Построение вариативного развивающего образования в доу

Построение вариативного развивающего образования в ДОУ

Дошкольное образование включает помимо групп полного дня еще и другие формы пребывания ребенка в детском саду. В ряде дошкольных учреждений функционируют группы кратковременного пребывания (ГКП), которые порой оказываются более «полезными» и «щадящими» для детей. 

Вне зависимости от направленности группы, между родителем и дошкольным учреждением заключается договор, в котором прописываются все обязанности сторон. Кроме этого, ежемесячно родители вносят плату. Единственное исключение — это группа «Особый ребенок».

Дошкольное образование в ГКП больше подходит детям из семей, где есть возможность сидеть с ребенком дома — малыши в группах занимаются от 2 до 5 раз в неделю. Занятия в детском саду длятся несколько часов, в зависимости от потребностей ребенка. Поспать малышам в группе не придется, так как занятия организуются либо в первой половине дня, либо вечером.

Записаться в эти группы можно так же, как и в группы полного дня — через комиссии или интернет.

Адаптационная группа

Адаптационная группа предназначается для детей от 2 месяцев до 3 лет. Занятия проводятся вместе с мамами и направлены на то, чтобы малыши заранее  привыкли к обстановке детского сада и к общению в коллективе.

Кроме этого, такие занятия полезны для мам — на дошкольных «уроках» они знакомятся с развивающими методиками, придерживаться которых можно в домашнем обучении.

Такая группа, как показывает практика, очень востребована родителями.

Занятия построены на частой смене деятельности. Каждый блок занятий объединен одним сказочным сюжетом с использованием сказочных персонажей и игрушек.

Первая часть занятия заключается в приветствии  — все садятся в круг и поют детскую песню. Сказочный персонаж здоровается по очереди с каждым малышом.

Далее педагог рассказывает сказку и приглашает малышей к творческой деятельности: лепка, рисование, аппликация. Проводятся подвижные и музыкально-ритмические игры. Обязательно часть времени отводится на свободную игровую деятельность.

Источник: http://deti-club.ru/doshkolnoe-obrazovanie-variativnye-formy

Становление вариативной системы дошкольного образования (стр. 1 из 29)

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • 1. Вариативность образовательной системы дошкольного образования
  • 1.1 Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования
  • 1.2 Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
  • 1.3 Вариативность форм предоставления дошкольной образовательной услуги
  • 2. Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений в городе
  • 2.1 Анализ обеспеченности детскими дошкольными учреждениями
  • 2.2 Структура и типы детских дошкольных учреждений в городе
  • 2.3 Исследование успешности начального школьного обучения детей, закончивших различные типы дошкольных учреждений и не посещавшихих
  • 3. Разработка модели вариативной системы дошкольного образования в условиях города
  • 3.1 Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений
  • 3.2 Разработка модели деятельности и необходимых ресурсов детского дошкольного учреждения
  • 3.3 Исследование спроса на услугу проектируемого детского дошкольного учреждения
  • 3.4 Персонал детского дошкольного учреждения и требования к его квалификации
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники.

Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.

На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.

Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эффективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутренней и внешней среды, достижения науки и передовой практики. Становится очевидным, что России для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств следует в полной мере использовать свой потенциал в сфере образовательных услуг и науки.

Вот почему научные исследования проблем экономики и управления образованием являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.

Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

В реформировании отечественного образования важно иметь адекватное представление о его предыстории и современном состоянии. Иначе легко повторить старые ошибки, приняв их за новые откровения.

Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОУ с семьёй.

Подходы к организации методической работы в ДОУ раскрыты в работах К.Ю.Белой, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, О.Л.Зверевой, А.М. Моисеева.

Так представление о сущности методической работы в образовательном учреждении раскрыты в трудах М.М.Поташника, Н.В.Немовой, А.М.Моисеева

Разнообразные формы организации методической работы с педагогами представлены в работах О.Л. Зверевой, К.Ю. Белой.

О необходимости использования активных форм работы с педагогами в процессе методической работы говорят В.П. Дуброва, Е.П.Милашевич.

Анализ понятий, представленных в научных источниках позволяет под методической работойпонимать целостную систему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П.Арнаутова, Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова, Л.В.Виноградова, А.В. Козлова, О.В.Солодянкина.

В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова, Е.П.Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В.Козлова, Е.П.Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П.Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).

Разработкой теоретических и практических аспектов экономики общественного сектора и сферы услуг, включая экономические проблемы развития сферы образования, занимались выдающиеся ученые мира.

В советское время исследованиям сферы образования посвятили свои труды такие отечественные представители экономической науки, как A.M. Бабич, Ю.Г. Быченко, А.А. Воронин, B.C. А.Г. Грязнова, Г.А. Егиазарян, В.А. Жамин, Е.Н, Жильцов, С. Загладина, В.М. Зуев, В.Е. Комаров, С.Л. Костонян, Я.И.

Кузьминов, А.Я. Савельев, А.И. Субетто, А.В. Федотов, Е.Д. Цыренева, Д.И. Чупрунов, Л.И. Якобсон и др.

Современный этап исследования проблемы характеризуется комплексным и углубленным ее изучением, в условиях рыночной системы. К числу таких исследований относятся работы А.И. Добрынина, С.А. Дядлова, В.И. Ерошина, И.В. Ильинского, Д.С. Львова, Л.Ф. Колесникова, Е.Б. Куркина, А.Н. Тихонова, В.Н. Турченко, В.А. Садовничего, В.М. Филиппова, В.В. Чекмарева, В.П. Щетинина и других ученых.

Из зарубежных исследователей огромный вклад в разработку вопросов управления образованием внесли: Д. Белл, Е. Беккер, И. Бен-Порэт, М. Боуман, Э. Денисон, Дж.М. Кейнс, И. Масуда, Я. Минсер, Ш. Розен, Э. Тоффлер, Д. Уилер, У. Шарп, Т. Шульц, Й. Шумпетер и др.

Предметом исследования отечественных и зарубежных специалистов в области экономики образования является определение его роли в социально-экономическом развитии, экономической сущности затрат на образование, его эффективность, вопросы управления развитием, инвестициями, инновациями и качеством.

Однако, несмотря на серьезные разработки проблем экономики образования, потребность в их дальнейшем изучении не ослабевает. Это объясняется, прежде всего, тем, что слишком велика роль образовательных учреждений в дальнейшем совершенствовании социально-экономических преобразований в обществе.

Недостаточно разработанным остается вопрос о целях и степени воздействия рынка на функционирование сферы образования, требуют углубленной проработки проблемы развития методов прямого и косвенного экономического регулирования сферы образования, определения необходимых объемов финансирования с учетом специфики отдельных уровней образования, повышения экономической эффективности образовательных учреждений в условиях рынка.

  1. Актуальность проблемы управления в сфере образовательных услуг, недостаточная степень ее изученности — особенно управления на региональном и муниципальном уровнях в условиях рынка — послужили основанием выбора темы, постановки цели и задач исследования.
  2. Целью настоящего дипломного проекта является разработка проекта вариативной системы дошкольного образования.
  3. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
  4. 1. охарактеризована современная система дошкольного образования, проблемы вариативности дошкольного образования и его развития в настоящее время;
  5. 2. охарактеризована система дошкольного образования города Ростов-на-Дону и уровень обеспеченности детей возможностью посещать детские дошкольные учреждения;

3. разработан проект вариативного детского дошкольного учреждения.

  • Таким образом, объектом данного исследования является система дошкольного образования, предметом – вариативность дошкольного образования.
  • Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломного исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
  • 1. Вариативность образовательной системы дошкольного образования
  • 1.1 Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования
  • Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Вариативность
— это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н.В. Немовой и Т.

П. Афанасьевой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для школьников вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора школьниками одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей учащихся)[1]
.

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Таким образом, вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Читайте также:  Пословицы и поговорки про смирение - гордость

Источник: https://mirznanii.com/a/175997/stanovlenie-variativnoy-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya

Вариативные формы дошкольного образования

  • Вариативные формы дошкольного образования
  • Целью образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
  • Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:
  • доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования; развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования:
  • обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.
  • Что такое вариативные формы дошкольного образования?
  • Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
  • Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
  • Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
  • Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?
  • К вариативным формам дошкольного образования для детей относятся:
  • группа кратковременного пребывания;
  • центр игровой поддержки ребенка;
  • консультативный пункт;
  • служба ранней помощи;
  • лекотека;
  • семейный детский сад.
  • Расскажем о них подробнее…
  • Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
  • В настоящее время к ГКП относятся:
  • «Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;
  • «Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых; группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение
  • ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению; группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
  • «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;
  • «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;
  • «Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей   от 2 лет до 7 лет,
  • направленная     на оказание    систематической    психолого-медико-педагогической
помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения,
консультативно-методическую поддержку родителей.
  1. группа «Особый ребенок» — для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей.
  2. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.
  3. Основные задачи ЦИПР:
  4. оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
  5. разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  6. обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
  7. консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.
  8. Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного
и общественного воспитания;  оказание  психолого-педагогической помощи родителям;
поддержка  всестороннего  развития личности детей,  не посещающих  образовательные
учреждения.
Основные задачи КП:
оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания,
обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
оказание содействия  в социализации  детей  дошкольного возраста; проведение
комплексной  профилактики различных отклонений  в физическом, психическом
и социальном развитии детей;
  • оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
  • обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
  • Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.

Этапы создания семейного детского сада:

  1. выявление потребности в услугах семейного детского сада на микроучастке.
  2. изучение нормативной базы.
  3. изучение опыта работы.
  4. подбор кандидатов на должность воспитателя.
  5. ознакомление с условиями семьи.
  1. ознакомление воспитателя семейного детского сада с педагогическим процессом в ДОУ.
  1. методическое обеспечение семейного детского сада.
  2. консультации специалистов о возрастных особенностях.
  3. обеспечение воспитателя практическим материалом.
  4. мастер – классы, дни открытых дверей.
  5. включение воспитателя семейного детского сада в педагогический процесс.
Служба  ранней помощи  (СРП)  создается для   детей от 2-х   месяцев   до 4-х   лет
с выявленными нарушениями   развития   (или риском нарушения),   не посещающих
образовательные учреждения.
  1. Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
  2. Основные задачи СРП:
  3. проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
  4. оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
  5. осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
  6. определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
  7. Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
  8. Основные задачи:
  9. реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
  10. проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
  11. обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
  12. проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
  13. психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;
  14. помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  15. подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

Источник: http://kyzyl9.tuvasadik.ru/2016/07/01/variativnye-formy-doshkolnogo-obraz-2/

Вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации

Подробности

Плюшкина Мария Сергеевна, учитель – логопед ГБОУ гимназия №491 «Марьино» СДП «Пчелка» г. Москва, Россия, plushkinamasha@gmail.com

Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в дошкольных образовательных организациях в свете введения ФГОС ДО.

Ключевые слова: вариативные формы, стандарт образования, образовательный процесс, всестороннее развитие ребенка.

Вариативность российского дошкольного образования — это один из основополагающих принципов развития современного образования. Благодаря вариативности мы сможем обеспечить каждому ребенку право на качественное, доступное образование. Если рассуждать о достижимости поставленной цели, то здесь следует в первую очередь выяснить, что же это такое- вариативные формы дошкольного образования?

Согласно действующим стандартам образования, вариативные формы образования — это современные модули, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе — на создание условий для развития негосударственного сектора дошкольной образовательной организации, обеспечение поддержки семейного воспитания.

Из этого определения понятно, что вариативные формы дошкольного образования имеют  цель увеличения охвата детей раннего возраста услугами, предоставляемыми в рамках дошкольного образования. На смену классической и единообразной форме дошкольного образования в России приходят новые, вариативные формы.

  • Наиболее распространенными в российском дошкольном образовании являются:
  • — семейный детский сад;
  • — центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР);
  • -консультативный пункт;
  • -служба ранней помощи;
  • -лекотека;
  • -группа кратковременного пребывания (ГКП).
  • Введение вариативных форм образования детей раннего возраста  достигает несколько целей одновременно, но  главная из них — это, конечно же, раннее развитие ребенка в соответствии с требованиями  и запросами общества.

Общество ожидает от введения вариативных форм дошкольного образования, в нашем случае связанного с  ранним развитием ребенка, решение стоящих перед ним определенных задач.

Причем базироваться данные инновационные формы дошкольного образования должны  на постулате о непременном   наличии трех слагаемых успешного воспитательно-образовательного процесса – квалифицированного, компетентного  педагога,  педагогически грамотного родителя и развивающей  образовательной среды. Результаты решения этих задач можно   представить в подобии некой пирамиды.  

Читайте также:  Рассказы о родине для школьников

Так, первым уровнем этой пирамиды будет реформирование современной системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС на основе введения многообразия форм  организованной работы с детьми раннего возраста, не посещающих детский сад.

  Здесь следует сказать, что именно организованный образовательный процесс, осуществляемый как с детьми, так и с родителями, является более эффективным, в отличие, скажем, от такой формы  развития ребенка раннего возраста как семейные группы детского сада.

Семейная группа детского сада (или СДС – семейный детский сад) — это, по сути, такая форма организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение всестороннего в том числе и раннего развития детей , по тем или иным причинам не имеющих возможности посещать детский сад.  

Семейные группы детского сада реализуют учебно-воспитательные программы согласно  требованиям ФГОС с учетом принципов индивидуального подхода в воспитании конкретного  ребенка.

При этом необходимо сказать, что само название — семейные группы или семейный детский сад подразумевает, что в качестве педагога в воспитательном процессе участвует родитель (опекун, либо иной законный представитель ребенка).

Нередко данная форма рассматривается многодетными родителями, так как она позволяет решить проблему воспитания дошкольников, занятости родителей  и развития детей в соответствии с требования стандартов российского дошкольного образования.       

  1. Однако, несмотря на всемерную поддержку, которую оказывают педагоги дошкольной организации семейным группам, например:
  2. — родителям (опекунам, другим законным представителям) помогают оформлять нормативную  документацию на открытие таких групп;
  3. — родители (или опекуны,  другие законные представители) являются сотрудниками дошкольного учреждения — на них распространяются все нормы, обязанности и права согласно  трудовому законодательству РФ;
  4. —  сотрудники дошкольной организации помогают воспитателям семейных групп составлять план работы в соответствии с требованиями к проведению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
  5. —  дети, посещающие семейные группы включаются в педагогический процесс дошкольного отделения, например, участвуют в общих мероприятиях, посещают музыкальные, спортивные занятия, занимаются со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом);

— для воспитателей семейных групп проводятся специальные учебно-методические мероприятия, оказывается педагогическая поддержка в виде бесед, консультаций, открытых занятий, такие формы обеспечения дошкольного образования детей раннего возраста, к сожалению, не получили широкого распространения среди родителей.

Кроме того, налицо, все-таки существенный недостаток такой формы — содержание программы образования и форм его подачи, даже при условии постоянного педагогического сопровождения со стороны специалистов дошкольного отделения, полностью зависит от квалификации и уровня педагогической грамотности  воспитателя семейной группы.

Второй уровень пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации можно  определить так: формирование на основе компетентностного подхода инновационной образовательной модели, которая обеспечит полноценное развитие ребенка, в том числе формирование инклюзивного, интегративного и специального образования, обеспечивающего доступность дошкольного образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Реализация вариативных форм, помогающих достичь  целей, поставленных современным ФГОС,    напрямую связана педагогической грамотностью родителей. И здесь следует рассмотреть такие формы дошкольного образования как консультационный пункт (КП) и Службы ранней помощи (СРП).

Консультационный пункт (КП) предназначен для методического обеспечения единства и преемственности семейного о общественного воспитания и предназначен в основном, для оказания психолого-педагогической помощи родителям в целях поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи, стоящие перед КП, являются, на наш взгляд, моновекторными, так как направлены больше на оказание теоретической помощи родителям. Несмотря на то, что пропагандируется КП как  вариативная форма  дошкольного образования, назвать ее таковой можно с большой натяжкой.

Решение с ее помощью задач разностороннего, гармоничного развития ребенка раннего в условиях комфортной и грамотно выстроенной психолого-педагогической среды, невозможно по той причине, что здесь, как и в семейных группах,  результаты воспитательно-образовательного процесса зависят от уровня педагогической грамотности и компетентности родителей.

Надо признать, что далеко не всегда этот уровень соответствует уровню воспитателя в детском дошкольном учреждении. 

В Службе ранней помощи (СРП) целью  работы  является психолого-педагогическая и социальная  поддержка семьи, имеющей ребенка от 2-х месяцев до 4 лет, с выявленными нарушениями развития (либо риском нарушения, когда ребенку требует компенсаторная помощь, реабилитация и проч.

), не посещающего дошкольное образовательное учреждение.

В понятие поддержки здесь вкладывается достаточно широкий смысл — это и подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, способов организации воспитательного процесса, поиск наиболее эффективных форм коррекции отклонений в развитие ребенка.

Решение задач, поставленных перед СРП так или иначе связано со специальной психолого-педагогической поддержкой родителей особенных детей, причем чаще всего  речь идет   об инклюзивном образовании.

Похожие задачи имеет и такая вариативная форма как лекотека. Она предназначена для помощи родителям детей   2-х месяцев — 7 лет, то есть до первой ступени общеобразовательной школы. 

Главное отличие такой формы дошкольного образования — это реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей воспитанников детских дошкольных коррекционных учреждений. Здесь речь также идет о детях, имеющих особенности в развитии, но при этом упор делается на создание образовательной среды, как в стенах учреждений, так и в семейной среде.

  • Нужно отметить, что и СРП и лекотека — это прекрасней вариант организации грамотной воспитательно-образовательной развивающей среды для детей, имеющих  выявленные нарушения психофизического развития. 
  • И, наконец, третий уровень нашей пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации   определяем как организацию на базе дошкольных образовательных учреждений  психолого-педагогического процесса повышения педагогической грамотности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, в целях обеспечения преемственности семейного и общественного образования и в условиях обеспечения тесного взаимодействия с семьей ребенка.
  • Здесь мы видим наиболее приемлемыми вариативными  формами дошкольного образования детей раннего возраста  ЦИПР и ГКП.
  • ЦИПР – центр игровой поддержки детей создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка от 6 месяцев до 3-х лет, в процессе которой происходит адаптация ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

Несколько лет назад   ЦИПР  чаще всего был представлен в виде Центров раннего развития ребенка, которые занимались по определенным игровым методикам раннего развития, получившим признание как среди педагогов, так и среди родителей. Методики эти достаточно разнообразны — методика М.

Монтессори, методика  Гленна Домана, методика Сесиль Лупан, методика Масару Ибуки, система Никитиных, методика Зайцева и др.

На данный момент ЦИПР – это отдельное структурное подразделение учреждения дошкольного образования, и занятия в нем проводятся с привлечением специалистов данного дошкольного отделения и в полном соответствии с программами дошкольного отделения.

Так как основными задачами ЦИПР являются оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности и обучение родителей способам применения различных развивающих игр, обучение методам игрового взаимодействия с детьми, организации развивающей среды в условиях семейного воспитания  на базе   программы образовательного учреждения,  в полном соответствии с программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми конкретным образовательным учреждением,  то  здесь мы видим перекликание задач ЦИПРа с задачами ГКП.

Однако, необходимо сказать, что посещение ребенком раннего возраста варьируется в переделах 1 часа в среднем один — максимально – два раза в неделю, всегда в присутствии родителя, то есть речь о стабильной бесконфликтной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации не идет.

В отличие от ЦИПР, группа кратковременного пребывания  обеспечивает полноценный образовательный процесс, ибо ребенок постепенно адаптируется к условиям дошкольного образовательного, привыкая к новой окружающей среде, у него вырабатывается система социально значимых в раннем возрасте привычек- маяков, которые помогают ребенку успешно осваивать образовательные навыки и умения. В этом случае преимущество ГКП как системообразующей формы, способной удовлетворить  потребности как детей так и родителей, налицо.

  1. Итак, мы пришли к выводу, что именно группа кратковременного пребывания является на данный момент наиболее приемлемой формой обеспечения права каждого ребенка на дошкольное образование.
  2. Кроме того, по  популярности у родителей, дети которых не достигли трех лет, группы кратковременного пребывания или ГКП,  по праву занимают первое место. Такая популярность обусловлена рядом   причин:
  3. во-первых, таким группам присуща малая наполняемость (8-20 детей); 
  4. во-вторых, для них характерен гибкий график  посещения (3-5 дней в неделю);
  5. в-третьих, родители имеют подтвержденное законодательством право  находиться вместе с детьми весь период пребывания в группе;
  6. в-четвертых, для детей, посещающих ГКП, реализуется полноценная образовательная  программа.
  7. Однако, здесь необходимо отметить, что работа ГКП может быть реализована только при выполнении трех взаимосвязанных условий:
  8. 1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов  и родителей;
  9. 2. Организация педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

3. Координация взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Группа кратковременного пребывания – это  группа детского сада, которая функционирует в гибком режиме: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) и решает задачу обеспечения всестороннего развития детей.

Внедрение в систему дошкольного образование ГКП  в течение последних 12 лет показало, что группы кратковременного пребывания  отлично справляются с адаптацией ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

Однако, необходимым условием обеспечения целостного развития личности ребенка, в условиях группы кратковременного пребывания является развитие конструктивного взаимодействия с семьей (Т.Н. Доронова, И.М. Исаченкова, О.Л. Князева, Т.И. Оверчук и др.).

Тесное социально-деловое и психолого-педагогическое сотрудничество с родителями,  влечет за собой создание  определенных  организационно — педагогических условий,  направленных на формирование ценностно- ориентационного единства педагогов и родителей.  Эти условия мы можем сформулировать так:

  • – построение диалога между педагогом и родителями  с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка, на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания;
  • – осуществление своевременной экстраполяции образовательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвязанных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия;
  • – практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания направлено на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода.
  • Список литературы:
  1. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов — М.: АРКТИ, 2006. — 184 с.
  2. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 6-е  изд. -М.: Просвещение, 2004. — 253 с.
  3. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  4. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 6. — С 11-16.
  5. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2002. — №9.-С 14-20.
Читайте также:  Сценарий новогоднего праздника на улице для детей 5-6-7 лет

Источник: http://journal.preemstvennost.ru/10-03-2016/1349-variativnye-formy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-detej-rannego-vozrasta-ne-poseshchayushchikh-doshkolnye-obrazovatelnye-organizatsii

Консультация Вариативные формы работы ДОУ. Консультативный пункт

  • Консультация
  •  «Вариативные формы дошкольного образования.
  • Консультативный пункт ДОУ»
  • Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.
  • На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от другого для обеспечения целостного развития ребенка.
  • Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.

Каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать образовательную программу ДОУ на основе Примерных образовательных программ (комплексных) и из комплекса вариативных, специализированных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.

Поскольку существуют дошкольные учреждения разных типов и видов, тенденция перехода к вариативности дошкольного образования неизбежна. Использование вариативных программ способствует обеспечению индивидуализации и личностно-ориентированного воспитания. В настоящее время педагогам в современном дошкольном образовании предоставляется большая возможность для творчества и импровизации.

Родители и работники ДОУ несут огромную ответственность за качество образования и постоянно возрастающие требования к нему. Самое значительное влияние на развитие малыша дошкольного возраста оказывают его родители.

При недостаточной или плохой осведомленности, родители не могут обеспечить малышу условия, развивающие личность. Важным является разъяснение родителям всей ценности и значимости развития ребенка дошкольного возраста.

Для того, чтобы компенсировать упущенные моменты, в детских садах начали создаваться разные группы адаптации, консультативные центры, группы для кратковременного пребывания детей, т.е. вариативные формы  дошкольного образования.

  1. Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).
  2. Целью вариативных форм  дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование,  увеличение охвата детей дошкольным образованием и создание равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу, оказание помощи родителям в воспитание детей, и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
  3. К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:
  4. — группа кратковременного пребывания;
  5. — центр игровой поддержки ребенка;
  6. — консультативный пункт;
  7. — служба ранней помощи;
  8. — лекотека;
  9. — семейный детский сад.
  10. Актуальность разработки проекта «Вариативные формы дошкольного образования. Консультативный пункт ДОУ» обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований:
  11. — реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование;  
  12. — возрастание потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста;
  13. — увеличение числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольного образования.
  14. Также цели и задачи таких документов и литературы, как Закон «Об образовании» в РФ, ФГОС ДО, образовательных программ дошкольного образования нацеливают нас на создание в ДОУ вариативных форм дошкольного образования.
  15. Подробнее рассмотрим одну из  вариативных форм дошкольного образования — консультативный пункт.

Многие исследователи прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Но, к сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала семьи.

У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны, нет чётких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребёнка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность.

Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации, развитию невротических отклонений.

Более компетентными в этом оказываются педагоги и специалисты ДОУ (заведующая, заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, медсестра). Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребёнка, получить «обратную связь» от родителей.

Развитие в городе Егорьевске Московской области новых форм образования связано с реализацией идей доступности образования, повышения его эффективности.

Сама по себе форма консультации (лат. consultation – совещаюсь, обсуждаю, забочусь) не является новой для детских садов.

Одной из традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи является консультирование педагогами родителей воспитанников – индивидуальное и групповое.

В практике работы дошкольных учреждений консультации проводятся воспитателями исходя из запроса родителей или с учётом особенностей развития детей. Однако эта форма предназначена для родителей детей, посещающих ДОУ.

Консультационные же пункты призваны оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей.

В нашем детском саду № 12 «Колокольчик» (г. Егорьевск) консультативный пункт работает с 2011 года. Он создан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

  • Основные задачи КП:
  • — оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
  • — оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
  • — оказание всесторонней помощи родителям и детям дошкольного возраста в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
  • — обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
  • На данный момент можно сделать некоторые выводы: сопровождение детей, не посещающих детский сад — это система профессиональной деятельности специалистов ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  • Проанализировав запросы населения на образовательные услуги, оценив возможности ДОУ (материально-техническую базу, наличие помещения,  профессиональный уровень педагогов) администрация детского сада пришла к выводу о целесообразности открытия на базе ДОУ консультативного пункта.
  • Основные направления деятельности осуществляются педагогами и специалистами ДОУ, координацию и интеграцию деятельности специалистов осуществляет заместитель заведующей по ВМР.
  • Последовательность работы по сопровождению детей представляет следующий алгоритм:
  1. Беседа с родителями, анкетирование родителей, обследование физического и психического развития дошкольников, анализ результатов адаптации.
  2. Планирование и осуществление образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми.
  3. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
  4. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
  5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению, что предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Что мы делаем дальше?
  1. Педагоги, организующие деятельность консультативного пункта, широко используют инновационный подход в организации пространства ДОУ при планировании индивидуальной работы с детьми, не посещающими детский сад, выбирают адекватные формы и методы работы с учетом особенностей каждого ребенка.
  2. Для информирования населения города о работе консультативного пункта на базе детского сада педагогами  была написана статья «Квалифицированная помощь педагогов на консультативном пункте детского сада», которая размещена в СМИ Егорьевского муниципального района, газета «Знамя труда», декабрь 2012 г.
  3. Заключение    

Приоритетной целью модернизации образования на сегодняшний день является обеспечение высокого качества образования, которое связывается c понятием «качество жизни» и раскрывается через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения может и должна обеспечить успешную социализацию, сохранить и укрепить здоровье детей, защитить их права, в том числе — право на образование.

Консультативный пункт – перспективная форма работы с детьми и родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей – детей и родителей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, в передаче опыта в воспитании детей.

Список литературы

  1. Закон «Об образовании» в РФ.
  2. ФГОС.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014
  4. Интернет – ресурсы

Источник: https://egords29.edumsko.ru/activity/consult/post/224071

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector