Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников

Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников6056 (29 за неделю) / 03.01.17 09:00 /

Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания. Но эти свои качества она может проявить, только когда используется в рамках управляемого педагогического процесса. Педагог, руководствуясь положениями программы детсадовского воспитания, отбирает содержание программы, планирует его. Дети должны усвоить это содержание в процессе игр. Педагог также чётко определяет игровые и дидактические задачи, правила, действия и ожидаемый результат, он словно проектирует процесс игры, не нарушая её самодеятельного характера и своеобразия. Включая в педагогический процесс игру, преподаватель учит дошкольников играть, как выражался А. С. Макаренко – «создавать хорошую игру». Подобная игра должна обладать такими качествами:

  • содержание должно иметь воспитательно-познавательную ценность, отражать представления правильно и полно;
  • игровые действия должны иметь творческий, организованный, активный и целесообразный характер;
  • подчинённость правилам игры, необходимость руководствоваться в игре этими правилами с учётом интересов всех игроков и каждого в отдельности;
  • целенаправленное пользование игровыми материалами и игрушками;
  • радостный настрой детей и доброжелательность отношений.

Роль воспитателя в процессе игры дошкольников

Воспитатель в процессе управления игрой влияет на личность ребёнка всесторонне: на его волю, сознание, поведение, чувства. Он использует игру для умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания. Представления и знания детей в процессе игры углубляются и уточняются.

Чтобы сыграть определённую игрой роль, ребёнку придётся свои представления преобразовать в игровые действия. Обычно детские представления и знания о людских профессиях, об их конкретных взаимоотношениях и действиях являются недостаточными, тогда появляется необходимость дополнить их.

Потребность в новых знаниях проявляется через детские вопросы, отвечая на которые, воспитатель во время игры прислушивается к разговорам и помогает игрокам достичь договорённости и взаимопонимания.

Поэтому с помощью игры можно не только закрепить у детей уже имеющиеся у них представления и знания, но её также можно отнести к активной форме познавательной деятельности, в ходе которой дети под управлением старшего приобщаются к новым знаниям. Содержание игр используется преподавателем для выработки у ребят любви к своему народу, Родине, прививает им правила общественного поведения, в игре он помогает их закрепить и проверяет, как они усвоились. Через игру воспитатель может развить у детей многие положительные качества: честность, смелость, выдержку, инициативу. Игру можно назвать школой, где творчески и активно детьми усваиваются нормы и правила поведения, взаимоотношения между людьми, вырабатывается отношение к труду и к разным видам собственности. Это такая форма деятельности, которая имеет весомое значение в формировании у детей общественного поведения, их отношений друг к другу и к жизни. Организуя и руководя игрой, преподаватель воздействует на детский коллектив в целом и на каждого малыша в отдельности. Становясь игроком, малыш встаёт перед необходимостью согласования собственных действий и намерений с другими игроками, подчинения принятым в игре правилам.

Но без педагогического руководства в играх может проявляться и отрицательное влияние. Ведь есть игры, содержащие элементы грубости, жестокости, национальной розни, дурно влияющие на нервную систему, вызывающие тщеславие и азарт. Их следует отделять от игр с большим воспитательным воздействием в плане воли, чувства справедливости, желания помочь в беде и т. д.

Классификация игр по возрасту

Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности, через которую он учится общаться с ровесниками, манипулировать предметами, двигаться. Придумано очень много подобных занятий, в связи с чем стала необходима классификация игр дошкольников. Так, в любых детских играх должны проявляться следующие качества:

  • Игра является активной формой отражения малышом жизни окружающего его общества.
  • Отличает игру и характер деятельности ребёнка в её процессе – здесь применяются не отдельные движения, как при письме, рисовании или в труде, а комплексные действия.
  • Как и большинство видов человеческой деятельности, игра обладает общественным характером, поэтому с изменением условий жизни она также меняется.
  • С помощью игры ребёнок может творчески отразить действительность, внося в неё свои фантазии, выдумки, что-то комбинируя.
  • В игре приходится пользоваться знаниями, здесь их можно уточнять и дополнять, что позволяет развивать нравственные и познавательные способности ребёнка.
  • Игра, как правило, основана на коллективной деятельности, где все участники вступают в отношения сотрудничества.
  • Игра не только разносторонне развивает детей, но и сама развивается и меняется при систематическом управлении воспитателя.

Игры для младшего возраста (3-4 года):

  • игры-эксперименты – контакт со специальными игрушками или общение с людьми;
  • самодеятельные и сюжетные – сюжетно-ролевые, отобразительные;
  • тренинговые – адаптивные и сенсомоторные;
  • компьютерные;
  • обрядовые (народные, уходящие корнями в исторические традиции) – забавляющие, развлекающие, тихие.

Игры для детей среднего возраста (4-5 лет):

  • игры для экспериментирования с людьми и животными, природными объектами, для общения с людьми или специальными игрушками;
  • самодеятельные сюжетные режиссёрские и театрализованные игры;
  • обучающие – сюжетно-дидактические, предметные автодидактические, учебно-предметные дидактические, музыкальные, подвижные;
  • досуговые – интеллектуальные, развлечения, тихие, забавы, компьютерные, празднично-карнавальные, театральные;
  • тренинговые – сенсомоторные, адаптивные интеллектуальные;
  • обрядовые – сезонные, семейные.

Игры для детей старшего возраста (5-7 лет):

  • игры по экспериментированию с людьми и животными, природными объектами, для общения с людьми или специальными игрушками;
  • игры-эксперименты – контакт со специальными игрушками или общение с людьми;
  • самодеятельные сюжетные театрализованные игры;
  • обучающие – сюжетно-дидактические и предметные автодидактические (до 7 лет), дидактические, учебно-предметные, музыкальные подвижные;
  • досуговые – интеллектуальные, развлечения, тихие, забавы, компьютерные, празднично-карнавальные, театральные.

Разновидности игр

Сюжетно-ролевые игры

Для дошкольников это основной вид игр, в процессе которых они испробуют на себе разные социальные роли, становятся в социальные ситуации, наблюдаемые ими в жизни взрослых.

Классическими сюжетно-ролевыми являются такие игры, как больница, магазин, дочки-матери, автобус, парикмахерская и т. п. То есть, через них идёт знакомство с разными профессиями.

Структура ролевой игры состоит из следующих компонентов:

41 17 Разговоры о сексе: что и когда нужно знать вашему ребенку

Для начала отбросьте мысль, что сексуальность – это качество, которое доступно только взрослым людям. На самом деле все дети сексуальны с момент …

  • ролей, исполняемых в процессе игры детьми;
  • игровых действий, посредством которых эти роли реализуются;
  • игровое использование предметов, замена игровыми предметами реальных;
  • замечания и реплики, которые выражают между детьми отношения и регулируют ход игры.

Театрализованные игры

С их помощью дети глубже понимают и чувствуют произведения литературы, они развивают творческие способности и детскую речь. С помощью театрализованных игр разыгрываются сюжеты литературных произведений с применением выразительных приёмов (мимики, интонации, жестов) для выражения образов.

Дидактические игры

Эти игры очень важны для малышей, начинающих познание мира, поскольку они уточняют представления об окружающем мире, о важнейших свойствах предметов (форме, величине, цвете). С помощью дидактических игр развиваются память и мышление. К ним относятся игры «Поиск предметов одного цвета», «Чей это домик?», «Из чего это сделано?», «Найди пару» и пр.

Настольно-печатные игры

Это спокойные игры, рассчитанные не на физическое развитие, а на тренировку воображения, памяти, мышления. Подобных привлекательных, красочных игр создано великое множество, например, «Мозаика», «Лото», «Домино».

Строительно-конструктивные игры

В этом виде творческих игр дошкольники могут отображать окружающий их мир предметов, сами выстраивают сооружения и пытаются сохранить их. Здесь используются следующие виды строительных элементов:

  • крупные элементы для строительства сооружений на полу (параллелепипед, куб, цилиндр и прочие);
  • средние элементы для строительства на столе (элементы с теми же формами, но меньшего размера);
  • полуфабрикаты (наборы фронтонов, арок, планок и т. д.);
  • конструкторы (более сложные строительные элементы).

Творческие игры

Эти игры содержат в себе образы, отражающие условное превращение окружающего:

  • отображающие отношения, связанные с ролью, с точки зрения собственного опыта ребёнка, а если тот был негативным, то ребёнок от нежелательного действия уклоняется;
  • связанные с трудом ребёнка, где могут быть объединены конструктивная, изобразительная и прочие виды деятельности. Принимая в игре активное участие, дети воспитывают в себе интерес к труду;
  • умственное воспитание с укреплением важнейших психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, речи);
  • умственная активность, обусловленная работой воображения, требующая выбрать роль, представить действия объекта подражания, его речь и поведение. Благодаря такой игре мышление может подняться на новый уровень;
  • систематическое воспитание, способствующее проявлению художественных интересов, способностей к танцам и музыке;
  • двигательная активность быстрее развивается при занятиях в паре, расценивается как пролог школьных физических упражнений;
  • переживания, влияющие на характер игры.

Подвижные игры

Поскольку дети активны и непоседливы, то особенно важны для них подвижные игры, в которых они могут сполна удовлетворить потребность в движении, сделать более совершенными двигательные навыки и умения, развить важнейшие физические качества организма – силу, ловкость, быстроту. Проводить такие игры полезней всего на открытом воздухе.

2 Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Под термином «гендер» подразумевается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Он заключает в себе соц …

Роль игрушек в детских играх

В процессе обучения и воспитания ребёнка формируется и игра, как самостоятельная его деятельность, помогающая ему освоить опыт деятельности взрослых. На долю игрушки здесь выпадает роль своеобразного эталона таких предметов, которые ребёнку надлежит узнать, усвоить их назначение и возможные действия с ними. Поэтому, помимо купленных в магазине игрушек, в игре часто используются те, что сделаны самими детьми, их родителями или воспитателями. Они могут быть самыми разными, но в любом случае отвечающими некоторым художественно-эстетическим и педагогическим требованиям. Для каждого возраста требуются свои игрушки, различающиеся назначением и тематикой:

  • сюжетные (посуда, мебель, фигурки животных, куклы);
  • технические (конструкторы, средства транспорта и т. д.);
  • орудия труда (игрушечные отвёртки, молотки, грабли, щётки, лопатки, то есть то, чем на глазах у детей обычно пользуются взрослые);
  • игрушки для забавы (музыкальные театральные).

Игрушки для разных ситуаций:

  • Большие игрушки (детские автомобили, самокаты, велосипеды, легко трансформирующиеся крупные строительные конструкторы) помогают ребёнку избавиться от гиподинамии, научиться двигаться и ориентироваться в пространстве.
  • Если ребёнок играет за столом, то ему удобнее будет играть небольшими игрушками, которые проще разглядеть со всех сторон.
  • Для игры на полу потребуются более крупные игрушки, в которые ему удобно будет играть стоя или сидя.
  • Для игры во дворе пригодными будут только крупные игрушки.

Подбор игрушек должен преследовать цели нравственного и эстетического воспитания, стремление к коллективной игре, где игрушкой будут пользоваться все дети.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/igra-kak-sredstvo-vospitaniya-doshkolnikov/

Использование народных игр в учебно-воспитательном процессе дошкольников

  • Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых является классификация детских игр и методика руководства ими.
  • Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:
  • Сюжетно — ролевые творческие игры
  • Игры с правилами

Мы подробнее остановимся на играх с правилами.

Эта группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, четкие игровые правила.

В них заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставиться задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли.

Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение.

Игры с правилами в свою очередь делятся на 2 вида: дидактические и подвижные.

В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля, во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка.

  1. Наше внимание привлекают словесные дидактические игры и сюжетные и безсюжетные подвижные игры.
  2. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, — они являются неотъемлемой частью интернационального воспитания ребенка.
  3. У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно — игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси — лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Балапандар», «Кот и мыши» и др.)

Читайте также:  Внеклассное занятие по литературе в начальной школе, 4 класс

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины; диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственной деятельности.

В играх не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитие его мышления и самостоятельности действий.

Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка — выручалочка», «Белый тополь — зеленый тополь» и т.д.)

Большое воспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Например.

в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить.».

Игра требует ловкости и умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности, действий взаимопомощи (один за всех, и все — за одного — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

  • Существуют и общие правила для всех игр:
  • Не допускайте грубости по отношению к сопернику — ни в словах, ни в поступках;
  • Выбирайте соперника, примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой, да и неинтересной
  • Не нарушайте правила игры, не допускайте обмана — ведь победа должна быть честной;
  • Проявляйте благородство, не смейтесь над проигравшим — он еще обязательно победит
  • В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения часто сопровождается неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Так, например, зачины, которые по определению русского фольклора Г. А Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок.

Существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям надо разделиться на команды. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

По своей организации подвижные игры коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей.

Игровой коллектив — это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля, обеспечивающими одинаковые для каждого ребенка права на активную роль и творчество, детей, умеющих договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы, конфликты.

  1. Коллективные действия объединяют детей общими переживаниями и помогают формировать правильные отношения, умения жить с людьми.
  2. В руководстве играми следует выделить 3 этапа:
  3. подготовка игры,
  4. ее проведение
  5. анализ результатов.

Источник: https://studwood.ru/1716719/pedagogika/ispolzovanie_narodnyh_uchebno_vospitatelnom_protsesse_doshkolnikov

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — разрушении личности человека.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Новое поколение родителей выросло уже с компьютерными игровыми приставками, которые заменили им «воспитателей»: бабушек со сказками, мам и пап с чтением книг, беседами и примерами из жизни.

А современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Часто игрушкой у современного ребенка оказывается пульт от телевизора или мобильный телефон. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. [46]

Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная игра. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Чем же так интересна, уникальна народная игра? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно — к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

[24]

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека — Гражданина, Патриота своей Родины.

Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач).

Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. Для них не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность.

Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр.

Доброжелательный смех взрослых, товарищей по игре действует на ребенка сильнее, чем наказания или замечания. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры.

Народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения.

Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Изучение древних пластов традиционной игровой культуры является актуальной педагогической задачей. Обучающий и воспитательный потенциал этого вида народной культуры востребован на учебных занятиях в массовой школьной практике как способ педагогической деятельности.

Использование в учебно-познавательном процессе традиционного игрового комплекса (игровые приговоры, игровые напевы, игровая атрибутика, собственно игровые правила) позволяет формировать базовые нравственные качества личности учащегося. Вместе с тем импровизационная основа народного творчества даёт педагогу исключительные возможности для свободного развития умственных, психологических, творческих способностей ребёнка. [45]

Игра в детском возрасте несёт в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, организационно‐деятельную, импровизационно‐творческую, как способ педагогической деятельности она предоставляет большие возможности для формирования межличностной и инструментальной составляющей готовности к познанию, протекающему в условиях яркой эмоциональной окрашенности и социально‐психологической комфортности обучения. Это специфический путь получения знания, возможность воссоздать в активной наглядно‐действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся.

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, М. М. Бахтина и других свидетельствуют, что «закономерности формирования умственных действий проявляются в игровой деятельности». В частности, М. Г.

 Яновская для обогащения форм учебной работы предлагает использовать деятельностно-практические стимулы, среди которых на первом месте выделяет игру: «Игра оказывает на учащегося эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности». [28]

Это воздействие может быть усилено словом, музыкой, пластикой фольклорных игровых образцов.

В Толковом Словаре живого великорусского языка В. И. Даля базовые понятия по рассматриваемой проблеме характеризуются следующим образом: игра — действие, забава, установленная по правилам; играть — тешиться, забавиться, веселиться; игрушка — предмет, которым играют, во что играют.

Вместе с тем важным для нас является и глубинный смысл «древнерусских буковиц»: И — соединение, Г — движение, Ра — солнечный свет.

Таким образом, в названии «игра» наши предки зашифровали «соединение желания и действия в устремленности к лучшему».

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли донаших дней, передаваясь из поколения в поколение, вобрав в себя лучшие народные традиции воспитания физически здорового, любознательного и жизнерадостного человека.

  • Поэтому условно народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые игры и обрядовые:
  • —          подвижные — способствуют развитию силы, ловкости и выносливости
  • —          познавательные — расширяют кругозор, развивают интеллектуально;

—          ролевые игры («дочки‐матери», «солдатики» и т. д.) — дают возможность воссоздать в активной наглядно‐действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся;

—          обрядовые игры — позволяют приобщиться к многовековому опыту предков включенности в природные календарные циклы. [44]

Русские народные пословицы гласят: «старый хочет спать, а молодой играть», «играется как дитя». Именно в детстве, «играя», ребенок научается, приобретает главные навыки, получает творческий опыт будущей взрослой жизни. Каждая народная игра представляет творческий процесс. Одни игры основаны на коллективном творчестве, другие на реализации творческой индивидуальности.

Некоторые игры перешли к детям из игровых забав взрослых и, будучи переосмысленными, прочно закрепились в детском игровом творчестве. Например, старинная посиделочная игра «Захарка» у взрослых имела своей целью «раздевание» играющих. Детям же интересен процесс «одевания» ведущего игры — Захарки.

Во многих играх есть водящий. Чтобы его выбрать, рассчитываются. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейку, а один поочередно прикасаясь рукой к каждому, произносит по слогам (словам) текст считалки. На кого выпадает последний слог (слово), тот и водящий.

Многие игры, имеющие игровые припевы, требовали от играющих вокальных навыков, а игровые хороводы — и навыков актерского мастерства.

Народная игра в традиционной народной культуре являла собой обрядовое действо, участвуя в котором, человек, соблюдая законы природы, сохранял свое физическое, духовное и энергетическое здоровье.

Важное значение имели форма игры (круг, стенка на стенку и т. д.), атрибутика (колокольчики, палки, платки и т. д.), а также содержательные элементы игры (прыжки, бег, движение по кругу и т. д.).

Итак, Народная игра рассматривается как транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей.

Это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребенка, в ходе которой происходит развитие его психики.

Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

  1. Признаки народной игры. Характерными признаками народной игры являются:
  2. —          отражение характера, культурных традиций и быта народа;
  3. —          разновозрастной характер участников;
  4. —          высокий уровень популярности и распространенности;

—          бытование игры на протяжении хотя бы трех поколений (В. М. Григорьев);

—          «чествование игры» — включение игры во всенародные праздники (В. М. Григорьев);

  • —          демократичные и понятные правила;
  • —          добровольность и равноправие при распределении ролей;
  • —          простота игрового реквизита. [30]
  • Как и другие игры, народная игра имеет множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др.

Одновременно, народная игра обладает мощным ресурсом воспитания патриотизма, толерантности, духовности.

В любой игре ребенок учится соотносить свое поведение с правилами игры, приобретает опыт общения с партнерами по игре, независимо от их социального статуса и возраста.

В этом смысле каждая игра выступает полигоном для развития навыков общения, а игра народная в силу своих специфических особенностей обладает дополнительным потенциалом для выполнения этой важнейшей функции.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. [37]

Итак, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.

Литература:

1.         Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры / М. Ф. Литвинова. — 2-е издание. — М.: Айрис Пресс, 2004. — 192 с.: ил.

2.         Мехова, Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка / Т. Мехова // Воспитание школьников. — 2001. — № 3. — С. 49–52.

4.         Рухленко, Н. М. О педагогике русских народных игр / Н. М. Рухленко // Физическая культура в школе. — 2010. — № 7. — С. 58–59.

5.         Стельмах, О. Д. Профессиональная практика будущих педагогов-психологов с использованием народных игр / О. Д. Стельмах // Социальная педагогика. — 2012. — № 5. — С. 95–105.

6.         Таран, А. А. Шире использовать русские народные игры / А. А. Таран // Физическая культура в школе. — 2001. — № 5. — С. 22–27.

7.         Тимошкина, Н. Влияние народной игры на развитие ребенка / Н. Тимошкина // Сельская школа; Домашнее воспитание. — 2000. — № 3. — С. 135–138.

Источник: https://moluch.ru/archive/93/20564/

Статья Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Опубликовано: 15:34:46 10-02-2017

  •  “Есть одна только общая для всех прирожденная
  •  наклонность, на которую всегда может рассчитывать
  • воспитание: это то, что мы называем народностью.
  •  Воспитание, созданное самим народом и основанное  на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
  • которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”

  К.Д.Ушинский.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Народное творчество на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения своеобразия национальной  культуры, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера  русского народа, его культуре. Процесс ее освоения, а  стало быть, и детского развития носит творческий характер и является развивающим образованием, в русле которого происходит размыкание зоны ближайшего развития ребенка в перспективу бесконечного становления человека субъектом культуры и истории.

Детское развитие – процесс приобщения ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения, элементы рефлексии.

Специфическое осмысливание человеческой культуры происходит в детских видах деятельности и доступных для дошкольников формах. Прежде всего, это конечно игра, именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте, своеобразная школа ребёнка.

  Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.

Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей.

Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:

  1. Социокультурная функция. В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
  2. Коммуникативная функция. Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.
  3. Диагностическая функция. Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
  4. Игротерапевтическая и коррекционная функции. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
  5. Развлекательная функция. Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.

Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Таким образом, подвижные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества.

 Литература

1.Журнал  Дошкольное воспитание № 1, 2, 3, 4 1998г.  и № 10-12 1997г.

  1. Князева О.Л ., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб Детство Пресс 1998г.
  2. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб 1994г.
  3. Свирская Л. Утро радостных встреч. Москва Линка-Пресс 2010г.

Источник: http://a2b2.ru/methods/31128_statya_rol_narodnyh_igr_v_vospitanii_i_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta/

Игра как средство воспитания детей

Значение игры в
воспитании ребенка рассматривается во
многих педагогических системах прошлого
и настоящего. Большинство педагогов
расценивают игру как серьезную и нужную
для ребенка деятельность.

В истории зарубежной
и русской педагогической науки сложилось
два направления использования
игры в воспитании детей:

  1. для всестороннего гармоничного развития;

  2. в узко дидактических целях.

Ярким представителем
первого направления был великий чешский
педагог — Я.А.Коменский.

Он считал игру
необходимой формой деятельности ребенка,
отвечающей его природе и склонностям:
игра – серьезная умственная деятельность,
в которой развиваются все виды способностей
ребенка; в игре расширяется и обогащается
круг представлений об окружающем мире,
развивается речь; в совместных играх
ребенок сближается со сверстниками.

Дидактическое
направление использования игры получило
развитие в XVIII
в. у педагогов — филантропистов
(И.С.Базедов, Х.Г. Зальцман и др.) стремились
сделать обучение детей занимательным,
отвечающим их возрастным особенностям,
филантрописты использовали разнообразные
игры.

К.Д.Ушинский указал
зависимость содержания детских игр от
социального окружения. Он утверждал,
что игры не проходят для ребенка
бесследно: они могут определить характер
и поведение человека в обществе игра
– ведущая деятельность в дошкольном
возрасте
.

Игра – это единственный для ребенка
способ проникновения в недоступные для
него сферы жизни взрослых. Еще Ф.Шиллер,
классик немецкой литературы, писал:
“Только тогда, когда человек играет,
он является человеком в полном смысле
этого слова…”.

В игре ребенок моделирует
смыслы человеческого существования и
формы отношений, существующие в обществе.

Функции игры

По Ж.Пиаже, игра –
это мостик между конкретным опытом
ребенка и абстрактным мышлением. Поэтому
важнейшей функцией

игры является ее символический
характер
.
Возникновение игры возможно только на
основе развитой способности ребенка к
обобщению. Под одним действием ребенок
понимает другое и под одним предметом
– другой (феномен “понарошку”).

Также игра является
средством общения детей – в игре они
обмениваются информацией между собой.

Игра способствует
свободному выражению чувств ребенка.
Свои эмоции ребенок проецирует на
игрушки, на предметы, выражает в действиях.
В этом смысле игра заменяет ему речь, а
сами игрушки являются словами.

И, наконец, играя,
ребенок учится выполнять действия
взрослых притом, что от него никто не
требует обязательного получения
результата. В этом еще одна особенность
игры, как вида деятельности, — главное
– процесс, а не результат! Ребенку важно
воображать, что он тушит пожар, но он
вовсе не хочет побыстрее его потушить.

Игра ребенка
предполагает свои составляющие (сюжет
и роли взрослых, правила и др.). На
основании этих компонентов можно
сравнить, чем отличается игра у младших
дошкольников (3-5 лет) от старших
дошкольников (5-7 лет).

Параметры игры Младшие дошкольники(3-5 лет) Старшие дошкольники(5-7 лет)
1. Сюжет Отображение трудовых действий взрослых. То же и отражение отношений между взрослыми.
2. Количество ролей 1-2 7-10
3. Правила игры Не осознаются Устанавливаются сами
4. Игровые действия Однообразные (1-3) Много свернутых и развернутых; жесты, слова.
5. Появление новых игровых ситуаций С помощью взрослых С помощью взрослых и самостоятельно.
6. Объединение игр Невозможно Возможно
7. Игровой материал Использование готовых предметов и игрушек. Готовые и самодельные, которые “вообража -ются” иначе, чем выглядят.
8. Продолжительность Кратковременные: в 3-4 года от 10 до 15 минут; в 4-5 лет от 40 до 50 минут. Долговременные: несколько часов и даже дней.
9. Предварительное планирование. Нет Есть

Игры детские — вид
активной деятельности детей, заключающийся
обычно в воспроизведении ими окружающей
жизни, главным образом действий взрослых
и отношений между ними.

Детские игры
социальны по своему происхождению, по
своей природе и, следовательно, по своему
содержанию. Многие носят национальный,
народный характер и передаются из
поколения в поколение.

В них формируется
и проявляется потребность ребёнка
познать окружающий мир и воздействовать
на него, развиваются интеллектуальные,
моральные, волевые и физические качества,
формируется личность в целом.

Игры
являются ведущей деятельностью детей
в дошкольном возрасте и занимают важное
место в воспитании и обучении школьников
всех возрастов. По словам А. М. Горького,
игра — путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны
изменить.

В педагогической
литературе обычно различают игры-манипуляции
детей до 3 лет, сюжетные (ролевые,
режиссёрские и игры-драматизации),
подвижные и дидактические
.

Начальной формой
деткой игры являются игры-манипуляции
детей ясельного возраста, сопровождающиеся
эмоциональным оживлением ребёнка,
играющего, как правило, индивидуально.
В процессе таких манипуляций взрослые
учат детей предметным действиям, знакомят
их с формой, цветом, назначением предметов,
учат играть рядом.

Сюжетные игры
дошкольников начинаются с ролевых, в
которых дети берут на себя активные
роли — взрослого человека, животного,
машины и др. (пассивные роли отводятся
игрушкам). Характерной особенностью
сюжетных игр является их двойственный
символический характер (например,
играющий мальчик — одновременно и
«лётчик в полёте», и ребёнок на
стуле).

Дети строят игровую ситуацию,
одновременно активно включаясь в жизнь
взрослых. Они учитывают особенности
реальной обстановки, в которой только
и могут действовать, и тех реальных
предметов, которые применяются в игре.
Игрушки, предметы быта, материалы,
включаемые в игру, становятся символами,
заменяющими предметы из мира взрослых.

Именно этот двойственный характер
игровой ситуации и создаёт возможность
усвоения детьми знаний о тех сторонах
действительности, в которых они ещё не
могут осуществить реальную предметную
деятельность.

Та же двойственность —
расхождение и связывание в игре плана
изображаемого (мир взрослых) и плана
реальных игровых действий — является
важным условием развития мышления,
воображения, творческих возможностей
ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с
расширением знаний детей о жизни: вначале
в них отражаются окружающий быт,
производственные и общественные темы.

Дети обращаются также к сюжетам
литературных произведений, кинофильмов,
теле- и радиопередач и др.

Происходит
изменение и содержания игры: от действий
с игровыми предметами, лежащих в основе
сюжетной игры на ранних ступенях,— к
изображению деятельности и отношений
взрослых, к образованию новой игровой
ситуации — роли, в которой ребёнок
отождествляет себя с изображаемым лицом
(с этой целью используются и игровые
атрибуты, символизирующие роль).

Ролевая
игра как наиболее развёрнутая форма
сюжетных игр сохраняется у детей до
подросткового возраста. В режиссёрских
играх дети обычно не берут ролей на
себя, а распределяют их между игрушками
и действуют за них. Сюжет (бытовой,
общественный, литературный и др.), как
правило, развивается в действии с
фигурками, выполняющими пассивные роли.
Обстановку для сюжетных игр дети создают
при помощи игрушек, игровых строительных
и природных материалов.

Читайте также:  Зимний спортивный праздник. сценарий для 1 класса

В играх-драматизациях
дети старшего дошкольного и младшего
школьного возрастов воспроизводят в
театрализованной форме содержание
литературных произведений. Роли
распределяются между детьми, игрушками,
используется и театр кукол. В процессе
таких игр у детей развиваются художественные
способности и интерес к участию в
художественной самодеятельности.

Подвижные игры у
детей ясельного и младшего дошкольного
возрастов — подражательные игры —
движения под потешки, песенки взрослых
и игры с игрушками. Многие подвижные
игры дошкольников близки к драматизации.

Ряд игр имеет сюжет и правила
(«гуси-лебеди»), многие — только
правила («салочки», «прятки»).
С 4—5 лет дети, играя, соревнуются в беге,
прыжках, бросках и др. У детей 5—6 лет
подвижные игры начинают приобретать
спортивный характер. Особое значение
подвижные И. д.

и спортивные игры имеют
для физического воспитания школьников
(см. Физическое
воспитание,
Спортивные
игры).

Одним из действенных
средств умственного воспитания детей,
особенно дошкольников, являются
дидактические игры, имеющие целью дать
ребёнку новые знания о предметах, их
классификации, назначении, свойствах,
о видах труда, явлениях природы и др.
Дидактические игры используются при
обучении детей счёту и чтению. Нередко
они.

проходят с игрушками, настольно-печатными
играми (различного типа лото, домино,
викторины и т. п.), природными материалами.
Широко распространены словесные
дидактические игры без игрушек —
загадки, шарады, кроссворды и др. Правила
дидактических игр (как и многих подвижных)
создаются взрослыми, но обычно пополняются
и видоизменяются детьми. Часто
дидактические игры.

носят характер
познавательно-тренировочных игр-упражнений
и игр-соревнований.

Значительное место
в играх занимает изготовление детьми
игрушек и игр-самоделок, что способствует
развитию детского
творчества.

Взрослые обучают детей умению играть
в коллективе, использовать игры там,
где возникает стремление участвовать
в недоступной деятельности старших;
обогащают содержание и сюжеты игры
помогают приобретать в процессе игры
знания, навыки и умения; создают условия
для игры.

Деловая игра
метод имитации принятия решений
руководящих работников или специалистов
в различных производственных ситуациях.

В соответствии с
представлением об общей структуре
методов активного обучения, ключевым,
центральным элементом является
имитационная
модель
объекта, поскольку только она позволяет
реализовать цепочку
решений
.

В
качестве модели может выступать
организация, профессиональная
деятельность, совокупность законов или
физических явлений и тому подобное.

В
сочетании со средой
(внешним окружением имитационной
модели), имитационная модель формирует
проблемное содержание игры.

Действующими
лицами в деловой игре являются участники,
организуемые в команды,
и выполняющие индивидуальные или
командные роли.

При этом и модель,
и действующие лица находятся в игровой
среде
,
представляющей профессиональный,
социальный или общественный контекст
имитируемой в игре деятельности
специалистов.

Сама игровая деятельность
предстает в виде вариативного воздействия
на имитационную модель, зависящего от
её состояния и осуществляемого в процессе
взаимодействия участников, регламентируемого
правилами.

Систему воздействия
участников на имитационную модель в
процессе их взаимодействия можно
рассматривать как модель управления.

Все игровая деятельность происходит
на фоне и в соответствии с дидактической
моделью игры
,
включающей такие элементы, как игровую
модель деятельности, систему
оценивания
,
действия игротехника и все то, что служит
обеспечением достижения учебных целей
игры.

Признаки деловой
игры

  1. Распределение ролей между участниками игры.

  2. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

  3. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

  4. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

  5. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

  6. Коллективная выработка решений участниками игры.

  7. Многоальтернативность решений.

Источник: https://studfile.net/preview/1727881/page:31/

Роль народных игр в воспитании дошкольников

                       ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, — это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм, в настоящее время относятся: «Гуси — лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они возникли?

На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение.

Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы.

Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах, которые организуются ими самими.

Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни.

П. Ф. Лигафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е.

Н. Водовозова и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.

 ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ИГР

Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, каково их воспитывающее начало? Прежде всего, они служат несомненным доказательством педагогического мастерства.

Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих игр до зрелости.

Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему, его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми прибаутками. Тут и «Ладушки» и «Сорока- ворона».

Но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменяется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей. Ребенок испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра.

Он радуется тому, что мышка не поймалась кошке, сочувствует пойманному и т. п. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы.

Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и переживает ребенок.

В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыпленка. В игре «Гуси – лебеди» волку нужно поймать гусей, гусям убежать от него.

Этот признак роднит народные игры с творческой детской игрой, где дети зачастую создают такой случай, событие, но там он быстро исчезает под наплывом новых впечатлений, в описываемых же нами играх события принимают устойчивую форму. Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу.

Коршун ловит – наседка защищает. Ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных игр.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.  Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу.

И хотя мы с вами  живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.Порой поток информации поступает большой и очень  сложный.

Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм. Им на смену приходят  мультики и игры Запада. В семье, да и в детском саду — изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения.

Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека.

Взрослые сегодня  не интересуются  своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

 В России программа дошкольного учреждения содержит раздел       «Введение в русскую традиционную культуру», предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу.

Перед педагогами стоит задача- помочь дошколятам найти пути возвращения традиций  и обычаев своего народа. Одним из приемлемых путей  является детская традиционная игра.

Недаром говорят: “Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети”.

Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста. Работая над проблемой возрождения православной культуры много способов и путей в достижении поставленной цели.

Коллектив нашего детского сада тоже работает над проблемой возрождения православной культуры  в первую очередь через изучение, охранение  и возрождение русских народных игр, применяя их в воспитании подрастающего поколения.

Может возникнуть вопрос: почему, в 21 веке, веке современных компьютерных игр и технологий, мы ставим такие задачи? А потому, что детские игры — составная часть традиций каждого народа. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей.Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов.

Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна  и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа.

Возрождение русской народной игры, воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа — вот задача современного педагога. Поэтому целью является приобщение детей дошкольного возраста к русским народным играм  через возрождение и сохранение национальных традиций.

Для этого определенны задачи:

— пробуждать интерес дошкольников к русской народной культуре, к русским народным традициям, истории русского народа;

— развивать познавательные способности ребенка, используя все виды фольклора: заклички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки и др.;- побуждать дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через восприятие образов.

Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Однако, обращаясь к истории, мы видим, что они вышли из народной педагогики.

Поэтому, чтобы вернуть их в систему приобщения дошкольников к русским народным играм, необходимо возродить народные игры.

А через них осуществлять воспитание и развитие детей средствами народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством приобщения к истокам русских народных, воспитание любви и интереса к истории своего народа. 

Загрузить: konsul_tacii_dlya_sajta_-_sedova_l_v.doc (84 Кбайт)

Источник: https://volok-dou9-sedovalv.edumsko.ru/folders/post/50175

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector