можно всё это сделать, и есть вопрос метода воспитания. Метод в точном переводе «способ», а в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую личность, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую. Предлагаю тест «Я и мой ребёнок» (Приложение 1.)
А что расскажут о взаимоотношениях в семье рисунки ваших детей?
(Приложение 2.)
Итак, мы убедились в важности знаний методов воспитания. Переходим к обсуждению следующей позиции.
2. «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»
Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Как заставить его служить искусству воспитания? Слово обладает огромной силой. Грубый окрик пугает и озлобляет ребёнка, легкая ирония убивает веру в свои силы и стремление к новым победам. Зато, какой затаённой радостью светятся его глаза после нашего одобрения. «О, это только начало! Вот увидите, что я ещё могу», — говорят нам эти глаза.
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако способны раздражать ребёнка, даже если сказаны спокойным тоном. И есть слова, которые заглаживают обиды, улучшают настроение, а мы их обычно стесняемся говорить.
Поработайте в группах. (Приложение 3.) Из предложенных выражений:
- 1 группа – отобрать запрещённые;
- 2 группа — отобрать желательные.
- Каждой группе – дополнить своими примерами.
- 3. «Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить»
Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказать ребёнка можно лишь в том случае, когда вы уверены, что он совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя. Одни родители допускают наказания, другие – категорично против.
Поработаем в группах. Родители, сидящие за красным столом, будут противниками наказания, за зелёным – будут допускать возможность наказания.
Ситуация 1. Ребёнок постоянно грубит и не слушается.
— Как с этим бороться?
Ситуация 2.Ребёнок постоянно опаздывает в школу: очень долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок, «возит» ложкой по тарелке. И так каждый день.
4. «Тебя как в зеркале я вижу…»
Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью младших школьников, как подражательность. Дети фотографируют всё, что происходит в семье.
Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками. Одобряйте, если ребёнок захочет отдать что-то товарищу.
Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок и это копирует, считая нормой.
Есть семьи, где телевизор работает постоянно. Конечно, жить так можно. Но тогда не требуйте, чтобы ребёнок читал книги. В семье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок по утрам делал гимнастику, то объяснений, на сколько она необходима, недостаточно. Разъяснение обязательно должно быть подкреплено личным примером.
- Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает.
- А теперь, работая в группах, попытайтесь разрешить типичные ситуации семейного воспитания, в которых степень воспитывающего влияния определяется тем, какую позицию займут родители.
- СИТУАЦИЯ
Мальчик поздно возвращается домой. Родители заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.
Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по очень уважительной причине.
В том, что мальчик опоздал, есть, конечно, и его вина. Но такие проблемы, как задержка после уроков или поздний приход домой, можно обсудить со своим ребёнком заранее. И не в стиле указания, а в стиле совета. Он должен понять, почему вы волнуетесь, и к чему это может привести. Главное, умейте прощать то, что прощать трудно.
СИТУАЦИЯ
Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мам только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.
- Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.
- Огорчённая девочка уходит в свою комнату.
- Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы.
Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните: вам обязательно нужно остаться ребёнку другом. Не портите детям жизнь своими нотациями. Ведь ребёнок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг.
- Ребёнок учится тому,
- Что видит у себя в дому,
- Родители пример ему.
- Кто при жене и детях груб,
- Кому язык распутства люб,
- Пусть помнит, что с лихвой получит
- От них всё то, чему их учит.
- Коль видят нас и слышат дети,
- Мы за дела свои в ответе.
- И за слова: легко толкнуть
- Детей на нехороший путь,
- Держи в приличии свой дом,
- Чтобы не каяться потом.
- 5. Законы семьи
- Осталось «покрыть наш дом крышей».
Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Попробуйте расшифровать их.
(Работа в группах)
ЗАКОНЫ = ЕД. ТР. + ЗН. ПОХВ. + ТР. УЧ. + РАЗД. БЛАГ
СЕМЬИ
Что у вас получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?
1 закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2 закон. Закон значимости похвалы ребёнка.
3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Вот мы и завершили строительство дома (Приложение 5.) и разговор о методах воспитания. Я благодарю вас за активное участие и прошу ответить на последний вопрос: что вам дала сегодняшняя встреча?
(Это «строительство» вызвало желание построить взаимоотношения в семье по-новому.)
Решение:
1. Использовать в воспитании детей различные методы.
2. Изучить литературу по вопросам семейного воспитания.
- Всем вам счастья, мира и добра!
- Пусть радость царит в семье всегда!
- (Каждой семье вручается буклет)
- Приложение 1.
- Тест «Я И МОЙ РЕБЁНОК»
№ п/п | Вопросы МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ… |
|
Могу, но не всегда так пос-тупаю 2 очка | Не могу 1 очко |
1 | В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком | |||
2 | Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст | |||
3 | Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему | |||
4 | Извиниться пред ребёнком в случае своей неправоты | |||
5 | Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя | |||
6 | Поставить себя на место ребёнка | |||
7 | Поверить хотя бы на секунду, что вы – добрая фея (прекрасный принц) | |||
8 | Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете | |||
9 | Всегда воздерживаться от от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка | |||
10 | Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение | |||
11 | Выделить ребёнку один день, чтобы он мог делать что пожелает и вести себя как захочет | |||
12 | Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка | |||
13 | Устоять против детских слёз и просьб, если вы уверены, что это только каприз |
КЛЮЧ К ТЕСТУ
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.
Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект.
Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение 2.
Семья глазами ребёнка
Выявить отношение ребёнка к членам семьи, определить его место в семье помогает рисуночная методика. Детям предлагается нарисовать свою семью. Никаких пояснений при этом не даётся.
Психологи научились определять смысл, заключённый в детском рисунке. Например, ребёнок не рисует тех членов семьи, с которыми находится в конфликтных отношениях. Если на рисунке отсутствует сам художник, то это также сигнал конфликта между ним и кем-то из членов семьи.
Впрочем, когда ребёнок вместо семьи рисует только одного себя, то это – крик одиночества, грозный признак семейного неблагополучия. Бывают случаи, когда ребёнок «дополняет» свою семью несуществующим родственником или посторонним человеком. Этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, улучшить семейную обстановку.
Авторитетность членов семьи ребёнок подчёркивает размерами фигур. Для самых «ценных» родственников иногда не хватает места на листе бумаги, с них обычно и начинает он создание семейного портрета. Когда ребёнку хорошо и комфортно в семье, то он изображает себя ростом почти с маму или папу, чаще всего – в центре между родителями.
А вот если на семейном портрете маленький художник нарисовал себя после братьев и сестёр, подальше от папы и мамы, то это говорит о его ревности к другим детям по отношению к родителям. Важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Чем сильнее любят друг друга члены семьи, тем ближе они расположены.
В неблагополучных, конфликтных семьях родственники изображаются на расстоянии друг от друга, а пространство между ними заполняется вещами или предметами. Считается, что более детально, кропотливо ребёнок рисует фигуру самого любимого человека.
И, наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно к нему относится. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой и стиранием.
Таким образом, казалось бы, такая малость – детский рисунок на тему «Моя семья», но на деле он имеет глубокий внутренний смысл и при грамотном «раскодировании» представляет собой своеобразную диагностику внутрисемейных отношений.
Приложение 3.
Я тысячу раз тебе говорила… | Я тысячу раз тебе говорила… |
Сколько раз надо тебе повторять? | Сколько раз надо тебе повторять? |
О чём ты только думаешь? | О чём ты только думаешь? |
Все дети как дети, а ты… | Все дети как дети, а ты… |
Давай посоветуемся. | Давай посоветуемся. |
Что бы я без тебя делала. | Что бы я без тебя делала. |
Как я тебе благодарна. | Как я тебе благодарна. |
Я тебя люблю. | Я тебя люблю. |
Вечно ты во всё лезешь! | Вечно ты во всё лезешь! |
Расскажи мне, что с тобой… | Расскажи мне, что с тобой… |
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-mietody-siemieinogho-vospitaniia
Родительское собрание для 3 класса "Семейное воспитание"
- Родительское собрание в 3 классе
- Особенности семейного воспитания
- Родителями быть нелегко,
- но плохо, если нелегко
- от этого нашим детям.
- Цели: 1. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетенции в формировании личности ребенка;
2.
Формирование педагогически обоснованного стиля воспитания ребенка.
Задачи: 1. Самооценка принятых в семейной практике методов воспитания.
2. Выявление противоречий в использовании методов семейного воспитания.
3.Формирование опыта разумных подходов к выбору методов семейного воспитания.
- Форма проведения: Лекция с элементами беседы.
- Подготовительный этап:
- -написание сочинений-рассказов «Выходной день дома»;
- -анкетирование родителей (Приложение 1);
- Уважаемые родители!
Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие ученики и, какие у них родители, как они воспитывают своих детей и будут ли они моими помощниками. Вы, родители, еще очень молоды и еще далеко не все осознаете свою роль в воспитании детей.
Ребенок проводит в школе 4- 6 часов, остальное время он находится дома: готовит уроки, играет, помогает взрослым.
Меня всегда волнует вопрос, как дети проводят свое свободное время, с кем они играют, во что играют, умеют ли организовывать игры, как разговаривают друг с другом.
Плохо, если ученик проводит свое свободное время беспланово, если дает подхватить себя течению времени, не задумываясь, что проходит оно неинтересно.
Чтобы выяснить, каковы представления детей о жизни семьи, какой опыт взаимоотношений ими усвоен, я предложила им написать рассказ «Выходной день дома». К сожалению, типичным описанием выходного дня в семье было такое: «Мама готовит обед, убирает в доме, папа лежит на диване и смотрит телевизор, я играю в своей комнате. Когда у мамы все готово, мы идем обедать».
Дети сами выразили отношение к такой семье: «Эта семья скучная, недружная. Мама все делает, дети играют и гуляют сами по себе, а папа все спит». Задавала я ребятам и такие вопросы:
- -Каким папой (или мамой) ты хотел(а) бы стать в будущем?
- Ответы были такие:
- -Я хочу быть папой добрым, веселым, трудолюбивым, помогать маме и играть со своими детьми в разные игры…
Примерно такие же ответы были и про мам. И все они говорят об одном: вашим детям не хватает любви. Дети нуждаются в любви и без нее чахнут. Для нормального развития ребенка необходим этот витамин – любовь. Задумайтесь над этим, родители. Чаще разговаривайте друг с другом.
Вместо того чтобы в очередной раз придраться к спутнику жизни, подумайте, за что его можно похвалить. Говорите супругам при детях, что любите их, говорите детям как можно чаще, что любите их, ведь дети подобны цветам. Как цветы тянутся к солнцу – источнику света и тепла, так и дети ждут от родителей заверения в том, что их любят и ценят.
Любовь – это совершенные узы единства! Ваши дети станут послушнее, откровеннее с вами, если их любят, ведь они все видят, все слышат, все понимают, а главное все воспринимают и перенимают. Но любовь не должна быть вседозволенной.
Мой педагогический опыт и жизненные наблюдения привели меня к выводу: дети, ведомые заботливой, но твердой родительской рукой, хорошо учатся, более коммуникабельны, менее закомплексованы и вообще чувствуют себя более спокойными и счастливыми, чем те, кого воспитывают либо в духе вседозволенности, либо в духе чрезмерной строгости.
Дети быстро распознают, когда родители не решаются воспользоваться своей властью, и тогда не упустят шанса стать главными в семье. Царь Соломон сказал: «Вразумляй сына и будешь за него спокоен, станет он для тебя утешением».
Как же пользоваться родительской властью? Во-первых, установите семейные правила и сразу воплощайте их в жизнь. Подсказываю, первое правило – это выполнение режима дня, второе – чёткое распределение трудовых домашних обязанностей между всеми членами семьи.
Для детей лучше, если они чётко знают границы дозволенного и то, чем грозит их нарушение. В противном случае они становятся эгоцентричными и портят жизнь другим. Чтобы установить правильные рамки поведения для детей, нужно время, усилия и настойчивость.
Детям свойственно испытывать на прочность границы дозволенного, часто они бывают упрямы и эгоистичны. Именно для этого необходимо записать семейные правила. Их должно быть четыре или пять, не больше — так их легче запомнить и претворить в жизнь. Добивайтесь, чтобы эти правила обязательно выполнялись, не торгуйтесь с детьми и не тяните время.
В противном случае дети не будут серьезно относиться к этим правилам. Жизнь ребёнка необходимо упорядочить. В этом вам поможет дополнительное образование, множество кружков по интересам, в которых работают специалисты. Составьте с ребёнком расписание дня, его следует повесить на видном месте. Наша жизнь полна суеты.
Родителям приходится много работать и уделять внимание детям только от случая к случаю, а распорядок дня, находящийся на видном месте, помогает ребёнку обрести самостоятельность, самообладание.
Очень важны для воспитания детей семейные вечера. Мудрые родители укладывают спать детей в одно и то же время. Одна из мам рассказывала мне, что в этот момент происходит её общение с сыном: «Я рассказываю, что делала на работе, как беспокоилась за его контрольную, затем он рассказывает мне о прожитом дне».
Такое тёплое общение часто побуждает делиться своими чувствами. И когда дети вырастут, обязательно в своей семье введут эти задушевные разговоры перед сном. Важно считаться с чувствами ребёнка.
Когда дети открывают вам своё сердце, нельзя идти наперекор, иначе они могут усомниться в своей способности думать и чувствовать самостоятельно. Дети в своих высказываниях категоричны. Например, рассмотрим такую ситуацию : «Моя учительница ненавидит меня, а соседа по парте любит.
Переведите меня в другой класс!»- заявляет ребенок.
Как вы поступите? Для родителей главное не поступить опрометчиво, а помочь ребенку детально разобраться в возникшей проблеме и сделать правильные выводы: «Давай подумаем, почему так происходит? Может быть, ты где-то не доработал, а учительница хочет видеть тебя успешным учеником? Перевестись в другой класс мы всегда успеем, но ведь в этом классе у тебя друзья. Может быть, сначала попытаться добиться уважения учителя, а уж если не получится, тогда вернемся к идее перевода… ».
Не забывайте главного: то, как сложится жизнь вашего ребёнка, во многом зависит от вас. Если вы сможете донести до него все прекрасное, что есть в этом мире, он обязательно пронесет это через всю свою жизнь.
Хочу посоветовать вам создать «Досье достижений семьи» с рубриками «Создание семьи», «Рождение детей», «Наши достижения», «Наши увлечения», «Герб, девиз, семейная песня», «Кодекс чести семьи», «Семейная память», «Семейные легенды». Ничто так не укрепляет семью, как семейные традиции. И нужно пытаться их строить.
Самой распространённой традицией является традиция собирать семейные советы по решению насущных проблем.
Заседание совета готовится заранее, в повестку каждый член семьи может включить свой вопрос, например: какое вознаграждение ждёт детей, если четверть будет закончена хорошо, какие большие покупки для дома планируются в этом году, какие поделки можно сделать для украшения дома или приусадебного участка. Во многих семьях принято играть с детьми в настольные игры. Играйте! Будьте рядом с детьми! Если непрерывно вовлекать ребёнка в семейную жизнь, то есть надежда, что он сможет в будущем создать крепкую и благополучную семью.
Хотелось бы закончить наше родительское собрание тремя заветами воспитания. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с детьми (Приложение 2).
- Рефлексия: Что почерпнули вы нового из сегодняшнего разговора?
- Что из предложенного возьмете на заметку?
- Какие из предложенных методов уже применяются в вашей семье?
- Список литературы:
-
Алоева М.А., Бейсова В.Е. «Родительское собрание в 3-4 классах» Издательство «Феникс» 2004
-
Дереклеева Н.С. «Справочник классного руководителя начальной школы 1-4 классы» Издательство М. «Вако» 2003
Приложение 1. «Анкета для родителей».
- 1) Какие меры наказания/поощрения используются в семье?
- 2) За что вы наказываете и поощряете ребёнка?
- 3) Как реагирует ребёнок на поощрение или наказание?
Приложение 2. «Заветы воспитания».
-
Не обижай людей, придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то
-
Ты будешь ближними любим,
- И радость доброты познаешь,
- Не пожелав другим,
- Того, чего себе не пожелаешь.
-
Без зла смотри на мирозданье,
- А взглядом разума, добра, любви.
- Жизнь это море из благих деяний,
- Построй корабль и по волнам плыви.
- (Рудаки)
Источник: https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-dlya-klassa-semeynoe-vospitanie-2709089.html
Родительское собрание в 3 классе "Взаимоотношения в семье"
- Родительское собрание в 3 классе
- Цели: Рассмотреть и обсудить модели взаимоотношений в семье.
- Провести анкетирование среди родителей.
- Мы живем в такое сложное время, когда перевернулись все ценности, когда на семью навалилась куча проблем: как накормить, обуть, как заработать деньги.
Зачастую происходит так: утром в школу, из школы ужин, уроки, спать.
И каждый день похож на другой, как две капли воды. А для общения с детьми не хватает времени. Причем общение – это очень сложное и емкое понятие. Оно не сводится к тому, чтобы ребенок рассказал о том, кого отругали, кто что сделал. Причем про себя дети не рассказывают.
А общение, наверное, подразумевает такое, чтобы ребенок поделился своими переживаниями, проблемами, чувствами, чтобы делать вместе какие-то дела, соответствовать друг с другом по поводу каких-то решений.
Сейчас очень много трудных детей, особенно в старших классах. Почему раньше такого не было? Наверное, потому что как раз такое общение было, у родителей был авторитет, дети активно вовлекались в трудовую деятельность.
Но дети наши растут, время летит, его не вернуть. Пора остановиться и разобраться. А что у них там внутри, разобраться и понять очень трудно. Как они нас воспринимают, семью, какими будут. Как сделать так, чтобы в будущем дети со своими проблемами шли в семью, а не на улицу, чтобы разрешить проблемы детей, они не остались с ними наедине.
Известно, что есть сознание и подсознание. Очень многие вещи происходят на подсознательном уровне. Кажется, что семья благополучная, все есть, а взаимоотношения, контакта в семье нет. Сегодня попробуй разобраться во взаимоотношениях семьи.
- Мудрые высказывания:
- «Говорят, учить и лечить может каждый»
- «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
- Родителям пример тому!»
- Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
- Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
- Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с людьми, как обзаводитесь друзьями, как радуетесь, печалитесь, как читаете книгу – все это имеет огромное значение для ребенка.
- Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
- Дети приспосабливаются к учителям, понимают, кто держит угрозу, а кто лишь для вида ругает.
А если дома вы грубы иль хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже оскорбляете родителей, учителей, друг друга, вам уже нечего думать о воспитании, вы уже воспитываете детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы уже не помогут вам в воспитании детей. Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях.
Чем будешь заниматься? – спросили одного мальчика.
-Буду напиваться, как мой отец.
Не случайно говорят, если хочешь выбрать себе жену, смотри на тещу. Если мама и папа образец, то и дети будут такими же.
Дети чутки. Чтобы заразить их добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить светлым, добрым, бодрым настроением, должны сами чувствовать себя бодрыми, чтобы внушить хорошие стремления , мы должны сами давать им чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова.
- Верить в то, что хотим воспитать!
- Из девочек – женщину, жену, мать;
- Из мальчика – мужчину, главу семьи, отца.
Анкета для родителей. «Для чего нужна мама и папа?»
- «За что вы любите своего ребенка»
- Издревне.
- Жена — хранительница очага, любви, поддержка, опора, шея (всегда советовалась с мужем)
- Муж – голова, содержит семью, жену, чтобы она создавала здоровую атмосферу семьи, рожала детей.
- Кто глава в современных семьях?
- Ошибка- снижение роли отца в глазах ребенка.
- -Неполные семьи.
Девочек легче. Они ближе к матери, любят подражать и чаще всего – копия мамы.
Для мальчиков – нужна опора, взрослый наставник, сильный, которому доверяют, подражают. Отец должен быть столько же другом, сколько и отцом. Чтобы сын не скрывал от него ни малейшего своей души, чтобы к нему первому шел он и с вестью о радости, о горе, с признанием в проступке, в дурной мысли.
Проблема неполной семьи – мальчиков растят мамы, да нередко и в полных семьях папы отстранились от воспитания, а потом спрашивают:
Где настоящие мужчины?, да и в школе большинство женщин.
Д. Сравнивать с ответами детей.
Попробуйте сказать какой-нибудь матери, что она не любит своего сына (дочь) Возмущение будет очень искренним. Но одно дело чувствовать, а другое – их выражать. Это искусство дано далеко не каждому.
Правда, любой родитель может возразить: «Неужели я не сумею объяснить ребенку, что я чувствую».
Но ведь дети воспринимают не только слова, но и то, как это говорится: интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, прикосновение.
Поэтому каждому необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Ваш ребенок всегда должен чувствовать, что он не повторим, что вы его любите таким, каков он есть. Даже если ругаете, то все равно любите, потому что хотите, что он стал лучше.
Ситуация: Показ классной работы «Видишь пятерка!»
Отец:
1.Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помог?
2.Я же говорил – можешь, когда захочешь. Только вот не хочешь.
3.Держу пари, ты гордишься собой!
4.Теперь я тобой доволен!
5.Молодец! Я рад за тебя!
Смысл этих слов очень тонко и точно улавливает ребенок. Для него фразы могут означать:
1.Я знаю, что у тебя мало способностей. Я не верю, что ты способна сама соображать. Думаю, что все твои усилия напрасны, а удача случайна.
2.Я знаю, что ты лентяйка. Я не верю, что ты способна к постоянной добросовестной работе.
3.Ты гордишься собой – имеешь право.
4.Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя. Или:
Ты учишься ради меня. Я доволен.
5.Я считаю, что тебе есть чему радоваться и с удовольствием я разделяю эту радость.
- Из всех этих нюансов складывается такое важное для ребенка ощущение – сопереживаете ли вы ему, принимаете ли, любите ли.
- «Я так сказал» – сопротивление – доверие потеряно – ущемленное достоинство.
- Не бойтесь признаться в ошибке – пример упрямо стоять на своем.
- Ребенок ожидает от нас поддержки, а мы часто обвиняем или отмахиваемся.
Не спешите оценивать и принимать решение. Вас действительно волнует то, что происходит с ребенком? Покажите ему это. При обсуждении – главное – выслушать и понять. Если вы хотите, чтобы ваши дети делились своими «секретами», расскажите им о своих проблемах.
- Будьте взаимоискренни!
- В глазах ребенка родители должны быть равноправны, оба хорошие, но каждый по-своему.
- Пусть дети знают, что родители живут дружно и оба интересуются детьми, любят их и желают им добра.
- Естественно, если ребенок набедокурил при матери, отец должен об этом узнать.
- (ошибка – Давай папе не скажем об этом)
- Это не будет жалоба, а просто сообщение.
- То, что сделал 1, не должен переделывать другой.
Если, по мнению одного родителя, другой родитель сделал ошибку, то нужно переговорить об этом между собой, не вынося своего разногласия на позорище детей. Иначе падает авторитет 1-го родителя, либо образуются «ножницы» в воспитании: плохо у одного родителя , пойду пожалуюсь другому, один не разрешил – пойду к другому.
Можно?
А ты у папы (мамы) спросил? Пойдем, спросим вместе!
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет!
(Если ребенок вас не слушается – нет авторитета)
Откуда берется родительский авторитет? Как организуется?
Некоторые родители организуют авторитет на ложных основаниях. Они стремятся лишь к тому, чтобы дети их слушались. Это их цель.
Есть много сортов ложного авторитета.
Рассмотрим их, тогда легче будет понять, какой должен быть настоящий авторитет.
АВТОРИТЕТ ПОДАВЛЕНИЯ самый страшный. Чаще им страдают отцы. Всегда рычит, сердит, на каждый пустяк раздражается громом, хватается за ремень, грубо отвечает, чаще наказывает ребенка, держит в страхе.
Вызывает: ложь, трусость, жестокость.
В будущем: слякотные, безвольные люди, либо самодуры, либо мстят за подавленное детство.
АВТОРИТЕТ РАССТОЯНИЯ. Чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, выступать в роли начальства.
Страдают чаще интел.семьи. Дети не знают ни отца (т.к. всегда занят, отдельный кабинет, или мать – у нее всегда свои дела)
АВТОРИТЕТ ЧВАНСТВА. Аналогичный авторитету расстояния. Если мать или отец выдающиеся, заслуженные деятели: гордятся этим, кичатся, показывают детям на каждом шагу – чванятся и дети.
АВТОРИТЕТ ПЕДАНТИЗМА. Родители уверены, что их слова – закон для детей, святыня. Распоряжаются холодным тоном, боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться.
АВТОРИТЕТ РЕЗОНЕРСТВА. Родители заедают детскую жизнь поучениями и назиданиями. Вместо того, чтобы сказать несколько слов ребенку, родитель усаживает его напротив и начинает скучную, надоедливую речь. Они считают, что в их поучении – народная мудрость.
АВТОРИТЕТ ЛЮБВИ. Самый распространенный. Считают, чтобы дети слушались, нужно чтобы любили родителей, а чтобы ее заслужить, необходимо на каждом шагу показать свою любовь .
- Лобзания, ласки, нежные слова в избытке. Если не слушаются: «Значит , ты меня не любишь»
- Опасно: семейный эгоизм.
- (обманывают маму и папу, но делают это с нежным видом, улыбкой)
- запугивают: «Я больше тебя любить не буду» и родители уступают.
- Растут неискренние, лживые эгоисты, «артисты».
АВТОРИТЕТ ДОБРОТЫ. Самый неумный вид авторитета. Послушание достигается уступчивостью, мягкостью, добротой.
Папа и мама – добрые ангелы. Они разрешают все, им ничего не жаль. Они боятся конфликтов. Скоро дети в такой семье начинают командовать родителям.
АВТОРИТЕТ ДРУЖБЫ. Дети и родители – друзья. Дети называют родителей Петькой, Маруся, потешаются, грубо обрывают, сами «воспитывают « родителей.
Да родители и дети могут быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети- воспитанниками. А здесь никакой дружбы нет, т.к. нет взаимоуважения.
В чем же состоит настоящий авторитет?
1.Выполняйте родительское дело как можно лучше: серьезно, искренне, просто.
2.Ваша жизнь, работа, поведение влияет на формирование авторитета.
3.Интересуйтесь жизнью ребенка, но не навязчиво: с кем дружит, играет, как ведет в школе, пригласите друзей к себе.
Дети любят такое знание и уважают родителей.
Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополняется авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную любовь, заботу о нем, вашу страховку, но в тоже время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.
Вы должны знать, чем он живет, чем интересуется, что любит, чего не хочет. Как он учится, как относится к учителям . Вы не должны узнавать неожиданно о конфликтах. С самого начала, вы должны поставить дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать.
В жизни каждого ребенка бывает так, что он не знает как поступить, тогда он нуждается в совете. Может быть он не попросит о помощи — вы сами должны прийти.
4.Окажите помощь, но не надоедая, ненавязчиво.
Тест «Какие мы родители» (см. стр. 8)
- Игра «Завязывает глаза» (1 человек) 6 шарфов
- Мы с папой уходим, ты остаешься один.
- Ноги – чтоб никуда не ушел
- Глаза – ничего не видел
- Уши – ничего не слышал
- Руки –
- Рот –
- Сердце –
- Вот в таком положении наши дети.
- Развяжите то, чтобы хотелось в первую очередь освободить.
- (каждый себе помечает)
- В какой игре доля правды:
- -Что важно при разрешении проблемы.
- 1.глаза – видеть
- 2.уши – слышать
- 3.сердце – понимать
- 4.рот – выражать свои мысли
- руки – действовать
- ноги – уйти от проблем.
Вывод: учимся анализировать свои поступки, учим детей. Выслушать, понять.
- Тест. «Какие мы родители»
- Могу всегда – 1, Могу, но не всегда так поступаю-2, Не могу-3.
- Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? (добрый волшебник)
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день когда он может делать, что пожелает, и ни во что не вмешиваться?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
Подсчитать очки: 1-3 очка 2-2 очка 3-1 очко
30-39 очков. Ребенок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его , относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
18-30 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.
Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект.
Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 18 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка, вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого.
Советуем обратиться к помощи специалистов-педагогов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Источник: https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-vzaimootnoshi.html