Обучение дошкольников музыке. занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно.

От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством.

Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка.

В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков.

Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

  • Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 летСтруктура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения
  • Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 летДля воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики
  • Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 летКомплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем
  • Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 летТема интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях: «Художественно-эстетическое» и «Познание», например
  • Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 летКреативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО.

Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника.

Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников.

Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности.

В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.

Примеры дифференцированных заданий:

  • Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
  • Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
  • Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

  • Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 летТакая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspektyi-muzyikalnyih-zanyatiy-v-detskom-sadu-po-fgos.html

Музыкальное развитие детей 3.5, 4, 5 и 6 лет

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

Группа «Играю с музыкой»

Интегрированный курс «Играю с музыкой» включает в себя следующие занятия:

  • игра на синтезаторе;
  • музыкальная грамота;
  • музыкальная логоритмика;
  • музыкальный английский;
  • сценическое движение;
  • эстрадный вокал.

Курсы имеют очевидные преимущества: за определенную единицу времени обучающиеся получают знания сразу по нескольким предметам в комплексе, что позволяет формировать у них целостную взаимосвязь.

При этом повышается мотивация и познавательный интерес к изучению предмета, снижается утомляемость за счет переключения внимания на разнообразные виды деятельности на занятии.

Интегрированные уроки служат развитию памяти, внимания, воображения, мышления, речи детей, их коммуникативных способностей, а также творческого потенциала.

Читайте также:  Конспект игры по математике во 2 младшей группе
Возраст обучаемого: 3,5-5 года.Форма занятий: групповая, 6-8 человек в группе.Продолжительность занятия: 55 минут, два раза в неделю.

Развитие музыкальных, в том числе и творческих способностей детей через игру.

Игра побуждает детей к более живому мышлению, позволяет выразить чувства, способствует развитию воображения, фантазии, ребёнок становится более активным и самостоятельным.

Также игровые занятия помогают выявить творческий интерес детей на ранней стадии их развития и определиться с дальнейшей профессиональной ориентацией.

Занятия направлены на развитие:

  • внимания;
  • памяти;
  • чувства ритма;
  • умения играть на фортепиано (синтезаторе);
  • вокальных певческих умений;
  • дикции и артикуляции;
  • правильного темпа речи и дыхания;
  • речевого слуха;
  • координации движений;
  • мелкой моторики;
  • творческой активности и выдержки;
  • эмоциональной отзывчивости на музыку.

После окончания обучения учащийся сможет

  • Играть на фортепиано (синтезаторе) лёгкие пьески
  • Записывать ритмические диктанты
  • Определять на слух лады, движение мелодии вверх и вниз, повторность звуков
  • Различать звуки по высоте, динамике
  • Читать ритмический рисунок (ритмослоги)
  • Проговаривать слова точно в ритме (под музыкальное сопровождение)
  • Ритмично передвигаться, передавая в движении различный характер музыки, динамику (громко, умеренно, тихо)
  • Выделять в движении сильную долю такта, ярко выраженные акценты
  • Исполнять простые детские песни
  • Исполнять детские песенки на английском языке
  • Различать основные тембры инструментов

Для записи нажмите «ЗАПИСАТЬСЯ» и выберите удобный день и время бесплатного прослушивания.

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

Группа «Изучаю музыку»

Интегрированный курс «Изучаю музыку» включает в себя следующие занятия:

  • игра на синтезаторе;
  • музыкальная грамота;
  • музыкальная логоритмика;
  • музыкальный английский;
  • сценическое движение;
  • эстрадный вокал.

Действенным средством для преодоления перегрузки детей при сохранении качества образования является интегрированное обучение, в частности, такая его форма организации как интегрированное занятие.

Возраст обучаемого: 5-6 лет.Форма занятий: индивидуально-групповая, 6-8 человек в группе. Продолжительность занятия: 55 минут, два раза в неделю.

Интегрированные занятия формируют творческие способности детей. Занятия направлены на развитие:

  • слухового внимания;
  • чувства ритма;
  • памяти;
  • умения играть на фортепиано (синтезаторе);
  • навыка нотной записи;
  • вокальных певческих умений;
  • дикции и артикуляции;
  • умения использовать технические средства (микрофон, микшерный пульт);
  • координации движений;
  • мелкой моторики;
  • творческой активности и выдержки;
  • эмоциональной отзывчивости на музыку.

После окончания обучения учащийся сможет

  • Играть на фортепиано (синтезаторе) небольшие пьески
  • Записывать ритмические диктанты
  • Определять на слух лады, движение мелодии вверх и вниз, повторность звуков
  • Различать звуки по высоте, динамике
  • Записывать знакомую мелодию нотками
  • Читать ритмический рисунок (ритмослоги)
  • Точно интонировать в пределах 1 октавы
  • Исполнять детские песни, работать с микрофоном, владеть сценическими движениями
  • Читать слоги и проговаривать слова в ритме (под музыкальное сопровождение)
  • Знать все буквы русского и английского алфавита
  • Исполнять детские песенки на английском языке
  • Различать основные тембры инструментов
  • Выражать в движениях настроение музыкального произведения
  • Передавать основные характеристики персонажей из окружающей жизни (рыбак, полицейский, учитель, хитрый лисенок, сердитый песик и т. д.)
  • Выразительно действовать с воображаемыми предметами

Для записи на музыкальное развитие детей 5 — 6 лет нажмите «ЗАПИСАТЬСЯ» и выберите удобный день и время бесплатного прослушивания.

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

Группа «Творю музыку»

Интегрированный кур «Творю музыку» включает в себя следующие занятия:

  • игра на синтезаторе;
  • весёлое сольфеджио;
  • вокальное музицирование;
  • ансамблевое исполнительство;
  • музыкальный английский.

Действенным средством для преодоления перегрузки детей при сохранении качества образования является интегрированное обучение, в частности, такая его форма организации как интегрированное занятие.

Возраст обучаемого: 6-6,5 лет.Форма занятий: индивидуально-групповая, 6-8 человек в группе. Продолжительность занятия: 55 минут, два раза в неделю.

Интегрированные занятия формируют творческие способности детей. Занятия направлены на развитие:

  • навыка слухового контроля;
  • игровых навыков на фортепиано (синтезаторе), подбора по слуху, игры в ансамбле, чтения с листа;
  • вокальных певческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • мотивации к дальнейшему музыкальному обучению;
  • самоконтроля, необходимого для понимания причин успеха и неуспеха собственной учебной деятельности;
  • личностных качеств, позволяющих быть успешными.

После окончания обучения учащийся сможет

  • Играть на фортепиано (синтезаторе) пьески
  • Владеть нотной грамотой
  • Подбирать по слуху знакомые мелодии
  • Записывать мелодии нотами
  • Определять по слуху основные тембры музыкальных инструментов
  • Точно интонировать в пределах 1-2 октав
  • Исполнять детские песни, работать с микрофоном
  • Исполнять детские песенки на английском языке

Для записи на музыкальное развитие детей 5 — 6 лет нажмите «ЗАПИСАТЬСЯ» и выберите удобный день и время бесплатного прослушивания.

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

ПРЕПОДАВАТЕЛИ КУРСА «РАННЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет Медведева Кристина Алексеевна — преподаватель по классу музыкального развития, синтезатора и скрипки. С 2016 года повышает свой профессиональный опыт в Художественно-техническом институте. Владеет уникальными методиками музыкального обучения по системе Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей” и «SoftWayToMozart» (Софт Моцарт) обучения детей музыкальной грамоте и игре на фортепиано.Педагогический стаж с 2013 года.
Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет Филиппова Марина Александровна – педагог по синтезатору, сольфеджио, музыкальному развитию дошкольников. Окончила Красноярский государственный институт искусств. Зам.директора по учебно-методической работе СПб ГБП ОУ колледж «Звездный», преподаватель высшей квалификационной категории (учащиеся победители городских и краевых музыкально-теоретических олимпиад), победитель Конкурса лучших творческих работников, работников организаций культуры и образовательных учреждений в области культуры в номинации «За личный вклад в развитие культуры» (2009), Благодарственное письмо руководителя Главного управления культуры (2012), Почетная грамота Российского профсоюза работников культуры (2013), Благодарственное письмо Министерства культуры (2014), Благодарственное письмо руководителя Главного управления образования (2014), Памятная медаль «За вклад в развитие Советского района», посвященная его 45-летию (2014), Почетная грамота Министерства культуры (2016).Педагогический стаж с 1992 года.
Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет Черная Маргарита Юрьевна – заведующая кафедрой информационные технологии в музыкальном искусстве Художественно-технического института, кандидат педагогических наук, научный сотрудник РГПУ имени А.И. Герцена, руководитель образовательного проекта «Школа современных искусств «Я творю!»», лауреат Международных конкурсов электронной музыки.

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой  с детьми от 3 до 5 лет

Остались вопросы? Читайте «вопрос-ответ» или задайте вопрос в нашей группе ВКонтакте

Источник: https://yatvo.ru/ochnoe-obuchenie/muzykalnoe-razvitie-detey-3-6-let.html

Как обучать детей музыке: три методики

Музыка для большинства детей — опыт радостный, захватывающий и праздничный. То, что музыка прекрасна и развивает ребенка, никто не спорит. А вот взгляды на то, как обучать детей музыке, отличаются. В этом обзоре — популярные методики Сузуки, Кодали и Орфа.

Музыка для большинства детей – опыт радостный, захватывающий и праздничный. А еще музыка – это медиум. Она помогает детям узнать себя, развить координацию, наладить контакт со значимыми взрослыми (родителями, бабушками и дедушками) и другими детьми. Музыка дает свободу: можно петь, дрыгать ножками и ручками, расслабиться. Дети обожают петь одни и те же попевки: так через повторение закладываются основы языка и математики. То, что музыка прекрасна и развивает ребенка, никто не спорит. А вот взгляды на то, как обучать детей музыке, отличаются. В этом обзоре — популярные методики Сузуки, Кодали и Орфа.

«Человек — дитя окружения», «Все дети растут, результат зависит от того, как их растят», «Каждый ребенок обучаем» — все эти высказывания принадлежат гениальному японцу Шиничи Сузуки, который прославился тем, что научил тысячи трехлетних детей блестяще играть на скрипке. 

Шиничи Сузуки (1898-1998) родился в Нагойе 17 октября. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику в Нагойе. Там юный Шиничи начал интуитивно подбирать мелодии на скрипке, не зная нотной грамоты.

На собственном опыте он пришел к выводу, что развивать музыкальный талант можно в самом раннем детстве.

Обучение музыке сродни обучению родному языку: то есть научить при прочих равных музыкальной грамоте и игре на инструментах можно любого ребенка.

В 1916 году в возрасте 22 — х лет Шиничи отправляется в Токио. Он останавливается в доме маркиза Токугава и учится скрипке у Кох Андо.

 Спустя год он покидает Японию  и отправляется в путешествие по миру: в Германии учится у Карла Клингера долгих восемь лет.  Спустя двадцать лет Сузуки начинает работать инструктором в музыкальной школе Кунитачи, а с 39 лет дает уроки скрипки на дому.

В течение жизни Сузуки сделал три открытия, которые навсегда изменили то, как мы смотрим на детей и их музыкальные таланты.

Первое открытие Судзуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука – голоса птицы – учителя, своего рода птичьего Бетховена.

Читайте также:  Конспект занятия - экскурсии по пдд с детьми подготовительной группы доу

Сузуки к своему изумлению отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя.

Однако,  спустя несколько дней, каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать собственные вариации оригинальной песни.

Специалисты – орнитологи, ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя» и процесс повторяется с самого начала.

«Удивительно!» — подумал Сузуки. – Если уж крошечный мозг птицы обладает такой способностью к обучению, то что говорить о намного более совершенном мозге человека?!»

Эти размышления привели его ко второму открытию. Когда Сузуки объявил о нем, его друзья решили, что у него не все в порядке с головой. Шиничи с энтузиазмом рассказывал всем о том, что он обнаружил: оказывается, каждый японский ребенок учится говорить по-японски!

Друзья и коллеги сочувственно похлопывали его по плечу и говорили, что они … догадываются об этом. «Да нет же, нет! – восклицал Сузуки. – Они действительно учатся этому, и это поразительно!» И Сузуки был прав. Как и Ньютон до него, он открыл совершенно очевидную вещь, которую никто раньше не замечал.

Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года – двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков.

Причем, не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился кроха.

Открытие Сузуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка.

И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском.

Достаточно пометить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, он сможет выучить что угодно!

Третье открытие японца стало последним элементом в мозаике его метода. Когда он размышлял над поразительными способностями детского мозга, к нему зашел друг и спросил, не сможет ли он научить четырехлетнего сына одного приятеля играть на скрипке.

Сузуки решил, что это невозможно, и извинился, ссылаясь на то, что ребенок еще слишком мал, чтобы держать скрипку, ведь она в пропорции к его телу – все равно что контрабас для взрослого. Когда друг ушел, Сузуки вдруг понял, что он мыслит слишком узко.

Он только что сказал, что ребенок еще мал, чтобы учиться играть на скрипке, хотя сам же до этого сделал вывод, что в возрасте трех лет ребенок может учиться музыке и стать отличным музыкантом.

Все дело в том, что скрипка слишком велика для ребенка, но почему бы не сделать скрипку, подходящую ему по размеру?

Вдохновленный этой мыслью, Сузуки принялся мастерить маленькие скрипочки. Но как научить детей играть на них? Сузуки понял, что решение подсказывает ему птенцы жаворонков в инкубаторе. Все дело в копировании. Ведь 95 % людей так никогда и не научатся правильно петь только потому, что им с детства внушали: копировать – это плохо. Их лишали главного инструмента обучения – подражания.

Вооружившись маленькими скрипками и пониманием того, как должно быть организовано обучение, Сузуки обратился к своим друзьям, у которых были дети, и поинтересовался, не хотят ли они отдать своих детей учиться играть на скрипке.

На первом уроке Сузуки разложил скрипки и смычки вместе с другими игрушками и предложил малышам подойти и поиграть с ними. Сидя посреди комнаты, Сузуки время от времени брал одну из скрипок, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Как он и ожидал, дети по очереди начали копировать его действия. Тогда он стал играть две ноты.

Точно так же, как птенцы, подражая птице – учителю, осваивали свои трели, дети очень легко и непринужденно начали играть на скрипке, которая стала их вторым «языком».

Таким образом, Сузуки создал методику, которая в наши дни распространилась по всему миру и нашла десятки тысяч последователей и учеников, многие из которых стали первоклассными музыкантами.

Венгерский  композитор, педагог и фольклорист Золтан Кодали (1882 – 1967) заинтересовался музыкальным образованием детей после того, как услышал посредственное исполнение песен венгерскими школьниками.

Он пришел к выводу, что учить музыке надо в самом раннем детстве, через песни и действия, пока дети заняты игрой.

«Если сильная основа не заложена в ранние годы, дети не могут раскрыть потенциал» — считал венгр.

Выступив с серией обвинительных публикаций, Кодали активно принялся реформировать музыкальное образование Венгрии. Он написал несколько композиций и выпустил сборник народных песен. С точки зрения композитора, голос – наш самый главный музыкальный инструмент, данный природой. С помощью пения, дети узнают о своей культуре, языке и музыкальных традициях.

В 1958 году в Вене открылась первая начальная школа с музыкальным уклоном: занятия проходили каждый день. В 1973 году метод Кодали был известен уже всему миру. В Венгрию приезжали сотни учителей со всего мира, чтобы вживую посмотреть, как Золтан приобщает детей к «универсальному языку человечества».

  В основе подхода Кодали лежит идея поступательного музыкального развития: от простого к сложному. Начинать обучение музыке следует с «основ»: пения, слушания, танцев, ритмики.  Когда фундамент заложен, — можно осваивать нотную грамоту.  Игры, двигательные песенки, ходьба,  хлопки,  хороводы – неотъемлемая часть подхода Кодали.

Дети учатся с помощью тела: чем проще и короче песня, тем легче малышам выучить движения. Движения просто необходимы для интернализации ритма.

В обучении используют только качественную, специально написанную для детей музыку, а также народные композиции.

Многочисленные исследования подтверждают, что метод Кодали, которые применяют в разных странах мира уже больше 30 лет, развивает чувство ритма, закладывает основы музыкальной грамотности, навыков чтения и счета.  Вот несколько советов Кодали, как петь с детьми младше пяти  лет:

  • Пойте без аккомпанемента
  • Выбирайте короткие песенки с движениями
  • Повторяйте песни – дети обожают повторы
  • Изменяйте темп
  • Всегда хвалите детей
  • Выучите тридцать песенок: слова вы должны знать очень хорошо, так как ваша уверенность передается детям.

«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» — считал Карл Орф (Carl Orf, 1895-1982), немецкий композитор и автор уникальной концепции музыкального образования детей, получившей название «Шульверк» (Schulwerk). Идеи  Орфа изложены в пятитомной антологии музыки «Шульверк. Музыка для детей», впервые изданной 50 лет назад.

Сразу надо подчеркнуть: Шульверк — это не учебник, скорее концепция, особый взгляд на музыкальное образование детей, основанное на коллективном музицировании. Шульверк (Schulwerk)  — сочетание двух слов — Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно).

Действие — основа музыкального воспитания по Карлу Орфу. В своем сборнике Орф собрал фольклорные произведения того времени, когда музыка, речь и движение были неразрывны. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам.

При этом, Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески. Переосмыслить ее с высоты нашего времени. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.

В каждом томе этого пособия есть ритмомелодические упражнения, речевые декламации, песни и танцы, которые по задумке должны дополнять друг друга. Орф снабдил свой «Шульверк» авторскими рекомендациями по исполнению пьес, установил последовательность движения по пути «Шульверк».

Основу «Шульверка» составляет южно-немецкий фольклор, разбавленный песенками других европейских народов.

Антология Орфа не случайно называется «Музыка для детей». Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной — по ритму, по темпу, по настроению. Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка — было его главной задачей.

Но это восприятие, а что же исполнение музыки?

Читайте также:  Классный час: прощать - значит любить, 10-11 класс

Тут у Орфа тоже был свой подход. Каждая пьеса его «Шульверка»  — это небольшая партитура, доступная для исполнения даже самым маленьким музыкантам.  Музыка должна сопровождать ребенка в любом возрасте и соответствовать его психическому развитию. Причем, музыка Орфа связана с движениями, речью, содержит элементы драматизации.

 Например, дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку — потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т.д.

Орф мечтал, чтобы дети «играли в музыку», игры — импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию.

По-особому выглядят и отношения «педагог — дети» в видении Карла Орфа. Педагог — не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку.

Поэтому и конкретных уроков — рекомендаций в «Шульверке» вы не найдете. Выбор метода подачи музыки — в руках у учителя, и учитель должен импровизировать.

Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах.

Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка. 

Сегодня в России работает несколько педагогов, практикующих методику музыкального воспитания детей Карла Орфа. Одна из ярких личностей — кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова, автор нескольких книг, посвященных системе К. Орфа.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/kak-obuchat-detey-muzyke-tri-metodiki.htm?full

Музыкальные занятия для детей 1-3 лет | Анна Новик

Что говорить родителям

У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.

  • Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
  • К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
  • Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
  • Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
  • Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
  • Наиболее частые вопросы касаются:
  • оптимального возраста для начала таких занятий
  • видов музыкальной деятельности
  • способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.

У всех ли детей есть музыкальный слух?

Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы —  тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.

Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.

С какого возраста?

К  годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.

Виды музыкальной деятельности

Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.

Способы развития музыкальных способностей

Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.

Плюсы музыкального развития в раннем возрасте

Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:

  • улучшается психоэмоциональное состояние
  • развивается слуховое восприятие
  • стимулируется развитие речи
  • развивается кратковременная память
  • увеличивается концентрация внимания
  • активизируются мыслительные процессы
  • совершенствуется координация движений
  • развивается музыкальный слух и голос
  • налаживается вокально-слуховая координация
  • формируются эстетические представления, музыкальный вкус.

Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.

А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?

Источник: https://bestbabyclub.ru/music/

Занятия музыкой для детей 5-6 лет — Детский центр «Созвездие»

Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и чёткой структурой, специально предназначенной для маленького ребёнка.

Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность в специально оборудованной, уникальной среде огромного количества тщательно разработанных дидактических материалов, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка.

Основным отличием метода Монтессори от методик традиционных детских садов является отношение к ребёнку как к уникальной, свободной, неповторимой личности со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

Дети, посещающие Монтессори-клубы, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной.

Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Ребёнок не боится сделать ошибку, поэтому обучение не тормозится боязнью неудачи.

Ему интересно познавать, как всё устроено, как что работает, и что нужно сделать, чтобы это заработало.

  • Данный метод развивает искусство общения, умение работать в команде, умение договариваться, навыки самообслуживания и самосознания, умение работать самостоятельно: ребёнок уверенно ставит себе цели и задачи, становится ответственным за свои действия и доводит начатое до конца, контролируя правильность выполнения или наличие ошибки.
  • Суть метода 
  • В методе Монтессори три составляющих: ребёнок, подготовленная развивающая среда и педагог (обучающий взрослый).

Развивающая среда — это основной педагогический приём. Класс (среда) разделён на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей определённой возрастной группы.

Монтессори-среда для детей от восьми месяцев до трёх лет включает в себя зоны упражнений с сыпучими материалами, упражнений с водой, причинно-следственную зону, зоны сенсорного развития, развития речи, продуктивной изо-деятельности и развития крупной моторики; для детей от трёх до шести лет включает в себя зоны упражнений в практической жизни, сенсорного воспитания, математическую зону и зоны русского языка, космоса, продуктивной изо-деятельности и развития крупной моторики.

Ребёнок сам выбирает, с каким материалом работать, и сколько времени этому посвятить. Определённые правила, регулирующие деятельность в группе, позволяют детям, с одной стороны, учиться уважать окружающих людей и пространство, а с другой стороны, чувствовать себя защищёно.

У педагога в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия каждого ребёнка таким, какой он есть, педагог является ещё и посредником между ребёнком и Монтессори-средой.

«Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждёт ребенок от взрослого, и именно в этом заключается роль взрослых в Монтессори – группе.

Педагог чутко определяет, когда нужно оказать помощь, а когда нужно дать возможность ребёнку самостоятельно и сосредоточенно работать, наблюдает за работой и освоением среды каждым ребёнком, анализируя динамику, чтобы правильно содействовать дальнейшему прогрессу.

Это тот самый метод, когда к ребёнку относятся по-настоящему уважительно, бережно и индивидуально. Монтессори-педагоги точно знают, что все дети стремятся к развитию с самого рождения. Поэтому детей не нужно заставлять учиться, — нужно создать условия, максимально соответствующие их познавательным потребностям.

Ребёнок в Монтессори-педагогике – это ЛИЧНОСТЬ.

«Чтобы воспитывать ребёнка – надо его знать, чтобы его знать – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать – надо дать ему свободу».
Мария Монтессори

Источник: https://www.center-sozvezdie.ru/razvivayushhie-zanyatiya/muzyka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector