Мероприятие на тему «толерантность», 4 класс

1

Первый слайд презентации: Внеклассное мероприятие для младших школьников (3-4 классы) «День толерантности»

Выполнил: студент 3 курса
направления «Педагогическое образование»
Егорова К.В.

Мероприятие на тему «Толерантность», 4 класс

2

Слайд 2

Цель мероприятия по поликультурному воспитанию:
знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»;
в оспитание уважения и доброго отношения к другим людям;
формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Мероприятие на тему «Толерантность», 4 класс

3

Слайд 3

Задачи поликультурного воспитания:
— освоение культуры собственного народа;
— воспитание положительного отношения к культурным различиям;
— воспитание в духе мира и сотрудничества;
— развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов.

Мероприятие на тему «Толерантность», 4 класс

4

Слайд 4

План мероприятия
Введение (5 мин.).
«Ребята, сегодня у нас «День толерантности». Давайте разберемся, что это такое – толерантность?»
э то – принятие иного мировоззрения, образа жизни, поведения и обычаев.

«Какими чертами должен обладать толерантный человек ?»
он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе, и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

«А как вы думаете, вы сами — люди толерантные ?»
а вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

5

Слайд 5

2. Первое упражнение «Комплименты » (10 мин.).
«Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека».

После того, как каждый ребенок побывал на «волшебном стуле», необходимо обсудить с классом, что дети почувствовали во время упражнения. Задаем следующие вопросы:
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?

6

Слайд 6

«Действительно, ребята, каждый человек — это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно».
3. Второе упражнение «Волшебный микрофон» (10 мин.).

садимся в круг вместе с детьми.
«Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет, очень мало знают друг о друге — кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими.

Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности.

Надо учиться жить, не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей».

Мероприятие на тему «Толерантность», 4 класс

7

Слайд 7

Каждый ребенок, получая «волшебный микрофон», отвечает на 2 вопроса (выбираем любые, чередуя):
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?
Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
Что нового вы узнали?
Что вас удивило, что понравилось?
«Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях».
4. Третье упражнение «Нарисуй себя» (10 мин.).
Все дети получают нарисованный на бумаге шаблон человека (силуэт). На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Затем следует обсуждение, вопросы:
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги….)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
«Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным».

8

Слайд 8

4. Четвертое упражнение «Изгой» (10 мин.).
Сообщаем каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка ). Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово «ворона».

«Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите таких же, как и вы, и соберитесь в группы».

Задаем вопросы всем:
Как вы узнали, где ваша группа?
Легко ли было найти «своих»?
Задаем вопросы, обращаясь к «вороне»:
Почему никто не обращал на тебя внимания?
Как ты себя чувствовал ?
Возвращаемся ко всем детям:
Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
Хотели ли вы быть на месте вороны?
Тяжело ли быть не похожим на всех ?
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

9

Слайд 9

4. Пятое упражнение «Звали, зовут, будут звать…» (10 мин.)
ученики рассаживаются в круг и по очереди произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич ».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
«Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать».
5.

Творческая работа «Толерантный мир» (15 мин.).
работа в общей группе.
Требуемое оснащение : фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей ).
Музыкальное сопровождение : детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков.
После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе или рекреации.

10

Слайд 10

6. Итог внеклассного мероприятия (5 мин.).

задаем детям вопросы:
Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
Как вы считаете, наш «День толерантности» удался?
«К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и « День толерантности» будет каждый день: все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственное мировоззрение, будет отстаивать свои убеждения, и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Мероприятие на тему «Толерантность», 4 класс

11

Последний слайд презентации: Внеклассное мероприятие для младших школьников (3-4 классы) «День толерантности»

понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта ;
осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами ;
способность общаться ;
понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества ;
готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.
Результатами мероприятия должны быть:

Источник: https://slide-share.ru/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-mladshikh-shkolnikov-3-4-klassi-den-tolerantnosti-29778

Внеклассное мероприятие на тему Толерантность, или учимся сочувствовать (4 класс)

Автор публикации: Гринцева Н.А.

2016-09-29

Краткое описание:

  • Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
  • «Лодейнопольская основная общеобразовательная школа №1»
  • Адаптация первоклассника

Учитель начальных классов:

Гринцева Н. А.

2015 годПервый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка.

Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

     Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

     Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса.

Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии.

Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

      Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.

Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливами, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.

Читайте также:  Задания в картинках на развитие мелкой моторики у детей дошкольников

      Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.

Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе — многоплановый процесс.

Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: 1) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури».

В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. 2) Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление.

Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. 3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников.

Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак переутомления).

Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Социально-психологическая адаптация. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития — кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша — появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом.

В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.

Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении — первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности.

Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Для родителей первоклассников особенно важно:

  • помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе
  • построить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
  • научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
  • развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения.
  • развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак — насколько легко ребенок справляется с программой.

Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка — внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!») , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Следующий признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку.

Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки.

Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.

Первая учительница — это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку.

Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения.

Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.

 Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/klassnomu_rukovoditelyu/text-34238837.html

Внеклассное мероприятие Толерантность — путь к миру 4 класс

Внеклассное мероприятие

  • Тема: Толерантность — путь к миру.
  • Цель: дать определение толерантности;
  • определить качества толерантного человека;
  • продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;
  • продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;
  • продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • развивать нетерпимость к любому виду насилия.
  • Оборудование: карточки с надписями (названия, понятийный аппарат), карточки с положениями из мировых религий (для работы в парах), конверты для работы в группах (в каждом конверте — список с различными человеческими качествами), «волшебный стул» и «волшебная палочка», музыкальное сопровождение (детские песни о дружбе — «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг»).
  • Ход занятия

Учитель Мир — это Вселенная. Мир — это наша Земля. Мир — это наша страна. Мир — это наш город. Мир — это наша школа. Мир — это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Как вы его понимаете?

Читайте также:  Гиацинты из бумаги своими руками

Учитель Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному (карточки с определениями прикрепляются к доске).

В английском языке толерантность — это «готовность и способность воспринимать без протеста личность». Во французском языке толерантность — это «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском языке толерантность — это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском языке толерантность — это «готовность к примирению».

Русский словарь толерантность трактует как терпимость — способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Учитель Сейчас мы поработаем в парах. У каждой пары на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
    • Учитель
    • Передайте эти мысли своими словами.
    • Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

    Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».

    Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества. Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать толерантность?

    Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением (работа в группах).

    Итак, давайте попробуем. У вас на столах для каждой группы лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку (на группы класс разбивается по рядам, конверт кладет на первую парту каждого ряда-группы).

    1. Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.
    2. Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.
    3. Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.
    4. Учитель

    Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).

    • Таким образом, ребята, мы с вами вырастили ассоциативный куст к понятию «толерантность».
    • доброта
    • миролюбие
    • сострадание
    • терпимость
    • великодушие
    • сердечность
    • толерантность
    • понимание
    • уважение
    • прощение
    • милосердие

    Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

    Учитель

    Для этого мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты».

    Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди.

    Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания.

    Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим Сейчас каждый из вас, кто сядет на «волшебный стул» и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

    1. Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг; мне нравится, как ты смеешься и шутишь; ты здорово помогаешь другим.
    2. Учитель
    3. После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнении:
    • Вам понравилась эта игра?
    • Почему?
    • Что нового вы узнали друг о друге?
    • Были комплименты одинаковыми или разными?
    • Почему разные?

    Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек — это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.

    Учитель

    А напоследок вслушайтесь в эти строки стихотворения А.Усачева «Удивительный гномик».

    У речки стоял удивительный домик. В том домике жил удивительный гномик. До пола росла у него борода,

    1. А в той бороде проживала Звезда.
    2. Не знал ни забот, ни тревог этот гном. Звезда освещала собою весь дом И печку топила, и кашу варила,
    3. И сказки ему перед сном говорила…
    4. И гном с восхищеньем чесал в бороде, Что было, конечно приятно Звезде. Кормилась она только крошками хлеба,
    5. А ночью гулять улетала на небо.
    6. Так шли потихоньку года и века… Но кончилась в доме однажды мука. И гном, распростившись с насиженной печкой,
    7. С рассветом отправился в город за речкой.
    8. А в городе том не носили бород.

    — Ха-ха, Хо-хо-хо! — стал смеяться народ — Вот чучело! — каждый ему говорил.

    И гном испугался.

    И бороду сбрил.

    И на пол упала его борода, И тут же его закатилась звезда. У речки теперь есть обычнейший дом.

    Живет в этом доме обычнейший гном.

    Опять отросла у него борода, Но больше к нему не вернулась Звезда.

    Да, ребята, всегда нужно помнить, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

    К сожалению не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свою точку зрения, и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

    Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.

    Источник: https://for-teacher.ru/edu/klassnomu_rukovoditelyu/doc-1yg99x4.html

    Внеклассное мероприятие «День толерантности» — PDF

    1 Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи (9-11 кл.). Внеклассное мероприятие «День толерантности» Питькова Зинаида Ивановна МБОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Заместитель директора по воспитательной работе.

    2 Внеклассное мероприятие «День толерантности» для учащихся 9-11 классов. Цели мероприятия: познакомить учащихся с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

    Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Необходимое оборудование: — компьютер, проектор, экран, листы бумаги, ватман.

    Форма проведения: групповая работа с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами. Каждый класс садится отдельной группой, родители и учителя отдельно.

    При опросе ведущий меняет порядок отвечающих, но каждый раз делает так, что первыми отвечают менее компетентные группы, таким образом каждый будет иметь возможность высказать свою точку зрения, практически не повторяясь.

    Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара, проводится анкетирование.

    Планируемые результаты: Личностные качества — совершенствовать духовно-нравственных качества личности, подвести обучающихся к пониманию того, что толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

    ; Межпредметные умения — совершенствовать умения понимать проблему, аргументированно отстаивать свою точку зрения, делать выводы; умение слушать и слышать другого. Ход мероприятия -Все люди разные. У каждого из нас своя точка зрения на то, что происходит с нами или с другими. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война. Сегодня наш разговор посвящён толерантности.

    3 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

    Современный культурный человек это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. — Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

    Звучит музыка, рассказывается сказка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал: — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    — Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую Удача, третью Красота, четвёртую Печаль, пятую Доброта. — Они все прекрасны, — сказала Любовь. Не знаю, кого и выбрать… — Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них.

    Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы) Звучит музыка и продолжение сказки: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы) — Выпускник школы.

    Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности.

    Одним из таких качеств является толерантность. Россия — многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей. Большинство составляют русские 120 млн. чел. (82 %), далее идут татары 5,5 млн. чел. (3,8 %), украинцы более 4 млн. чел., чуваши около 2 млн., башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, евреи.

    Читайте также:  Заходер «русачок» читать текст

    4 В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

    Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. Сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий.

    Подумайте, о чем говорит каждая из них. «Не делай другому того, от чего больно тебе». «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей». «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе». Передайте эти мысли своими словами.

    Какой общий смысл есть в этих высказываниях? — Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу. (Далее ведущий обращается к участникам мероприятия).

    Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара? Толерантность это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

    Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному (демонстрируются на слайде): в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

    5 Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы). А что же объединяет эти определения? (Ответы). Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

    (Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.). Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде цветка. Давайте, изобразим наши ответы в виде лепестков. Составим правила толерантного человека. Далее ведущий предлагает каждой группе вписать свои ответы в кластер (диаграмма заполняется на слайде). Например Сострадание Уважение человеческого достоинства Принятие другого таким, какой он есть Прощение Толерантность Сотрудничество, партнёрство Милосердие Уважение прав других Терпимость к другим мнениям, верованиям, поведению

    6 Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… Представление в виде сценки рассказа Перед вами две дороги. Выбирайте… Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина.

    Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы. — Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка. — Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав её руку. — Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине. — А нам-то что? Он сам виноват.

    — Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. — Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? — Я всё равно подойду. — Девушка вырвала руку. — Я тебя не пущу. Ты моя девушка и не смей общаться с всякими. Пойдём отсюда, — он попытался увести её. — Знаешь что, я…

    Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку. — Что с вами? — спросила она мужчину. — Что с вашей ногой. — Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда.

    Мне очень больно. — Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать скорую. — Спасибо, леди, спасибо… — Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, — у тебя нет мобильника? Парень промолчал.

    Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. — Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. — Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь. — У вас открытый перелом, — проговорила она. — Я пойду вызвать врача. Потерпите, — она быстро пошла к телефонному автомату.

    7 — Девушка! — окликнул её мужчина Спасибо вам! — Девушка обернулась и улыбнулась. — Вы обязательно найдёте себе счастье.

    Ведущий задаёт вопросы на которые отвечают 1-2 представителя групп Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? Ведущий обобщает, сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

    Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты. Мы видим, что есть два пути развития личности толерантный и интолерантный.

    Упражнение Толерантная и интолерантная личности — Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую.

    Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между своими и чужими. Толерантный путь это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    Толерантный человек видит мир во всём его многообразии. Попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

    Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность. Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие. Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие. Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

    8 Качества, которые чаще всего встречаются, крепятся на плакат. Ведущий (обращение к участникам мероприятия). Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью.

    В форме таблицы предлагается информация к размышлению (таблица на слайде) Толерантная личность Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость Любознательность Снисходительность Доверие Интолерантная личность Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Цинизм Гуманизм Немотивированная агрессивность Группы знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы. Участники получают возможность: 1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением. 2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой. Ведущий высказывают свою точку зрения. Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы. Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? В школе было проведено анкетирование по методике «Толерантность». Материалы анкетирования представлены на слайде. Проводится анализ результатов. (Приложение 1) -Можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

    9 Заключительное задание Дерево толерантности — Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно, более толерантными.

    (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала Пространством толерантности, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в фойе школы.) — В конце мне хочется сказать, что каждый класс это маленькая семья.

    И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор Рефлексия Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность».

    Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие? Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему? В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро? Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное? Используемая литература: 1. Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников : учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Бойбородова, М. А. Ковальчук. Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, с. 2. Классный руководитель год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников Толерантность. 3. Классный руководитель год Воспитание толерантности. 4. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, Будь толерантен попросту терпим. 5. Управление школой год, Е.Федоренко, «Эмоциональная компетентность педагога: почувствовать личность ученика, а не увидеть представителя национальности»

    Источник: https://docplayer.ru/33195395-Vneklassnoe-meropriyatie-den-tolerantnosti.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector