Хорош, горяч, весел народный праздник Масленица. Попробуйте познакомить ребят в школе с языческими праздниками на Руси. Одним из которых является Масленица. Мы подготовили примерный сценарий Масленицы для начальных классов.
Сценарий праздника Веселая масленица
Оборудование: фонограммы песен (для музыкального сопровождения), соломенное чучело (можно заранее сделать вместе с учениками), выпечка.
Ведущий (учитель или приглашенный взрослый): Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать древний народный праздник Масленицу. Знаете что это за праздник?
На Древней Руси люди очень любили и широко праздновали Масленицу. Сам праздник назывался еще Комоедица. Раньше его праздновали в определенный день — в день весеннего равноденствия.
Приходится этот день на конец марта — 20 число. Но затем, с приходом Христианства праздник Масленицу немножко видоизменили и приурочили к Великому посту.
Праздник стал плавающим — то есть каждый год число празднования изменяется. Но нам ведь это не помешает, правда?
А вы знаете сколько дней празднуют Масленицу? Да, это необычный праздник и народ гулял раньше целую неделю — ровно 7 дней.
А какой главный символ Масленицы? — Блины!
А что символизирует собой блин? — Солнце!
Правильно Солнышко!
«Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» — писал о блинах русский писатель А.И.Куприн.
И это неспроста! С 20 марта день начинает увеличиваться. Солнышко с каждым следующим восходом чуть дольше задерживается над горизонтом. Это знали еще древние славяне. И потому стали праздновать Масленицу именно в конце марта. Народ хотел помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.
Значит Масленица — праздник Солнышка. А еще Масленица – самый веселый, шумный, народный праздник.
И люди не только гуляют и отдыхают эти все 7 дней. Каждый день масленичной недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.
На сцену выходят наряженные дети, с названиями дней Масленицы.
1 ребенок с названием «Встреча»: — Я понедельник. В понедельник нужно встречать и зазывать Солнышко. А еще надо сделать длинные горки и кататься на салазках.
2 ребенок с табличкой «Заигрыш»: — Я вторник. В вторник будем играть и веселиться, печь блины и угощать ими всех.
3 ребенок с табличкой «Лакомка»: — Я среда. В среду — пора готовить вкусное угощение и конечно всех угощать!
4 ребенок с табличкой «Разгуляй»: Я четверг. В этот день нужно кататься на конях по кругу. Делать санный поезд, строить и оборонять снежную крепость.
5 ребенок с табличкой «Тещины вечера»: — Я пятница. В этот день зять едет к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.
6 ребенок «золовкины посиделки»: — Я суббота. В этот день ходят в гости ко всем другим родственникам и опять угощение, бесчисленные блины.
7 ребенок «Прощенный день»: — Я воскресенье. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды и облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу. В последний день масленичной недели сжигают чучело Зимы — Морены. Пусть сгорят все холода и невзгоды. Провожаем Зиму, встречаем Солнышко.
- Ученики читают стихи и поют частушки:
- *** Начинаем проводы зимы- И согласно праздничной программе, До ворот проводим зиму мы
- А весна уже не за горами.
*** Масленица в гости к нам идёт! Вы скорее поспешите И друзей с собой зовите. Налегай, не жалей
- Наши всё равно вкусней!
- *** Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины
- Вы блиночки мои.
- *** Мы на масляной неделе Праздник не нарушили, Все друзья плясали, пели,
- А мы блиночки кушали.
- *** В нашем классе все девчата Ловкие умелые, Все в нарядных платьях ярких,
- А блины горелые.
- *** 25 блинов огромных Съел я за один присест И теперь вы на тетрадках
- Не найдёте чистых мест.
*** Я старалась, расстаралась Напекла блинов поесть. Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу, а ребятам на забаву.
Далее ребята угощают друг друга блинами, пью чай и едят выпечку. А после можно предложить ученикам сжечь готовое чучело Масленицы на улице.
- Надеемся, наш сценарий Масленицы для школьников поможет вам провести яркий и веселый праздник в школе.
- Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!
Источник: https://gamejulia.ru/stsenariy-maslenitsa-dlya-nachalnoy-shkoli.html
Креативный сценарий праздника Масленицы в начальной школе
Растопить ледяную гору детям помогает Масленица.
Для этого она проводит забавные конкурсы и угощает блинами. Праздник она покидает вместе тетушкой-Зимой.
Цель: знакомство с некоторыми традициями праздника, воспитание уважения к фольклору, создание теплой и дружественной атмосферы.
Оформление зала
В зимне-весенних расцветках: цветы, снежинки в пределах досягаемости (они нужны будут для конкурса), яркое солнышко.
Реквизит:
- Веревка,
- Снежинки и две тучки,
- Изображение ледяных гор,
- Мешки,
- Шапки,
Бумажные снежки и корзина, - Канат,
- Ватман и желтая краска для рисования солнца,
- Блины в качестве угощения.
Костюмы:
- Ведущий
- Зима
- Весна
- Масленица – русский народный костюм
Ход мероприятия
Дети сидят в зале. На сцене ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем провожать надоевшую зиму и встречать долгожданную весну. Кто знает, какой сегодня праздник? Что вы знаете о нем? (Рассказывают о Масленице).
Входит Зима под звуки метели.
Зима: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Ведущий: Здравствуй, Зимушка-Зима!
Зима: Решила встретиться сегодня с вами. Ребята, вам нравится зима? На лыжах, санках и коньках катаетесь? В снежки играете? Снеговиков лепите? А с горки нравится скатываться? Какие молодцы! Вижу, любите зимнее время.
Ведущий: А как его не любить? Ведь можно зимой и воздухом свежим подышать, и картинами морозными на окнах полюбоваться.
Зима: Пришла я сегодня к вам с радостной вестью: решилась я подольше побыть с вами – не хочется никуда уходить. Думаю, вы будете только рады – мы еще столько всего сможем сделать: ледяные замки построить, на лыжах покататься, в снежки поиграть, снежных баб вылепить!
Ведущий: А как же Весна? Как мы без нее будем?
Зима: Ну, подумаешь, попозже придет! Она и так постоянно опаздывает. Да и что от нее вы видите? Много грязи, да воды – больше ничего! То ли дело у меня – белоснежная чистота вокруг!
Ведущий: А еще жуткий холод и сильные ветры! Они нас заставляют дома у печки греться. В такую погоду носа на улицу нельзя высунуть, не то что погулять!
Зима: Потерпите, ничего страшного! Я так решила! И никуда вы от меня не денетесь! Я своих слуг расставила на всех постах до границы, поэтому даже не стоит и пытаться самостоятельно за Весной идти! Что-то вы меня уморили, пойду отдохну (уходит, позевывая).
Ведущий: Как нам быть, ребята? Еще Зиму терпеть? Может все-таки попробуем вырваться из ее цепких объятий? Пока она отдыхает, сбежим от нее? Ну, что ж, тогда в путь! Только тихонечко, на цыпочках, чтобы нас не услышала Зима.
Звучит музыка, дети имитируют движение на цыпочках, сидя на стульях.
Ведущий: Посмотрите, ребята, какая сильная метель поднялась. Как бы нам не затеряться. Что делают в таком случае путешественники? (Обматываются одной веревкой). Давайте тоже обмотаемся, чтобы не затеряться.
Формируется две команды по 10-15 человек. В каждой выбирается капитан, который под музыку должен «обмотать» всех членов команды одной веревкой. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Ведущий: Молодцы! Теперь мы точно не потеряемся. Не страшны нам метели зимние! Ребята, посмотрите, какой снегопад начался! Что же делать? Ничего вокруг не видно. Так и заблудиться можно. Давайте все снежинки в тучу соберем, чтобы они не мешали.
Проводится игра «Собери снежинки». Каждой команде нужно собрать как можно больше снежинок и приклеить их к тучке. Игра длится до того момента, когда будет приклеена последняя снежинка. Побеждает команда, у которой на тучке больше снежинок.
Ведущий: Идем дальше? Одолели мы и сильные ветры, и обильный снегопад. Теперь можно спокойно дальше идти. А чтобы не было скучно, давайте веселую песенку споем!
Поют песню. Появляются «горы».
Ведущий: Ребята, это что такое? Горы очень высокие, очень широкие. Что же делать, как же быть? Как нам горы обходить?
Под звуки бубенцов выходит Масленица.
Масленица: Добрый день, ребята! Откуда путь держите, куда?
Ведущий: Здравствуйте! Мы убежали от Зимы, которая хочет дольше царствовать на земле. Ищем Весну, которая поможет прогнать ее.
Масленица: Опять зима-проказница решила пошутить! Опять она грозится весну не пропустить! Не бойтесь, помогу я вам в нелегком вашем деле. Мне шуточки тети-Зимы порядком надоели!
Ведущий: Спасибо! Мы были бы очень благодарны за любую помощь! Как зовут тебя, красавица?
Масленица: Простите, забыла представиться: Масленица – дочь Зимней Зари и Весеннего Солнца. От мамы у меня румянец, а от папы в награду я получила жизнерадостность – стараюсь помочь каждому человеку, попавшему в беду.
Ведущий: Масленица, помоги нам, пожалуйста, отыскать Весну, ведь без нее и Зима не уйдет!
Масленица: Хорошо. Помогу вам, только не думайте, что тетушка злая. Ей просто веселья не хватает, вот и старается как можно дольше побыть с вами: нравится ей ваш смех!
Ведущий: На нашем пути встретились высокие горы, которые не обойти! Как справиться нам с этой преградой?
Масленица: Да, справиться с ними сложно, но можно. Они сделаны изо льда, и чтобы их растопить, понадобится много смеха и тепла.
Ведущий: Мы так долго ждали Весну, что нам просто не терпится ее увидеть! А смеяться и веселиться мы любим, поэтому сможем справиться со всеми заданиями!
Масленица: Замечательно! Можно и праздник тогда начинать, и гостей приглашать! Проверим ваши силовые способности и мыслительные особенности! А чтобы было интересней и завлекательнее, предлагаю разбиться на две команды – Смельчаки и Ловкачи.
После разделения на команды Масленица проводит игры и конкурсы, шуточную викторину.
Масленица: Чтобы сильным быть и ловким, нужно… нет, не есть морковку, а очень быстро бегать! И первое испытание – бег в мешках!
Проводится эстафета «Бег в мешках».
Масленица: Один из законов дружбы гласит: «Не бросай товарища в беде». А вы настоящие товарищи? Вот сейчас это и проверим: представьте, что вам нужно перейти ручей, а ваш друг подвернул ногу. Чтобы перебраться через препятствие, придется его нести на своей спине.
Проводится эстафета «Помоги товарищу».
Масленица: Приглашаем всех гостей петушиный бой смотреть!
Два участника разных команд встают внутрь очерченного круга, на голове – шапка. Задача: снять с противника шапку, сохранив при этом свою.
Масленица: Чтобы не замерзнуть нам сильнее, в снежки мы поиграем поскорее. Проверим меткость мы твою, дружок: закинешь ли в корзину ты снежок?
Проводится эстафета «Снежки в корзине».
Масленица: Умение соображать нам также важно, чтобы шагать по жизни смело и отважно!
Проводится викторина:
• Седая старушка, хранит метель в избушке, снегом землю укрывает, мусор часто выметает. (Зима).
• Нет рук, а рисует. Нет зубов, а кусает. (Мороз).
• Веселая девица, землю красить мастерица: сначала красит черным по белому, потом зеленым по черному. (Весна).
• Светлое, яркое всем путь освещает, в холод согревает. (Солнце).
• Белоснежная морковка растет вниз головою. (Сосулька).
• Мы Весну-Красну встречаем, Зимушку мы провожаем, блинов объедаемся, как праздник называется? (Масленица).
• Маленькие солнышки, вкусные, румяные, вкусом разные.
Их на сковороде выпекают, а затем сгибают. (Блины).
Масленица: А теперь исконно русское соревнование на силу, выносливость и старание!
Проводится конкурс «Перетягивание каната».
Масленица: Какие вы все смелые и ловкие, сообразительные, а главное – веселые! Однако вашего смеха не хватило совсем немножко, чтобы совсем растопить ледяные горы, отделяющие нас от Весны.
Ведущий: Что же делать? Неужели все наши усилия пропадут даром, и нам придется ждать, когда Зима смилостивится и разрешит Весне явиться?
Масленица: Конечно, нет! Ведь не только смех способен растопить лед, здесь можно попросить о помощи солнышко. Но зимнее солнце не такое яркое и горячее, чтобы справиться с этим заданием. Придется вам, ребята, помочь ему – нужно дорисовать как можно больше лучиков, чтобы солнышко стало сильнее и ярче!
Дети рисуют солнышко под музыку. Для этого по очереди подходят к ватману с нарисованным кругом, окунают ладонь в емкость с краской и оставляют след на ватмане в виде луча. В итоге получается пышное ярко-желтое солнце.
Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь горы окончательно растаяли, и Весна сможет пройти. Давайте, вместе позовем Весну!
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,
С радостью великою, с милостью богатою.
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С корнем глубоким, с хлебом обильным!
Источник: http://www.13idei.ru/scenarii-prazdnikov/kreativnyj-scenarij-prazdnika-maslenicy-v-nachalnoj-shkole/
Внеклассное мероприятие "Масленица"
- М А С Л Е Н И Ц А
- Цель: ознакомление учащихся с традициями, обрядами празднования Масленицы, возрождение народных традиций; привлечение родителей к проведению и подготовке праздника; развитие в детях актерского мастерства; укрепление здоровья; умение работать коллективно обучающимся 1-9 классов; создание праздничного настроения; расширение кругозора детей.
- Оборудование: кукла масленицы, праздничные газеты, ленты, рисунки детей, тематические картинки, костюмы для актёров, народная музыка (ноутбук, баян), столы с угощением (блины, самовар…).
- Ход праздника:
- Под звуки веселой народной музыки выходит ведущий.
— Собирайся, народ! В гости Масленица ждет.
- Приглашаем всех, кто любит веселье и смех.
- Ждут вас песни, пляски, шутки
- Скучать не дадим ни минутки.
- Масленицу открываем!
- Веселье начинаем!
- В этом году Масленицу мы встретили 12 февраля, а проводим в воскресенье, 18 февраля.
- — Ну что же, встречаем нашу Масленицу! /Под музыкальное сопровождение вносят чучело Масленицы/
- — Вот и приехала Масленица!
- Вот и приехала широкая!
- Здравствуй, здравствуй, богатая гостьюшка!
- Наша Масленица дорогая!
- Она гостьюшка годовая. Выходят девочки / 4 класс/, исполняют песню «Разрумяными блинами»
- Разрумяными блинами Мы весну встречаем с вами, Чучело зимы сжигаем, В хороводе распеваем Здравствуй, милая весна, Мы с тобой соседствуем.
Здравствуй, красная весна, Мы тебя приветствуем. Ароматными блинами Мы весну прославим с вами, Всё в природе оживает, Хитро солнышко мигает. Я пригрею посильней, Побежит с горы ручей. Поднимусь повыше я: Здравствуй, красная весна.
— А сейчас давайте послушаем ребяток и узнаем подробнее о каждом дне Масленицы
Динара / Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «Встреча»
Яркие салазки с горочек скользят.Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят
Сабина «Заигрыш» беспечный — ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли как один! Игры и потехи, а за них — награда: Сдобный и румяный масленичный блин!
- Андрей
- Тут среда подходит – «Лакомкой» зовется
- Каждая хозяюшка колдует у печи.
- Кулебяки, сырники – всё им удаётся
- Пироги и блинчики – всё на стол мечи.
Асем / А в ЧЕТВЕРГ — раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.Ледяные крепости, снежные бои…Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек — суженых своих.
Роза / ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…Тёщу приглашает зять на блины!Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Саша / Близится СУББОТА — «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».Вся родня встречается, водит хоровод.Праздник продолжается, общее веселье.
- Славно провожает Зимушку народ!
- Лариса /Воскресенье светлое быстро наступает.
- Облегчают душу все в «Прощёный день»
- Чучело соломенное – Зимушку сжигают,
- Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
- Продолжим наш праздник веселыми частушками.
- ЧАСТУШКИ /Исполняют уч – ся 5 — 9 классов/«Стенкана стенку»
- 1. Мы при всём честном народеВам частушки пропоём,Зиму-матушку проводим
- И весну встречать начнём.
- 2.Повстречал на берегу,
- Думал, что теленка
- Это – милая моя,
- А на ней дубленка
- 3.Мама, чаю, мама, чаю
- Мама, чаю не хочу.
- Во дворе стоит мальчишка-
- Познакомиться хочу.
- 4Девочки, девчоночки
- Отбили мне печоночки.
- Хоть я и без печоночек
- Но все ж люблю девчоночек.
- 5.У меня на сарафане
- Косолапы петухи.
- Я сама не косолапа,
- Косолапы женихи.
- 6.Не ругай меня , мамаша,
- Что сметану пролила.
- Мимо окон шел Алешка.
- Я без памяти была.
- 7.Хорошо тому живётся,
- Кого мамка родила.
- А меня родил папаша,
- Мамка в городе была.
8.Мы пропели вам частушки,До чего же хороши!Вы похлопайте в ладошкиВ благодарность от души!
- — А теперь предлагаем вашему вниманию кадриль «Чиж»
- [Чиж, чиж, где ты был
- на фонтанке воду пил
- Я не воду я наливку
- Люблю Катю Катерину
- Катя Катя Катерина
- нарисована картина
- Катя гладью вышивала
- Офицера поджидала
- Офицер молодой
- проводи меня домой
- Мой дом на горе
- Три окошка во дворе
- Раз два три четыре
- Меня грамоте учили
- Не читать, не писать
- Все узоры вышивать
- Я узоры вышивала
- Да иголочку сломала
- Чиж Чиж Чижачок
- Деревенский мужичок
- мы тебя кормили
- Мы тебя поили
- На ноги поставили
- Танцевать заставили
- Танцуй сколько хошь
- Выбирай кого захошь
- Танцуй сколько хошь
- Выбирай кого захошь
— Специально для Вас!!!
Блинное гадание.
Проводится небольшой аукцион на тему, какие бывают блины и с чем их едят. Зрители называют: блин ажурный, блины со сметаной и т.п. Тот, кто последний вспомнит вариант – получает приз.
Затем ведущий просит каждого выбрать свой вариант: мысленно представить свои любимые блины и начинку к ним. Представили? Можно попросить поднять руки, например тех, кто любит блины с икрой, блины с припеком и т.п.
А теперь предлагается послушать, что же говорит о характере человека его блинное предпочтение.
- — Любители блинов с припеком – смелые, решительные, не пасуют перед трудностями и обожают горячие новости;
- — Блинчики с маслом предпочитают люди мягкие, неконфликтные, любящие уют, комфорт и неспешный ритм жизни;
- — Блины ажурные предпочитают тонкие натуры, любители всего прекрасного и изящного, для них не существует мелочей
- — Блины со сметаной любят люди семейные, уважающие традиции, добрые и домашние
— Любители блинчиков с икрой – ставят перед собой высокие цели и идут к ним, преодолевая все препятствия, любят все красивое: одежду, мебель и т.д.
- — Блинчикам с творогом отдают предпочтение натуры отзывчивые, щедрые, всегда готовые помочь в беде и поделиться радостью, знаниями или чем-то вкусненьким:
- — Блины, фаршированные мясом, любят люди трудолюбивые, основательные, слегка консервативные и властные;
- — О любителях блинчиков с медом можно сказать, что они любят все натуральное, стараются вести здоровый образ жизни, как правило, имеют дачу или огород;
- — Блинчики с красной рыбкой по вкусу натурам романтичным, мечтательным и талантливым:
- — Любители блинов с джемом или вареньем обладают широкой душой, добрым нравом и не особо твердым характером
- — Блины с вареным яйцом предпочитают люди уверенные в себе, преданные своему делу, друзьям и родным.
- — Ну вот, погадали, а теперь можно и сказочкой позабавиться.
- Сказка «ТЕРЕМОК» на новый лад. /Приложение 1 / 2, 3, 4 классы
- Хороводная игровая (стенка на стенку) «Бояре» в исполнении 5, 7 классов
- Бояре, а мы к вам пришли,Молодые, а мы к вам пришли.
- Бояре, вы зачем пришли,Молодые, вы зачем пришли.Бояре, мы невест выбирать,
- Молодые, мы невест выбирать.
- Бояре, вам какая мила,Молодые, вам какая мила.
- Бояре, нам вот эта мила,Молодые, нам вот эта мила.
- Она у нас дурочка, дурочка,Ой, дим-ладо, дурочка.
- А мы ее выучим, выучим,Ой, дим-ладо, выучим, выучим.
- А чем-же вы вывчите, вывчите,Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.
- А мы ее плеточкой, плеточкой,Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.
- Она будет плакати, плакати,Ой, дим-ладо плакати, плакати.
- А мы ее пряничком, пряничком,Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.
- В нашем полку убыло, убыло,Ой, дим-ладо убыло, убыло,
- В нашем полку прибыло, прибыло,Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.
- В нашем полку слезы льют, слезы льют,Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.
Внимание! Внимание!
Проводится конкурс «Певучий голос» на лучшего исполнителя народных русских песен
Участники конкурса:
-
Кайзер Лариса /7кл./ с песней «Ой, блины, блины, блины…»
-
Науразбаева Роза /7кл./ с песней «Уходи, горе»
-
Пугачев Александр /7кл./ с песней «Ой, мороз, мороз»
Итоги конкурса и награждение участников проводятся сразу же после исполнения выступления конкурсантов.
Давайте поиграем!
-
Русская народная игра для самых маленьких гостей и участников праздника.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
|
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
- 2.А эта игра для ребятишек среднего возраста
- Игра “Гуси и гусыни” (народные игры для детей на Масленицу)
Это старая народная игра. Правила игры очень просты: все игроки становятся в круг лицом в центр. Со стороны спины за ними ходит ведущий и каждому, дотрагиваясь до спины, дает имя “гусь ” или “гусыня”.
Если он дотрагивается до игрока и называет его гусыней, то игрок стоит на месте, но если называет игрока “гусем”, то тогда игрок покидает свое место и старается обежать весь круг собравшихся и занять свое место.
Сложность в том, что ведущий тоже обегает круг, но бежит в противоположную сторону, и в итоге свободное место занимает или игрок, или ведущий. Тот, кто остался без места, становится ведущим, и игра повторяется.
3. ГОРЕЛКИ.
Это очень веселая русская народная игра. Играют в эту игру в основном по весне. В этой игре участвовали холостые парни и девушки. В игре парень (водящий) догоняет девушек. Молодые за спиной горящего (водящего) встают парами, а затем бегут отдельно. Горящий должен догнать девушку, пока она не взялась за руки с тем, с кем была в паре. Позднее эта игра стала больше детской.
4. Игра «Потяг»
Две команды, равные по числу участников и силе, выстраиваются в шеренги и сцепляются согнутыми в локтях руками, образуя цепочки. В начале цепочек становятся самые сильные игроки — «Заводные». В центре игровой площадки чертят черту, которая будет границей.
Подводят цепочки своих команд к границе, «заводные» берут друг друга под руки и с помощью команды пытаются перетянуть через границу противников на свою сторону. Побеждает команда, которая сможет перетянуть за черту не меньше трех игроков команды соперников.
— Предлагаем вам отдохнуть и посмотреть сказку «Масленица» / 7, 9 кл. /
Приложение 2
— Сегодня на празднике нашим музыкальным помощником была баянист Бородай Л.А. В её исполнении предлагаем послушать песню. Можно подпевать!
— Вот и подходит к концу наш праздник. Наши артисты подготовили «Флешмоб на Масленицу», в котором могут принять участие все желающие.
- — Проводим же Масленицу с песнями! /Сжигаем чучело Масленицы»/
- «Прощай, Масленица»
- Масленка, Масленка, Ой, ладушки-лады.
- Погулёна Масленка, Широкая Масленка.
- В гостях погостилася, Почто села в сани,
С зимушкой простилася. Не гуляешь с нами?
- Ты гуляла с нами
- Теперь села в сани.
- Пела и плясала.
- Больно ты устала.
- Кончилось весельице,
- Берёмся за дельице.
- С Масленкой проститеся,
- Блинами угоститеся.
- Прощай, прощай, прощай, Масленица,
- Прощай, прощай, прощай, широкая.
- Ты не в середу пришла и не в пятницу,
- Ты пришла в воскресенье –
- Всю неделюшку веселье.
- Мы катаемся с горы
- От зари и до зари.
- А сегодня воскресенье,
- Вот и кончилось веселье.
- — А теперь, гости дорогие, просим вас к столу!
Источник: https://compedu.ru/publication/vneklassnoe-meropriiatie-maslenitsa.html
Сценарий Масленицы для младших школьников Провожаем зиму
Сценарий Масленицы для младших школьников «Провожаем зиму»
Цель: — Способствовать возрождению интереса у обучающихся к обрядовым русским праздникам. — Ознакомление с русскими традициями, обычаями праздника «Масленица», как одной из форм организации активного досуга обучающихся.
- — Способствовать развитию творческих способностей у обучающихся.
- Задачи: — привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры; — развитие ловкости, смекалки; -способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- -оздоровление учащихся.
- Место проведения:
- — гуляния проходят на школьной спортивной площадке.
- Оборудование для гуляния: чучело масленицы, спортивный инвентарь, горка, костюмы для актеров, народная музыка, столы с угощением (блины, баранки, чай, конфеты).
- Ход мероприятия:
(Мероприятие проводится на улице. Вбегают скоморохи.)
- 1 скоморох.
- -Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
- Как на масляной неделе
- Много блинчиков мы съели,
- А как блинов у нас не стало,
- Тут, как говориться, и сказки начало.
— Ну вот, пора уже сказку сказывать, а дружка моего нет. Не видали ребята его? Наверное, он опять уснул где-нибудь. Ну, ничего, мы его сейчас разбудим.
- — Ребята, давайте все вместе крикнем:
- Федул-скоморошка, колпак два горошка,
- А ну вставай, одевайся, на кровати не валяйся.
- Хозяйка щи наварила, всех гостей накормила,
- Тебя лишь ждет, обедать зовет.
- Разучивают, кричат, появляется 2 скоморох с большой ложкой.
- 2 скоморох.
- — Эге-гей, ребятня,
- Вы послушайте меня!
- Я скажу вам по секрету,
- А вы дальше всему свету,
- Что сегодня здесь у нас
- Для веселия — раздолье:
- Будут музыка и пенье,
- Танцы, игры, развлеченья
- Очень интересные,
- Просто расчудесные!
- Сегодня здесь закон простой:
- «Пой и танцуй, танцуй и пой!»
- Простим сегодня все ошибки,
- Но не отсутствие улыбки!
- 1 Скоморох:
— Внимание! Внимание!
- Народное гуляние!
- Торопись честной народ-
- Вас сегодня праздник ждёт.
- 2 Скоморох:
- — Мы зовём на праздник всех,
- Пусть звучит по всюду смех.
- — Что вы взрослые стоите?
- В нашем классе все равны.
- У ребят сегодня праздник,
- Веселитесь же и вы.
- (Стихи о масленице рассказывают дети.)
- «Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет
- Он всегда с собою!
- Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут,
- Смех не умолкает.
- Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем,
- Будем есть их вместе.
- Учитель:
А теперь давайте немного поговорим об истории Масленицы. Масленица — это старинный славянский праздник проводов зимы. После крещения Руси этот языческий праздник сохранился, хотя и приобрел некоторые новые черты.
Церковь в это время вспоминает изгнание Адама из рая и приготовляет всех христиан к Великому посту. Масленица — это веселый и разудалый русский карнавал, который длился обычно 7 дней. Все пировали и предавались удовольствиям. А главным угощением были блины и оладьи.
На Масленицу устраивались маскарады, причем мужчины наряжались в женские платья, а женщины — в мужские; некоторые рядились в костюмы зверей, шутов, пугал и т. д. Ряженые с шумом и музыкой катались на санях по городу.
Вертелись карусели; в балаганах шли веселые представления; народ катался с ледяных гор; всюду звучали музыка и смех.
К любимым народным потехам относились и так называемые игрища, или кулачные бои — прекрасный способ погреться и размяться на морозе. Зрители и болельщики так неистовствовали, что иногда даже сами лезли в бой.
А вечерами на улицах разжигались костры, празднество продолжалось, и в небе вспыхивали огни фейерверка. Завершались праздничные дни проводами Масленицы.
Делали соломенное чучело Масленицы, сажали его в сани и с музыкой и песнями возили по всему городу, а затем чучело сжигали, прощаясь с зимой и приветствуя приход долгожданной весны.
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/scenarii-prazdnikov/drugie-scenarii-prazdnikov/105690-scenarij-maslenicy-dlja-mladshih-shkolnikov-p
Праздник для помещения "Масленица" | Открытый класс
Праздник «Широкая масленица» рассчитан на проведение его в помещении. Основное его отличие в том, что праздник носит познавательный характер. Он содержит достаточно подробную и доступную для младших школьников информацию об особенностях масленичных обрядовых действий, их главной направленности.
Поэтому для проведения праздника нужен ведущий, который будет доносить основную информацию до участников праздника. направлять их действия, помогать им.
По своей сути предлагаемый праздник является интерактивным представлением, так как в нём широко представлены самые разнообразные интерактивные формы работы с детьми, которые позволят ребёнку стать не только слушателем, но и активным участником процесса.
В связи с тем, что в празднике представлено большое количетсво состязаний, место для его проведения должно быть достаточно просторным (спортивный или актовый зал). Для удобства восприятия происходящего и быстрого включения в массовое действие (игры, хороводы, конкурсы) детей целесообразно рассадить по периметру зала.
Помимо ведущей, для чёткой организации праздника и особенно его конкурсной части, необходимо выбрать помощников ведущей. В их обязанности будет входить подсчёт жетонов (очков), заработанных командой в каждом конкурсе.
Чтобы сохранить состязательный характер масленичных действий, детей — участников праздника — следует распределить на команды. Лучше это сделать до начала праздника. сразу, при выходе в зал, дети получают разноцветные жетоны и занимают места с помощниками ведущей, в руках у которого флажок того же цвета.
Обрядовые тексты и ритуальные псени следует разучить заранее со специально сформированной творческой группой (это может быть фольклорный ансамбль). Хорошо, если участники творческой группы во время праздника будут одеты в народные костюмы. Это усилит яркую,красочную атмосферу действия.
Чучело Масленицы для данного праздника должно быть достаточно лёгким и удобным, так как ему придётся постоянно «перемещаться по залу.
Ход праздника.
1. Вступительное слов.
Вед: С очень даних-даних времён на стыке зимы и весны отмечают люди очень весёлый праздник — Масленицу.
Масленицу отмечали, стараясь закрыть, или как говорили в старину замкнуть зиму, и ускорить приход юной красавицы зимы.
Этот рпаздник был одним из самых любимых в народе. Отмечали его всегда шумно, весело. Ходили в гости друг к другу, объедались блинами, катались на санях, на лошадях, с высоких гор. И длилось всё это безудержное веселье целую неделю.
Каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «лакомка», четверг — «разгуляй», пятница — «тёщины вечера», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощёное»
2. «Встреча Масленицы»
Вед: Дорогую гостью Масленицу, как весну, ждали с большим нетерпением. Молодые девушки, одетые в праздничные костюмы собирались на возвышенности за селом или на ледяной горе встречать Масленицу. Встречали её с особыми почестями, уважением и пели специальные величавые медленные песни. Пели их громко, чтобы Масленица услышала и пришла в гости.
- Участники по очереди:
- Зовём-позываем широкую Масленицу к себе в гости на двор:
- Душа ль наша, Масленица,
- Бумажное твоё тельце,
- Сахарные твои уста,
- Сладкие твои речи.
- Приезжай к нам на широк двор.
- На горах покататься,
- В блинах поваляться,
- Сердцем потешиться.
- Звучит обрядовая песня «А мы Масленицу дожидали»
- 3. «Масленичный поезд»
- По окончании песни в зал въезжает масленичный поезд, участники которого исполняют песню «Едет Масленица дорогая»
«Проехав» по залу, участинки масленичного поезда выстраиваются полукругом. Начинается величание Масленицы.
- 4. «Величание Масленицы»
- Участники:
- А мы Масленицу дожидали,
- Мы в окошечки выглядали,
- Сыром горушку укладали,
- Маслом горушку поливали,
- Чтобы горушки были катливы,
- Чтобы девушки были счастливы.
- Вот уж Масленица на двор въезжает,
- Широкая на двор въезжает.
- А мы девушки, её встречаем,
- А мы красные её привечаем.
- Дорогоая наша гостья Масленица,
- Авдотьюшка Изотьевна.
- Дуня белая, Дуня румяная.
- Коса длинная трёхаршинная,
- Лента алая двухполтинная,
- Платок беленький новомодненький,
- Брови чёрные наведённые.
- Приехала к нам на широк двор
- На горах покататься,
- В блинах поваляться,
- Сердцем потешиться.
- Вокруг Масоеницы заводится хоровод.
- Звучит песня «Ой, Масленица начинается»
- 5. «Заигрыш»
Вед: Масленица — это не только название праздника. Масленица — это ещё и имя очень древней богини плодородия, которая приносила в дом богатство, достаток и благополучие.
Участники:
К празднику Масленицы каждая хозяйка в своём доме изготавливала вот такую маленькую куклу Масленку.
В одной руке у этой куклы был блин — символ Масленицы, а в другой — помазок. Им смазывали сковороду маслом, когда пекли блины.
Таких кукол ставили в доме на подоконник или располагали на улице перед домом на шестах или колышках.
После праздника кукол Масленок не сжигали как большую общую соломенную Масленицу. Таких кукол отдавали детям, они становились детскими игрушками. (Во время рассказа детям показывают кукол Масленок)
Вед: Сейчас мы тоже попробуем с вами сделать кукол Масленок, но не таких ка вы видели в руках у девочек. Наши Масленки нарисованы на бумаге, а чтобы узнать, ка они выглядят, их нужно собрать из кусочков, как мозайку.
- Проводится конкурс «Собери Масленку». Во время проведения конкурса звучит весёланя народная песня»
- 6. «Лакомка»
- Участники:
- Широкая Масленица,
- Мы тобою хвалимся,
- На горах катаемся,
- Блинами объедаемся.
- Вот уж и впрямь говорят: «Без пирогов не именины, а без блинов не Масленица».
- Как на масленой неделе в потолок блины летели!
- Объедались блинами на Масленицу, да приговаривали: «Блин не клин — брюха не распорет»
Вед: Масленица без блинов совершенно немыслима. Пекли блинов огромное количество. сами наедались ими досыта, угощали гостей, соседей, знакомых и незнакомых людей. Блины стали любимой едой и оновным знаком (сомволом) Масленицы. Попробуем и мы «испечь» блины.
Проводятся конкурсы «Готовим тесто для блинов» и «Печём блины». (во время конкурсов звучит песня («Мы давно блинов не ели»)
7. «Рзгуляй»
Вед: Наш праздник становится всё веселее. Вот уже и дома не сидится. Весь народ высыпал на улицу.
А почему? Да потому, что какая же Масленица без забав и потех? А было их в масленичную неделю предостаточно: весёлые, шумные карусели, катания с ледяных гор, катания на тройках в расписных санях.
А для тех, кто хотел показать свою удаль были «Забавы» и посеръёзнее: взятие снежной крепости, кулачные бои, высокий ледёной столб. Пора и нам с вами на улицу!
Проводятся конкурсы. имитирующие масленичные забавы: «Конные бега», «Катания на санях», «Снежная крепость», «Катания на тройках», «Ледяной столб».
По завершению конкурсов исполняются массовые танцевальные игры (например, «Я не в три косы косила», «Светит месяц», «Ах вы, сени, мои сени» и др.), которые помогают воссоздать атмосферу шумных, весёлых масленичных гуляний.
- Во вресмя «гуляний» Масленицу выносят в центр площадки. Все участники праздника встают вокруг неё в хоровод, который ведётся под обрядовую песню «Масленая полизуха»
- 8. Вручение гостинцев
- Подводятся итоги конкурсов. Всем участникам праздника вручаются призы — «гостинцы от Масленицы»
- 9. «Прощание с Масленицей»
Вед: Вот так незаметно за обрядами да забавами пролетела масленичная неделя. Наступило время прощаться с Масленицей. Давайте все вместе поклонимся ей с благодарностью и скажем: » Масленица прощай, а на тот год опять приезжай!»
- Дети кланяются Масленице и повторяют вслед за ведущей слова. Запевается обрядовая песни «Ты прощай, прощай, наша Масленица»
- По окончании песни выстраивается масленичный поезд, который под песню «Едет Масленица дорогая» увозит масленицу из зала.
- Описание конкурсов.
- Конные бега
Для данного конкурса понадобится обычная палка и насаженная на неё картонная голова лошади. Сначала едет один седок, имитируя конный шаг, огибает флажок и передаёт коня другому участнику. Для усложения можно увеличивать количество седоков, а для смеху одного посадить задом наперёд.
Катание на санях
Для этого конкурса понадобятся обычные мешки, лучше пластиковые т.к. они хорошо скользят по поверхности. Участники разбиваются на «седоков» и «перевозчиков» везут игрока до поворотного флажка и обратно. Затем перекатывают следующего игрока.
- Строевой шаг
- Играющие разбиваются на пары, каждой паре завязывают ноги (правую ногу с левой ногой другого) пары «на трёх ногах» добегают до поворотного флажка и прибегают обратно.
- Мозайка
Каждой команде выдаются рисунки кукол масленок, разрезанные на части. Задачи участников собрать этот рисунок как можнол бустрее и точнее.
Месим тесто
В конкурсе учавствуют все дети По очереди команды должны называть по одному ингридиенту необходимому для приготовления блинов. За правильные ответы выдаются жетоны.
Печём блины
Из каждой команды выбираются по одному представителю. Им выдаются листы бумаги и ножницы. По команде ведущего участники должны выпезать самый большой и круглый блин. У кого получится лучше, тот и выйграл.
Столб
В качестве столба в этом конкурсе выступает шест с укреплённой на нём крестовиной, на которую навешиваются конверты с жетонами. Количество жетонов в конвертах может быть различно, некоторые конверты могут быть пустыми. От команд требуются по два представителя. пока звучит музыка, участники должны попытаться сорвать эти конверты. Когда музыка заканчивается, представители меняются.
Источник: http://www.openclass.ru/node/286629
Сценарий школьного мероприятия «Масленица»
Масленица в школе. Сценарий для 1-6 классов Терехова Кристина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Беляевской ООШ, г. Велиж.
Описание материала: Сценарий представляет собой конкурсно-игровую программу для детей младшего и среднего школьного возраста (1-6 классы).
Разработка будет полезна учителям, которые ответственны за внеклассную и воспитательную работу в школе, а также классным руководителям.
Содержит исторические данные о праздновании масленицы, то есть несет информативное и развлекательно-игровое значение.
- Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа через праздник «Масленица».
- Задачи:
- • Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
- • Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
- • Развитие творческих способностей учащихся.
- Ход мероприятия:
Ведущий: Да будут здравы, гости наши! Мы сегодня собрались, чтобы весело встретить праздник, проводить зиму и встретить весну, и традиции вспомнить старорусские. Вспомнить, как предки наши Масленицу праздновали.
Все ждут ее с нетерпением. Запасы сметаны и сыра у нас заготовлены были уж за неделю, да и про масло не забыли. Каждый день Масленой недели издавна имеет свое название и значение.
Неделя вся именовалась Широкая и честная боярыня Масленица,,.
Я предлагаю вам путешествие по всей неделе Масленицы. Начнем с первого дня, который называется «Встреча».
- Понедельник первый вечно
- и называется он «встреча»,
- В этот день Весну встречают,
- И блины печь начинают!
- (Дети вносят чучело)
- 2 девочки выходят ее встречать:
- Катя: Ой да Масленица, во двор приезжает,
- Наша щедрая во двор приезжает!
- А мы, девочки, ее же встретим,
- А мы, красные, ее же встретим!
- Вместе (напевая):
- Ах, да Масленица, отгости как тут недельку,
- Ах, да Масленица, отгости-ка здесь другую!
- Валя: (кланяясь чучелу) Масленица же ты кривошейка,
- Встречаем мы тебя хорошенько
- Блинами да караваями и вареничками вкусными!
- Вместе (напевая):
- Ах, да Масленица, отгости как тут недельку,
- Ах, да Масленица, отгости-ка здесь другую!
- (Танец в честь Масленицы в форме хоровода. Масленица находится в центре круга)
Ведущий: Как же мы весело и хорошо встретили Масленицу! Задобрили, приветили. Тем временем наступает день второй – «заигрыш».
- Не пора ли нам размяться
- Да с зимою поквитаться?
- Вспомним русские забавы,
- Чтоб блины вкуснее стали!
Традиционно на Масленицу проводились кулачные бои, чтобы силушкой померяться да народ повеселить. А ну-ка, молодцы-удальцы, не хотите ли померяться силушкой?
Конкурс 1 «Кулачки или же толкание»
Противоборствующие команды выстраиваются лицом к лицу, друг напротив друга. Расстояние между ними около полуметра. Когда подается сигнал, то они упираются друг в друга руками. Побеждает тот, кто затолкает противника назад, за определенную линию.
Конкурс 2 «Кто перетянет канат»
Конкурс 3 «Самый сильный»
Участвуют два человека. Каждому дается по половинке лимона и стакану (прозрачному). Кто больше выдавит сока, тот и победил. Проигравший выпивает надавленный сок.
- Ведущий: Наигрались, нарезвились
- И домой заторопились.
- Третий день сейчас настал
- «Лакомкой» его народ назвал.
Традиционным Масленичным блюдом являются блины. Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу: «Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев «. Блины на Масленицу пекут каждый день.
- Песня «Ой, блины, мои блины»
- Ведущий: Кто блинов уже наелся,
- На угощенья насмотрелся,
- Просим милости сюда –
- «Разгуляй» уж у двора!
Наступает день четвертый — «разгуляй». В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.
Конкурс 4. «Ряженые».
Создаются две команды по 3 человека. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.
Конкурс 5. «Петушки».
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих — вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)
Конкурс 6. «Снежки».
Выбирают 4 человека, делят их на пары. У одного в руках урна, у другого – 10 снежков (шариков или мячиков). Чья пара больше набросает в урну снежков, та и выигрывает. Расстояние между урной и снежками 1,5-2 метра.
- Ведущий: Завтра будет день попроще,
- Если кто имеет тёщу,
- Пусть для проводов зимы
- К тёще едет на блины!
На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины». Тёща – это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.
Наступает пятый день – тёщины вечерки!
Танец «Барыня»
Ведущий: На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «золовка» — это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой. Наступает день шестой — «золовкины посиделки». А что принято делать на посиделках? Себя развлекать да людей веселить!
Конкурс 7. «Достать приз».
Участники — два человека. По команде участники начинают ползти по полу. Кто первый доползет да приза, тот и победил.
Конкурс 8. «Горячий блин»
Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка.
Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает.
Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.
Конкурс частушек.
Каждому участнику раздается карточка с частушкой. Выбирается самое задорное исполнение.
- Ведущий: У воскресенья званий много,
- Но скажем лишь одно мы,
- Прощенное зовется воскресенье,
- И просят все друг у друга прощения!
В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, после чего со спокойной душой весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. (Дети построились в 2 шеренги)
- Одна шеренга:
- Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.
- Другая шеренга:
- Да простит тебя Бог, и я прощаю.
- Все кланяются друг другу.
- Разжигают костёр, сжигают Масленицу)
- Песня «Эх, масленица, да ты красавица»
- Литература:
Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии», М.: Рольф, 2000.
Источник: http://www.testsoch.info/scenarij-shkolnogo-meropriyatiya-maslenica/